Научная статья на тему 'Развитие социально-перцептивных способностей школьников старших классов'

Развитие социально-перцептивных способностей школьников старших классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PERCEPTUAL ABILITIES / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / КОНФЛИКТНОСТЬ / CONFLICTNESS / МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ / MODULAR SOCIOTEST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалев Вячеслав Владимирович, Чичкова Анастасия Валериевна

В статье представлен опыт и результаты изучения социально-перцептивных способностей школьников. На основе применения модульного социотеста определена степень адекватности восприятия школьниками отношений к себе, взаимосвязь уровня развития социально-перцептивных способностей со статусом ученика и уровнем его конфликтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SOCIO-PERCEPTUAL ABILITIES HIGH SCHOOL STUDENTS

The experiment and the results of the research of socio-perceptual abilities of students are presented in the article. Based on the appliance of the modular sociotest the level of adequacy of students’ perception of relationship to themselves, the relationship of the level of development of social and perceptual abilities with the status of the student and his level of conflict.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-перцептивных способностей школьников старших классов»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Applied researches

АКМЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Development akmeology

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Ковалев Вячеслав Владимирович - кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; e-mail: [email protected]; тел.: +7 (916) 837-78-11, +7 (495) 436-07-25

Чичкова Анастасия Валериевна - студентка 5 курса отделения психологии Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; e-mail: [email protected]; тел.: +7 (985) 342-04-02

АННОТАЦИЯ

В статье представлен опыт и результаты изучения социально-перцептивных способностей школьников. На основе применения модульного социотеста определена степень адекватности восприятия школьниками отношений к себе, взаимосвязь уровня развития социально-перцептивных способностей со статусом ученика и уровнем его конфликтности.

Ключевые слова: социально-перцептивные способности, межличностные отношения, конфликтность, модульный социотест.

Под «социально-перцептивными способностями» понимают целостное личностное образование, обеспечивающее адекватное отражение индивидуальных, личностных свойств человека, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений личности с окружающими. Показателями социально-перцептивных способностей выступают адекватность отражения психических состояний другого, качество отношений личности с окружающими, ее статус и положение в коллективе.

Восприятие и оценка окружающих людей составляют неотъемлемый компонент каждого акта общения. Успешность общения во многом определяется способностью человека непредвзято и адекватно воспринимать и оценивать партнеров по общению [4].

Социально-перцептивная оценка трактуется как некоторая совокупность представлений о личности партнера, основанных на опыте общения с ним и обусловленных личностными особенностями субъекта оценки. В структуре социально-перцептивной оценки можно выделить три аспекта: содержательный, уровневый и стилевой. Содержательный аспект характеризует смысл оценки, ее позитивность и социальную желательность; уровневый отражает адекватность или точность оценки; стилевой передает оценочную уста-

новку индивида (через такие характеристики социально-перцептивной оценки, как ее стабильность, экстремальность, вариативность, амбивалентность и др.).

Точность социально-перцептивных оценок зависит от субъективных и объективных факторов. Экспериментальные исследования показали: чем более оцениваемый похож на оценивающего (по полу, возрасту, социальному положению, национальности, профессиональной принадлежности и личностным особенностям), тем меньше вероятность ошибки при условии непредвзятого отношения к нему.

В социальной психологии выделяется группа психологических свойств личности, которые обеспечивают развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания).

А.В. Петровский считает, что социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. При этом социальное восприятие состоит из межличностного восприятия, самовосприятия и межгруппового восприятия. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков [5].

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны:

1. Субъективную (субъект восприятия - человек, который воспринимает);

2. Объективную (объект восприятия - человек, которого воспринимают).

При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна.

А.А. Бодалев писал, что познание и взаимное влияние людей друг на друга - это обязательный компонент совместной деятельности, в том числе, если ее целью не является прямое решение вопросов воспитания и она всецело направлена на достижение какого-либо материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависит характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности [2].

Успешность оценки и интерпретации поступков, поведения, характера человека человеком зависит от уровня развития социально-перцептивных способностей, или способностей к социальной перцепции.

Один из эффективных методов изучения социально-перцептивных способностей -модульный социотест [1], который с успехом может применяться при изучении особенностей личности и отношений учеников [3]. На базе социотеста разработаны три подхода к определению степени развития социально-перцептивных способностей. 1-й направлен на определение трудностей социальной перцепции, 2-й и 3-й - на выявление степени адекватности социальной перцепции. Данные подходы следующие:

1. Фиксация затруднений социальной перцепции при наличии в модуле ОМ оценок «Т.О.» - «трудно оценить» либо субъективных трудностей при выполнении теста.

2. Выявление уровня соответствия самооценки членов группы реальному положению дел посредством анализа стандартного отклонения средних оценок по модулям МО («Мое отношение» - реальные оценки отношения группы к ученику или, согласно авторской терминологии, персонифицированные средние оценки МО-П) и ОМ («Отношение ко мне» - оценки каждого ученика того, как, он думает, группа к нему относится, или индивидуальные средние оценки ОМ-И);

3. Определение адекватности социальной перцепции по разности индивидуальных оценок МО и персонифицированных оценок ОМ в диадах;

Методом модульного социотеста было проведено исследование социально-перцептивных способностей школьников старших классов Барятинской средней общеобразовательной школы №1 п. Барятино Барятинского района Калужской области. В исследовании приняли участие два класса. В 9 «А» классе по списку журнала 22 ученика, из них -13 девочек и 9 мальчиков. В опросе приняли участие 86,4% от всех членов группы (от-

сутствовали 3 человека -15, 16 и 20 по списку). В 9 «Б» классе по списку 24 ученика, из них - 15 девочек и 9 мальчиков. В опросе приняли участие 79% от всех членов группы (отсутствовали 5 человек - 7, 9, 12, 15 и 23 по списку). Всего было опрошено 38 человек: 23 девочки и 15 мальчиков.

Отсутствие при опросе восьми учеников не позволило определить их уровни социально-перцептивных способностей. Кроме того, были выявлены и исключены из дальнейшего анализа результаты учеников, зафиксировавших недостоверные данные. В 9 «А» классе это 5,9,10,17 и 21 по списку. У 5, 10, 17 и 21 выявлена низкая корреляция по модулям ОМ и МО. 9, 17 и 21 ученики поставили по ряду модулей почти всем членам класса одинаковые баллы, то есть исказили информацию. В 9 «Б» классе из дальнейшего анализа были исключены данные, полученные от 4,10,13,16,18, 20 и 21 по списку учеников. 4,18, 20 ученики при ответах на модули поставили всем одинаковые оценки. У 10, 21 слишком низкие показатели корреляции по модулям ОМ и МО. 13 и 16 по модулям МО и ОМ поставили много значений «Т.О.» (трудно оценить). Данные обстоятельства позволяют зафиксировать низкие социально-перцептивные способности данных учеников на основании выявленных затруднений в выполнении задания. Таким образом, уровень развития социально-перцептивных способностей был выявлен у 14 учеников 9 «А» и 12 учеников 9 «Б» классов.

Уровень соответствия оценок отношения к себе реальным отношениям определялся посредством выявления стандартного отклонения полученных значений. Обработанные данные сгруппированы в соответствии с распределением учеников старших классов по степени адекватности восприятия отношения к ним членов группы, где а - стандартное отклонение разности средних значений по всем членам группы (табл. 1).

Таблица 1

Распределение членов группы по степени адекватности восприятия

отношения к себе

Группа Интервал Интерпретация

ЗН < -1а Значительно недооценивают отношение к себе

Н -0,5 а - -1а Недооценивает отношение к себе

А ±0,5а Адекватно оценивает отношение к себе

П 0,5а - 1а Переоценивает отношение к себе

ЗП >1а Значительно переоценивает отношение к себе коллег

Стандартное отклонение по 9 «А» классу составило 1,71, по 9 «Б» классу - 1,10. Выявлена степень соответствия реальной оценки отношений тому, как ученик думает, к нему относится группа (табл. 2, табл. 3).

Таблица 2

Отличия оценок учеников 9 «А» класса отношения к себе и реального состояния отношений

№ по сп. ОМ-И МО-П Разность Группа

1 4,67 8,56 -3,89 ЗН

2 8,52 8,17 0,35 А

3 6,48 8,78 -2,30 ЗН

4 6,05 7,5 -1,45 Н

5 5,76 7,39 -1,63 исключен

6 8,38 7,89 0,49 А

№ по сп. ОМ-И МО-П Разность Группа

7 6,71 8,33 -1,62 ЗН

8 7,43 8,06 -0,63 А

9 9,85 8,67 1,18 исключен

10 7,62 7,44 0,18 исключен

11 6,95 7,39 -0,44 А

12 8,38 6,83 1,55 П

13 6,14 7,72 -1,58 ЗН

14 6 8,22 -2,22 ЗН

17 7,9 7,39 0,51 исключен

18 6,95 7,89 -0,94 Н

19 9,1 8,29 0,81 П

21 5,95 7,28 -1,33 исключен

22 9,14 6,56 2,58 ЗП

Ср. знач. 7,21 7,87 -0,66

Таблица 3

Отличия в самооценке учеников 9 «Б» класса и реальном состоянии отношений

№ в сп. ОМ-И МО-П Разность Группа

1 6,70 7,89 -1,19 ЗН

2 6,91 6,78 0,13 А

3 6,00 8,11 -2,11 ЗН

4 10,00 5,5 4,50 исключен

5 6,96 6,61 0,35 А

6 7,00 8,44 -1,44 ЗН

8 6,00 6,81 -0,81 Н

10 9,09 6,06 3,03 исключен

11 6,17 8,59 -2,42 ЗН

13 7,53 6,89 0,64 исключен

14 8,52 7,33 1,19 ЗП

16 6,43 8,53 -2,10 исключен

17 6,43 7,24 -0,81 Н

18 5,00 5,5 -0,50 исключен

19 7,13 6,65 0,48 А

20 10,00 5,88 4,12 исключен

21 8,91 4,81 4,10 исключен

22 8,36 8,71 -0,35 А

24 5,87 7,41 -1,54 ЗН

Ср. знач. 6,84 7,55 -0,71

Получено пять четко выраженных групп значений, по которым можно распределить результаты учеников 9 «А» и 9 «Б» класса (табл. 4).

Таблица 4

Распределение учеников по степени адекватности оценок отношений к себе

9 «А» класс Группа адекватности 9 «Б» класс

Кол-во учеников Границы Границы Кол-во учеников

3 < -1,72 ЗН <-1,11 5

4 -1,71- -0,856 Н -1,10 - -0,56 2

5 ±0,855 А ±0,55 4

1 0,856 -1,71 П 0,56- 1,10 нет

1 >-1,72 ЗП >1,11 1

Так как социально-перцептивные способности основаны на умении непредвзято и адекватно оценивать свое отношение к членам коллектива и воспринимать отношение коллектива к себе, можно сделать следующий вывод:

1. Ученики, которые попали в группу «ЗН» или «ЗП», являются обладателями низких социально-перцептивных способностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ученики, значения которых относятся к группам «Н» и «П», владеют социально-перцептивными способностями на среднем уровне.

3. Те ученики, которые входят в группу «А», обладают высокими социально-перцептивными способностями, так как то, как они думают, люди к ним относятся, совпадает с тем, какое к ним отношение у этих людей.

В 9 «А» классе больше всего учеников с адекватным и заниженным показателями степени оценки отношений к себе. Однако по уровню социально-перцептивных способностей в 9 «А» классе больше детей с высоким и средним уровнем социально-перцептивных способностей: по 36% (рис.1).

В 9 «Б» классе больше всего учеников со значительно заниженной степенью оценки отношения к себе. Соответственно, у них низкий уровень социально-перцептивных способностей (в этом классе таких 50% учеников, тогда как 33 % имеют высокий уровень их развития, а 17 % - средний) (рис.2).

В каждом классе есть ученики со значительно недооцененным уровнем отношения, недооцененным, адекватным, переоцененным и значительно переоцененным.

высоким уровень ■ средним уровень низкий уровень

Рис.1 Процентное соотношение учеников 9 «А» класса по уровню социально-перцептивных способностей

Рис 2. Процентное соотношение учеников 9 «Б» класса по уровню социально-перцептивных способностей

Особый интерес вызывает сравнение степени адекватности отношения к себе (уровня социально-перцептивных способностей) и статуса ученика в классе. Был определен внутригрупповой статус каждого учащегося и сравнен со степенью адекватности оценки себя в группе (табл. 5).

Таблица 5

Сравнение статуса в группе и степени адекватности оценки себя учениками 9 «А» и «Б» классов

9 «А» класс 9 «Б» класс

№ в сп. Статус в группе Статусная группа Группа адекватности № в сп. Статус в группе Статусная группа Группа адекватности

1 1 ЗН 11 1 Лидеры ЗН

9 2 Лидеры исключен 3 2 ЗН

7 3 ЗН 22 3 А

18 4 Н 6 4 Выше среднего ЗН

8 5 А 16 5 исключен

2 6 Выше среднего А 7 6 отс.

14 7 ЗН 14 7 ЗП

17 8 исключен 23 8 отс.

19 9 П 24 9 ЗН

13 10 ЗН 1 10 ЗН

3 11 Средний ЗН 15 11 отс.

20 12 статус отс. 19 12 Средний статус А

16 13 отс. 2 13 А

6 14 А 17 14 Н

5 15 исключен 9 15 отс.

11 16 Ниже А 13 16 исключен

15 17 среднего отс. 5 17 А

4 18 Н 12 18 отс.

10 19 исключен 8 19 Н

12 20 Аутсай- П 18 20 Ниже исключен

21 21 деры исключен 20 21 среднего исключен

22 22 ЗП 4 22 исключен

10 23 Аутсайдеры исключен

21 24 исключен

В обоих классах на первом месте по статусу стоят ученики со значительно заниженной степенью адекватности оценки отношений в коллективе. В 9 «А» классе большинство учеников с недооценкой и значительной недооценкой отношения к себе входят в статусные группы «Лидеры», «Выше среднего» и «Средний статус». Учащиеся с переоценкой и значительной переоценкой по статусу располагаются в конце списка. В 9 «Б» классе вид-

но, что в лидерах класса и статусной группе «Выше среднего» находятся члены группы со значительно заниженной или заниженной степенью адекватности оценок отношений в коллективе. Интересно, что почти все исключенные из обработки ученики по статусу стоят на последних местах («Ниже среднего» и «Аутсайдеры»).

Ученики с адекватной самооценкой отношения к себе и, соответственно, высокими социально-перцептивными способностями чаще всего попадают в статусные группы «Выше среднего» или «Средний статус». Ученики с низкими социально-перцептивными способностями занимают статусные группы «Лидеры» и «Аутсайдеры». Те, кто обладает средним уровнем способностей, по статусу располагаются «Выше среднего» или «Ниже среднего».

При сравнении показателя «Качество учебы» и социально-перцептивных способностей не было выявлено значимой корреляции, но в 9 «Б» классе ученики, которые недооценили отношение группы к себе или значительно недооценили, в большинстве случаев обладают достаточно высокими показателями качества учебы. У 9 «А» класса не выявлено связи между качеством учебы и степенью адекватности самооценки отношения к себе.

Интересные результаты получены при сравнении конфликтности учеников и уровня их социально-перцептивных способностей. Индивидуальные индексы конфликтности учащихся были получены путем вычисления отношения количества отрицательных оценок, которые поставил одноклассникам ученик по модулю МО и ОМ к общему количеству учащихся класса (табл. 6).

Таблица 6

Сравнение индивидуальных индексов конфликтности и степени адекватности оценки отношений к себе в группе учеников 9 «А» и 9 «Б» классов

9 «А» класс 9 «Б» класс

№ в сп. Инд. индекс конфл. Разность Группа № в сп. Инд. индекс конфл. Разность Группа

1 0 -3,89 ЗН 1 0 -1,19 ЗН

2 0 0,35 А 6 0 -1,44 ЗН

3 0 -2,3 ЗН 8 0 -0,81 Н

14 0 -2,22 ЗН 11 0 -2,42 ЗН

7 0,024 -1,62 ЗН 22 0 -0,35 А

8 0,024 -0,63 А 24 0 -1,54 ЗН

18 0,024 -0,94 Н 3 0,022 -2,11 ЗН

19 0,024 0,81 П 5 0,043 0,35 А

13 0,048 -1,58 ЗН 14 0,065 1,19 ЗП

6 0,071 0,49 А 19 0,087 0,48 А

22 0,095 2,58 ЗП 2 0,13 0,13 А

4 0,119 -1,45 Н 17 0,13 -0,81 Н

11 0,119 -0,44 А

12 0,119 1,55 П

Из представленных таблиц можно сделать вывод, что самыми неконфликтными являются респонденты, которые по степени адекватности оценок в коллективе входят в группу «Значительно недооценивают» и «Недооценивают» отношение к себе группы. Вероятно, это связано с низкой самооценкой, которая проявляется в виде психологической защиты: отсутствие провокации конфликтов, желание уйти от конфликтов, если такие появятся.

Также проведен анализ направленности диадных отношений учеников с адекватной оценкой отношения к себе - это 5 человек из 9 «А» и 4 из 9 «Б» (табл. 7).

Таблица 7

Диадные отношения учеников с адекватным уровнем оценки отношения группы к себе

№ в сп. с адекв. оценкой 9 «А» Тип диадных отношений № в сп. с адекв. оценкой 9 «Б»

2 6 8 1 9 2 5 19 22

9 7 5 4 9 Дружеские 2 2 1 7

5 7 10 3 6 Симпатии 5 6 5 7

4 2 3 8 2 Нейтральные 8 3 9 3

0 2 0 3 0 Полуконфликтные 3 5 2 0

0 0 0 0 0 Острополуконфликтные 0 2 0 0

0 0 0 0 1 Невозможно определить 0 0 1 1

В 9 «А» классе почти отсутствуют конфликты адекватно оценивающих отношение к себе с остальными учениками класса, большинство отношений приходится на типы отношений дружеские и симпатии. В отличие от 9 «А» класса, ученики с адекватной оценкой отношения класса к себе из 9 «Б» имеют много нейтральных диадных отношений, полуконфликтных и остроконфликтных. Данная специфика должна быть учтена при организации воспитательной работы в классах.

В ходе исследования выявлено, что низкая корреляция между реальным и воспринимаемым отношением в ряде случаев не является свидетельством низкого уровня социально-перцептивных способностей. Показательны результаты 8-го по списку ученика 9 «Б» класса, у которого выявлена низкая корреляция модулей МО и ОМ. Данный ученик - очень конфликтная личность, но умеет это скрывать. Он поставил большинству класса отрицательные оценки, но при этом никто из этих учеников не чувствует отрицательного отношения с его стороны. Соответственно, 8-й очень хорошо может искажать свое отношение, что говорит о его хороших актерских способностях. При этом у него имеется достаточно адекватное понимание того, как к нему относятся другие ученики. Помимо него, один из лидеров 9 «Б» класса - №3 (девочка). При анализе ее диадных отношений получилось, что у нее восемь полуконфликтных диад, шесть из которых имеют крайние значения, при этом как и у 8-го ее отрицательного отношения никто не чувствует. Следовательно, она также хорошо скрывает свое реальное отношение к ученикам класса. Исходя из этого, правильней говорить не о низких социально-перцептивных способностях учеников в отдельных случаях, а о способности некоторых членов класса намеренно искажать свое истинное отношение.

Обобщая представленные результаты, можно выделить следующие положения:

1. Ученики, которые попали в группу «ЗН» или «ЗП», являются обладателями низких социально-перцептивных способностей. Ученики, показавшие результаты, отнесенные к группам «Н» и «П», владеют социально-перцептивными способностями на среднем уровне. Те ученики, которые имеют оценки, входящие в группу «А», обладают высокими социально-перцептивными способностями, так как то, как они думают, люди к ним относятся, совпадает с тем, какое к ним отношение у этих людей. В исследуемых классах присутствуют учащиеся с разной степенью адекватности самооценки отношений к себе в коллективе.

2. По уровню социально-перцептивных способностей ученики исследуемых классов распределились практически поровну на три категории: с высоким, средним или низким уровнем их развития.

3. Ученики с низкими социально-перцептивными способностями занимают статусные группы «Лидеры» и «Аутсайдеры», те, кто обладает средним уровнем способностей, по статусу располагаются «Выше среднего» или «Ниже среднего». Обладатели высокой способности к социальной перцепции находятся в середине статусной таблицы.

4. Неконфликтные ученики чаще всего недооценивают отношение к себе со стороны остальных учащихся класса.

5. В обоих классах негативное отношение чаще всего скрывается (учащиеся, на которых оно направлено, этого не чувствуют). Причем это свойственно и лидерам, и аутсайдерам.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

[2]. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

[3]. Ковалев В.В. Использование модульного социотеста в изучении межличностных отношений учащихся в школе // Инновации в образовании. 2001. № 4. С. 108-122.

[4]. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 70-77.

[5]. Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

THE DEVELOPMENT OF THE SOCIO-PERCEPTUAL ABILITIES HIGH SCHOOL STUDENTS

Vjacheslav V. Kovalev - PhD, docent of the Department of Akmeology and Professional Psychology of the Russian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation; e-mail: [email protected]; +7 (916) 837-78-11, +7 (495) 436-07-25 Anastassia V. Chichkova - student of Psychology department of the International Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation; e-mail: [email protected]; +7 (985) 342-04-02

ABSTRACT

The experiment and the results of the research of socio-perceptual abilities of students are presented in the article. Based on the appliance of the modular sociotest the level of adequacy of students' perception of relationship to themselves, the relationship of the level of development of social and perceptual abilities with the status of the student and his level of conflict. Key words: perceptual abilities, interpersonal relationships, conflictness, modular sociotest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.