Научная статья на тему 'Развитие специфических психофизиологических качеств студентов экстремальных профессий средствами физической культуры'

Развитие специфических психофизиологических качеств студентов экстремальных профессий средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОГРАММА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Надежда Егоровна, Жегалова Марина Николаевна, Скивко Анжела Владимировна, Жегалов Николай Дмитриевич

В статье рассматривается методика определения наиболее важных психофизиологических качеств современного специалиста по пожарной безопасности, излагаются результаты педагогического эксперимента, направленного на разработку и научное обоснование средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для развития специфических психофизиологических свойств студентов, обучающихся в гражданском вузе по специальности «Пожарная безопасность». Доказана эффективность применяемых средств физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Надежда Егоровна, Жегалова Марина Николаевна, Скивко Анжела Владимировна, Жегалов Николай Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of specific psychophysiological qualities of students of extreme professions by means of physical culture

The article discusses the method of determining the most important psychophysiological qualities of a modern fire security specialist, it sets out the results of the pedagogical experiment, aimed at the development and scientific substantiation of the means and methods for vocational applied physical training (VAPT) for the development of specific psychophysiological properties of students enrolled in civil university, specialty "Fire Safety". It has proved the effectiveness of the used means of physical culture.

Текст научной работы на тему «Развитие специфических психофизиологических качеств студентов экстремальных профессий средствами физической культуры»

REFERENCES

1. Demchuk, A.G., Ivanova, L.A, Aleksina, A.O., Kurochkina. N.E. and Kazakova, O.A. (2018), "Perceptual anticipation in the diagnosis of mental qualities of boxers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol 164, No. 10, pp. 373-378.

2. Ivanova, L.A. and Kazakova, O.A. (2015), "Application of the technique of early sports specialization in preschool institutions", World of Science, No 3, pp. 18.

3. Kazakova, O.A., Ivanova, L.A., and Shechanin, V.I. (2015), "Universum of health of future highly qualified specialists", Internet journal "Naukovedenie", Vol. 26, No. 1, available at: https://nau-kovedenie.ru/PDF/56PVN115.pdf.

4. Kozlov, A. V., Budarnikov, A.A. and Zhuravleva, Yu.S. (2018), "Planning of the training load in powerlifting, taking into account the biological characteristics of the body of athletes", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp.101-107.

5. Matveev, V. V. (2001), Pedagogical conditions for improving the effectiveness of sports training of young athletes during the transition to the stage of in-depth training in discus throwing, dissertation, Chelyabinsk.

6. Firsova, A.Yu. (2019), Professional retraining course "Master of Sports Administration", Moscow, available at: https://specialitet.ru/seminary/master-sportivnogo-administrirovaniya-sport-menedzhment.

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2019

УДК 796.011

РАЗВИТИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Надежда Егоровна Калинина, кандидат биологических наук, профессор, Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент, Анжела Владимировна

Скивко, доцент, Николай Дмитриевич Жегалов, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет, (ФГБОУ ВО «ВолгГТУ»)

Аннотация

В статье рассматривается методика определения наиболее важных психофизиологических качеств современного специалиста по пожарной безопасности, излагаются результаты педагогического эксперимента, направленного на разработку и научное обоснование средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для развития специфических психофизиологических свойств студентов, обучающихся в гражданском вузе по специальности «Пожарная безопасность». Доказана эффективность применяемых средств физической культуры.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка; профессиограмма; психофизиологические свойства.

DEVELOPMENT OF SPECIFIC PSYCHOPHYSIOLOGICAL QUALITIES OF STUDENTS OF EXTREME PROFESSIONS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Nadezhda Egorovna Kalinina, the candidate of biological sciences, professor, Marina Niko-laevna Zhegalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Angela Vladimi-rovna Skivko, the senior lecturer, Nikolay Dmitrievich Zhegalov, the senior teacher, Volgograd State Technical University

Annotation

The article discusses the method of determining the most important psychophysiological qualities of a modern fire security specialist, it sets out the results of the pedagogical experiment, aimed at the development and scientific substantiation of the means and methods for vocational applied physical training (VAPT) for the development of specific psychophysiological properties of students enrolled in civil university, specialty "Fire Safety". It has proved the effectiveness of the used means of physical culture.

Keywords: vocational and applied physical training, professiogram, psychophysiological properties.

В последние годы в нашей стране увеличился спрос на специалистов, профессиональную деятельность которых можно называть экстремальной. К таким профессиям относится «Пожарная безопасность». Проанализировав условия труда и рабочие операции нынешнего специалиста этой профессии, стало понятно, что она в большей мере включает в себя действия по обеспечению безопасности, профилактике и предотвращению возгораний, то есть не ограничивается только тушением пожаров, как это представлялось раньше. Соответственно расширился и список задач, которые призван выполнять специалист пожарной безопасности. На основании проведенного анализа [1-4] нами была составлена профессиограмма современного специалиста по пожарной безопасности, включающая в себя элементы профессиограмм инженера-эксплуатационника, пожарного, защитника окружающей среды и управленца. Это дало возможность определить 5 групп значимых качеств и свойств, необходимых для высокой результативности выполнения рабочих операций, в том числе специфические психофизиологические свойства. При детальном рассмотрении профессиограмм было выявлено, что данной профессии свойственно проявление ряда психофизиологических свойств человека: памяти (долго- и кратковременной); глазомера; переключения, распределения, концентрации и устойчивости внимания; способности четко действовать в экстремальных ситуациях; психической и эмоциональной стабильности; способности в течение долгого времени выполнять один вид деятельности; уделять внимание нескольким объектам одновременно. Для ранжирования этих свойств было проведено анкетирование квалифицированных работников, с десятилетним и более стажем работы по рассматриваемой специальности. Все свойства были сгруппированы следующим образом: память, внимание, психическая и эмоциональная стабильность, глазомер.

Среди определенных нами психофизиологических свойств самыми значимыми, по результатам анкетирования, явились психическая и эмоциональная стабильность и внимание. Память и глазомер оказались на третьем и четвертом месте.

Была поставлена задача - установить наиболее результативные средства и методы прикладной физической подготовки, развивающие определенные нами специфические психофизиологические свойства студентов направления «Пожарная безопасность».

В рамках решения поставленной задачи для улучшения показателей психоэмоциональной стабильности применялись следующие средства: легкоатлетические эстафеты; ускоренное передвижение по пересеченной местности по заданному маршруту; прыжки в высоту; судейство спортивных игр. При повышении уровня внимания нами использовались: упражнения по заданиям, которые давались только определенным образом (визуально или вербально); игры «Что изменилось?», «Послушная тень», «Запрещенное движение». Для развития памяти наиболее эффективными явились вариации взаимодействий в игровых ситуациях командных видов спорта, подвижные игры. Улучшая глазомер, мы применяли следующие упражнения: броски баскетбольного мяча в кольцо с разного расстояния; подача волейбольного мяча в заданные зоны площадки; броски набивного мяча на определенное расстояние; удары футбольного мяча по воротам с разных дистанций в разные зоны. К завершению нашего исследования показатели памяти увеличились на 40,1%, быстрота переключения внимания выросла на 31,3%, уровень технического мышления -на 90,7%, психоэмоциональная стабильность повысилась на 88,3%, глазомер улучшился на 89,5%. Исходя из приведенных результатов можно сделать вывод: при развитии психофизиологических свойств студентов экстремальной профессии «Пожарная безопасность», наиболее эффективными средствами признаны: ускоренное передвижение по пересеченной местности по заданному маршруту; прыжки в высоту; судейство спортивных игр; подвижные игры на внимание и глазомер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бортнев, Д.А. Роль физической подготовки в профессиональной деятельности курсантов ВПТУ МЧС РФ / Д.А. Бортнев // Вестник ВИ МВД России. - Воронеж, 2005. - С. 9-12.

2. Николаева, О.М. Методика развития профессиональной устойчивости у сотрудников ГПС МЧС России к эффективному выполнению задач при ликвидации пожаров высокой категории

сложности / О.М. Николаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 87-91.

3. Ткачев, В.И. Содержание физической подготовки сотрудников ГПС МЧС России в составе пожарных расчетов : монография / В.И. Ткачев ; Белгородский гос. ун-т. - Белгород : [б.и.], 2006. - 121 с.

4. Чуприян, А.П. Современные проблемы противопожарной службы / А.П. Чуприян // Спасатель МЧС России. - 2004. - № 13. - С. 3.

REFERENCES

1. Bortnev, D. A. (2005), "A role of physical training in professional activities of cadets of VPTU Ministry of Emergency Situations Russian Federation", VI Ministry of Internal Affairs Bulletin of Russia, Voronezh, pp. 9-12.

2. Nikolaeva, O. M. (2010), "Methods of development of professional resistance in employees of GPS Emercom of Russia to effective implementation of tasks in case of elimination of the fires of high category of complexity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (61), pp. 87-91.

3. Tkachev, V.I. (2006), Content ofphysical training of employees of GPS Emercom of Russia as a part of fire-fighting crews, monograph, Belgorod.

4. Chupriyan, A. P. (2004), "The modern problems of a fire service", Rescuer of Emercom of Russia, No. 13, pp. 3.

Контактная информация: Gemanik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.02.2019

УДК 796.011

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПЛАВАТЕЛЬНОГО ВСЕОБУЧА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Анастасия Владимировна Абросимова, инструктор по плаванию фитнес клуба «СпортЛэнд» Московский, магистр, Российский государственный социальный университет, Москва; Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

Поиск наиболее оптимальных путей для реализации программы плавательного всеобуча в масштабах страны является весьма актуальным; одним из вариантов решения задач всеобуча может быть широкое применение в учебном процессе с младшими школьниками специально направленных подвижных игр, что позволит обеспечить качественную подготовку детей к выполнению требований ГТО по плаванию.

Ключевые слова: подвижные игры, обучение плаванию, младшие школьники, комплекс

ГТО.

OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF PROBLEMS SOLVING AT SWIMMING GENERAL COMPULSORY EDUCATION FOR YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Vladimir Yuryevich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anastasia Vladimi-rovna Abrosimova, swimming instructor club "Sportlend" fitness Moscow, magister, Russian State Social University, Moscow; Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Victor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Lyudmila Yurevna Klimova, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education

Annotation

Searching of the most optimum ways for implementation of the program of the swimming general compulsory education in scale of the country is very actual; broad application in educational process for the younger school students of the specially directed outdoor games that will allow to provide high-quality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.