Научная статья на тему 'Развитие Spa-индустрии: управленческий аспект'

Развитие Spa-индустрии: управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
983
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
SPA-ИНДУСТРИЯ / SPA-ТУРИЗМ / SPA-КЛАСТЕР / SPA-СТРУКТУРЫ / SPA-ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тягунова Злата Александровна, Бондаренко Виктория Михайловна

Целью статьи является исследование и анализ мирового рынка Spa-индустрии, основных этапов его развития, влияния на экономические процессы и сферу услуг, рассмотрение мирового опыта управления данной сферой бизнеса. Выявлена тесная взаимосвязь и взаимозависимость между различными бизнес-элементами, входящими в кластер Spa-индустрии, и их влияние на формирование системы управления персоналом Spa-структур. Обосновано, что внедрение и применение предложенной системы управления персоналом в Spa-организациях повысит эффективность управления предприятием, усилит его адаптивность и способность к изменениям, усовершенствует уровень знаний и компетентность персонала. Предложено авторское видение понятия «спа-менеджмент», что позволит определить специфические подходы к управлению Spa-структурами. Перспективой дальнейших исследований в данном направлении является исследование рынка Spa-индустрии в Украине, его проблем и путей их решения. Развитие отечественной Spa-индустрии и Spa-туризма является перспективным направлением инвестирования и государственной поддержки, поскольку благоприятное географическое и климатическое положение, а также богатые природно-лечебные ресурсы дают основу для формирования мощного сектора в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие Spa-индустрии: управленческий аспект»

Yakovyshyna, N. A. "Osoblyvosti finansovoi pidtrymky bankamy promyslovykh pidpryiemstv na suchasnomu etapi roz-vytku ekonomiky" [Features of financial support to industrial banks at the present stage of economic development]. Visnyk Khmelnyts-koho natsionalnoho universytet, vol. 1, no. 6 (2011): 266-268.

Zaytseva, I. V., and Okuneva, A. A. "Sovershenstvovanie eko-nomicheskikh vzaimootnosheniy mezhdu aviakompaniey i otdel-nymi subektami rynka" [Improving the economic relationship between the airline and the individual market players]. Vestnik TOGU, no. 1 (32) (2014): 209-218.

УДК 338.482.224

РАЗВИТИЕ SPA-ИНДУСТРИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2015 ТЯГУНОВА з. А., БОИДАРЕИКО В. М.

УДК 338.482.224

Тягунова З. А., Бондаренко В. М. Развитие Spa-индустрии: управленческий аспект

Целью статьи является исследование и анализ мирового рынка Spa-индустрии, основных этапов его развития, влияния на экономические процессы и сферу услуг, рассмотрение мирового опыта управления данной сферой бизнеса. Выявлена тесная взаимосвязь и взаимозависимость между различными бизнес-элементами, входящими в кластер Spa-индустрии, и их влияние на формирование системы управления персоналом Spa-структур. Обосновано, что внедрение и применение предложенной системы управления персоналом в Spa-организациях повысит эффективность управления предприятием, усилит его адаптивность и способность к изменениям, усовершенствует уровень знаний и компетентность персонала. Предложено авторское видение понятия «спа-менеджмент», что позволит определить специфические подходы к управлению Spa-структурами. Перспективой дальнейших исследований в данном направлении является исследование рынка Spa-индустрии в Украине, его проблем и путей их решения. Развитие отечественной Spa-индустрии и Spa-туризма является перспективным направлением инвестирования и государственной поддержки, поскольку благоприятное географическое и климатическое положение, а также богатые природно-лечебные ресурсы дают основу для формирования мощного сектора в сфере услуг.

Ключевые слова: Spa-индустрия, Spa-туризм, Spa-кластер, Spa-структуры, Spa-технологии, управление, управленческий персонал, система управления персоналом. Рис.: 2. Табл.: 1. Библ.: 11.

Тягунова Злата Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Полтавский университет экономики и торговли (ул. Коваля, 3, Полтава, 36014, Украина) E-mail: moryon@rambler.ru

Бондаренко Виктория Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Полтавский университет экономики и торговли (ул. Коваля, 3, Полтава, 36014, Украина) E-mail: rvbondarenko@mail.ru

УДК 338.482.224 Тягунова З. О., Бондаренко В. М. Розвиток Spa-wdycmpii: управлнський аспект

Метою статтi е дослдження та анал'в сттового ринку Spa-'шдустри, основних етапв його розвитку, впливу на економiчнi процеси та сферу послуг, вивчення сттового достду управл'шня даною сферою б'внесу. Виявлено тсний взаемозв'язок i взаемозалежтсть мiж рзними бiзнес-елементами, що входять до кластера Spa-iндустрii, та >х вплив на фор-мування системи управл'шня персоналом Spa-структур. Обфунтовано, що впровадження та застосування запропонованоi системи управлння персоналом у Spa-оргашза^ях тдвищить ефективтсть управлння Ыд-приемством, посилить його адаптивтсть та здаттсть до змн, удо-сконалить рвень знань та компетенттсть персоналу. Запропоновано авторське бачення поняття «спа-менеджмент», що дасть змогу ви-значити специфiчнi тдходи до управлння Spa-структурами. Перспективою подальших доМжень у даному напрямi е дослдження ринку Spa-iндустрii в УкраЫ, його проблем та шляж >х виршення. Розвиток вiтчизняноi Spa-iндустрiiта Spa-туризму е перспективним напрямом н-вестування та державноi тдтримки, оскльки сприятливе географ'нне та жматичне положення, а також багат'> природо-л'жувальт ресурси дають тдфунтя для формування потужного сектора у сфер послуг. Ключов'1 слова: Spa-iндустрiя, Spa-туризм, Spa-кластер, Spa-струк-тури, Spa-технологи, управлння, управлнський персонал, система управлння персоналом. Рис.: 2. Табл.: 1. Ббл.: 11.

Тягунова Злата Олександрiвна - кандидат економiчних наук, доцент кафедри менеджменту, Полтавський утверситет економки i торгiв-л'> (вул. Коваля, 3, Полтава, 36014, Украна) E-mail: moryon@rambler.ru

Бондаренко Вiкторiя Михайл'юна - кандидат економ'нних наук, доцент кафедри менеджменту, Полтавський утверситет економ'жи i торг'влi (вул. Коваля, 3, Полтава, 36014, Украна) E-mail: rvbondarenko@mail.ru

UDC 338.482.224

Tiahunova Z. O., Bondarenko V. M. Development of the Spa Industry: Management Aspect

The article is aimed at studying and analyzing the world market of the spa industry, the main stages of its development, its impact on economic processes and services, consideration of the worldwide experience of managing this business. A close interrelation and interdependence between different business elements within the cluster of the spa industry, as well as their impact on formation of the staff management system of the spa structures has been disclosed. It is proved, that implementation and application of the proposed system for staff management in the spa organizations will increase the efficiency of enterprise management, strengthen its adaptability and ability to change, improve the level of knowledge and competence of staff. The author's vision of the concept of «spa management» has been proposed, allowing to identify specific approaches to the management of the spa structures. Prospect of further research in this direction is to carry out studies of the market of spa industry in Ukraine, its problems and ways to solve them. Development of both the domestic spa industry and the spa tourism is a promising area for investment and public support, the favorable geographical and climatic situation together with rich natural curative resources provide the basis for the formation of a powerful sector in the service business. Key words: spa industry, spa tourism, spa cluster, spa structures, spa technologies, management, managerial staff, HR management system. Pic.: 2. Tabl.: 1. Bibl.: 11.

Tiahunova Zlata O. - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management, Poltava University of Economics and Trade (vul. Kovalya, 3, Poltava, 36014, Ukraine) E-mail: moryon@rambler.ru

Bondarenko Viktoriia M. - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management, Poltava University of Economics and Trade (vul. Kovalya, 3, Poltava, 36014, Ukraine) E-mail: rvbondarenko@mail.ru

Усиление процессов глобализации способствует активному развитию многих сфер бизнеса, и одним из наиболее быстро растущих и развивающихся является Spa-индустрия. Анализ мировых тенденций этого сектора экономики актуален благодаря своей динамике, широте географического распространения, использованию инновационных технологий оказания услуг, маркетинговым инструментам и креативному подходу к управлению.

Целью статьи является исследование и анализ мирового рынка Spa-индустрии, основных этапов его развития, влияния на экономические процессы и сферу услуг, рассмотрение мирового опыта управления данной сферой бизнеса.

Исследованием вопросов истории, формирования, развития, функционирования и управления в сфере Spa-индустрии в разных странах мира занимались многие исследователи: Н. Цымбал [10], А. Усина [3], Т. Ко-ноненко [3], С. Вард [11], Дж. Фануззи [6] и др.

Spa-индустрия насчитывает уже более 200 лет успешного ведения бизнеса. На сегодняшний день индустрия красоты - динамично развивающийся сектор сферы услуг, который охватывает огромное направление по уходу за телом и здоровьем человека. Исследование столь успешного глобального бизнеса является актуальным вопросом для возможной адаптации полученного опыта отечественными компаниями, которые за последние 10 лет получили возможность по уровню оказания услуг достичь показателей зарубежных конкурентов.

Определение понятия Spa является основой для исследования и анализа показателей Spa-индустрии. Понятие Spa должно четко дифференцировать реальный Spa-бизнес от некурортных компаний, таких как салоны красоты, клиники и других видов бизнеса, которые не предоставляют Spa-процедуры. Например, некорректно сравнивать средний доход полного обслуживания Spa-отеля, в котором оказывают услуги по двум видам массажа, или салон красоты, который предлагает только процедуры ухода за лицом, ногтевой сервис и восковые процедуры. Кроме того, если не будет конкретизированного определения, что такое Spa (и Spa-компания/ организация), то анализ количества курортов на рынке будет затруднительным, и поэтому невозможно будет точно определить все компании, предоставляющие полный спектр Spa-услуг.

По одному из основополагающих определений понятия Spa рассматривается как «бизнес-предложение Spa-процедур, основанных на подлинных водных методах лечения, которые практикуются квалифицированным персоналом в профессиональной и расслабляющей атмосфере» [8].

Следует также классифицировать Spa-компании и услуги, которые они могут предоставлять. Одним из направлений работы созданной в 1991 г. Международной ассоциации Spa (ISpa) была систематизация накопленного в индустрии опыта, разработка классификации Spa-структур, а также стандартов и критериев организации Spa-сервиса. Несмотря на то, что за 15 лет Spa-бизнес развивался не только в количественном отношении, но и происходила его модификация и модерни-

зация, основные семь категорий Spa занимают ведущее место в Spa-индустрии, а любые попытки создать новые классификации были неудачными [1].

Международная ассоциация Spa (ISpa) выделяет следующие структурные элементы Spa [1]:

1. Дейспа - day Spa. Разновидности: city Spa, ногтевые Spa, Spa-салоны. Закрепившееся в нашем понимании определение дейспа как «курорта одного дня» очень точно отражает основные характеристики этих заведений, серьезно потеснивших салоны красоты на рынке бытовых услуг - расположенные в городских условиях, предоставляющие полный или ограниченный набор Spa-услуг. В отличие от клубных и медицинских Spa, тоже рассчитанных на пребывание клиента в течение одного дня, в дейспа акцент делается преимущественно на эстетический аспект процедур.

2. Гостинично-курортные Spa-hotel / resort Spa. Название этой категории отражает прежде всего ее местонахождение. Некоторые специалисты предлагают разделить указанную категорию на две - гостиничные и курортные Spa.

Spa в структуре отелей (в том числе городских) фактически являются дейспа, отличие заключается лишь в том, что проживающим в гостинице клиентам ряд услуг предоставляется бесплатно.

Курортные Spa в чем-то аналогичны целевым -«destination Spa», однако принципиальна их локализация в традиционных курортно-климатических зонах, а их посетители имеют возможность выбора между оздоровительными Spa-программами и обычным отдыхом со «Spa-изюминкой».

3. Целевые Spa - destination Spa. Категория, вызывающая у отечественных клиентов и профессионалов больше всего вопросов, прежде всего в силу различных переводческих вариаций (ранее нами предлагался перевод «специализированные» Spa). Суммарно оба перевода, пожалуй, наиболее точно передают смысл этой категории.

Destination Spa - это структуры, рассчитанные на продолжительное непрерывное пребывание клиента (от нескольких дней до нескольких недель) для достижения определенной цели (снижения веса, отказа от курения, снятия стресса, восстановления физической формы и внешности).

Некоторые отечественные специалисты говорят о целевых Spa как о «загородных». Такая точка зрения вполне допустима (когда мы говорим о «фермах здоровья»), однако целевые Spa могут успешно функционировать и в условиях города.

4. Spa на минеральных источниках - minerai srings Spa. Выделение таких Spa в отдельную категорию, на первый взгляд, представляется спорным, поскольку Spa, расположенные вблизи минеральных источников, вполне можно отнести и к курортным Spa. Эта категория - с одной стороны, дань историческим корням явления «Spa», с другой - отражение такой объективной реалии, как санаторно-курортные комплексы, специализирующиеся на гидротерапии и бальнеологии. Следуя отечественной санаторно-курортной традиции (в условиях бесплатного медицинского обслуживания санатории относились к разряду медицинских учрежде-

Q_ <

ний), можно говорить о классических санаториях как о медицинских Spa.

5. Клубные Spa - club Spa. Spa, функционирующие в структуре спортивных (фитнес- и велнес-) клубов и являющиеся дополнением к более широкому спектру услуг, предоставляемых клиентам преимущественно на основе клубного членства.

6. Круизные Spa - cruise Spa. Наиболее понятная и наименее доступная отечественной клиентуре категория -Spa, расположенные на борту круизных лайнеров, однако работающие по принципу «дейспа». Выделение круизных Spa в отдельную категорию обусловлено ограниченной клиентской базой и продолжительностью работы, а также постоянно меняющимся кадровым составом.

7. Медицинские Spa - medical Spa. Медицинские учреждения, в которых традиционные Spa-услуги и процедуры являются дополнением к основным, сугубо медицинским услугам.

Если рассматривать понятие Spa в его классической интерпретации (salus per aqua), то история возникновения и развития Spa предстанет в виде замкнутого круга. Водолечение как древнейший метод врачевания веками формировал отдельное направление медицины - курортологию. Будучи перенесенными в сферу обслуживания, физиотерапевтические Spa-технологии получили статус доступных услуг. И лишь на рубеже 20-21 веков, с возникновением медицинских Spa, «круг замкнулся» - Spa вернулись в свою исконную обитель - профилактическую медицину [1].

Классификацию Spa-структур можно проводить по определенным признакам, согласно которым будет легче идентифицировать различные категории Spa и проводить анализ рынка Spa-индустрии (табл. 1).

По последним данным Глобального исследования Spa (Global Spa Research), проведенного ISpa (International

Spa Association) насчитывается почти 100 миллионов активных Spa-посетителей в мире. Исследование потребителей Международной ассоциацией Spa (ISpa) за 2007 г., проанализировавшей потребительские тенденции, выявило главные причины посещения Spa: 47% - снижение стресса; 38% - снижение мышечных болей; 31% - повышение самооценки; 28% - эмоциональное и психическое здоровье; 22% - красота; 19% - оздоровление [5].

На сегодняшний день Spa-индустрия растет на 7,7 % в год, с 60 млрд долл. в 2007 г. до 94 млрд долл. в 2013 г.

Кластер Spa-индустрии состоит из пяти взаимосвязанных элементов (рис. 1). Крупнейший сегмент -услуги Spa-центров - оценивается в 2013 г. в 74 млрд долл., ежегодное увеличение - на 7,9 % с 2007 г. Spa-СМИ, ассоциации, события, образование, консультирование и капитальные вложения вместе добавляют еще 20 млрд долл. в кластер. Они обеспечивают жизненно важные услуги и виды деятельности, которые способствуют и поддерживают Spa-индустрию^].

Количество курортов возрастало на 6,7% в год, начиная с 2007 г., и оценивается в 105,591 в 2013 г. В Spa-индустрии занято более 1,9 миллионов человек в 2013 г., по сравнению с 1,2 млн в 2007 г. За это время азиатский рынок превзошел Европу как регион с наибольшим количеством Spa-курортов. Но, тем не менее, Европа по-прежнему считается крупнейшим в мире Spa-рынком из-за его относительно высоких средних доходов населения [7].

Наиболее динамично развивающимися регионами с точки зрения роста доходов за 2007-2013 гг. являются Ближний Восток и Африка, где Spa-индустрия выросла с низкой базы, стимулируется быстрым экономическим ростом в некоторых странах (например, в Южной Африке, Нигерии, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии) и быстрым ростом туризма в других

Таблица 1

Классификация Spa-структур при анализе целевого рынка

Классификационный признак Характеристика Spa-структур

По количеству Суммарное количество Spa-структур на рынке услуг

По типу Дейспа (day Spa), Целевые Spa (destination Spa)

По подтипу Клубный Spa, Spa-отель, медицинские Spa, Spa-курорт, Spa-салон и т. д.

По локализации Городской, региональный, островной, государственный и т. д.

По размеру Общая площадь в помещении, разбивка внутренних помещений и общая открытая площадка

По процедурным комнатам и стациям Общее количество и разбивка по процедурным кабинетам и станциям, площадь размещения (одноместный или двухместный номер) и цель использования (мокрые, сухое или сочетание процедур)

По бизнес-структурам Форма собственности, управленческие структуры, маркетинговые структуры

По инфраструктуре и доступности отдыха Наличие комнаты отдыха, изменение номеров и водных объектов (бассейны, парилки)

По доступности к процедурам и услугам Возможность доступа к терапии, лечению, услугам, консультациям, программам, мероприятиям и занятиям

По ценовой политике Лакшари (luxury) Spa, стандартные Spa

По тенденциям Текущие отраслевые тенденции и наблюдения

<

О ш

Источник: [4].

3б0

Рис. 1. Структура кластера Spa-индустрии за 2013 г.

Источник: [7].

(например, Марокко, Кении, Маврикии, Ботсване). Рост Бра-индустрии в Азии и Латинской Америке управляется результатом экономической экспансии на таких развивающихся рынках, как Китай, Индия, Бразилия, Мексика и Аргентина. Сильный рост в Европе отражает устойчивость ряда крупных европейских курортных рынков Западной Европы в лице глобальной рецессии (например, Германия, Великобритания, Франция) и сильный экономический импульс с Востока, в том числе России, Польши и Турции. Северная Америка является зрелым рынком Бра-индустрии, где на Соединенные Штаты приходится 89 % прибыли [7].

Активное развитие Бра-индустрии привело к потребности в квалифицированных кадрах, в том числе и управленческих. Специфика данного вида бизнеса требует специфической подготовки от управленческого персонала. Рынок образовательных услуг в сфере индустрии красоты развит достаточно хорошо. На сегодняшний день Бра-индустрия способна полностью самостоятельно обеспечивать себя высококвалифицированными кадрами по оказанию Бра-услуг, что способствует ее эффективному функционированию.

Но, тем не менее, Бра-индустрия испытывает острую нехватку управленческого персонала, который бы владел необходимыми знаниями, навыками и опытом, соответствующими уникальный запросам данного вида бизнеса. В настоящее время около 4000 студентов по всему миру обучаются по программам, связанным со Бра-менеджментом. Согласно последним оценкам, по всему миру в Бра-индустрии работает 130 000-180 000 менеджеров и директоров, и эта цифра продолжает расти [9]. Очевидно, что количество и размер программ по Бра-менеджменту не отвечают потребностям курортной от-

расли в хорошо подготовленных управленческих кадрах. Еще одной проблемой является недостаточно глубокая практическая подготовка выпускников различных высших учебных заведений по специальности управления в Spa. Очень часто их знания являются поверхностными или слишком теоретическими, образовательные курсы не имеют достаточной интегрированности в практику функционирования Spa-структур. Это требует дополнительного процесса обучения в процессе работы, что снижает эффективность управления и увеличивает затраты ресурсов. Отсутствие программ адаптации, обучения и повышения квалификации управленческого персонала в структуре самих предприятий Spa-индустрии приводит к неготовности персонала двигаться по карьерной лестнице, вызывает опасения, сопротивление и, как результат, низкие показатели выполняемой работы.

Для решения возникшей проблемы необходимо применить комплексный подход, который бы был сосредоточен на построении целостной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов, позволяющих обеспечить управленческий персонал Spa-индустрии необходимыми актуальными знаниями, компетенциями и навыками, которые бы соответствовали современным требованиям индустрии красоты в быстро изменяющихся условиях внешней среды.

По результатам проведения Глобального СПА и Веллнесс Саммита в 2012 г. (Global Spa & Wellness Summit) был опубликован отчет (Spa Management Workforce & Education: Addressing Market Gaps), в котом было предложено решение данной проблемы в сфере обеспечения Spa-структур квалифицированными управленческими кадрами, которое основывалось на взаимодействии трех элементов: настоящих и будущих управленческих кадрах в Spa-индустрии; образовательных программах

(курсах, специальностях в ВУЗах) и центрах подготовки; бизнес-структурах в Spa и лидерах отрасли (рынка) (рис. 2) [9].

Представленные графически на рис. 2 взаимосвязи этих элементов указывают на необходимость построения системы с тесной коммуникацией для интеграции полученных знаний от образовательных программ и центров подготовки в работу Spa-менеджеров разного уровня управления в ответ на требования бизнес-структур и лидеров отрасли (рынка).

Преимуществами внедрения данной системы в развитие и управление персоналом в Spa-индустрии для настоящих и будущих управленческих кадров является: f распространение актуальной информации о существующих образовательных курсах и тренингах;

f спонсорская поддержка обучения управленческого персонала; f распространение информации о стажировках в сфере спа-менеджмента.

Для ВУЗов и тренинговых компаний: f участие преподавателей в крупных события

Spa-индустрии; f наличие постоянно заинтересованных потенциальных студентов для обучения по специальностям, связанным со Spa-индустрией; f поощрения для университетов/колледжей/бизнес-школ за открытие специальностей или курсов по Spa-менеджменту; f поощрения для школ Spa-терапии включать в образовательные программы курсы по Spa-менеджменту;

f открытие онлайн-форумов для обмена опытом и знаниями;

f открытие научно-исследовательских «Spa-ла-бораторий» для практической работы студентов;

f содействие в научных исследований в Spa-ин-дустрии;

f распространение специализированной научной литературы.

Для инвестиций в развитие человеческих ресурсов в Spa-индустрии необходимо:

f поощрения для Spa-курортов относительно инвестиций средств в развитие человеческих ресурсов для Spa-индустрии; f распространение информации о сертификации деятельности Spa-структур (по системам ISpa/ AHLEI CSS);

f содействие в текущих исследованиях развития рабочей силы и человеческих ресурсов в Spa-сфере;

f поощрение Spa-курортов по внедрению программ Spa-менеджмента; f поощрение Spa-курортов и отелей в плане обмена программами по Spa-менеджменту и опытом их успешного внедрения [9].

Внедрение и развитие данной системы управления персоналом в Spa-индустрии позволит аккумулировать полученные знания и опыт в отрасли, что приведет к стабильному росту показателей эффективности управленческого персонала и его высокой адаптивности к изменениям внутренней и внешней среды.

// <

Образовательные программы и центры подготовки

Настоящие и будущие управленческие кадры в SPA-индустрии

Интеграция полученных знаний в работу биснес-структур

Поиск актуальных тренингов и обучающих программ для повышения профессиональных навыков

Определение нужных ключевых навыков, поиск стажировок и другой инструктаж/ поддержка

Поиск отраслевых наставников и участников для подтверждения актуальности программы и поддержка выпускников в трудоустройстве

% \\ \SS\

с. *

Бизнес-структуры в SPA и лидеры отрасли (рынка)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Система управления персоналом в Бра-индустрии Источник: адаптировано авторами по [9].

Одним из ключевых заданий для внедрения системы управления персоналом в Бра-индустрии является понимание сущности понятия «Бра-менеджмент», его целей и функций.

Бра-менеджмент - это процесс управления деятельностью бизнес-структур для оказания специфических услуг населению (клиентам), с целью удовлетворения их потребностей в красоте, здоровье и релаксации.

Основными целями менеджмента в Бра&'ЭД^Ппезз является перспективное развитие организации и увеличение продаж. Благодаря рациональному использованию ресурсов организации эффективный менеджмент позволяет добиться максимальной эффективности, затратив минимум этих ресурсов [2].

Основные цели управления Spa-центром Главная цель Бра-менеджмента - это дать предприятию максимальную прибыльность. Вторая по важности цель менеджмента - это эффективное управление компанией, наработка необходимых инструкций, работа с кадрами, обучение кадровых ресурсов и их стимулирование к работе. Сохранить свою долю рынка очень важно в условиях быстроменяющегося рынка Бра&'ЭДге11пе88 услуг. Каждый день появляется десятки новых салонов красоты и фитнес-центров. И целью менеджмента будет также не потерять свое «место под солнцем». Четвертой целью менеджмента является достижение запланированных показателей прибыльности и развития компании. Увеличить показатели прибыльности можно за счет уменьшения расходов на электроэнергию, коммунальные услуги, оплату труда персонала, прочих услуг. Не менее важная цель Бра-менеджмента - освоение и поиск новых рынков сбыта услуг компании [2].

Главные задачи Spa-менеджмента: + организация предоставления услуг клиентам, ориентируясь на их потребности и учитывая имеющиеся ресурсы; + обучение сотрудников, использование в управлении высококвалифицированных сотрудников; + создание условий труда для сотрудников, системы оплаты и поощрений; + обеспечение предприятии ресурсами, определение каналов поставки ресурсов; + планирование развития компании; + разработка системы необходимых действий,

учитывая план развития компании; + контроль за деятельностью компании, соблюдением плана развития[2]. В Бра-менеджменте различают следующие объекты: + персонал компании; + поставщики ресурсов; + конкурирующие фирмы и организации; + финансовые ресурсы компании; + реклама и информационный продукт; + поставщики ресурсов для организации [2]. Основным моментом в достижении намеченных целей по финансовым показателям в Бра&'ЭДге11пе88 индустрии является эффективный менеджмент. Эффективный и качественный менеджмент также важен и для фитнес-центров, и для салонов красоты. Но если салоны

красоты и фитнес-центры как-то проживут без грамотного управления, то для Spa-компаний неправильное управление может погубить весь бизнес. Салоны красоты и фитнес-центры за период своего долгого существования уже наработали модель поведения и имеют опыт управления. А Spa-центры, которые соответствуют западным стандартам, используют передовые, более сложные управленческие технологии. Для их успешного функционирования и развития требуется квалифицированный персонал и высокий уровень менеджмента. Кроме того, к Spa-компаниям предъявляются более высокие требования к обслуживанию, сервису со стороны клиентов. А этого можно достичь, только строго придерживаясь правильной управленческой модели работы компании [2].

Принципы управления в Spa В индустрии красоты для эффективного функционирования предприятия необходимо соблюдать некоторые принципы управления:

+ персонал и руководители компании должны руководствоваться в своих действиях четко прописанными инструкциями, в которых изложены основные правила поведения и выполнения своих профессиональных обязанностей; + в компании должно быть четкое разделение труда, каждый сотрудник должен выполнять только свою работу; + каждый сотрудник должен иметь определенные полномочия и нести за них соответствующую ответственность; + в компании должна соблюдаться дисциплина, за несоблюдения которой должны накладываться санкции; + в компании должен быть единственный главный руководитель, чье слово должно быть «законом»;

+ выработанная корпоративная культура и корпоративный дух единения руководства и сотрудников;

+ в компании должна быть разработана система материального поощрения и стимулирования персонала;

+ в компании должна быть четкая иерархия, начиная от главного руководителя компании и заканчивая управленцами на местах; + в компании не должна быть «текучка персонала», сотрудники должны дорожить рабочим местом;

+ инициатива каждого сотрудника должна быть

услышана и рассмотрена руководством; + все нормы и принципы управления должны быть отмечены на бумаге в виде «Правил компании» [2].

Таким образом, Spa-менеджмент является актуальным предметом исследования как с научной, так и с практической точек зрения. Современные принципы управления Spa-бизнесом сделали его одним из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики. Классические процедуры и современные

технологии в индустрии красоты, инновационные подходы к управлению, возможность широкой геолокации позволили Spa-индустрии завоевать мировой рынок оказания услуг и каждый год привлекать все большее количество потребителей.

ВЫВОДЫ

Проанализировав развитие и функционирование Spa-индустрии за последние несколько лет, мы можем констатировать ее активный рост и увеличение данного кластера в сфере оказания услуг.

Однако быстрая динамика развития индустрии красоты и подверженность активным изменениям вызвали потребность в усовершенствовании методов управления как Spa-структурами в целом, так и подходов к управлению персоналом.

На сегодняшний день Международная Ассоциация Spa (ISpa) является ведущим экспертом в области Spa-индустрии в мире. Благодаря ежегодным исследованиям ISpa, поддержке и развитию, сертификации и высоким стандартам индустрия красоты стала высокоприбыльным направлением бизнеса, которой привлекает огромное количество потребителей по всему миру, развивая такое направление, как Spa-туризм.

Развитие Spa-индустрии в Восточной Европе только набирает обороты. И Украина имеет огромный потенциал в этом направлении. Развитие современных курортов на основе Spa-технологий позволит привлечь инвесторов и потребителей со всего мира. Поэтому анализ состояния Spa-индустрии в Украине и ее возможные дальнейшие пути развития являются актуальными направлениями исследований, которые будут представлены в дальнейших публикациях авторов. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Богачева Е. Л. Медицинские СПА и их место в международной СПА-индустрии / Е. Л. Богачева // Медицинские новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.mednovosti.by/journal.aspx?article=5408 (дата доступу 26.09.2015)

2. Менеджмент в СПА и Wellness-индустрии // Школа массажа Карамелька [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://caramelca.ru/salon-krasoti/266-menedzhment-v-Spa-i-wellness-industrii.html (дата доступу 26.09.2015)

3. Усша А. I. Проблеми та напрямки оргашзацп СПА-туризму / А. I. Уана, I. В. Сегеда, I. С. Баландша, Т. П. Кононен-ко // Коммунальное хозяйство городов. - 2011. - Вып. 98. -С. 428-433 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://khg. kname.edu.ua/index.php/khg/article/view/854/848 (дата доступу 26.09.2015)

4. Marc C. Understanding the Global Spa Industry Spa Management / / Marc Cohen, Gerard Bodeker [Electronic resource]. -Mode of access : http://nckvietnam.com/Upload/file/Understand-ing%20the%20Global%20Spa%20Industry%20Spa%20Manage-ment%20075068464X.pdf (дата доступу 26.09.2015)

5. Coloni^teanu C. The analysis of the regional and local Spa market. Starting a Spa business / Cristina Coloniçteanu // Association of Economic Universities of South and Eastern Europe and the Black Sea Region [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.asecu.gr/files/RomaniaProceedings/72.pdf (дата доступу 26.09.2015)

6. Fanuzzi J. Building a successful Spa / John Fanuzzi [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.sld.cu/galerias/ pdf/sitios/rehabilitacion-bal/building_a_successful_Spa.pdf (дата доступу 26.09.2015)

7. Global Spa & Wellness Economy Monitor 2014 / The Global Wellness Institute [Electronic resource]. - Mode of access : http:// mrot.pl/images/pliki/GWI_Global_Spa_and_Wellness_Economy_ Monitor_Full_Report_.pdf (дата доступу 26.09.2015)

8. Spa Industry Survey Taiwan. Singapore / Intelligent Spas // Intelligent Spas Pte. LtD. - 2007 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.discoverSpas.com/news/newsstudies4.shtml (дата доступу 26.09.2015)

9. Spa Management Workforce and Education: Addressing Market Gaps // Research Report Global Spa & Wellness Summit 2012 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.Spali-etuva.lt/wp-content/uploads/2012/05/GSWS-Spa-Education-Re-search-Report.pdf (дата доступу 26.09.2015)

10. Tsymbal N. Overview of Wellness Tourism in Russia / NinaTsymbal [Electronic resource]. - Mode of access : http:// www.globalwellnesssummit.com/images/stories/gsws2014/pdf/ Overview_of_Wellness_Tourism_in_Russia.pdf (дата доступу 26.09.2015)

11. Ward S. Spa industry worth $255 billion / Sarah Ward [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.raisonde-treSpas.com/wp-content/uploads/2012/02/Global-Spa-business-2008.pdf (дата доступу 26.09.2015)

REFERENCES

Bogacheva, E. L. "Meditsinskie spa i ikh mesto v mezh-dunarodnoy spa-industrii" [Medical Spa and their place in the international spa industry]. http://www.mednovosti.by/journal. aspx?article=5408

Cohen, M., and Bodeker, G. "Understanding the Global Spa Industry Spa Management". http://nckvietnam.com/Upload/ file/Understanding%20the%20Global%20Spa%20Industry%20 Spa%20Management%20075068464X.pdf

Colonisteanu, C. "The analysis of the regional and local spa market. Starting a spa business". http://www.asecu.gr/files/ RomaniaProceedings/72.pdf

Fanuzzi, J. "Building a successful Spa". http://www.sld.cu/ galerias/pdf/sitios/rehabilitacion-bal/building_a_successful_spa. pdf

"Global Spa & Wellness Economy Monitor 2014". The Global Wellness Institute. http://mrot.pl/images/pliki/GWI_Global_Spa_ and_Wellness_Economy_Monitor_Full_Report_.pdf

"Menedzhment v SPA i Wellness-industrii" [Management of the Spa and Wellness-industry]. http://caramelca.ru/salon-krasoti/266-menedzhment-v-spa-i-wellness-industrii.html

Spa Industry Survey Taiwan. Singapore: Intelligent Spas Pte. LtD., 2007.

"Spa Management Workforce and Education: Addressing Market Gaps". http://www.spalietuva.lt/wp-content/ uploads/2012/05/GSWS-Spa-Education-Research-Report.pdf

Tsymbal, N. "Overview of Wellness Tourism in Russia". http:// www.globalwellnesssummit.com/images/stories/gsws2014/pdf/ Overview_of_Wellness_Tourism_in_Russia.pdf

Usina, A. I., and Kononenko, T. P. "Problemy ta napriamky orhanizatsii spa-turyzmu" [Problems and directions of the organization of recreational tourism]. http://khg.kname.edu.ua/index. php/khg/article/view/854/848

Ward, S. "Spa industry worth $255 billion". http://www. raisondetrespas.com/wp-content/uploads/2012/02/Global-Spa-business-2008.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.