Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОДЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (1929-1933 ГГ.)'

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОДЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (1929-1933 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
388
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / АНАКАРСКИЙ ДОГОВОР / ПРОТОКОЛ / МОРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / SOVIET-TURKISH RELATIONS / FOREIGN POLICY / ANKARA TREATY / PROTOCOL / MARITIME AGREEMENT / SECURITY GUARANTEES / ECONOMIC ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Салихат Ибрагимовна, Закерияева Айшат Аликовна

В статье освещаются проблемы становления и дальнейшего развития советско-турецких взаимоотношений в сложный период мирового экономического кризиса в 1929-1933 г. Советско-турецкий Анкарский договор 1929 г., направленный на создание более благоприятных условий сохранения мира и обеспечение надежных гарантий безопасности, значительно расширил сферу взаимных обязательств, продлил и дополнил условия мирного договора 1925 г., и имел важное значение для обеих государств. В статье освещается проблема подписания в Анкаре нового советско-турецкого дополнительного Протокола от 7 марта 1931 г о морском соглашении, сыгравшего большую роль в развитии и укреплении дружественных и мирных отношений между государствами, ставшего гарантией прочного мира. Подписание Анкарского Протокола ознаменовало собой продолжение миролюбивой и равноправной внешней политики Советского государства в новой международной обстановке. Анкарское соглашение имело большое значение для дальнейшего развития молодой Турецкой республики. Показана экономическая помощь, оказанная Советским Союзом Турецкой республике в годы мирового экономического кризиса, которая способствовала укреплению ее независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOVIET-TURKISH RELATIONS DURING THE WORLD ECONOMIC CRISIS (1929-1933)

In the article highlights the problems of the formation and further development of Soviet-Turkish relations during the difficult period of the world economic crisis in 1929-1933. The Soviet-Turkish Ankara Treaty of 1929, aimed at creating more favorable conditions for maintaining peace and providing more reliable security guarantees, significantly expanded the scope of mutual obligations, extended and supplemented the terms of the peace treaty of 1925, and was of great importance for both states. In the article highlights the problem of signing in Ankara of the new Soviet-Turkish additional Protocol from March 7, 1931 on the maritime agreement, which played a major role in the development and strengthening of friendly and peaceful relations between the two States, became a guarantee of lasting peace. The signing of the Ankara Protocol marked the continuation of the peaceful and equal foreign policy of the Soviet state in the new international situation. The Ankara Treaty was of great importance for the further development of the young Turkish Republic. It shown the economic assistance provided by the Soviet Union to the Republic of Turkey during the world economic crisis, which helped to strengthen its independence.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОДЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (1929-1933 ГГ.)»

4. Lomonosova M.V. Istoriya stran Azii i Afriki v novejshee vremya. Ch.2. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1976. - 255 s.

5. Efimov G.V. Ocherki po novoj i novejshej istorii Kitaya. - M.: Gospolitizdat, 1951. - 584 s.

6. Vsemirnaya istoriya: V 24 t. T.20. Itogi pervoj mirovoj vojny. - M.: AST, Mn.: Harvest, 2002. - 512 s.

7. Perevertajlo A.S. Ocherki istorii Kitaya v novejshee vremya. - M.: Izdatel'stvo vostochnoj literatury, 1959. - 696 s.

8. Tihvinskij S.L. Izbrannye proizvedeniya. V 5 t. T.3. Istoriya Kitaya. 1919-1949: Bor'ba za ob"edinenie i nezavisimost' Kitaya. CHzhou En'laj. - M.: «Nauka», 2006. - 716 s.

9. Zubok L.I. Kitaj v 1918-1944 gg. - M., 1945.

ГАДЖИЕВ РАШИД РАСУЛОВИЧ - магистрант факультета востоковедение Дагестанского государственного университета (gadjrash@mail.ru).

GADJIEV, RASHID R. - - Master's student of the Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University.

УДК 94(470:560)«1929/1933»:327 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-67-74

МУСАЕВА С.И., ЗАКЕРИЯЕВА А.А. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОДЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (1929-1933 гг.)

Ключевые слова: советско-турецкие отношения, внешняя политика, Анакарский договор, Протокол, морское соглашение, гарантии безопасности, экономическая помощь.

В статье освещаются проблемы становления и дальнейшего развития советско-турецких взаимоотношений в сложный период мирового экономического кризиса в 1929-1933 г. Советско-турецкий Анкарский договор 1929 г., направленный на создание более благоприятных условий сохранения мира и обеспечение надежных гарантий безопасности, значительно расширил сферу взаимных обязательств, продлил и дополнил условия мирного договора 1925 г., и имел важное значение для обеих государств. В статье освещается проблема подписания в Анкаре нового советско-турецкого дополнительного Протокола от 7 марта 1931 г о морском соглашении, сыгравшего большую роль в развитии и укреплении дружественных и мирных отношений между государствами, ставшего гарантией прочного мира. Подписание Анкарского Протокола ознаменовало собой продолжение миролюбивой и равноправной внешней политики Советского государства в новой международной обстановке. Анкарское соглашение имело большое значение для дальнейшего развития молодой Турецкой республики. Показана экономическая помощь, оказанная Советским Союзом Турецкой республике в годы мирового экономического кризиса, которая способствовала укреплению ее независимости.

MUSAEVA, S.I., ZAKARYAEVA, A.A.

DEVELOPMENT OF SOVIET-TURKISH RELATIONS DURING THE WORLD ECONOMIC CRISIS (1929-1933)

Key words: Soviet-Turkish relations, foreign policy, Ankara Treaty, Protocol, maritime agreement, security guarantees, economic assistance.

In the article highlights the problems of the formation and further development of Soviet-Turkish relations during the difficult period of the world economic crisis in 1929-1933. The Soviet-Turkish Ankara Treaty of 1929, aimed at creating more favorable conditions for maintaining peace and providing more reliable security guarantees, significantly expanded the scope of mutual obligations, extended and supplemented the terms of the peace treaty of 1925, and was of great importance for both states. In the article highlights the problem of signing in Ankara of the new Soviet-Turkish additional Protocol from March 7, 1931 on the maritime agreement, which played a major role in the development and strengthening of friendly and peaceful relations between the two States, became a guarantee of lasting peace. The signing of the Ankara Protocol marked the continuation of the peaceful and equal foreign policy of the Soviet state in the new international situation. The Ankara Treaty was of great importance for the further development of the young Turkish Republic. It shown the economic assistance provided by the Soviet Union to the Republic of Turkey during the world economic crisis, which helped to strengthen its independence.

Советско-турецкие отношения в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. складывались на взаимовыгодных условиях для обоих государств. На фоне взаимоотношений Турецкой республики со странами Запада выгодно выделялось позитивное влияние советско-турецких отношений на положение страны на международной арене. Договоры 1921, 1925 и 1927 гг. подготовили почву для дальнейшего развития и продолжения дружественных советско-турецких отношений.

Примечательным событием в советско-турецких взаимоотношениях рассматриваемого периода явился визит заместителя наркома иностранных дел СССР Л.М. Карахана в Турцию в декабре 1929 г. Данная поездка совпала с периодом напряженной деятельности турецкого правительства по преодолению финансового кризиса. Так как руководство Турецкой республики в 1928 г. подписало обязательство о погашении османского долга, оно попало в довольно сложную финансово-экономическую ситуацию. В ходе визита состоялись переговоры с руководством Турецкой республики, в результате которых 17 декабря 1929 г. в Анкаре был подписан Протокол по продлению и расширению советско-турецкого договора о дружбе, нейтралитете и ненападении [1, с. 739-741] на два года со дня истечения договора, подписанного 17 декабря 1925 г. министром

иностранных дел Турецкой республики Тевфиком Рюштю-беем Арасом и народным комиссаром иностранных дел СССР Григорием Васильевичем Чичериным в Париже. Договор 1925 г. для Турции имел особое значение, так как в тот период резко обострилась внутриполитическая ситуация и начался ее конфликт с Великобританией из-за Мосула. Подчеркивая особое значение данного договора, Г.В. Чичерин впоследствии отмечал в своих мемуарах, что именно «общность интересов, связывающих нас с Турцией, заключается, таким образом, в том, что как для народов СССР и для турецкого народа обеспечение мирной работы и внутреннего хозяйственного восстановления является основной задачей» [2, с. 485-486; 3, с. 487].

Анкарский протокол 1929 г. состоял из трех частей. Статья 1 гласила: «Договор о дружбе, ненападении и нейтралитете» [4, с. 7], «заключенный между Советским Союзом и Турецкой республикой в Париже 17 декабря 1925 г., продлен на два года со дня его истечения. Если, однако, одна из договаривающихся сторон не предупредит другую за 6 месяцев до окончания двухлетнего летнего срока о своем желании положить конец договору, договор будет рассматриваться как продленный автоматически на новый годовой период» [5, с. 11]. Согласно статье II, «каждая из обеих сторон подтверждала, что между нею и другими государствами, находящимися в непосредственном соседстве, сухопутном или морском, с другой стороной не должны существовать никаких обязательств, кроме актов, уже преданных гласности. Каждая из сторон обязуется не начинать без уведомления другой стороны переговоров, имеющих целью заключения политических соглашений с государствами, находящимися в непосредственном соседстве, сухопутном или морском. Заключить такие соглашения можно лишь с согласия обеих сторон...» [5, с. 11]. Статья III определяла, что «настоящий протокол, который будет присоединен к советско-турецкому договору о дружбе и нейтралитете, и который будет являться его неразделимой частью, действителен на срок действия договора, продленного в соответствии с положениями, содержащимися в стоящей выше статье» [5, с. 12].

По сравнению с советско-турецким договором о ненападении и нейтралитете от 17 декабря 1925 г., в 1929 г. СССР и Турция брали на себя новые дополнительные, причем существенные обязательства, направленные на обеспечение мира. Если договор 1925 г. исключал участие сторон во враждебных группировках, направленных друг против друга, то Анкарское соглашение обязывало стороны не вступать в переговоры и вообще не заключать враждебных другой стороне политических соглашений с определенной группой государств без согласия этой стороны. Анкарский Протокол значительно расширил сферу взаимных обязательств, направленных на создание более благоприятных условий сохранения мира на обширном участке, а также в обеспечении более надежных гарантий безопасности обеих стран [6, с. 274].

Подписание Анкарского Протокола ознаменовало собой продолжение миролюбивой внешней политики Советского государства в новой международной обстановке. «Принципиальное политическое значение Анкарского Протокола усиливается тем обстоятельством, - отмечала газета «Известия» по поводу данного соглашения, - что он представляет собой в некотором смысле новое слово, новую форму мирной политики Советского Союза». Газета также выразила уверенность в том, что «Протокол явится значительным успехом СССР в смысле противодействия политике окружения, проводимой капиталистическими державами» [7]. Справедливость этого утверждения подтвердилась тем, что даже западная печать вынуждена была признать равноправный характер и взаимный интерес сторон в подписанном соглашении. Это соглашение явилось важной вехой в развитии советско-турецких дипломатических и дружественных отношений.

Комментируя значимость и важность для Турецкой республики Анкарского соглашения 1929 г., турецкая газета «Хикимиети миллие» отмечала, что именно в период, «когда Турция столкнулась с бесчисленным количеством враждебно настроенных стран, единственный голос раздался с Севера, который признал нашу справедливую национальную борьбу» [8, с. 102]. В условиях начавшегося мирового экономического кризиса Анкарское соглашение было воспринято турецким обществом особенно благосклонно. Турецкая газета «Миллиет» от 24 декабря 1929 г. комментируя Анкарский Протокол, отмечала, что это соглашение «еще больше укрепило дружбу между нашими странами» [9]. В турецких средствах массовой информации отмечался большой вклад Советского Союза и Турецкой республики в процесс сохранения мира в регионе. В

частности, подчеркивалось: «Сотрудничество между Анкарой и Москвой выгодно для сохранения мира и развития обеих стран» [10, с. 93; 11, с. 39-40].

В начале 1930 г. заместитель народного комиссара иностранных дел СССР Л.М. Карахан и посол Турецкой республики в СССР Хусейн Рагиб-бей обменялись ратификационными грамотами Советско-турецкого договора, подписанного 17 декабря 1929 г., после чего договор вступил в силу. Анкарское соглашение явилось новым доказательством миролюбивого характера советской внешней политики. Позитивное значение этого международного акта вскоре подтвердилось на практике.

Мировой экономический кризис остро затронул финансово-экономическую и социальную структуру турецкого общества. Начал резко падать курс турецкой лиры. Возникла острая необходимость в принятии срочных мер. С целью поддержания турецкой лиры, в марте 1930 г. был учрежден консорциум иностранных банков, функционировавших в Турции, при котором был создан специальный страховой фонд в размере 500 тыс. ф. ст., который мог быть использован в случае необходимости. Советский Союз поддержал в это сложное время Турцию и 20 марта 1930 г. объявил о согласии стать членом консорциума банков со взносом в 500 тыс. рублей [10, с.105; 12, с. 158]. В итоге, Внешторгбанк СССР в Стамбуле вошел в турецкий консорциум, а советские внешнеторговые структуры перевели валютный аванс в Турцию на сумму 1,6 млн. долларов для закупки турецких товаров [11, с. 45]. После реорганизации 11 июня 1930 г. Центрального банка Турции в акционерное общество с капиталом 15 млн. лир (150 тыс. акций по 100 лир) Советский Союз купил акции на 200 тыс. руб. [12, с. 689]. Такая финансовая поддержка со стороны Советского государства способствовала улучшению и стабилизации финансово-экономического положения Турецкой республики, одновременно содействуя развитию советско-турецких политико-эконмических и торговых отношений.

24 сентября 1930 г. в Москву прибыл с официальным визитом министр иностранных дел Турции Тевфик Рюштю-бей. В связи с этим газета «Миллиет» отмечала, что данная поездка рассматривается повсюду как важное событие [13]. На официальном приеме Тевфик Рюштю-бей в своем выступлении выразил благодарность Советскому Союзу за экономическую помощь и поддержку молодой Турецкой республики и выразил надежду на дальнейшее развитие дружественных советско-турецких отношений.

В ходе визита между Тевфиком Рюштю-беем и народным комиссаром по иностранным делам СССР М.М. Литвиновым и его заместителем Л.М. Караханом состоялся обмен мнениями по вопросам советско-турецких отношений и по различным проблемам международной жизни. В беседе принимали участие посол Турции в СССР Хусейн Рагиб-бей и чрезвычайный полномочный представитель СССР в Турции Я.З. Суриц [14]. По окончании обмена мнениями было опубликовано официальное Коммюнике, в котором отмечалось: «Во время беседы стороны могли констатировать, что интересы СССР и Турции в отношении существенных проблем международной политики полностью совпадают; они смогли констатировать совпадение их оценок» [14].

В заключение в Коммюнике подчеркивалось, что в результате обмена мнениями было установлено, что «подобные встречи между руководителями внешней политики всех государств являются наиболее подходящими средствами для укрепления отношений между двумя странами и, что следует, чтобы это действенное средство продолжало применяться и в будущем» [15, с. 433].

Визит министра иностранных дел Турции в СССР подтвердил жизненность и взаимовыгодность ранее достигнутых соглашений и нашел отклик, как в СССР, так и в Турции. Касаясь итогов московских переговоров 1930 г., К. Ататюрк заявил, что «советско-турецкая дружба в настоящее время больше, чем когда-либо, является могущественным фактором мира, и что обе стороны ставят своей задачей сделать эти отношения еще более тесными и сердечными» [14].

Министр иностранных дел Турции Тевфик Рюштю-бей на встрече с представителями турецкой печати в Анкаре также заявил: «Я вернулся полностью удовлетворенный моей поездкой в СССР. Я искренне тронут проявлением дружбы и симпатии, оказанными мне советским правительством, а также заявляю, что все наши переговоры проходили в атмосфере взаимной дружбы. Переговоры о заключении торгового договора продолжаются, но основные вопросы уже разрешены» [16]. Опровергая инсинуации буржуазной пропаганды о наличии советско-турецкого

секретного соглашения, Тевфик Рюштю-бей далее добавил: «нельзя думать, что этой поездкой две стороны скрывают какие-либо частные комбинации. Совершенно недопустимо утверждение французских газет, что создание новой партии в Турции (Независимой - в 1930 г., выступившей против политики этатизма) повлечет за собой изменение внешней политики, в особенности наших отношений с СССР. Анкара и Москва с каждым днем все более сближаются, благодаря искренней и открытой политике в отношении друг друга» [17].

На основе достигнутой в ходе московской встречи договоренности, на которой обсуждались вопросы дальнейшего развития советско-турецких отношений, министр иностранных дел Турции Тевфик Рюштю-бей и чрезвычайный полномочный представитель СССР в Турецкой республике Я.З. Суриц 7 марта 1931 г. в Анкаре подписали новый советско-турецкий протокол, имевший характер морского соглашения, по которому обе стороны обязывались не закладывать каких-либо морских боевых единиц пополняющих военный флот на Черном море или в прилегающих морях, который нарушил бы существующий паритет не предупредив об этом другую договаривающуюся строну за шесть месяцев вперед [18, с. 120]. В протоколе подчеркивалось: «обе высокие договаривающиеся стороны, стремясь к укреплению между собой дружественных и мирных отношений, пришли к выводу, что единственной основательной гарантией прочного мира является действительное уменьшение всех видов существующих вооружений» [10, с. 94].

СССР и Турция сочли необходимым, дополнить статью II Протокола от 17 декабря 1929 г. новым положением, которое зафиксировало: «Каждая из высоких договаривающихся сторон не приступит к закладке какой-либо морской боевой единицы, долженствующей пополнить ее военный флот на Черном море или в прилегающих морях, или к заказу подобной единицы на верфях за границей или к любой иной мере, которая имела бы последствием увеличение теперешнего состава ее военного флота в указанных морях, не предупредив об этом вторую договаривающуюся сторону за 6 месяцев вперед» [5, с. 11-13; 18, с. 119-120]. Вскоре дополнительный протокол был ратифицирован и вступил в силу [18, с. 120].

Из сказанного явствует, что советско-турецкий протокол от 7 марта 1931 года, подобно договору о ненападении и нейтралитете 1925 года, способствовал упрочению мира и безопасности на Ближнем Востоке.

«Черное море всегда было причиной всех конфликтов между Россией и Турцией, -отмечалось в советской печати, - а другие державы извлекали пользу из этой борьбы, тянувшейся столетиями. И только Советская Россия, и Республиканская Турция поняли, что не только можно примирить интересы и той и другой сторон, но что это легко и необходимо для обеих стран. Логическим завершением этого процесса является договор о нейтралитете и морском соглашении» [19]. Этот протокол имевший характер морского соглашения явился новым доказательством миролюбивых стремлений Советского Союза, который значительно расширил границы советско-турецкого сотрудничества [18, с. 153] и борьбу за мир на Балканах и Ближнем Востоке.

Как отмечал турецкий дипломат Ф. Дж. Эркин: подписание «морского протокола явилось продолжением политики сотрудничества» [20, с. 249] и мирных отношений между Советским Союзом и Турцией, который позволял еще больше укрепить всеобщий мир.

В период мирового эконмического кризиса Турция старалась найти поддержку у Советского Союза. Более года с перерывами продолжавшиеся переговоры завершились 16 марта 1931 г. подписанием в Москве советско-турецкого договора о торговле и мореплавании [18, с. 187195] и заключительного протокола. С советской стороны договор подписывал народный комиссар Л.М. Карахан, с турецкой - посол Турции в СССР Хусейн Рагиб-бей.

Большое значение для дальнейшего расширения и укрепления советско-турецких отношений имел ответный визит в Турцию народного комиссара по иностранным делам СССР М.М. Литвинова, состоявшийся в октябре 1931 г. Визит М. М. Литвинова в Турцию был встречен турецким народом с одобрением. Выступая на приеме в честь советского наркома, президент М. Кемаль заявил: «Мы были рады принять в Анкаре уважаемого комиссара иностранных дел нашего великого друга - Советской России. По этому случаю было еще раз подтверждено, что, исходя из высших интересов и искреннего желания обеих сторон, необходимо с той же силой и сердечностью, как прежде, продолжать испытанные временем дружеские отношения между нашими двумя странами» [15, с. 364].

Во время пребывания в Турции народный комиссар по иностранным делам СССР М.М. Литвинов имел беседы с премьер-министром Исмет-пашой Иненю и министром иностранных дел Турции Тевфиком Рюштю-беем, в которых приняли участие также чрезвычайный полномочный представитель СССР в Турции Я.З. Суриц и турецкий посол в Москве Хусейн Рагим-бей. В ходе переговоров стороны пришли к единому мнению и 30 октября 1931 г. в Анкаре между Турцией и СССР был подписан новый Протокол о продлении на пять лет срока действия Парижского договора и заключенных в его дополнение протоколов.

В статье 1 нового протокола подчеркивалось, что «если одна из договаривающихся сторон не предупредить другую за шесть месяцев до истечения пятилетнего срока договора о своем намерении прекратить его действие, то он, равно как и упомянутые протоколы, рассматривался как автоматически возобновленный на новый годичный период» [18, с. 623-624].

В советской печати также было отмечено, что «в ходе обмена мнениями были затронуты вопросы, касающиеся политико-экономических отношений между Советским Союзом и Турцией, а также и крупные международные проблемы» [21].

Касаясь характера и перспектив советско-турецких отношений, депутат меджлиса Н. Садык писал: «Увы, связи между Советской Россией и Турцией не похожи на обыкновенную дружбу между государствами. В прошлом царизм и Оттоманская империя были соперниками. Европейские государства натравливали их друг на друга всякий раз, когда в их интересах можно было использовать результат столкновения. ... Обе империи, были орудием европейского империализма, и нужно было громадное потрясение, чтобы обе нации поняли настоящие их интересы. ... Фундамент этой дружбы непоколебим, ибо Советская Россия первая оказала Турции поддержку. Советская Россия также борется с упорным захватничеством европейского империализма. Обе нации поняли, что у них нет противоречия в интересах и, что всякое разногласие между ними выгодно только империалистическим государствам» [22].

Посещение народным комиссаром по иностранным делам СССР М.М. Литвиновым Анкары и заключение мирных договоров имело особое значение не только для укрепления советско-турецких отношений, но и способствовало обеспечению мира на Ближнем Востоке. Сам М.М. Литвинов в беседе с представителями турецкой прессы обратил внимание на имеющиеся возможности «для расширения советско-турецкого экономического сотрудничества и для обеспечения более быстрых темпов его развития. В ближайшие годы, мы будем иметь весьма значительное расширение советско-турецкого сотрудничества в области экономики и техники» [23, с. 38]. Комментируя визит М.М. Литвинова в Турцию, М. Кемаль в своей речи на сессии меджлиса 1 ноября 1931 г. отметил, что советско-турецкие дружественные отношения выдержали испытание временем [24, с. 183], а также выразил надежду на дальнейшее развитие этих отношений в будущем.

По возвращении М.М. Литвинова из Турции в Москву газета «Известия» отмечала, что визит М.М. Литвинова является событием исключительной важности и доказывает миру, что советско-турецкая дружба крепнет с каждым днем. В заключение газета выражала надежду, что «если есть что-либо прочное и вечное в этом мире, то это советско-турецкая дружба, ибо политика обеих государств вращается вокруг одной оси» [22].

В целях расширения советско-турецкого сотрудничества, накануне первомайского празднования 26 апреля 1932 г. состоялся ответный визит в Москву турецкой правительственной делегации во главе с председателем совета министров Турции Исмет-пашой, имевший большое значение для укрепления советско-турецких отношений и развития турецкой национальной экономики. В делегацию входили 35 человек, представлявшие различные ведомства: промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуру и др. М.К. Ататюрк с большим вниманием следил за успехами хозяйственного и культурного строительства в СССР и в советских национальных республиках. Поэтому он и направил в СССР представительную делегацию во главе с премьер-министром Турции Исмет-пашой, которая должна была ознакомиться с различными сторонами жизни советского общества и изучить советский опыт. В составе данной делегации находились ряд выдающихся политических и общественных деятелей Турции.

В заявлении премьер-министра Турции Исмет-паши, сделанном в первый день его пребывания в Москве, отмечалось: «Дружба между Советским Союзом и Турцией вырастает из

наших общих стремлений обоих народов.... Посещение Турции вашим выдающимся комиссаром по иностранным делам господином М.М. Литвиновым и его не менее достойным заместителем Л.М. Караханом не только доставило нам огромное удовольствие, но и оставило незабываемые и ценные следы в наших взаимоотношениях. Равным образом пребывание в СССР моего друга Тевфик Рюштю-бея дало счастливые результаты в том же смысле. Мы в Турции всегда стремились лично познакомиться с руководителями Советского Союза, высокие качества которых мы имели случай оценить. Я счастлив, что этот случай выпал на мою долю. Я убежден, что эта встреча даст самые благотворные результаты в деле развития наших дружеских отношений. Она серьезно будет способствовать взаимному пониманию и облегчит нам обмен мнениями в будущем» [25, с. 9-10].

Члены турецкой делегации посетили Ленинград, Одессу, Севастополь, где ознакомились с жизнью советских людей [26, с. 103-105].

В ходе советско-турецких переговоров и встреч между Турцией и СССР было подписано в Москве соглашение от 6 мая 1932 г. о представлении Турции беспроцентного финансового кредита в размере 8 млн. рублей золотом для закупки новейшего оборудования советского производства [27]. Кредит был предоставлен на чрезвычайно выгодных для Турции условиях. Он подлежал погашению в течение 20 лет, без процентов, взносами в турецких лирах, что освобождало турецкое правительство от необходимости затрачивать иностранную валюту. Кредит предназначался, в первую очередь, для создания крупной турецкой текстильной промышленности. Помимо кредита, советское правительство безвозмездно предало Турции машинотракторную станцию с полным оборудованием, два грузовика, автобус, пять танкеток и два танка с вооружением [28, с. 302].

Мировой экономический кризис тяжело отразился на экономической ситуацию всего мира и Турции, в частности. Турецкое правительство вынуждено было создавать промышленные предприятия, работающие на местном сырье, чтобы уменьшить зависимость от европейских стран. Поэтому оно проявило заинтересованность в активизации отношений с Советским Союзом.

В начале августа 1932 г. в Турцию, по приглашению турецкого правительства, выехала советская комиссия экспертов для изучения условий строительства текстильных предприятий и выбора площадок для их строительства. По прибытии в Турцию 13 августа 1932 г. советские специалисты были приняты Исметом Инёню, с которым имели продолжительную беседу [29, с. 18-20]. После двухмесячного изучения природных и экономических условий развития текстильной промышленности и строительства комбинатов комиссия подготовила для турецкого правительства обстоятельный доклад, целиком одобренный министерством экономики и труда Турции. Районами строительства первых современных турецких промышленных предприятий были утверждены Кайсери и Назелли. Для руководства строительством этих комбинатов с советской стороны был создан специальный трест «Туркстрой», а с турецкой стороны этой работой руководил Сумер-банк.

По приглашению турецкого правительства в 1933 г. советская делегация, возглавляемая народным комиссаром военно-морских сил К.Е. Ворошиловым, совершила поездку в Турцию по случаю десятилетнего юбилея Турецкой республики. Это был ответный визит в Турцию советской правительственной делегации, в состав которой входили заместитель народного комиссара по иностранным делам Л.М. Карахан, инспектор Красной Армии С.М. Буденный, видные партийно-советские работники А.С. Бубнов, Г.М. Кржижановский и др.

Советская делегация приняла участие в торжествах по случаю десятой годовщины со дня провозглашения Турецкой республики. В день празднования ее 10-летия - 29 октября 1933 г. в Анкару прилетели 3 самолета, подаренные Турции Советским Союзом по случаю этого юбилея [30, с. 16-17].

29 октября 1933 г. во время парада вместе с М. Кемаль-пашой, Февзи-пашой и Исмет-пашой К.Е. Ворошилов объехал войска, принимая парад: «Это был беспрецедентный факт, который произвел ошеломляющее впечатление как на дипломатический корпус, так и на массу зрителей» [10, с. 99-100].

Таким образом, конструктивная внешняя политика СССР продолжала приобретать широкий круг друзей в передовых кругах турецкой общественности, несмотря на происки международной реакции, оппозиции и консервативных элементов в самой Турции. Политическая и материальная помощь Советского Союза турецкому народу укрепила прогрессивные силы,

способствовала политической и экономической независимости, помогла молодой Турецкой республике выстоять, поднять экономику страны.

В целом, внешнеполитический курс кемалистского руководства, реально учитывавшего изменения внутри страны и на международной арене, был направлен на защиту национальных интересов Турции. Сохранение К. Ататюрком верности традициям советско-турецкой дружбе послужило гарантией независимого развития страны в осложнившейся внутренней и международной обстановке в начале 30-х годов XX столетия.

Литература и источники

1. Документы внешней политики СССР. В 24 т. Т. VIII. - М.: Госполитиздат, 1963. - 864 с.

2. ЧичеринВ.Г. Статьи и речи по вопросам международной политики. - М.: Соцэкгиз, 1961. - 516 с.

3. Киреев Н.Г. История Турции. XX век. - М.: Крафт+ИВ РАН, 2007. - 608 с.

4. Документы внешней политики СССР. В 24 т. Т. 9. - М.: Политиздат, 1964. - 784 с.

5. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. 6. - М.: НКИД, 1931. - 206 с.

6. Дипломатический словарь. В 3 т. Т. 3. / Под ред. Громыко А. А., Голунский С. А., Хвостов В. М., Арзуманян А. А. и др. -М.: Госполитиздат, 1964. - 559 с.

7. Известия. - 1929. - 29 декабря.

8. Новейшая история Турции. - М.: Наука, 1968. - 396 с.

9. Milliet. - 1929. - 24 декабря.

10. СССР и Турция. 1917-1979. - М.: Наука, 1981. - 320 с.

11. Моисеев П., РозалиевЮ. К истории советско-турецких отношений. - М.: Госполитиздат, 1958. - 84 с.

12. Документы внешней политики СССР. В 24 т. Т. XIII. - М.: Политиздат, 1967. - 884 с.

13. Milliet. - 1930. - 24 сентября.

14. Известия. - 1930. - 3 октября.

15. АтатюркК.М. Избранные речи и выступления. - М.: Прогресс, 1966. - 439 с.

16. Известия. - 1930. - 10 октября.

17. Известия. - 1930. - 13 октября.

18. Документы внешней политики СССР. В 24 т. Т. 14. - М.: Политиздат, 1957. - 872 с.

19. Известия. - 1931. - 12 марта.

20. Erkin, F.C. Turk-Soveyet Iliskileri ve Bogazlar Meselesi. - Ankara, 1968. - 452 с.

21. Известия. - 1931. - 2 ноября.

22. Известия. - 1931. - 28 октября.

23. ЛитвиновМ.М. В борьбе за мир. - М.: Партиздат ЦК ВКП(Б), 1938. - 196 с.

24. OzturkK. Gumhurbasrfnlarinn. T. Buyuk Millet Meclisinin asis Nutuklari. -Istanbul, 1969. - 734 s.

25. Революция и национальности. - 1932. - № 6. - С. 9-10.

26. Международная жизнь. - 1962. - № 3. - С. 103-105.

27. Правда. - 1932. - 8 мая.

28. Документы внешней политики СССР. В 24 т. Т. XV. - М.: Политиздат, 1969. - 868 с.

29. Исторический архив. - 1961. - № 4. - С. 18-20.

30. Новое время. - 1965. - № 2. - С. 16-17.

References and Sources

1. Dokumenty vneshnej politiki SSSR. V 24 t. T. VIII. - M.: Gospolitizdat, 1963. - 864 s.

2. Chicherin V.G. Stat'i i rechi po voprosam mezhdunarodnoj politiki. - M.: Socekgiz, 1961. - 516 s.

3. Kireev N.G. Istoriya Turcii. XX vek. - M.: Kraft+IV RAN, 2007. - 608 s.

4. Dokumenty vneshnej politiki SSSR. V 24 t. T. 9. - M.: Politizdat, 1964. - 784 s.

5. Sbornik dejstvuyushchih dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyh s inostrannymi gosudarstvami. Vyp. 6. - M.: NKID, 1931. - 206 s.

6. Diplomaticheskij slovar'. V 3 t. T. 3. / Pod red. Gromyko A. A., Golunskij S. A., Hvostov V. M., Arzumanyan A. A. i dr. - M.: Gospolitizdat, 1964. - 559 s.

7. Izvestiya. - 1929. - 29 dekabrya.

8. Novejshaya istoriya Turcii. - M.: Nauka, 1968. - 396 s.

9. Milliet. - 1929. - 24 dekabrya.

10. SSSR i Turciya. 1917-1979. - M.: Nauka, 1981. - 320 s.

11. Moiseev P., Rozaliev YU. K istorii sovetsko-tureckih otnoshenij. - M.: Gospolitizdat, 1958. - 84 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Dokumenty vneshnej politiki SSSR. V 24 t. T. XIII. - M.: Politizdat, 1967. - 884 s.

13. Milliet. - 1930. - 24 sentyabrya.

14. Izvestiya. - 1930. - 3 oktyabrya.

15. Atatyurk K.M. Izbrannye rechi i vystupleniya. - M.: Progress, 1966. - 439 s.

16. Izvestiya. - 1930. - 10 oktyabrya.

17. Izvestiya. - 1930. - 13 oktyabrya.

18. Dokumenty vneshnej politiki SSSR. V 24 t. T. 14. - M.: Politizdat, 1957. - 872 s.

19. Izvestiya. - 1931. - 12 marta.

20. Erkin, F.C. Turk-Soveyet Iliskileri ve Bogazlar Meselesi. - Ankara, 1968. - 452 s.

21. Izvestiya. - 1931. - 2 noyabrya.

22. Izvestiya. - 1931. - 28 oktyabrya.

23. Litvinov M.M. V bor'be za mir. - M.: Partizdat CK VKP(B), 1938. - 196 s.

24. Ozturk K. Gumhurbasrfnlarinn. T. Buyuk Millet Meclisinin asis Nutuklari. -Istanbul, 1969. - 734 s.

25. Revolyuciya i nacional'nosti. - 1932. - № 6. - S. 9-10.

26. Mezhdunarodnaya zhizn'. - 1962. - № 3. - S. 103-105.

27. Pravda. - 1932. - 8 maya.

28. Dokumenty vneshnej politiki SSSR. V 24 t. T. XV. - M.: Politizdat, 1969. - 868 s.

29. Istoricheskij arhiv. - 1961. - № 4. - S. 18-20.

30. Novoe vremya. - 1965. - № 2. - S. 16-17.

МУСАЕВА САЛИХАТ ИБРАГИМОВНА - доктор исторических наук, профессор, факультет востоковедения Дагестанского государственного университета (sirsa888@mail.ru).

ЗАКЕРИЯЕВА ЛИШАТ АЛИКОВНА - магистрант факультета востоковедения Дагестанского государственного университета.

MUSAEVA, SALIHAT I. - Doctor of History, Professor, Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University (sirsa888@mail.ru). ZAKARYAEVA, AYSHAT A. - Master's student of the Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University/

УДК 94(47).084.6_050«192/193» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-74-79

ГАЛИУЛЛИНА Д.М. ЖУРНАЛ «OKT9BR BALASb» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА КОНЦА 1920-Х - НАЧАЛА 1930-Х ГГ. ХХ В.

Ключевые слова: СССР, детские журналы, исторический источник, периодическая печать, татарский язык, антирелигиозная пропаганда, советская идеология.

В статье дается характеристика детскому журналу «Oktsbr balasb» (1929-1932) - одному из важнейших источников по истории советского детства на татарском языке. Показано, как через различные материалы, посвященные детской повседневности, в новых условиях проводилась советская идеологическая пропаганда, в том числе антирелигиозная агитация, направленная на искоренение религиозного сознания у татарских школьников в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Проведенный анализ показывает, что Советская власть стремилились создать единое культурное, идеологическое и даже языковое пространство для всех национальностей, причем именно без религии. Однако печать для детей, в том числе журнал «Oktsbr balas^», выступала не только проводником этой политики. Журнал знакомил татарских детей из разных уголков страны с достижениями национальной культуры и способствовал сохранению родного языка и развитию татарской детской литературы.

GALIULLINA, DM.

JOURNAL ^K^BR BALASb» AS A SOURCE ON THE HISTORY OF SOVIET CHILDHOOD IN THE LATE 1920S - EARLY 1930S

Key words: USSR, children's journals, historical source, periodicals, Tatar language, anti-religious propaganda, Soviet ideology

In the article gives a characteristic of the children's journal «Oktsbr balasw) (1929-1932), one of the most important sources in the history of Soviet childhood on the Tatar language. It shows how the Soviet ideological propaganda and antireligious agitation, aimed at eradicating the religious consciousness of Tatar schoolchildren in the late 1920s - early 1930s, was conducted through various materials devoted to children's everyday life under new conditions. The analysis shows that the Soviet government strove to create a single cultural, ideological and even linguistic space for all nationalities, moreover, without religion. However, the press for children, including the magazine "Oktsbr balas", acted not only as a conductor of this policy. The magazine introduced Tatar children from different parts of the country to the achievements of national culture and contributed to the preservation of their native language and the development of Tatar children's literature.

История татарской периодической печати объективно уходит своими корнями в XIX век, когда были предприняты первые попытки создания местной газеты. При этом она показывает объективные трудности процесса становления национальной прессы. Начиная еще с 1833 года, студент М.Г. Никольский, преподаватели П.И. Пашин, В.С. Курочкин восточного разряда Казанского университета неоднократно предпринимали попытки добиться разрешения на издание газеты на татарском языке, но оно так и не было получено. В 1860-е годы за создание татарской прессы начали активно бороться представители татарской интеллигенции - К. Насыри, Х. Фаизханов и др. Во второй половине XIX в. в различные инстанции было подано более двадцати прошений, и все они были отклонены. Единственной газетой для тюркских народов Российской империи до начала ХХ века была «Тарджеман» («Переводчик») - общественно-политическая, литературная и научная газета, издававшаяся в Бахчисарае (1885-1918 гг.) на тюрко-татарском и русском языках (редактор и издатель И. Гаспринский). Данная ситуация изменилась лишь после революции 1905 года. С 1905 по 1917 год в России выходило более 120 газет и журналов на татарском языке [1, с. 55-56]. Среди них была и детская периодическая печать.

В отмеченном контексте требуется также отметить, что в конце XIX - начале XX веков во всех сферах жизни татарского общества происходили кардинальные изменения, определившие качественно новый этап в его развитии. По названию общественно-политического движения российских мусульман джадидизм (от арабского ысул аль-джадид - новый метод), выступавшего за обновление исламской культуры, в исторической литературе он получил название «период джадидизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.