ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2023, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 231092 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11092 УДК 37.013.42
Развитие социальной ответственности у сельских подростков средствами поисковой деятельности
Development of social responsibility in rural adolescents by means of search activities
Авторы статьи
L
Authors of the article
L
Декина Елена Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Российская Федерация [email protected] ОРСЮ: 0000-0003-4995-9071
Шалагинова Ксения Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Российская Федерация shalaginvaksenija99@уandex.ru ORCID: 0000-0002-9037-449Х
Elena V. Dekina,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-4995-9071
Ksenia S. Shalaginova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-9037-449X
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Развитие социальной ответственности у сельских подростков средствами поисковой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 10. - С. 12-24. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231092.htm. DOI
10.24412/2304-120X-2023-11092
E. V. Dekina, X. S. Shalaginova, Development of social responsibility in rural adolescents by means of search activities // Scientific-methodological electronic journal "Kon-cept". - 2023. - No. 10. - P. 12-24. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231092.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11092
Поступила в редакцию Received 25.07.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 04.09.23
Принята к публикации Accepted for publication 04.09.23 Опубликована Published 31.10.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Декина Е. В., Шалагинова К. С., 2023
Аннотация
Воспитание социальной ответственности в подростковом возрасте является первостепенным в образовании. На селе традиции воспитания детей часто базируются на ценностных приоритетах народных обычаев: взаимопомощи, формирования уважительного отношения к старшим, включения в трудовую деятельность. Поисковая деятельность является одной из форм воспитания патриотизма, гражданственности и ответственности. Актуально определение содержания и форм развития социальной ответственности у сельских подростков. Цель исследования - изучить особенности развития социальной ответственности сельских подростков, разработать и апробировать программу развития социальной ответственности у сельских подростков - участников поискового отряда. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области социальной ответственности и технологий ее развития у подростков. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование проведено на базе МБОУ «Центр образования № 28» п. Плеханово Тульской области. В исследовании приняли участие 24 подростка, являющихся членами поискового отряда. Диагностическая программа включала следующие методики: «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский), методика диагностики локуса контроля (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпов), «Исследование самооценки подростка» (Г. Н. Казанцева), «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО), анкетирование подростков - членов поискового отряда. Развитие социальной ответственности у сельских подростков - участников поискового отряда будет проходить более эффективно при учете возрастных и индивидуальных особенностей сельских подростков, обогащении опыта развития ценности социальной ответственности, трансляции патриотических ценностей и гражданственности. Результаты исследования могут быть использованы в работе с разными категориями подростков на базе образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, учреждений дополнительного образования; при подготовке педагогов, организаторов работы с молодежью, социальных педагогов, вожатых и т. д.
Ключевые слова
Abstract
Fostering social responsibility in adolescence is paramount in education. The traditions of raising children in rural districts are often based on the value priorities of folk customs: mutual assistance, the formation of a respectful attitude towards elders, inclusion in labor activity. Search activity is one of the forms of fostering patriotism, citizenship and responsibility. The definition of the content and forms of social responsibility development in rural adolescents is rather relevant. The purpose of the work: to study the characteristic aspects of the social responsibility development in rural adolescents, to work out and test a program for the development of social responsibility among rural adolescents - members of the search team. The works of scientists in the field of social responsibility and technologies for its development in adolescents served as the theoretical and methodological basis of the study. Research methods: theoretical (study and analysis of psychological and pedagogical literature; analysis, generalization and systematization of information from scientific sources); empirical (testing, questioning, pedagogical experiment); methods of quantitative and qualitative analysis. The study was conducted on the basis of the "Education Center No. 28" in the village of Plekhanovo, Tula region. The study involved 24 adolescents who were members of the search team. The diagnostic program included the following methods: "Conscientiousness Scale" (V.V. Melnikov, L.T. Yampolsky), Locus of Control Diagnosis Method (E.F. Zeer, G.A. Karpov), "Adolescent Self-Esteem Study" (G.N. Kazantseva), "Express Diagnosis of Responsibility" (EDR), questionnaire survey of adolescents - members of the search team. The development of social responsibility among rural adolescents - members of the search team will be more effective in case of taking into account the age and individual characteristics of rural adolescents, enriching the experience of developing the value of social responsibility, translating patriotic values and citizenship. The results of the study can be used in work with different categories of adolescents on the basis of educational institutions, children's and youth organizations, institutions of additional education; in training of teachers, organizers of work with youth, social educators, counselors, etc.
Key words
подростковый возраст, социальная ответственность, поисковая деятельность, воспитание личности
Благодарности
Авторы выражают благодарность Голубцовой Анне Ивановне, студентке факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого», за активное участие в сборе эмпирических данных.
adolescence, social responsibility, search activity, personality education
Acknowledgements
The authors express their gratitude to Anna I. Golubtsova, a student at the Faculty of Psychology at the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University for active participation in the collection of empirical data.
Введение / Introduction
В настоящее время предлагается дополнить понятие «воспитание» ответственным отношением к труду, возвратить в школы трудовое воспитание. В Год педагога и наставника актуально практическое применение идей К. Д. Ушинского, который подчеркивал: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самым трудом» [1]. Перед современным трудовым воспитанием
стоит задача обучить детей самостоятельности и ответственности. Когда ребенок будет вместе с взрослыми заниматься какой-либо работой, у него появится интерес к труду, он научится ценить его результаты; возникнет желание применить полученные знания на практике, самореализоваться. Чем старше школьник, тем больше он знает и умеет, становится все более ответственным и участвует в разных видах деятельности. В 2013 году было сформировано «Поисковое движение России» - общероссийское общественное движение по увековечиванию памяти погибших при защите Отчества. Работа поисковиков включает в себя большой комплекс мероприятий: поисковые экспедиции, перезахоронение воинов, архивная работа, благоустройство захоронений и др. Существует моральный кодекс поисковика, включающий свод правил об отношении к законам Российской Федерации, к поиску как к добровольческому делу, к останкам павших воинов, реликвиям. Кодекс регулирует отношение к памяти павших и культурному наследию, а также отношения между участниками поискового движения. С. В. Еремин определяет поисковую деятельность и организацию поисковых отрядов как один из эффективных и успешно апробированных способов формирования и развития патриотизма, ответственности и гражданственности [2].
Задача формирования социальной ответственности является прерогативой современных образовательных учреждений [3]. Социальная ответственность определяется как способность отвечать за самого себя, свое саморазвитие и самопроектирование [4], что особенно важно в подростковом возрасте, поэтому именно данный возраст рассматривается как сенситивный для развития социальной ответственности [5].
В процессе воспитания социальной ответственности важно научить детей понимать себя и других, планировать жизнь. Социальная ответственность проявляется в готовности и способности отвечать за свои действия и поступки, выполнении обещаний, принесении пользы обществу [6].
Для сельских подростков важно воспитание качеств члена сельской общины, интеграция воспитательных воздействий семьи и школы, развитие традиций, преобразование сельского социума; учет социальных и индивидуально-личностных особенностей сельских подростков; включение учащихся в социально значимые виды деятельности на основе интересов и способностей детей [7]. У сельских подростков выявлен ряд трудностей: ситуативная и личностная тревожность, неуверенность в себе, низкая или высокая самооценка, перекладывание ответственности на других людей, зависимость от окружающих [8]. Актуально использование новых форм взаимодействия школьников и педагогов в условиях сельской школы, социально-воспитательного потенциала сельской местности. Для того чтобы процесс социализации в сельской школе проходил успешно, требуется создание педагогами условий, в которых подростки стремились бы к проявлению самостоятельности, получению и усвоению новых знаний, применению их в будущем [9].
Современная поисковая деятельность опирается на богатый опыт по реализации мероприятий патриотической направленности (вахты памяти, военно-патриотические экспедиции, акции, конкурсы, соревнования и др.) [10]. Поисковая деятельность проводится с целью обнаружения и захоронения непогребенных останков воинов, погибших в местах проведения боевых действий, установления имен погибших, пропавших без вести; нахождения ответов на вопросы, связанные с историей страны, ее народа, с судьбой конкретного человека. Основная цель поисковой деятельности состоит в практическом закреплении теоретических знаний, приобретении необходимых навыков, оптимальном сочетании творческой, научной и практической подготовки [11]. Поисковая работа обладает позитивным потенциалом в социализации детей
и молодежи. B. A. Сухомлинский объединяет социальную ответственность с формированием гражданственности и нравственности [12]. Поисковая деятельность является одной из форм воспитания гражданственности и ответственности, может привить те качества, которые присущи гармоничной личности.
Актуальным является определение содержания и форм развития социальной ответственности у сельских подростков - участников поискового отряда.
Обзор литературы / Literature review
В психологическом словаре ответственность определяется как осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил [13].
С. Л. Рубинштейн определяет ответственность как олицетворение истинного, глубокого и принципиального отношения к жизни; умение личности детерминировать события, действия вплоть до перемены своего существования [14].
В. П. Прядеин ответственность рассматривает как систему качеств личности, целостность когнитивных, результативных, психологических, регулятивных, мотиваци-онных, динамических элементов [15].
Н. И. Привалов под ответственностью понимает потребность, обязательство отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них [16].
А. Г. Спиркин отмечает, что ответственность как форма проявления взаимодействия личности и общества несет как личный, так и общественный характер [17].
А. Ф. Гулевская пишет, что ответственность отображает умение человека держать ответ за собственные действия; выделяет следующую структуру ответственности: мотивационная, когнитивная, деятельностная [18]. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что факторами ответственности являются независимость от внешнего контроля, самостоятельность, представление целостности проблемы [19].
Социальная ответственность предполагает добровольный отклик на социальные проблемы со стороны общества и индивида. Л. А. Крапивина под социальной ответственностью понимает внутреннюю и внешнюю необходимость соблюдения основных правил, принципов, требований, традиций коллективной жизни [20], Н. В. Антипина - поведение личности в соответствии с интересами других людей, принятыми в обществе нормами и исполняемыми ролевыми обязанностями, реализующимися в деятельности [21].
К. Муздыбаевым показана связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями. По мнению автора, социальная ответственность развивает склонность личности придерживаться общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности, к признакам ответственности автор относит пунктуальность, достоверность, добросовестность, исполнительность, стремление ответить за последствия своих решений, справедливость, твердость характера, порядочность, честность [22].
И. А. Гладышева выделяет функции социальной ответственности: ценностно-ориентирующая, нормативно-регулирующая и преобразующая [23].
А. В. Белов к уровням реализации социальной ответственности относит субъективный (ценности, цели, мотивы), личностно-психологический (система личностных смыслов, инициатива), практический (поступок, действие) [24].
Развитие ответственности реализуется при условии гуманистической направленности воспитания, средствами формирования выступают рефлексия и саморегу-
ляция, доверительные отношения к обществу, к самому себе [25]. Современный образовательный дискурс смещается на организацию жизни детей и подростков в школе, ставится вопрос о важности анализа и учета социально-педагогических условий формирования самостоятельности, ответственности школьников [26]. Выявлено, что более высокий уровень социального интеллекта обеспечивается способностью понимать и прогнозировать поведение и чувства других людей и социальными навыками [27]. Авторы обращают внимание на то, что ценностно-смысловая сфера личности определяет социальное поведение человека, а стратегическая задача системы образования — создание образовательной среды, способствующей развитию личностного потенциала учащихся [28], интеграция личностной и субъектной позиции обеспечит возможность самоопределения растущего человека [29]. Авторами подчеркивается, что высокому уровню развития всех компонентов личностной автономии соответствует более высокий уровень ответственности [30].
Рассматриваются особенности развития ответственности молодежи в рамках добровольческой деятельности [31], у подростков с девиантным поведением [32], при выстраивании образовательного маршрута, актуализации профессионального самоопределения [33], карьерного развития [34], принятии моральных решений в жизни [35], определении ценностных ориентаций подростков [36, 37].
Социальная ответственность в контексте педагогики и психологии отражает умение человека отвечать за свои действия, подвергать действия моральной оценке, необходимость соблюдения основных правил, принципов, требований, традиций коллективной жизни. Развитие социальной ответственности включает принятие ответственности как перед самим собой, так и перед другими людьми за результаты своих действий. К показателям сформированности социальной ответственности относят: в когнитивной сфере - позитивные жизненные установки, в том числе на активное участие в социально значимой деятельности; в эмоциональной сфере - готовность отвечать за свои поступки и действия, способность к сотрудничеству, дружеской поддержке; в деятельной сфере - добросовестное выполнение поручений, стремление участвовать в совместной деятельности, активную жизненную позицию. Социальная ответственность связана с формированием ценностных ориентаций, способности делать выбор, внутренней готовности к социально ответственному поведению, обладанием социально необходимыми знаниями об отношениях с окружающими, возрастанием привычки придерживаться социальных норм и ролевых обязанностей.
Отправной точкой для развития социальной ответственности становится подростковый возраст, когда индивид начинает принимать автономные решения и нести за них ответственность. Применительно к сельским подросткам необходимо учитывать специфику современного сельского сообщества, особенности сельской школы.
Одним из способов развития социальной ответственности может выступать поисковая деятельность подростков. Во многих образовательных учреждениях ведут свою деятельность военно-патриотические клубы, центры патриотического воспитания, функционируют музеи и т. д. Работа поисковиков включает в себя большой комплекс мероприятий, а непростой полевой труд, погодные условия, преодоление препятствий способствуют развитию в подростках воли, силы духа. Отрядные мероприятия учат понимать, любить, уважать и сохранять историю своей страны, одновременно с этим развивается гражданственность, патриотизм, ответственность за себя и за общее дело. К технологиям развития социальной ответственности у участников поискового отряда можно отнести: туристский поход, научно-педагогическую экспедицию, работу с архивными
материалами, в музеях боевой славы, с передвижной выставкой экспонатов, уроки мужества, работу по восстановлению и реставрации памятников культуры, добровольческую деятельность, конкурс рисунков и поздравительных открыток к 9 Мая, просветительскую деятельность с детьми и молодежью, когда поисковики проводят беседы о военных событиях через свое личное восприятие, экскурсии по знаковым местам и др.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Центр образования № 28» п. Плеханово Тульской области. В исследовании принимали участие 24 подростка в возрасте 15-16 лет. Данные подростки являются членами поискового отряда «Безмолвие». В сборе эмпирических данных принимала активное участие студентка факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» Анна Ивановна Голубцова.
Цель исследования - изучить особенности развития социальной ответственности у сельских подростков - участников поискового отряда.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические методы (тестирование, анкетирование, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский), методика диагностики локуса контроля (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпов), «Исследование самооценки подростка» (Г. Н. Казанцева), «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО), анкетирование подростков -членов поискового отряда.
Была разработана и апробирована программа с целью развития социальной ответственности, патриотизма и гражданственности у подростков, сплочения коллектива. Программа включала занятия, направленные не только на формирование у сельских подростков понятия ответственности, но и на повышение мотивации к общественно значимым видам деятельности: урок-беседу, занятие с элементами тренинга, урок-дискуссию, литературный вечер, экскурсию, круглый стол, квест-игру, поход, добровольческую акцию, работу в музее школы, встречу с поисковиками, викторину, занятия «Работа с находками», «Работа на передвижной выставке», «Полевые работы», «Открытка к 9 Мая» и т. д.
Представим выдержки из анкеты участницы данного поискового движения: «Я пришла в отряд случайно - узнала, что есть поисковая организация, попала уже на закрытие сезона. И, сидя в зале, я поняла: это - моё. Сначала было непонятно, что конкретно меня манило и притягивало. Скорее всего, искренние рассказы, душевные воспоминания поисковиков.
Поисковая работа для меня - это, прежде всего, возможность помочь погибшим солдатам обрести покой, ведь, по сути, они до сих пор лежат там же, на поле боя. Вроде бы и в земле, но не похоронены. А мы, поисковики, восстанавливаем эту Память о них.
Хороший поисковик - тот, кто верит в наше дело. Здесь важна именно духовная составляющая. Человек должен быть надежным, честным и ответственным.
У каждого свой путь в "поиск". Кому-то интересны находки, особенно новичкам, кто-то любит походную жизнь, а кто-то сразу приходит с мыслью о том, чтобы найти бойца. Но в итоге все "переключаются" на волну поиска солдат. Ты растешь и взрослеешь вместе с отрядом.
Я вступила в отряд вместе с сестрой, нас толкало желание найти нашего без вести пропавшего дедушку под Белёвом. Спустя несколько лет поиска мы нашли его сослуживца.
Иногда думаешь: зачем нам эти ручьи весенней воды из-под лопаты, холодная глина, мокрые спальники и дожди? Может, лучше остаться дома, в тепле, комфорте... Но они ведь там лежат, чьи-то дедушки и бабушки, чьи-то сыновья, мужья -БОЙЦЫ - как по мне, это и есть мотивация.
В нашем отряде появляется много новеньких каждый год. В основном это школьники из поселков - Молодежный, Плеханово, Торхово, Ленинский... Есть и ребята из города. "Поиск" объединяет разных людей - кто постарше, кто помладше. И в этом есть огромный плюс - для каждого находится свое место в отряде, каждый проявляет себя по-своему.
Первый мой выезд был под Белёв - сначала деревня Б. Самолково, потом - д. Баш-кино. Мне нравится и копать, и изучать архивные документы, и общаться с местным населением. В нашем деле очень важно подходить к любой задаче ответственно».
Результаты исследования / Research results
Сравним результаты исследования, полученные на констатирующем и контрольном этапах.
Представим результаты исследования по методике «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский): на констатирующем этапе высокий уровень показали 50%, средний - 46% и низкий - 4% испытуемых; на контрольном этапе высокий уровень продемонстрировали 58%, средний - 42% подростков, низкий уровень выявлен не был (рис. 1).
Контрольный этап
ш
Констатирующий этап _
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% □ Низкий передний □ Высокий
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Шкала совестливости»
(В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский)
Методика диагностики локуса контроля (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпов) показала, что для респондентов более характерна интернальность, ответственность человека за все, что с ним происходит (54%), чем экстернальность, ответственность за успех и события извне (46%). Локус контроля определяет склонность приписывать результаты деятельности внешним или внутренним факторам. Контрольное исследование показало аналогичные результаты (см. рис. 2).
Опишем результаты исследования по опроснику «Исследование самооценки подростка» (Г. Н. Казанцева). На констатирующем этапе показатель средней самооценки выявлен у 67%, низкой - у 25%, на контрольном этапе показатель средней самооценки выявлен у 75% респондентов, низкой - у 17%. Показатель высокой самооценки не поменялся (8%) (см. рис. 3).
Рис. 2. Результаты диагностики по методике диагностики локуса контроля
(Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпов)
Контрольный этап
Констатирующий этап
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% □ Низкий ПСредний □ Высокий
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов исследования опросника «Исследование самооценки подростка» (Г. Н. Казанцева)
По методике «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) на констатирующем этапе были получены следующие результаты: ответственность - 42% опрошенных, ответственность ситуативная - 54% опрошенных, безответственность - 4%. Группа характеризовалась большим числом подростков с выраженной ситуативной ответственностью, что говорит о трудном принятии новых обязанностей или отказе от них и несоблюдении временных рамок. Ответственность и ситуативная ответственность на контрольном этапе исследования приобрели показатели по 50% соответственно. Появилось стремление к более ответственному и осознанному поведению. Результаты сравнительного анализа результатов исследования представлены на рис. 4.
Тест «экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО)
Контрольный этап
Констатирующий этап I
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
□ Безответственность □ Ответственность ситуативная □ Ответственность
Рис.4. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО)
По результатам анкетирования подростков - участников поискового отряда отмечается направленность на взросление вместе с поисковым отрядом, с отрядными ценностями дружбы, доверия, честности, надежности, гражданственности. В ответах демонстрируется ответственность за общее дело и результат своей работы. Например, на вопрос анкеты «Что лично для вас значит поисковая работа?» подростки ответили, что это «возможность отдать дань уважения предкам, помочь погибшим солдатам обрести покой и т. д., основная часть жизни». При ответе на вопрос «Какие, по Вашему мнению, качества необходимы для того, чтобы заниматься поисковой деятельностью?» подростки выделили преданность своему делу, честность и надежность, отзывчивость, бескорыстие, ответственность, патриотизм, любовь к природе. На вопрос «Что, по Вашему мнению, препятствует участию молодежи в поисковой деятельности?» были получены следующие ответы: трудные погодные условия, отсутствие ответственности и дисциплины, большая загруженность в школе.
Сравнительный анализ результатов исследования свидетельствует о положительной динамике в развитии ответственности, наблюдается тенденция в развитии социальной ответственности в рамках поискового отряда. Подростки смелее принимают конструктивные решения, берут ответственность на себя, проводят анализ своих и чужих поступков.
Заключение / Conclusion
Подростковый возраст является наиболее сенситивным для развития социальной ответственности. На формирование социальной ответственности оказывают влияние референтные группы, СМИ, культура, традиции, образец взрослого - наставника, включение детей в разные виды социально значимой деятельности, трансляция патриотических установок и т. д. Развитие социальной ответственности включает принятие ответственности как перед самим собой за свои действия, слова и поступки, так и перед другими людьми, контроль за исполнением взятых обязательств. На этом пути важна работа по формированию представлений об ответственности и ответственном поведении, мотивация и положительный эмоциональный настрой на выполнение поручений, занятия по закреплению проявления ответственного поведения. Среди основных методов формирования социальной ответственности можно выделить организацию деятельности и расширение опыта общественного поведения, мотивацию и стимулирование деятельности и поведения, развитие самоконтроля, стабилизацию подростковой самооценки. В подростковом возрасте очень важно обратить внимание на принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков, в этом могут помочь значимые взрослые, которые делились бы своим жизненным опытом.
Таким образом, развитие социальной ответственности у сельских подростков -участников поискового отряда будет проходить более эффективно при учете возрастных и индивидуальных особенностей сельских подростков, обогащении опыта развития ценности социальной ответственности, трансляции патриотических ценностей и гражданственности.
Результаты исследования могут быть полезны при организации воспитательной работы с детьми и молодежью, при подготовке будущих педагогов, организаторов работы с молодежью, социальных педагогов, вожатых, руководителей детских и молодежных общественных объединений и т. д.
Приведем еще один пример - историю одной экспедиции, в рамках которой был найден смертный медальон Петра Захаровича Глотова. Оказалось, что его родственники еще живы. Петр был старшим братом и ушел на войну, пропал без вести. Дома его ждали сводный брат и две сестры на протяжении 80 лет. Он пал смертью храбрых недалеко от города Старая Русса. На захоронение приехали две племянницы. Значительная часть отряда присутствовала при этом захоронении, во время встречи с родственниками. Эта встреча до сих пор в памяти участников отряда.
Ссылки на источники / References
1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1988. - 414 с.
2. Еремин С. В. Организация работы поискового отряда в образовательном учреждении // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1 (7б). - С. 113-123.
3. Паллотта В. И., Сичкачь Т. В. Воспитание социальной ответственности подрастающего поколения как социально-педагогическая проблема общества // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - № 3. -URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN322.pdf
4. Пазухина С. В., Шалагинова К. С., Декина Е. В. Воспитание социальной ответственности у подростков группы риска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 8 (август). - С. 1-13. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211052.htm
5. Гордеев К. С., Дубровин Н. А., Ермолаева Е. Л. и др. Воспитание социальной ответственности у учащихся // Гуманитарные научные исследования. - 2021. - № 6. - URL: https://human.snauka.ru/2021/06/43718
6. Лаврентьева О. А. Особенности формирования социальной ответственности в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2015. - № 4. - Т. 21. - С. 33-36.
7. Декина Е. В., Шалагинова К. С. Мотивационно-личностные особенности обучающихся в поликультурной среде сельской местности // Психолого-педагогические исследования. - 2022. - Т. 14. - № 1. - С. 17-31. DOI: 10.17759/psyedu.2022140102
8. Кибальник А. В., Федосова И. В., Абрамова К. А. Эмпирическое исследование стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций сельскими подростками // Казанский педагогический журнал. - 2023. - № 1. - С. 266-273.
9. Пешкина Ю. А., Конышева А. В. Специфика социализации подростков в условиях сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 55-57.
10. Шапедько А. А. Включение подростков и молодежи в поисковую деятельность как средство социального закаливания // Социально-политические исследования. - 2023. - № 2 (19). - С. 126-139.
11. Кадина И. В., Любимова Г. А., Нестеренко Д. И. Опытно-поисковая деятельность студентов аграрного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. - 2181-2185. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86465.htm
12. Педагогика В. А. Сухомлинского и современное образовательное пространство дополнительного образования детей: материалы республиканских педагогических чтений / под науч. ред. Г. Е. Соловьева, Н. В. Корз-никовой. - Ижевск: АОУ ДПО УР «Институт развития образования», 2018. - С. 72.
13. Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - С. 257.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2002. - С. 28.
15. Прядеин В. П. Ответственность как предмет психологического исследования. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2001. - С. 38.
16. Привалов Н. И. Механизм формирования социальной ответственности основные представления об «Ответственности» и «Социальной ответственности» // Механизм социальной ответственности и направления повышения его эффективности. - 2019. - № 4. - С. 54-56.
17. Спиркин А. Г. Основы философии. - М.: Юрайт, 2019. - С. 128-130.
18. Гулевская А. Ф., Максимов В. П. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей: монография. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. - С. 7.
19. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - С. 244.
20. Крапивина Л. А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях гуманистической направленности // Образование и наука. - 2015. - № 5. - С. 87-104.
21. Антипина Н. В. Возможности внеурочной работы в формировании социальной ответственности старшеклассников // Преподаватель в условиях модернизации образования в странах Балтийского региона: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - Ч. 2. - С. 126-132.
22. Муздыбаев К. Психология ответственности. - М.: Либроком, 2017. - С. 128.
23. Гладышева И. А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома, 2006. - 27 с.
24. Белов А. В. Социальная ответственность: содержание и механизм реализации: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Волгоград, 2011. - 24 с.
25. Лаврентьева О. А. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 131-135.
26. Поливанова К. Н., Бочавер А. А. Возможна ли детская самостоятельность в современной школе? // Психологическая наука и образование. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 6-15. DOI: 10.17759/pse.2022270301
27. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. - № 2. - С. 5-16. DOI: 10.17759/pse.2021260201
28. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25. - № 6. - С. 5-18. DOI: 10.17759/pse.2020250601
29. Рябцев В. К., Слободчиков В. И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. - 2022. - Т. 14. - № 3. - С. 113-130. DOI: 10.17759/psyedu.2022140307
30. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н., Запуниди А. А. Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 1. - С. 84-90. DOI: 10.11621/npj.2017.0110
31. Воспитание социальной ответственности подростков в организации дополнительного образования / С. О. Ларионова, Н. М. Булычева; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018.
32. Молчанов С. В., Алмазова О. В. Представления подростков об ответственности в моральных дилеммах разного типа // Культурно-историческая психология. - 2017. - Т. 13. - № 4. - С. 81-90. DOI: 10.17759/chp.2017130409
33. Бегунова Л. А. Сравнительное исследование ответственности подростков, выбравших разные образовательные маршруты, за профессиональное самоопределение // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2020. - Вып. 3. - С. 72-80.
34. Algadheeb N. A. Professional/Career Orientation, Awareness, and Their Relationship to Locus of Control // Journal of College Teaching & Learning (TLC). - 2015. - Vol. 12 (1). - Р. 13-38. DOI: 10.19030/tlc.v12i1.9067
35. Haviv S., Leman P. J. Moral decision-making in real life: factors affecting moral orientation and behavior justification // Journal of moral education. - 2002. - Vol. 32. - Р. 121-140. DOI: 10.1080/03057240220143241
36. Molero Jurado M. D. M. et al. Interpersonal Values and Academic Performance Related to Delinquent Behaviors // Front. Psychol. - 2016. - Vol. 7. - P. 1480. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01480
37. Lulzim Murtezani. The Value Orientations Of The Adolescents: Differencses And Similarities // European Journal of Social Sciences Education and Research. Sep. Dec. - 2017. - Vol. 11. - No. 2. - Р. 34-38.
1. Ushinskij, K. D. (1988). Pedagogicheskie sochineniya: v 61. T. 1 [Pedagogical essays: in 6 vols. Vol. 1], Pedagogika, Moscow, 414 p. (in Russian).
2. Eremin, S. V. (2022). "Organizaciya raboty poiskovogo otryada v obrazovatel'nom uchrezhdenii" [Organization of the search team work in an educational institution], Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 1 (7b), pp. 113-123.
3. Pallotta, V. I., & Sichkach', T. V. (2022). "Vospitanie social'noj otvetstvennosti podrastayushchego pokoleniya kak social'no-pedagogicheskaya problema obshchestva" [Fostering social responsibility of the younger generation as a socio-pedagogical problem of society], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, t. 10, № 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN322.pdf (in Russian).
4. Pazuhina, S. V., Shalaginova, K. S., & Dekina, E. V. (2021). "Vospitanie social'noj otvetstvennosti u podrostkov gruppy riska" [Cultivating social responsibility in adolescents at risk], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 8 (avgust), pp. 1-13. Available at: http://e-koncept.ru/2021/211052.htm (in Russian).
5. Gordeev, K. S., Dubrovin, N. A., Ermolaeva, E. L. et al. (2021). "Vospitanie social'noj otvetstvennosti u uchash-chihsya" [Fostering social responsibility in students], Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, № 6. Available at: https://human.snauka.ru/2021/06/43718 (in Russian).
6. Lavrent'eva, O. A. (2015). "Osobennosti formirovaniya social'noj otvetstvennosti v podrostkovom vozraste" [Characteristics of the formation of social responsibility in adolescence], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova, № 4, t. 21, pp. 33-36 (in Russian).
7. Dekina, E. V., & Shalaginova, K. S. (2022). "Motivacionno-lichnostnye osobennosti obuchayushchihsya v polikul'turnoj srede sel'skoj mestnosti" [Motivational and personal characteristics of students in the multicultural
environment of rural areas], Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya, t. 14, № 1, pp. 17-31. DOI: 10.17759/psy-edu.2022140102 (in Russian).
8. Kibal'nik, A. V., Fedosova, I. V., & Abramova, K. A. (2023). "Empiricheskoe issledovanie strategij preodoleniya trud-nyh zhiznennyh situacij sel'skimi podrostkami" [An empirical study of strategies for overcoming difficult life situations by rural adolescents], Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, № 1, pp. 266-273 (in Russian).
9. Peshkina, Yu. A., & Konysheva, A. V. (2016). "Specifika socializacii podrostkov v usloviyah sel'skoj shkoly" [The specifics of the adolescents' socialization in rural schools], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 28, pp. 55-57 (in Russian).
10. Shaped'ko, A. A. (2023). "Vklyuchenie podrostkov i molodezhi v poiskovuyu deyatel'nost' kak sredstvo social'nogo zakalivaniya" [Inclusion of adolescents and young people in search activities as a means of social tempering], So-cial'no-politicheskie issledovaniya, № 2 (19), pp. 126-139 (in Russian).
11. Kadina, I. V., Lyubimova, G. A., & Nesterenko, D. I. (2016). "Opytno-poiskovaya deyatel'nost' studentov agrarnogo vuza" [Search activities of the agricultural university students], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 11, S, 2181-2185. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86465.htm (in Russian).
12. Solov'ev, G. E., & Korznikova, N. V. (eds.) (2018). Pedagogika V. A. Suhomlinskogo i sovremennoe obrazovatel'noe prostranstvo dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: materialy respublikanskih pedagogicheskih chtenij [Pedagogy of V. A. Sukhomlinsky and the modern educational environment of additional education for children: materials of republican pedagogical readings], AOU DPO UR "Institut razvitiya obrazovaniya", Izhevsk, p. 72 (in Russian).
13. Petrovsky, A. V., & Yaroshevsky, M. G. (eds.) (1990). Psihologiya. Slovar' [Psychology. Dictionary], Politizdat, Moscow, p. 257 (in Russian).
14. Rubinshtejn, S. L. (2002). Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology], St. Petersburg, p. 28 (in Russian).
15. Pryadein, V. P. (2001). Otvetstvennost' kak predmet psihologicheskogo issledovaniya [Responsibility as a subject of psychological study], Izd-vo UrGPU, Ekaterinburg, p. 38 (in Russian).
16. Privalov, N. I. (2019). "Mekhanizm formirovaniya social'noj otvetstvennosti osnovnye predstavleniya ob "Ot-vetstvennosti" i "Social'noj otvetstvennosti" [Mechanism for the formation of social responsibility: basic ideas about "Responsibility" and "Social Responsibility"], Mekhanizm social'noj otvetstvennosti i napravleniya pov-ysheniya ego effektivnosti, № 4, pp. 54-56 (in Russian).
17. Spirkin, A. G. (2019). Osnovy filosofii [Fundamentals of Philosophy], Yurajt, Moscow, pp. 128-130 (in Russian).
18. Gulevskaya, A. F., & Maksimov, V. P. (2012). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'noj otvetstvennosti studentov ekonomicheskih special'nostej [Pedagogical conditions for the formation of social responsibility among students of economic specialties]: monografiya, Izd-vo SahGU, Yuzhno-Sahalinsk, p. 7 (in Russian).
19. Abul'hanova-Slavskaya, K. A. (1980). Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti [Activity and personality psychology], Nauka, Moscow, p. 244 (in Russian).
20. Krapivina, L. A. (2015). "Formirovanie social'noj kompetentnosti podrostkov v raznovozrastnyh ob"edineniyah gumanisticheskoj napravlennosti" [Building up social competence of adolescents in humanistic associations of different ages], Obrazovanie i nauka, № 5, pp. 87-104 (in Russian).
21. Antipina, N. V. (2004). "Vozmozhnosti vneurochnoj raboty v formirovanii social'noj otvetstvennosti starsheklassni-kov" [Potential of extracurricular work in developing social responsibility among high school students], Prepo-davatel' v usloviyah modernizacii obrazovaniya v stranah Baltijskogo regiona: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Izd-vo KGU, Kaliningrad, ch. 2, pp. 126-132 (in Russian).
22. Muzdybaev, K. (2017). Psihologiya otvetstvennosti [Psychology of responsibility], Librokom, Moscow, p. 128 (in Russian).
23. Gladysheva, I. A. (2006). Pedagogicheskie usloviya vospitaniya social'noj otvetstvennosti u studentov negosudar-stvennogo vuza [Pedagogical conditions for fostering social responsibility among students of a private university]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.02, Kostrom. gos. un-t im. N. A. Nekrasova, Kostroma, 27 p. (in Russian).
24. Belov, A. V. (2011). Social'naya otvetstvennost': soderzhanie i mekhanizm realizacii [Social responsibility: content and implementation mechanism]: avtoreferat dis.... kand. filos. nauk: 09.00.11, Volgograd, 24 p. (in Russian).
25. Lavrent'eva, O. A. (2014). "Formirovanie social'noj otvetstvennosti podrostkov v zhiznedeyatel'nosti shkoly" [Cultivating social responsibility of adolescents in the life of the school], Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, № 6, pp. 131-135 (in Russian).
26. Polivanova, K. N., & Bochaver, A. A. (2022). "Vozmozhna li detskaya samostoyatel'nost' v sovremennoj shkole?" [Is it possible for children to be independent in a modern school?], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 27, № 3, pp. 6-15. DOI: 10.17759/pse.2022270301 (in Russian).
27. Baeva, I. A., Gayazova, L. A., Kondakova, I. V., & Laktionova, E. B. (2021). "Psihologicheskaya bezopasnost' i so-cial'nyj intellekt podrostkov i yunoshej" [Psychological safety and social intelligence of adolescents and young people], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 26, № 2, pp. 5-16. DOI: 10.17759/pse.2021260201 (in Russian).
28. Baeva, I. A., Gayazova, L. A., Kondakova, I. V., & Laktionova, E. B. (2020). "Psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti i cennosti podrostkov i molodezhi" [Psychological safety of personality and values of adolescents and young people], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 25, № 6, pp. 5-18. DOI: 10.17759/pse.2020250601 (in Russian).
29. Ryabcev, V. K., & Slobodchikov, V. I. (2022). "Pedagogicheskie usloviya i mekhanizmy formirovaniya cennostno-smyslovyh orientacij detej v obrazovatel'noj organizacii" [Pedagogical conditions and mechanisms for the formation of value and meaning orientations of children in an educational organization], Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya, t. 14, № 3, pp. 113-130. DOI: 10.17759/psyedu.2022140307 (in Russian).
30. Molchanov, S. V., Almazova, O. V., Poskrebysheva, N. N., & Zapunidi, A. A. (2017). "Lichnostnaya avtonomiya kak faktor razvitiya otvetstvennosti podrostkov" [Personal autonomy as a factor in the development of responsibility in adolescents], Nacional'nyjpsihologicheskijzhurnal, № 1, pp. 84-90. DOI: 10.11621/npj.2017.0110 (in Russian).
31. Larionova, S. O., & Bulycheva, N. M. (2018). Vospitanie social'noj otvetstvennosti podrostkov v organizacii dopolnitel'nogo obrazovaniya [Fostering social responsibility of adolescents in the organization of additional education], Ural. gos. ped. un-t, Ekaterinburg (in Russian).
32. Molchanov, S. V., & Almazova, O. V. (2017). "Predstavleniya podrostkov ob otvetstvennosti v moral'nyh dilemmah raznogo tipa" [Adolescents' ideas about responsibility in various types of moral dilemmas], Kul'turno-is-toricheskaya psihologiya, t. 13, № 4, pp. 81-90. DOI: 10.17759/chp.2017130409 (in Russian).
33. Begunova, L. A. (2020). "Sravnitel'noe issledovanie otvetstvennosti podrostkov, vybravshih raznye obrazovatel'nye marshruty, za professional'noe samoopredelenie" [A comparative study of the responsibility of adolescents who have chosen different educational trajectories for professional self-determination], Gercenovskie chteniya: psi-hologicheskie issledovaniya v obrazovanii, vyp. 3, pp. 72-80 (in Russian).
34. Algadheeb, N. A. (2015). "Professional/Career Orientation, Awareness, and Their Relationship to Locus of Control", Journal of College Teaching & Learning (TLC), vol. 12 (1), pp. 13-38. DOI: 10.19030/tlc.v12i1.9067 (in English).
35. Haviv, S., & Leman, P. J. (2002). "Moral decision-making in real life: factors affecting moral orientation and behavior justification", Journal of moral education, vol. 32, pp. 121-140. DOI: 10.1080/03057240220143241 (in English).
36. Molero Jurado, M. D. M. et al. (2016). 'Interpersonal Values and Academic Performance Related to Delinquent Behaviors", Front. Psychol, vol. 7, p. 1480. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01480 (in English).
37. Lulzim Murtezani. (2017). "The Value Orientations Of The Adolescents: Differencses And Similarities", European Journal of Social Sciences Education and Research. Sep. Dec, vol. 11, No. 2, pp. 34-38 (in English).
Вклад авторов
Е. В. Декина - обзор литературы, осуществление и описание эмпирического исследования.
К. С. Шалагинова - осуществление и описание эмпирического исследования, обоснование методологической базы исследования.
Contribution of the authors
E. V. Dekina - literature review, implementation and description of empirical research.
K. S. Shalaginova - implementation and description of the empirical research, substantiation of the methodological basis of the research.