УДК 378.036.5 + 304.44
Т. С. Комиссарова, Н. Д. Каминская, Е. В. Эртман
Развитие социокультурной активности студентов: творческие практики в образовательном пространстве вуза
В статье рассматриваются особенности развития социокультурной активности студентов и определяется педагогический потенциал творческих практик как значимого фактора симулирования данного процесса. Социокультурная активность характеризуется как процесс интенсивного освоения и воспроизводства социокультурного опыта, основой которого является интериоризация культурных норм и ценностей. Определяется сущность творческих практик студентов, выраженная в созидательно-деятельной активности, а также в способности осуществлять общественно или личностно-значимые преобразования. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, позволяющие обосновать условия формирования у студентов представлений о различных видах социокультурной активности; систематизировать факторы, способствующие раскрытию творческого потенциала студентов посредством социально-культурных форм и методов; выявить ключевые направления развития интереса студентов к различным видам творческой деятельности.
The features of development of the student's sociocultural activities were revealed in this article; the pedagogical potential of creative practices as an important factor of the stimulation of this process was also defined. The sociocultural activity is characterized as a process of development and reproduction of sociocultural experience and also of the interiorisation of cultural standards and values. The essence of student's creative practices marked in the creative activity and also in the ability to make the social or the personality-oriented transformations was defined. The results of experimental activity substantiating the conditions of formation of the ideas about the different kinds of sociocultural activity were presented in this article. The factors stimulating the disclosure of student's creative potential through the sociocultural forms and methods are systematized. The main directions of development of student's interests to the different kinds of creative activity were revealed.
Ключевые слова: социокультурная активность, творческие практики, социально-культурный опыт, образовательно-воспитательное вуза, самоактуализация, саморазвитие.
Key words: sociocultural activity, creative practices, sociocultural experience, high school sociocultural area, the factors stimulating the disclosure of student's creative potential? self-actualisation, self-development.
Социально-культурная активность, представленная как педагогическая категория, определяется такими ключевыми понятиями, которые способны в достаточной степени отразить её целостность, многоаспектность и полифункциональность. К таким понятиям сле-
© Комиссарова Т. С., Каминская Н. Д., Эртман Е. В., 2018
278
дует отнести социокультурное взаимодействие, ценностные ориентации, творческую деятельность, структуру потребностей и интересов. Развитие социально-культурной активности основывается на принципах гуманистической направленности, последовательности и систематичности, связи с объективной действительностью. Под социально-культурной активностью следует понимать целостное и полифункциональное явление в педагогической системе социально-культурной деятельности, которое формируется в ходе освоения личностью социального опыта, вбирающего спектр культурных ценностей для удовлетворения и развития духовных потребностей и интересов в педагогическом процессе, осуществляемого основными институтами социально-культурной сферы.
Один из ведущих аспектов социально-культурной активности -ее творческая выраженность, которая представляется способностью личности к преобразовательным процессам в социокультурной среде, в результате которой демонстрируется осознанное отношение к избранным сферам социально-культурной деятельности (досугу, народной художественной культуре, информальному образованию, т. д.), к развитию креативных возможностей, к творческому переосмыслению приобретённого жизненного опыта [12].
Социально-культурная активность реализуется в следующих видах духовной деятельности, осуществляемых социализированной личностью: ценностно-ориентирующий определяет личностный выбор совокупности духовных и материальных ценностей, а также их структуру, влияющих на мотивацию жизнедеятельности; познавательный предопределяет изучение различных аспектов окружающей действительности и стимулирование процесса самопознания; гедонистический характеризуется стремлением к получению удовольствия и положительных эмоций; творческий выражает активно-преобразующую сущность личности в ее актуальном проявлении, механизм реализации которой находится во взаимосвязи с иными видами активности субъекта, посредством которых он преобразует себя и изменяет окружающий его мир [8]. Социально-культурная активность может рассматриваться как самостоятельное практическое преобразование социокультурного опыта, которую стимулируют развивающие образовательные и творческие среды социальных институтов, продуцирующих различные формы организации социально-культурной деятельности и выступающих средством приобщения личности к культуре [9]. Также следует отметить, что социокультурная активность может быть представлена как выражение отношения к освоению системы профессиональных знаний и способов их реализации, позволяя синтезировать познавательное, эмоциональное и волевое развитие личности, обеспечивая духовную и практическую
включенность в образовательное пространство. Осваивая образовательное пространство вуза и осмысливая свое положение в нем, обучающийся на основе соотнесения индивидуальных норм, ценностей, стереотипов, позиций, инициатив, получает возможность их активного воплощения в социально-культурной практике, как ключевого направления развития его профессиональной адаптивности, приобретая высокую социальную значимость и наполняясь индивидуальными ценностными смыслами.
Одним из наиболее значимых направлений развития социально-культурной активности студентов являются практики. Социально-культурный опыт у студентов появляется в процессе постоянного апробирования различных способов деятельности, учебных и профессиональных действиях, если он приобретает высокую социальную значимость и наполняется индивидуальными ценностными смыслами [9].
Социокультурная практика является базисом для формирования различных общностей, интегрирующей множество социально-культурных интересов и потребностей, проявляющихся в различных социальных действиях [1]. Таким образом, можно утверждать, что социально-культурная практика - это действительность личности, обусловленная ее духовной потребностью в творческом практическом созидании в соответствии с ценностями, традициями, нормами, социальными идеям, способами деятельности социума, обусловленными как менталитетом, так и изменяемыми социально-культурными условиями. В результате такой практики осуществляется трансформация социально-культурной среды и преобразование самого субъекта практики, развитие у него потенциальных творческих способностей, навыков универсальных учебных действий, системы отношений, формирование социальной ответственности. Правомерно утверждать, что социально-культурная практика представляет собой различные формы взаимозависимости и взаимообусловленности субъекта действия и различных социальных групп.
Методологические основания социально-педагогического потенциала практик имеют глубокие корни. Именно практика как социальное действие - ключевая категория в работах М. Вебера. У. Джеймс и Дж. Дьюи, определявшие суть практики как получаемый опыт наследия истории, культуры, цивилизации и результат индивидуальной жизненной практики, трансформирующей природный и социокультурный материал. Л.В. Выготский отмечал, что основой практики является деятельность субъекта и сигнификация - создание и использование символов, выступающих родовыми структурами любого социально-культурного феномена, которые обеспечивают сохранение и трансляцию культурных образцов.
280
Социально-культурные практики личности в педагогической деятельности понимаются как процесс приобретения и воспроизводства социокультурного опыта, а также освоения и интериоризации культурных норм и ценностей, а на их фундаменте возникает самоидентификация индивидов, формирование образа жизни, индивидуализация поведения в личном и общественном пространствах, воспроизводство культуры во всех сферах общественной жизни разными социальными группами [9].
Критериями эффективности деятельности внутри социокультурных практик в образовательном пространстве становятся социальная адаптивность, социальная автономность, приверженность гуманистическим нормам, социальная активность. Важно отметить, что современное образование представляет собой ключевую форму общественной практики, способствующей приспособлению обучающихся к новым жизненным реалиям, а также воспроизводству социального опыта, а социально-культурная практика отображает, прежде всего, особенности отношения обучающихся к окружающему миру и их мировосприятия, посредством изучения связей между познавательным, чувственно-эмоциональным и волевым, делая возможным духовно-практическое освоение социокультурного пространства [7].
Социально-культурная практика базируется на осуществлении различных способов человеческой деятельности: исследовательской, художественной, информационно-коммуникативной, игровой, досуговой, добровольческой, т. д.), порождающей множество форм самовыражения, ориентированной прежде всего на саморазвитие студентов, обладая многоаспектным событийным, разнонаправленным характером, определяющим способность индивида превращать собственную жизнедеятельность в объект практического преобразования. Социокультурная практика реализуется посредством свободного выбора обучающимися целей и средств ее реализации, что обеспечивает развитие способности во взаимодействии с обществом и выявление собственного отношения к разным жизненны ситуациям и видам поведения в них.
Значимое место в структуре социально-культурных практик занимают практики творческие, определяемые как деятельность, осуществляемая в особых условиях, в которых личность реализует свои потенциальные силы и способности, рассматривая последние как созидательную активность субъекта, стимулирующую развивающую способность осуществлять общественно или личностно-значимые преобразования в материальной и духовной средах на основе реали-
зации совокупности социально-культурных потребностей и творческого потенциала. Творческие практики предполагают развитие самостоятельности студентов, их умение нестандартно подходить к решению задач различного уровня сложности, овладение не только приёмами преодоления различных проблем ординарными способами, но и умение искать нестандартный наиболее рациональный способ их разрешения.
Основными вопросами, которые возникают в процессе развития творческих практик становятся: отсутствие системности в определении проблемы развития творческой активности учащихся; размытость определения сущности социокультурного феномена «творческие практики»; отсутствие критериев оценки уровней их развития на различных этапах становления личности студента; неопределенность социально-культурных и психолого-педагогических условий, форм и средств творческих практик в системе личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса [11].
Определяя сущность творческих практик, следует отметить, что в них студент предстает не пассивным объектом педагогического воздействия, а активным субъектом самореализации и создания творческой среды. Он не столько воспринимает воздействие, сколько сам активно реализует творческий потенциал и создает наиболее благоприятные для этого условия.
Социально-культурная активность в её развитии может характеризоваться как совокупность признаков, отражающих внутренние тенденции и стремление студента к различным видам творческой деятельности, источником которой выступает совокупность социально-культурных творческих потребностей, сформированных в определенную иерархическую структуру, становящейся движущей силой саморазвития и самообучения личности. Творческая практика предполагает свободный выбор обучающимися целей и средств ее реализации, обеспечивая выявление собственного отношения к разным жизненны ситуациям и видам творческого поведения.
Творческие практики как фактор развития социально-культурной активности студентов предполагают: реализацию потребностей, интересов, склонностей к различным видам творческой деятельности; преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям; формирование мотивов и готовности к преобразовательной деятельности; эвристический потенциал; виды преобразующее-творческой деятельности. Значимая категория творческих практик -мотивация, находящая своё выражение в мобилизации внутренней
энергии, в творческой направленности совокупности преобразовательных действий. Мотивами творческой деятельности студентов выступают творческая среда, получение удовлетворения от успеха, оригинальность результата и способов действий, новизна, социально-психологическое заражение, признание сообщества.
Обновляемая образовательная деятельность в вузах сделала актуальными различные формы творческих практик, выбор которых зависит от целей, задач развития, а также от уровня подготовки и времени обучения студентов. Творческие практики могут как становится основой для реализации активных методов обучения, например, кейс-стадий, тренингов и деловых игр, так и выступать самостоятельными видами социально-культурной активности: добровольчества, форсайтов, хакатонов, проектно-исследовательской деятельности. Однако наиболее эффективными становятся творческие практики, направленные на активное развитие студентов в профессиональной сфере и в общекультурном аспекте, способные к внедрению в содержание учебных предметов на основе соединенных междисциплинарных программ, обеспечивая реализацию связей между учебной и внеучебной деятельностью, формируемые на основе современных форм образования, базирующихся на взаимодействии обучающихся друг с другом и с окружающей средой [6]. Творческая практика учащихся обеспечивает процесс самостоятельного изучения предметов, совершенствования профессиональных навыков, самоопределения, самовыражения, где часто используются игровые технологии развития и обучения, различные виды видеоигр, создающие имитацию рабочего пространства в будущем, развивают коммуникативные навыки студентов и моделируют рабочие ситуации. В творческих практиках очевидна значимость реализации принципа активности участников, когда в контексте социально-культурной деятельности студенты постоянно вовлекаются в различные виды творчества, происходит обсуждение и проигрывание имитируемых ситуаций, осуществляется наблюдение за поведением участников ролевых игр в соответствии с выработанными критериями, т.д. В достижении образовательных и развивающих целей особенно продуктивны творческие задания, позволяющие активно участвовать в них всем членам группы студентов одновременно. В творческих практиках применяется принцип формирования исследовательско-творче-ской позиции, предполагающий, что в процессе занятий создаются ситуации, когда студент самостоятельно обосновывает решение проблемы, определяет закономерности и условия общения и взаимодействия. Руководитель мероприятий или занятий, исходя из
этого принципа конструирует и реконструирует такие ситуации, которые дают членам учебно-творческой группы возможность осмыслить, апробировать и отработать новые для них способы действий и поведения, что способствует формированию креативной среды, характеризующейся проблемностью, нестандартностью, инициативностью.
Руководствуясь принципом партнерского взаимодействия, преподаватель и студенты создают социально-культурные условия, способствующие признанию ценности личности других участников, их мнений, а также принятие решения с максимально возможным учетом социально-культурных интересов участников, что позволяет создать в группе атмосферу доверия и безопасности, открытости, ориентирует участников группы на эксперименты со своим поведением в процессе творческой деятельности.
Ключевыми для успешного воплощения творческих практик в процессе обучения оказываются следующие педагогические условия: развитие актуальных профессиональных подходов педагогов в целях овладения технологиями и методами творческих практик в учебной и внеучебной деятельности; проектирование, осуществляемое с учетом специфических характеристик, присущих различным группам обучающихся на базе образовательного учреждения, способствуя максимальному проецированию образцов профессиональной, общественной и творческой деятельности; формирование
^ и и и ^ и
событийной социокультурной образовательной среды в вузе для вовлечения обучающихся в разнообразные творческие практики; создание среды диалога между представителями различных социальных групп в целях разрешения значимых проблем; организации социального партнерства; вовлечения обучающихся в образовательные собы-тийно-деятельностные технологии, способствующие осуществлению идей, самостоятельности, активности, ответственности [10].
Творческая практика может исследоваться сквозь призму гуманистического измерения как фактор индивидуального практического освоения социокультурного опыта, что позволяет обучающемуся субъективизировать себя в жизни, оказывая существенное влияние на всю совокупность развивающихся культурных сред, процессов, институтов, обеспечивающих многообразные формы организации социокультурной деятельности студентов, выступающих в роли инструмента освоения обучающимся культуры в широком смысле.
В Санкт-Петербургском институте культуры на факультете социально-культурных технологий и в Ленинградском государственном университете им. А. С. Пушкина на факультете естествознания, географии и туризма в рамках факультативных занятий в 2017-2018 гг.
реализовывалась программа развития социокультурной активности студентов, целью которой было: развитие социокультурной активности студентов средствами творческих практик. Задачи программы: сформировать представление о различных видах социально-культурной активности; раскрыть творческий потенциал студентов посредством социально-культурных форм и методов; развить интерес студентов к различным видам творческой деятельности и сформировать потребности участия в творческих практиках; способствовать развитию коммуникативных навыков студентов, а также формировать навыки работы в команде и индивидуально; стимулировать интерес к профессиональной деятельности посредством творческих практик. Срок реализации программы: в течение 1 и 2-го учебного года. Целевая аудитория: студенты 1-11 курсов кафедры социально-культурной деятельности СПбГИК и социально-культурного сервиса и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина. В основе разработки программы по формированию социокультурной активности студентов средствами творческих практик лежат активные и интерактивные методы: метод проектов, являющийся совокупностью творческих и исследовательских действий, нацеленный на самостоятельный поиск решения предложенной педагогом проблемы; эвристический метод, представленный в ряде форм социально-культурной активности; кейс-метод, предполагающий самостоятельный выход из предложенной педагогом ситуации с помощью командного анализа, исследования и поиска решений. Программа строилась согласно следующим подходам: контекстный подход, ориентирован на трансформацию учебного процесса в целенаправленную творческо-образовательную активность студентов, системно-деятельностный подход обеспечивает комплексность всех видов деятельности студентов (творческой, образовательной, профессиональной, т.д.); паритетно-сотворческий предполагает содействие эффективному сотрудничеству студентов и педагогов с возможностью учитывать интересы студентов и реали-зовывать их потребности. Формы реализации программы: участие в конкурсах, олимпиадах, тренингах, хакатонах, форсайтах, культурных событиях города, творческих премьерах, праздниках, выставках, форумах, командных играх и т.д. Развитие социокультурной активности у студентов в условиях творческих практик осуществляется на основе их включения в различные виды креативной деятельности (коммуникацию, художественно-эстетическую деятельность и пр.), а также предполагает использование средств анимации, театрализации, экспериментирования и моделирования на индивидуальной или групповой основе. Программа реализуется по нескольким направле-
ниям: познавательно-исследовательскому, коммуникативному, художественно-творческому, игровому, активно-рекреационному. Условия реализации программы - занятия и мероприятия - проводились на нескольких площадках партнеров вузов: в учреждениях среднего и дополнительного образования, музеях, галереях, театрах, форумах, слетах, спортивных учреждениях, туристских агентствах, библиотеках и т. д.
Реализация программы осуществлялась в ходе формирующего эксперимента, который включал три этапа: констатирующий, основной и результативный. Целью экспериментальной работы стало определение основных направлений развития социокультурной активности студентов и соответствия выстраиваемых «маршрутов» заданий, мероприятий для студентов и со студентами по формированию их социокультурной активности средствами творческих практик. Объектом исследования выступил процесс формирования социокультурной активности обучающихся, предметом исследования - творческие практики как средство формирования социокультурной активности студентов. На констатирующем этапе эксперимента решались задачи проведения диагностики уровня социокультурной активности студентов. Первичная диагностика проводилась в сентябре 2017 г. Для исследования были сформированы контрольная и экспериментальная группы студентов двух обозначенных вузов, уровень познавательной активности и творческого развития у которых был на одном уровне. В каждую группу были отобраны по 30 обучающихся на I и II курсах очной формы обучения. Студенты-респонденты отвечали на вопросы разработанных анкет. Мотивы студентов, побуждающие к освоению творческих практик, явились принципиально важными показателями уровня сформированности социокультурной активности. Ответы на вопрос: «Видите ли вы необходимым включение студентов в программу творческих практик для развития социокультурной активности?» продемонстрировали, что есть некоторые факторы, негативно влияющие на отношение респондентов к данной тематике, так как полученные результаты отражали нежелание включаться в различные сферы творческой деятельности, отсутствие интереса к такой активности (21 %), низкий уровень оценки своих творческих способностей (56 %), приоритетность пассивного отдыха (42 %). Значительная часть респондентов поддержала возможность ввести занятия по предлагаемой программе как факультативные занятия (45 %). Отвечая на вопрос анкеты «Заинтересованы ли вы в наличии творческой среды, обучаясь в вузе?», студенты ответили: нуждаются - 38 %; 25 % - ответили, что хотели бы
попробовать учиться в таком пространстве, 37 % - не смогли определиться с ответом. На вопрос: «Что для Вас в большей степени значимо в проведении творческих и креативных мероприятий?» были получены ответы: 45 % - интересует успех, 20 % - хотели бы получать удовольствие от участия, для 15 % значима творческая среда и 20 % - затруднились с ответом.
Полученные исходные данные позволили выделить три уровня социокультурной активности студентов: низкий, средний, высокий. Высокий уровень (22 %) был зафиксирован у тех студентов, которые дали положительные ответы и обнаружили явную заинтересованность в проведении программы; средний уровень (35 %) был определен у студентов, которые на часть вопросов дали удовлетворительные ответы, а на часть вопросов - неудовлетворительные, а низкий (43 %) уровень отмечался у тех студентов, которые неудовлетворительно ответили на большинство или на все предложенные вопросы, показав отсутствие интереса к предлагаемой программе.
На основании предварительных исследований были определены следующие социокультурные качества, влияющие на социально-культурную активность студентов: умение видеть сущность проблемы (У); нестандартность решения (Не); способность к моделированию (М); инициативность (И); умение выделить ценностную составляющую (Це); уникальность воспроизводства опыта действий (Ун); гедонистичность (Г); эмоциональная включенность (Э); эвристический потенциал (Эв); способность к построению взаимосвязей (В). Кроме того, студенты заполняли анкету, с помощью которой оценивался процесс выбора творческих практик: по результатам ответов на вопросы анкеты обучающиеся были разделены на группы: студенты, выбравшие творческие практики, были определены в группу (ОПр); студенты, не определившиеся с выбором творческих практик, попали в группу (НеОПр); студенты не выбравшие творческие практики, вошли в группу (НеПр). В табл. 1 представлены результаты ранжирования социокультурных качеств студентов I, II курсов. Далее был проведен опрос с целью изучения влияния социокультурных качеств студентов на процесс выбора форм творческих практик. Респондентами исследования выступили 74 студента I и II курсов двух обозначенных вузов. Студентам предлагался опросный лист для выявления социокультурных качеств, влияющих на выбор творческих практик. При проведении диагностики респондентам предлагалось выбрать определенные позиции из прилагаемого ряда суждений, отражающих уровень развития социокультурных качеств. На основании полученных результатов ключевые социокультурные качества были проран-жированы.
Таблица 1
Результаты ранжирования социокультурных качеств студентов I и II курсов
I курс
ОПр НеОПр НеПр
М ранг М ранг М ранг
У 2.5 1 3.58 1 4.4. 3
Не 7 9 5.92 6 3.6 1
М 8 10 4.92 5 4.4. 3
И 4.25 2 5.92 6 4 2
Це 4.25 2 6.33 9 5.6 6
Ун 6 6 4.25 2 6.6. 7
Г 5 5 4.67 3 6.6 7
Э 4.75 4 5.92 6 8 10
Эв 6.5 7 6.67 10 4.8 5
В 6.75 8 4.83 4 7 9
II курс
ОПр НеОПр НеПр
М ранг М ранг М ранг
У 2.83 1 2,36 1 3 1
Не 6.25 7 5,82 5 5.1 3
М 6.42 8 6,82 9 5.48 5
И 4.96 4 4,82 3 5.38 4
Це 7.13 10 5,27 4 5.48 5
Ун 5.04 5 6,09 7 6.48 9
Г 4.75 2 4,36 2 5 2
Э 5.79 6 7,36 10 5.9 7
Эв 7.08 9 6,27 8 6.1 8
В 4.75 2 5,82 5 7.1 10
На I курсе у студентов группы «выбравшие практики» наиболее ярко проявляются умение видеть сущность проблемы и инициативность, а наименее явно представлены способность к моделированию и нестандартность решения. У студентов II курса группы «выбравшие практики» ключевыми являются умение видеть сущность проблемы и гедонистичность, а наименее значимыми - умение выделить ценностную составляющую и эвристический потенциал. У студентов группы «неопределившиеся с выбором практик» на I курсе наиболее ярко проявилось умение видеть сущность проблемы, а наименее су-
V \ / V
щественно представлен эвристический потенциал. У студентов этой группы на II курсе чаще обнаруживается умение видеть сущность проблемы, реже встречается эмоциональная включенность. У студентов группы «не определившиеся с практиками» очевидно преобладает нестандартность решений, однако не ярко выражена эмоциональная включенность. На II курсе у студентов этой группы
288
значимым является такое качество как умение видеть сущность проблемы, и наименее существенно представлено такое качество как -способность к построению взаимосвязей. По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. У студентов группы «выбравшие практики» на I и II курсах чаще обнаруживаются следующие качества: умение видеть сущность проблемы, инициативность, гедонистичность; у студентов группы «не определившиеся с выбором практик» I и II курсов чаще обнаруживается качество умение видеть сущность проблемы; у студентов М! курсов «не выбравшие практики» ярко проявились качества нестандартность решения и умение видеть сущность проблемы. Промежуточная диагностика в рамках программы по развитию социокультурной активности средствами творческих практик проводилась в мае-июне 2018 г. Результаты показали: в процессе реализации программы менялся выбор студентами приоритетных форм мероприятий, а также было установлено, что в процессе формирования социокультурной активности, в целом, у студентов I курса наблюдалось развитие таких социокультурных качеств, как инициативность и умение видеть сущность проблемы. Однако ряд таких качеств как способность к построению взаимосвязей и умение выделить ценностную составляющую остались на неизменном уровне. У студентов II курса наблюдалось развитие уникальности воспроизводства опыта действий и эмоциональной включенности; на неизменном уровне развития сохранилось качество способность к моделированию. На результативном этапе будет продолжен процесс определения эффективности форм и направлений в рамках творческих практик студентов.
В рамках интеринституционального исследования не обнаружены корреляции между учебным направлением, по которому проходят обучение студенты, и степенью их заинтересованности в развитии социокультурной активности, что позволяет утверждать, что перспективным вектором развития образования в вузе становится реализация программ, создающих условия для участия студентов в творческих практиках. Возможность встраивания таких программ в уже стандартизированные учебные планы и читаемые по ним дисциплины позволит реализовывать подготовку будущих специалистов на уровне, отвечающем потребностям работодателей, развивающих предприятия и учреждения в меняющихся условиях сферы экономики, культуры, туризма, индустрий досуга.
Список литературы
1. Андреева А. В., Жуковская Л. Н., Костылев С.В. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики: коллективная моногр. / под ред. О. Ф. Морозовой. - Красноярск: СФУ, 2014. - 129 с.
2. Бахаровская Е. В. Социальная активность молодежи в современном российском обществе: моногр. - Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2016. - 198 с.
3. Гарабажий В. А., Устинова О. В. Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза: моногр. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - 124 с.
4. Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Познавательно-профессиональная активность студентов. - М.: Перо, 2014. - 203 с.
5. Дуранов М. Е. Теоретические проблемы социокультурного образования учащихся (осмысление опыта работы коллектива школы): моногр. - Челябинск: Цицеро, 2016. - 190 с.
6. Каминская Н. Д., Эртман Е.В. Актуализация отечественного традиционного искусства средствами туристско-экскурсионной деятельности // Сервису и туризму - инновационное развитие: материалы Ж междунар. научн.-практ. конф., 24 марта 2017 г./ отв. ред. проф. Т.С. Комиссарова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 212-219.
7. Кандалина Е. М. Развитие социальной активности студентов в социокультурной деятельности педагогического колледжа: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: специальность 13.00. - Челябинск, 2005. - 23 с.
8. Николина В. В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. - 2017. - № 2. - С. 269-280.
9. Николина В. В., Фефелова О.Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. -С. 190-201.
10. Цирульников А. М. Социокультурная модернизация и развитие образования: феномены и культурные практики. - СПб.: Образовательные проекты, 2016. - 242 с.
11. Черниковская М.В. Факторы развития творческой активности российского студенчества в период обучения в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2015. - № 4. - Ч. 2 [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://human.snauka.ru/2015/04/10958 (дата обращения: 11.01.2018).
12. Шарковская Н. В. Социально-культурная активность - понятие современной социально-культурной деятельности // Вестн. МГУКИ. 2016. - №3 (71). -иКЬ: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-aktivnost-ponyatie-sovremennoy-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.03.2018).
Статья поступила: 26.04.2018. Принята к печати: 28.05.2018