Научная статья на тему 'Развитие сотрудничества с фондом Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде: опыт Украины'

Развитие сотрудничества с фондом Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде: опыт Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миокова Наталья Владимировна

Украина не последовала по пути реформ теплоэнергетического сектора, проведенных большинством стран Восточной Европы, где международные финансовые организации зачастую играли значительную роль в повышении энергоэффективности. Сегодня они предлагают финансовую помощь для реализации подобных проектов на Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сотрудничества с фондом Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде: опыт Украины»

Наталья Миокова

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ФОНДОМ

ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ: ОПЫТ УКРАИНЫ

Наталья Владимировна Миокова — магистр государственного управления, аспирант Национальной академии государственного управления при президенте Украины, сотрудник секретариата Кабинета министров Украины. Имеет более пяти лет опыта работы в системе государственного управления инвестиционными проектами международных финансовых организаций. В настоящее время занимается вопросами развития сотрудничества с международными финансовыми организациями. Электронная почта: n.miokova@ukr.net

Cooperation with the Eastern Europe Energy Efficiency and Environmental Partnership: Ukraine's experience

Natalia Miokova

The article deals with the development of cooperation with the Eastern Europe Energy Efficiency and Environmental Partnership. Author notes that Ukraine's energy sector is in actual crisis. Ukraine has not followed the path of sector reforms which most rountries of Eastern Europe had implemented with the support from international financial organizations. Nowadays IFOs offer financial assistance for such projects in Ukraine.

Keywords: international financial organizations, investment project, financial assistance. energy efficiency, district heating.

JEL: F53, G11, G28, N74

Статья посвящена развитию сотрудничества Украины с Фондом Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде. Автор отмечает, что энергетический сектор страны находится в физическом и финан-

практика интеграции

ЕЭИ — № 1 (22) февраль '14

совом кризисе. Украина не следовала по пути реформ сектора, проведенных большинством стран Восточной Европы, где международные финансовые организации зачастую играли значительную роль в повышении энергоэффективности. Сегодня они предлагают финансовую помощь для реализации подобных проектов на Украине.

Ключевые слова: международные финансовые организации, инвестиционный проект, финансовая помощь, энергоэффективность, централизованное теплоснабжение.

Отрасль централизованного теплоснабжения, остающаяся основным поставщиком тепла на Украине, сталкивается сегодня с серьезными проблемами, главной из которых является финансовая нестабильность. Предприятиям теплоэнергетического сектора не хватает доходов для осуществления надлежащих инвестиций в сети центрального теплоснабжения, что приводит к снижению качества услуг и росту операционных расходов. Для потребителей, между тем, главным беспокойством является качество услуг и их доступность.

Как показывают результаты проведенного анализа, среди стран Европы Украина занимает первое место по объемам выбросов двуокиси углерода на единицу произведенного ВВП. Ее уровни энергоемкости превышают уровни стран Европейского союза в три раза. Многие сети централизованного теплоснабжения долгие годы эксплуатировались в условиях недофинансирования, усугубляемого недостатками в системе установления тарифов на энергию и газ, как правило, без учета требуемых капитальных затрат.

Международные финансовые организации предлагают финансовую помощь правительству Украины в решении этих вопросов путем предоставления кредитов на улучшение физической инфраструктуры и технической помощи на поддержку пилотных исследований в области тарифообразования, работы с общественностью и развитие регуляторной среды. Логичным направлением действий в этом контексте становится проработка вопросов потенциального взаимодействия с международными финансовыми организациями для формирования дополнительных источников финансирования энергетической отрасли.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Опыт, накопленный благодаря реализации программ по повышению энергоэффективности в других странах Восточной Европы, свидетельствует, что наименее затратные меры могут обеспечить экономию потребления тепла на уровне 20-30%, а более затратные — на уровне 40-60%. В таблице 1 показана экономия энергии от инвестиций в энергоэффективность домов в Болгарии, Литве и Польше.

Таблица 1. Экономия по результатам мер повышения энергоэффективности, проведенных в странах Восточной Европы

Место реализации проекта Меры повышения энергоэффективности Экономия энергии (% экономии потребления) Экономия средств (% от суммы счетов или общая экономия средств, $)

Плевен, Болгария - утепление домов с учетом климатических особенностей региона - термостатичные клапаны устройств отопления - распределитель стоимости потребления тепла 26 23

София, Болгария - новая крыша - теплоизоляция (стены, чердак, подвал) - новые окна и внешние двери - утепление домов с учетом климатических особенностей региона - теплоизоляция и улучшение системы отопления внутри дома 60 $350 в год для одного домохозяйства

Вильнюс, Литва - утепление домов с учетом климатических особенностей региона - теплоизоляция (стены, чердак, подвал) 50

Варшава, Польша - теплоизоляция (стены, чердак) - термостатичные клапаны устройств отопления - распределитель стоимости потребления тепла - новая котельная в доме 52 45

Источник: программа муниципальных сетей для обеспечения энергоэффективности (USAID). Доступно на: http://www.worldbank.org

В середине 1990-х годов Польша столкнулась с такими же проблемами, которые переживает сейчас Украина. В начале 90-х правительство Польши передало органам местной власти право собственности на предприятия теплокоммунэнерго и ответственность за них. Децентрализация собственности и прекращение субсидирования инвестиций привели к тому, что предприятия теплокоммунэнерго почувствовали недостаток средств для эффективного управления, эксплуатации и реконструкции имеющейся инфраструктуры. В свою очередь, это повлекло за собой значительные потери тепла и горячей воды, что подрывало финансовую стабильность предприятий тепло-коммунэнерго.

Справиться с проблемами помогли финансовые ресурсы Всемирного банка, который в 1991-2000 годах предоставил Польше кредит в размере $340 млн на реализацию проекта реконструкции и сохранения системы теплоснабжения. В рамках проекта осуществлялись реконструкция энергетического сектора, внедрение эффективных регуляторных мер, реформирование политики ценообразования, модернизация центрального теплоснабжения для увеличения срока эксплуатации активов, экономия энергоресурсов и снижение выбросов благодаря инвестициям в повышение энергоэффективности.

Успешной реализации проекта способствовала и особая программа

практика интеграции

ЕЭИ — № 1 (22) февраль '14

правительства, которая предусматривала не только поддержку инвестиций в энергоэффективность и сохранение энергии, но и политику ценообразования с постепенным повышением тарифов для населения, а также снижением субсидий из бюджета для поддержки отрасли. Подобные меры позволили сократить затраты по транспортировке и распределению тепла на 50%, а также достичь экономии энергии на уровне 22%, или $55 млн.

В 1996 году Всемирный банк начал реализацию пилотного проекта по энергоэффективности жилищного фонда в Литве с целью финансирования мер, направленных на повышение энергоэффективности жилых домов с помощью кредитной линии для домовладельцев и объединений совладельцев многоквартирных домов. Реализация проекта обеспечила повышение энергоэффективности и утепление домов с учетом климатических особенностей региона в 229 домах.

В рамках проекта модернизировали системы отопления домов (а именно — установка индивидуальных тепловых пунктов в подвалах, замена старых окон, изоляция стен). Кредиты выдавались на условиях фиксированной процентной ставки (11%), минимального авансового платежа на уровне 10%, без ипотечного залога для объединений совладельцев многоквартирных домов и сроком погашения до 10 лет. Сумма кредита составляла около $1 тыс. на одну квартиру или $31 500 на жилой дом.

Таким образом, экономия собственника квартиры составляла около 17% в год, что позволило сократить затраты на теплоснабжение приблизительно на 13%. В результате реализации проекта было достигнуто снижение счетов на оплату тепла у 56% собственников квартир, 48% констатировали повышение качества условий проживания. Средний период окупаемости кредита составлял 17 лет. После окончания реализации проекта правительство Литвы продолжило программу, которая превратилась в общую программу модернизации жилищного фонда на основе кредитов коммерческих банков и механизмов страхования кредитных операций.

В Грузии с помощью мер повышения энергоэффективности можно обеспечить до 20% энергосбережения, поскольку на производство товаров и услуг страна расходует в среднем примерно в 2.5 раза больше энергоносителей, чем Европейский союз. Во многих секторах экономики Грузии, особенно в области эксплуатации зданий общественного назначения, имеется огромный и еще неосвоенный потенциал повышения энергоэффективности и развития возобновляемой энергетики. Более того, значительный инвестиционный потенциал имеется в таких коммунальных сферах, как уличное освещение, удаление и обработка отходов, общественный транспорт.

Следует отметить, что показатели энергоемкости Армении выше средних показателей Европейского союза примерно в 2.6 раза из-за больших энергопотерь и устаревшей инфраструктуры ее энергетики.

Примерно 40% национального потенциала энергосбережения приходится на здания общественного назначения и жилого фонда, еще 15% — на системы водоснабжения. Кроме того, большие возможности открываются в области оптимизации энергопотребления на освещение улиц и общественный транспорт.

Как свидетельствует пример Украины, в последние годы использование средств Фонда Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде (Е5Р) сулит огромные выгоды странам Восточной Европы — Азербайджану, Армении, Грузии, Молдове. По линии Е5Р можно получить как инвестиционные ресурсы, так и гранты на оказание технической помощи. Наибольший эффект они могут дать в следующих областях:

• модернизация системы централизованного теплоснабжения;

• очистка воды и стоков;

• реализация проектов энергоэффективности в зданиях общественного назначения (школы, детские сады, больницы и т. д.);

• уличное освещение;

• удаление и переработка уличных отходов;

• возобновляемая энергетика (включая появление новых рынков, например рынков биомассы);

• реализация проектов повышения устойчивости в функционировании муниципальной и транспортной инфраструктуры.

ЧТО ТАКОЕ ФОНД ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Фонд Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде (Фонд Е5Р) — это многосторонний донорский фонд в размере €93 млн, учрежденный во время председательства Швеции в Европейском союзе в 2009 году для стимулирования притока инвестиций в реализацию проектов повышения энергоэффективности и экологии на Украине с дальнейшим подключением к нему других стран Восточной Европы. В 2012-м вкладчиками Е5Р принято решение распространить действие инициативы на Азербайджан, Армению, Грузию и Молдову — страны с высоким уровнем потребления энергии и большим потенциалом повышения эффективности во всех секторах экономики.

Фонд Е5Р представляет собой механизм коллективного инвестирования. В нем аккумулируются финансовые взносы Европейского союза и группы, состоящей из более чем 10 стран, в целях выдачи кредитов и грантов на реализацию проектов в муниципальной сфе-

Вкладчик Взнос, € Выплачено, €

Дания 5000000 2689871

Эстония 160000 64000

Финляндия 2000000 500000

Латвия 50000 10000

Литва 28962 28962

Исландия 56842 56842

США (USAID) 5325000 1184179

Норвегия 5000000 3819751

Швеция 24000000 16367722

Европейская комиссия 40000000 25000000

Польша 191814 191814

Украина 10000000 2000000

Итого 93433826 51913141

Источник: Всемирный банк (http://www.worldbank.org).

ре. Применяемые критерии распределения грантов носят гибкий характер и нацелены на снижение уровней потребления энергии, загрязнения окружающей среды и выброса парниковых газов при одновременном недопущении искажений рыночной конъюнктуры и повышении конкурентоспособности. Помимо этого по линии фонда оказывается поддержка ведению диалога с государственными ведомствами стран и улучшению состояния нормативной среды.

В реализации проектов Е5Р участвует в качестве софинансирую-щей организации. Взносы доноров используются как гранты в дополнение к кредитам, предоставляемым шестью международными финансовыми организациями:

• Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР);

• Европейским инвестиционным банком (ЕИБ);

• Международной финансовой корпорацией (МФК);

• Северной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО);

• Всемирным банком (ВБ).

Главным органом Е5Р, принимающим решения и руководящим его деятельностью, является Ассамблея вкладчиков. Она состоит из представителей доноров, формирует стратегии и руководящие принципы деятельности, утверждает решения о распределении грантов на реализацию проектов. Деятельность по предложению, разработке и установлению очередности реализации проектов осуществляется руководящей группой, в состав которой входят представители страны-реципиента и учреждений-исполнителей. В качестве распорядителя средств Фонда Е5Р выступает Европейский банк реконструкции и развития.

Таблица 2. Вкладчики Фонда Восточноевропейского партнерства

СОТРУДНИЧЕСТВО УКРАИНЫ С ФОНДОМ Е5Р

10 ноября 2010 года Советом директоров ЕБРР приняты правила фонда, что позволило ему официально начать свою деятельность. Согласно утвержденным ЕБРР правилам, Украина станет основной страной, на которую будет направлена деятельность фонда и которой выделят средства для подготовки и реализации проектов по энергосбережению и охране окружающей среды. Распорядителем фонда является ЕБРР, он же предоставляет административную поддержку деятельности.

Соглашение о взносе между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития относительно участия Украины в Фонде Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде ратифицировано законом Украины от 6 июля 2011 года № 3596^1. Соглашением предусматривается вклад Украины в размере €10 млн на счет фонда, который будет уплачиваться ежегодно в течение пяти лет взносами по €2 млн. В октябре 2011 года Украина оплатила первый взнос.

Во время первого заседания координационной группы фонда в апреле 2011 года представителями украинской делегации и донорами был определен перечень первоочередных проектов по модернизации систем тепло- и водоснабжения в различных регионах Украины, которые могут быть предложены для финансирования из средств фонда.

В ноябре 2011-го в Лондоне прошло второе заседание координационной группы и первое заседание Ассамблеи вкладчиков с участием делегации Украины, представителей ЕС, девяти стран-вкладчиков (Швеция, Дания, Эстония, Латвия, Норвегия, США, Финляндия, Польша, Исландия), потенциальных вкладчиков фонда, а также представителей ЕБРР, ЕИБ, СИБ, НЕФКО. На заседании Ассамблеи вкладчиков под председательством президента ЕБРР Томаса Мирова было рассмотрено и утверждено семь инвестиционных энергоэффективных проектов в сфере развития коммунальной инфраструктуры, восстановления и модернизации водо- и теплоснабжения городов Украины. Общая оценочная стоимость проектов составляет €138.95 млн, из которых кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые под местные гарантии, составили €75.54 млн, гранты технической помощи, предоставляемой из средств фонда, — €31.1 млн.

Все предоставленные на рассмотрение и утверждение Ассамблеей вкладчиков проекты были определены как приоритетные, отвечающие европейским стандартам и Государственной целевой экономической программе по энергоэффективности, которые содержат такие компоненты, как энергоэффективность, охрана окружающей среды, улучшение качества товаров, работ и услуг, влияющих на здоровье и продолжительность жизни человека, уменьшение выбросов СО .

Проект МФО Всего средств, € млн Кредиты, € млн Е5Р Состояние проекта

Реконструкция водоканала/ ВКХ в Николаеве еиб 40 15.54 5.11 текущие работы

Реконструкция системы централизованного теплоснабжения в Житомире ЕБРР 16 10 5 в процессе реализации

Программа мероприятий «ДемоУкраина» для 10 муниципальных предприятий централизованного теплоснабжения нефко 14.5 4 0.5 в процессе реализации

Модернизация системы централизованного теплоснабжения по улице Сошенко в Ровно ЕБРР 2.75 2 0.5 в процессе подготовки

Реконструкция системы централизованного теплоснабжения в тернополе ЕБРР 16.1 10 5 в процессе подготовки

Проект повышения энергоэффективности в Запорожье ЕБРР 18.6 13 5 в процессе подготовки

Реконструкция системы централизованного теплоснабжения во Львове ЕБРР 31 21 10 в процессе подготовки

Повышение энергоэффективности зданий общественного назначения с помощью энергосервисных компаний ЕБРР 22.5 20 2.5 в процессе подготовки

оказание технической помощи тарифной комиссии регулятора ЕБРР ВБ 1.65 - 1.65 в процессе подготовки

Всего 161.45 95.54 32.25

Таблица 3. Проекты, утвержденные Фондом Е5Р на Украине

Источник: Европейский банк реконструкции и развития (Ъйр\\№«г№.еЪйхот).

В марте 2012 года в Киеве состоялось третье заседание координационной группы фонда, где были представлены 12 проектов на общую сумму более €230 млн в городах Кривой Рог, Харьков, Луганск, Се-веродонецк, Донецк, Луцк, Днепропетровск, Севастополь, Черкассы и Житомир. Реализация проектов позволит улучшить качество услуг населению по тепло- и водоснабжению, значительно повысить уровень энергосбережения путем уменьшения объемов потребления энергоресурсов учреждениями коммунальной сферы, которые содержатся за счет государственного и местных бюджетов, будет способствовать переходу на использование возобновляемых и альтернативных источников энергии.

Второе заседание Ассамблеи вкладчиков фонда состоялось в Лондоне в декабре 2012 года. Председательство взял на себя Европейский союз в качестве крупнейшего вкладника средств. Принимающей стороной стал ЕБРР как распорядитель средств Фонда Е5Р.

На заседаниия в качестве вкладчиков и голосующих участников

присутствовали представители Дании, органов Европейского союза, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, США, Украины, Финляндии, Швеции и Эстонии. В качестве наблюдателей участие в нем приняли Всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ, НЕФКО и СИБ, выступающие учреждениями-исполнителями. Кроме того, в качестве наблюдателей на заседании прсутствовали представители Азербайджана, Германии, Грузии, Молдовы и Румынии.

На утверждение ассамблеи были представлены два проекта. ЕБРР предложил проект повышения энергоэффективности зданий общественного назначения с привлечением к его реализации энергосервисных компаний (ЭСКО). Этот новаторский проект разработан для реализации в Днепропетровске, но его можно использовать в других городах Украины и странах Восточной Европы.

Общий объем утвержденной горсоветом Днепропетровска инвестиционной сметы на программу мероприятий с участием ЭСКО составляет €20 млн. Предлагаемые инвестиционные мероприятия обеспечат экономию расхода энергоресурсов почти на 30% и позволят уменьшить выбросы двуокиси углерода в объеме свыше 12 тыс. тонн в год. Для выполнения данной программы выбрано 71 здание общественного назначения, включая школы и больницы. На реализацию проекта ассамблея решила выделить грант в сумме €2.5 млн.

Кроме того, Всемирный банк совместно с ЕБРР обратился к Фонду Е5Р с просьбой о выделении гранта в сумме €1.65 млн на оказание технической помощи Национальной комиссии по регулированию рынка коммунальных услуг (НКРКУ) Украины. НКРКУ была создана в 2011 году с целью подготовки расчетов устанавливаемых тарифов с учетом окупаемости издержек для обеспечения полного возмещения операционных и инвестиционных затрат.

Ассамблея приняла решение о выделении такого гранта с учетом того, что тарифообразование играет решающую роль в успешном выполнении программы мероприятий Фонда Е5Р на Украине. По линии международных финансовых организаций были выданы кредиты для обеспечения финансовой устойчивости этих инвестиций с помощью тарифов, устанавливаемых на уровнях окупаемости. Более того, усиление финансовой устойчивости этого проекта станет стимулом для экономии энергоресурсов, позволит предприятиям централизованного теплоснабжения осуществлять техническое обслуживание имеющегося у них оборудования, приведет к сокращению бюджетных дотаций, составляющих значительную долю ВВП страны.

Исходя из результатов проведенного в 2012 году масштабного исследования, ассамблея согласилась распространить сферу действия партнерства на другие страны Восточной Европы. Фактически в положении о Фонде Е5Р уже предусмотрена возможность включения Азербайджана, Армении, Грузии и Молдовы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что на каждую страну — реципиента фонда Европейский союз сможет выделить взносы в сумме €10 млн в дополнение к тем средствам, которые он уже обещал внести на Украине. Процесс обусловлен формированием портфеля конкретных проектов для каждой из стран и привлечением донорских средств в достаточных объемах.

Первоначально средства фонда предназначались для целей повышения энергоэффективности на Украине. Исходя из суммы объявленных взносов — свыше €93 млн — для реализации на Украине уже утвержден ряд проектов, включая модернизацию сетей централизованного теплоснабжения, систем водоснабжения и водоотведения вместе с проведением мероприятий по энергосбережению, а также оказание технической помощи по реформированию среды (см. таблицу 3). Согласно расчетам за 15-летний срок службы эти девять проектных объектов в своей совокупности позволят экономить более 772 тыс. МВт-ч в год и снижать объемы выбросов С02 более чем на 272 181 тонну в год, что равнозначно эффекту уменьшения количества легковых автомобилей на дорогах более чем на 121 тыс. штук.

Следует отметить, что действующая нормативно-правовая база по сотрудничеству с фондом недостаточно совершенна. Продолжается разработка и утверждение порядка инициирования, подготовки и реализации проектов, которые претендуют на финансирование. Так, Минэкономразвития еще в начале 2012 года разработало проект порядка, который регулирует вопрос инициирования, подготовки и реализации проектов, поддерживаемых за счет средств Фонда Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде. Однако процесс согласования с другими центральными органами исполнительной власти идет достаточно медленно. На сегодня вышеупомянутый порядок все еще не утвержден Кабинетом министров Украины.

Между тем, в соответствии с распоряжением президента Украины от 19 октября 2012 года № 195/2012-рп «Вопрос участия Украины в Фонде Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде» был утвержден состав группы представителей Украины в координационной группе фонда.

Рассмотрим предложенный Минэкономразвития проект «Порядок инициирования, подготовки и реализации проектов, поддерживаемых ресурсами Фонда Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде», который регламентирует процедуру предварительного согласования проектного предложения

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАБОТЫ С ФОНДОМ Е5Р

перед представлением проекта на рассмотрение координационной группы фонда.

Согласно предложенному документом механизму инициатор проекта разрабатывает проектное предложение с учетом правил фонда и ежегодно до 1 декабря представляет его вместе с документами в бумажном и электронном виде в Минэкономразвития.

В свою очередь, Минэкономразвития проводит в пятидневный срок после поступления проектного предложения оценку его соответствия требованиям. Центральные органы исполнительной власти в трехнедельный срок после поступления проектного предложения проводят его экспертизу и направляют в Минэкономразвития экспертные заключения с информацией по существу проведенной экспертизы и рекомендациями относительно мер, которые предлагается принять бенефициару/инициатору проекта при его подготовке и реализации. Если любой из заинтересованных центральных органов исполнительной власти, проводивший экспертизу проектного предложения, направил замечания к проектному предложению, Минэкономразвития возвращает инициатору проектное предложение для доработки.

В случае получения положительных экспертных заключений от всех заинтересованных центральных органов исполнительной власти Минэкономразвития в трехнедельный срок обращается к международным финансовым организациям и проводит консультации с целью выявления заинтересованности относительно предоставления займов (кредитов) на реализацию проектов, совместно с бенефициаром/инициатором проекта организует представление отобранных проектных предложений на рассмотрение координационной группы фонда.

После заседания координационной группы Минэкономразвития информирует бенефициара/инициатора проекта и заинтересованные центральные органы исполнительной власти о результатах рассмотрения проектного предложения.

В случае принятия решения о представлении проекта на рассмотрение и утверждение Ассамблее вкладчиков Минэкономразвития сообщает о таком решении инициатору проекта. Инициатор проекта в месячный срок после получения письменного уведомления принимает решение об организации работы по подготовке проекта, назначает координатора проекта, образует группу управления проектом, составляет план мероприятий по подготовке проекта. Планом мероприятий предусматривается разработка документации конкурсных торгов и определяются источники и объемы финансирования разработки такой документации. Копию плана инициатор проекта подает в Минэкономразвития.

В случае утверждения проекта Ассамблеей вкладчиков фонда реципиент и инициатор проекта в установленном законодательством

практика интеграции

ЕЭИ — № 1 (22) февраль '14

порядке подписывают с исполняющими агентствами соглашение на реализацию проекта. О подписании соглашения бенефициар/ инициатор проекта информирует Минэкономразвития и направляет копии подписанных документов.

На наш взгляд, предложенный Минэкономразвития порядок, который регулирует вопросы инициирования, подготовки и реализации проектов, поддерживаемых за счет средств Фонда Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде, имеет существенные недостатки и нуждается в доработке.

Так, например, можно значительно упростить процедуру согласования путем предоставления инициатору проекта возможности самостоятельного получения необходимых заключений различных ответственных органов (Держекоинвестагенства, Госэнергоэффек-тивности, Нацкоммунуслуг и так далее) и подачи заявки в отраслевое министерство.

ВЫВОДЫ

Следует отметить, что работа партнерства привела к значительной активации проектной деятельности всех международных финансовых организаций. На Украине муниципальные образования и предприятия коммунального хозяйства активно стараются налаживать контакты с МФО по вопросам модернизации муниципального хозяйства.

Качество реализуемых с Фондом Е5Р проектов очень высоко и открывает возможности для будущих инвестиционных предложений. Полученные по линии Е5Р гранты становятся важным стимулом для уменьшения бремени кредитных обязательств.

Модернизация инфраструктуры централизованного теплоснабжения может оказаться очень сложной задачей, и усилия правительства Украины, направленные на проведение в этом секторе институциональных и нормативных реформ, уже дают некоторые позитивные результаты. Хорошим примером служит работа вновь созданного на Украине тарифного регулятора — Национальной комиссии по регулированию рынков коммунальных услуг.

Одной из сильных сторон партнерства Е5Р является взаимодополняемость учреждений-исполнителей. Каждое из них привносит собственные экспертные знания, задачи и опыт работы в рыночных условиях. Партнерство Украины с НЕФКО началось в 2010 году и развивается очень динамично. Будучи довольно небольшой организацией, действующей в рамках многостороннего донорского фонда, НЕФКО обладает уникальными специалистами по вопросам финансирования малых инвестиционных проектов. Кроме того, НЕФКО

хорошо знает местную специфику и имеет опыт работы с Украиной. Например, в рамках реализации совместного с НЕФКО проекта «Де-моУкраина» был проведен ряд мероприятий для 10 предприятий централизованного теплоснабжения по ознакомлению с технологиями повышения энергоэффективности и опытом их применения.

Таким образом, можно утверждать, что ресурсы международных финансовых организаций при условии эффективного использования служат важным источником обеспечения реализации приоритетных проектов и заданий социального и экономического развития, инструментом институциональных преобразований и международной интеграции.

Изменения условий экономической политики партнерства Украины и международных финансовых организаций оказывают влияние на политические, экономические, социальные процессы в республике, являются индикатором развития общества, экономической и в особенности инвестиционной привлекательности страны, уровня благосостояния населения.

ЛИТЕРАТУРА

Всемирный банк. Доступно на: http://www.worldbank.org

Европейский банк реконструкции и развития. Доступно на: http://www. ebrd.org

Киреев А. (2004) Международная экономика. Учебное пособие: в двух ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Москва: Международные отношения.

Климко Г., Блешмудт П. (2000) Сотрудничество Украины с международными финансовыми организациями. Финансы Украины, № 11.

Королев А. (2002) Эконометрика. Учебное пособие. — Москва: Европейский университет.

Постановление Кабинета министров Украины от 26 ноября 2008 года № 1027 «О порядке инициирования, подготовки и реализации проектов экономического и социального развития Украины, которые поддерживаются международными финансовыми организациями». Доступно на: http://www. zakon.rada.gov.ua

Распоряжение президента Украины от 19 октября 2012 года № 195/2012. О вопросах участия Украины в Фонде Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде. Доступно на: http://www. zakon.rada.gov.ua

Справка по проектному портфелю МФО на Украине. Доступно на: http:// www.me.gov.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.