Научная статья на тему 'Развитие скотоводства и институт пастушества чувашей в XIX - начале XXI века'

Развитие скотоводства и институт пастушества чувашей в XIX - начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
757
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОТОВОДСТВО / ПАСТУШЕСТВО / ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ / АПОТРОПЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ / ПРОДУЦИРУЮЩИЕ ОБРЯДЫ / ЧУВАШСКАЯ ОБЩИНА / РОЛЬ ПАСТУХА / ПАСТУШЕСКИЕ ЗАПРЕТЫ / ПАСТУШЕСКАЯ КУЛЬТУРА / «КĕТӳ УМĕН ПăТТИ» / «КАРТА ПăТТИ» / «ĕНЕ ЫРРИ ЧӳКĕ» / ТРАНСФОРМАЦИИ / ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПАСТУХ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CATTLE BREEDING / SHEPHERDING / PURIFICATORY ACTS / RITES AIMED AT SECURITY / CEREMONIES AIMED AY FERTILITY / CHUVASH COMMUNITY / THE ROLE OF A SHEPHERD / PROHIBITIONS FOR THE SHEPHERD / SHEPHERD CULTURE / TRANSFORMATIONS / ELECTRIC SHEPHERD / ETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Егорова Оксана Вениаминовна, Дмитриева Инга Валерьевна, Игауэ Нахо

В статье ставится цель проследить на основе анализа полевых источников и опубликованной литературы развитие скотоводства и института пастушества в Чувашии. Привлечение полевых этнографических материалов позволило выявить современные тенденции и осмыслить трансформационные процессы развития скотоводства и пастушества. Авторам удалось показать особенности пастушеской культуры, роль пастухов в традиционном и современном обществе. В исследовании проведен сравнительный анализ исторической трансформации данного вида деятельности чувашей, выявлены современные тенденции развития. Особое внимание уделено сакральной, ритуально-обрядовой сфере пастушества, отмечена специфика проведения чувашских обрядов «кĕтỹ умĕн пăтти», «карта пăтти», «ĕне ырри чӳкĕ». Изучение исторической трансформации института пастушества в чувашском обществе является первым исследовательским опытом и открывает перспективу дальнейшего изучения этой темы. На протяжении изучаемого периода обозначенные объекты исследования подверглись значительной трансформации. Изменения связаны с модернизацией сельского хозяйства, количественным составом населения, процессами глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CATTLE BREEDING AND THE INSTITUTE OF SHEPHERDING AMONG THE CHUVASHS IN XIX - EARLY XXI CENTURIES

The given article aims to trace the development of cattle breeding and the institute of shepherding in the Chuvash Republic based on the analysis of field sources and published literature. Involvement of field ethnographic materials allowed to trace current trends and conceptualize transformation processes in development of cattle breeding and shepherding. The authors were able to show the features of shepherding culture, the role of shepherds in a traditional and modern society. The study contains a comparative analysis of historical transformation of the given activity among the Chuvashs, current trends are identified. Special attention is paid to sacred, ritual and ceremonial sphere of shepherding, specifics of the Chuvash rites was noted. The study of historical transformation of shepherding institute in the Chuvash society is the first research experience which opens up the prospect of further studying this topic. During the study period indicated the objects of the study underwent significant transformation. These changes were associated with agriculture modernization, quantitative composition of population, processes of globalization.

Текст научной работы на тему «Развитие скотоводства и институт пастушества чувашей в XIX - начале XXI века»

УДК 39:636(=512.111) ББК Т521(=635.1)-51

О.В. ЕГОРОВА, И.В. ДМИТРИЕВА, ИГАУЭ НАХО

РАЗВИТИЕ СКОТОВОДСТВА И ИНСТИТУТ ПАСТУШЕСТВА ЧУВАШЕЙ В XIX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА*

Ключевые слова: скотоводство, пастушество, очистительные обряды, апотро-пейные обряды, продуцирующие обряды, чувашская община, роль пастуха, пастушеские запреты, пастушеская культура, «кёту умён патти», «карта патти», «ёне ырри чукё», трансформации, электрический пастух, этническая культура.

В статье ставится цель проследить на основе анализа полевых источников и опубликованной литературы развитие скотоводства и института пастушества в Чувашии. Привлечение полевых этнографических материалов позволило выявить современные тенденции и осмыслить трансформационные процессы развития скотоводства и пастушества. Авторам удалось показать особенности пастушеской культуры, роль пастухов в традиционном и современном обществе. В исследовании проведен сравнительный анализ исторической трансформации данного вида деятельности чувашей, выявлены современные тенденции развития. Особое внимание уделено сакральной, ритуально-обрядовой сфере пастушества, отмечена специфика проведения чувашских обрядов «кёту умён патти», «карта патти», «ёне ырри чукё». Изучение исторической трансформации института пастушества в чувашском обществе является первым исследовательским опытом и открывает перспективу дальнейшего изучения этой темы. На протяжении изучаемого периода обозначенные объекты исследования подверглись значительной трансформации. Изменения связаны с модернизацией сельского хозяйства, количественным составом населения, процессами глобализации.

В Чувашии скотоводство является традиционной отраслью сельского хозяйства. В настоящее время в связи с неустойчивой социально-экономической ситуацией в республике возрастает роль скотоводства как основной формы жизнеобеспечения на селе. Оно продолжает играть заметную роль в организации личного подсобного хозяйства (ЛПХ) чувашей, в обеспечении населения мясо-молочными продуктами, шерстью. В настоящее время чуваши, значимая часть которых селяне, являются вполне модернизированным, современным населением. Многие из них имеют автомобили, трактора или мотоблоки, планшеты, банковские пластиковые карты; практически все пожилые люди используют мобильные телефоны. Чуваши восприняли многие технические новшества в области животноводства: «электрический пастух», различные механические приспособления для заготовки кормов и т.д., вместе с тем сохранили многие скотоводческие традиции, которые проявляются в бытовании пастушеской обрядности. В связи с этим изучение развития скотоводства и трансформации института пастушества актуально.

В исследуемый период преобладающими видами скотоводства у чувашей были разведение крупного рогатого скота, овцеводство, коневодство. В

XIX в. зажиточные чуваши имели по пять лошадей, наиболее богатые - по пятнадцать. Крестьяне среднего достатка содержали две-три лошади, бедные - одну, были и безлошадные хозяйства. С уменьшением доли неразделенных семей и распространением лёгких пахотных орудий, поголовье лошадей сокращалось. В XIX в. зажиточные чуваши содержали по пять коров. В

XX в. селяне держали в хозяйстве одну-две коровы, были и бескоровные дво-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 1711-21009 а(р).

ры, обходившиеся содержанием коз. Из-за бедности кормовой базы и низко-породности животных скотоводство было малопродуктивным, надой на одну корову составлял 560-1000 кг, настриг с овцы - 1,2-1,6 кг в год. Живая масса коров не превышала 300 кг, овец - 35 кг, свиней - 50 кг. Для разведения чуваши оставляли самых выносливых, зимостойких и плодовитых животных. Скотоводство в Чувашии, как в целом по России, переживало определённый спад во второй половине 1990-х гг., но постепенно сумело преодолеть трудности, вызванные перестройкой экономики. На 1 января 2014 г. в хозяйствах всех категорий Чувашской Республики насчитывалось 201,1 тыс. голов крупного рогатого скота (в том числе 65,2 тыс. в сельскохозяйственных организациях), овец и коз - 179,8 тыс. В 2013 г. молока произведено 422,8 тыс. т (114,8 тыс. т.) [4].

Для скотоводства чувашей характерна стационарная, пастбищно-стойло-вая форма содержания скота. Традиционное скотоводство чувашей велось весенне-летним выпасом стада, с поздней осени животных переводили на закрытое стойловое содержание. На зиму крестьяне запасали сено, солому, фураж. В период стойлового содержания домашние животные находились в теплых обустроенных помещениях. Сроки начала пастьбы зависели исключительно от погодных условий. Выпас скота на пастбищах начинался с ранней весны, со второй половины апреля, как только сходил снег и земля на пастбищах подсыхала. В силу скудости растительного покрова животных в первое время подкармливали соломой. Заканчивался пастбищный сезон с появлением снега, во второй половине октября. Крещеные чуваши завершали выпас скота на Покров день. Таким образом, пастбищное содержание длилось примерно полгода, около шести месяцев. Осенью, с началом холодов и установлением снежного покрова скот переводился полностью на закрытое стойловое содержание.

Заготовкой кормов чуваши занимались с июня по август, успели снимать два покоса (первый - в июне, второй покос «каю» - в августе). Начало сенокоса соотносилось с завершением цветения травы, у чувашей приурочивалось к Петрову дню. Запреты на сенокошение раньше срока обусловливались комплексом религиозных представлений чувашей, их нарушение могло стать причиной заморозков и непогоды. По традиции было принято начинать сенокос в новой, нарядной и чистой одежде. Косить начинали и заканчивали всей общиной, чтобы затем освободить поля для выпаса скота. Косари начинали работу на рассвете и работали до сумерек. Чуваши старались как можно больше заготовить кормов, чтобы хватило для следующего сезона выпаса скота.

В условиях стационарной системы содержания животных пастбищный сезон и выпас скота имели большое значение. Основную роль в организации выпаса скота играла сельская община, сельский сход. На сельском сходе главы семей договаривались о продолжительности выпаса скота, выделяли общинные угодья под территорию для пастбища. Нередко в чувашских общинах выбирали специально человека, который от лица сельского схода нанимал пастуха, следил за его работой, рассчитывал плату жителей деревни за выпас, собирал деньги и рассчитывался с пастухом. В некоторых чувашских деревнях овец и коров пасли раздельно, поэтому было два стада с разными пастухами. При наличии двух стад (коровьего и овечьего) по участку пастбища сначала прогоняли коров, затем овец. Такая форма выпаса давала возможность наилучшим образом использовать кормовые ресурсы.

Главным персонажем в обрядах и верованиях, связанных с защитой, сохранностью скота, особенно во время летнего выпаса, был пастух [3. С. 637].

Пастухами являлись, как правило, местные, обездоленные парни-сироты, бравшиеся за эту тяжелую работу из-за своего бедственного положения. Нередко пастухами становились крестьяне из других общин (чужаки). В этом случае сельская община брала пастуха на свое полное обеспечение. Он жил и питался у хозяев, останавливаясь по очереди у каждого из них на несколько дней, в зависимости от количества голов скота в хозяйстве. Чуваши практиковали и другую форму найма пастуха, при которой пастух поочередно питался у каждого домохозяина, но квартировал в одном определенном, выделенном общиной месте. Обычно пастуха община нанимала на год (на сезон), но встречались случаи найма на более длительный период, на пять лет.

При обсуждении кандидатуры пастуха в первую очередь обращали внимание на его репутацию, если пастух пришлый, расспрашивали о его происхождении, узнавали, из какой он местности, и только затем решали вопрос об его найме и оплате его труда. Плата общественному пастуху определялась в денежном и натуральном виде иногда приплодом, в конце сезона выпаса или несколько раз за сезон согласно договору с общиной. При дробной форме оплаты пастух получал вознаграждение трижды в течение сезона: обычно в начале сезона, в середине (Петров или Ильин день) и по его завершении (Покров Пресвятой Богородицы). Перед первым выгоном для пастуха собирали всей общиной лепешки и яйца (по числу голов скота с каждого дома). В середине лета собирали яйца и домашний сыр (чакат). В конце сезона производили окончательный расчет, собирая для пастуха оставшуюся часть продуктами или деньгами. Оплата пастуха нередко зависела от его возраста и профессиональных навыков, а также от размера стада. Труд взрослых и опытных пастухов оплачивался значительно выше, чем начинающих. Многие информаторы отмечают, что работа пастуха очень сложна в непогоду. Во время сильного дождя скот трудно удержать, особенно сложно было ухаживать за козами. Никакая плеть, понукания не были способны остановить животных.

Роль пастуха в чувашской общине была значимой, ему предъявляли определенные требования. Этнографические данные свидетельствуют о том, что каждый пастух должен был обладать смелостью, расторопностью, распорядительностью, знанием местности. Только такому пастуху сельское общество могло доверить наиболее ценное в домашнем хозяйстве - стадо, ему выказывали почет и уважение. Для того, чтобы стать хорошим пастухом, чуваши проходили серьезную трудовую школу. Рабочий день пастуха начинался с восходом солнца и заканчивался закатом. Рабочее время пастуха делилось на три части: утренний выпас, водопой и полуденный отдых животных, вечерний выпас. Поведение животных диктовало время весьма кратковременного отдыха пастуха. Пищу (хлеб, лепешки, яйца, молоко, картошку, кефир, лук) пастух употреблял в период отдыха животных, в полдень.

В связи с сокращением поголовья скота в последние годы отказываются от найма пастуха. Все чаще пасут скот по очереди. Если кто-либо не мог идти пасти скот, то он нанимает на свое место желающего за 500 руб. в день. В некоторых близлежащих селениях прибегают к объединению стад. Так, в начале 2000-х гг. стадо с. Ильинка Моргаушского района ЧР объединили со стадом д. Тренькино того же района. Поскольку поголовье скота с. Ильинка было меньшим, договорились о пастьбе на территории с. Тренькино (информатор -Талантова Алевтина Порфирьевна, 1963 г.р., с. Ильинка Моргаушского района. ПМА 2017). В ряде селений, где осталось единичное поголовье, скот держат в изгороди или во дворе. Однако в тех селениях, где поголовье скота

растет, наоборот, стадо делят на несколько частей. Например в с. Чеменево Батыревского района два стада - одно с четырех улиц (95 особей), второе -с одной улицы (информатор - Михайлов Василий Викторович, 1962 г.р., с. Большое Чеменево Батыревского района. ПМА 2017). В таких случаях количество пастухов в селе возрастает. Как правило, поголовье растет в больших селениях, где жители зарабатывают на продаже молока и мяса.

Активное участие в пастушестве принимали подростки. Самостоятельное выполнение обязанностей пастуха символизировало достижение ими взрослого возраста. Чуваши говорили: «Он достиг возраста пастуха», т.е. ему можно доверить пасти сельское стадо. Своих детей чуваши с малых лет приучали к труду, к работе скотовода, учили общению с животными. С 5-7 лет дети пасли ягнят, телят, гусей. С 9-12 лет дети становились подпасками (т.е. пасли стадо вместе с взрослым пастухом, родителями, родственниками), а в 15-17 лет им доверяли пасти стадо мелкого или крупного рогатого скота самостоятельно без поддержки взрослых.

Неотъемлемой принадлежностью пастуха была котомка, обычная палка, посох с метками по количеству голов в стаде, кнут и хлыст, им придавалось особое значение, они табуировались. Запреты налагались на прикосновение членами общины к атрибутам пастуха (котомке, посоху, кнуту и т.д.). Целью строгого соблюдения запретов являлось стремление обеспечить сохранность сельского стада. Запреты в определенной степени распространялись и на хозяев домашних животных, пасущихся в стаде. Например, девушка не должна была появляться перед пастухом босоногой или с непокрытой головой (без платка, косынки).

С целью собрать стадо и удержать его, чтобы не расходилось, пастух совершал ряд действий, носивших рациональный характер и составлявших его профессиональную тайну. Например, он использовал соль, которая, как известно, привлекает животных. Пастух втыкал посреди выгона посох (иногда еще вешал на него свою одежду) и вокруг рассыпал соль, которую постоянно носил с собою в котомке. Не менее действенны для удержания стада были и звуковые сигналы, когда пастух издавал звук ударами кнута, оглушительно хлопая им. Практиковались и голосовые сигналы - особые клики, далеко разносившиеся в поле.

В условиях выпаса скота в лесостепной зоне большое значение имели бы медные и железные колокольчики, которые помогают отслеживать движение мелкого и крупного рогатого скота. Но, если судить по сохранившимся этнографическим сведениям, применение колокольчиков у чувашей не имело широкого распространения, по сравнению, например, с русскими, проживающими по соседству, для которых это было обычным явлением.

Часто пастуху помогали собаки. У многих хозяев они приучены следить за скотом. Громким лаем отгоняли или возвращали убегающих коров. Собаки защищали скот от диких животных.

Таким образом, институт пастушества, имея глубокую традицию, не утратил своего значения и в современных условиях. В настоящее время в большинстве случаев владельцы крупного рогатого скота и овец становятся пастухами поочередно. Встречается и постоянный пастух, нанятый селянами на лето. Он обеспечивает кормление, водопой, пастьбу животных. Выбирая маршрут движения, пастух продумывает ряд условий, он должен предусмотреть место водопоя животных, найти возможность спрятаться в жаркий день от солнца под деревьями. Современный пастух обладает определенными знаниями биологи-

ческих особенностей животных и порядка пастьбы. Кроме этого, пастух должен уметь предупреждать различные заболевания животных, отравления ядохимикатами или ядовитыми растениями, быстро и правильно пользоваться лечебными средствами, особенно в экстренных случаях, когда животному грозит смерть, помочь отелиться. Некоторые современные «продвинутые» пастухи владеют профессионально основами животноводства, умеют определять заболевания животных, выявлять больные особи. От подготовленности пастуха зависит в конечном итоге экономический эффект скотоводства. Выпас скота в летний период зависит от категории пастбищ (многолетние травы, клевер и т.д.) и имеет ряд особенностей. Если пренебречь ими, животные могут погибнуть или на весьма значительное время потерять молочную продуктивность. Поэтому большое значение сегодня приобретает хорошо организованное обучение владельцев ЛПХ правилам пастьбы и оказания животным первой помощи при отравлении, вздутии рубца и т.д. Некоторые профессиональные пастухи носили с собой специальный инструмент для прокалывания живота животного. Инструмент представлял собой заостренный гвоздь длиной 10 см и диаметром 5 мм со специальной насадкой (информатор - Михайлов Василий Викторович, 1962 г.р., с. Большое Чеменево Батыревского района. ПМА 2017). Редко, но встречаются в ЛПХ чувашей случаи гибели скота при выпасе. Причинами падежа животных при пастьбе владельцами по очередности является недосмотр и незнание владельцами правил пастьбы. Животные погибали от тимпании (вздутия рубца) при пастьбе по быстро насыщаемым травам (люцерне, клеверу и т.д.) В настоящее время, в условиях стационарной системы содержания скота, летний выпас дает большую продуктивность, большие удои, и роль пастуха и сегодня остается значимой и ответственной.

Новым веянием в пастушестве является внедрение новых технологий, в частности, применение «электрического пастуха», когда место пастьбы обносят железной изгородью, по которой пропускают электрический ток. Систему используют для загонной пастьбы животных, для охраны стада от хищников, а также для защиты стогов от поедания (потравы). Железной изгородью огораживают загон для выпаса площадью от 1,5 до 10 га и больше. Стойки изгороди обычно размещаются на расстоянии 25 м одна от другой. На изоляторах стоек подвешивают железный оцинкованный провод диаметром 1-2 мм. Высота его подвески разная, зависит от вида животных. Например, для КРС (крупного рогатого скота) она составляет 0,75 м, для мелкого, овец и коз - 0,4 и 0,8 м. Электрический пастух экономит время и затраты. Таким образом, пастушество в современных условиях не только не потеряло своего значения в быту чувашей, но получает свое дальнейшее оформление, развитие.

Неотъемлемой частью института пастушества является его обрядовая составляющая. Для пастушеской культуры чувашей характерны очистительные, апотропейные и продуцирующие обряды: «кёту умён патти», «карта патти», «ёне ырри чукё».

Цикл пастушеской обрядности чувашей начинается обрядом «кёту умён патти». Он связан с началом весеннего выпаса скота. Обрядовые действия были направлены на стремление обеспечить благополучие и сохранность стада в течение пастбищного периода. Накануне первого выгона стада проводили общесельское моление с участием хозяев скота и женщин преклонного возраста. В складчину варили пиво, в определенном месте за деревней (обычно на берегу реки или пруда) разводили костер и готовили кашу, здесь же варили яйца. Уважаемая, пожилая женщина общины произносила молит-

ву, повернувшись на восток в честь верховного бога «Тура», затем все вместе трапезничали. Чтобы скот был плодовитым, яйца катали по земле. Местами этот обряд у верховых чувашей бытует и сейчас. В современном его варианте селяне устраивают совместную трапезу, а один из участников, обычно пожилая женщина, читает православную молитву в честь «Георгия Победоносца» (информатор - Сорокина Анжела Алексеевна, 1968 г.р., д. Шиуши Али-ковского района. ПМА 2017). Из магических ритуалов, сохранившихся до наших дней, следует указать на обычай пользоваться при первом выгоне скота прутом от вербы или травой «талла пирен» (татарник), окроплять скотину святой водой, обводить кромкой хлеба вокруг котла, где варили пищу для скота, кормить просфорой (информаторы - Бабочкина Валентина Владимировна, 1968 г.р. Янтиковский район, Иванова Зинаида Федоровна, 1950 г.р., д. Вускасы Моргаушского района, Гурьева Вера Алексеевна, 1963 г.р., д. Ой-кассы Моргаушского района. ПМА 2017). В XIX - начале XX вв. чуваши перед первым выходом скота в поле посыпали животное землей и выбрасывали яйца за полевые ворота [2. С. 59]. В ряде местностей в день первого выпаса выдавали пастухам сырое яйцо (информатор - Бабочкина Валентина Владимировна, 1968 г.р. Янтиковский район. ПМА 2017). В современной деревне, как и раньше, первой в стадо должна вывести скотину женщина с добрым и ровным характером, т.е. с «легкой рукой». После первого выгона отдельные ветки и пучки вербы чуваши, как и в прошлом, втыкают в хлев. Плотные или набухшие почки вербы, по их представлению, призваны обеспечить защиту и плодовитость скота. Информаторы отмечают, что в первый день выпаса скота некоторые пастухи немного принимали спиртное, помянув умерших жителей села (информатор - Михайлов Василий Викторович, 1962 г.р., с. Большое Чеменево Батыревского района. ПМА 2017).

Первый день выгона скота был самым сложным для пастухов. Крупный рогатый скот бодался, козы пытались покинуть стадо. Не менее напряженным этот день был и для хозяев. Они выходили за ворота встречать своих домашних питомцев. Рассчитывали, что взрослые особи приведут молодняк до дома. В первые недели поиск скота был активным. Для распознавания хозяева привязывали к шерсти распознавательные тряпочки. Коров узнавали по окрасу.

Обряд «карта патти» совершался в честь духов хранителей домашнего скота. Обряд проводился осенью или ранней зимой в связи с переводом скота на стойловое содержание. К обряду пекли жертвенные блины - «юсьма-ны», варили пиво. Во дворе разводили огонь, выполнявший функции очищения и оберега, на котором варили кашу. Прочитав специальные молитвы, хозяин бросал ложку каши в огонь и приглашал духов-покровителей скота принять участие в обрядовой трапезе. Крестьяне в своей молитве благодарили духов за сохранность стада [1. С. 52-53].

К группе пастушеских обрядов следует отнести моление о благополучии отелившейся коровы - «ёне ырри чукё». По представлениям чувашей, по случаю отела коровы необходимо было провести моление в честь духов-покровителей скота. Обряд проводят на третий день после отела. До проведения этого обряда употребление в пищу молока первых удоев строго запрещалось. Чуваши верили, что несоблюдение запрета может привести к болезни и даже гибели коровы и приплода. Для проведения обряда из молозива готовили ритуальное блюдо «ёне ырри», для этого молозиво кипятили до получения густой затвердевающей массы. Ко дню обряда варили также пиво, а в день обряда пекли блины. В обрядовом угощении, кроме членов семьи,

принимали участие родственники и соседи [1. C. 95]. Обряд «ёне ырри чукё» -один из немногих, где за стол вместе с взрослыми усаживали детей. Во время обряда хозяйка дома по углам избы и на печку кидала несколько ложек ритуального блюда «ёне ырри», предназначенного для «хёрт-сурт» (божества покровителя дома и домашних животных). Помимо этого, «ёне ырри» и блинами кормили корову и теленка. Обряд завершался обливанием его участников молоком и водой, с целью изображения изобилия молока и получения больших удоев. В настоящее время можно наблюдать трансформацию этого обряда с сохранением ритуала обрызгивания молоком или святой водой коровы и теленка (информатор - Маркова Надежда Алекссевна, 1960 г.р., д. Кукшумы Ядринского района. ПМА 2017).

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует, что пастушество и скотоводство продолжают играть важную роль в хозяйстве, быту и культуре населения Чувашской Республики. Животноводческие обычаи и обряды чувашей регламентировали производственную деятельность членов общины, семьи и были направлены на ее жизнеобеспечение. С изменением социально-экономических условий жизни социальные функции обрядов данного цикла изменялись, что привело к трансформации, символизации и даже утрате их первоначального смысла. Скотоводство и пастушество как культурная ценность на протяжении долгого периода способствовали сохранению этнической культуры чувашей. В картине мира, благополучия у сельских чувашей до сих пор ведущее место занимают представления о скотоводстве как наиболее приемлемом образе жизни и способе жизнеобеспечения в деревне. В целом рассмотрение хозяйственной (скотоводческой и пастушеской) деятельности чувашей XIX-XXI вв. позволяет говорить о частичном сохранении традиционных черт их быта и культуры.

Литература

1. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881. С. 52-53,

С. 95.

2. Никольский Н.В. Краткий курс этнографии чуваш. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1929. С. 59.

3. Плотникова А.А. Пастух // Славянские древности: Этнолингвистические древности: в 5 т. / под общей ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2004. Т. 3. С. 637.

4. Чувашская энциклопедия: офиц. сайт. URL. http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=170.

ЕГОРОВА ОКСАНА ВЕНИАМИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (eoks71@rambler.ru).

ДМИТРИЕВА ИНГА ВАЛЕРЬЕВНА - заведующая археолого-этнографическим музеем имени П.В. Денисова, межкафедральная лаборатория историко-географического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ingadmit@mail.ru).

ИГАУЭ НАХО - профессор факультета политических наук, Университет Тюо, Япония, Токио (igaue@fps.chuo-u.ac.jp).

O. EGOROVA, I. DMITRIEVA, IGAUE NAHO

DEVELOPMENT OF CATTLE BREEDING AND THE INSTITUTE OF SHEPHERDING AMONG THE CHUVASHS IN XIX - EARLY XXI CENTURIES

Key words: cattle breeding, shepherding, purificatory acts, rites aimed at security, ceremonies aimed ay fertility, Chuvash community, the role of a shepherd, prohibitions for the shepherd, shepherd culture, transformations, electric shepherd, ethnic culture.

The given article aims to trace the development of cattle breeding and the institute of shepherding in the Chuvash Republic based on the analysis of field sources and published literature. Involvement of field ethnographic materials allowed to trace current trends and con-

ceptualize transformation processes in development of cattle breeding and shepherding. The authors were able to show the features of shepherding culture, the role of shepherds in a traditional and modern society. The study contains a comparative analysis of historical transformation of the given activity among the Chuvashs, current trends are identified. Special attention is paid to sacred, ritual and ceremonial sphere of shepherding, specifics of the Chuvash rites was noted. The study of historical transformation of shepherding institute in the Chuvash society is the first research experience which opens up the prospect of further studying this topic. During the study period indicated the objects of the study underwent significant transformation. These changes were associated with agriculture modernization, quantitative composition of population, processes of globalization.

References

1. Magnitskii V.K. Materialy k ob"yasneniyu staroi chuvashskoi very [Materials for the explanation of the old Chuvash faith]. Kazan, 1881, pp. 52-53.

2. Nikol'skii N.V. Kratkii kurs etnografii Chuvash [A short course in Ethnography of Chuvash]. Cheboksary, Chuvashgosizdat Publ., 1929, p. 59.

3. Plotnikova A.A. Pastukh [Shepherd]. In: Slavyanskie drevnost. Etnolingvisticheskie drevnosti: v 5 t. [Slavic antiquities: Ethnolinguistic ancient times. 5 vols.]. Moscow, Mezhdunarodnoe otnosheniya Publ., 2004, vol. 3, 637 p.

4. Chuvashskaya entsiklopediya: ofits. sait [Chuvash encyclopedia: official site]. Available at: http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=170.

EGOROVA OKSANA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Archeology, Ethnography and Regional History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (eoks71@rambler.ru).

DMITRIEVA INGA - Head of the Archaeological and Ethnographic Museum named after P.V. Denisov, Interdepartmental Laboratory of Historical and Geographical Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (ingadmit@mail.ru).

IGAUE NAHO - Professor, Department of Policy Studies, Chuo University, Japan, Tokyo (igaue@fps.chuo-u.ac.jp).

Ссылка на статью: Егорова О.В., Дмитриева И.В., Игауэ Нахо. Развитие скотоводства и институт пастушества чувашей в XIX - начале XXI века // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 85-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.