Научная статья на тему 'Развитие Smart-образования как инновационной технологии'

Развитие Smart-образования как инновационной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1040
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алетдинова Анна Александровна, Мельниченко Алина Анатольевна

Основными тенденциями в современной экономике становятся развитие информационных технологий, диффузия знаний и технологий, рост количества открытых инноваций, переход на новые формы и методы организации деятельности. Размываются и границы образовательной среды, структура ее непрерывно видоизменяется под текущие потребности общества. Если классическая система образования привязана всегда географически к месту нахождения образовательного учреждения, то при smart-образовании происходит перенос образовательного процесса в электронную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends in the modern economy are information technology development, diffusion of knowledge and technology, the increasing number of open innovation, transition to new forms and methods of work organization. Blurred boundaries and educational environment, its structure is continuously updated to the current needs of society. If the classical system of education is always tied geographically to the location of the educational institution, at smart-education is the transfer of the educational process in the electronic environment.

Текст научной работы на тему «Развитие Smart-образования как инновационной технологии»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 37.01:007

РАЗВИТИЕ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ как инновационной

ТЕХНОЛОГИИ

А.А. Алетдинова, А.А. Мельниченко

Основными тенденциями в современной экономике становятся развитие информационных технологий, диффузия знаний и технологий, рост количества открытых инноваций, переход на новые формы и методы организации деятельности.Это приводит к появлению новых видов взаимодействий, частичной замене рыночной и государственной форм управления сетевой, адаптации организаций и общества, активному привлечению потребителей-стейкхолдеров, смене структуры потребностей, повышению оборачиваемости капитала и т.д.

Главная особенность современного общества состоит в сетевой логике использования информации. На первый план выходят понятия сетевых информационных потоков, сетевых структур и взаимодействия. Экономика спонтанно трансформируется в сетевую, т.е. в «непрерывно текущее пространство потоков», получая способность непрерывных обновлений. При таком информационном способе развития источник производительности в воздействие знаний на знания, что отражается в технологиях генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации [1]. Размываются и границы образовательной среды, структура ее непрерывно видоизменяется под текущие потребности общества.

Н. Кондратьев, автор модели социально-экономического развития, связал циклическое развитие с НТП (научно-техническим прогрессом) и нововведениями, которые способны инициировать переход к новому технологическому укладу. Смена последнего предопределяет неравномерный ход НТП. Российская экономика многоукладная, в настоящее время ее развитие связывают с переходом к пятому укладу (табл. 1).

Таблица 1

Основные характеристики технологических укладов

Показатель Технологический уклад

Четвертый Пятый Шестой

1 2 3 4

Период доминирования 1930 - 1980 гг. 1985 - 2035 г. С 2035 г.

Преимущества по сравнению с предыдущим технологически м укладом Массовое и серийное производство Индивидуализация и повышение гибкости производства и потребления, преодоление экологических ограничений по энерго- и материалопотреблению на основе АСУ, деурбанизация на основе телекоммуникационных технологий Энергосберегающие технологии, наноэлектроника, системы искусственного интеллекта

Трансформация экономических отношений Доминирование техноструктуры в организации Переход к сетевой интеграции организаций Переход на компонентную технологию (гетерогенная сетевая среда, Профессиональные реляционные СУБД с открытым интерфейсом)

Развитие ^ша^-образования как инновационной технологии

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

Основной фактор роста общественной производительности труда Труд, земля, капитал, информация, предпринимательские способности Наука Инновационный человек Инновационный человек

Распространенные виды образования Классическое образование Классическое образование 8ша11-образование Классическое образование 8ша11-образование с использованием искусственного интеллекта

Ее ядро составят электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство, переработка газа и информационные услуги.

Экономические отношения трансформируются в сетевую интеграцию организаций, а основным фактором роста общественной производительности труда становится наука. Это позволяет предположить, что в условиях инновационной экономики из факторов косвенного влияния НТП становится фактором прямого.В условиях экономики знаний, компетенций и сетевого взаимодействия растет роль человеческого фактора. В шестом технологическом укладе инновационный человек станет основным фактором роста общественной производительности труда. Этот фактор значим уже и в этом десятилетии. Его опыт, накопленный знания, предпринимательские способности стали основной инновационного развития экономики.

Развитие сетевого взаимодействия обеспечило диффузию знаний, позволило населению получать дополнительное образование дистанционно [2, 3, 4]. Техническая революция дала толчок к появлению Smart-технологий, которые представлены изменениями общества, организаций, продуктов и услуг, образования, мировоззрения, в их основе лежат новации. Как отмечают Карманов М. В. и Карманов А. М., речь идет о правильном использовании практических возможностей инноваций, связанных с процессом организации жизнедеятельности человека [5].

Если классическая система образования привязана всегда географически к месту нахождения образовательного учреждения, то при смарт-образовании эти границыстираются. Происходит перенос образовательного процесса в электронную среду. Ученые, занимающиеся разработкой концепций БшаЛ-образования, используют различные подходы к его определению (табл. 2). Мы выделили следующие, как: образовательная, интеллектуальная среда; совокупность учебных заведений и профессорско-преподавательского состава, новый вид образования, развитие личности человека и формирование smart-компетенций.

Таблица 2

Подходы к понятиюэнииЧ-образования

Подходы к определению Определение Авторы

1 2 3

Образовательная, интеллектуальная среда Новейшая образовательная среда; объединение усилий преподавателей, специалистов и студентов для использования всемирных знаний и перехода к активному контенту Ширяй А. В. [6]

Создание интеллектуальной среды непрерывного развитиякомпетентностей обучающихся, включая обучение формального и неформального типов,результатом которых являютсяизменения демонстрируемого поведения путем применения приобретенных новых компетенций Дмитриевская Н. А. [7]

А.А. Алетдинова, А.А. Мельниченко

Продолжение табл. 2

1 2 3

Совокупность учебных заведений и профессорско-преподавательского состава Объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. Тихомиров В. П. Тихомирова Н. В. [8]

Новый вид образования Образование, направленное на получение качественно новых образовательных, научных, социальных и коммерческих результатов в условиях коллективного производства знаний и их множественных источников. Славин Б. Б.[9]

Развитие личности человека и формирование 8ша11-компетенций Развитие личности человека как субъекта Smart-взаимодействия, а также формирование Smart-компетентности субъектов как составной части их информационной компетентности знаний. Борисенко И. Г.[10]

Рассматривая smart-образование как образовательную, интеллектуальную среду необходимо отметить, что ее пользователями стали не только педагоги, специалисты и студенты, но и любые, заинтересованные в знаниях, лица, т. к. эта среда все больше и больше становится открытой.

В ретроспективе smart-образование видится нам открытым спривлечением к использованию искусственного интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общества, культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 129 с.

2. Милёхина О. В.,Клочков Г. А.Информационные системы как основа успешной организации в условиях знаниевой экономики //Мы продолжаем традиции Российской статистики: Материалы I Открытого российского статистического конгресса. - Ново-сибирск:Изд-во НГУЭиУ «НИНХ», 2015. - С. 247-249.

3. Клочков Г. А., Милёхина О. В., Заика М. М.О подходах к построению корпоративной системы управления знаниями // Вызовы современного мира: Доклады международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд-во НГУЭиУ «НИНХ»,

2013. - С. 492-497.

4. Курчеева Г. И. К исследованию поведения потребителя «инновационного типа» // Развитие инновационной экономики в современном мире: монография. - Москва: РУПК,

2014. - С. 87-96.

5. Ширяй А. В. Smart образование в информационном обществе. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2014/pdf/d01/s 14/s 14_018.pdf

6. Дмитриевская Н. А. Интегрированная интеллектуальная среда непрерывного развития компетенций// Открытое образование. - 2011. - С. 4-8.

7. Федулина С. Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusnauka.com.

8. Тихомиров В. П.,Тихомирова Н. В. Smart eLearning - новая парадигма развития образования и обеспечения устойчивой конкурентоспособности страны// ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества:Материалы международной конференции -М.: Институт ЮНЕСКО. - 2012. - С. 17-19.

9. Славин Б. Б. Создание инфраструктуры смарт-региона на основе развития информационных технологий и электронного образования // Информационные системы и технологии в бизнесе.- 2013. -№ 3. - С. 72-78.

10. Борисенко И. Г. Виртуальные тенденции в глобальном образовательном пространстве: Smart-технологии // Проблемы развития общества и современное образование. -

2015. -№ 3. -С. 55-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.