Научная статья на тему 'Развитие социальной сферы и налогообложение: взаимосвязь и взаимообусловленность'

Развитие социальной сферы и налогообложение: взаимосвязь и взаимообусловленность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1202
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобков В. А.

Социальная ориентированность России означает ответственность государства за формирование и функционирование эффективной системы государственных гарантий и законодательного регулирования социальной сферы. Особую актуальность приобретает исследование, направленное на раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности социальной политики и налогообложения. Теоретический анализ. В статье высказывается и обосновывается научная гипотеза о прямой зависимости уровня развития социальной сферы и системы налогообложения в стране. Предлагается авторская методика расчета налогов для предприятий и организаций социальной сферы. Эмпирический анализ. В статье проверяется гипотеза о налоговом стимулировании как наиболее актуальном и © Бобков В. А., 2016 408 эффективном способе поддержки общественно значимой социальной сферы в России. По мнению автора, эту проблему можно решить путем реализации политики низких налогов, гибкого изменения уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов в заранее оговоренном диапазоне, более широкого использования системы налогового стимулирования. Результаты. Уточнено содержание категории «социальная сфера»; обоснована необходимость нормативного закрепления понятия «социально значимая сфера»; предложен авторский подход к трактовке понятия социальной сферы и организации социальной сферы с позиции движения финансовых ресурсов; уточнено определение понятия социальной сферы и организаций, оказывающих социальные услуги; выработан институциональный Научный отдел В. А. Бобков. Развитие социальной сферы и налогообложение: взаимосвязь подход к раскрытию взаимосвязи развития социальной сферы и налогообложения посредством расширения диапазона инфраструктурных элементов социальной сферы и системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бобков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной сферы и налогообложение: взаимосвязь и взаимообусловленность»

References

1. Golubnichenko M. V. Rol' natsional'nykh issledova-tel'skikh universitetov v innovatsionnom razvitii re-gionov [The role of national research universities in the innovative development of the regions]. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2013, vol. 13, iss. 3, pt. 1, pp. 321-326.

2. Mekhanizmy vliianiia universiteta na innovatsionnoe razvitie regiona [Mechanisms of the influence of the university on the innovative development of the region. Ed. by A. A. Firsova]. Saratov, Science Publ., 2014. 160 p.

3. Perfilieva O. V. Rol' vuzov v regional'nom razvitii. Metodologiia otsenki sotsial'no-ekonomicheskikh ef-fektov realizatsii proekta po sozdaniiu federal'nykh universitetov v interesakh regionov, otraslei, sistemy obrazovaniia [Role universities in regional development. The methodology for assessing the socio-economic effects of the project on creation of federal universities in the interests of regions, industries, education system]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaia ekonomika [Bulletin of international organizations: education, science, new economy], 2010, vol. 5, no. 3, pp. 11-20.

4. Pisarenko A. N. Znachimost' mezhkul'turnoi kom-petentnosti v professional'nom vzaimodeistvii [[The importance of intercultural competence in profes-

sional interaction]. Materialy dokladov VIIMezhdun-arodnoi konferentsii «Inostrannye iazyki v kontekste mezhkul>turnoi kommunikatsii» [Proceedings of the VII International Conference «Foreign languages in the context of intercultural communication»]. Saratov, Science Publ., 2015, pp. 304-310.

5. Pisarenko A. N. Stanovlenie i napolnenie poniatii «kompetentsiia» i «kompetentnost>» v pedagogike [Formation and content of the concepts of «competence» and «competence» in teaching]. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniia [Scientific Review: humanities research], 2012, no. 2, pp. 30-35.

6. Chelnokova O. Yu., Firsova A. A. Vzaimodeistvie universiteta, biznesa i gosudarstva kak faktor razvitiia regiona v natsional'noi innovatsionnoi sisteme [Interaction of the University, the Business and the State as a Factor of the Regional Development in the National Innovation System]. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2014, vol. 14, iss. 1, pt. 1, pp. 26-31.

7. Academic engagement and commercialisation: A review of the literature on university-industry relations. Research Policy, 2013, vol. 42, iss. 2, pp. 423- 442.

8. Bozeman B., Gaughan M. Impacts of grants and contracts on academic researchers' interactions with industry. Research Policy, 2007, vol. 36, iss. 5, pp. 694-707.

9. Lambert R. Lambert review of business-university collaboration: Final report. HM Treasury, London. 2003.

Please cite this article in press as:

Golubnichenko M. V., Pisarenko A.N. Problematic Issues of Academic Engagement Between Universities and Business. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 404-408 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-4-404-408.

УДК 336

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ

В. А. Бобков

аспирант кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова E-mail: [email protected]

Введение. Социальная ориентированность России означает ответственность государства за формирование и функционирование эффективной системы государственных гарантий и законодательного регулирования социальной сферы. Особую актуальность приобретает исследование, направленное на раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности социальной политики и налогообложения. Теоретический анализ. В статье высказывается и обосновывается научная гипотеза о прямой зависимости уровня развития социальной сферы и системы налогообложения в стране. Предлагается авторская методика расчета налогов для предприятий и организаций социальной сферы. Эмпирический анализ. В статье проверяется гипотеза о налоговом стимулировании как наиболее актуальном и

íiw

TV// i

эффективном способе поддержки общественно значимой социальной сферы в России. По мнению автора, эту проблему можно решить путем реализации политики низких налогов, гибкого изменения уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов в заранее оговоренном диапазоне, более широкого использования системы налогового стимулирования. Результаты. Уточнено содержание категории «социальная сфера»; обоснована необходимость нормативного закрепления понятия «социально значимая сфера»; предложен авторский подход к трактовке понятия социальной сферы и организации социальной сферы с позиции движения финансовых ресурсов; уточнено определение понятия социальной сферы и организаций, оказывающих социальные услуги; выработан институциональный

© Бобков В. А., 2016

подход к раскрытию взаимосвязи развития социальной сферы и налогообложения посредством расширения диапазона инфраструктурных элементов социальной сферы и системы налогообложения.

Ключевые слова: социальная сфера, налогообложение, налоговое стимулирование, налоговые льготы, социальные реформы.

DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-4-408-412

Введение

Социальная ориентированность России как государства предполагает высокую государственную значимость формирования системы социальных гарантий и законодательного регулирования социальной сферы. Задача органов государственного управления и органов местного самоуправления в повышении качества жизни населения состоит в создании комфортной среды проживания и предоставления государственных и муниципальных услуг [1].

Современный этап развития России характеризуется приоритетностью социальной политики. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи; право на образование, труд и социальное обеспечение. В связи с этим социальная сфера является важнейшим системным элементом государства и отдельного региона. Правительство Российской Федерации проводит комплекс социальных реформ, направленных на повышение жизненного уровня населения.

Теоретический анализ

Способом поддержания общественно значимой социальной сферы в Российской Федерации является налоговое стимулирование, основанное на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровне налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать не только на экономику в целом, но и на отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков.

Налоговое стимулирование осуществляется с помощью установления определенных форм налогов, налоговых льгот.

Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением распорядка налоговых

начислений, переменами в методах и формах налогообложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и использованием особых налоговых режимов льготы являются одним из главных приборов проведения государственной налоговой политики и подразумевают целенаправленное воздействие страны на все стадии процесса, в том числе и в общественной сфере.

Говоря о налоговых льготах в целом, С. В. Барулин, А. В. Макрушин, В. А. Тимошенко оценивают их равно как компонент налогообложения и как механизм налоговой политики страны, заключающийся в совокупности методов и законов снижения (абсолютного либо неполного) налоговых обязательств налогоплательщиками, налоговых освобождений, налоговых бонусов и налоговых кредитов в целях правительственного налогового регулирования экономики и постановки общественных вопросов [2, с. 96].

Чтобы правильно применить налоговые льготы для поддержания социальной сферы, необходимо, в первую очередь, дать четкое понятие социальной сферы и определить перечень организаций, оказывающих социальные услуги населению.

Стоит заметить, что социальная сфера -объект изучения различных наук. Такое положение дел является объективным основанием отсутствия единого определения и усложняет не только ее анализ, но и применение налогового стимулирования данной сферы.

Литература и официальные документы трактуют социальную сферу преимущественно в двух значениях. В узком смысле - это формы деятельности, посредством которых люди удовлетворяют свои материальные потребности. В широком смысле - это сфера удовлетворения всей совокупности жизненных интересов людей, включая потребности духовной жизни. Речь идет не только о материально-биологических интересах, интересах непосредственного воспроизводства и выживания, активного поиска и отбора необходимых средств для жизни человеческого организма, его приспособления к среде, но и о потребности в познании, морали, искусстве, игре, красоте и т. п.

Понятие социальной сферы включает не только совокупность учреждений и систем непроизводственного характера, занимающихся здравоохранением, образованием, культурой, но и совокупность услуг, оказываемых социальными отраслями.

Социальная сфера как самостоятельная единица в экономике и политологии понимается как

совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения. Во втором же значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

По мнению А. Б. Борисова, «социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь)» [3, с. 895]. Аналогичное определение дают Б. А. Рай-зберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева [4].

Представляется, что трактовки категории «социальная сфера» чрезмерно лаконичны и никак не дают совершенного понятия о ее сути, ограничиваясь компонентами ее инфраструктуры.

Отдельные авторы научных трудов своеобразно понимают социальную сферу и относят к ней «экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом. Социальная сфера непосредственно связана и касается образа, уровня и качества жизни людей» [5].

Встречается точка зрения, согласно которой социальную сферу понимают в двух значениях: «... как определенную сферу общественной системы и как совокупность отраслей народного хозяйства, а также отраслей государственного и муниципального управления. Как подсистема общественного организма, социальная сфера характеризуется специфическими процессами взаимодействия и воспроизводства человека, личности, социальных групп, населения в целом; особого вида отношениями, складывающимися по поводу воспроизводства человеческого потенциала и распределения социальной справедливости в обществе; осуществляет только ей свойственные функции дифференциации и оформления социальных групп» [6].

Проанализировав имеющиеся определения, видим, что данное толкование более подробно отображает суть рассматриваемой категории. Помимо этого, в нем представлена форма структуры социальной сферы (комплекс областей народного хозяйства, правительственного и городского управления), показаны ее функции

(воспроизведение человеческого потенциала и разделение общественной справедливости в мире; разделение и формирование общественных компаний).

Однако, по нашему мнению, выделенные «дифференциация и оформление социальных групп» не являются функциями социальной сферы, а будут лишь результатом ее функционирования.

Нельзя не согласиться с Г. И. Осадчей, утверждающей, что «к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей» [7, с. 75].

По мнению большинства авторов, социальная сфера - это крупное системное образование, пронизывающее самые разные области человеческой жизнедеятельности, начиная с производства, включая быт, удовлетворение культурных, образовательных, медицинских и других жизненных потребностей [8, с. 40].

Рассмотрение социальной сферы не в соответствии с упрощенными обывательскими представлениями, а на теоретико-методологической основе диктует совершенно другой характер, гораздо более адекватный объективным потребностям общества, который приобретают социальная политика и практическая деятельность по решению социальных задач во всех масштабах и на всех уровнях организации общества.

Часто встречающееся разделение в структуре социальной сферы на деятельность по удовлетворению материальных потребностей жизни и духовных очень относительно, так как человек имеет потребности, включающие в свою структуру как материальный, так и духовный компоненты.

Эмпирический анализ

В России на данный момент отсутствует нормативное закрепление понятия «социальная сфера». Нормативные источники закрепляют лишь права граждан на определенные виды социального обеспечения, отражают требования и условия их предоставления, регламентируют организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Для данной сферы характерным является отсутствие единого кодифицированного источника, регулирующего возникающие социально значимые отношения. На данный момент к организациям социальной сферы относятся организации,

деятельность которых направлена на оказание социальной поддержки и осуществление социальной защиты населения. Такие организации обычно называют социальными службами.

Социальные службы - предприятия и учреждения, независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица (ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).

Закрепленные в современном законодательстве отрасли социальной сферы не могут отразить в полной мере всех потребностей современного человека как гражданина социально ориентированного государства. Социальные потребности такого гражданина намного шире и всецело (прямо или косвенно) удовлетворяются не только отраслями здравоохранения, образования, культуры, но также существующими на нынешней день многочисленными коммерческими и некоммерческими образованиями, организациями любой формы собственности, ведущими свою деятельность почти во всех отраслях экономики и производства.

Потребность человека в общении, труде и возможности получения поощрения за этот труд, в возможности свободного приобретения необходимых ему товаров и услуг, а в зависимости от материального достатка - предметов роскоши, диктует наличие развитой инфраструктуры местности, где он проживает. Следовательно, мелкие розничные магазины, крупные оптовые сети, организации разных отраслей производства и потребления с большим количеством рабочих мест (соответственно, вакансий) прямо или косвенно влияют на удовлетворение всей совокупности жизненных интересов граждан современного социально ориентированного государства. В качестве примера можно привести продуктовый розничный магазин, который на первый взгляд отношения к социальной сфере не имеет. Появление розничного магазина во вновь созданном районе города или поселке городского типа косвенно удовлетворяет сразу несколько социальных потребностей жителей этого района. Во-первых, это свободная возможность для большого количества людей в приобретении продуктов питания или домашней химии, что, в свою очередь, является одной из главных потребностей человека - нужда в приобретении товаров и услуг. Во-вторых, это организация, пусть и в малом объеме, рабочих мест, что также является потребностью человека в труде и поощрении за

проделанную работу. Этот пример затрагивает лишь маленький продуктовый магазин в небольшом районе среднестатистического города страны. Появление же крупных и особо крупных организаций влечет за собой удовлетворение еще большего числа социальных потребностей человека и гражданина. Все вышесказанное подтверждает косвенное оказание организациями, не ведущими своей деятельности в социальной сфере, услуг населению по удовлетворению всей совокупности жизненных интересов людей, включая потребности духовной жизни гражданина современного социально ориентированного государства. Именно поэтому так необходимо закрепление перечня организаций социальной сферы и перечня социальных услуг на законодательном уровне.

Результаты

Таким образом, можно зафиксировать следующие результаты исследования:

- дана интерпретация научного определения экономической категории «социальная сфера», обоснована необходимость нормативного закрепления понятия социально значимой сферы в Российской Федерации, а также выделения в единый нормативный источник всех норм, регулирующих финансовые отношения, возникающие в социально значимой сфере;

- обоснован новый подход к трактовке понятия социальной сферы и организации социальной сферы с позиции движения финансовых ресурсов, предполагающий понимание данной сферы как совокупности оказываемых социальных услуг населению со стороны всех существующих организаций, оказывающих социальные услуги и финансирующих развитие социально значимой сферы;

- уточнено определение понятия социальной сферы и организаций, оказывающих социальные услуги, что расширяет перечень организаций, нуждающихся в таком методе налогового регулирования, как налоговое стимулирование со стороны государства;

- раскрыта роль налогового стимулирования в развитии социальной сферы:

• финансовая поддержка социальной сферы за счет перераспределения налогов;

• налоговое льготирование предприятий и организаций, оказывающих социальные услуги и предоставляющих социально значимые товары;

• налоговое стимулирование, «подталкивающее» коммерческие предприятия всех форм собственности к производству социально значимых, но недостаточно выгодных в рыночном смысле товаров;

• за счет расширения сферы применения термина «социальная сфера» налоговые преференции могут быть катализатором развития сфер, непосредственно не входящих в социальную сферу, но граничащих с ней, косвенно оказывающих влияние на тенденции ее развития;

- выработан институциональный подход к раскрытию взаимосвязи развития социальной сферы и налогообложения посредством расширения диапазона инфраструктурных элементов социальной сферы и системы налогообложения.

Список литературы

1. Бабаева З. К. К вопросу о принципах предоставления государственных и муниципальных услуг // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 3. С. 334-341.

2. Барулин С. В., Макрушин А. В., Тимошенко В. А. Налоговая политика России. Саратов, 2004. 167 с.

3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М., 2003. 895 с.

4. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М., 1999. 479 с.

5. Иванченко В. В. [и др.] Общая экономика : учеб. пособие. Барнаул, 2001. URL: http://www.elective.ru/arts/ eko01-k0099.phtml (дата обращения: 19.04.2016).

6. Социальная политика. URL: http://orags.narod.ru/ manuals/html/sopol/sopol31.htm (дата обращения: 19.04.2016).

7. Осадчая Г. И. Социальная сфера : теория и методология социологического анализа. М., 1996. 209 с.

8. Волков Ю. Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социс. 2003. № 4. С. 34-41.

Образец для цитирования:

Голубниченко М. В., Писаренко А. Н. Проблемные вопросы академического взаимодействия университетов и бизнеса // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 408-412. БО!: 10.18500/1994-2540-2016-16-4-408-412.

Social Development and Taxation: Correlation and Interdependence

V. A. Bobkov

Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian

University of Economics,

89, Radischeva str., Saratov, 410003, Russia

E-mail: [email protected]

Introduction. Social orientation of Russia means that it is the state's responsibility to provide an efficient system of social welfare and state guarantees as well as establish proper legal regulation of the social sphere. Thus, it is especially important to conduct research aimed at revealing the relationship and interdependence between social policy and taxation. Theoretical analysis. The article presents and proves a hypothesis that there is a direct correlation between the level of social development and taxation system efficiency. The author suggests an original methodology for calculating taxes for companies and organizations involved in the social sector or providing social services. Empirical analysis. The hypothesis of tax incentives as the most relevant and effective way to support socially significant social sphere in Russia. According to the author, this problem can be solved by implementing a policy of low taxes, flexible changes in the level of tax burden and individual tax rates in the pre-specified range, the wider use of tax incentives system. Results. The paper clarifies the content of the concept of «social services»; reveals the necessity of legal and regulatory definition of «socially important sphere» and establishing a normative body of rules governing financial relations arising in the social sphere; presents an original approach to the interpretation of the concept of «social sphere» and regulation of the social sphere from the perspective of financial resources allocation; clarifies the definition of social sphere and social organizations providing social services; identifies the role of tax incentives in the development of the social sphere; and develops an institutional approach to the description of the correlation between the development of social sphere and

taxation by expanding the range of infrastructural elements of the

social sphere and taxation system.

Key words: social sphere, taxation, tax incentives, tax breaks,

social reform.

References

1. Babaeva Z. K. K voprosu o printsipakh predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug [One of the Issues of the Principles of Provision of State and Municipal Services]. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2015, vol. 15, iss. 3, рр. 334-341.

2. Barulin S. V, MakrushinA. V., Timoshenko V A. Nalogovaya politikaRossii [Tax Policy in Russia]. Saratov, 2004. 167 p.

3. Borisov A. B. Bol'shoi ekonomicheskii slovar' [Great Dictionary of Economics]. Moscow, 2003. 895 р.

4. Rajzberg B. A., Lozovskiy L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovremennyi ekonomicheskii slovar' [Modern Dictionary of Economics. 2nd ed., rev.]. Moscow, 1999. 479 р.

5. Ivanchenko V. V. et al. Obschaya ekonomika [Theory of Economics. Education guidance]. Barnaul, 2001. Available at: http://www.elective.ru/arts/eko01-k0099.phtml (accessed 19 April 2016).

6. Sotsial'naya politika. Available at: http://orags.narod. ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm (accessed 19 April 2016).

7. Osadchaya G. I. Sotsial 'naya sfera: teoriya Imetodologiya sociologicheskogo analiza [Social Sphere: The Theory and Methodology of Sociological Analysis]. Moscow, 1996. 209 p.

8. Volkov Yu. E. Sotsial'nye otnosheniya I sotsial'naya sfera [Social Relations and Social Sphere]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2003, no. 4, рр. 34-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Please cite this article in press as:

Bobkov V. A. Social Development and Taxation: Correlation and Interdependence. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 408-412 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-4-408-412.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.