жу труда от массы неквалифицированных безработных, что внесло некоторую упорядоченность в ее деятельность, так как данные лица все равно не могли быть трудоустроены и только перегружали биржу труда [16].
На 1 января 1928 г. количество зарегистрированных на Верхнеудинской бирже труда составило 1658 человек, что свидетельствует о том, что, несмотря на ограничение круга регистрирующихся, количество безработных увеличивалось [17].
Таким образом, система учета безработных на Верхнеудинской бирже труда в годы нэпа была направлена на повышение эффективности борьбы с безработицей и менялась в зависимости от экономического и политического развития страны. Однако ситуация, сложившаяся на Верх-неудинской бирже труда, показала, что порядок учета безработных, установленный в годы нэпа, был несовершенным и малоэффективным и зачастую еще больше осложнял и запутывал деятельность всей биржи труда. К тому же совмещение механизмов рынка и политики государственного регулирования выявило противоречивость такой формы трудового посредничества и его органи-
зационную несостоятельность. Стало понятно. что независимо от формы регистрации и способа учета безработных при нэпе безработицу изжить невозможно.
Литература
1. НАРБ. Ф. 56. Оп. 1. Д. 26. Л. 87-87(об.).
2. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 11. Л.48
3. Рабочий контроль и национализация. М., 1956. Т.1.
Док.456.
4. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1. Д. 10. Л. 2.
5. Гиндин Я.И. Новые формы работы бирж труда. -
М.: Вопросы труда, 1924. С. 11.
6. Атаян И.М. Биржи труда в 20-е гг.: опыт государственного трудового посредничества // Социс. 2000. №»4.
С. 119.
7. Там же.
8. Гиндин Я.И. Новые формы работы бирж труда. -
М.: Вопросы труда, 1924. С. 21.
9. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 ОС 4 С 9
10. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 2 о 41 о
11. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 Д. 31 Л. 19.
12. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 3 О 6
13. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 ю о 6 3 (N 4 п
14. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 91 ос п
15. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 Д. 64. Л. 2 (об.).
16. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 Д. 64. Л. 3.
17. НАРБ. Ф. 191. Оп. 1 4 6
Баранова наталья Сергеевна - аспирант кафедры истории Отечества Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Baranova Nataliya sergeevna - post-graduate of department of Native history of Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК-614 (571. 513)
А.в. мохова развитие системы здравоохранения горного АЛТАЯ и хАКАСии в 1920-х гг.
В статье рассматривается процесс формирования и развития системы здравоохранения Горного Алтая и Хакасии в 1920-х гг., анализируются основные мероприятия государства в этой области, дается сравнительная характеристика развития лечебной сети Горного Алтая и Хакасии.
Ключевые слова: система здравоохранения, национальные медицинские кадры, медицинская интеллигенция, профилактика.
A.V. Mokhova
development of health service in
GORNIY ALTAY AND KHAKAssiA IN 1920-s
The article is devoted to history offormation and development of Health service in Gorniy Altay and Khakassia in 1920-s. The main measures of the Soviet state consist of many directions in that field. The author compares the development of medical system of Gorniy Altay and Khakassia in 1920-s.
Key words: Health service, national medical specialists, medical intelligentia, preventive treatments.
На современном этапе для всестороннего по- вызывать научный интерес. В связи с этим возни-
нимания отечественной истории исследование кает необходимость расширения круга исследуе-
различных общественных процессов продолжает мых вопросов. Все чаще исследователи обраща-
ются к изучению явлений и процессов регионального характера. Исследование истории национальных районов страны продиктовано потребностью обобщения накопленного исторического опыта, углубленного изучения содержания и характера политических, социально-экономических и культурных процессов и их влияния на различные стороны жизни народонаселения региона. Научное осмысление данных процессов в определенной степени раскрывает некоторые проблемы в области межнациональных отношений, выявляет особенности решения вопросов, связанных с выравниванием культурного и жизненного уровней народов страны. Одним из этих вопросов является изучение становления и развития системы здравоохранения национальных районов государства. Обращение к данной теме имеет не только научное, но и практическое значение, поскольку для решения важных проблем здравоохранения необходимо знать не только его современное состояние, но и процесс его возникновения и развития. Целью настоящей статьи является анализ процесса формирования и развития системы народного здравоохранения Горного Алтая и Хакасии в 1920-х гг., выявление конкретных форм и методов организации работы органов здравоохранения, их трансформация в зависимости от социально-экономических и политических условий. Источниками для этого являются материалы региональных архивов республик Алтай и Хакасия, г. Новосибирска, Минусинска, Красноярского края; циркуляры, постановления, директивы советского правительства и местных органов власти; местные периодические издания, а также личные фонды медиков. Данные источники позволяют в определенной степени раскрыть процесс формирования и развития системы и органов здравоохранения Горного Алтая и Хакасии в 20-х гг. ХХ в.
В начале 1920-х гг. главное внимание в политике здравоохранения страны уделялось быстрой ликвидации санитарно-гигиенических последствий гражданской войны и разрухи. Положение осложнилось неурожаем, охватившим в 1921 г. значительную часть страны - Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь. Неурожай повлек за собой небывалый по размерам голод, а вслед за ним - эпидемии и болезни. Перед центральными органами власти встала первоочередная задача по предотвращению и преодолению кризиса в социальной сфере. Декреты советского правительства о мерах борьбы с эпидемиями, об обя-
зательном оспопрививании, об обеспечении военного и гражданского населения мылом свидетельствовали о решительных мерах государства в борьбе с эпидемиями и сохранению людских ресурсов [1]. Помочь в улучшении дела сохранения и укрепления здоровья населения должны были конкретные мероприятия: предотвращение распространения и развития инфекционных болезней путем открытия бань, санпропускников, дезостанций, специализированных лечебных учреждений и медицинских участков, организации научных экспедиций и медицинских отрядов; участие населения и общественных организаций в жизни и деятельности медицинских и лечебных учреждений, в санитарном просвещении; подготовка квалифицированных медицинских кадров [2]. Наряду с этим была поставлена задача обеспечения населения бесплатной, общедоступной квалифицированной медицинской помощью с применением основ профилактического направления и вовлечения населения в мероприятия по охране здоровья. Профилактическое направление здравоохранения стало основной чертой системы охраны и укрепления здоровья населения страны. Этот принцип последовательно осуществлялся с упрочением советской власти. Профилактические мероприятия имели важное значение не только в организации медицинской помощи населению, но и во всей системе устройства труда и быта.
Однако сложность решения этих задач заключалась в широком охвате эпидемиями (в России сыпным тифом в 1919-1920 гг. переболело более 2 млн чел., а всего с 1918 по 1922 г. - 6,5 млн чел., возвратным тифом - 3,2 млн чел. [3]), отсутствии квалифицированной медицинской помощи, дефиците медицинских кадров, малых ассигнованиях на здравоохранение и пр. В начальный период существования советской власти решением организационных вопросов и вопросов медицинского обслуживания населения страны занимался образованный в 1918 г. Наркомздрав РСФСР, а на местах - созданные в структуре ревкомов отделы здравоохранения [4]. Основные цели и задачи работы отделов здравоохранения определил II Всероссийский съезд здравотделов (март 1920 г.) [5]. Согласно его решениям работа здравотделов заключалась в открытии лечебных учреждений и медицинских участков, организации противоэпидемических мероприятий, привлечении населения к санитарно-просветительной работе. Все кампании здравотделов финансировались центром.
В Сибири же советская система охраны и
укрепления здоровья населения была организована лишь в сентябре 1919 г. [6] под руководством Сибирского отдела здравоохранения (Сибздрав) при Сибревкоме. Сибздрав окончательно оформился как представительный орган Наркомздрава РСФСР по Сибири к концу 1920 г. [7]. Ведомство Сибревкома включало шесть губерний, в числе которых были Алтайская и Енисейская, куда вхо-
дили территории современных республик Алтай и Хакасия. Скудность местных бюджетов тяжело сказывалась на материальном положении населения, его социальном и медицинском обслуживании, что вело к повышению уровня заболеваемости (см. табл. 1).
Таблица 1
Распространение эпидемий по губерниям в 1922 г.
Губерния Сыпной тиф Возвратный тиф Брюшной тиф Холера Малярия
Енисейская 16221 13574 4727 Нет сведений 214
Алтайская 12620 Нет сведений 3450 2006 14576
Составлено по: ГАНО. Ф. Р-1071. Оп. 1. Д. 358. Л. 48; Там же. Д. 295. Л. 25.
Отдел здравоохранения Горно-Алтайского ревкома был образован 3 апреля 1920 г. путем выделения из Бийского уездного отдела здравоохранения (уздрав) в связи с образованием ГорноАлтайского уезда, первым заведующим стал П.Я. Гордиенко. Четырьмя годами позже (4 июня 1924 г.) по решению Хакасского уездного исполкома был образован Хакасский уздрав, который возглавил лекпом Л.К. Трофимов. На тот период вся сеть медперсонала Хакасского уезда, включая уздрав, состояла из 18 чел., из них врачей было только 2 [8], функционировали 3 врачебных и 4 фельдшерских участка. На 1 врача приходилось 38,5 тыс. чел., на 1 койку - 15500 чел. (ср.: в Сибири в целом в городах на 1 койку приходилось 190 чел., в сельской местности - 2346 чел.) [9]. В 1920 г. в Горном Алтае с населением по переписи 1920 г. 138704 чел. работали 6 врачебных и
5 фельдшерских участков, которые обслуживали
6 врачей и 38 чел. среднего звена [10].
Национальные районы Сибири находились в более плачевном состоянии, чем регионы Европейской России, отставая в экономическом и культурном отношениях. С введением новой экономической политики наибольшую остроту приобрели вопросы финансирования медицинской сети данных районов, т.к. лечебные и медицинские учреждения были переведены на местный бюджет, что болезненно отразилось на их работе и не позволяло оказывать квалифицированную медицинскую помощь местному населению. Финансовые трудности привели к значительному сокращению медицинской сети. В России из 600 тыс. больничных коек на государственном снабжении осталось лишь 53 тыс. [11], в результате
чего ухудшилась лечебная помощь населению, особенно сельскому. Коренное население Горного Алтая и Хакасии находилось в стадии разложения патриархально-родовых устоев, постепенно переходя на оседлый образ жизни, широко применялись методы лечения народной медицины, что не умаляет ее достоинств и на современном этапе. Широкое распространение получили инфекционные болезни, в лечении многих из них народная медицина была бессильна. Лишь создание собственных административно-территориальных единиц позволило заняться вплотную проблемами социально-экономического характера, в том числе и здравоохранением.
В Горном Алтае и Хакасии, как и в стране в целом, вновь образованным органам здравоохранения предстояло решить ряд первоочередных мероприятий по ликвидации инфекционной заболеваемости населения, понижению общей и детской смертности и повышению рождаемости, развитию лечебной и медицинской сети и улучшению ее работы. Эти меры требовали значительных объемов государственного финансирования. Однако ни Горный Алтай, ни Хакасия не обладали достаточными средствами для содержания лечебных учреждений, привлечения медицинских кадров, закупки оборудования и инструментов. Пристальное внимание в санитарном отношении государство уделяло национальным регионам, т.к. коренное население в силу своей бытовой неграмотности, низкого жизненного уровня, отсутствия иммунитета ко многим болезням особенно страдало от инфекционных заболеваний. Особенно высок был процент заболеваемости сыпным и возвратным тифами, натуральной оспой (в
Горном Алтае - 50-70%), глазными болезнями (в Хакасии - 60-80%), венеризмом [12]. Имели место вспышки холеры, малярии, сибирской язвы. В связи с этим центральными органами власти были оперативно разработаны чрезвычайные меры по борьбе с эпидемическими заболеваниями и по улучшению санитарного состояния страны. В эпидемически неблагонадежных районах страны создавались чрезвычайные комиссии по борьбе с тифом, холерой - Чекатифы и Чекахолы. В Сибири были организованы Сибчекатиф и Сибчекахол, а также губернские, уездные Чекатифы и Чекахолы. В национальных районах юга Сибири вышел ряд постановлений местных органов власти о предохранительном оспопрививании [13]. Наряду с противоэпидемической работой широко проводились и общесанитарные мероприятия, в которые помимо медперсонала вовлекались хозяйственные и общественные организации, а также местное население. Их работа заключалась в организации двухнедельников чистоты, санитарных осмотрах жилых и производственных помещений и водоисточников, проведении бесед и лекций по привитию навыков чистоты и гигиены местному населению, а также по изживанию вредных для здоровья привычек и т.д. Для подготовки работников санитарного просвещения и оспопрививателей были открыты бесплатные краткосрочные курсы [14]. В результате принятых мер в Горном Алтае и Хакасии была в некоторой степени стабилизирована санитарно-эпидемиологическая обстановка.
Новый этап развития здравоохранения Горного Алтая начался с июня 1922 г., когда была образована Ойротская автономная область в составе Западно-Сибирского края. С приобретением статуса автономии увеличились ассигнования на нужды здравоохранения Ойротии, в результате чего в областном центре Улале была открыта больница на 40 коек, увеличился штат медперсонала, улучшилось медицинское обслуживание. Коечный фонд области насчитывал 90 коек [15]. Началась постепенная передача руководства здравоохранением от чрезвычайных органов ревкомов к Советам. В 1925 г. Хакасский уезд был преобразован в округ, в 1930 г. - в автономную область. В 1925 г. в Хакасском округе было 4 больницы на 20 коек, 3 врачебные амбулатории и 5 фельдшерских пунктов [16]. С момента образования Хакасского уздрава ассигнования на здравоохранение к концу 1920-х гг. выросли в 12 раз [17], в Горном Алтае - в 42 раза [18], что послужило веским основани-
ем для успешной борьбы с социальноопасными заболеваниями, расширения медико-санитарной сети региона, увеличения коечного фонда, улучшения оснащения медикаментами и инструментарием, покрытия дефицита медицинских кадров, особенно средней квалификации. Говорить о росте штата врачей было бы преувеличением, хотя и были некоторые подвижки в этой среде. Дело в том, что в Ойротии, как и Хакасии, в эти годы еще не было национальных медицинских кадров, здесь работали в основном врачи, командированные Сибздравом, Наркомздравом РСФСР. Закрепление их на местах являлось одной из главных задач органов власти Ойротии и Хакасии. В связи с тяжелыми материально-бытовыми условиями, отсутствием жилья, приспособленных лечебных помещений, чрезмерной занятостью медики стремились уезжать из этих мест. Малонадежной перспективой была и низкая зарплата медперсонала. Разбросанность и малая плотность местного населения не давала качественного медицинского обслуживания. Тем не менее государство оказывало помощь национальным районам медицинскими кадрами. Так, в середине 1920-х гг. в Сибирский регион было направлено более 50% выпускников медвузов страны [19]. Важной особенностью развития здравоохранения Ойро-тии и Хакасии являлось то, что органы власти и медперсонал пытались учитывать национальные традиции и специфику образа жизни коренного населения. В помощь местным органам здравоохранения Сибирского региона ежегодно направлялись передвижные медицинские отряды и научные экспедиции на борьбу с различными заболеваниями. Для работы этих отрядов Наркомз-дравом РСФСР были разработаны специальные инструкции. Из них следовало, что лишь умелое и корректное отношение к коренному населению даст положительные результаты в выявлении и лечении болезней [20]. За период с февраля по август 1924 г. в Ойротии «глазным» отрядом выявлено 492 больных [21]. За первые 4 месяца 1925 г. в Хакасии этим же отрядом осмотрено 7079 чел., выявлено больных трахомой 5169 чел. [22]. Как отмечалось в отчетах вышеназванного отряда, население Хакасии имело большую степень заболеваемости, чем население Ойротии [23], что объяснялось как общей труднодоступностью населения, так и большими суммами ассигнований на здравоохранение в Ойротии. Действительно, в 1923-1924 гг. на здравоохранение Ойротии было выделено 57402,44 р. [24], Хакасии же в 1924-
1925 г. - лишь 11302 р. [25]. В результате работы медицинских отрядов заболеваемость трахомой в Ойротии и Хакасии значительно снизилась, резко уменьшилось количество тяжелых осложнений и слепоты от трахомы. Важным мероприятием в сфере здравоохранения национальных районов стало создание как передвижных, так и стационарных форм медицинского обслуживания населения. Широкое распространение получили медицинские юрты-передвижки. Коренное население Ойротии и Хакасии стало чаще обращаться за медицинской помощью, повысилось доверие к медикам. Например, в середине 1920-х гг. в Ойротии было зарегистрировано 28016 алтайцев обратившихся за амбулаторной и стационарной помощью [26]. В Хакасии также росло число посещений лечебных учреждений. Увеличение процента обращаемости коренного населения в местные амбулатории и стационары стало одним из успешных показателей развития системы здравоохранения национальных регионов.
Середина 1920-х гг. была ознаменована подъемом всего народного хозяйства страны, что привело к значительному увеличению ассигнований на здравоохранение. Если в 1924-1925 гг. весь государственный бюджет здравоохранения составлял 209 млн р., то в 1927 г. - 375 млн р. [27]. Все большее внимание правительство страны стало уделять сельскому здравоохранению. О важности сельской медицины говорилось на I Всесоюзном съезде сельских врачей в 1925 г. Тогда же были заложены основы советской системы охраны материнства и детства. В Ойротии и Хакасии это было ознаменовано повышением уровня рождаемости и понижением порога детской смертности, появлением первых постоянных детских яслей, увеличением детских и женских консультаций и улучшением их обслуживания. К концу 20-х гг. ХХ в. в Ойротии появились первые национальные медицинские кадры. Так, в 1928 г. выпускник Томского медицинского института В.И. Тискине-ков стал первым врачом-алтайцем, специализировавшимся в офтальмологии. В 1931 г. после окончания этого же учебного заведения Н.М. Одеж-кин начал борьбу с трахомой в Хакасии. Медики среднего и низшего звена из числа коренного населения проходили местные кратковременные курсы подготовки и повышения квалификации, а также за пределами Ойротии и Хакасии. В 1928 г. лечебная сеть Ойротии выглядела следующим образом: 7 врачебных и 4 фельдшерских пункта с 33 лечебными учреждениями [28]. В Хакасии так-
же возросло количество медицинских участков, увеличился штат медперсонала, наблюдался рост обращаемости населения в амбулаторные и стационарные учреждения. На 1 врачебный участок приходилось уже 12169 чел., на 1 врача - 3732 чел., на 1 койку - 858 чел. [29].
Несмотря на достигнутые успехи, в конце 1920-х гг. в условиях свертывания нэпа, перехода к насильственной коллективизации система здравоохранения Ойротии и Хакасии претерпела значительные изменения. Политика государства привела к тому, что во многих сферах общества, в т.ч. и в здравоохранении, органами власти перестали учитываться национальные особенности регионов страны. Органы здравоохранения Ойро-тии и Хакасии болезненно отреагировали на эти преобразования, большие трудности вызвал массовый перевод алтайцев и хакасов на оседлость. Медикам Ойротии и Хакасии предстояло решить важные проблемы, связанные с медицинским обслуживанием населения, начинавшего вести новый образ жизни, не способного зачастую сориентироваться в новых экономических условиях.
Таким образом, в 1920-е гг., несмотря на трудные условия гражданской войны, советские органы власти приступили к решению неотложных задач в сфере здравоохранения. Планомерная и последовательная, а порой и противоречивая политика государства в социальной сфере, в т.ч. в здравоохранении, выразилась в повышении жизненного и культурного уровней народонаселения, обеспечении в некоторой степени санитарноэпидемиологического благополучия страны, обращении к проблемам коренных народов национальных районов. В русле решения этих задач происходило становление и развитие системы здравоохранения Горного Алтая и Хакасии. По мере стабилизации политической, экономической обстановки при помощи государственных и местных бюджетных средств происходила организация медицинской сети национальных районов юга Сибири, были успешно ликвидированы некоторые социальноопасные заболевания, постепенно формировалась материально-техническая база лечебных учреждений. В течение десятилетия была создана широкая сеть стационарных и передвижных медицинских учреждений Горного Алтая и Хакасии, началась планомерная подготовка медицинских кадров, усилилась работа по санитарному просвещению, что явилось важнейшим шагом в дальнейшем развитии народного здравоохранения Горного Алтая и Хакасии.
Литература
1. Ленинские декреты по здравоохранению. 19171921 гг. / сост. Ю.А. Ахапкин. - М.: Медицина, 1970. - С. 114-129.
2. Там же. - С. 237.
3. Петров Б.Д., Семашко Н.А., Потулов Б.М. - М.: Медицина, 1974. - С. 81; 60 лет советскому здравоохранению / под ред. Б.В. Петровского. - М.: Медицина, 1977. - С. 45.
4. Муниципальное управление «Архив г. Минусинска» (МУ АГМ). Ф. Р-217. Оп. 1. Д. 2. Л. 9.
5. Грибанов, Э.Д. Всероссийские съезды здравотделов и их значение для практического советского здравоохранения. - М.: Медицина, 1966. - С. 48.
6. Цилев К.А. Здравоохранение Сибири в период деятельности Сибревкома (1919-1925 гг.) // Материалы к истории медицины и здравоохранения Сибири / под ред. Д.И. Гольдберга, Н.П. Федотова. - Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 1960. - С. 38.
7. Там же. - С. 38.
8. Отдел документов новейшей истории Государственного архива Республики Хакасия (ОДНИ ГАРХ). Ф. Р-14. Оп. 1, Д. 48. Л. 3.
9. Государственный архив Республики Хакасия (ГАРХ). Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 2. Л. 221.
10. Государственная архивная служба Республики
Алтай (ГАС РА). Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.
11. Здравоохранение России. ХХ век / под ред. Ю.Л. Шевченко, В.И. Покровского, О.П. Щепина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 73.
12. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 7. Л. 44.
13. Там же. Д. 65. Л. 2.
14. Там же. Д. 149. Л. 3.
15. Там же. Д. 64. Л. 29.
16. ГАРХ. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 12. Л. 65.
17. Там же. Д. 16. л. 3.
18. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1 Д. 258. Л. 92.
19. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-1384. Оп. 1. Д. 17. Л. 254.
20. МУ АГМ. Ф. Р-216. Оп. 1. Д. 6. Л. 147.
21. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 70. Л. 118.
22. ГАРХ. Ф. Р-1, Оп. 1. Д. 12. Л. 45.
23. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 70. Л. 118.
24. Там же. Д. 197. Л. 37.
25. ГАРХ. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 16. Л. 3.
26. ГАС РА. Ф. Р-44. Оп. 1. Д. 258. Л. 62.
27. Здравоохранение России. ХХ век / под ред. Ю.Л. Шевченко, В.И. Покровского, О.П. Щепина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 75.
28. Отдел хранения спецдокументов ГАС РА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 609. Л. 28.
29. ГАРХ. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 12. Л. 62.
мохова Анна владимировна - аспирант кафедры истории России Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан.
Mokhova Anna Vladimirovna - post-graduate of department of history of Russia of N.F. Katanov Khakas State University, Abakan.
УДК 94 (571.54) в.н. Балдыханов
территориальные реформы 1937 г. и 2008 г. (на примере усть-ордынского бурятского Автономного округа)
В работе рассматривается история становления и развития Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, анализируются причины территориальных реформ 1937г. и 2008 г.
Ключевые слова: территориальный раздел, политические факторы, экономические трудности, интеграция, сырьевая база.
V.N. Baldykhanov
THE TERRITORIAL REFORMs OF 1937 and 2008
(on the example of ust^rda buryat autonomous district)
The article is devoted to the history of formation and development of Ust-Orda Buryat autonomous district during the soviet period of Russian history. The author analyzes the reasons of territorial reforms in 1937 and 2008.
Key words: territorial section, political factors, economic difficulties, integration, raw base.
История Усть-Ордынского Бурятского авто- нографическое исследование под редакцией Л.М.
номного округа (УОБАО) насчитывает чуть бо- Дамешека, учебное пособие для общеобразова-
лее 70 лет. Несмотря на столь немалый срок его тельных учебных заведений, подготовленное Е.Е.
существования, в отечественной историографии Тармахановым, Л.М. Дамешек, Т.Е. Санжиевой, а
мало литературы о нем. Серьезных обобщающих также работы Ш.Б. Чимитдоржиева, К.Б.-М. Ми-
работ, посвященных истории развития округа, тупова, Е.Н. Палхаевой, А.А. Елаева, И.С. Урба-
буквально единицы. В их числе следует назвать наевой, Т.М. Михайлова, Ю.Б. Рандалова, И.Д.
крупное и единственное на сегодняшний день мо- Бураева, посвященные вопросам национально-