Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянская С.В., Богомолова Л.Л.

Актуальность данной статьи состоит в возрастающей роли социального предпринимательства как в целом в России, так и на муниципальных уровнях. Социальное предпринимательство - это сфера применения проверенных временем и новых научно-обоснованных подходов к решению уже существующих и сравнительно недавно возникших проблем. Цель данной работы заключается в изучении развития социального предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

The relevance of this article is the growing role of social enterpreneurship in the whole Russia and at municipal levels. Social entrepreneurship is the sphere of application of time-tested and new scientifically grounded approaches to solve already existing and relatively recent problems. The purpose of this work is to study the development of social entrepreneurship in Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

УДК 346.26

Полянская С.В. магистрант Богомолова Л.Л., к. э.н.

доцент кафедра экономики ФГБОУ ВО «ЮГУ» Россия, г. Ханты-Мансийск

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В

РОССИИ

Аннотация. Актуальность данной статьи состоит в возрастающей роли социального предпринимательства как в целом в России, так и на муниципальных уровнях. Социальное предпринимательство - это сфера применения проверенных временем и новых научно-обоснованных подходов к решению уже существующих и сравнительно недавно возникших проблем.

Цель данной работы заключается в изучении развития социального предпринимательства в России.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, развитие, благотворительная деятельность, бизнес

Polyanskaya S. V., graduate student of the Department of Economics Institute of Management and Economics Ugra State University

Khanty-Mansiysk, Russia Bogomolova L. L., Candidate of Economic Sciences Professor of Economics, Institute of Management and Economics Ugra

State University, Khanty-Mansiysk, Russia THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN

RUSSIA

Abstract. The relevance of this article is the growing role of social enterpreneurship in the whole Russia and at municipal levels. Social entrepreneurship is the sphere of application of time-tested and new scientifically grounded approaches to solve already existing and relatively recent problems.

The purpose of this work is to study the development of social entrepreneurship in Russia.

Keywords: social entrepreneurship, innovation, development, charity, business

Социальное предпринимательство играет важную роль в жизни современного общества. От успешности его реализации зависит социальная направленность жизни населения любого региона, трудоустройство, благосостояние граждан, адаптация к внешним негативным экономическим и социальным угрозам и самоопределение в окружающем мире и, как следствие, дальнейшее поступательное развитие региональной экономики, т.к. социальное предпринимательство быстрее всех остальных видов

бизнеса адаптируется к быстро меняющимся экономическим условиям, эффективнее перенимает передовой опыт, охотнее идет на внедрение прогрессивных социальных методов [2].

Социальное предпринимательство — это один из видов бизнес -деятельности, главными целями которой являются оказание помощи людям и работа с их проблемами. Такой вид бизнеса отличается от чистой благотворительной деятельности способностью проектов самоокупаться и приносить прибыль.

Основным инструментом реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства сегодня выступает подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Социально-экономическое развитие» [3].

Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные организации могут проявлять активность в различных направлениях, работая в рамках общественно-полезных проектов в области здравоохранения, сельского хозяйства, предоставления услуг, образования и др.

Сегодня невозможно дать однозначное определение социальному предпринимательству, потому что это многогранное явление, которое имеет отношение ко многим сферам жизни человека. Самое краткое и ёмкое может звучать так: «Получение прибыли от оказания помощи другим людям». Основной смысл социального предпринимательства заключается в том, что бизнесмен является независимым, самостоятельным субъектом, который имеет возможность осуществлять благотворительную деятельность, опираясь на свой собственный капитал [4].

Часто решение проблем при помощи социального предпринимательства приносит более эффективные результаты, чем те, которых добиваются благотворительные некоммерческие организации или государство при помощи своих стандартных алгоритмов.

По причине недостаточной проработанности теоретической базы на 2017 год, законодательство РФ не имеет отдельного общеправового раздела, посвященного социальному предпринимательству. Это означает отсутствие законодательной базы, которая могла бы регулировать эти вопросы, способствовать разработке более простых правил для процесса регистрации предприятий и снижать уровень налогов для предпринимателей [5].

По мнению многих экспертов, на сегодняшний день основным документом, регламентирующим социальное предпринимательство в России, является подготовленный Министерством экономического развития Приказ «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

Данный нормативно-правовой акт содержит статьи, определяющие само понятие «социальное предпринимательство», а также называет те инструменты, с помощью которых власти субъектов должны оказывать

помощь и поддержку, как материальную, так и нематериальную, этому общественно значимому явлению. Сам термин «социальное предпринимательство» трактуется Министерством экономического развития так: это деятельность «субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем» [1].

Таким образом, под данное определение подпадает деятельность предпринимателей, которая прямо или косвенно направлена на решение следующих основных задач:

1. Обеспечение работой матерей с детьми до 3 лет, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также инвалидов и выходцев из детских домов. Доля указанных категорий граждан должна составлять в среднесписочной численности работников фирмы не менее 50%;

2. Оказание гражданам социальных услуг, проведение мероприятий, посвященных здравоохранению и спорту, а также организация занятий студий, кружков, секций;

3. Производство или реализация протезного оборудования, медицинской техники, а также иных средств, которые используются для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности;

4. Оказание помощи пострадавшим в результате природных или техногенных катастроф, вооруженных конфликтов;

5. Осуществление культурно-просветительской деятельности (театры, творческие мастерские, музыкальные студии и др.), обеспечение образования маломобильных граждан, профилактика преступности;

6. Содействие вовлечению социально незащищенных групп граждан в общественную деятельность;

7. Выпуск книг или журналов, посвященных образованию, культуре или науке.

Согласно тексту приказа, дотация, выделенная одному субъекту социального предпринимательства, может варьироваться в пределах до 600 000 рублей. При этом само предприятие, получившее дотацию, должно обеспечить софинансирование социального проекта в размере не менее 15% от суммы предоставленной ему денежной помощи. Кроме того, социально -ориентированные компании могут претендовать на получение специальных грантов из регионального бюджета.

Предполагается, что помимо материальной помощи, власти регионов будут использовать и другие инструменты поддержки социальных предпринимателей.

Один из них - Центры инноваций социальной сферы. Данные Центры будут организовываться властями субъектов для решения следующих задач:

- Выполнение функционала ресурсных центров;

- Осуществление юридического и информационно-аналитического сопровождения субъектов социального предпринимательства и социально-ориентированных НКО, обмен опытом между ними;

- Организация деятельности Школы социального

предпринимательства, проведение мастер-классов, практических и лекционных занятий на социальные тематики;

- Предоставление консультационных услуг субъектам бизнеса (помощь в выборе проекта и оценка его социальной эффективности, консультации относительно ведения бухгалтерского учета, маркетинговой политики, получения разного рода льгот и государственной поддержки);

- Проведение работы с региональными СМИ и при необходимости предоставление консультаций по социальной рекламе. Центры инноваций социальной сферы будут создаваться, в том числе, и с использованием средств федерального бюджета. Максимальный размер субсидий будет составлять 5 млн рублей [6].

Эти деньги власти субъекта могут направить на такие цели, как оплата аренды помещения, приобретение оргтехники и программного обеспечения, оплата коммунальных услуг, найм и обучение персонала, проведение информационных компаний и т.д.

Разумеется, все обозначенные выше меры могут остаться лишь на бумаге, но в любом случае, тот факт, что власти сформулировали различные направления поддержки социального предпринимательства, вселяет некий оптимизм. Он позволяет надеяться, что в ближайшие годы количество реализуемых в России общественно-значимых проектов будет только расти.

В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что, работая в отношении обделенных или бедных слоев населения, бизнес имеет возможность не только быть прибыльным, но и существенно расширять рынок, а также привлекать большое множество новых потребителей. Для того чтобы подобное положение дел стало возможным, масштабным компаниям необходимо тесно сотрудничать с государственными организациями местной власти и гражданского общества.

Экономические реформы, осуществляемые в России сегодня и формирование эффективной экономической модели поведения бизнеса по отношению к развитию гражданского общества ставят на повестку дня вопросы новых взаимоотношений общества с одной стороны и бизнеса с другой. Одним из самых важных вопросов в этом ключе и самых актуальных сегодня является вопрос развития социальных инициатив и социального предпринимательства, а также социальная ответственность делового сообщества и его роль в развитии общества гражданского [2].

На правительственном уровне прорабатываются проекты нормативных актов, в которых был бы четко описан механизм взаимодействия предприятий, решающих общественные проблемы, с гражданами и госструктурами. Сегодня социальное предпринимательство основывается на общих правилах хозяйствования. При этом компании постоянно внедряют инновационные методы работы. Несомненно, этот сектор должен расширяться.

Использованные источники:

1. Аналитические отчеты Фонда «Наше будущее» об итогах конкурсов

2009-2010 годов.

2. Богомолова Л.Л. К вопросу о развитии социального предпринимательства // Вестник Югорского государственного университета. № 2(45), Ханты-Мансийск, 2017, 7-10с.

3. Богомолова Л.Л. Прогноз развития малого бизнеса Югры: ключевые задачи и тенденции // Научно-практический электронный журнал «Экономика и социум» № 12 (31) 2016г.

4. Галкин И.А. Социальное предпринимательство как условие социально-экономического развития // Духовная ситуация времени. Россия XXI век -2016 г. - № 2 - с. 12-14.

5. Общественная поддержка и доверие как фактор развития социального предпринимательства. М.: Исследовательская группа ЦИРКОН, 2016.

6. Веб-сайт «Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://socentr.hse.ru/ciss (дата обращения: 03.11.17).

УДК 336.745

Потапченко Е.М. студент магистратуры 2 курса специальность «Бухгалтерский учет, статистика» Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины

научный руководитель: Панова Т.И.,

доцент

Республика Беларусь, г. Гомель ПЛАТЕЖНАЯ КАРТА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация: В статье рассмотрено состояние и значение безналичных расчетов в Республике Беларусь. Рассмотрена динамика выпуска платёжных карт, а так же намечены направления популяризации данного вида расчетов.

Ключевые слова: безналичные расчёты, платёжные карты, банковская система, платёжный инструмент, платёжная система, банк-эмитент, банк-эквайер, карт-чек.

Potapchenko E. M. Undergraduate 2 course, «Accounting and statistic» Francisk Skorina Gomel State University

Belarus, Gomel Supervisor: Panova T. I., cand. sc. (econ.) assoc. prof. of department of accounting and analysis PAYMENT CARTA AS A MOST FORM OF CASHLESS PAYMENTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS Abstract: the article deals with the status and value of cashless payments in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.