УДК 378.147.88 Е.А. КАНАТНИКОВА
аспирант, кафедра философии и истории, Орловский государственный аграрный университет E-mail: ekaterina-t@yandex.ru
UDC 378.147.88
E.A. KANATNIKOVA
Graduate student, Department of the history and philosophy, Orel State Agrarian University E-mail: ekaterina-t@yandex.ru
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОБЛЕМА ПЛАГИАТА THE DEVELOPMENT OF MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND THE PROBLEM OF PLAGIARISM
В статье рассматривается одно из негативных следствий, связанных с инновационными преобразованиями современного общества. Речь пойдет о том, что развитие современных коммуникативных технологий повлекло за собой возможность бесконтрольного заимствования различной информации. Представлены возможные пути борьбы с подобными «заимствованиями».
Ключевые слова: плагиат, инновации, Интернет-коммуникации, образование.
One of the negative consequence, related to innovative transformations of modern society is examined in the article. It is stated that development of modern communicative technologies entailed the possibility of the uncontrolled borrowing of different information. The possible ways offight against the similar «borrowing» are presented.
Keywords: plagiarism, innovation, communication, education.
В данной статье предлагается осмысление одной из актуальных проблем, неразрывно связанных с развитием современных научно-коммуникативных технологий: проблемы плагиата в системе образования.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается трансформация всех сфер общественной жизни, явившаяся откликом на становление и развитие постиндустриального общества, базовыми характеристиками которого являются развитие высокотехнологичных производств и наукоемких технологий, в частности развитие Интернет-технологий. В настоящее время общество стоит на пороге нового этапа информационной революции.
Несомненно, инновационные технологии упрощают жизнь человеку, но в то же время они влекут за собой различные трудности. Человечеству, оказавшемуся на волне информационной революции, необходимо качественно преобразовывать не только свой образ жизни, но и свое мировоззрение.
Огромным преимуществом Интернет-технологий является открытый доступ к различным информационным ресурсам, позволяющим найти качественную научную информацию. Открытый доступ — это бесплатный доступ читателей к онлайновым научным материалам с правом использовать их с любой законной целью (читать, загружать, копировать, печатать, искать, ссылаться на них, индексировать и т. д.) без финансовых, юридических или технических препятствий. По мнению И. Кучмы: "Открытый доступ — это современная практика научных коммуникаций для тех, кто сломал устоявшиеся принципы научного общения последних четырех столетий и вышел за рамки традиционного научного журнала..." [5].
Как отмечают Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский, использование Интернета носит амбивалентный характер [3], т.е. развитие и использование современных информационных технологий влечет за собой как позитивные, так и негативные аспекты.
Одним из негативных аспектов новой информационной эпохи, формирующейся с конца ХХ века и связанной с развитием Интернет-технологий, с преобразованием форм и методов коммуникативного взаимодействия, является проблема плагиата.
В современном значении слово «плагиат» как умышленное присвоение авторства чужого произведения науки, мыслей, изобретения или искусства стало употребляться в XVII веке. В римском праве слово plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что полагалось бичевание (ad plags). Изначально кража интеллектуальной, и в частности литературной собственности носило название plagium lit-erarium. Соответственно слово «плагиат» (лат. plagiatus) было образованно от лат. plagio - «похищаю».
В XVII веке во Франции Ла Мот-Ле Вайе утверждал: «Заимствование у древних - все равно, что сделать морской набег, но обирать современников - все равно, что разбойничать на большой дороге».
Ришесус в своей оригинальной работе «Академия ораторов» и в руководстве «Masque des orateurs ou Maniere de deguiser toutes sortes de compositions, litteres, sermons etc.» одной из возможностей компенсации недостатков творческих способностей указывал «плагиа-ризм», заключавшийся в последовательной замене всех выражений украденной фразы их синонимами.
В XVII веке патер Барр выдал за часть своей «Histoire d'Allemagne» отрывок в 200 страниц из «Истории Карла
© Е.А. Канатникова © E.A. Kanatnikova
XII» Вольтера.
В XIX - XX веке обвинения в плагиате звучали в адрес таких писателей, как Мюссе, Золя, Эдмонда Абу, Дюма-отца и т.д.
Таким образом, проблема плагиата существовала во все времена, но с появлением Интернет-технологий она приобретает огромные масштабы. Заимствования чужих трудов при использовании Интернет-технологий получили особое название: киберплагиат. Кроме того, в современном научном сообществе заговорили об эпохе цифрового копипаста. Воспользовавшись словарем, можно найти следующее толкование данного термина. Копипаст - это не авторский текст, а заимствование или плагиат. Это текст, полученный путем механического копирования чужого текста в свой пост, комментарий или другое произведение, опубликованное под своим именем [18].
Проблема плагиата затрагивает различные сферы жизни общества: от театра и кино до образования и науки.
В данной статье хотелось бы особое внимание уделить проблеме плагиата в образовании.
Дж. Эванс в своей работе «Новый плагиат в высшем образовании» [10] определяет понятие «студенческий плагиат» как нарушение академических норм и правил, связанных с использованием чужой интеллектуальной собственности в качестве своей, а также отказ от самостоятельной, творческой деятельности в учебном процессе, что дискредитирует сами основы подготовки специалиста в вузе».
Согласно результатам исследования Who's Who Among American High School Students, 80% студентов США хотя бы однажды списывали курсовые из Интернета и выдавали их за свои [7].
По данным Центра академической честности студентов колледжа в Вашингтоне (the Center for American Integrity), 70% студентов открыто признаются в академическом обмане [11].
Исследования студентов зарубежных вузов показали, что доминирующей мотивацией студентов, использующих копипаст в своих работах, является нехватка времени, а также уверенность, что работа, выполненная самостоятельно, не будет заслуживать высоких оценок преподавателя.
В связи с распространяющимися случаями плагиата в системе образования ученые разработали классификацию данного явления.
Дж. Уильямс предлагает следующую типологию студентов, прибегающих в учебной работе к плагиату:
- «ленивые плагиаторы» полностью копируют чужие работы, меняя в них лишь название;
- «хитрые плагиаторы» умышленно пытаются скрыть плагиат в работе при помощи неполного списка используемой литературы и ссылок;
- «случайные плагиаторы» студенты с недостаточным уровнем учебных навыков, не знающие академических норм, копирующие в свои работы целые параграфы чужих работ без соответствующего цитиро-
вания, бывают удивлены предъявляемыми им обвинениями в плагиате.
Создатели информационного ресурса ТитШп [21], являющегося лидером на рынке программного обеспечения по обнаружению плагиата, разработанного в 1997 году группой 1Рага^т8 для преподавателей и образовательных учреждении, клиентская база которого превышает 3500 вузов из 50 стран, разработали свою типологию случаев плагиата.
Все случаи незаконного заимствования они разделили на две группы.
1. Заимствования без указания источника. К ним относятся:
- «призрачный автор», выдающий выполненную другим работу за свою, не меняя ее содержание. К этой группе можно отнести так называемые работы «под ключ» или согласованный плагиат, когда один автор пишет за другого автора работу на заказ.
Данная группа имеете следующие модификации:
- «фотокопия» - автор копирует значительную часть текста (но не весь текст) из одного источника, не внося в него изменений;
- «подвернувшийся материал» - делается попытка скрыть плагиат путем копирования текста из нескольких разных источников, автор пишет свои переходные фразы между данными частями;
- «плохая маскировка» - остается смысл текста источника, но некоторые формулировки меняются на близкие по смыслу;
- «украл у себя» - заимствование текста из ранее опубликованных собственных работ либо целые работы.
2. Работы с указанием источников. К ним относятся:
- «забытая ссылка», или «дезинформатор», - это неправильное оформление ссылок на использованную литературу;
- «слишком идеальное перефразирование» - дословная цитата не взята в кавычки;
- «идеальное преступление» - автор правильно приводит некоторые цитаты, а остальные перефразирует;
- «обильное цитирование» - автор соблюдает все правила цитирования, но работы практически не содержит оригинальных результатов исследования, данная тенденция получила название «компиляция».
Использование технических возможностей для того, чтобы найти подходящий текст, скопировать его и выдать его за результат собственного труда, в век информационных технологий доступно всем. Следствием этого является все более широкое распространение феномена плагиата.
В связи с распространением проблемы бесконтрольного заимствования чужих интеллектуальных трудов зарубежные образовательные учреждения применяют различные формы борьбы с плагиатом.
В случаях обнаружения плагиата в текстах работ студентов в зарубежных образовательных учреждения применяются следующие меры дисциплинарного воздействия.
- Центрально-Европейский университет: после выявления случая плагиата работы студента подвергаются обязательной проверке в течение последующего курса обучения. За обнаружение плагиата в дипломной работе выпускник остается без диплома;
- Голландия и Швеция: в случае выявления в тексте курсовой работы (более половины страницы текста) работа снимается с защиты;
- Польша: все работы подлежат проверке при помощи программы plagiat.pl, данный сервис прекращает проверку текста, если плагиат составляет 50%;
- Великобритания: в целях борьбы с проблемой бесконтрольного заимствования чужих научных трудов был создан Стратегический объединенный информационный комитет (ЛБС), работа которого успешно проводится в учреждениях высшего образования Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии [12].
К сожалению, Россия также не находится в стороне от проблем плагиата.
По данным опроса среди студентов российских вузов, проведенного
В.Т. Лисовским, на вопрос «Пользуетесь ли Вы шпаргалками на экзаменах и зачетах?», каждый второй студент дал положительный ответ. А на вопрос «Испытываете ли Вы угрызения совести после этого?», около 90% ответили: «нет» [6].
По данным Интерфакса, предоставленным главой РГБ, из 15 тысяч проверенных диссертаций по истории 10% работ, доля заимствований в которых составила более 70%. «В 2012 году, когда мы проверяли диссертации, было 50% плохих работ на 50% хороших. В 2013 году стало 30% плохих работ на 70% хороших», сообщает глава РГБ [13]. Статистика «воодушевляет», но не стоит забывать, что диссертации являются лишь вершиной айсберга. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что доминирующее количество обучающихся используют возможности Интернет-технологий не только для написания выпускных квалификационных работ, но и в повседневной работе при выполнении различных заданий, поставленных преподавателем.
Бесспорно, возникает вопрос, если безграничные возможности 1Т-технологий предоставляют доступ к различным информационным массивам, неужели нет технологий для борьбы с таким порочным явлением, как плагиат? При помощи современных информационных технологий разрабатываются различные компьютерные программы, позволяющие проверить работу на предмет плагиата.
В настоящее время существует большое количество сайтов для обнаружения плагиата.
PlagiarismDetect.com - используется для проверки документов.
ТшпШп - наряду с проверкой работы на оригинальность этот сайт подбирает подобные работы по тематике.
Copyscape - позволяет обнаружить работу в Интернете, которая может являться плагиатом на вашу работу.
Serivces Glatt - продает программное обеспечение для обнаружения плагиата.
Представленные выше сайты реализуются преимущественно за рубежом.
В России также уделяется большое внимание проблемам плагиата.
В 2005 году на базе вычислительного центра РАН был создан поисковик для проверки учебных работ. Позднее на его основе была создана программа «Антиплагиат». Она позволяет выявить процент заимствования в тексте работы и становится вспомогательным инструментом преподавателя, который определяет, где автор работы приводит цитату и правильно ее оформляет, где включает в работу куски своих предыдущих исследований, а где откровенно выдает чужой текст за свой.
«Антиплагиат» получил широкое распространение. В настоящее время проверка работы при помощи данной программы является обязательным условием для защиты курсовых работ, диссертационных исследований и научных статей.
Также в России существует еще одна программа для борьбы с плагиатом: «Диссернет».
Стоит отметить, что данные, полученные путем такой проверки, являются лишь цифрами, говорящими о совпадениях в текстах, в связи с этим для вынесения решения необходима более тщательная проверка экспертов.
Программы «Антиплагиат» и «Диссернет» - это, бесспорно, хороший помощник, но проблема в том, что реализуется она преимущественно в трудах, выносимых на обсуждение: курсовых работах, дипломных проектах, научных статей. Что же делать с другими видами работ, которые не требуют оценки высококвалифицированных специалистов? Преподаватель остается один на один с огромным количеством разнообразных работ обучающихся, которые в большинстве случаев являются результатами трудов других людей.
Также стоит отметить, что век информационных технологий столь интенсивен, что количество компьютерных программных продуктов растет в геометрической прогрессии, ввиду чего появляются программы, позволяющие пользователю за определенную сумму довести проверяемый текст до 100% уникальности. Данную работу осуществляют копирайтеры и рерай-теры. Наиболее востребованными сайтами, специализирующимися на повышении уникальности текста, является АпйАнтиплагиат и АнтиплагиатКШег.
Для борьбы с проблемой плагиата, на наш взгляд, возможно использование следующих мер.
- Необходимо уделять более пристальное внимание вопросам законодательства в сфере авторского права при реализации образовательных программ, в частности, обучать учащихся правильно делать ссылки на использованные ресурсы.
- Необходимо создавать банки электронных порт-фолио обучающихся.
Закон об образовании обязывает учебное учреждение осуществлять открытый доступ к информации о
работе организации [22]. Можно сделать обязательным наличие у каждого из обучающихся личного электронного портфолио, находящегося в открытом доступе. Соответственно, все интеллектуальные труды и творческие работы, находящиеся в данном портфолио, будут обязательно проверены преподавателем, а также при помощи программы «Антиплагиат» на предмет заимствования. Мотивацией этому будет служить, в первую очередь, репутация образовательного учреждения.
В результате использования электронного портфо-лио будет сформирован огромный банк различных работ. Списывание станет бессмысленным.
У студента появятся научные наработки, копилка его трудов, которые, бесспорно, будут ему полезны для написания и защиты выпускных квалификационных работ. У работодателя будет возможность познакомиться с трудами своего потенциального работника и объективно оценить его интеллектуальные способности.
Необходимо ужесточение наказания в сфере изготовления и продажи готовых научных работ.
Обратившись к опыту зарубежных вузов, стоит отметить руководство о плагиате и академической честности, изданное в Вашингтоне, где для студентов предложены следующие правила работы в сети Интернет:
- создайте отдельный документ для информации, скачанной из Интернета, где будут четко и ясно прописаны заголовок документа, заголовок сайта, автор и URL web-сайта. Поскольку Вы используете эту информацию в Вашем документе, следите за правилами цитирования и оформления ссылок;
- в созданном документе используйте цвет и шрифт, отличный от тех, что Вы используете в собственном документе. Это позволит Вам сразу увидеть, какие части текста принадлежат вам, а какие источнику. Если Вы используете такую технологию, то Вам необходимо записать автора, название источника, название web-сайта и его URL для правильного цитирования;
- помните, что Интернет-материалы часто обновляются, сайты удаляются, переименовываются, поэтому Вам следует записывать все библиографические данные с web-сайта, откуда взят источник, а также дату скачивания информации в список цитирования [9].
Данные рекомендации, безусловно, будут полезны студентам наших вузов. Формирование академической честности необходимо производить путем введения определенного курса лекций, направленного на изучение правил цитирования, юридических и этических последствий незаконного заимствования чужих интеллектуальных трудов.
Проанализировав специфику запросов в популярных поисковых системах сети Интернет, становится очевидным, что большая часть запрашиваемой информации носит отнюдь не научный характер, а касается поисков различных развлечений, полезных сведений о
товарах и услугах. В связи с этим необходимо отметить, что ведущим мотивом деятельности студентов при использовании возможностей сети Интернет, доминирующим должен быть познавательный мотив, а главной целью - поиск информации.
Несомненно, мы не сможем спрятать свои интеллектуальные труды в сундук под тяжелый замок. В таком случае они будут никому не нужны. Любой труд, в том числе и интеллектуальный, должен быть в свободном доступе и являться общественным достоянием. Важно научиться правильно его использовать.
Что касается сети Интернет, то необходимо ужесточить контроль над работами сайтов предлагающими выполнить работу на заказ либо приобрести готовую работу, а также по возможности предлагать материалы только для чтения, но не для скачивания. Пользоваться преимущественно авторитетными Интернет-ресурсами, такими как электронные библиотеки, например, РГБ, ИНИОН, е-ИЬгагу.
В настоящее время Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», на базе которого и была создана программа «Антиплагиат», реализует наиболее перспективную программу для борьбы с плагиатом. На политику, проводимую данным учреждением, необходимо, на наш взгляд, равняться всем образовательным учреждениям.
Данная программа реализуется в следующем:
- Все письменные работы по желанию преподавателя проверяются на оригинальность, начиная от письменных домашних заданий, рефератов, эссе. При защите курсовых и выпускных проектов студенты самостоятельно проверяют свою работу при помощи программы «Антиплагиат». Предоставление итогов данной проверки является обязательным для успешной защиты работы.
- За нарушение академических норм в письменных работах применяются следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, отчисление.
- Студент в полном объеме несет ответственность за плагиат в своей работе.
В заключение хотелось бы отметить, что в результате проведенного исследования нами были систематизированы основные виды студенческого плагиата, представлены методы борьбы с данным явлением, применяемые как в зарубежных, так и в российских учебных заведениях. Особое внимание в статье было уделено использованию специального программного обеспечения для выявления различного рода заимствований, применению различных мер дисциплинарного воздействия, мотивирующих повышение академической честности студентов. Однако самым главным инструментом в борьбе с плагиатом в системе образования, несомненно, является формирование правильных ценностных, прежде всего, этических ориентиров у будущих специалистов.
Библиографический список (References)
1. AkopovA.I. Network magazine RELGA, №14, 15.08.2011
2. Astleitner A.G. Distant learning via WWW: social and emotional aspects /Humanitarian research on the Internet. Edited by A.E. Vojskunskaja.
3. Babayeva U.D., VoiskounskyA.E. Psychological consequences of Informatization // Psychological journal. 1998. Vol. 19. No. 1
4. Geroimenko V.A. Knowledge. Computer. Society // V. A. Geroimenko.
5. Zhukova E.A. "Transformation system "science" in the world of High-Tech M., 2004. Pp. 54 - 57.
6. Lisovsky V.T. Value world of the modern student, Magazine. St. Petersburg state University. Ser. Vol. 3. 1992. No. 20 Pp.116-119.
7. Prokhorov A. Internet: source of plagiarism or feature detection? // Comptables, 2004. According to the Center for academic integrity students.
8. Finogentov V. N. The philosophy of science. Orel: LLC "Cartouche", 2012. 318 p.
9. Academic honesty, plagiarism and the honor system. URL: htpp://www.trinityde.edu/policies/honesty_ plagiarism_ and_honor_ system.phd
10. Evans J. The new plagiarism in high education: from selection to reflection. URL:htpp://www/warwick.ac.uk/ETS/interections/ vol4no2/evans.html .
11. Teachers aim to curb online cheating. URL:htpp://www.nbc4.com/education/6791215/detsil.html
12. Williams J.B. Plagiarism: deterrence, detection and prevention. URL: htpp://www.economicsnetwork.ac/ uk/handbook/printable/ plagiarism.pdf
13. htpp//www.интерфакс.ru/
14. htpp:///www.guelman.ru/neo/05/99328-17.html
15. htpp:/consultant.ru/popular/grkf4/79_2.html#p329
16. htpp:/docs.kodeks.ru/document/901810174
17. http:/www.antiplag.ru
18. http://www.onlinedics.ru/slovar/
19. htpp://www.publicationethics.org/uk./reports/2000/2000pdf5.pdf
20. htpp://www/councilscienceeditors.org/editorial_policies/whitepaper/3-1_misconduct.cfm
21. www.turnitin.com
22. FL dated 29.12.2012 No. 273-FL (as amended on 23.07.2013).