Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 10 12 ЛЕТ'

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 10 12 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
двигательная деятельность каратиста / скоростно-силовые качества / метод развития скоростно-силовых качеств / физические качества / karate motor activity / speed strength qualities / development of speed / physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевцов А.Ю.

В данной статье проанализирован уровень физической подготовленности у детей 10 – 12 лет в спортивной деятельности каратиста. Рассматривается влияние применения различных методов в тренировке скоростных и скоростно-силовых качеств детей 10 – 12 лет. Отражены результаты исследования и изучена динамика изменений результатов по основным показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPD AND STRENGTH QUALITIES IN CHILDREN AGED 10 12 YEARS

This article analyzes the level of physical fitness in children aged 10-12 years in karate sports activities. The influence of the use of various methods in the training of speed and speed-strength qualities of children aged 10-12 years is considered. The results of the study are reflected and the dynamics of changes in the results for the main indicators is studied.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 10 12 ЛЕТ»

УДК 796.015.64

Шевцов А.Ю.

студент

Сочинский государственный университет (г. Сочи, Россия)

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 10 - 12 ЛЕТ

Аннотация: в данной статье проанализирован уровень физической подготовленности у детей 10 - 12 лет в спортивной деятельности каратиста. Рассматривается влияние применения различных методов в тренировке скоростных и скоростно-силовых качеств детей 10 - 12 лет. Отражены результаты исследования и изучена динамика изменений результатов по основным показателям.

Ключевые слова: двигательная деятельность каратиста, скоростно-силовые качества, метод развития скоростно-силовых качеств, физические качества.

В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза), физические характеристики возрастают весьма неравномерно. Исследования показывают, что на определенных этапах развития некоторые физические характеристики не только не претерпевают качественных изменений в ходе тренировок, но даже могут снижаться.

Это означает, что влияние тренировок на развитие физических качеств в определенные онтогенетические периоды должно быть применено дифференцированно.

Концепция "сенситивного" периода, когда организм наиболее чувствителен к воспитательному воздействию тренера, а также "критического" периода, когда происходит стабилизация или снижение уровня физического качества, играют важную роль в разработке программ тренировок. Важно, чтобы управление процессом совершенствования двигательных навыков совпадало с особенностями конкретного онтогенетического периода.

Эффективность воспитания и обучения во многом зависит от того, насколько учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, а также от периодов повышенной чувствительности и снижения резистентности организма. Изучение и учет интенсивности психомоторного развития в различные возрастные периоды также играют важную роль в разработке программ тренировок, учитывая уникальные особенности и индивидуальность каждого ребенка.

Однако среди исследователей нет единого мнения относительно сенситивного периода развития скоростно-силовых способностей. В частности, по данным А. А. Гужаловского, период повышенной чувствительности к скоростно-интенсивным нагрузкам составляет от 10 до 16 лет [11]. По данным исследования, проведенного В. С. Фарфелем, развитие быстроты и силы начинается с 8 лет и продолжается до 14-15 лет [43].

Исследования взрослых и юных спортсменов показали, что, хотя высокий уровень развития скоростно-силовых способностей является врожденной способностью человека, специальное воздействие физических упражнений может значительно улучшить скоростно-силовую подготовленность занимающихся. Однако это возможно только при правильном выборе средств и методов обучения в соответствии с возрастными и половыми особенностями участников. По мнению Сапина М.Р., знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо в физическом воспитании для определения эффективности методов обучения. При изучении развития человека и возрастных особенностей мы руководствуемся научно обоснованными данными о возрастной периодизации [33].

Таким образом, основные физические характеристики должны быть ориентированы на следующие возрастные группы:

- Координационный потенциал - наибольший прирост между 5 и 10 годами,

- Скорость - Развитие происходит в возрасте от 7 до 16 лет, при этом самая высокая скорость роста наблюдается в возрасте от 16 до 17 лет.

- Сильные стороны - Развитие происходит в возрасте от 12 до 18 лет, при этом самые высокие темпы роста наблюдаются в возрасте от 16 до 17 лет.

- Скорость-сила - развитие происходит в возрасте от 10 до 18 лет, при этом самые высокие темпы роста наблюдаются в возрасте от 14 до 16 лет.

- Выносливость - развитие происходит с дошкольного возраста до 30 лет, при нагрузках умеренной интенсивности наиболее интенсивный рост наблюдается между 14 и 20 годами.

При выборе упражнений для скоростно-силовой подготовки в каратистах следует следовать принципу динамического реагирования и стараться, чтобы силовые способности проявлялись только в быстрых движениях. При этом вес гири не должен превышать 30% массы вашего тела при тренировке сгибателей и разгибателей ног и 15% или 1% массы вашего тела при тренировке мышц, вращающих туловище. На мышцы плечевого пояса и рук. При этом желательно, чтобы все упражнения, хотя бы некоторые движения, напоминали технические элементы техники карате [29].

Проанализировав различные исследования и методики подбора веса в упражнениях с отягощением, я решил внести оригинальные изменения в построение комплексов упражнений. Благодаря моей инновационной идее, я решил использовать менее рекомендуемый вес, учитывая особенности развития связочного аппарата капсулы сустава у детей в возрасте 10-11 лет. Мое решение направлено на предотвращение микротравм и тяжелых травм, которые могут возникнуть в результате неправильно подобранной нагрузки.

Также, я пересмотрел время проведения скоростно-силовой тренировки, сделав акцент на первой половине занятия, учитывая, что применение подобных нагрузок в конце тренировки на фоне утомления может снизить их эффективность.

Кроме того, для сравнения эффективности программ развития скоростно-силовых качеств юных каратистов, я использовал не только стандартные расчеты, но и инновационные подходы, такие как расчет средней ошибки и значения ^критерия Фишера для достоверности полученных результатов.

В эксперименте приняли участие восемнадцать спортсменов одного возраста (10-11 лет) с одинаковой спортивной квалификацией. Их разделили на две группы: контрольную и экспериментальную по 9 человек в каждой.

Целью эксперимента было выявить более эффективные методы развития скоростно-силовых качеств у каратистов 10-11 лет, провести испытания и сравнить результаты.

На момент начала эксперимента каратисты в возрасте 10-11 лет уже прошли 2 года обучения и находились в группе начальной подготовки.

Исследование производилось исходя из особенностей развития скоростных навыков юных каратистов экспериментальной и контрольной групп с использованием различных программ развития скоростных навыков.

Время тестирования и тип отдыха между тестами были постоянными для всех испытуемых.

В эксперименте приняли участие две группы. Экспериментальная группа - юные каратисты 10-11 лет (тренер Гафиатуллин З.Р.) и контрольная группа -юные каратисты 10-11 лет (тренер Низамов Т.В.).

Общее количество испытуемых в каждой группе составляло 18 - то есть по 9 человек в каждой группе.

Для выборки п = 22 разницу средних арифметических считали значимой, если значение ^критерия в конце эксперимента превышало критическое значение ^критерия Стьюдента при уровне значимости 5%. Табличный ^ критерий для выборки п = 22 равен 2,07.

Целью нашей работы является развитие скоростно-силовых навыков с использованием неограниченных весов в упражнениях, выполняемых на максимально высокой скорости. В теории физического воспитания и спорта этот метод называется методом динамического усилия.

Этот метод основан на достижении максимальной продуктивности при выполнении упражнений с использованием неограниченных весов при максимально возможной скорости в данном контексте. При разработке быстрой силы, мышечная активность на тренировке должна соответствовать

соревновательному характеру тренировки. При развитии быстрой силы тип мышечной активности на тренировке должен соответствовать характеру соревновательной тренировки.

Данные проводимого эксперимента показали, что результаты тестирования экспериментальной группы значительно превосходили результаты тестирования контрольной группы в трех из четырех предложенных тестов ^ <

0.05.. И хотя тесты не показали статистически значимых различий между двумя группами, их показатели качественно улучшились по сравнению с исходными уровнями.

Для повышения общих скоростных, силовых и выносливых показателей необходимо включать в программу тренировок беговые упражнения с короткими ускорениями не только летом, но и в течение всего года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аракелян Е.Е. Бег на короткие дистанции (спринт) / Е.Е. Аракелян, В.П. Филин, А.В. Коробов, А.В. Левченко. М.: Физкультура и спорт, 1988. 122 с.;

2. Борисова О.Д. Физическое воспитание детей / О.Д. Борисова. М.: «ФИС», 2000. С. 9-10;

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М Зациорский. М.: ФиС, 1970. 148 с.;

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов Физ. Культ. / Л.П. Матвеев. М.: ФиС, 2008. 387с.;

5. Пивоваров Б.Л. Игры в тренировке легкоатлетов / Б.Л. Пивоваров. М.: Прогрессивная педагогика, 2013. 152 с.;

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 8-е изд. испр. и доп. Москва: Академия, 2010. 480 с.;

7. Шабанов Б.Н. Легкая атлетика: техника бега на короткие дистанции: Лекция для студентов-заочников / Б.Н. Шабанов. М.: РГУФК (ГЦОЛИФК), 2001. 25 с. 61;

8. Юшкевич Т.П. Направленность силовой и скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов на этапе начальной специализации / Т.П. Юшкевич // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Респуб. межвуз. сб. науч. работ: Вып. 15. Минск, 2011. С. 40-47.

Shevtsov A.Y.

Sochi State University (Sochi, Russia)

DEVELOPMENT OF SPD AND STRENGTH QUALITIES IN CHILDREN AGED 10 - 12 YEARS

Abstract: this article analyzes the level ofphysical fitness in children aged 10-12 years in karate sports activities. The influence of the use of various methods in the training of speed and speed-strength qualities of children aged 10-12 years is considered. The results of the study are reflected and the dynamics of changes in the results for the main indicators is studied.

Keywords: karate motor activity, speed strength qualities, development of speed, physical qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.