Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ МАСС МЕДИА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

РАЗВИТИЕ СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ МАСС МЕДИА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЯ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУТБОЛ / СТАДИОНЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЧЕМПИОНАТ / БОЛЕЛЬЩИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Ткаченко Николай Иванович

В статье рассматривается совокупные характеристики, являющимися индикаторами потенциального развития спорта в России. Также рассматриваются механизмы, на основе которых можно эффективно осуществлять развитие массового спорта и физкультуры в нашем государстве. Такими механизмами является строительства современной спортивной инфраструктуры и продвижения культуры спорта в общество через средства массовой информации. Особое значение уделяется пропаганды здорового образа жизни у молодежи через занятие спортом и физкультурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Ткаченко Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPORTS IN MODERN RUSSIA THROUGH MASS MEDIA: PSYCHOLOGICAL ASPECTS

The article considers the aggregate characteristics that are indicators of the potential development of sports in Russia. The mechanisms on the basis of which it is possible to effectively carry out the development of mass sports and physical culture in our state are also considered. Such mechanisms are the construction of a modern sports infrastructure and the promotion of the culture of sports in society through the media. Special attention is paid to the promotion of a healthy lifestyle among young people through sports and physical education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ МАСС МЕДИА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_80

РАЗВИТИЕ СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ МАСС МЕДИА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ DEVELOP SPORTS IN MODERN RUSSIA THROUGH THE MASS MEDIA.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev pv@mail.ru;

ТКАЧЕНКО Николай Иванович,

кандидат юридических наук, доцент института кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: Tkachenkonikolaj1953@mail.com;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

TKACHENKO Nikolai Ivanovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: Tkachenkonikolaj1953@mail.com

Краткая аннотация: В статье рассматривается совокупные характеристики, являющимися индикаторами потенциального развития спорта в России. Также рассматриваются механизмы, на основе которых можно эффективно осуществлять развитие массового спорта и физкультуры в нашем государстве. Такими механизмами является строительства современной спортивной инфраструктуры и продвижения культуры спорта в общество через средства массовой информации. Особое значение уделяется пропаганды здорового образа жизни у молодежи через занятие спортом и физкультурой.

Abstract: The article considers the aggregate characteristics that are indicators of the potential development of sports in Russia. The mechanisms on the basis of which it is possible to effectively carry out the development of mass sports and physical culture in our state are also considered. Such mechanisms are the construction of a modern sports infrastructure and the promotion of the culture of sports in society through the media. Special attention is paid to the promotion of a healthy lifestyle among young people through sports and physical education.

Ключевые слова: Средства массовой информации; психология; телевидения; спорт; физическая культура; футбол; стадионы; инфраструктура; чемпионат; болельщики.

Keywords: Mass media; psychology; television; sport; Physical Culture; football; stadiums; infrastructure; championship; fans.

Для цитирования: Ивлиев П.В., Ткаченко Н.И. Развитие спорта в современной России посредством масс медиа: психологические аспекты //Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 80-82. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_80.

For citation: Ivliev P. V., Tkachenko N.I. Develop sports in modern Russia through mass media: psychological aspects // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 80-82. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_80.

Статья поступила в редакцию: 13.07.2022

Введение. Актуальность исследуемой нами темы на сегодняшний день стоит очень остро. Дело в том, что Россия с середины 2000-ых годов поставила перед собой задачу развития спорта в разных его видах. Привлечение общественных масс развиваться в спортивной сфере является важной составляющей здоровья нации в целом. Развитие спорта позволяет формировать большую активность в людях, которая находит своё выражение во многих сферах человеческой жизни в том числе и экономической и политической и иных. При этом необходимо отметить, что привлечение большого числа людей в спорт связано с рядом серьезных затруднений. Отсутствие необходимой инфраструктуры, психология большого числа людей, неграмотное позиционирование властных структур идей спорта во многом обесценивают желание людей идти в эту сферу. Грамотное применение средств массовой информации способно радикально изменить психологию людей и замотивировать их заниматься спортом.

Цель исследования. Проанализировать влияние разных средств массовой информации на характерные особенности и исторические закономерности развития спорта в России как в ретроспективе, так и на сегодняшний день. Предоставить эффективные способы развития спорта с помощью средств массовой информации.

Методы исследования. Основным методом исследования является исторический и сравнительный. По средством исторического метода происходит выявление ретроспективных закономерностей, на основе которых происходило развитие спорта в России в разные временные эпохи. С помощью сравнительного метода проводится анализ влияния разных медийных ресурсов на развития физкультуры и спорта в России.

Уровень спорта в любой стране мира является показателем развитости конкретного государства. Так например, чем больше в стране призеров олимпийских игр или всевозможных чемпионатов мира или кубков Европы, то с уверенностью можно говорить, о принципиально ином качественном подходе к развитию физкультуры и спорта в конкретном государстве. В данной ситуации необходимо отметить факт развития спортивной инфраструктуры в государстве. Речь идет о том, что спорт высших достижений в современном мире во многом зиждется на массовых

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

статистиках. Так, например для того чтобы воспитать олимпийского чемпиона необходимо одновременно подготавливать несколько тысяч атлетов в отдельно взятом виде спорта. Большое количество спортсменов в той или иной дисциплине позволит проводить в государстве полноценные спортивные состязания чемпионаты страны, кубки и иные соревнования. Таким образом будет обеспечена высокая спортивная подготовка и хорошая физическая форма спортсменов. Но для того чтобы это реализовать необходимо подготовить соответствующую спортивную инфраструктуру в масштабах всей страны. История знает немало примеров успешного развития спорта благодаря строительству необходимой инфраструктуры. Так, например в 1998 году сборная Франции по футболу выиграла чемпионат мира, что не является удивительным ведь за несколько лет до этого было построено большое количество стадионов, подготовлено много тренеров. Еще одним примером из области футбола можно привести сборную Германии. Речь идёт о том что в 2006 году чемпионат мира по футболу проходил именно в ФРГ. К этому времени было построено большое количество качественных стадионов, на которых тренироваться и играть сплошное удовольствие. И это привело, к тому что Германия уже в 2014 году триумфально стала чемпионом мира, который проходил в Бразилии, обыграв пента кампионов со счётов 7:1. Все это свидетельствует о том, что развитие инфраструктуры сильно влияет на развитие спорта.

Очень важным фактором в развитии современного спорта и в частности футбола являются интегральные показатели. На данный момент футбольные федерации используют спортивные индексы при турнирных жеребьевках[1]. Так, например для того чтобы правильно выявить факторы, способствующие развитию спорта и те факторы, которые препятствуют его развитие необходимо использовать ряд количественных показателей, и сопоставлять их. Речь идет о таких факторах как соотношение лиц занимающихся спортом и населению в государства в целом, количество спортивный организаций, средняя посещаемость матчей болельщиками, число зарегистрированных спортсменов в целом, общая вместительность стадионов и их комфортабельность, количество профессиональных тренеров, общее отношение населения государства к спорту и конечно же позиционирование развития спорта средствами массовой информации и многое многое другое. Чем лучше выражены и развиты данные показатели, то чем больше будет развиваться физкультура и спорт в стране.

Необходимо отметить, что как мы уже говорили массовые статистки в спорте необходимы ещё и для того чтобы привлекать болельщиков. И здесь как раз-таки очень сильно сочетаются массовые статистики и спортивная инфраструктура. Примеры футбольной инфраструктуры приведены не случайно. Ведь именно футбол является наиболее востребованным и массовым видом спорта. Футбольная команда имеет 11 игроков на поле ещё 8 на скамейке запасных и еще десятка полтора в близлежащем резерве. Так же профессиональные команды зачастую имеют свои дубли, детскую команду, команду юниоров, молодежную команду и целую армию сотрудников. Надо понимать ещё и то, что родственники всех вышеназванных уровне команды прямым образом заинтересованы посещать матчи своей любимой команды приводя ещё на стадион много своих друзей. Таким образом, популярность спорта только возрастает. Но замотивировать родителей отдать своих детей в детско-юношескую команду задача все-таки не из легких. И это во многом связано с вопросами психологии. Так, например, если учесть что спорт в России не настолько популярен как например в Европе, то многие родители считают, что у их детей не будет будущего в спорте или, например у многих родителей присутствуют страхи, на предмет того, что в случае получение травмы карьера спортсмена может закончиться так и не начавшись. А с учетом того что многие футбольные команды да и не только футбольные испытывают серьезные проблемы с медициной, то опасения родителей не являются иллюзиям. Решение этой проблемы можно связать с полноценным развитием спортивной инфраструктуры в масштабах всей страны и популяризацией спорта через средства массовой информации. Так, например развития футбола в Германии после строительства современных многофункциональных спортивных комплексов переживает ренессанс. Стадионы стали буквально излюбленными местами для проведения досуга всей семьей, что, безусловно, только лишь подогревает мотивацию людей заниматься спортом. Современные безопасные, комфортабельные стадионы с обширной социальной инфраструктурой являются магнитом для огромного числа людей и снимают все психологические барьеры для регулярного нахождения в них. Болельщик, находясь в таком многофункциональном спортивном центре, получает доступ к интерактивной информационной инфраструктуре, что обеспечивает своевременный просмотр повторов, опасных моментов и многого другого.

Такой профессиональный подход к организации и развития спорта в России невозможен без соответствующей популяризации физической культуры и профессионального спорта в стране через средства массовой информации. Во многих городах России масс медиа не уделяют необходимого внимания популяризации спорта, что даже при наличии соответствующей инфраструктуре никак не способствует его развитию. Так, например проведение матчей чемпионата России не всегда должным образом освещается населению, что вызывает бурное недовольство в среде болельщиков. При чем последним приходится самостоятельно мониторить спортивные события чтобы быть в их курсе. К превеликому сожалению такое положение дел характерно не только для регионов, но и для столицы. А ведь именно в столице необходимо уделять популяризации спорта куда большее значение, потому что именно Москва является светочем и образцом для подражания. Остальные регионы ориентируются именно на столицу, которая в свою очередь должна являться безупречным примером для подражания.

Также необходимо понимать, что человек, который полностью погружается в спортивную сферу на профессиональной основе претерпевает такие физические и психические перенапряжения что ему постоянно будет требоваться дополнительная разгрузка. Современный спортсмен окружен огромным количеством специалистов, которые обеспечивают высокий спортивный результат и не позволяют спортсмену получать физические и психологические травмы. Этот процесс и работа с ним — важная часть психолого-педагогического сопровождения спортсменов, занимающихся физической и лечебно-физической культурой[2]. Все это делает спорт не просто картинкой по телевизору, а формирует особое отношение к нему среди населения. Ведь чем больше высоко квалифицированных специалистов в области спорта, а речь идет о таких профессиях, как нутрициолог, тренер, массажист, диетолог, спортивный врач и многое другой, то уже наличие такой огромной армии специалистов неизбежно будет снижать уровень критичности восприятия спорта и привлекать в него огромное количество молодежи. Но надо отметить, что такая

реализация сама по себе не возможна, если не проводить соответствующие мероприятия, связанные с популяризацией спорта и физической культуры в масштабах всей страны. Реализация такой задачи, безусловно, лежит на средствах массовой информации. Надо отметить, что ещё в середине двухтысячных годов руководство нашего государства предпринимала шаги по развитию спорта. Так, например в 2004 году главой Рос-спорта был назначен легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов. Такое назначение, безусловно, способствует привлечению ресурсов в спорт в целом. Так же надо отметить, что такие люди, занимая ответственные спортивные должности, являются не только символами спорта, но и ещё значимыми фигурами в борьбе с коррупцией.

Также надо отметить, что спорт всегда стоит против нездорового образа жизни. И в данной ситуации речь идет о том, что человек который хочет серьезно заниматься спортом и при этом принимает алкоголь или табак или иным образом как-то злоупотребляет, то достичь высоких достижений в спорте просто напросто не получится. И человек настраивается на здоровый образ жизни. В этой связи огромное значение имеют средства массовой информации. Так, например чем больше медийных источников вещают о здоровом образе жизни тем в принципе лучше для нации в целом. Но здесь существуют и следующие отрицательные аспекты. Информация, которой владеет молодёжь относительно здорового образа жизни, она получает стихийно, случайно, к тому же неполную, а зачастую в искривлённой интерпретации[3]. Этот параметр очень важный, потому что трансляция через медийные источники правильной научной информации, которая соотносится с жизнью является необходимой для формирования здорового образа жизни. К сожалению телевизионные каналы и интернет контент в рыночной экономики являются средством монетизации своих владельцев, что в свою очередь как правило во многом исключает трансляцию контента серьезно пропагандирующих ЗОЖ. Это связано с тем, что зритель, как правило хочет получить положительные эмоции или просто развлечься просматривая телевизионные или иные каналы. А это в свою очередь провоцирует масс медиа создавать не замысловатый простой контент. Решение этого вопроса возможно только при вмешательстве государства на законодательном уровне. Так, например ежедневные вещания по центральным каналам в прайм тайм аэробики, спортивных передач, или футбольных и иных матчей, а также особенностей правильного питания, и иных атрибутов здорового образа жизни, позволит уберечь молодежь от вредных привычек и замотивирует их активно заниматься спортом. Конечно же одного императивного воздействия на масс медиа со стороны государства будет не достаточно, так как спортивные каналы с глубоко научным контентом вряд ли сразу заинтересуют большое количество пользователей, что в свою очередь снизит рейтинги каналов и как следствие уменьшит доходы СМИ. Решение вопросы о привлечение обширных масс населения в спорт должно последовательно сопровождаться создание необходимой инфраструктуры и постепенного внедрения культуры здорового образа жизни в обществе.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному необходимо сказать, что развитие спорта это комплексный длительный процесс, в основе которого лежит большое количество факторов. Во-первых надо понимать, что без строительства необходимой инфраструктуры то есть стадионов бассейнов, ледовых катков и иных многофункциональных спортивных центров замотивировать общественность заниматься спортом вряд ли удастся. Во-вторых развитие спорта упирается в психологию людей. Надо понимать что в советском союзе в процентном выражении людей занимавшихся спортом было меньше чем в западных странах, и именно данное поколение людей является своего рода шлагбаумом для полноценного внедрения спортивной культуры в сознание масс. В-третьих необходимо добиться полномасштабного положительного позиционирования спорта и физической культуры с помощью средств массовой информации. Всего этого можно достичь в совокупности с активной законодательной деятельности со стороны государства. И при реализации всех этих факторов можно с уверенностью сказать о выходе России на принципиально иной качественный уровень спорта и физической культуры.

Библиогра фия:

1. Солнцев И.В., Осокин Н.А. «Подходы к определению весовых значений индикаторов в интегральных показателях развития спорта на примере индекса развития футбола» // Статистика и экономика, № 4 2017 г., С:54-64.

2. Арпентьева М.Р., Тащёва А.И., Гриднева С.В. «Психолого-педагогические аспекты рекреации и забота о телесном капитале» // Физическая культура. спорт. туризм. двигательная рекреация, Том № 4, № 1, 2019 г. С: 7-13

3. Ивлиев П.В., Кошелюк Б.Е. «Влияние СМИ на молодёжь с елью формирования ЗОЖ» // № 5 (156), 2021 г. С: 170-172.

References:

1. Solntsev I.V., Osokin N.A. "Approaches to determining the weighting values of indicators in the integral indicators of the development of sports on the example of the football development index" // Statistics and Economics, No. 4 2017, C: 54-64.

2. Arpent'eva M.R., Tashcheva A.I., Gridneva S.V. "Psychological and pedagogical aspects of recreation and care for the body's capital" // Physical culture. sport. tourism. motor recreation, Volume No. 4, No. 1, 2019 C: 7-13

3. Ivliev P.V., Koshelyuk B.E. "The influence of the media on young people with the spruce of the formation of a healthy lifestyle" // No. 5 (156), 2021. C: 170-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.