Научная статья на тему 'Развитие социальной активности студенческой молодежи в процессе социального образования'

Развитие социальной активности студенческой молодежи в процессе социального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1516
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЫЕ ЛИДЕРЫ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL SUBJECTIVITY / STUDENTS / SOCIAL EDUCATION / YOUNG LEADERS / VOLUNTARY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дегтярев Виталий Анатольевич, Глухих Светлана Ивановна

Статья посвящена вопросам развития социальной активности студенческой молодежи в процессе освоения социальных знаний, которые рассматриваются в широком и узком смыслах слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дегтярев Виталий Анатольевич, Глухих Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of development of social activity of students in the process of social education in the broad and narrow sense.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности студенческой молодежи в процессе социального образования»

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Degterev V.A., Gluhih S.I.

DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS

OF SOCIAL EDUCATION

Ключевые слова: социальная активность, социальная субъективность, студенческая молодежь, социальное образование, молодые лидеры, добровольчество.

Key words: social activity, social subjectivity, students, social education, young leaders, voluntary.

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития социальной активности студенческой молодежи в процессе освоения социальных знаний, которые рассматриваются в широком и узком смыслах слова.

Abstract

The article is devoted to the issues of development of social activity of students in the process of social education in the broad and narrow sense.

В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Существенно повысилась социальная роль образования: от его

направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Жизнь в современном мире ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с другими людьми и социальными институтами в политической, экономической и духовной сферах. Стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов, молодежные инициативы ведут к возникновению добровольчества, лидерства и других форм социальной активности.

Проблемы формирования, развития и стимулирования активности молодежи, выявления особенностей мотивационно-потребностной сферы социально активной личности рассматривались социологами, педагогами и психологами во все времена существования нашего государства. Однако в различные периоды сформировавшиеся в обществе представления об активной личности существенно различались, и в исследова-ниях разных лет были предприняты попытки, с одной стороны, осуществить анализ содержания понятия социальной активности, с другой стороны, обозначить мотивы, которые направляют и реализуют активность человека в социально-значимой деятельности.

Студенчество как социальная группа характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Для студента приобретение знаний и подготовка себя как специалиста и профессионала является основным занятием. Внеучебная, общественная работа, выполняемая в вузе, создает оптимальные условия для формирования лидерских и добровольческих качеств молодого человека. В этом случае лидерство и

добровольчество означают социальную активность или активную жизненную позицию молодого специалиста, в которой особенно заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых управленческих решений и способствует развитию любого бизнеса.

Существует большое количество определений понятия социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, то есть то, что социальная активность специфическим образом мотивирована. Следует отметить, что мотивационная структура социальной активности является органической составной частью ее сущности. А мотивы социальной активности - это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности.

В отечественной научной литературе социальная активность молодежи рассматривалась преимущественно либо как политическая активность (участие в выборах, членство в общественных объединениях и т.п.), либо как культурная активность (принадлежность к неформальным молодежным движениям, субкультурным сообществам и т.п.). В последние годы в связи с развитием добровольчества увеличилось количество работ, исследующих этот феномен, анализирующих мотивацию участия молодежи в добровольческом движении, принципы и формы организации молодежного служения. Социальная активность студентов является непременным условием подготовки их как будущих специалистов. Обусловлено это тем, что после окончания учебного заведения они будут осуществлять техническое, организационное обслуживание производства, сталкиваться с многообразием проблем. Эти знания они получают в процессе занятий, в ходе учебной и производственной практик. Важным элементом социальной активности студентов является их участие в общественной жизни учебного заведения, города, республики. Она выступает и в характере общения с однокурсниками, и в общении с преподавателями.

Формами организации общественной деятельности по воспитанию социальной активности студентов являются следующие:

- Студенческое самоуправление, смысл которого не в том, чтобы студенты включались в структуру руководства, а в том, чтобы они приобретали личный опыт взаимодействия с различными категориями населения, с представителями учреждений, организаций. Студенты, занятые в работе студенческого актива, в процессе деятельности получают навыки общения, планирования и организации деятельности, учатся анализировать, работать в команде, привлекать дополнительные силы.

- Осуществление лидерских программ. Общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека, в этом случае лидерство означает социальную активность или активную жизненную позицию. Именно в ней заинтересованы работодатели, поскольку она является неким показателем креативности и критичности мышления, неординарных подходов, нестандартных решений, что всегда обеспечивало развитие общества.

- Волонтерское движение, которое сейчас необычайно популярно в молодежной среде. Будущий лидер должен грамотно сочетать умение управлять и умение подчиняться, обладать развитой эмпатией, чутко реагировать на чужую боль. Студент сам может заниматься тем, к чему имеет большую склонность. Основная цель этого движения - помочь студентам понять важность выполняемого дела, развить чувство гражданской ответственности, воспитать потребность помогать другим, создать условия для рефлексии.

Таким образом, вовлечение студентов в разные формы социальной активности дает возможность молодому человеку самореализоваться, влияет на его внутренний мир, помогает развить свои таланты, способности практиковать личностную ответственность через сотрудничество с другими. Задача учебного заведения предоставить молодому человеку возможность самореализации, помочь осознать важность и ценность служения обществу, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

Очевидно, что интерес к общественной деятельности в студенческой среде возрастает. Молодые люди, получающие высшее образование, стремятся не только реализовать свои таланты, но и ищут другие способы приложения сил и способностей. Это не только волонтерская деятельность, но и экологическое движение, участие в студенческих отрядах. Задача высшего учебного заведения - предоставить своим студентам возможность самореализации. Вовлечение в общественную деятельность позитивно влияет на внутренний мир молодого человека. Она дает возможность практиковать личностную гражданскую ответственность через сотрудничество с другими и развивать такие качества как честность, гражданское самосознание, альтруизм, толерантность к культурному разнообразию, устойчивость к негативным влияниям окружающей среды и т.п.

Наука и образование являются стратегическими факторами цивилизационного развития общества, одним из гарантов национальной и культурной безопасности. Одним из системообразующих факторов развития современной цивилизации стало появление и стремительное накопление социального знания. Социальное знание можно определить как сложный комплекс научных сведений об обществе и человеке; проверенный практикой результат положения действительности в спектре осознания ее социальных проблем. Социальная активность и социальное знание взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Экология человека, социальная антропология, социальная педагогика, социальная психология, социолингвистика, социальная работа, социальная информатика, социальная экология, социальный менеджмент - далеко не полный перечень новых областей знания, который свидетельствует о становлении на базе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин новой совокупности знаний - социальной науки.

Социальная наука ориентируется на изучение комплексных явлений и процессов, непосредственно связанных с человеком и его деятельностью.

Взятые в совокупности социальные и социально-гуманитарные науки составляют теоретический и гносеологический фундамент социального образования, которое является одним из факторов развития социальной активности молодежи.

В.И. Жуков акцентирует внимание на том факте, что система социального образования включает в себя подготовку специалистов, способных глубоко понимать социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности, профессионально решать конкретные задачи анализа социальных процессов и решения социальных проблем

[4].

Л.Г Гуслякова предлагает иную классификацию социального образования, которая, с ее точки зрения, может быть представлена в виде:

- формального образования, завершающегося выдачей общепризнанного диплома (свидетельства, сертификата и т.д.). К этому виду относятся как получение профессионального образования различного профиля в разных учебных заведениях, так и специальное образование в области социальных наук (например, социальный педагог, специалист по социальной работе, социолог и т.д.);

- неформального образования, обычно не сопровождающегося выдачей документа, происходящего в образовательных учреждениях или в общественных организациях, клубах, кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;

- информального образования, представляющего индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую повседневную жизнь человека и не обязательно носящую целенаправленный характер [9, с. 31].

Е.И. Холостова предлагает рассматривать социальное образование как:

- подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;

- обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

- подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

- социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства-времени;

- формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности [10].

В узком смысле социальное образование иногда сводят или к социальному (нередко к обществоведческому), или к подготовке кадров для учреждений социальной сферы. В широком смысле оно трактуется как овладение основами социальной культуры, умение жить в обществе и быть социально активной личностью.

С.И. Григорьев существенное расширение содержания и объема понятия «социальное образование» в современном российском обществе связывает: 1) с введением новых специальностей и развертыванием подготовки кадров по нетрадиционными специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук; 2) со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления; 3) с активным освоением зарубежного и отечествен-ного дореволюционного опыта решения социальных проблем; 4) с растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования [2].

Ряд ученых в рамках социального образования выделяют общее социальное образование, которое имеет многоаспектную значимость и множественность проявлений:

- общее социальное образование представляет собой, прежде всего, компонент общего образования, цель которого - целенаправленное воздействие на социальное развитие ребенка, практическое усвоение им социальных ролей, норм и ценностей, подготовка к самостоятельному социальному функционированию;

- в то же время для тех, кто в дальнейшем выберет социальную профессию, общее социальное образование обеспечивает основу для освоения профессиональных образовательных программ социального профиля, а также для осознанного выбора профессии. Для этого социальная составляющая общего образования должна не только обеспечивать освоение практических основ социального функционирования, но и давать представление о профессиональной социальной сфере, то есть выполнять профориентационную функцию. Более углубленная подготовка к выбору и освоению социальных профессий ведется в рамках профильных классов - допрофессионального социального образования, которое включает элементы общего и профессионального образования;

- кроме того, общее социальное образование входит, как компонент содержания профессионального образования, в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин всех специальностей и направлений. В этом смысле социальное образование выступает как одно из средств гуманизации и гуманитаризации профессионального образования, повышения социальной культуры всех специалистов;

- именно общее социальное образование во всех своих проявлениях направлено на «усвоение человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимого ему для самореализации как гражданина, члена семьи, специалиста ... в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности» [8, с. 34].

Социальное образование в своей реализации опирается на следующие принципы:

- гуманизм как константа социального образования;

- непрерывность образовательного процесса от дошкольного периода до окончания активной социальной жизни человека;

- постепенность и последовательность социального образования, его целостность и всеобщность;

- личностно-деятельностный подход к содержанию и организации образовательного

процесса;

- единство государственных, общественных, профессиональных и индивидуальных ценностей;

- выработка у каждого специалиста ответственного отношения к судьбе Родины, ее истории и культуре;

- уважение прав и человеческого достоинства всех и каждого, независимо от пола, национально-этнической принадлежности, конфессионально-религиозного направления, политических пристрастий, социального положения;

- стремление к активной деятельности по обеспечению социально-экономического, духовно-личностного, научного и культурного процветания каждого члена общества - как условия процветания всего общества. Особенное значение приобретает воспитание чувства социальной справедливости в гармонии с социальной свободой и социальным равенством.

Эти принципы невозможно реализовать без государственной поддержки, активизации научно-педагогических работников, творческого осмысления и использования накопленного опыта [3].

Социальное образование имеет четыре функции; три из них - профессиональная, духовно-нравственная и культурная - рассчитаны на человека, четвертая - гуманитарная - на гуманизацию всего общества. В.И. Жуков подчеркивает, что «в системе социального образования субъектом обучения становится не рассудок человека, а он сам с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом» [4, с. 268]. Субъект социального образования предстает как человек воспринимающий, интерпретирующий, подвергающий сомнению, познающий смысл постулатов, догм, определений, версий и доктрин, и таким образом получающий знания.

Таким образом, под социальным образованием мы пониманием системный процесс накопления, хранения, распространения и передачи знаний, получаемых на основе развития фундаментальных и прикладных социальных наук, а также на базе социального опыта, накапливаемого цивилизацией в процессе обучения и воспитания людей.

В узком смысле слова речь идет о подготовке специалистов и переподготовке кадров для социального управления общественным развитием страны, для учреждений социальнотрудовой и социально-культурной сферы и органов управления ими [5].

Социальное образование - феномен, позволяющий развивать взаимодействие личности со средой обитания и себе подобными. Его можно и должно рассматривать и как форму воспитания социальной активности не только студенческой молодёжи, но и населения России в целом.

Библиографический список

1. В фокусе - молодежный активизм / Ю.Андреева и др. // Поколения.net: Хроники событий. - Ульяновск: Издательский центр Ульяновского государственного университета, 2007. - С. 76- 80.

2. Григорьев, С. И. Социальное образование и трудности гуманизации подготовки специалистов [Текст] / С. И. Григорьев // Гуманизация образования - императив XXI века / науч. ред. И. А. Зимняя. - Набереж. Челны, 1996. - Вып. 2. - С. 45-52.

3. Жуков, В. И. Модернизация современного отечественного социального образова-ния [Текст] : концептуал.-теорет. основы / В. И. Жуков. -М. : Изд-во РГСУ, 2007. - 72 с.

4. Жуков, В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований [Текст]: в 3 т. / В. И. Жуков. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. - Т. 3: Философия и социология образования и культуры. - 614 с.

5. Жуков, В. И. Университетское образование: история, социология, политика [Текст] / В. И. Жуков; Моск. гос. социал. ун-т. - М. : Акад. Проект, 2003. - 384 с.

6. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы [Текст] / А. И. Ковалева, В. А. Луков. - М.: Социум, 1999. - 351 с.

7. Костюшев В.В. Практики позиционирования молодежных групп в поле культуры и политики российского общества. // Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе. / Под ред. М.Б.Горного. - СПб.: Норма, 2004. - С. 163-174.

8. Мардахаев, Л. В. Содержательно-дидактическая модель высшего социального образования педагогической ориентации [Текст] / Л. В. Мардахаев // Социальная работа: теория, технология, образование / Моск. гос. социал. ун-т. - М., 1997. - Вып. 1. - С. 30-37.

9. Социальные науки и социальное образование [Текст] / Отв. ред. Г. И. Осадчая; Моск. гос. социал. ун-т. - М. : МГСУ, 2004. - 187 с.

10. Теория социальной работы [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2001. - 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.