Научная статья на тему 'Развитие специальной гибкости у студентов борцов вольного стиля'

Развитие специальной гибкости у студентов борцов вольного стиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1048
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ / СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / ТЕХНИКА БОРЬБЫ / ВОЛЬНАЯ БОРЬБА / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИБКОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куванов Виктор Анатольевич, Святченко Петр Борисович, Алексеева Надежда Дмитриевна

Гибкость имеет большое значение, как в видах спортивной борьбы, так и в спортивной деятельности в целом. Ее уровень обуславливает проявление других двигательных способностей таких, как скоростные, силовые, координационные. Исследования подтверждают необходимость высокого уровня развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий в различных видах спорта и в спортивной борьбе, где высокий уровень развития этой способности помогает борцу в защите оставаться трудно уязвимым для атакующих действий соперника, а также успешно применять свой технический арсенал в соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students - freestyle wrestlers’ special flexibility

Flexibility is of great importance, both in sports wrestling and in sports activities in general. Its level causes the manifestation of other motor abilities, such as speed, strength, coordination. Studies confirm the need in high level of development of the mobility in the joints for mastering the technique of motor activities in various sports and in wrestling, where a high level of development of this ability helps the defending fighter to remain invulnerable in response to attacking opponent's actions, and successfully use his technical arsenal in the competitive activities.

Текст научной работы на тему «Развитие специальной гибкости у студентов борцов вольного стиля»

Статья поступила в редакцию 05.05.2018

УДК 796.81

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГИБКОСТИ У СТУДЕНТОВ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО

СТИЛЯ

Виктор Анатольевич Куванов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.

Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Гибкость имеет большое значение, как в видах спортивной борьбы, так и в спортивной деятельности в целом. Ее уровень обуславливает проявление других двигательных способностей таких, как скоростные, силовые, координационные. Исследования подтверждают необходимость высокого уровня развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий в различных видах спорта и в спортивной борьбе, где высокий уровень развития этой способности помогает борцу в защите оставаться трудно уязвимым для атакующих действий соперника, а также успешно применять свой технический арсенал в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: специальная гибкость, спортивная борьба, техника борьбы, вольная борьба, студенческий спорт, физические качества, специальная подготовленность, совершенствование гибкости.

DEVELOPMENT OF STUDENTS - FREESTYLE WRESTLERS' SPECIAL

FLEXIBILITY

Victor Anatolyevich Kuvanov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg

Annotation

Flexibility is of great importance, both in sports wrestling and in sports activities in general. Its level causes the manifestation of other motor abilities, such as speed, strength, coordination. Studies confirm the need in high level of development of the mobility in the joints for mastering the technique of motor activities in various sports and in wrestling, where a high level of development of this ability helps the defending fighter to remain invulnerable in response to attacking opponent's actions, and successfully use his technical arsenal in the competitive activities.

Keywords: special flexibility, wrestling, wrestling technique, freestyle wrestling, student's sport, physical education, sport conditioning, improvement of flexibility.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования обусловлена с одной стороны необходимостью исследования вопросов, связанных с развитием гибкости в тренировочном процессе в студенческой борьбе, а с другой - недостаточностью научных знаний по этой проблеме. Гибкость имеет большое значение, как в видах спортивной борьбы, так и в спортивной деятельности в целом. Ее уровень обуславливает проявление других двигательных способностей, таких, как скоростные, силовые, координационные. Исследования подтверждают необходимость высокого уровня развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий в различных видах спорта и в спортивной борьбе, где высокий уровень развития этой способности помогает борцу в защите оставаться трудно уязвимым для атакующих действий соперника, а также успешно применять свой технический

арсенал в соревновательной деятельности.

Проблемам развития гибкости в спорте посвящены исследования многих авторов, однако, зачастую в практике тренировки в различных видах спортивной борьбы, развитию гибкости уделяется недостаточно внимания, а методики ее совершенствования оказываются однообразными, что определяет необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что использование методики направленной на повышение гибкости студентов-борцов, основанной на применении специальных комплексов упражнений с прогрессирующими отягощениями как в ходе разминки, так и в структуре тренировочного занятия в целом, позволит повысить развитие гибкости, а также специальную подготовленность борцов вольного стиля.

Цель исследования - разработать программу повышения гибкости студентов борцов вольного стиля на основе использования отягощений и проверить ее эффективность.

Исследование проводилось в 2016-2017 учебном году. Контингент испытуемых спортсменов - 20 борцов вольного стиля старших разрядов, возраст которых составлял от 18-20 лет.

На начальном этапе исследования изучались и анализировались литературные источники, с их помощью готовился педагогический эксперимент, разрабатывалась экспериментальная методика совершенствования гибкости борцов.

На следующем этапе исследования был организован педагогический эксперимент, для чего из контингента испытуемых были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная, численностью по 10 человек каждая. Уровень подготовленности спортсменов и их возраст в обеих группах был одинаковым, в экспериментальной группе была применена, разработанная нами методика развития гибкости.

МЕТОДИКА

Сущность данной методики заключалась в применении упражнений на суставы (тазобедренные, плечевые, суставы позвоночника), значение которых для специальной деятельности борцов являлось очень важным, что было выяснено на теоретическом этапе исследования. Методика представляет собой последовательность выполнения комплекса специальных упражнений на гибкость борцов в указанных суставах с прогрессирующими отягощениями.

Комплекс упражнений предназначен для выполнения в различных частях тренировочного занятия: вводной, основной и заключительной, а вес отягощений при этом был прогрессирующим. Комплекс включает в себя упражнения: 1) на плечевые суставы (вращения и подъемы рук); 2) на тазобедренные суставы (пружинящие движения и повороты туловища в шпагатах; отведение и круговые движения бедра); 3) на суставы позвоночника (повороты, наклоны, скручивания туловища).

Упражнения выполнялись с отягощениями и с фиксацией на 2-3 секунды в конечном (максимально растянутом) положении.

Вес отягощения был прогрессирующим и изменялся от начала к концу тренировочного занятия с учетом постепенности разогревания мышц и связок спортсменов.

В экспериментальной группе было несколько сокращено применение средств развития гибкости в разминочной части занятия, зато экспериментальная методика применялась и в других частях занятия. Объем тренировочных нагрузок, направленных на развитие других двигательных качеств, специальной и соревновательной подготовки, в тренировочных группах не отличался.

РЕЗУЛЬТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных данных, представленных в таблице 1, позволяет заключить, что у большинства спортсменов экспериментальной группы параметры специальной

подготовленности улучшились, в тестах, характеризующих гибкость, также произошло улучшение.

Таблица 1 - Среднегрупповые показатели в экспериментальной (п=10) и контрольной

Экспериментальная группа

Вид показателя Угол активного прогиба, град Время 10 бросков прогибом, сек Время забегания на мосту, сек Наклон ниже опоры, см

До эксперимента 51,6 32,0 4,9 5,0

После эксперимента 53,1 30,9 4,1 6,5

t-критерий Стьюдента 6,71* 4,71 6,0* 8,57*

Контрольная группа

До эксперимента 48,7 31,7 4,8 5,1

После эксперимента 49,2 31,2 4.4 5,7

t-критерий Стьюдента 1,86 1,86 2,44* 2,25

Примечание: *результаты достоверны (p <0,05).

Полученные результаты можно объяснить эффективностью примененной нами экспериментальной методики.

ВЫВОДЫ

Проведенное нами исследование показало, что специальная гибкость в спортивной борьбе определяется подвижностью в тазобедренных, плечевых и межпозвоночных суставах. Наиболее важной в борьбе является активная гибкость, позволяющая эффективно выполнять технические действия.

Использование экспериментальной методики, представляющей собой комплекс упражнений на суставы, подвижность в которых обеспечивает специальную гибкость борцов вольного стиля, позволяет достигнуть достоверного улучшения в результатах тестов, характеризующих специальную подготовленность, а также повысить уровень гибкости борцов вольного стиля. Это можно объяснить эффективностью методики и положительным влиянием развитого с ее помощью уровня гибкости на показатели специальной подготовленности борцов вольного стиля.

Таким образом, разработанную методику, простую в применении, можно рекомендовать для использования в тренировочном процессе борцов вольного стиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алисов, Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития : автореф. дис. канд. пед. наук / Алисов Н.Я. - Л., 1971. - 20 с.

2. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости : учеб. пособие / М. Дж. Алтер ; пер. с англ. Г. Гонча-ренко. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 423 с.

3. Власенко, С.Н. Гибкость - важный фактор здоровья / С.Н. Власенко. - Минск : [б.и.], 1992. - 140 с.

4. Волков, В.Ю. Технология развития гибкости : учебное пособие / В.Ю. Волков, А.Б. Юшин ; С.-Петерб. гос. политех. ун-т. - СПб., 1995. - 60 с.

5. Доленко, Ф. Л. Определение гибкости тела человека / Ф.Л. Доленко // Теория и практика физ. культуры. - 1984. - № 6. - С. 52-53.

REFERENCES

1. Alisov, N.Ya. (1971), Study of flexibility and experimental substantiation of the methodology of its development, dissertation, Leningrad.

2. Alter, M.J. (2001), The Science of Flexibility: textbook, Olympic literature, Kiev.

3. Vlasenko, S.N. (1992), Flexibility is an importantfactor in health, Minsk.

4. Volkov, V.Yu. and Yushin, A.B. (1995), Technology of development of flexibility: tutorial, SPSTU, St. Petersburg.

5. Dolenko, F.L. (1984), "Determination of the flexibility of the human body", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 52-53.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2018

УДК 796.011.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ)

Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

В данной работе рассматривается решение проблемы модернизации содержания занятий физической культурой в вузе со студентками, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Дается обоснование основных направлений по совершенствованию образовательного процесса по физической культуре. Представлены эмпирические результаты оценки уровней сформированности физической культуры личности и сформулированы перспективные направления совершенствования процесса физического воспитания в вузе.

Ключевые слова: студентки, физическая культура, непрерывное образование, личностные смыслы, средства мобильного обучения.

IMPROVEMENT OF PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF THE STUDENTS HAVING DEVIATIONS IN THE STATE OF HEALTH (ON THE BASIS OF MOBILE

TRAINING)

Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Kazan National University of Science and Technology, Kazan

Annotation

In this article, the author offers the modern physical culture lessons in the higher education institutions with the female students who have disabilities in health status. Justification of the main directions on improvement of the educational process in the higher educational institutions is considered. The empirical results on developmental levels of the physical culture personality are presented for future optimizations of the physical training educational process.

Keywords: female students, physical culture, computer addiction, personal meanings, self-actualization, satisfaction.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время совершенствование процесса физического воспитания в образовательных учреждениях различных уровней является одним из приоритетных направлений государственной политики. Это обусловлено тем, что в настоящее время наблюдается отсутствие специальных программ для вузов по содержанию, направленности и организации занятий физической культурой со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Как отмечает В.А. Кузнецов, на кафедрах физического воспитания и спорта недостаточно внимания уделяется теоретической подготовке [1] по дисциплине «Физическая культура и спорт», которая зачастую просто игнорируется большинством преподавателей. При этом, около 75% теоретического материала отводится на самостоятельную работу студентов. Ситуация осложняется отсутствием междисциплинарных связей дисциплины «Физическая культура и спорт» с другими (смежными) дисциплинами.

Отсутствие приоритета здоровья в образовательной практике приводит к тому, что учебный процесс в минимальной степени ориентирован на воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Данные ежегодных медицинских осмотров студентов вузов РФ, свидетельствуют об ухудшении здоровья студенческой молодежи. По различным оценкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.