Научная статья на тему 'Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования'

Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное лидерство / дополнительное образование / педагогическая деятельность по развитию социального лидерства / social leadership / additional education / pedagogical activities for development of social leadership

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиззатуллин Илдар Габдрахманович

В современном мире в свете интеграционных образовательных процессов проблема совершенствова-ния качества системы дополнительного образования обретает все большую значимость. При этом повы-шается роль личности специалиста в системе управления дополнительным образованием. Специфика дан-ной деятельности требует обретения лидерского статуса личностью педагога в социуме. В качестве ка-тализатора развития социального лидерства выступает целенаправленная педагогическая деятельностьпо развитию его компонентов. Рассматриваются этапы педагогической деятельности, представленные ввиде спиральной модели. Отдельный виток спирали соответствует уровню развития социального лидер-ства педагога дополнительного образования, на каждом из которых уточняются цели и личностные ха-рактеристики педагогов и планируются работы следующего витка спирали. Модель состоит из 4 моду-лей: диагностика, когнитивизация, активизация, рефлексия, оперирующих специфичными для них метода-ми и технологиями педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES FOR DEVELOPMENT OF SOCIAL LEADERSHIP OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS

In the modern world, in the light of integration educational processes the problem of improvement of quality of system of additional education finds the increasing importance. Thus as the significant the identity of the expert in a control system of additional education acts. Specifics of their activity demand adoption of the leader status by the identity of the teacher in a society. In qualities of the catalyst of development of social leadership of additional education teachers purposeful pedagogical activities for development of components of social leadership. In article the stages of pedagogical activity presented in the form of spiral model are considered. The separate spiral turn corresponds to a level of development of social leadership of the additional education teacher, on each of which the purposes and personal characteristics of teachers are specified and works of the following spiral turn are planned. The model consists of 4 modules: diagnostics, kognitivization, activization, reflection. Each module operates with methods and technologies of pedagogical activity, specific to it.

Текст научной работы на тему «Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования»

УДК 377

И. Г. Гиззатуллин

аспирант, Челябинская государственная академия культуры и искусств E-mail: int57@inbox.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном мире в свете интеграционных образовательных процессов проблема совершенствования качества системы дополнительного образования обретает все большую значимость. При этом повышается роль личности специалиста в системе управления дополнительным образованием. Специфика данной деятельности требует обретения лидерского статуса личностью педагога в социуме. В качестве катализатора развития социального лидерства выступает целенаправленная педагогическая деятельность по развитию его компонентов. Рассматриваются этапы педагогической деятельности, представленные в виде спиральной модели. Отдельный виток спирали соответствует уровню развития социального лидерства педагога дополнительного образования, на каждом из которых уточняются цели и личностные характеристики педагогов и планируются работы следующего витка спирали. Модель состоит из 4 модулей: диагностика, когнитивизация, активизация, рефлексия, оперирующих специфичными для них методами и технологиями педагогической деятельности.

Ключевые слова: социальное лидерство, дополнительное образование, педагогическая деятельность по развитию социального лидерства

Для цитирования: Гиззатуллин, И. Г. Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования / И. Г. Гиззатуллин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2015. - № 4 (44). - С. 134-141.

Дополнительное образование детей представляет собой систему взаимодействующих образовательных программ различного уровня и всех структурных подразделений учреждения дополнительного образования (отделы, кружки, секции, а также субъекты, объекты), имеющих цели, содержание, методы, средства.

Руководители каждого подразделения, выполняя должностные обязанности, несут ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка. Педагоги различных подразделений являются не только простыми исполнителями воли руководителя, они могут проявить и проявляют свою активность, творческий подход, пользуясь демократическим, общегосударственным характером управления работой с детьми, совершенствуя свои организаторские способности, профессиональный и социальный опыт.

Осознавая общие цели дополнительного образования детей, выстраивая свои авторские программы и реализуя их в совместной деятельности с воспитанниками, отдельные педагоги ярко проявляют качества лидера, которые

используют в работе с детьми и педагогическим коллективом, процесс социализации личности ребенка.

Теоретический анализ проблемы лидерства как социально-педагогического явления показал, что в современной науке сложились различные подходы к изучению данного феномена. Наиболее значительно представлены поведенческие теории лидерства (У. Шмидт [16]), мотивационные теории (Л. И. Уманский [13]) и др. В своих работах А. Ф. Амиров, Л. А. Амирова выделяют виды лидерства - личностное, профессиональное и социальное, соответственно отражающие характеристику лидера, способного оказывать влияние на группу, коллектив, обладающего такими качествами, как коммуникативность, инициативность, активность, эмпатия, ответственность и др. [1, с. 54].

Профессиональное лидерство проявляется через сформированные компетенции: выстраивать взаимоотношения, отстаивать интересы определенных профессиональных групп, проявлять организаторские способности, активи-

134

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

И. Г. Гиззатуллин

Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования

зировать скрытые возможности и ресурсы группы педагогов.

Социальное лидерство проявляется в действиях и качествах педагога-лидера как носителя корпоративных ценностей - умело направлять свой коллектив или группу педагогов к достижению результатов, побуждать и включать детей и педагогов в социально значимую деятельность, расширяя социально-культурную среду учреждения дополнительного образования.

Предпосылка проявления социального лидерства обусловлена целым рядом причин, которые рассмотрены К. Р. Тумановой [12], Л. Ю. Кругловой [9] и др. Это социальноимиджевые проблемы, связанные с необходимостью развития системы социального партнерства, расширением полномочий руководителей, общественности в оценке качества дополнительного образования детей. Указанные вопросы имеют социально-педагогический характер: выбор образовательного

вектора для развития различных категорий детей в соответствии с их способностями и потребностями; расширение пространства деятельности для самореализации личности ребенка; обеспечение социально-педагогической поддержки детям, нуждающимся в ней (одаренные дети, дети группы социального риска, особый ребенок и др.); повышение квалификации педагогов, объективная оценка качества их труда, разработка и реализация инновационных технологий.

Как видно из характеристики предпосылок необходимости развития социального лидерства, это целый ряд проблем, которые невозможно решить одному руководителю.

В коллективе педагогов учреждений дополнительного образования работают творческие лидеры со сформированной мотивацией к познанию, творчеству, ориентированные на успешную социально значимую деятельность, поэтому важно стимулировать, побуждать к активной позиции педагогов, способных проявлять качества социального лидера в педагогической деятельности учреждений дополнительного образования.

Обращаясь к определению педагогической деятельности как процессу, отметим, что его целью является создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, а также использование в его осуществлении для свободного и творческого самовыражения педагогов в осуществлении [8, с. 37].

Выделим несколько логически взаимосвязанных этапов педагогической деятельности для достижения поставленной цели, представляющих собой спиральную модель педагогического процесса.

Отдельный виток спирали соответствует уровню развития социального лидерства педагога дополнительного образования, на каждом из них уточняются цели и личностные характеристики педагогов и планируются работы следующего витка.

Количество витков для перехода на следующий уровень развития определяется индивидуально и зависит от индивидуальноличностных характеристик и потребностей социального лидера. Каждый виток разбит на 4 сектора-этапа (рис. 1).

Рис. 1. Спиральная модель этапов педагогического процесса развития социального лидерства педагогов дополнительного образования

135

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

И. Г. Гиззатуллин

Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования

Первый этап - диагностика - это мониторинг текущего уровня развития социального лидерства педагогов дополнительного образования и формирование его компонентов.

Педагогическая диагностика трактуется как подраздел педагогики, исследующий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса [8, с. 158].

Рассматривая процесс развития социального лидерства, необходимо обратиться к социально-педагогической диагностике, в основе которой находятся не только результаты формирования личности, но и поиск условий эффективности результатов, характеристика целостного педагогического процесса.

При этом результативность педагогического процесса исследования необходимо оценивать при тщательном сопоставлении и исследовании данных мониторинга на начальном и конечном этапе педагогического процесса.

Так, социально-педагогическая диагностика на начальном этапе нашего исследования несет в себе следующую функциональную нагрузку:

- определение уровня развития когнитивно-креативного, профессионально-имиджевого и проективно-рефлексивного компонентов социального лидерства педагогов дополнительного образования;

- разработку и реализацию технологической модели развития педагогического процесса дополнительного образования;

- установление зависимости между внутренними и внешними условиями педагогического процесса;

- определение наиболее эффективных форм, методов и способов организационнопроцессуальной работы;

- коррекцию педагогического процесса с помощью обратной связи.

Диагностика выступает средством оптимизации педагогического процесса, необходимым для выявления возможных отклонений и ошибок, которые позволяют форсировать воз-

можный результат, а также корректировать педагогический процесс развития социального лидерства педагогов в целях повышения эффективности. Таким образом, диагностика из инструмента познания превращается в инструмент формирования.

Применение социально-педагогической

диагностики в нашем исследовании выдвигает особые требования к использованию диагностической методики:

- целостное рассмотрение всех компонентов социального лидерства педагогов дополнительного образования в качестве системы;

- анализ основных внутренних взаимосвязей между компонентами изучаемого явления и внешних факторов социальной среды;

- определение качественных критериев и количественных показателей, подлежащих социально-педагогической диагностике;

С этой целью на начальном этапе проводятся педагогические измерения с применением разнообразных методов: диагностические методики (метод экспертной оценки В. И. Андреева, диагностика лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, опросник креативности Д. Л. Джонсона в адаптации Е. Е. Туник, карта профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования детей О. А. Сизовой, опросник межличностных отношений (ОМО) А. А. Рукавишникова, самооценка направленности контакта О. П. Елисеева, мотивационный тест тематической апперцепции Х. Хекхаузена, тест на самооценку уровня своих профессионально-личностных притязаний, А. В. Батаршева и др.), эмпирические методы (наблюдение, беседа), а также анализ конкретных ситуаций, кейс-стади, анкетирование, опрос, тестирование и др.

Второй этап - когнитивизация - заключается в организации процесса развития знаний, умений и навыков, компетенций социального лидера, способствующих положительной модификации личностного сознания и накоплению опыта для реализации эффективной лидерской деятельности в дополнительном образовании детей.

136

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

И. Г. Гиззатуллин

Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования

С точки зрения когнитивного подхода личность рассматривается способной активно оценивать и интерпретировать информацию, т. е. ключевым объектом в этом процессе являются знания.

Дж. Келли считал главной детерминантой поведения личности человека его стремление предвидеть развитие событий в своей жизни. Человек решает эту задачу благодаря имеющемуся у него специфическому образованию, системе личностных конструктов, выполняющих функции всех познавательных и социально-психологических процессов. Формируя

субъективный взгляд индивида на реальный мир, система определяет его судьбу [15, с. 45].

Когнитивным компонентом лидера, обуславливающим его лидерское поведение и особенности взаимодействия с последователями, является когнитивная картина мира, включающая совокупность его представлений о себе, окружающем мире и своем месте в этом мире. Картина мира предопределяет стиль жизни и является главным инициатором его актуального поведения, а также ключом к пониманию этого поведения [3, с.100].

Развитие лидерского потенциала педагога дополнительного образования должно быть связано не просто с совершенствованием лидерских умений и навыков, но и с формированием лидерской я-концепции и профессионально-управленческого мировоззрения, обеспечивающих проявление соответствующего лидерского поведения в определенных ситуациях [Там же].

Таким образом, существует необходимость накопления знаний, умений, навыков в сфере социального лидерства; восприятия и анализа ценностных ориентаций современного общества, концепций лидерства; рассмотрения психологических основ, типологий лидерства, а также повышение профессионально-педагогической компетенции и имиджевой культуры за счет накопления, развития и саморазвития лидерских качеств личности.

С этой целью предусмотрены различные формы и методы работы: профессиональнопсихологические, имитационные тренинги, ин-

дивидуально-управленческий коучинг, стимулирующий саморазвитие социального лидера.

Третий этап - активизация - предполагает реализацию потенциала социального лидерства в процессе взаимодействия с обучаемыми.

Суть этого этапа состоит в применении полученных знаний в деятельности педагога дополнительного образования. Еще в свое время К. Д. Ушинский писал: «Овладев чем-нибудь, не надо оставлять его без приложения к делу» [14]. Последнее означает использование полученных знаний в различных условиях, связях и сочетаниях.

Сформированная мотивация, применение знаний при создании определенных условий активизирует личность. Только в процессе применения знания приобретаются такие характеристики, как четкость, системность, прочность. Указанные качества могут быть критериями в результате приобщения личности к получению и усвоению знаний.

По мнению Г. А. Китайгородской, активизация - это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния [6]. Развивая далее позицию автора, мы выделяем некоторые психологопедагогические принципы, которые являются основополагающими в активизации возможностей социального лидера и всего коллектива:

- принцип продуктивного общения, предполагающий особый тип отношений его участников, характеризующихся устремленностью к другому человеку, вниманием и интересом к нему, способностью дорожить другим человеком, видеть в нем цель, а не средство, что приводит к активной позиции каждого его участника, нацеленного на конечный продукт деятельности;

- принцип ролевой (игровой) организации материала и процесса деятельности, направленный на самовыражение, творческую реализацию своих знаний, умений через проецирование на себя определенных ролевых установок;

- принцип коллективного (группового) взаимодействия, в результате которого между участниками складываются благоприятные

137

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

И. Г. Гиззатуллин

Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования

взаимоотношения, служащие условием и средством успешного развития личности;

- принцип полифункциональности упражнений, заключающийся в том, что одно практическое задание влияет на развитие когнитивнокреативного, профессионально-имиджевого и проективно-рефлексивного компонентов социального лидерства [Там же].

Как показывает практика, умение применять полученные знания с учетом их специфики является средством эффективной деятельности социального лидера.

Исходя из теоретического анализа и обобщения практики, целесообразно выделить следующие способы практической реализации потенциала социального лидерства педагогов дополнительного образования.

- теоретическое обоснование решения практических задач в различных ситуативных условиях;

- конструирование и моделирование процесса практического применения;

- обоснование применения на практике различных способов и приемов деятельности;

- непосредственно практическая реализация и проигрывание ситуаций.

При этом существует несколько дидактических правил успешной активизации социального лидера и реализации его потенциала.

Первое - каждое свое действие или цель социальный лидер-педагог должен наполнять смысловой нагрузкой (актуализировать необходимость выполнения действия и анализ положительных или отрицательных последствий его реализации).

Вторым правилом выступает необходимость применять приобретенные навыки и знания в различных сферах (не только в процессе реализации практического задания, но и в социально значимой деятельности социального лидера).

И ключевой составляющей эффективности данного процесса является преодоление разрыва между теорией и практикой.

Данный процесс реализуется через деловые игры, инсценирование ситуаций и задач,

разыгрывание ролей, игровое проектирование, практикумы и др.

Четвертый этап - рефлексия - предполагает проведение анализа процесса развития социального лидерства педагогов дополнительного образования путем введения критериев: сформированная активность, стремление к познанию, развитые личностные и профессиональные качества.

С. Ю. Степанов акцентирует внимание на том, что «способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям» [11, с. 36]. А. В. Карпов в свою очередь отмечает, что «рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо» [4, с. 86].

Рефлексию в педагогическом процессе Л. П. Гимпель определяет как «процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого» [2].

Проанализировав мнения С. В. Кондратьевой, Б. П. Ковалева, Л. А. Семчука [7], С. С. Кашлева [5], к функциям рефлексии в педагогическом процессе реализации технологической модели развития социального лидерства педагогов дополнительного образования мы отнесли:

- диагностическую - выявление уровня эффективности данного педагогического процесса и отдельных его методов и средств в развитии компонентов социального лидерства педагогов дополнительного образования;

- проектировочную - моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия; целеобразование в деятельности, прогнозирование возможных путей дальнейшего развития, планирование последующих этапов работы и постановка новых целей на более высоком уровне;

138

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

И. Г. Гиззатуллин

Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования

- организаторскую - выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

- смыслотворческую - формирование в сознании социального лидера смысла собственной деятельности, смысла взаимодействия с социумом;

- мотивационную - определение направленности и целевых установок деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- коррекционную - возможность корректировки своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

По мнению С. Ю. Степанова, главная задача рефлексивных методик диагностики -создание рефлексивной среды для нетривиального осмысления участниками профессиональной реальности и ее конструктивного развития [11, с. 51].

Рефлексия позволяет социальному лидеру через самоанализ оценить собственные достижения в развитии, наметить возможные ва- 1 11

рианты саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

С этой целью в педагогическом процессе предусмотрены различные формы и методы работы: диагностические методики, анализ конкретных ситуаций, кейс-стади, статистические методы и др.

Подводя итог, хотелось бы акцентировать внимание на том факте, что социальное лидерство педагогов дополнительного образования предполагает развитую способность влиять на окружающих людей (коллег и обучающихся) для достижения общей цели - полноценного развития личности ребенка; реализацию их творческого потенциала и социальной активности. А для эффективного развития социального лидерства, повышения уровня профессиональной активности и взаимодействия в социуме необходима организация планомерной педагогической деятельности по обучению, освоению и развитию специфических знаний и навыков социального лидера.

1. Амирова, Л. А. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации / Л. А. Амирова, А. Ф. Амиров. - Уфа: Вагант, 2011. - 194 с.

2. Гимпель, Л. П. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Л. П. Гимпель. - Режим доступа: http://sibac.info/ 11619.

3. Евтихов, О. В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: моногр. / О. В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. - 288 с.

4. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

5. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения педагогике / С. С. Кашлев. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 176 с.

6. Китайгородская, Г. А. О методе [Электронный ресурс] / Г. А. Китайгородская. - Режим доступа: http://www.kitaygorodskaya.ru/ about-us/ about-the-method.html.

7. Ковалев, Б. П. Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты / Б. П. Ковалев, С. В. Кондратьева, Л. А. Семчук. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 171 с.

8. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - Москва: МарТ, 2005. - 448 с.

9. Круглова, Л. Ю. Модернизация профессиональной деятельности дополнительного образования на основе интегративно-развивающего подхода: моногр. / Л. Ю. Круглова. - Москва: Полицентр, 2006. - 304 с.

10. Наумчик, В. Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. - Минск, 2006. - 279 с.

11. Степанов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития / С. Ю. Степанов. - Москва: Наука, 2004. - 174 с.

12. Туманова, К. Р. Управление социокультурным развитием учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / К. Р. Туманова. - Челябинск, 2013. - 24 с.

13. Уманский, Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Л. И. Уманский // Избранные труды. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. - 208 с.

139

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

И. Г. Гиззатуллин

Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования

14. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. - Москва: УРАО, 2002. - 591 с.

15. Kelly G. A. 1991. The Psychology of Personal Constructs. Vol. 1: A Theory of Personality. 2nd printing. London; New York: Routledge. 190 p.

16. Schmidt W. H., Tannenbaum R. 1973. How to Choose a Leadership. Harvard Business Review. P. 162-175.

Получено 22.10.2015

I. Gizzatullin

post-graduate student, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: int57@inbox.ru

STAGES OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES FOR DEVELOPMENT OF SOCIAL LEADERSHIP OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS

Abstract. In the modern world, in the light of integration educational processes the problem of improvement of quality of system of additional education finds the increasing importance. Thus as the significant the identity of the expert in a control system of additional education acts. Specifics of their activity demand adoption of the leader status by the identity of the teacher in a society. In qualities of the catalyst of development of social leadership of additional education teachers purposeful pedagogical activities for development of components of social leadership. In article the stages of pedagogical activity presented in the form of spiral model are considered. The separate spiral turn corresponds to a level of development of social leadership of the additional education teacher, on each of which the purposes and personal characteristics of teachers are specified and works of the following spiral turn are planned. The model consists of 4 modules: diagnostics, kognitivization, activization, reflection. Each module operates with methods and technologies of pedagogical activity, specific to it.

Keywords: social leadership, additional education, pedagogical activities for development of social leadership

For citing: Gizzatullin I. 2015. Stages ofpedagogical activities for development of social leadership of additional education teachers. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 134-141.

References

1. Amirova L., Amirov L. 2011. Razvitie kachestv mobilnoy lichnosti na etape doprofessional'noy sotsializatsii [Development as a mobile person at a stage of pre-professional socialization]. Ufa: Vagant. 194 p. (In Russ.).

2. Gimpel L. Pedagogicheskaya refleksiya v strukture professional'noy deyatel'nosti [Pedagogical reflection in the structure of the professional activity] [Electronic resource]. Available from: http://sibac.info/11619. (In Russ.).

3. Evtikhov O. 2011. Liderskiy potentsial rukovoditelya: spetsifika, soderzhanie i vozmozhnosti razvitiya [Leadership potential leader: specificity, the maintenance and development opportunities]. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Russian Interior Ministry. 288 p. (In Russ.).

4. Karpov A. 2004. Psikhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatel'nosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity]. Moscow: Publisher Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. 424 p. (In Russ.).

5. Kashlev S. 2004. Interaktivnye metody obucheniya pedagogike [Interactive teaching methods pedagogy]. Minsk. 176 p. (In Russ.).

6. Kitaigorodskaia G. O metode [About the method] [Electronic resource]. Available from: http://www.kitaygorodskaya.ru/about-us/about-the-method.html. (In Russ.).

7. Kovalev B., Kondrateva S., Semchuk A. 2001. Psikhologiya shkol'nogo konflikta: sotsial'no-pertseptivnye i ref-leksivnye aspekty [School Psychology conflict: socio-perceptual and reflexive aspect]. Grodno: Grodno State University. 171 p. (In Russ.).

8. Kodzhaspirova G., Kodzhaspirov A. 2005. Slovar' po pedagogike (mezhdistsiplinarnyy) [Dictionary of pedagogy (interdisciplinary)]. Moscow: MarT. 448 p. (In Russ.).

140

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

И. Г. Гиззатуллин

Развитие социального лидерства педагога дополнительного образования

9. Kruglova L. 2006. Modernizatsiya professional'noy deyatel'nosti dopolnitel'nogo obrazovaniya na osnove inte-grativno-razvivayushchego podkhoda [Modernization of additional education of professional activities on the basis of integrative and developmental approach]. Moscow: Politsentr. 304 p. (In Russ.).

10. Naumchik V., Pazdnikov M., Stupakevich O. 2006. Pedagogicheskiy slovar' [Pedagogical Dictionary]. Minsk. 279 p. (In Russ.).

11. Stepanov S. 2004. Refleksivnaya praktika tvorcheskogo razvitiya [Reflective practice creative development]. Moscow: Nauka. 174 p. (In Russ.).

12. Tumanova K. 2013. Upravlenie sotsiokul'turnym razvitiem uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Management of social and cultural development of the establishment of an additional education of children]. Chelyabinsk. 24 p. (In Russ.).

13. Umanskii L. 2001. Personality. Organizational activity. The team. Izbrannoe [Selected Works]. Kostroma:

N. Nekrasov Kostroma State University, 208 p. (In Russ.).

14. Ushinskii K. Problemy pedagogiki [Problems of pedagogy]. 2002. Moscow: University of Russian Academy of Science. 591 p. (In Russ.).

15. Kelly G. A. 1991. The Psychology of Personal Constructs. Vol. 1: A Theory of Personality. 2nd printing. London; New York: Routledge. 190 p. (In Russ.).

16. Schmidt W. H., Tannenbaum R. 1973. How to Choose a Leadership. Harvard Business Review. P. 162-175. (In Russ.).

Received 22.10.2015

If----------------------------------------------------------------------------1

и Редакция научного журнала ||

«Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств» .. || приглашает авторов и читателей принять участие в подписной кампании И

11 Подписной индекс журнала в объединенном каталоге «Пресса России»

II 48677 11

II По вопросам подписки и приобретения журнала обращаться:

у 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а, Научная библиотека; ||

тел. / факс (351) 263-87-73, тел. (351) 265-22-51; ..

II е-mail: lib18@chgaki.ru 11

и URL: http://chgik.ru/sectr_raspr_izdat_prod ||

и Светлана Анатольевна Ульянова, ||

Н зав. сектором распространения издательской продукции ЧГАКИ

Ц= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = !1

141

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.