Научная статья на тему 'Развитие славистики в Восточной Европе: история и современность: (по материалам журнала "Studia Slavica et Balcanica Petropolitana") ('

Развитие славистики в Восточной Европе: история и современность: (по материалам журнала "Studia Slavica et Balcanica Petropolitana") ( Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВИСТИКА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ СЛАВЯН / ИСТОРИЯ СЛАВИСТИКИ / НАУЧНАЯ ПЕРИОДИКА ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ СЛАВЯНОВЕДЕНИЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие славистики в Восточной Европе: история и современность: (по материалам журнала "Studia Slavica et Balcanica Petropolitana") (»

Но если численный рост состава Добровольческой армии мог способствовать ее победам, то разногласия среди солдат относительно целей войны могли принести противоположный результат. Кроме того, определенную роль сыграли разногласия в руководстве Белого движения, в частности, между Алексеевым и Деникиным. А задачи политического отдела армии, созданного в Новочеркасске, не были четко определены; отдел дублировал часть работы и имел серьезные противоречия со штабом армии (с. 168).

Особое внимание в книге уделяется итогам деятельности Добровольческой армии. В 1918 г. армии удалось достичь военных успехов на фронте, что имело национальное и даже международное значение. Правда, одной из причин этих успехов стала дезоргани-зованность воевавших с армией большевистских войск, они имели плохую экипировку, не располагали достаточным количеством достойных командиров. В последние же годы войны белогвардейцам пришлось столкнуться с более подготовленным противником. Но главное - руководство Добровольческой армии полностью провалилось в политических вопросах. Ее лидеры не понимали даже природу войны, которую вели, и полагали, что политику можно игнорировать, что и привело Белое движение к катастрофе (с. 319).

О. В. Бабенко

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

2018.04.005. О.В. БАБЕНКО. РАЗВИТИЕ СЛАВИСТИКИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: (По материалам журнала «81и&а 81ау1са е1 Ва1сашса Ре1хороШапа») (Обзор).

Ключевые слова: славистика в Восточной Европе; преподавание истории славян; история славистики; научная периодика по историческому славяноведению.

13-16 сентября 2017 г. в Санкт-Петербургском государственном университете прошел международный славянский конгресс «Как сегодня изучать историю славянского мира?». В конгрессе приняли участие более 130 человек из 12 стран мира. Доклады участников касались отдельных сюжетов из истории славян, теоретических и методологических вопросов изучения прошлого и на-

стоящего славянских народов. Особо рассматривались проблемы преподавания истории славян в образовательных учреждениях разных стран, история славистики, состояние дел в научной периодике по историческому славяноведению.

Историческая славистика как область гуманитарного знания зародилась на рубеже ХУШ-Х1Х вв. Это было связано с развитием национального самосознания славян и осознанием научной элитой их языковой и национальной идентичности. Во второй половине ХХ в. славистика была весьма востребованной областью знаний в связи с холодной войной, поскольку славяне волею судеб попали в рамки одного из противостоящих военно-политических блоков и вынуждены были анализировать свое положение. В современных геополитических реалиях зарубежные славяне играют скромную роль. Одни оказались в НАТО, другие ищут помощи России. Данная ситуация заставляет славистов задуматься о состоянии славянского мира, славянской идентичности, перспективах развития славянских государств и славяноведения. В конце 2017 г. журнал «81и&а 81ау1са е1 Ва1сашса Ре1хороШапа» опубликовал избранные материалы славянского конгресса. В нашем обзоре представлены статьи российских, белорусских, польских, словацких и румынских славистов, посвященные изучению и преподаванию истории славянского мира в Восточной Европе.

Проблемам изучения этногенеза славян в польской исторической науке посвящена статья профессора Р. Гжесика (Институт славистики ПАН, г. Познань) (2). Как пишет профессор, интерес к собственным предкам и древней родине появился у человека с возникновением исторического мышления. В Средние века оформились две линии презентации истории: церковно-библейская и светская. Развитие критической историографии в XIX в. совпало со становлением национального самосознания различных народов. Ученые изучали свою нацию, чтобы доказать ее славное прошлое и «историчность». Еще Павел Шафарик писал о раннем появлении славян, сравнивая его во временном отношении с появлением предков литовцев и немцев, кельтов, фракийцев и других народов. Польская дискуссия об этногенезе славян состоялась в вышеуказанном контексте на фоне конфликта с немцами из-за исторических прав на пограничные земли. Полякам надо было противопоставить

что-нибудь свое немецкой идее о цивилизационной неполноценности славян. В связи с этим в польской дискуссии доминировала ав-тохтоническая концепция, согласно которой польские земли в междуречье рек Одера и Вислы были колыбелью славянства и плацдармом его экспансии в Европу. Ее пропагандировали, в частности, известный историк Герард Лябуда и физический антрополог Януш Пионтек. Эта концепция с некоторыми изменениями фигурирует в польской историографии и в наши дни, особенно в теориях славистов научных школ Познани и Вроцлава. А современные археологи придерживаются неоавтохтонизма. Его отличительной чертой, как пишет Р. Гжесик, является «отход от тесной идентификации культуры с этносом» (2, с. 114).

Проблемы изучения Древней Руси и восточнославянского Средневековья в Беларуси, России и на Украине рассматриваются в публикации докторанта Белорусского государственного университета, канд. ист. наук А.В. Мартынюка (6). С момента становления научной историографии в конце XVIII - начале XIX в. «исторические исследования в области восточнославянского Средневековья развивались в рамках единой школы - и идейно, и институционально» (6, с. 147). Все этапы развития исторической науки в XIX-XX вв. белорусские, российские и украинские ученые прошли вместе. Все пережитые ими события - это «данность истории исторической науки на нашем пространстве» (там же). Однако период нахождения этих историков на общем интеллектуальном поле завершился в конце XX в. Автор считает, что в наши дни наблюдается тенденция к распаду этого поля вследствие того, что медиевисты Беларуси, России и Украины замыкаются в границах своих национальных исследований, которые в целом именуются «историей Беларуси», «историей России» и «историей Украины». «Своим Средневековьем» для Беларуси является теперь история Полоцкой земли и Великого княжества Литовского, для Украины - история Киева и Галицко-Волынского княжества и т.д. Явный недостаток вышеуказанного явления, по мнению автора, заключается в том, что при таком подходе к истории «все процессы рассматриваются только как предыстория современных политических реалий, прежде всего - современных государств и наций» (6, с. 148-149). Ситуацию с современными восточнославянскими исследованиями

Мартынюк сравнивает с «великим расколом» Западной и Восточной церквей в 1054 г. Кроме того, он отмечает другие негативные явления в сегодняшней научной среде, не только славистической, например возможность заниматься наукой, не выезжая на зарубежные конференции и не публикуясь в иностранных изданиях. Стали возможными «академические карьеры, полностью замкнутые границами национальных историографий, в том числе и в области истории Древней Руси» (6, с. 151). В то же время автор не претендует на создание завершенного исследования по данной проблематике, а лишь предлагает свой материал для дискуссии.

Материальному наследию болгарских переселенцев посвящена статья д-ра культурологии Н.М. Калашниковой (Российский этнографический музей, г. Санкт-Петербург) (4). Автор отмечает, что проблемы переселения болгар в степные районы Причерноморья и Южной Бессарабии в ХУШ-Х1Х вв. и их экономического статуса получили достаточное освещение в историографии, а материальное наследие этого этноса еще не в полной мере изучено. Между тем в музеях России, Молдовы и Украины хранятся ценные артефакты, характеризующие материальную и духовную культуру болгар-переселенцев. В 2015-2017 гг. в рамках проекта «Болгары Молдовы, Украины и России. Опыт жизни в диаспоре» проводились этнографические экспедиции этнографов и музейных работников России, Молдовы, Украины и Болгарии с целью изучения материального наследия болгар-переселенцев. Работа с вещевыми коллекциями и архивными материалами проходила в Российском этнографическом музее, Музее этнографии и антропологии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), архиве Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. Болгарская коллекция Российского этнографического музея является самой крупной и уникальной. Ценнейшим источником о материальном наследии болгар-переселенцев считается архив Н.С. Державина, хранящийся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. Сотрудниками Российского этнографического музея были обследованы болгарские села Молдовы. В сельских музеях особенно подробно представлена тема одежды. Так, например, в молдавском селе Парканы есть интересная этнографическая экспозиция, посвященная болгарам. Более

того, там проживает болгарская диаспора, важной функцией которой является «активное участие в сохранении, развитии и укреплении духовной культуры своего народа, в культивировании национальных традиций и обычаев, в поддержании культурных связей со своей исторической родиной» (4, с. 104). Автор выражает надежду на публикацию результатов этнографических экспедиций 20152017 гг. в коллективной монографии «Болгары» в рамках серии «Народы и культуры».

Решение проблем славяноведения в Санкт-Петербургском университете отражено в публикации д-ра ист. наук, доцента Л.М. Аржаковой (Санкт-Петербургский государственный университет) (1). История высшего образования в России более полутора столетий привлекает внимание ученых. Что же касается изучения славистической составляющей исторического образования в Петербургском университете, то существует целый ряд проблем, которые требуют более глубокого исследования и переосмысления. Капитальные труды по истории славян иногда не только не предлагают ответов на актуальные вопросы, но и формулируют новые проблемы и задачи. Среди них следующая: как можно оценить степень изученности истории славяноведения в Петербургском университете? Отправной точкой отечественного славяноведения стал Университетский устав 1835 г., согласно которому в Московском, Петербургском, Казанском и Харьковском университетах должна быть открыта кафедра истории и литературы славянских наречий. В Петербурге такую кафедру возглавил П.И. Прейс. В Санкт-Петербургском филиале Архива РАН хранится его ценнейший фонд, практически не введенный в научный оборот. После Прейса в университете работали И.И. Срезневский и В.И. Ламанский. Первого недооценивали коллеги, второго до сих пор не оценили историографы - его малоизученные труды ждут своего исследователя. Нуждаются в осмыслении и забытые сочинения Н.И. Кареева по истории Польши. В конце XIX - начале XX в. очень продуктивной стала деятельность профессора И.В. Ястребова. В 1917 г. и в межвоенный период славистика подвергалась гонениям. Но тяжелые времена сменились плодотворной эпохой. С конца 1950-х годов в Ленинградском университете успешно работал межкафедральный славянский сектор. В 2002 г. А.Ю. Дворниченко выступил с ини-

циативой создания на историческом факультете СПбГУ славянской кафедры. Тем не менее автор считает, что славистика, в том числе и петербургская, «периодически вынужденная доказывать свое право на существование, пожалуй, и сейчас переживает не лучшие времена» (1, с. 180).

Вопросам преподавания истории славян в современной Словакии посвящена статья научного сотрудника и преподавателя, канд. ист. наук Л. Гоптовой (Институт истории Прешовского университета, г. Прешов) (3). Словацкая система образования начала формироваться в XVIII в. под влиянием немецкой педагогической мысли и законодательных основ Австрийской империи. С образованием в 1918 г. Чехословацкой республики местные политики стали создавать условия для получения качественного образования своими народами. Однако в годы Второй мировой войны эти процессы затормозились из-за того, что провозглашенное в 1939 г. Словацкое государство находилось в зависимости от нацистской Германии, а на чешских землях был создан протекторат Богемия и Моравия. В послевоенное время в Чехословакии, входившей в советский военно-политический блок, наиболее существенное значение имела реформа 1976 г. под названием «Последующее развитие чехословацкой воспитательно-образовательной системы». В 1993 г. на карте Европы появилась суверенная Словацкая Республика. Автор пишет, что история является самостоятельным предметом, который преподается в словацких образовательных учреждениях на всех уровнях обучения. В государственной образовательной программе Словакии выделены тематические блоки, в которые входит в том числе история славянских государств. В школах самой объемной частью предмета «История» является курс словацкой национальной истории. К наиболее изучаемым государствам относится также Россия, а история других славянских стран (Польши, Югославии и др.) рассматривается лишь обзорно. В вузах история славян изучается более углубленно, но и в них основное внимание уделяется истории СССР / России. Л. Гоптова констатирует следующее: «Несмотря на уникальность и высокий уровень преподаваемых в словацких университетах исторических дисциплин, мы считаем это направление недостаточно разработанным и перспективным...» (3, с. 169).

Вопросы преподавания славистики в Румынии рассматриваются в статье доктора истории, профессора Р. Мырзы (Университет Бабеш-Бойяи, г. Клуж-Напока) (7). В конце XVIII - начале XIX в. отдельные румынские ученые из Трансильвании (Петру Майор и др.) обращались к истории славян, отрицая роль кириллицы и славянского влияния в румынской истории. Однако серьезное изучение истории славян в Румынии длится немногим более века. Начало этому было положено открытием первых курсов славянской филологии в университетах Бухареста и Ясс профессоров Иоана Богдана (1891) и Или Бэрбулеску (1905). С того времени в румынских университетах стали появляться славянские кафедры. Так, например, в 1919 г. в университете города Клуж-Напока была основана кафедра славянской и юго-восточноевропейской истории. Автор статьи читает в этом вузе курс «Славяне и славянизм в румынской истории» и полагает, что преподаватель должен адаптировать свой предмет к культурному и образовательному опыту студентов. Р. Мырза пишет также, что университетский курс истории славян должен основываться «на аналитическом, а не на хронологическом принципе» (7, с. 151).

Доцент Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, канд. ист. наук В.В. Кутявин опубликовал статью, посвященную положению курса «История южных и западных славян» в системе исторического образования современных университетов России (5). Автор полагает, что утратив на рубеже 1980-1990-х годов свою идеологическую привилегированность, курс «История южных и западных славян» «все еще не обрел собственное достойное место ("новую" привилегированность) в системе исторического университетского образования» (5, с. 154). Этот предмет все чаще оказывается в разряде «дисциплины по выбору». А введение бакалавриата ограничило возможности историко-славистической специализации. Курс «История южных и западных славян» появился в Советском Союзе в 1940-е годы, и такое его название сохранилось в большинстве российских вузов. Дискуссии шли не о названии дисциплины, а о содержании курса истории славян. Они были начаты в конце 1960-х годов по инициативе ленинградских историков, выступавших за то, чтобы считать предметом курса историю не только славянских, но и неславянских

народов региона. «Новая» привилегированность рассматриваемого курса определяется, по мнению В.В. Кутявина, положением славянства и соседних народов между Западом и Востоком. Изучение этого «промежуточного» региона, где сталкивались самые разные цивилизационные влияния, способствует формированию целостной картины европейской и даже мировой истории. Кроме того, исследуя историю славянских и неславянских народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы, «мы знакомимся с особым типом исторического сознания» (5, с. 159).

Список литературы

1. Аржакова Л.М. Славистика в Санкт-Петербургском университете // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - СПб., 2017. - № 2 (22). - С. 172-184.

2. Гжесик Р. Этногенез славян в польской исторической рефлексии XX-XXI вв. // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - СПб., 2017. - № 2 (22). - С. 107-121.

3. Гоптова Л. Современное состояние преподавания истории славянских государств в словацких учреждениях образования // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - СПб., 2017. - № 2 (22). - С. 157-171.

4. Калашникова И.М. К вопросу об изучении материального наследия болгар-переселенцев в музеях России, Молдовы и Украины // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - СПб., 2017. - № 2 (22). - С. 99-106.

5. Кутявин В.В. О «новой» привилегированности университетского курса «История южных и западных славян» // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. -СПб., 2017. - № 1 (21). - С. 154-161.

6. Мартынюк А.В. «Великий раскол» в восточнославянской медиевистике: Семь тезисов к дискуссии // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - СПб., 2017. -№ 1 (21). - С. 146-153.

7. Marza R. Teaching slavic history in Romania in 2017 // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - СПб., 2017. - № 2 (22). - С. 140-156.

2018.04.006. Ю.В. ДУНАЕВА. СОВРЕМЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ АВТОБИОГРАФИЙ РОССИЙСКИХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ: На примере публикаций в журнале «Avtobiograf^». (Обзор)

Ключевые слова: автобиография; автобиографический текст; российская историческая автобиография; автобиографии российских революционеров.

В современной исторической науке спустя десятилетия доминирования «истории структур» вновь возник интерес к «истории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.