РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД
Аннотация. Переход на новый технологический уклад затрагивает все сферы жизни общества, в том числе сферу здравоохранения, предусматривая ее переход к новой парадигме, обусловленной развитием рынка «Хелснет», ключевыми сегментами которого являются превентивная медицина, научная система долголетия, пропаганда здорового образа жизни, биомедицина, медицинская генетика, инновационные технологии. В статье отражены некоторые возможные поэтапные направления изменений в системе здравоохранения.
Ключевые слова. Сфера здравоохранения, превентивная медицина, персонализированная медицинская помощь, подготовка медицинских кадров.
Gorodetsky E.R., Chemysheva E.A.
DEVELOPMENT OF THE HEALTH CARE SYSTEM IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO A NEW TECHNOLOGICAL ORDER
Abstract. The transition to a new technological structure affects all spheres of society, including the healthcare sector, providing for its transition to a new paradigm due to the development of the Healthnet market, the key segments of which are preventive medicine, a scientific system of longevity, promotion of a healthy lifestyle, biomedicine, medical genetics, innovative technologies. The article reflects some possible phased directions of changes in the healthcare system.
Keywords. Healthcare sector, preventive medicine, personalized medical care, medical personnel training.
Введение
В настоящее время нашей стране необходимо быстрыми темпами перейти на новый экономический уклад. От быстроты и качества данной трансформации зависит в будущем экономическая безопасность, политическое и экономическое влияние России в мире. Основным продуктом в экономике знаний являются не товары, а идеи, технологии, приносящие странам колоссальный прибавочный продукт. Ведущим звеном данного технологического уклада является человек, способный генерировать и масштабировать новые инновации, идеи, технологии. Следовательно, здоровье нации становится важным экономическим ресурсом государства. Материалы и методы
От уровня оказания медицинской помощи как общественного и частного блага зависит физическое и психическое здоровье нации, уровень накопления человеческого, интеллектуального и эмоционального капитала. Всемирная организация здравоохранения провела анализ факторов, влияющих на здоровье нации, структурируя их следующим образом - генетика, экология, здравоохранение и образ жизни.
ГРНТИ 06.71.47 EDN LSXRGW
© Городецкий Э.Р., Чернышева Е.А., 2023
Эдуард Романович Городецкий - соискатель кафедры экономики предпринимательства Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Елена Александровна Чернышева - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предпринимательства Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Чернышева Е.А.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Тел.: 8(812) 310-36-94. Статья поступила в редакцию 05.11.2023.
Причем, их можно объединить в две группы - неподвластные и подвластные человеку факторы. К первой группе отнесем генетическую предрасположенность, пол, возраст, ко второй - образ жизни (неправильное питание, курение, алкоголь, низкая физическая активность).
Согласно Стратегии научно-технического развития РФ разработаны приоритеты, среди которых можно выделить переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению, том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (антибактериальных). Сущность данного вида медицины заключается в изменении самого подхода к системе здравоохранения, применение принципа «4П» - профилактика, предсказательная медицина, персонифицированная медицина, «при участии пациента». Организационная модель персонализированной медицинской помощи предполагает адаптивные (подходящие конкретному пациенту) методы лечения со стороны врача, желание вести здоровый образ жизни со стороны пациента и создание определенных условий со стороны государства (регулирование и сокращение вредной продукции, введение в оборот наименее вредных аналогов, пропаганда здорового образа жизни).
Таким образом, в ближайшее время должна начаться смена парадигмы здравоохранения, которая затронет все организационно-экономические составляющие медико-производственного и медико-социального комплексов от создания паспортов здоровья, оснащения системой ЕГИС всех лечебно-профилактических и стационарных медицинских учреждений до использования информационных технологий и искусственного интеллекта в решении проблем старения нации, успешного лечения тяжелых заболеваний, использования генной инженерии в развитии имплантологии, биопротезирования, разработки и внедрения технологически сложных «киберпротезов».
Проблема заключается в том, что в силу негативной ситуации по приросту населения, уровню рождаемости и смертности, уровню расходов на здравоохранение в общем объеме валового внутреннего продукта, тяжелой ситуации с квалифицированными кадрами, особенно в сельской местности, усиления страновой миграции, низкого уровня оплаты труда медицинского персонала в государственных учреждениях здравоохранения, ключевые сегменты ранка услуг здравоохранения не смогут самостоятельно очень быстро отреагировать на необходимость возможной технологической и информационной перестройки.
Здоровье человека напрямую связано с множеством факторов и во многом зависит от существующей в стране системы здравоохранения. Именно от направлений и целевого содержания направляемых инвестиций зависит эффективность проводимых реформ. Если проанализировать показатели рождаемости, смерти и естественного прироста в России (таблица 1), то можно сделать вывод о катастрофическом положении и несостоятельности реформы здравоохранения. Показатели с 2003 года по 2010 год рассчитывались с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Начиная с 2014 года, учтены сведения по Крыму, при расчете показателей используются сведения по Всероссийской переписи населения за 2020 год, показатели 2022 года не учитывают статистическую информацию по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям.
Если рассматривать показатели в сравнении, то среди сельского населения уровень смертности несколько выше, чем у городского, что является свидетельством недоступности многих видов медицинских услуг, в частности, услуг профилактики, диагностики и оперативного вмешательства. Еще одним фактором превышения уровня смертности сельского населения над городским является небольшое количество частных медицинских клиник в сельской местности, что связано с низкой платежеспособностью жителей села. Кроме того, увеличилась площадь охвата для одного учреждения здравоохранения, что снижает скорость реагирования на сложные ситуации, доступ врача к тяжело больному пациенту иногда становится невозможным.
Таким образом, в России все еще наблюдается естественная убыль населения. Кроме того, согласно социологическим опросам, более 70% населения не удовлетворены качеством и уровнем медицинской помощи. Если принять во внимание и недостаточный объем финансирования в сферу здравоохранения как в целом по стране, так и в части финансирования территориальных программ (таблица 2), то все вышеперечисленное говорит о наличии системных неразрешенных проблем в медико-социальном комплексе нашей страны. Россия занимает 121 место в мире по доле расходов на здравоохранение в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП). Относительность расчета данного показателя и не сопоставимый уровень ВВП разных стран делает данный рейтинг условным, однако, структура бюджета нашей страны изначально закладывает в расходы по здравоохранению только 5% всех доходов. Тогда
как в экономически развитых странах минимально допустимым уровнем расходов на здравоохранение принято считать уровень 6-7%.
Скорее всего, даже при такой структуре бюджетных расходов можно переломить сложившуюся ситуацию, если организовать мониторинг расходования денежных средств и установить целевые показатели эффективной реализации национальных программ. Для этого следует связать все мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения в единую дорожную карту. В январе 2023 года пресс-центр Министерства финансов РФ опубликовал информацию следующего характера: «Сохранение здоровья россиян - один из безусловных приоритетов социальной политики государства. На обеспечение современной и качественной медицинской помощи ежегодно выделяются необходимые ресурсы. Так, в 2023 году расходы федерального бюджета по направлению «Здравоохранение» составят 1 трлн 523,6 млрд рублей. За три года - с 2023 по 2025 гг. - превысят 4,5 трлн рублей» [3].
Таблица 1
Рождаемость, смертность и естественный прирост населения России [1]
Годы Всего, человек На 1000 человек населения
родившихся умерших естественный прирост рождаемость смертность естественный прирост
Все население
1950 2 745 997 1031010 1 714987 26,9 10,1 16,8
1960 2 782 353 886 090 1 896263 23,2 7,4 15,8
1970 1 903 713 1 131 183 772 530 14,6 8,7 5,9
1980 2 202 779 1 525 755 677 024 15,9 11,0 4,9
1990 1 988 858 1 655 993 332 865 13,4 11,2 2,2
2000 1 266 800 2 225 332 -958 532 8,7 15,3 -6,6
2010 1 788 948 2 028 516 -239 568 12,5 14,2 -1,7
2020 1 436 514 2 138 586 -702 072 9,8 14,6 -4,8
2021 1 398 253 2 441 594 -1 043 341 9,6 16,7 -7,1
2022 1 304 087 1 898 644 -594 557 8,9 12,9 -4,0
Городское население
1950 1 171 250 436 792 734 458 26,1 9,7 16,4
1960 1 332 812 436 709 896 103 20,4 6,7 13,7
1970 1 205 207 646 129 559 078 14,8 7,9 6,9
1980 1 535 723 970 256 565 467 15,8 10,0 5,8
1990 1 386 247 1 140 613 245 634 12,7 10,5 2,2
2000 886 908 1 564 034 -677 126 8,3 14,6 -6,3
2010 1 263 893 1 421 734 -157 841 12,0 13,5 -1,5
2020 1 079 887 1 568 773 -488 886 9,9 14,3 -4,4
2021 1 047 731 1 799 377 -751 646 9,6 16,5 -6,9
2022 980 716 1 388 492 -407 776 8,9 12,6 -3,7
Сельское население
1950 1 574747 594 218 980 529 27,5 10,4 17,1
1960 1 449541 449 381 1 000 160 26,5 8,2 18,3
1970 698 506 485 054 213 452 14,3 10,0 4,3
1980 667 056 555 499 111 557 16,1 13,4 2,7
1990 602 611 515 380 87 231 15,5 13,2 2,3
2000 379 892 661 298 -281 406 9,8 17,1 -7,3
2010 525 055 606 782 -81 727 14,0 16,1 -2,1
2020 356 627 569 813 -213 186 9,6 15,4 -5,8
2021 350 522 642 217 -291 695 9,5 17,5 -8,0
2022 323 371 510 152 -186 781 8,8 13,8 -5,0
Направления расходования выделяемых средств не уточнялось, однако, были упомянуты две программы - «модернизация первичного звена здравоохранения» (строительство новых 2000 поликлиник
и больниц и ремонт более 6500 организаций первичного звена). За период 2023-2025 гг. на амбулаторную помощь будет направлено около 1 триллиона рублей и на стационарную медицинскую помощь -еще 610 млрд руб. Ключевым, на взгляд авторов, решением в определении направлений финансирования Минфина России является решение о реализации нового федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом». Причем, помимо направлений, определен и источник финансирования - средства, поступившие от уплаты акциза на сахаросодержащие напитки, который стал взиматься с 1 июля 2023 года.
Официально на уровне правительства была подтверждена объективно назревшая смена парадигм здравоохранения, а именно - отсрочка интервенционных операционных действий и предпочтение пре-диктивной (предсказательной) медицины. Общество должно постепенно переходить от реактивной медицины к профилактической, примером тому может служить проект «Хелснет» (Неа№пе^), осуществляемый в рамках национальных технологических инициатив. Дорожная карта данного проекта одобрена членами президиума Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России [4].
Таблица 2
Рейтинг стран мира по уровню расходов на здравоохранение на 2020 год [2]
Место Страна Расходы (% к ВВП)
1 Соединенные Штаты Америки 17,1
6 Швейцария 12,3
9 Куба 11,7
10 Франция 11,3
11 Германия 11,2
13 Швеция 11,0
14 Япония 10,9
16 Канада 10,6
17 Армения, Австрия, Норвегия 10,4
21 Бельгия 10,3
22 Дания, Нидерланды 10,1
26 Великобритания 9,6
27 Бразилия 9,5
31 Финляндия 9,2
36 Португалия 9,0
38 Испания, Италия 8,9
121 Россия 5,3
187 Венесуэла 1,2
Основные результаты
Проект Healthnet является пилотным в части изменения государственного подхода к системе здравоохранения и функционированию медико-производственного комплекса в условиях перехода страны на новый технологический уклад. Другими словами, повышение эффективности бюджетного финансирования системы здравоохранения, функционирующей в старых организационных парадигмах, в условиях перехода к новому экономико-технологическому укладу невозможно. Помимо превентивной медицины предусматривается развитие и финансирование таких направлений, как биомедицина, информационные технологии в медицине, медицинская генетика, спорт и здоровье, сегмент здорового долголетия. Все вышеперечисленное должно стать ключевыми сегментами рынка.
Снижение уровня смертности, рост продолжительности жизни должен обеспечивать создаваемый рынок персонализированных медицинских услуг, лекарственных средств и методов лечения заболеваний. Изменение экономических укладов ведет за собой появление новых биотехнологических и медицинских продуктов и услуг, производимых новыми компаниями, объединенными между собой в открытую экосистему, что позволяет минимизировать транзакционные издержки, увеличить скорость и объем обмениваемой научно-технической информации. В рамках глобального рынка здравоохранения объем этого нового рынка к 2020 году уже достиг 2 трлн долл. Планируется нарастить этот объем к
2035 году до 10 трлн долл. При этом, доля нашей страны в новом рынке будет составлять не менее 5% от мирового объема. В настоящее время в сегментах рынка «Хелснет» работает 5 российских компаний.
Среди многочисленных задач реформирования системы здравоохранения, ее подготовки к переходу на новый формат должны быть следующие: создание, развитие и продвижение передовых медицинских технологий, продуктов и услуг, представляющих Российскую Федерацию на формируемых глобальных рынках; поэтапное совершенствование нормативно-правовой базы с целью устранения барьеров для использования передовых технологий и создание системы стимулов для их внедрения; совершенствование системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей, развития компетенций, создания научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков.
Существенным фактором перехода системы здравоохранения к новой парадигме, механизмом реализации «Концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины», принятой в 2018 году, является проблема подготовки и повышения квалификации медицинских кадров. На взгляд авторов, это один из ключевых факторов успешной реализации концепции - в настоящее время система здравоохранения остро нуждается в квалифицированном персонале. Такая подготовка, помимо вузов, может осуществляться на базе научно-образовательных медицинских центров.
В настоящее время среди проблем подготовки кадров можно выделить следующие: бюрократическая система классического медицинского образования затрудняет процессы внедрения инноваций в образовательную среду; длительный срок подготовки медицинских кадров, связанный со спецификой профессии; высокий уровень затрат на подготовку медицинских кадров; отсутствие в программе образовательных предметов, отвечающих новым компетенциям, что характерно для всей системы образования [6]; недостаточная подготовка самих преподавателей; трудность в привлечении частных инвесторов. Решением данного комплекса проблем может стать формирование на базе научно-исследовательских центров соответствующих профилей серьезной системы постоянного дополнительного образования медицинских работников. Организовать и контролировать данный формат удобнее всего в регионах - можно вспомнить о роли «обучающего региона» в формировании человеческого капитала как предпосылки технологического лидерства [5]. Итогом может стать как устойчивый экономический рост самого региона, так и повышение качества жизни, за которую отвечает сфера здравоохранения.
Если по такому целевому показателю проекта, как объем выручки российских компаний на новом рынке к 2025 году, РФ должна достичь суммы в 23,6 млрд долларов, то к 2035 году данный показатель должен составлять 106,5 млрд долларов. При этом, как отмечалось выше, занимаемый в 2025 году объем нового рынка в 1,3% должен вырасти к 2035 году до 3%. Такие задачи являются достаточно амбициозными, учитывая, что все ведущие экономики мира проводят исследования и разработки в данном направлении. В условиях экономической и политической изоляции внутренний рынок сферы здравоохранения получил возможность достаточно свободно развиваться в условиях, когда ушли ведущие западные игроки, являвшиеся главными конкурентами отечественным производителям. Таким образом, есть все шансы достичь такого целевого показателя проекта, как «доля выручки компаний рынка Healthnet на внутреннем рынке здравоохранения». Установленный на уровне 20% в 2025 году он должен вырасти до 57% к 2035 году, что еще раз подтверждает позицию Правительства РФ по стратегическому курсу на переход к новой парадигме здравоохранения.
Количество российских технологических и инновационных компаний на данном новом рынке должно с 8865 в 2025 году вырасти до 11309 в 2035 году. Если рассматривать экономический эффект с точки зрения улучшения показателей здоровья и качества медицинской помощи, то он должен составить около 2 трлн рублей, коммерческий эффект от привлеченных инвестиций в размере 738 млрд руб. в прогнозном расчете составит около 1,2 трлн руб. Таким образом, в случае успешной реализации мероприятий дорожной карты и достижения целевых показателей сфера здравоохранения и экономика страны в целом смогут получить синергетический эффект. Объемы продаж современной высокотехнологичной продукции увеличат налоговую часть поступлений в бюджет. Созданные новые производства увеличат количество рабочих мест, при этом возрастет роль регионов в подготовке высококвалифицированных кадров [5].
Вузам также придется перестроить структуру подготовки врачей - появится необходимость во вра-чах-парамедиках, врачах-консультантах по превентивной медицине и здоровым практикам, врачах об-
щей практики. Результатом этого должно быть снижение нагрузки на врачей первичного звена и приведет к экономии средств ФОМС (фонда обязательного медицинского страхования). Здоровье нации должно привести и к экономии средств на выплаты по больничным листам нетрудоспособности из ФСС (фонда социального страхования). Развитие биотехнологий должно привести к бурному росту сопредельных отраслей, в частности сельского хозяйства. Анализируя существующее положение в медико-производственном комплексе можно сделать несколько выводов:
во-первых, для объективной оценки эффективности бюджетного и внебюджетного финансирования программ поддержки и развития здравоохранения необходимо перейти от динамических показателей к показателям взаимосвязанным (соотношение заболеваемости и смертности, удельных весов стационарной, амбулаторной и экстренной помощи в общем объеме финансирования, затрат на лечение отдельных групп болезней, с выделением приоритетных направлений лечения болезней, приводящих к летальному исходу, объемов и качества медицинской помощи и т.п.);
во-вторых, от средних показателей необходимо переходить к показателям оптимизации распределения финансовых средств среди отдельных групп населения по гендерным, возрастным, социально-культурным, национальным признакам с выделением приоритетного финансирования по значимым для данной группы видам болезней.
Показатели эффективности реализации программ по совершенствованию системы здравоохранения напрямую связаны с достижением трех социально значимых целевых показателей - улучшение состояния здоровья населения, рост социальной отзывчивости со стороны государства (ориентация на нужды отдельного человека, уважительное отношение) и обеспечение оптимального взноса из бюджета человека в охрану его здоровья (процент расходов на медицину от общего дохода за минусом прожиточного минимума) [7]. Для их оценки необходимо достаточно серьезное внимание уделять сбору данных, отражающих именно качество медицинской помощи. Заключение
В условиях перехода здравоохранения на новую парадигму можно порекомендовать в состав оценочных данных включать охват профилактическими мероприятиями, среди которых на первом месте должны быть вакцинация, скрининг, приобщение к здоровому образу жизни. Важное значение в условиях превентивной медицины следует уделять своевременности диагностики - показателю, который можно расчитать как отношение доли случаев, выявленных в тяжелой стадии болезни к продолжительности жизни после выявления. К показателям качества медицинской помощи отнесем и соблюдение стандартов ее оказания. Ключевым фактором развития превентивной медицины является также фактор ее доступности - потребность в превентивной, диагностической или экстренной помощи, время ожидания в очереди, возможность электронной записи, степень удовлетворения конкретной потребности пациента.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Данные по рождаемости и смертности населения РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/784-rozhdaemost-smertnost (дата обращения 04.11.2023).
2. Гуманитарный портал: исследование стран и регионов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://gtmarket. ru/ratings/global-health-expenditure (дата обращения 04.11.2023).
3. Сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38347-raskhody_federalnogo_byudzheta_na_zdravookhranenie_v_Ыizhaishuyu_trekЫetku_sos-tavyat_bolee_45_trln_rublei (дата обращения 04.11.2023).
4. Национальная технологическая инициатива, Healthnet. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nti2035.ru/markets/healthnet (дата обращения 04.11.2023).
5. Романенко Е.В., Ялунер Е.В. Особенности пространственного развития малого предпринимательства в условиях инновационной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 6 (126). С. 72-77.
6. Ялунер Е.В., Чернышева Е.А. Особенности преподавания курса интернет-предпринимательство // Российское общество и экономика: исторический опыт и современность. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2016 год. СПб., 2017. С. 42-45.
7. Ялунер Е.В. Стратегическое планирование развития сферы услуг: теоретические и концептуальные положения. М., 2006.