Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2972
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INSTAGRAM / МЕДИА / КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аксёнова Дарья Денисовна

Статья посвящена теме развития социальных сетей, как средств массовой коммуникации, а в частности Instagram, изучается степень влияния, оказываемого социальными медиа на общество. Анализ уровней развития медиа как средств коммуникации позволил сделать вывод, что социальная сеть Instagram существует и развивается как элемент медиа. Контент данной сети, объединяя в своем сообщении визуальное и текстовое сообщение является по своей сути мультимедийным обменом информацией. Сегодня Instagram стал конкурентом по количеству аудитории таким социальным сетям, как YouTube и Facebook, благодаря такому мощному расширению аудитории констатируется факт существенного влияния Instagram на социальную жизнь людей и культуру общества. Сегодня мы можем утверждать, что Instagram является неотъемлемой частью социальной культуры общества, оказывающей влияние на общественное сознание, культуру, экономическую и политическую составляющие современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM»

СТУДЕНЧЕСКАЯ РУБРИКА

Аксёнова Дарья Денисовна

Студент факультета «Социологии и политологии», направление «Реклама и связи с общественностью», Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва Aksenova Daria Denisovna Student Faculty of «Sociology and political science», Direction «Advertising and public relations», Financial university under the Government of

the Russian Federation, RF, Moscow e-mail: darya.aksenova.01@bk.ru

Бондалетов Валерий Викторович

Кандидат социологических наук, доцент, доцент «Департамента социологии, истории и философии» ФГОБУ ВО «Финансового университета при правительстве РФ» - научный руководитель. Bondaletov Valery Viktorovich Candidate of Sociological Sciences, docent, docent of the Department of sociology, history and philosophy of the Financial University under the government of the Russian Federation. e-mail: VVBondaletov@fa.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM Social network Instagram - mass communication medium

Аннотация: Статья посвящена теме развития социальных сетей, как средств массовой коммуникации, а в частности Instagram, изучается степень влияния, оказываемого социальными медиа на общество. Анализ уровней развития медиа как средств коммуникации позволил сделать вывод, что социальная сеть Instagram существует и развивается как элемент медиа. Контент данной сети, объединяя в своем сообщении визуальное и текстовое сообщение является по своей сути мультимедийным обменом информацией. Сегодня Instagram стал конкурентом по количеству аудитории таким социальным сетям, как YouTube и Facebook, благодаря такому мощному расширению аудитории констатируется факт существенного влияния Instagram на социальную жизнь людей и культуру общества. Сегодня мы можем утверждать, что Instagram является неотъемлемой частью социальной культуры общества, оказывающей влияние на общественное сознание, культуру, экономическую и политическую составляющие современного общества.

Ключевые слова: Instagram, медиа, коммуникации, интернет, средство массовой коммуникации.

Resume: The article is devoted to the theme of the development of social networks as a means of mass communication, and in particular Instagram, the degree of influence exerted by social media on society is studied. An analysis of the development levels of media as a means of communication led to the conclusion that the social network Instagram exists and develops as an element of media. The content of this network, combining visual and text messages in its message, is essentially a multimedia exchange of information. Today Instagram has become a competitor in terms of the number of audiences to such social networks as YouTube and Facebook, thanks to such a powerful expansion of the audience, the fact of a significant influence of Instagram on the social life of people and the culture of society is ascertained. Today we can argue that Instagram is an integral part of the social culture of society, which affects the public consciousness, culture, economic and political components of modern society.

Key words: Instagram, media, communication, internet, mass media.

История Интернета как социально-культурного явления, влияющего на общество, молода и на данный момент недостаточно изучена и описана. Сегодня мы живем в мире, насквозь пронизанном медиа — сложной совокупностью структур, где каждой структуре принадлежит собственный способ коммуникации. Г. М. Маклюэн рассматривал понятие медиа как средство коммуникации, включая не только ее вербальные возможности, такие как устная, письменная, печатная речь и визуальные послания, но и сферу модных товаров, кинематографа и т. д. [4]. Упоминая термин «медиа», мы говорим о средствах связи и обмене информацией разных видов, начиная от древнейших, таких как язык жестов или наскальные рисунки, до самых актуальных и современных, на которых сейчас держится все информационное пространство, — Интернете, социальных сетях и блогах.

Исследователи выделяют три возможных уровня существования медиа как средства коммуникации [2]:

1. То, чем человек наделен от природы или приобретает в процессе социализации;

2. То, что предполагает использование определенного технического «посредника» (телевидение, печать, кинематограф);

3. То, что представляет собой симбиоз первого и второго уровней, — мультимедиа.

Сам термин «мультимедиа» стал появляться после возникновения компьютерных технологий. Тай Вон говорит о мультимедиа как о любой комбинации текста, визуальных и/или звуковых компонентов, видео или анимации, предоставленной публике с помощью компьютера или любых других гаджетов [5]. Instagram, как явление современности относится к третьему уровню существования медиа, предполагая одновременное использование разнообразных способов коммуникации в одном сообщении,

37

передаваемом при помощи электронной цифровой техники — смартфона или планшета.

Instagram существует и развивается как элемент медиа — эта социальная сеть как средство связи представляет собой мультимедийный обмен информацией, потому что в ее основе лежит симбиоз визуального искусства (дизайн, разнообразные теле- и видео- формы) и вербального текста.

Instagram не сразу стал влиять на мир медиа и социальную культуру общества, изначально данная социальная сеть не имела широкой аудитории. В 2010 г. социальная сеть была доступна только владельцам смартфонов фирмы Apple, и только спустя два года — для Android. Instagram продолжал набирать популярность и к марту 2014 г. имел 2 млн пользователей, а летом 2018 г. стал конкурентом Facebook и Youtube: аудитория превысила 1 млрд человек. С ростом численности аудитории социальной сети Instagram ее состав тоже изменился. Около 70% пользователей данной социальной сети — это лица от 18 до 35 лет, 30% пользователей составляют лица младше 18 лет и лица от 35 до 55 лет. Изменения наблюдаются не только по возрастной характеристике, но и по гендерному признаку в сторону увеличения мужской доли. Многие исследователи утверждают, что аудитория Instagram — преимущественно женская, однако согласно последнему исследованию,

проведенному в 2017 г. EPICSTARS1, количество пользователей женского пола больше, но ненамного: в среднем доля женщин не превышает 60%.

Социальные сети стали неотъемлемым элементом современной жизни. Сегодня без них немыслимо общение и развитие творческого потенциала личности. Их становление началось достаточно давно, а сейчас исследователи доказывают эффективность социальных сетей в качестве действенного инструмента формирования общественного мнения. Например, во время «Арабской весны» активисты гражданского населения арабских стран осознали эффективность социальных сетей (Facebook, Youtube и Twitter преимущественно) во время революции и стали использовать их как площадку политического влияния. Хотя тогда социальные сети были совершенно другого уровня, уже в то время они стали менять весь процесс распространения информации. Если раньше привычным было распространение информации «сверху», то с началом использования социальных медиа информация начинает идти снизу вверх или по горизонтали, что говорит о появлении в социальных медиа «гражданской журналистики». Примеров «гражданской журналистики» на платформе Instagram много.

Сегодня Instagram - это социальная сеть, контент которой является отражением современной социальной культуры и предпочтений общества. Как явление социальной культуры Instagram выполняет следующие функции:

1. Коммуникативную — позволяя общаться между собой в комментариях и вступать в личную переписку (Direct);

2. Творческую — развивая творческий потенциал пользователей при создании контента, формировании его определенной структуры; 1

3. Социально-информационную — выражающуюся в форме «гражданской журналистики»;

4. Образовательно-воспитательную — эту функцию обеспечивают блогеры, передавая социального-значимые знания и собственной или чужой опыт;

5. Интегрирующую/мобилизующую — реализуется за счет объединения людей, поддерживающих или не поддерживающих определенных блогеров, и выражается в комментариях и лайках;

6. Развлекательную.

Несмотря на то что Instagram - это социальная сеть с преимущественно визуальным контентом, сегодня среди пользователей Instagram популярными становятся блоги не только профессиональных художников и фотографов, но и музыкантов, которые могут выкладывать собственные записи в формате видео; журналистов, писателей, поэтов и блогеров различной тематики (от путешествий до ремонта), чей контент предполагает наличие больших объемов текста. Причем появление музыкантов, блоге- ров, писателей и журналистов, которые создают разнообразный контент, не отмечалось в первые несколько лет с момента появления данной социальной сети. В работе 2014 г. «Социальная сеть "Инстаграм" как социально-психологическое явление» [3] Н. С. Козлова пишет, что видео и все, что с ним связано, не распространены среди аудитории Instagram. Автор утверждает, что обмен личными сообщениями не востребован, наиболее популярным видом фотографии являются фотографии себя или компании, а направленность контента Instagram одна — развлекательная, и заключается в просмотре чужих и обработке или постинге собственных фотографий. [6]

Сегодня эти тенденции изменились. По данным проведенного нами опроса методом анкетирования, объем выборки которого составил 150 человек, 86% опрошенных респондентов ответили, что используют данную социальную сеть в целях личной переписки. 78% сказали, что не используют Instagram для обработки фотографий, так как там слишком небольшой функционал, который сегодня уже не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к фотографии. 84% респондентов также согласились, что с появлением блогеров, пишущих на разнообразные темы, обучающих авторских курсов развлекательная функция I дополнилась информационной и познавательной функциями.

1 ЕРГС8ТЛК8 — платформа для онлайн-рекламы у блогеров в социальных сетях.

Таким образом, социальная сеть Instagram позволяет реализовать творческую функцию социальной культуры и оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека.

Техническое развитие существенно влияет на изменение функционала. Если в 2014 г. исследователи отмечали только развлекательную функцию социальной сети, то сегодня функции Instagram, с точки зрения влияния социальных медиа на общественную жизнь и культуру, изменились. С появлением блогеров увеличился объем текста, а в связи с этим стала отмечаться тенденция роста творческой, социально-информационной и образовательно-воспитательной функций в каждом посте. В это же время начинают реализовываться такие функции, как коммуникативная и интегрирующая, за счет активного обсуждения под постом в комментариях, возможности точечно «делиться» постом в личных сообщениях и т. д. Коммуникативная функция между подписчиками и блогером, помимо личных сообщений, реализуется также при помощи формата «stories», где блогер может записывать видео-ответы. Данный вид коммуникации, присутствует сегодня в большем количестве социальных сетей.[7]

Изменения коснулись не только положительных аспектов Instagram: с быстротой развития, изменением функций и появлением блогеров технические средства и возможности, которыми обладает платформа Instagram, сегодня стали отставать от тех потребностей, которые к нему предъявляют потребители. Пользователи вынуждены искать другие приложения для работы над организацией текста, фото- или видеоредакторы, которые предполагают широкий набор функций. Следовательно, для его дальнейшей возможности развиваться, оставаться средством массовой коммуникации и влиять на социум разработчикам необходимо провести работу по модернизации текстового и графического редактора.

Список литературы

1. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2003. 174 с

2. Качкаева А. Г., Кирия И. В., Коломеец К. Г. и др. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные/ под ред. А. Г. Качкаевой М.: [Б. и.], 2010. 200 с.

3. Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление //Молодой ученый. 2014. No 16. С. 387-390.

4. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.

5. Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. No 1. С. 156-168.

6. Vaughan T. Multimedia: Making It Work. NY: McGrawHill, 2010. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-set-instagram-kak-chast-

kultury-obschestva/viewer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.