Алимова М.Ю. старший преподаватель кафедра «Инновационная экономика» Каршинский инженерно-экономический институт
Узбекистан
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация. Данная статья посвящена теоретическим основам оказания услуг социальной инфраструктуры, влияющих на качество и повышение уровня жизни населения. В статье описан состав элементов социальной инфраструктуры и их классификация.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, уровень жизни населения, социальная сфера, экономика социальной сферы.
Alimova M. Yu. senior lecturer Department of Innovative Economics Karshi Engineering and Economic Institute
Uzbekistan
DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE HELPES INCREASE THE STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION
Abstract. This article is devoted to the theoretical foundations of the provision of social infrastructure services that affect the quality and improvement of the standard of living of the population. The article describes the composition of social infrastructure elements and their classification.
Key words: social infrastructure, standard of living of the population, social sphere, economics of the social sphere.
ВВЕДЕНИЕ. Развитие социальной инфраструктуры во всем мире и тем самым повышение уровня жизни населения считается одной из важных социальных политик государства. Особенно в процессе урбанизации этот показатель увеличивается с каждым днем, и ученые ставят перед собой цель повысить благосостояние сельских жителей. Особое внимание уделяется развитию социальной инфраструктуры и разработке инновационных стратегий управления, направленных на повышение экономической и социальной эффективности, совершенствование системы подготовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров, обеспечение благосостояния населения, особенно образования, здравоохранения. и бытовые услуги. По оценкам международных организаций, сегодня в
зарубежных странах около трети государственного бюджета тратится на развитие социальной сферы [1]. На современном этапе развития социальной инфраструктуры во всем мире, в США, Японии, Южной Корее, Китайской Народной Республике, европейских экономиках, структуры управления отраслями социальной инфраструктуры, ее целевые направления развития и содержание имеют большое значение. В мировой экономике проводятся системные реформы, направленные на дальнейшее совершенствование организационно-управленческой структуры социальной инфраструктуры на инновационной основе, разработку механизмов эффективной организации политики образования, жилищно-бытового обслуживания и здравоохранения сельского населения. В том числе были разработаны целевые показатели стратегии развития для реализации поставленных задач, дальнейшего развития социальной и производственной инфраструктуры в регионах, особенно в микрорайонах, а также повышения уровня жизни населения и создания благоприятной инвестиционной среды для предпринимателей [2]. В современных условиях одной из основных целей научно-исследовательской работы является изучение конкретных научных и методических основ субъектов социальной инфраструктуры, определение их основных направлений, разработка стратегий экономического развития, проведение комплексной интегральной оценки, создание модели.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ. Социальные инфраструктуры в мировой экономике и их развитие широко освещены в исследованиях зарубежных учёных, таких как Ю. Шумпетер, М. Портер, А. Райсберг, П. Доулинг, Р. Каплан, Д. Нортон, П. Друкер и др. в работах экономистов СНГ Т. Н. Арбузовой, С. Г. Важенина, А. И. Гаврилова, А. Г. Гранберга, А. Д. Еременко, Н. Н. Некрасова, А. Г. Синельникова, Ю. Т. Тощенко отражены теоретические и практические проблемы развития. Ряд исследований по развитию социальной инфраструктуры экономистов Узбекистана С. Гулямова, Н. Ёлдошева, Ш. Шодмонов, А. Расулов, М. Шарифходжаев, Б. Гойибназаров, Ш. Зайнутдинов, А. Шарипов, Б. Салимов, Х. Мухитдинова, С. Хамраева были проведены по теоретическим и практическим проблемам направления менеджмента.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовательской работе, посвященной развитию социальной инфраструктуры, использовался ряд методов, в том числе преимущественно зарубежный опыт, результаты монографического анализа изучались на основе таких экономических методов, как монографические исследования, анализ и синтез, системный анализ. Также содержание и сущность направлений социально -экономических реформ, проводимых в отраслях экономики Республики Узбекистан, и оказания социальных услуг населению основываются на законах Республики Узбекистан, решениях Кабинета Министров, труды Президента Республики Узбекистан, указы и постановления Президента.
АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В условиях современной цифровой экономики и жесткой конкуренции большие изменения происходят в сфере социальных услуг, которая считается одним из важнейших звеньев экономики. В частности, субъектами рынка социальных услуг являются бытовые услуги, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура и искусство, социальное обеспечение, торговля и общепит, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие отрасли, бурное развитие социально ориентированная рыночная экономика в нашей республике. указывает на то, что он формируется. Создание инфраструктуры неразрывно связано с материальным производством, а ее развитие создает новые виды производства и деятельности в обслуживающих и интегрированных отраслях. Повышение производительности общественного труда в сфере общественного производства высвобождает в обществе большой объем ресурсов для оказания услуг населению. Создание инфраструктуры означает развитие производительных сил в обществе, в результате чего внутриэкономическая общность отраслей внутри него определяется выполнением определенных задач. На рисунке 1 ниже показан состав или элементы социальной инфраструктуры и их важность для повышения уровня жизни населения.
Органы охраны общественного порядка и ойопоны
Социальная обеспечение
Рисунок-1. Состав социальной инфраструктуры
Развитие социальной инфраструктуры служит достижению основных целей социально-экономического развития общества: социального равенства общества и всестороннего развития личности. Для этого определены задачи социальной инфраструктуры. Учитывая, что социальная инфраструктура включает в себя социально-бытовую и социально-
духовную инфраструктуры, мы понимаем, что управлять ее развитием непросто. В связи с этим необходимо совершенствовать механизм развития и управления социальной инфраструктурой, особенно для сельского населения. Это включает в себя сложные процессы. Ни для кого не секрет, что объекты социальной инфраструктуры в процессе своей деятельности оказывают не только услуги, но и производят товары. Их деятельность в основном направлена на повышение уровня жизни населения, воспроизводство рабочей силы [3]. Показатели оценки уровня развития социальной инфраструктуры нашего региона включают повышение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, здоровья, должны учитывать основные задачи социальной политики, направленные на формирование и восстановление творчески активного поколения. Это означает, прежде всего, удовлетворение потребности населения в качественном жилье, повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизни человека, улучшение экологических условий жизни и труда; повысить производительность труда; это отражается в системной оценке таких показателей, как создание гарантий социального обеспечения для всех групп населения, включая молодежь и пенсионеров [4]. Например, горизонтальная интеграция осуществляется субъектами социальной инфраструктуры с целью увеличения доли рынка и эффективности концентрации, углубления специализации, тогда как вертикальная интеграция включает в себя создание новых сервисных структур, дополнение существующих и аналогичные виды деятельности. В структуре региональной социальной инфраструктуры мы проводим исследования, как уже говорилось выше, анализ деятельности учреждений здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, занятости и многих других субъектов сферы услуг, направленных на повышение уровня жизни населения. население включено.
Согласно нашему анализу, объем предоставляемых услуг в Республике Узбекистан с каждым годом увеличивается [5].
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Социальная сфера - это специфическая система, отражающая приоритеты государственной политики в сферах образования, культуры, здравоохранения, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта, бытовой и социальной защиты, гарантирующая сумму всех условия жизнедеятельности человека, материальные и духовные блага. В результате производства и потребления этих услуг расширятся возможности формирования духовно богатых и физически здоровых людей. Однако в результате исследования мы убедились, что пользование услугами в городских и райцентрах в 3-4 раза больше, чем в отдаленных селах регионов, что не позволяет повысить уровень жизни населения. На наш взгляд, развитие социальной инфраструктуры сельского населения должно
стать первостепенным вопросом, лежащим в основе наших реформ. Несмотря на реализацию социально-экономических реформ и реализацию правовых и организационных мер в Узбекистане, многие проблемы развития рынка услуг в социально-культурной сфере в регионах ждут своего решения. На зарубежном опыте мы узнали, что положение экономического потенциала этого сектора намного ниже, чем у зарубежных стран, и выяснили, что в этом секторе есть проблемы. Основными из этих проблем являются:
> сфера социальных услуг финансируется из государственного бюджета и не сформирована благоприятная бизнес-среда;
> отсутствие маркетинговой службы в сфере оказания социальных услуг населению;
> стоимость зданий и сооружений, современного оборудования, необходимых для ведения деятельности, что препятствует формированию предпринимательской деятельности в социальной сфере;
> такие проблемы, как методологические вопросы дальнейшего развития частного предпринимательства в социальной сфере, а также отсутствие разработки эффективного механизма совершенствования отношений собственности. Решение этих проблем откроет широкие возможности для развития социальной сферы экономики и рынка услуг в Узбекистане.
Использованные источники:
1. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan No. PR-98 "On measures to develop the social and production infrastructure of the Republic of Uzbekistan in 2022-2024".
2. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. PD-4947 "On the Strategy of Actions for Further Development of the Republic of Uzbekistan", February 7, 2017.
3. Ergashev, R. K., and A. D. Ravshanov. "Ways of Strategic Development and Increase of Competitiveness of Agricultural Enterprises." JournalNX, vol. 7, no. 1, 2021, pp. 99-105.
4. Rakhmatulla Khidirovich Ergashev, Elchiev Javohir Organizational and Economic Mechanisms for Improving Labor Efficiency in Service Enterprises. https://economics.academicjournal.io/index.php/economics/Vol. 7 (2021):
5. Khamraeva S. N., Alimova M. Y. Scientific and Theoretical Foundations of Social Infrastructure Development //Journal of Marketing and Emerging Economics. - 2022. - Т. 2. - №. 5. - С. 155-160.
6. KHAMRAEVA S. N., ALIMOVA M. Y. Methodological bases for assessing the level of innovative development of agriculture and its service infrastructure activities //Journal of Contemporary Issues in Business and Government. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4062-4068.
7. Dustova M. X., Shomurotova S. O. TIJORAT BANKLARIDA KREDIT RISKLARINI SAMARALI BOSHQARISH //Conferencea. - 2022. - С. 119-121.
8. Dustova M. PROBLEMS OF TRANSITION TO DISTANCE EDUCATION IN UZBEKISTAN //Gospodarka i Innowacje. - 2023. - С. 98-105.
9. Рамазонов Ш.У. Каперсы (кавар) лекарственное растение и его экономическая эффективность // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/nkapersy-kavar-lekarstvennoe-rastenie-i-ego-ekonomicheskaya-effektivnost
10. ZS Shokhujaeva, AS Eshev, N O' Murodova, FS Temirova. Changes, problems and solutions in the water system in the connections of innovative economy. AIP Conference Proceedings. 2023/3/15. Стр. 050031.
11. NS Xushmatov, ZS Shoxo'Jaeva. Suv resurslarining agrar tarmoqni barqaror rivojlantirish bilan o'zaro bog'liqligini baholash. Ж.: Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. №3, стр.1121 -1129.
12. FAYZIEVA S. S. The importance of economic reforms in the modernization and development of the livestock sector //Journal of Contemporary Issues in Business and Government! Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4052.
13. FAYZIEVA S. S. The importance of economic reforms in the modernization and development of the livestock sector //Journal of Contemporary Issues in Business and Government. - 2021. - Т. 2021. - С. 4052.
14. Normamatov I.B. REDUCTION OF EXTERNAL BANK CIRCULATION OF CASH AS A COMPULSORY CONDITION IN DEVELOPMENT OF PAYMENT BY CHEQUE IN COUNTRIES OF CIS // Экономика и социум. 2020. №12 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reduction-of-external-bank-circulation-of-cash-as-a-compulsory-condition-in-development-of-payment-by-cheque-in-countries-of-cis
15. Курбанов А.Б., Равшанов А.Д. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-investitsiy-v-razvitii-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.10.2023).
16. Номазов Б.Б. О ЗАДАЧАХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА // Экономика и социум. 2023. №5-1 (108).
17. Номазов Б Курбанов А.Б.,. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101).
18. Курбанов А.Б. РОЛЬ УСЛУГ В АГРАРНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ // Экономика и социум. 2023. №4-1 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-uslug-v-agrarnom-predprinimatelstve (дата обращения: 24.10.2023).
19. Самиева Г. Т., Очилова М. Т. ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И НАРАЩИВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ //Экономика и социум. - 2022. - №. 12-1 (103). - С. 895-901.
20. Самиева Г. Т., Номазов Б. УЗБЕКИСТАН НА ПУТИ К СОКРАЩЕНИЮ БЕДНОСТИ: ОПЫТ КИТАЯ //Экономика и социум. - 2022. - №. 10-1 (101). - С. 530-536.
21. Шодиев Б.Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНЫХ ОТРАСЛЯХ // Экономика и социум. 2023. №5-1 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-voprosy-stimulirovaniya-predprinimatelstva-v-agrarnyh-otraslyah
22. БУТУНОВ Ш. ВЛИЯНИЕ Макроэкономических и банковских факторов на уровень недействующих кредитов: результаты по странам снг //ECONOMICS. - Т. 3. - С. 33-42.
23. Аминов Ф.Б. ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕГИОНАМ УЗБЕКИСТАНА // Экономика и социум. 2023. №2 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7zhiznennyy-uroven-naseleniya-po-regionam-uzbekistana
24. Аминов Фазлитдин Баходирович РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ // Economics. 2022. №1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-finansovyh-resursov-v-innovatsionnom-razvitii-ekonomiki
25. Тайлакова Д. Б. СУЩНОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ И ВАЖНОСТЬ ЕЕ РАЗВИТИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ //Экономика и социум. - 2022. -№. 12-1 (103). - С. 931-936.
26. Амиркулов Ш. О. Инсон капитали: шаклланиши ва ривожланиши // Инновацион технологиялар. 2020. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inson-kapitali-shakllanishi-va-rivozhlanishi
27. Djalilov R. H. PROBLEMS OF CALCULATION OF VALUE ADDED TAX IN THE TAX SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN //Intent Research Scientific Journal. - 2023. - Т. 2. - №. 3. - С. 65-71.
28. Хакимович Бердиев А. и Дустова М. Худайбердыевна. «Преимущества внедрения агрокластера в сельском хозяйстве». Международный журнал по оранжевым технологиям, том. 2, нет. 11, 17 ноября 2020 г., стр. 37-40, doi:10.31149/ijot.v2i11.860