Научная статья на тему 'Развитие способности к пониманию невербального поведения в юношеском возрасте'

Развитие способности к пониманию невербального поведения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
960
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / невербальное поведение / невербальная коммуникация / коммуникативный навык / тренинг / формирование умений. / communication / nonverbal behaviour / nonverbal communication / communicative skill / training / skills development.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ю. П. Кошелева, П. Г. Кузнецова

В статье описывается исследование способности к интерпретации невербального поведения и обучению старшеклассников лучшему пониманию невербального поведения при помощи тренинга. Понимание невербального поведения является частью коммуникативного навыка, который необходимо приобрести подросткам и молодым людям в процессе обучения. Подростковый и юношеский возраст является сензитивным для обучения установлению контакта с окружающими взрослыми и личностного самоопределения. Обучение старшеклассников при помощи тренинга упрощает процесс усвоения материала и не перегружает школьника большим объемом информации. Тренинг по своей структуре предполагает наличие небольшой информации, которой участнику тренинга должно хватить для понимания сути его модуля или изучаемого аспекта. Следующим преимуществом тренинга является наличие практической части, т. е. упражнений, с помощью которых происходит отработка полученных теоретических знаний. В итоге участник тренинга быстрее овладевает практическим навыком и успешнее применяет его на практике. Эти основные параметры тренинга делают его очень удобным для обучения старшеклассников в силу некоторых факторов, таких как концентрация внимания – школьник не устает от продолжительной лекции о приобретаемом навыке, и смена деятельности, которая способствует улучшению запоминания материала, так как после теории идет практика, и наоборот. В исследовании приняли участие 34 школьника, ученики 11-х классов, которые были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную. Целью исследования было повышения уровня понимания подростками невербального поведения после их обучения при помощи тренинга. Для исследования специально разрабатывался тренинг, в котором учитывалось влияние разных внешних факторов, таких как возраст, профессиональная деятельность (ориентация на дальнейшее обучение в вузах) и базовых правил понимания невербального поведения, выявленных после анализа литературы. Изучение влияния внешних факторов, таких как пол,возраст,профессия,психические заболевания и др.,давали больше понимания того, на что стоит обращать внимание в первую очередь, так как тренинг имеет ограничения по времени. Учет особенностей юношеского возраста также оказывал влияние на составление упражнений и выбор теоретического материала тренинга. В результате упражнения тренинга были подобраны таким образом, чтобы совместить в себе особенности данного возраста, точнее, общения, ознакомления участников тренинга с базовыми правилами интерпретации невербального поведения с учетом их возрастных возможностей. Для определения первоначального уровня понимания подростками невербального поведения и определения их прогресса использовалась методика В.А.Лабунской для диагностики уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения. Расчеты данных проводились при помощи t-критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок, а также критерия МакНемара. В результате данные показали наличие значимых различий до и после тренинга в экспериментальной группе (p≤0,001). Полученные результаты свидетельствовали о том, что в экспериментальной группе, с которой проводился тренинг, было выявлено повышение уровня понимания невербального поведения, что, в свою очередь, могло способствовать развитию коммуникативного навыка подростков. В контрольной группе значимых изменений не выявлено. Дополнительно проводился анализ эмоций, которые испытуемые определили в одном из заданий методики В. А. Лабунской. Выявлены значимые различия в экспериментальной группе по двум эмоциям: гнев (p=0,008) и печаль (p=0,002). Полученные данные свидетельствовали о том, что с помощью тренинга у испытуемых улучшилось понимание отдельных эмоций, что содействовало развитию способности интерпретировать невербальное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ABILITY TO UNDESTAND NONVERBAL BEHAVIOR BY ADOLESCENTS

The article describes a study on interpreting skills and teaching adolescents better understanding of nonverbal behavior through training. Understanding of nonverbal behavior is part of a communicative skill that is important for adolescents to get to be taught because this age period can be sensitive for learning to build contact with surrounding adults and personal self-determination. Teaching teenagers through the training simplifies the process of assimilation of material and does not overload the adolescent with a large amount of theoretical information. Training assumes in its structure the existence of a small amount of theoretical information that should be enough to understand the essence of its module or the studied aspect. The next advantage of the training is the presence of a practical part. It is exercises, through which the participants of the training can improve practically the obtained theoretical knowledge. As a result, the participant of the training quickly learns the practical skills and successfully applies them in practice. These basic parameters of the training make it very convenient for teaching teenagers due to some factors, such as concentration of attention, the adolescent does not get tired of a long lecture about the acquired skill, and a change in activity that helps improve the memorization of the material because there is practice after the theory and vice versa. The study involved 34 pupils, 11th grade students. They were divided into two groups, experimental and control. The aim of the study was to increase the level of adolescents' understanding of nonverbal behavior after teaching them through the training. The special training was developed for the study. It took into account the influence of various external factors, such as age, professional activity (orientation to further education in higher education institutions) and basic rules for understanding the nonverbal behavior revealed after analysis of the literature. Studying the influence of external factors such as gender, age, profession, mental illness, etc. gives more insight into what should be emphasized in the first place, since the training has time limits. Also peculiarities of adolescents’ age influence on compilation of exercises and selection of theoretical training material. As a result, the training exercises combine the characteristics of adolescence, or rather its communication, introduce the participants of the training to basic rules for interpreting nonverbal behavior, all within the framework of their age possibilities. The method to diagnose the level of development of the ability to adequately interpret nonverbal behavior by V. A. Labunskaya was used to determine the initial level of understanding of nonverbal behavior by adolescents and their progress. Data calculations were carried out using Student's T-test for dependent and independent samples, as well as the McNemar test. As a result, the data showed significant differences before and after the training in the experimental group (p≤0,001). The obtained results indicate an increase in the level of understanding of nonverbal behavior in the experimental group. The increase in the level of understanding of nonverbal behavior, in turn, can contribute to the development of the communicative skill of adolescents. There were no significant changes in the control group. In addition, the authors analyzed the emotions that adolescents identified in one of V. A. Labunskaya assignments method. It is found out significant results of two emotion groups: anger (p=0,008) and sadness (p=0,002) in the experimental group. The findings proved that with the help of training the adolescents learnt better understanding some emotions what caused to promote the development of the ability to interpret nonverbal behavior.

Текст научной работы на тему «Развитие способности к пониманию невербального поведения в юношеском возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Ю. П. Кошелева, П. Г. Кузнецова

Кошелева Ю. П., кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогической антропологии института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ; е-таЛ: yu.p.kosheLeva@gmaiL.com

Кузнецова П. Г., бакалавр психологии; е-та^ kyznecovapoLina@bk.ru

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПОНИМАНИЮ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье описывается исследование способности к интерпретации невербального поведения и обучению старшеклассников лучшему пониманию невербального поведения при помощи тренинга. Понимание невербального поведения является частью коммуникативного навыка, который необходимо приобрести подросткам и молодым людям в процессе обучения. Подростковый и юношеский возраст является сензитивным для обучения установлению контакта с окружающими взрослыми и личностного самоопределения. Обучение старшеклассников при помощи тренинга упрощает процесс усвоения материала и не перегружает школьника большим объемом информации. Тренинг по своей структуре предполагает наличие небольшой информации, которой участнику тренинга должно хватить для понимания сути его модуля или изучаемого аспекта. Следующим преимуществом тренинга является наличие практической части, т. е. упражнений, с помощью которых происходит отработка полученных теоретических знаний. В итоге участник тренинга быстрее овладевает практическим навыком и успешнее применяет его на практике. Эти основные параметры тренинга делают его очень удобным для обучения старшеклассников в силу некоторых факторов, таких как концентрация внимания -школьник не устает от продолжительной лекции о приобретаемом навыке, и смена деятельности, которая способствует улучшению запоминания материала, так как после теории идет практика, и наоборот.

В исследовании приняли участие 34 школьника, ученики 11-х классов, которые были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную. Целью исследования было повышения уровня понимания подростками невербального поведения после их обучения при помощи тренинга. Для исследования специально разрабатывался тренинг, в котором учитывалось влияние разных внешних факторов, таких как возраст, профессиональная деятельность (ориентация на дальнейшее обучение в вузах) и базовых правил понимания невербального поведения, выявленных после анализа литературы. Изучение влияния внешних факторов, таких как пол, возраст, профессия, психические заболевания и др., давали больше понимания

того, на что стоит обращать внимание в первую очередь, так как тренинг имеет ограничения по времени. Учет особенностей юношеского возраста также оказывал влияние на составление упражнений и выбор теоретического материала тренинга. В результате упражнения тренинга были подобраны таким образом, чтобы совместить в себе особенности данного возраста, точнее, общения, ознакомления участников тренинга с базовыми правилами интерпретации невербального поведения с учетом их возрастных возможностей.

Для определения первоначального уровня понимания подростками невербального поведения и определения их прогресса использовалась методика В.А. Лабун-ской для диагностики уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения. Расчеты данных проводились при помощи t-критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок, а также критерия МакНемара. В результате данные показали наличие значимых различий до и после тренинга в экспериментальной группе (p^0,001). Полученные результаты свидетельствовали о том, что в экспериментальной группе, с которой проводился тренинг, было выявлено повышение уровня понимания невербального поведения, что, в свою очередь, могло способствовать развитию коммуникативного навыка подростков. В контрольной группе значимых изменений не выявлено.

Дополнительно проводился анализ эмоций, которые испытуемые определили в одном из заданий методики В. А. Лабунской. Выявлены значимые различия в экспериментальной группе по двум эмоциям: гнев (p=0,008) и печаль (p=0,002). Полученные данные свидетельствовали о том, что с помощью тренинга у испытуемых улучшилось понимание отдельных эмоций, что содействовало развитию способности интерпретировать невербальное поведение.

Ключевые слова: общение; невербальное поведение; невербальная коммуникация; коммуникативный навык; тренинг; формирование умений.

Yu. P. Kosheliva

PhD (PsychoLogy), Associate Professor, Department of PsychoLogy and Pedagogical. AnthropoLogy, Institute of the Humanities and AppLied sciences, MSLU; e-maiL: yu.p.kosheLeva@gmaiL.com

P. G. Kuznetcova

bacheLor of PsychoLogy; e-maiL: kyznecovapoLina@bk.ru

DEVELOPMENT OF THE ABILITY TO UNDESTAND NONVERBAL BEHAVIOR BY ADOLESCENTS

The articLe describes a study on interpreting skiLLs and teaching adoLescents better understanding of nonverbaL behavior through training. Understanding of nonverbaL behavior is part of a communicative skiLL that is important for adoLescents to get to be taught because this age period can be sensitive for Learning to buiLd contact with surrounding aduLts and personaL seLf-determination.

Teaching teenagers through the training simpLifies the process of assimilation of materiaL and does not overLoad the adoLescent with a Large amount of theoreticaL information. Training assumes in its structure the existence of a smaLL amount of theoreticaL information that shouLd be enough to understand the essence of its moduLe or the studied aspect. The next advantage of the training is the presence of a practicaL part. It is exercises, through which the participants of the training can improve practicaLLy the obtained theoreticaL knowLedge. As a resuLt, the participant of the training quickLy Learns the practicaL skiLLs and successfuLLy appLies them in practice. These basic parameters of the training make it very convenient for teaching teenagers due to some factors, such as concentration of attention, the adoLescent does not get tired of a Long Lecture about the acquired skiLL, and a change in activity that heLps improve the memorization of the materiaL because there is practice after the theory and vice versa.

The study invoLved 34 pupiLs, 11th grade students. They were divided into two groups, experimentaL and controL. The aim of the study was to increase the LeveL of adoLescents' understanding of nonverbaL behavior after teaching them through the training. The speciaL training was deveLoped for the study. It took into account the infLuence of various externaL factors, such as age, professionaL activity (orientation to further education in higher education institutions) and basic ruLes for understanding the nonverbaL behavior reveaLed after anaLysis of the Literature. Studying the infLuence of externaL factors such as gender, age, profession, mentaL iLLness, etc. gives more insight into what shouLd be emphasized in the first pLace, since the training has time Limits. ALso pecuLiarities of adoLescents' age infLuence on compiLation of exercises and seLection of theoreticaL training materiaL. As a resuLt, the training exercises combine the characteristics of adoLescence, or rather its communication, introduce the participants of the training to basic ruLes for interpreting nonverbaL behavior, aLL within the framework of their age possibiLities.

The method to diagnose the LeveL of deveLopment of the abiLity to adequateLy interpret nonverbaL behavior by V. A. Labunskaya was used to determine the initiaL LeveL of understanding of nonverbaL behavior by adoLescents and their progress. Data caLcuLations were carried out using Student's T-test for dependent and independent sampLes, as weLL as the McNemar test. As a resuLt, the data showed significant differences before and after the training in the experimentaL group (p^0,001). The obtained resuLts indicate an increase in the LeveL of understanding of nonverbaL behavior in the experimentaL group. The increase in the LeveL of understanding of nonverbaL behavior, in turn, can contribute to the deveLopment of the communicative skiLL of adoLescents. There were no significant changes in the controL group.

In addition, the authors anaLyzed the emotions that adoLescents identified in one of V. A. Labunskaya assignments method. It is found out significant resuLts of two emotion groups: anger (p=0,008) and sadness (p=0,002) in the experimentaL group. The findings proved that with the heLp of training the adoLescents Learnt better understanding some emotions what caused to promote the deveLopment of the abiLity to interpret nonverbaL behavior.

Key words: communication; nonverbaL behaviour; nonverbaL communication; communicative skiLL; training; skiLLs deveLopment.

Введение

Для лучшего понимания человека человеком необходимо уметь распознавать знаки вербального и невербального поведения. Причем, если слова можно подготовить заранее и наполнить их определенным смыслом, то жесты, мимику и другие проявления невербального поведения полностью отточить могут только те, чья профессия связана с владением телом (например, актеры, танцовщики). При этом у людей, имеющих другие профессии, большее количество информации приходится именно на невербальное общение. Поэтому неслучайно интерес к сфере невербального поведения существовал с давних времен, а предметом анализа стал с зарождением наук, непосредственно заинтересованных в распознавании истинных намерений человека (юриспруденция, экономика, менеджмент, а позднее социология и психология). Изучения невербального аспекта общения людей началось с изучения физиогномики, а затем дополнялось новыми сведениями из других источников. Особое внимание ученые стали уделять невербальному проявлению эмоций человека как индикатору значимости для человека того или иного события в его жизни. В результате интерес к пониманию невербального поведения объединил разные области психологии, в первую очередь, общую и социальную психологию.

Большое количество исследований в области невербального поведения приходится на период второй половины прошлого столетия. В это время ученые сумели доказать универсальность базовых эмоций, с помощью современных средств создали тестовые и другие методики для изучения уровня понимания людьми невербального поведения окружающих, изучали разные факторы влияющие на понимание людьми невербального поведения друг друга и т. п. Попытки ученых создать «словарь» невербального языка, предпринятые еще физиогномистами, не увенчались успехом, так как понять этот «язык» трудно в силу его вариативности и зависимости от ситуации, индивида, культуры, контекста или задачи проектирования [Кошелева 2016а, Кошелева 2016б].

Несмотря на вариативность невербального поведения во взаимодействии с людьми оно выполняет ряд функций. Полифункциональность невербального поведения отмечают разные ученые, каждый из которых выделяет свои функции, но в целом все функции схожи у разных авторов. Например, В. А. Лабунская выделяет 15 функций

невербального общения (создание образа партнера, регуляция пространственно-временных параметров общения, идентификация партнера по общению, маскировка, социальная стратификация и показатель статусно-ролевых отношений и т. д.) [Лабунская 1986]; схожие функции выделяют А. Кендон, А. Шефлен, А. Дитман и Л. Леве-лин [цит. по Лабунская 1999; Меграбян 2001]. П. Экман и У. Фризен выделяют функции невербального поведения в зависимости от его видов: 1) символы (эмблемы) - невербальные действия, которые имеют точный перевод; 2) иллюстраторы - являются в некотором смысле частью речи и выполняют функцию акцентирования; 3) аффекторы -выражают эмоции и чувства; 4) регуляторы, они помогают начать и закончить речь и т. п.; 5) адаптеры / манипуляторы - действия, способствующие уменьшению или снятию внутреннего напряжения, связанного с реакцией тела в ответ на воздействие среды (почесывание, кусание губ и т. п.) [Меграбян 2001; Ekman, Friesen 1977].

Концентрация на отдельной функции невербального поведения соотносится с изучением одной из структур невербального поведения (оптико-кинетическая, тактильно-кинестезическая, акустическая, ольфакторная). Изучение учеными отдельной структуры позволяет проводить углубленный анализ ее функционирования. Исследования в рамках одной или нескольких структур помогают решать проблему кодирования и декодирования невербального поведения. Однако среди исследователей нет единого мнения о наличии «универсального» кода невербального общения. Со времен Ч. Дарвина, который первый описал сходство базовых эмоций и животных и человека, или даже раньше ученые описывают невербальные действия, представляя их в виде «толкового словаря». Такое их представление подсказывает дальнейшее направление поисков и дает лишь предварительное знание о проблеме, а не ее полное решение [Дарвин 2001]. Использование современных технологий в исследованиях и большая вариативность стимульного материала показывают, что существуют универсальные элементы невербального поведения, которые могут быть представлены как код, но есть также и элементы, которые сложно адекватно записать, что усложняет их практическое применение.

Занимаясь изучением проблемы кодирования и декодирования невербального поведения, исследователи применяют разные способы измерения уровня способности своих испытуемых к кодированию и декодированию невербальных действий, а также изучают влияние

различных факторов (возраст, пол, жизненные условия, психические заболевания и т. п.) на улучшение или ухудшение этой способности. Самыми популярными для изучения уровня способности кодировать и декодировать являются тесты. Разработано большое количество тестов, как за рубежом, так и в России (PONS Р. Розенталя, FACS П. Экмана, Методика диагностики уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения В. А. Лабун-ской) [Лабунская 2009; Ekman, Friesen, Ancoli 1980; Rosenthal et. al. 2013]. Применение тестовых методик имеет свои плюсы и минусы. Плюс в том, что они измеряют уровень способности к расшифровке невербальных сигналов, а минус - в том, что человек может натренироваться решать задания конкретного теста, что исказит данные исследования. При выполнении теста также большую роль играют индивидуальные особенности испытуемого: одни лучше дают оценку через мимику, другие через голосовые сигналы и т. п. Исследователю важно учитывать множество факторов, влияющих на понимание невербального поведения. Исследования В. А. Лабунской показали, что существуют возрастные изменения уровня способности понимать невербальное поведение [Лабунская 1989; Лабунская 1999; Лабунская 2009]. Правда, ее исследование касалось способности взрослых понимать невербальное поведения, влияние возраста на способность детей в этой сфере отследить сложнее, так как их понимание невербальных сигналов отличается от взрослых. Влияние гендера на качество понимания невербального поведения тоже не имеет однозначного ответа [Noller 1980; Sabatelli, Buck, Dreyer 1982]. В исследованиях, где акцент делался на половых различиях, можно увидеть, что женщины обращали внимание на внешность и они проявляли эмпатию в большей степени, чем мужчины, а мужская половина испытуемых лучше распознавала доминантность и гнев. Кроме того, есть исследования, где установлено, что супружеские пары лучше понимали невербальное поведение друг друга, чем сторонние наблюдатели.

При изучении влияния жизненных аспектов (например, профессии или материнства) и психологического здоровья в исследованиях выявлено влияние этих факторов на понимание и кодирование невербального поведения. Так, например, люди с психическими заболеваниями или те, кто перенес психологическую травму в детстве, сложнее понимают и кодируют невербальные сигналы [Жежелевская, Подпругина 2012; Подпругина, Блинникова 2002].

Алкоголь и наркотические вещества также ухудшают декодирование невербального поведения.

Человек находится в окружении других людей в течение всей своей жизни, и умение находить и устанавливать контакты с окружающими очень важное умение. Наблюдение за людьми с целью научиться понимать их язык тела без необходимых знаний совершить очень трудно. Нужные знания человек может получить разными способами. Большинство людей умеют понимать язык тела окружающих в связи со своей работой, но эти знания узкоспециализированы, и человек «читает» другого только в рамках своей профессиональной деятельности, а в повседневном общении практически не использует эти знания в силу разных обстоятельств. Хотя знание основ невербальной коммуникации оказывает очень хорошую помощь в повседневном общении, немногие люди знают, как правильно понимать и интерпретировать язык тела партнера по общению.

Необходимость обучения людей невербальному общению очевидна. У обучения людей понимать и правильно применять знания по невербальной коммуникации есть свои плюсы, такие как, например, правильная интерпретация поведения близкого окружения человека, что сводит число межличностных конфликтов к минимуму, так же как и знание культурных аспектов невербального поведения уменьшает недопонимание между людьми разных культур и снижает количество социальных конфликтов. Имея базовые знания в сфере невербального общения, человек может дальше совершенствоваться самостоятельно, так как он знает свои сильные стороны, на какую структуру (оптическую, тактильную и т.п.) ему стоит больше опираться, чтобы понять другого человека. Вместе с тем обучение дает человеку понимание того, что невербальная коммуникация не едина для всех людей, что в ней есть и универсальные аспекты, и культурно-обусловленные.

Цель исследования - выявить начальный уровень способности распознавать невербальное поведение подростками и повысить этот уровень с помощью тренинга.

Методы

На наш взгляд, для обучения невербальной коммуникации и пониманию невербального поведения лучше всего подходит тренинг. Этот метод совмещает в себе усвоение теоретических основ выбранной темы, благодаря чему человек может получить необходимый

минимум знаний, и выполнение практических упражнений, где человек под руководством опытного тренера приобретает соответствующие умения и отрабатывает полученные навыки, исправляет ошибки и получает обратную связь не только от тренера, но и от других участников. Такой подход повышает эффективность его обучение и ведет к совершенствованию умений.

Разработка тренинга с учетом вышеупомянутых факторов, функций и других внешних влияний стала нашей задачей в течение всего исследования. Необходимо было учитывать первоочередной важный фактор - возрастную группу испытуемых, состоящую из подростков, старших школьников. Для подростков общение является основным видом деятельности. В этот возрастной период через общение со сверстниками и окружающими взрослыми формируется мировоззрение ребенка, поэтому при создании упражнений тренинга уделялось особое внимание упражнениям, помогающим установить контакт и поддерживать его. При разработке тренинга также учитывались такие факторы, как время проведения тренинга, учитывались интересы и выбор дальнейшего обучения выпускников в вузах. Упражнения тренинга являются неотъемлемой частью обучения. Они привлекают подростков к проблеме интерпретации невербального поведения, формируют соответствующее умение, повышают эффективность коммуникации. Учебный и игровой характер упражнений способствуют их лучшему усвоению.

Разработанный тренинг для подростков направлен на интерпретацию невербального поведения окружающих людей. Он включает в себя такие аспекты коммуникации, как знания об участниках коммуникации, о ситуации и цели контакта, обращению внимания на поведение участников коммуникации (кто что делает и как себя ведет), а также частоту и продолжительность такого поведения. Данные аспекты, предложенные М. Нэппом и Дж. Холлом в книге по невербальной коммуникации, являются необходимыми во время общения знаниями для улучшения понимания невербального поведения и сведению ошибок интерпретации к минимуму [Нэпп, Холл 2014].

Основной метод исследования - формирующий эксперимент, где независимой переменной является воздействие на старшеклассников с помощью тренинга, а зависимой - способность к пониманию невербального поведения в юношеском возрасте.

С целью диагностики коммуникативных умений до и после обучения и способности к интерпретации невербального поведения использовались методика «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» В. А. Лабун-ской и «Тест-опросник коммуникативных умений» Л. Михельсона.

Результаты и их обсуждение (описание исследования)

В исследовании приняли участие 34 школьника из двух классов (классы: 11 А и 11 Б), которые были разделены на естественные группы - экспериментальную и контрольную. Возраст участников исследования - 16-17 лет. Юношеский возраст является следующей возрастной ступенью после подросткового, и, по нашему мнению, в большей степени отражает уровень развития способности интерпретировать невербальное поведение. До проведения тренинга в экспериментальной группе, обе группы были протестированы с помощью двух методик, указанных выше, для определения начального уровня развития коммуникативных умений и способности интерпретировать невербальное поведение у юношей и девушек.

Мы предположили, что тренинг должен повысить уровень развития способности к интерпретации невербального поведения в экспериментальной группе. С помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок сравнивались первичные данные обеих групп, статистически значимых различий на начальном этапе выявлено не было. Это говорит о том, что уровень развития коммуникативного навыка и способности интерпретировать невербальное поведение в группах примерно одинаков (см. рис. 1).

После измерения начального уровня работа велась с экспериментальной группой. В группе проводился тренинг невербальной коммуникации, который включал в себя три модуля, посвященных контакту глаз и дистанции, эмоциям и подстройке.

Затем, спустя две недели, проводилось повторное тестирование в группах для определения конечных результатов. С помощью 1;-критерия Стьюдента для независимых выборок были выявлены значимые различия (р<0,05) по измеряемым показателям между группами испытуемых. Это говорит о том, что тренинг способствовал повышению уровня развития способности интерпретировать невербальное поведение (см. рис. 2).

Различия между экспериментальной и контрольной группами до тренинга

120

Уровень развития Коммуникация Коммуникация способности сверстники взрослые

■ 11 А ■ 11 Б

Рис. 1. Различия показателей между группами до тренинга

Различия между экспериментальной и контрольной группами после тренинга

II ■■ и

Уровень развития Коммуникация Коммуникация способности сверстники взрослые

■ 11 А ■ 11 Б

Рис. 2. Различия показателей групп после тренинга

Также после тренинга проводились расчеты различий внутри экспериментальной группы с целью наглядно увидеть прирост в развитии способности. Значимость различий рассчитывалась с помощью ^критерия Стьюдента для зависимых выборок. В экспериментальной группе обнаружена значимость различий между данными до и после исследования по измеряемым показателям (уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения и коммуникативный навык) (р<0,001). Это говорит о том, что после

140 120 100 80 60 40 20 0

проведения тренинга первоначальный уровень развития изучаемой способности отличается у испытуемых от конечного, т. е. наблюдается повышение последнего после тренинга (см. рис. 3).

Различия внутри экспериментальной группы до/после тренинга

150

Уровень развития Коммуникация Коммуникация способности сверстники взрослые

■ До ■ После

Рис. 3. Различия показателей внутри группы до и после тренинга

В контрольной группе значимых различий между данными до / после нет (р>0,05). Это говорит о том, что из-за отсутствия обучения воздействия не было, и повышения уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения не произошло.

Дополнительно проводился анализ распознавания эмоций, которые испытуемые должны были определить в одном из заданий методики В. А. Лабунской с целью выяснения, какие эмоции испытуемые узнают на начальном этапе и какие научились определять после обучения. Если испытуемый правильно определял эмоцию, то ему присуждался 1 балл, если нет, то 0. С помощью критерия МакНемара были составлены таблицы сопряженности, состоящие из данных до и после обучения. Выявлены значимые различия в экспериментальной группе по двум эмоциям: гнев (р=0,008) и печаль (р=0,002). Полученные данные говорят о том, что с помощью тренинга у испытуемых улучшилось понимание отдельных эмоций, что способствовало повышению их уровня развития способности интерпретации невербального поведения (см. рис. 4).

Рис. 4. Распознавание эмоций экспериментальной группой

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что основное наше предположение о повышении уровня развития способности понимать невербальное поведение с помощью тренинга подтвердилось. Уровень развития способности интерпретировать невербальное поведение стал выше у участников экспериментальной группы, что, как показывают полученные результаты, повлияло и на общий показатель коммуникативных умений испытуемых. Выявленные при анализе литературы факторы, влияющие на улучшение или ухудшение понимания невербального поведения, стимулируют нас к дальнейшему изучению данного феномена и его влияния с учетом культурного контекста. Мы планируем разработать тренинг для иностранных студентов, где учтем влияния внешних факторов, с целью повышения их коммуникативной компетентности и лучшей адаптации в российских вузах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб. : Питер, 2001. 384 с.

Жежелевская А. А., ПодпругинаВ. В. Исследование значимых психологических факторов в успешности распознавания эмоций в устной иноязычной речи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и Педагогические науки. 2012. № 7 (640). С. 108-121.

Кошелева Ю. П. Наследие Л. С. Выготского в зарубежной психологии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и Педагогические науки. 2016а. № 1 (763). С. 77-94. URL: vestnik-mslu.ru/Vest-2016/1_763_obr.pdf

Кошелева Ю. П. Проектная деятельность как условие развития педагогической деятельности в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и Педагогические науки. 20166. №8 (747). С. 73-84. URL: vestnik-mslu.ru/Vest-2016/8_747.indd.pdf

Лабунская В. А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М. : МГУ, 1989. 45 с.

Лабунская В. А. Невербальное поведение: структура и функции. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов : Изд-во Ростовского ун-та, 1986. С. 5-35.

Лабунская В. А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : ИП, 2009. С. 228-263.

Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д : Феникс, 1999. 608 с.

Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб. : Речь, 2001. 256 с.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение / пер. с англ. 7-е изд. СПб. : Питер, 2014. 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)

Подпругина В. В., Блинникова И. В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 31-44.

Ekman P., Friesen W. Nonverbal behavior // Communication and Social Interaction. 1977. P. 37-46.

Ekman P., Friesen W., Ancoli S. Facial Signs of Emotional Experience // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 39 No. 6. Р. 1125-1134.

Noller P. Misunderstandings in Marital Communication: A Study of Couples' Nonverbal Communication // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 39. No. 6. Р. 1135-1148.

Rosenthal R. [et. al.]. Profile of Nonverbal Sensitivity (PONS Test): MANUAL / Rosenthal R., Hall J.A., DiMatteo M. R., Rogers P. L., and Archer Dane. 2013. 57 p.

Sabatelli R. M., BuckR., Dreyer A. Nonverbal Communication Accuracy in Married Couples: Relationship with Marital Complaints // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 43. No. 5. P. 1088-1097.

REFERENCES

Darvin Ch. O vyrazhenii jemocij u cheloveka i zhivotnyh. SPb. : Piter, 2001. 384 s.

Zhezhelevskaja A.A., Podprugina V. V. Issledovanie znachimyh psihologicheskih faktorov v uspeshnosti raspoznavanija jemocij v ustnoj inojazychnoj rechi // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i Pedagogicheskie nauki. 2012. № 7 (640). S. 108-121.

Kosheleva Ju. P. Nasledie L. S. Vygotskogo v zarubezhnoj psihologii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i Pedagogicheskie nauki. 2016a. № 1 (763). S. 77-94. URL: vestnik-mslu.ru/ Vest-2016/1_763_obr.pdf

Kosheleva Ju. P. Proektnaja dejatel'nost' kak uslovie razvitija pedagogicheskoj dejatel'nosti v vuze // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i Pedagogicheskie nauki. 2016b. №8 (747). S. 73-84. URL: vestnik-mslu.ru/Vest-2016/8_747.indd.pdf

Labunskaja V.A. Interpretacija neverbal'nogo povedenija v mezhlichnostnom obshhenii: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. M. : MGU, 1989. 45 s.

Labunskaja V.A. Neverbal'noe povedenie: struktura i funkcii. Neverbal'noe povedenie (social'no-perceptivnyj podhod). Rostov : Izd-vo Rostov. un-ta, 1986. S. 5-35.

Labunskaja V.A. Teoretiko-jempiricheskie osnovanija sozdanija metodiki «Diagnostika urovnja razvitija sposobnosti k adekvatnoj interpretacii neverbal'nogo povedenija» i ee modifikacij // Social'nyj i jemocional'nyj intellekt. Ot processov k izmerenijam / pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. M. : IP, 2009. S. 228-263.

Labunskaja V.A. Jekspressija cheloveka: obshhenie i mezhlichnostnoe poznanie. Rostov-n/D : Feniks, 1999. 608 s.

Megrabjan A. Psihodiagnostika neverbal'nogo povedenija. SPb. : Rech', 2001. 256 s.

Njepp M., Holl Dzh. Neverbal'noe obshhenie / per. s angl. 7-e izd. SPb. : Piter, 2014. 464 s.: il. (Serija «Mastera psihologii»)

Podprugina V. V., Blinnikova I. V. Mental'nye reprezentacii jemocij u uchashhihsja obshheobrazovatel'noj shkoly i shkoly iskusstv // Psihologicheskij zhurnal. 2002. T. 23. № 3. S. 31-44.

Ekman P., Friesen W. Nonverbal behavior // Communication and Social Interaction. 1977. P. 37-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ekman P., Friesen W., Ancoli S. Facial Signs of Emotional Experience // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 39 No. 6. R. 1125-1134.

Noller P. Misunderstandings in Marital Communication: A Study of Couples' Nonverbal Communication // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 39. No. 6. R. 1135-1148.

Rosenthal R. [et. al.]. Profile of Nonverbal Sensitivity (PONS Test): MANUAL / Rosenthal R., Hall J. A., DiMatteo M. R., Rogers P. L., and Archer Dane. 2013. 57 p.

Sabatelli R. M., BuckR., Dreyer A. Nonverbal Communication Accuracy in Married Couples: Relationship with Marital Complaints // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 43. No. 5. P. 1088-1097.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.