_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 61:31
Е.Н. Гришина
канд.экон.наук, доцент ВятГСХА, г. Киров, РФ Л.Н. Трусова канд.экон.наук, доцент ВятГСХА, г. Киров, РФ E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ И ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
Аннотация
В статье приводится анализ ожидаемой и средней продолжительности жизни населения России, приводится краткая характеристика динамики социально-экономических показателей РФ и работы системы здравоохранения России. Сделан вывод о том, что неудовлетворительные показатели деятельности системы здравоохранения зависят от экономической ситуации в целом и в свою очередь оказывают влияние на демографические характеристики.
Ключевые слова
Естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность жизни, средняя продолжительность жизни, индикатор жизни населения.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства показатель здоровья граждан важен прежде всего потому, что от него зависит естественный прирост или убыль населения, а также показатель его работоспособности.
Охрану здоровья населения должна обеспечивать система здравоохранения как совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера. Эти меры включают в себя прежде всего организацию медицинской помощи, предупреждение заболеваний, повышение уровня здоровья населения.
Особенно важно обеспечивать эффективную работу системы здравоохранения в условиях сложной экономической ситуации в стране и снижения реальных доходов населения (таблица 1).
Таблица 1
Основные социально-экономические характеристики РФ
2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Темп роста ВВП в сопоставимых ценах, % к предыдущему году 104,3 103,5 101,3 100,7 96,3
Реальные располагаемые доходы населения в % к предыдущему году 100,5 104,6 104,0 99,3 96,8
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения 12,7 10,7 10,8 11,2 13,3
Естественный прирост (+), убыль (-) населения, тыс. чел. -129,1 -4,2 24,0 35,4 32,0
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет:
-всего населения 69,8 70,2 70,8 70,9 71,4
-мужчин 64,0 64,6 65,1 65,3 65,9
-женщин 75,6 75,9 76,3 76,5 76,7
Так, по данным Росстата в стране последние годы наблюдается постепенное замедление темпа роста ВВП: со 104,3% в 2011 году до 100,7% в 2014 году [1]. В 2015 году имеет место сокращение физического объема ВВП на 3,7% к уровню предыдущего года.
Начиная с 2014 года, сокращаются реальные доходы населения России: темп снижения в 2014 году составил 0,7%, в 2015 году - 3,2%. Результатом такой динамики явился рост доли населения с доходами ниже
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
прожиточного минимума. Но при этом показатель естественного прироста населения России начиная с 2013 года имеет положительную динамику.
Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении - это число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоего гипотетического поколения, родившегося при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте остается таким, как в год, для которого вычислен этот показатель [2].
В России с 1994 по 2006 год уровень ОПЖ не превышал 66 лет, затем он постепенно повышался и составил в 2015 году 71,4 года. При этом, следует отметить, что в России сохраняется катастрофическая разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин, которая за последние 5 лет сократилась лишь на 0,8 лет и составила в 2015 году 10,8 лет.
К началу XXI столетия Россия вернулась по ожидаемой продолжительности жизни у мужчин примерно на тот же уровень отставания от развитых стран, что был в царской России в начале XX в., при этом в 1965 г. отставание по ОПЖ у мужчин от этих стран было не более 2,3-7,2 лет. У женщин отставание несколько уменьшилось по сравнению с 1900 г., но возросло по сравнению с 1965 г.
На снижение показателя ожидаемой продолжительности жизни населения РФ влияет увеличение смертности людей трудоспособного возраста, главным образом мужчин, которая по сравнению с 1990 г. возросла на 17% (с 7,6 до 8,9 на 1 тыс. населения соответствующего возраста).
Таблица 3
Показатели системы здравоохранения России
2000г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2015г. в % к 2000г.
Число больничных организаций на конец года, тыс. 10,7 6,2 8,9 5,6 5,4 50,5
Число амбулаторно-поликлинических организаций, тыс. 21,3 16,5 16,5 17,1 18,6 87,3
Заболеваемость по основным классам болезней, млн. чел. 106,3 113,7 114,7 115,0 113,9 107,1
Число посещений амбулаторно-поликлинических организаций в смену, тыс. 3533,7 3780,4 3799,4 3858,5 3861,0 109,3
Численность врачей, тыс. чел 715,8 703,2 702,6 709,4 673,0 94,0
Численность среднего медицинского персонала, тыс. чел. 1508,7 1520,3 1518,5 1525,1 1549,7 102,7
На 10 000 человек населения:
число больничных коек 115,0 92,9 90,6 86,6 83,4 72,6
численность врачей 50,1 49,1 48,9 48,5 45,9 91,6
среднего медицинского персонала 105,6 106,1 105,7 104,3 105,8 100,2
Данный показатель является индикатором уровня жизни населения и отражает нестабильность экономической ситуации в стране в исследуемом периоде. В этих условиях следует больше внимания уделять деятельности системы здравоохранения, о состоянии которой можно судить на основе данных, представленных в таблице 3.
За период с 2000 по 2015 год сократилось как число больничных и амбулаторно-поликлинических организаций, число больничных коек, так и численность врачей. Но при этом наблюдается рост заболеваемости населения (на 7,1%), и, соответственно числа посещений амбулаторно-поликлинических организаций (на 9,3%).
Такие неудовлетворительные интегральные показатели деятельности системы здравоохранения напрямую связаны с нарастанием проблем в отрасли, среди которых:
- дефицит государственного финансирования;
- дефицит медицинских кадров;
- неудовлетворительное качество медицинской помощи;
- недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х
- дефицит и неоптимальная структура коечного фонда.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года» [3]. Целью Госпрограммы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки. В результате ее реализации планируется снижение смертности населения и, соответственно, рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет.
Список использованной литературы
1. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru//
2. Статистика: учебник/под редакцией И.И. Елисеевой.- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 565с.
3. Министерство здравоохранения РФ [Электронный ресурс] - М., 2015 г. - Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru//
© Гришина Е.Н., Трусова Л.Н., 2017
УДК 338.26
Т.А. Даутова
К.с.н., доцент ИУБП, БашГУ Г. Уфа, Российская Федерация E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены причины принятия Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан. Проанализированы целевые показатели, которых планируется достичь к 2030 году. Представлены основные инструменты реализации Стратегии - 2030.
Ключевые слова
Стратегическое планирование, сценарий развития, целевые показатели, индекс развития человеческого
потенциала, ВРП, стратегические инициативы.
Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития [4]. При разработке Стратегии социально-экономического развития региональная власть придерживается принципа соответствия стратегической цели и направлений развития региона целям и приоритетам Правительства РФ, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и в законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (№ 172-ФЗ от 28 июня 2014 года). В Республике Башкортостан реализовывалась Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденная в 2009 году. Изменившиеся с тех пор условия развития республики, переоценка приоритетных задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, активное включение институтов гражданского общества в процессы развития экономики и социальной сферы, новые демографические тенденции, переход к принципам проектного управления с ориентацией на потребности соответствующих заинтересованных