Development of soft skills of heads of English language programs during the period of digital transformation of the university using the example of the EMI project
Кurbatova Olga Alekseevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Ufa University of Science and Technology (branch), Birsk
Кurbatova Svetlana Vladimirovna, Head of the Department for Development and Management of International Projects and Programs, Ural Federal University, Ekaterinburg
The purpose of the study is to develop and test tools for the development of “soft skills” of heads of English-language programs for foreign students during the period of digital transformation of the Ural Federal University on the basis of an original educational project. The article discusses the experience of implementing the EMI (English as a Medium of Instruction) project for heads of English-language programs with a technical education. The scientific novelty lies in the fact that we have proposed and successfully tested effective tools for developing soft skills for managers of English-language programs for foreign students, developed for the project. Based on the results of a content analysis of activities within the EMI project, the article highlights the most significant stages and methods of developing “soft skills”, and also provides the results of completing developmental modules within the project.
Keywords: soft skills; digital transformation; EMI project; English as a Medium of Instruction: English as a teaching tool.
Цитировать: Курбатова О.А., Курбатова С.В. Развитие soft skills руководителей англоязычных программ в период цифровой трансформации университета на примере проекта EMI // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 343-352. EDN: VBGQES. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.62
Курбатова Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Уфимский университет науки и технологий (филиал), Бирск
Курбатова Светлана Владимировна, Начальник отдела развития и управления международными проектами и программами, Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Цель исследования – разработка и апробация инструментов развития «мягких навыков» (soft skills) руководителей англоязычных программ для иностранных студентов в период цифровой трансформации Уральского федерального университета на базе оригинального образовательного проекта. В статье рассматривается опыт реализации проекта EMI (English as a Medium of Instruction – Английский как инструмент преподавания) для руководителей англоязычных программ, имеющих техническое образование. Научная новизна заключается в том, что нами предложены и успешно апробированы разработанные для проекта эффективные инструменты развития soft skills руководителей англоязычных программ для иностранных студентов. По результатам контент-анализа мероприятий в рамках проекта EMI в статье отмечены наиболее значимые этапы и способы развития «мягких навыков», а также приведены результаты прохождения развивающих модулей в рамках проекта.
Ключевые слова: soft skill; мягкие навыки; цифровая трансформация; проект EMI; English as a Medium of Instruction; Английский как инструмент преподавания.
УДК 37
5.8.7
Курбатова О.А., Курбатова С.В.
Развитие soft skills руководителей англоязычных программ в период цифровой трансформации университета на примере проекта EMI
Введение
Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что развитие любой организации зависит, прежде всего, от компетенции ее персонала. В большей степени речь идет о руководителях, так как именно они задают вектор развития и осуществляют контроль всех процессов. В последнее время происходит качественное изменение природы управления за счет повышения роли социальной и психологической составляющих. В сегодняшних условиях выигрывает тот, кто беспрерывно приобретает новые знания и навыки и успешно внедряет новейшие технологии.
При трансформации классического вуза в цифровой вуз часто становится необходимым объединить потенциал цифровых образовательных платформ, а также интеллектуальной системы построения процесса обучения, учитывающей текущий набор компетенций обучающегося, его индивидуальный график, целевые профили компетенций, соответствующие его будущему виду деятельности [1, с. 23]. При этом процессы цифровой трансформации должны затронуть все без исключения структурные подразделения и бизнес-процессы, существующие в вузе. И так как современный руководитель не может не реагировать на постоянные процессы трансформации институтов современного общества, поэтому особую роль предикторов выполняют soft skills («мягкие навыки»), сформированные у руководящего состава.
Однако в научной литературе практически отсутствует информация о развитии «мягких навыков» у преподавателей вузов, особенно тех, кто, имея техническое образование, ведет процесс обучения на английском языке, испытывая при этом некоторые трудности при подаче материала, некую психологическую «зажатость» в работе с иностранными студентами, затруднения в языковой и ментальной коммуникации, что является проблемой для появления новых образовательных программ для данного контингента студентов. Эти обстоятельства послужили индикатором создания проекта EMI в вузе.
Цель исследования структурировала задачи: 1) раскрыть содержание дефиниции «мягкие навыки» в рамках теоретического анализа соответствующей литературы; 2) изучить основные подходы к технологиям развития «мягких навыков» у руководителей англоязычных программ; 3) рассмотреть эмпирическое исследование основных инструментов (модулей) по развитию «мягких навыков» в рамках проекта EMI; 4) резюмировать итоги работы по развитию soft skills руководителей англоязычных программ вуза.
В качестве основных методов использовались общие и частные методы исследования: анализ, синтез, систематизация и классификация фактов научной литературы и практического исследования, а также методы количественной и качественной оценки и обработки информации: анкетирование, интервьюирование, контент-анализ.
Теоретической базой исследования послужили работы, раскрывающие основные определения дефиниции «мягкие навыки» [1, 3, 4], вопрос применения и соотношения «мягких (soft skills) и «твердых (hard skills) навыков», в том числе и в образовании [2]; исследующие уровень soft skills как индикатор профессиональной успешности и лидерства [5], а также работы зарубежных авторов о технологии развития soft skills в разных образовательных сферах [8, 9].
Практическая значимость работы. Основные положения и идеи данного образовательного проекта EMI могут быть использованы в работе других университетских программ в связи со своей универсальностью и коммерческой рентабельностью.
Таким образом, мы отмечаем, что в основе проекта EMI находится важный запрос на повышение качества создаваемых англоязычных программ, умения их руководителей с помощью soft skills повышать востребованность данных программ в мировом образовательном пространстве, что, несомненно, увеличивает коммерческий потенциал университета на внутренних и внешних рынках.
Основная часть
Термин «soft skills» является одним из ведущих трендов современного мира, но так же, как и «hard skills» не имеет единого унифицированного перевода на русский язык. В профессиональной литературе и в статьях можно встретить следующие термины: «мягкие навыки» и «гибкие навыки». Для нашей работы мы выбрали наиболее точный перевод термина «мягкие навыки». Оксфордский словарь дает ему следующее определение – это «личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми» [10, с.314]. Вместе с тем, содержательная сторона понятия требует интегративного понимания среды и личностного ресурса. «Мягкие навыки» – «комплекс неспециализированных, важных для карьеры человека надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т.е. не связаны с конкретной предметной областью» [9, с. 56].
Исследователи определяют и рассматривают понятие «мягкие навыки» через призму своего восприятия и сферы научных интересов. Рассмотрим, как разные авторы трактуют понятие «мягкие навыки» в таблице 1 (контент-анализ дефиниции «soft skills») [2].
Таблица 1 – Определения понятия «мягкие навыки»
Автор Определение «мягких навыков»
Татаурщикова Д. (англ. «мягкие навыки») это унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относятся: управление личным развитием, умение оказать первую помощь, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров, лидерство и т.д.
Сосницкая О. это коммуникативные и управленческие таланты. К ним относятся: умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации, находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство, в общем, те качества и навыки, которые можно было бы назвать общечеловеческими, а не те, которые присущи людям определенной профессии.
Шипилов В. это социально-психологические навыки: публичные, коммуникативные, лидерские, командные и другие, которые могут пригодиться в большинстве жизненных ситуациях, связаны с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой.
Гайдученко Е.
Марушев А. это навыки, которые помогают быстро находить общий язык с окружающими, заводить и удерживать связи, успешно доносить свои идеи, быть хорошим коммуникатором и лидером. «Мягкие навыки» необходимы как для повседневной жизни, так и для работы.
Давидова В. рассматриваются как приобретенные навыки, которые получил человек, через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности. Вот почему эти навыки так ценятся на рабочем месте и при приеме на работу.
Отметим, что практически все определения, тем или иным образом, взаимосвязаны, а некоторые взаимно дополняют друг друга. В период пандемии ковида человечество в полной мере ощутило, что живое общение и качественное образование становится наиболее важными ценностями, а социальная работа и педагогика становятся все более востребованными в обществе. Кроме того, в психологии «мягкие навыки» относят к числу социальных навыков, таких как межличностное общение, умение убеждать, личностное развитие, индивидуальный подход, лидерство, ведение переговорных процессов, работа в команде, управление временем, эрудированность, креативность и т. п. Также «мягкие навыки» – это термин, который используется для описания EQ (emotional quotient) человека. EQ, или коэффициент эмоционального интеллекта – совокупность личностных черт, социальных качеств, коммуникабельность, язык, личные привычки, дружелюбие и оптимизм, которые характеризуют отношения с другими людьми.
Но в начале XXI века человечество столкнулось и в полной мере ощутило возрастающую скорость изменений. Скорость смены экономического ландшафта [6] накладывает отпечаток и на то, как устроены современные профессии и в большей степени на требования к руководителю. Именно поэтому эксперты активно заговорили о важности «мягких» навыков, которые потребуются вне зависимости от того, в какой отрасли или индустрии человек будет работать в будущем. Одна из актуальных задач руководителей университетов – обеспечение успешного функционирования вуза как мультикультурного образовательного учреждения [8, с. 25]. В связи с этим на первый план для руководителей вузов из перечня «мягких навыков» выходят лидерство, стратегическое мышление, коммуникативные и предпринимательские навыки.
По данным одного из основных международных рейтингов университетов QS World University Rankings, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина занимает 351 позицию в мире [7]. Достаточно долгое время УрФУ успешно применяет лучшие образовательные практики и создает новые международно-ориентированные программы на основе сильных исследовательских областей. С 2014 года в университете открыто и реализовано более 40 программ, частично или полностью реализующихся на иностранном языке. По официальным данным 2023 года, в УрФУ обучается более 4400 иностранных студентов, слушателей и 212 иностранных аспирантов из более 100 стран мира.
Департамент международных образовательных программ (ДМОП) УрФУ был создан на базе Института международного образования в 2015 году. Командой ДМОП был разработан и запущен в октябре 2020 года проект EMI (English as a Medium of Instruction – Английский как инструмент преподавания) при поддержке проректора по образовательной деятельности и Международного научно-методического центра трансфера компетенций цифровой экономики УрФУ.
Актуальность проекта для вуза
Цифровая экономика ориентирована на создание необходимых условий для проявления новых перспективных и прорывных цифровых технологий, а также на применение передовых инновационных моделей организации бизнеса, торговли, логистики, производства, в том числе и сферы образования. Вузы трансформируют подходы и к учебному процессу, и к научной деятельности, создавая собственные цифровые образовательные экосистемы. Уральский федеральный университет (УрФУ) является одним из лидеров в цифровизации среди российских вузов.
С 2019 года в Уральском федеральном университете реализуется программа цифровой трансформации, развивающая существующие информационные сервисы и создающая новые. Актуальность программы EMI (English as a medium of instruction) непосредственно связана с ростом спроса на международное образование в России и необходимостью привлечения большего количества иностранных студентов в Уральский федеральный университет. В связи с этим появляется большая потребность в преподавании на иностранном языке в сфере высшего образования.
Содержание проекта
Цель проекта EMI заключается в создании уникальной для УрФУ системы мероприятий и образовательных продуктов, направленных на развитие языковых компетенций и «мягких навыков», связанных с преподаванием на английском языке у преподавателей, руководителей образовательных программ, молодых ученых УрФУ и других университетов и партнеров.
В соответствии с целью были определены задачи проекта, среди которых основными были: 1) развить soft skills у участников проекта в области применения современных методик преподавания дисциплин на иностранном языке и технологий организации образовательной деятельности по различным образовательным программам; 2) избавить участников от «страха публичных выступлений» на иностранном языке; 3) проработать психологические «зажимы» и трудности, возникающие в процессе работы с иностранными студентами.
В качестве целевой аудитории проекта EMI были определены представители профессорско-преподавательского и административного состава УрФУ, работающие по трем основным направлениям: математика, информатика и цифровые технологии, владеющие английским языком на уровне не ниже В1. По результатам тестирования было отобрано по указанным выше критериям 80 человек из 110 заявок на участие в программе EMI.
Рассмотрим центральное ядро проекта, состоящего из трех основных модулей, явившихся содержательным контентом для формирования навыков soft skills вышеперечисленных групп участников проекта EMI.
Модуль 1. Программа повышения квалификации «Английский как инструмент преподавания». Итоговая аттестация: тестирование Pearson; трекинг прогресса участников; экспертная оценка итоговой работы (аннотация итогового продукта) и видео-визитка. Данный модуль реализовывался в форме программы повышения квалификации «Английский как инструмент преподавания» (74 часа) с предоставлением учебной программы.
Цель модуля 1: сформировать представление преподавателей, руководителей общеобразовательных программ, молодых ученых УрФУ, работающих с иностранными студентами по направлениям Математика, Информатика и Цифровые технологии, о языковых компетенциях и «мягких навыках» (для преподавания и создания онлайн-курсов на иностранном языке).
После проведения входного тестирования Pearson Placement Speaking Test командой проекта EMI были отобраны 65 человек из числа подавших заявку (направления: Математика, Информатика и Цифровые технологии). Следует отметить, что Pearson Placement Speaking Test – это адаптивный вид теста (сложность заданий адаптируется под каждого сдающего, что гарантирует высокую точность результата), который проводится онлайн и позволяет максимально точно оценить уровень владения английским языком по всем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо, а также практическая грамматика и словарный запас). При помощи визуальной шкалы тестирование позволяет определить сильные и слабые стороны участника и получить перечень рекомендаций о том, какие навыки необходимо отработать для перехода на более высокий уровень владения английским языком. Пример полученных результатов одного из участников входного тестирования представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Пример полученных результатов входного тестирования Pearson Speaking участников проекта EMI
При помощи визуальной шкалы можно определить сильные и слабые стороны участника и получить перечень рекомендаций о том, какие навыки необходимо отработать для перехода на более высокий уровень владения английским языком. Данный слушатель обладает уровнем владения английским языком B2, грамматика, чтение и письмо развиты на достаточно высоком уровне, развитие лексического запаса, аудирование и говорение – это те виды речевой деятельности, на которые необходимо обратить внимание. У слушателя наблюдается высокий потенциал для перехода на уровень Advanced B2+. После проведения индивидуального тестирования каждый участник получил вместе с результатами тестирования также перечень индивидуальных рекомендаций, перечень которых отображен на Рисунке 2.
Рисунок 2 – Индивидуальные рекомендации
По результатам тестирования были получены следующие результаты (рис. 3).
Рисунок 3 – Результаты тестирования
Входное тестирование позволило сгруппировать слушателей по трем основным уровням владения английским языком (А, В, С), разработать и затем внедрить дополнительный грамматический модуль на проработку «слабых» мест слушателей с методистом-куратором.
Центральное ядро проекта EMI
Этапы и модули проекта представлены в таблице 2:
Таблица 2 – Этапы и модули проекта
Описание этапа, количество участников, форма реализации Период реализации Итоговая аттестация
Подготовительный этап:
Отбор участников.
Было отобрано 80 человек из 110 заявок по критериям Сентябрь 2020 Входное тестирование Pearson в группах
Этап первый:
Модуль 1. Программа повышения квалификации «Английский как инструмент преподавания» Языковые компетенции и «мягкие навыки»
65 человек зачислено (общим итогом) Октябрь- Декабрь 2020 Тестирование Pearson
Трекинг прогресса участников.
Экспертная оценка итоговой работы (аннотация итогового продукта) и видео-визитка
Этап второй:
Модуль 2. Программа повышения квалификации «Английский как инструмент преподавания для направлений: информатика, математика и цифровые технологии»
45 человек Февраль- Апрель 2021 Экспертная оценка разработанных материалов будущего образовательного продукта (аннотация, силлабус).
Трекинг прогресса участников
Этап третий:
Модуль 3. Интенсив. Программа повышения квалификации «Разработка образовательных программ на английском языке для развития ключевых направлений цифровой экономики: информатика, математика и цифровые технологий»
20-30 человек Апрель/ Май 2021
(1 неделя) Оценка предложения образовательного продукта экспертной комиссией (представление в форме текстовых материалов, презентации и видео)
Цель модуля 1: сформировать представление преподавателей, руководителей ОП, молодых ученых УрФУ, работающих с иностранными студентами по направлениям Математика, Информатика и Цифровые технологии, о языковых компетенциях и «мягких навыках» для преподавания и создания онлайн-курсов на иностранном языке.
Задачи: 1) развить способность применять современные методики преподавания дисциплин на иностранном языке и технологии организации образовательной деятельности по различным образовательным программам; 2) научить формировать англоязычную образовательную среду, используя языковые компетенции и «мягкие навыки», а также применять профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики; 3) подготовить участников проекта к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения на иностранном языке студентов технических специальностей, к анализу результатов процесса их использования; 4) научить участников проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения на иностранном языке; 5) избавить участников проекта от «страха публичных выступлений» на иностранном языке; 6) проработать психологические «зажимы» и трудности, возникающие в процессе работы с иностранными студентами.
Краткое описание сессий и приобретаемые «мягкие навыки» представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Список сессий
Наименование сессии Описание Формирование навыков и компетенций
Academic Teaching Excellence (ATE) Занятие по научному руководству на английском языке, а также современным методическим приемам работы со студентами, используемым в ключевых вузах мира.
Также дисциплина включает подготовку лексики преподавателя. Сессия ATE нацелена на развитие профессиональных навыков преподавателей, не имеющих лингвистического образования
профессиональные навыки преподавателя:
- подготовка лекционных материалов и уверенное преподавание на английском языке;
- ведение лекций для аудиторий, уровень английского языка в которых сильно варьируется;
- эффективное общение на английском языке со студентами, для которых английский язык не является родным;
- использование английского языка руководителями научных работ.
Деловое и академическое письмо
Практические занятия по деловой переписке и академическому письму, направленные на развитие и совершенствование компетенций в области письменной научной коммуникации, обеспечивающих высокий уровень подготовки преподавателей и научных сотрудников
- компетенции в области письменной научной и деловой коммуникации;
- навыки письменной научной коммуникации;
- навык структурирования академических работ;
- умение свободно и аргументированно излагать мысли по научной проблеме, используя соответствующую лексику на английском языке.
GrammarWay Практические занятия по грамматике английского языка, реализуемые в двух форматах:
- формат лекций на заданную грамматическую тему с отработкой на практике (групповая работа);
- формат индивидуальных консультаций по проблемным темам и заданиям с каждым участником. - грамматическая компетенция в изучении английского языка;
- коммуникативная компетенция;
- навык конструирования грамматически правильных форм и синтаксических конструкций;
- умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания.
Современные технологии обучения
Вебинар от партнера проекта EMI школы Sky Eng, направленный на формирование представления участников о новых подходах и технологиях обучения на английском языке (коммуникативный метод, проектное обучение, геймификация, интерактив и др.)
(«мягкие навыки») - межотраслевая коммуникативная компетенция;
- умение работать в команде;
- умение правильно выбирать методы и технологии обучения в зависимости от потребностей обучающихся.
Icebreaker Тренинг- игра с применением активного метода обучения, нацеленного на преодоление трудностей в общении между членами группы на этапе знакомства
(«мягкие навыки») - коммуникативные компетенции;
- умение работать с незнакомой аудиторией;
- навык работы в команде;
- языковая компетенция.
Национальные особенности иностранных студентов (SkyEng) Вебинар от партнера проекта EMI школы Sky Eng, направленный на изучение этнопсихологических особенностей иностранных студентов и национальных различий их образовательных систем
(«мягкие навыки») - коммуникативная компетенция;
- компетенция межкультурности и открытости;
- умение сочетать преподавание на английском языке и культурных особенностей студентов;
- умение избегать типичных ошибок межкультурного общения.
Soundright Тренинг с профессиональным англоязычным телеведущим, направленный на формирование представления участников о фонетике английского языка, об официальных акцентах в английском языке и особенностях работы с иностранной аудиторией.
(«мягкие навыки») - коммуникативная компетенция;
- фонетические навыки;
- навык публичного выступления (подготовленная речь и экспромт);
- умение повысить вовлеченность аудитории;
- умение уверенно строить общение;
- навык организации своего времени.
Mindfitness Общеразвивающий тренинг, направленных на тренировку памяти, концентрации внимания, развития логического и творческого мышления, снижения уровня стресса и предотвращения эмоционально-профессионального выгорания педагогов
(«мягкие навыки») - навык тренировки памяти, концентрации внимания, развития логического и творческого мышления;
- умение работать индивидуально и в команде;
- коммуникативная компетенция;
- умение быстро переключать внимание между сенсорными модальностями;
- умение работать в стрессовых условиях и условиях неопределенности;
- навык планирования и интеграции полученных знаний.
OnAir
Тренинг с профессиональным радио-ведущим о возможности легко выстраивать диалог с гипотетической аудиторией
(«мягкие навыки») - языковые и коммуникативные компетенции;
- навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией;
- повышение профессионального речевого мастерства;
Работа перед камерой Тренинг с профессиональным телеведущим, направленный на освоение инструментов для коммуникации любого уровня и любого формата, и обучению выигрышно смотреться в кадре. Вторая (практическая) часть тренинга направлена на отработку полученных инструментов и техник на практике перед камерой
(«мягкие навыки») - коммуникативная компетенция;
- навык публичного выступления с записью на камеру;
- умение быть «в кадре»;
- навык правильного дыхания во время говорения;
- навык преодоления психологических барьеров в общении, в том числе в публичной речи;
- умение правильно подготовить выступление.
В качестве одного из компонентов итоговой аттестации по модулю 1 было проведено тестирование Pearson Progress Test. Данное тестирование показало прогресс каждого участника в области языковой компетенции и проработку по всем видам речевой деятельности за курс. Участники проекта продемонстрировали не только уровень владения «мягкими навыками»: речевая коммуникация, деловое общение, публичное выступление, взаимодействие с незнакомой аудиторией на английском языке, успешное транслирование собственных идей, лидерские качества и т.д., но и значительно развили их с помощью тренингов под руководством профессиональных коуч - тренеров.
Также участниками проекта EMI были подготовлены аннотации образовательных продуктов и видео-презентация проектов на английском языке. Все полученные материалы прошли проверку экспертной группы, и лучшие образовательные продукты были отобраны для участия в модуле 2 (все сопроводительные материалы проекта EMI, записи вебинаров, домашние задания находятся в доступе у участников и преподавателей на следующих ресурсах: MS Teams, One Drive и YouTube. Специально для проекта EMI разработаны дизайн, символика, сайт, сувенирная продукция, брендинг, а также созданы аккаунты в социальных сетях и общие чаты участников в мессенджере WhatsApp.
После отбора по окончании Модуля 1 и экспертной оценки итоговой работы участников в январе 2021 года был произведен отбор 45 участников с лучшими результатами для прохождения Модуля 2.
Модуль 2 реализуется в форме программы повышения квалификации «Английский как инструмент преподавания для направлений: информатика, математика и цифровые технологии» на 74 часа. Итоговая аттестация: экспертная оценка разработанных материалов будущего образовательного продукта: аннотация, силлабус (учебно-методическая программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемого предмета, цели и задачи, краткое содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки и список основной и дополнительной литературы); трекинг прогресса участников, в том числе анализ уровня приобретенных «мягких навыков» и языковых компетенций.
Целью Модуля 2 является формирование представления участников о методологии разработки курсов, силлабуса, определения целевой аудитории и ключевых рынков для продвижения программы и реализации курсов или иных образовательных продуктов на иностранном языке, совместно с развитием языковых компетенций и «мягких навыков» (soft skills).
Задачи модуля 2: 1) формирование рабочих групп (от 1 до 3 человек в рабочей группе); 2) финальное определение разрабатываемого образовательного продукта (программа ВО, онлайн-курс, программа повышения квалификации, дисциплина/модуль); 3) разработка материалов будущего образовательного продукта (аннотация, силлабус); 4) определение целевой аудитории.
Содержание программы Модуля 2 состояло из нескольких блоков:
А) Методологический блок: 1) особенности онлайн образования в мире; 2) требования к разработке онлайн - курса в УрФУ и на международных платформах; 3) обучение формам педагогического дизайна для данного курса; 4) рынок образовательных курсов и определение целевой аудитории; 5) разработка учебно-методических программ на английском языке.
Б) Лингвистический блок:
1) Expert days (работа с практикующими переводчиками и преподавателями из областей: математика, информатика и цифровые технологии); 2) English breakfast (форма практикума на английском языке, подразумевающая дискуссии на различные темы, предлагаемые модератором, например, экология, образование, бизнес и тп.); 3) Free Talk: training of Public speech (своеобразный «свободный микрофон» для желающих выступать на английском языке); 4) научные статьи и международные публикации; 5) основы устного и письменного перевода; 6) деловое и академическое письмо: особенности написания научных статей; 7) Grammar Way (практические занятия по грамматике английского языка).
В) «Мягкие навыки» (soft skills):
1) Этикет, имидж, дресс-код, невербалика; 2) «Soft skills: тайм-менеджмент и эмоциональный интеллект» (лекции и практикумы от экспертов по развитию «мягких навыков»); 3) Тренинг «Language barrier over come» (тренинг по преодолению языкового барьера).
По окончанию Модуля 2 было проведено промежуточное тестирование Pearson и презентация образовательного продукта (детально).
Модуль 3 реализовывался в форме экспресс - программы повышения квалификации «Разработка образовательных программ на английском языке для развития ключевых направлений цифровой экономики: информатика, математика и цифровые технологий» (интенсивный курс) на 30 часов.
Цель: Разработать концепцию образовательного продукта на английском языке.
Задачи: 1) формирование продукта образовательной программы на английском языке; 2) работа с онлайн-продуктами: финансовая модель, продвижение; 3) расширение профессионального вокабуляра у преподавателей направлений: математика, информатика и цифровые технологии; 4) подготовка эффективных презентаций будущих проектов; 5) формирование «мягких навыков».
Содержание модуля 3:
Ключевые дисциплины: 1) Финансовое планирование онлайн-курса, расчет и анализ стоимости продукта. Разработка онлайн-курса - эффективный запуск и сопровождение. Экспертный день (по отраслям). 2) Запись видеоконтента: работа перед камерой, отработка речи, имидж, работа с дизайнером презентации/материалов («мягкие навыки»). Сопутствующие дисциплины: 1) разработка презентаций (Elevator pitch); 2) психолингвистическая игра; 3) ATE (Academic teaching excellence).
По окончанию третьего модуля участники прошли финальное тестирование Pearson на владение английским языком и представили экспертной комиссии финальную версию образовательного продукта с сопутствующими нормативными документами. Лучшие идеи участников взяты на рассмотрение для получения финансирования на реализацию образовательных проектов.
Рассмотрим результаты участников, полученные после прохождения модуля 1 программы EMI: стартер (минимальный уровень) - 0%, А1 - 5,5%, А1+ - 0%, А2 - 5%, А2+ - 16%, В1 - 7,5%, В1+ - 14,5%, В2 - 6,5%, В2+ - 13%, C1 - 8%, C2 - 1,6%. Наглядно сравнительные результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Сравнительные результаты тестирования
Таким образом, мы можем сделать вывод, что за период реализации модуля 1 слушатели программы EMI повысили уровень владения английским языком в среднем на 1 ступень.
Следующим этапом оценки эффективности проекта EMI стало анкетирование участников проекта EMI после прохождения модулей.
1) Какие «мягкие навыки» (soft skills) Вы считаете наиболее важными для себя?
2) Какие «мягкие навыки» Вы приобрели за время обучения?
Кратко проанализируем ответы участников на вопросы № 1 и 2. В вопросе №1 «Какие «мягкие навыки» (soft skills) Вы считаете наиболее важными для себя?» участники отдали предпочтение навыку публичного выступления (82%), коммуникативным навыкам (76%), адаптивности к изменениям (53%), работе в команде (47%), непрерывному обучению (41%) и эмоциональному интеллекту (29%). Наименьший процент участников из числа участников проекта выбрали следующие «мягкие навыки» в качестве приоритетных: целеустремленность (6%) и уверенность в себе (6%). Для наглядности результаты представлены в виде круговой диаграммы на рисунке 5.
Рисунок 5 – Важные для участников проекта EMI «мягкие навыки» Отвечая на вопрос № 2 «Какие «мягкие навыки» Вы приобрели за время обучения?», участники отметили, что смогли развить следующие «мягкие навыки» (рис. 6).
Рисунок 6 – Приобретенные участниками проекта EMI «мягкие навыки»
Делая выводы на основании проведенного исследования результатов участников после прохождения программы EMI, следует отметить, что уровень владения «мягкими навыками значительно повысился, что, несомненно, говорит о пользе данного проекта для преподавателей, работающих с иностранными студентами и создающих профильные программы обучения.
Заключение
Опираясь на результаты исследования, мы подтверждаем, что в основе проекта EMI, проводимого в Уральском федеральном университете, находится важный запрос на повышение качества создаваемых англоязычных программ, умения их руководителей с помощью soft skills повышать востребованность данных программ в мировом образовательном пространстве. В ходе практического исследования на базе проекта EMI было установлено, что большинство участников из числа руководителей англоязычных программ повысили уровень владения английским языком в среднем на одну ступень, а также развили такие «мягкие навыки», как: работа в команде, коммуникативные навыки, публичное выступление и уверенность в себе. Проект EMI в своей основе имеет уникальную возможность гибкого варьирования составляющих любого модуля, что позволит применять его в дальнейшем, создавая новое наполнение проекта. Разработанные в его основе инструменты развития «мягких навыков» обеспечат в будущем руководителям англоязычных программ для иностранных студентов УрФУ более высокий уровень профессионального роста и, несомненно, увеличат коммерческий потенциал университета на внутренних и внешних рынках.
Литература:
1. Берсенев Д.Н., Воронов А.А., Тинякова В.И. Перспективы и возможности роста экспорта образовательных услуг в современном российском образовании. – Текст: непосредственный // Экономика: теория и практика. – 2019. – № 3 (55). – С. 20–26.
2. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение. – 2017. - Том 9, №1. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения 29.07.2023).
3. Перечень навыков soft skills. Текст: электронный // Корпоративный менеджмент: [сайт] – URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft skills. shtml (дата обращения 29.07.2020).
4. Статистика. ТОР-500 крупнейших компаний мира: [сайт] – URL: https://www.business-gazeta.ru/article/10540 (дата обращения 29.07.2023).
5. Федорчук Ю.М. Уровень soft skills как индикатор профессиональной успешности современного руководителя образовательной организации // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2019. – С. 110-114.
6. FOREX: [сайт] – URL:https://fxssi.com/ (дата обращения 07.06.2020).
7. International university rankings. URL: https://urfu.ru/ru/about/today/figures/ (дата обращения 07.08.2023).
8. Lippman L.H., Workforce connections: «key soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields / L.H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, A. Kristin. – London: Child Trends Publication, 2015. –56р.
9. Legon R., Lombardi J. V., Rhoades G. Leading the University: The Roles of Trustees, Presidents, and Faculty. –Text // Change: The Magazine of Higher Learning. – 2013. – Vol. 45.–№ 1. – P. 24-32. – URL: https://collegepresidentresearch.uark.edu (дата обращения 20.10.2020).
10. Oxford English Dictionary. –2nd edition. – Oxford: Clarendon Press, 1989. – 624 р.