Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Вячеславовна, Плужникова Елена Артемовна, Живогляд Марина Вячеславовна

Современное воспитание призвано обеспечить профессиональную самореализацию студента через реализацию его социальных функций, как субъекту общения, обучения. Цель статьи: анализ развития системы воспитания в пространстве профессионального образования. Методология: собран возрастной состав слушателей курса повышения квалификации по воспитательной деятельности за трехлетний период. Среди участников были выделены несколько возрастных категорий от 18 до 29 лет и старше. Отражен рост количества участников электронного курса. Результаты: рост заинтересованности молодежи в воспитательной работе отражает положительная динамика участия слушателей в изучении электронного курса. Изучение структуры наставничества и коучинга как значимой части системы воспитания в профессиональном образовании является одним из самых востребованных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Елена Вячеславовна, Плужникова Елена Артемовна, Живогляд Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE SPACE OF VOCATIONAL EDUCATION

Modern education is designed to ensure the professional self-realization of the student through the implementation of his social functions as a subject of communication, learning. The purpose of the article is to analyze the development of the education system in the space of vocational education. Methodology: the age composition of students of the advanced training course in educational activities for a three-year period has been collected. Several age categories from 18 to 29 years and older were identified among the participants. The growth of the number of participants of the electronic course is reflected. Results: the growing interest of young people in educational work reflects the positive dynamics of students' participation in the study of the electronic course. The study of the structure of mentoring and coaching as an important part of the education system in vocational education is one of the most popular areas.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Рябова, М.Э. Иноязычие как психологический фактор формирования субъекта усложняющегося общества (дуальная оппозиция и ситуация конфликта) / М.Э. Рябова // Мир психологии. - 2005. - № 2(42). - С. 136-141. - EDN GXZZZU.

9. Сулеева, М.Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом / М.Т. Сулеева // Педагогика: традиции и инновации: Материалы VIII Международной научной конференции, Челябинск, 20-23 января 2017 года. - Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2017. - С. 11-14. - EDN УНШЯМ.

Педагогика

УДК 371. 8

старший преподаватель Смирнова Елена Вячеславовна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Плужникова Елена Артемовна Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Живогляд Марина Вячеславовна Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современное воспитание призвано обеспечить профессиональную самореализацию студента через реализацию его социальных функций, как субъекту общения, обучения. Цель статьи: анализ развития системы воспитания в пространстве профессионального образования. Методология: собран возрастной состав слушателей курса повышения квалификации по воспитательной деятельности за трехлетний период. Среди участников были выделены несколько возрастных категорий от 18 до 29 лет и старше. Отражен рост количества участников электронного курса. Результаты: рост заинтересованности молодежи в воспитательной работе отражает положительная динамика участия слушателей в изучении электронного курса. Изучение структуры наставничества и коучинга как значимой части системы воспитания в профессиональном образовании является одним из самых востребованных направлений.

Ключевые слова:система воспитания, профессиональное образование, наставничество.

Annotation. Modern education is designed to ensure the professional self-realization of the student through the implementation of his social functions as a subject of communication, learning. The purpose of the article is to analyze the development of the education system in the space of vocational education. Methodology: the age composition of students of the advanced training course in educational activities for a three-year period has been collected. Several age categories from 18 to 29 years and older were identified among the participants. The growth of the number of participants of the electronic course is reflected. Results: the growing interest of young people in educational work reflects the positive dynamics of students' participation in the study of the electronic course. The study of the structure of mentoring and coaching as an important part of the education system in vocational education is one of the most popular areas.

Key words: education system, vocational education, mentoring.

Введение. Современные условия социально-экономического развития обуславливают необходимость организации воспитательного процесса молодежи, учитывающего требования общества и рынка труда. Молодежь представляет собой слой населения, обладающий высоким потенциалом для страны, поэтому в первую очередь важны условия, которые позволят сформировать самостоятельную личность, способную к творческому осуществлению профессиональной деятельности и повышению престижа страны в мировом пространстве. Развитие системы воспитания в профессиональном образовании становится одним из самых значимых процессов, на что указывает законодательная политика. Распоряжением правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Профессиональное воспитание требует современного переосмысления. Рассматривая систему воспитания в новом контексте, следует указать развитие интеллектуальной, информационной культуры, самоорганизации, профессионального самосовершенствования, коммуникативной компетентности, различных мягких навыков, способствующих наилучшей адаптации в профессиональной среде [9, C. 51].

Современное воспитание призвано обеспечить профессиональную самореализацию студента через реализацию его социальных функций, как субъекту общения, обучения [1, C. 25].

Педагог выстраивает воспитательный процесс в соответствии с принципами гуманизма, приоритета свободного развития личности, реализации творческих способностей обучающихся через участие в социально-культурных, гуманитарных и волонтерских проектах [7, C. 30].

Система воспитания трансформируется под условия неопределенности и неоднозначности, в которых будущий студент должен выстраивать свою профессиональную жизнь [6]. Профессиональное воспитание способно не только адаптировать его под существующую реальность, но и подготовить к будущим задачам, которые придется решать оперативно и творчески, поскольку будущее неопределенно. Рынок труда меняется [2, C. 25].

Такие тенденции как глобализация, информатизация, роботизация, масштабное развитие сетевого общества и многие другие направления, связанные с технологической революцией обуславливают необходимость формирования гибких навыков через воспитательный процесс с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к труду в сложных, динамично изменяющихся условиях [3].

Современные профессиональные учебные заведения нуждаются в целостной, систематизированной воспитательной стратегии [8]. Требуется обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем опыте, который будет способствовать реализации воспитательного компонента, раскрытие воспитательного потенциала, повышение вариативности воспитательных технологий [4, C. 100].

Развитие воспитательного процесса основывается на разработке и внедрении программ воспитания. В статье представлена разработка программы повышения квалификации, целью которой является совершенствование компетенций слушателей для разработки профессиональных образовательных программ.

Новые разработки позволят адаптировать специалистов к подготовке современных студентов, готовых к работе в новых условиях [12, C. 270].

Изложение основного материала статьи. Система воспитания представляет собой совокупность целей и принципов процесса воспитания, а также приемы и технологии их реализации.

Современная воспитательная работа опирается на потребность личности в самореализации, достижение индивидуальных целей и задач, развитие способности активного включения в разные сферы жизнедеятельности [11].

Основная задача воспитательного процесса в профессиональном образовании заключается в формировании социально-активной всесторонне развитой личности, готовой к осуществлению профессиональной деятельности [10].

Высшие учебные заведения организуют такие условия, в которых студенты получают возможность физического, интеллектуального, нравственного и культурного развития [3].

Воспитательные мероприятия в профессиональных учебных заведениях распределены по нескольким направлениям:

- профессиональное (формирование и совершенствование профессиональных компетенций);

- духовно-нравственное (развитие гуманистических качеств личности);

- развитие культуры вуза;

- развитие творческого потенциала студента;

- развитие информационно-технологической составляющей.

Среди основных аспектов формирования воспитательной среды выделяют: содержательный, деятельностный, технологический. Содержание воспитательного процесса должно включать инновационное наполнение, которое учитывает потребности и запросы современного общества, в котором предстоит ориентироваться студенту. Деятельностный аспект подразумевает активное участие студентов в воспитательных мероприятиях, нацеленных на всестороннее развитие. Технологический аспект содержит использование различных электронных решений в процессе воспитания.

Учет педагогом (наставником) в своей деятельности необходимых аспектов воспитательного процесса позволяет формировать соответствующую среду для достижения высоких результатов.

Современная практика воспитательного процесса включает понятие личностного бренда, реализуемого в наставнической деятельности. Также стоит сказать о коучинге в воспитательном процессе. Коучинг относительно новая модель сопровождения участников образовательных отношений. И наставник и коуч нацелены на формирование компетентного специалиста, ориентированы на его профессиональный рост. Однако наставничество и коучинг имеют отличия. В первом случае наставник как опытный специалист участвует в воспитательном процессе с целью передачи имеющегося опыта молодому специалисту. Коуч же только стимулирует процесс приобретения новых знаний и направляет своего студента, помогает определить цели и спланировать их достижение. В современном воспитательном процессе могут принимать участие оба специалиста. Коуч-наставник раскрывает потенциал будущего педагога и формирует его способность самостоятельно принимать профессиональные решения [5].

В основу исследования легла разработка Программы повышения квалификации «Совершенствование воспитательной системы в контексте современного профессионального образования», которая была разделена на несколько этапов.

Участниками исследования стали как слушатели, окончившие высшее учебное заведение, так и студенты. Было зафиксировано несколько возрастных диапазонов слушателей курса: 18-20 лет, 21-22 года, 23-25 лет, 26-28 лет, 29 и более лет. За период реализации курса (с 2020 по 2022 год) был выявлен общий прирост заинтересованных слушателей.

В основе нормативной базы Программы повышения квалификации «Совершенствование воспитательной системы в контексте современного профессионального образования» лежит Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №99б-р.

Программа курса позволяет рассматривать процесс воспитания в рамках профессионального образовательного пространства с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) до 2025 года.

Разработанный курс нацелен на формирование профессиональных компетенций, позволяющих выстраивать систематизированный и последовательный воспитательный процесс. Программа учитывает требования ФГОС, государственную программу «Цифровая экономика».

При прохождении курса слушатель учится разрабатывать и обновлять учебно-методическое обеспечение курсов, дисциплин, модулей, овладевает оценочными средствами для проверки их освоения.

В Программу заложено изучение специфики воспитательной работыв рамках профессиональной образовательной организации, возрастных основ студенческой молодежи, значения наставника (тьютора) в воспитательном процессе, результатов воспитательной деятельности, внесена пушкинская карта как результативный способ реализации воспитательного процесса. Пушкинская карта позволяет молодежи бесплатно посещать культурные мероприятия.

Программа реализуется с 2020 года. В процессе исследования был выделен возрастной состав участников электронного курса за трехлетний период, произведено измерение среднего возраста его участников. Измерение возрастного диапазона обозначено от 18 лет.

18-20 21-22 2}-25 26-28 старше 29

■ 2020 И2021 И2022

Рисунок 1. Возрастной состав слушателей курса ««Совершенствование воспитательной системы в контексте современного профессионального образования» (результаты исследовательской деятельности авторов)

Средний возраст участников отмечен в диапазоне от 26 до 28 лет. Стоит отметить общую положительную динамику заинтересованных в прохождении курса.

Интерес молодежи к участию в Курсе свидетельствует об их вовлеченности не только как студентов, обладающих мотивацией к участию в самом воспитательном процессе, но и как субъектов, стремящихся к его построению.

Слушателям было предложено выбрать наиболее привлекательные темы для изучения в сфере воспитания. На рисунке отображены основные результаты.

■ Коучинг

■ Наставничество

■ Проектирование образовательного пространства

■ Развитие личностного бренда

Рисунок 2. Результаты выбора наиболее привлекательных для изучения тем в рамках курса (результаты

исследовательской деятельности авторов)

Среди представленных тем наибольший интерес для слушателей курса представляет коучинг и наставничество как наиболее широкие темы для охвата воспитательного процесса.

Внедрение электронных курсов по воспитательной работе является перспективным направлением в развитии и обновлении воспитательной системы.

Выводы. Развитие системы воспитания в пространстве профессионального образования проходит в период активной трансформации профессиональных учебных заведений под потребности и реалии современного мира, основывающиеся на его нестабильности, динамичной изменчивости, сложности. Как показывает практика, подготовка специалиста должна содержать не только профессиональный аспект, который включает формирование жестких навыков и профессиональных компетенций, но и гибкие навыки, способствующие адаптации в различных сферах деятельности. На основе анализа научной литературы можно сделать вывод, что гибкость в современном мире имеет весомое значение и занимает важную часть в профессиональном образовании. Поэтому процесс воспитания так многообразен. Развитие системы воспитания, нацеленное на всестороннее развитие личности способствует формированию высококвалифицированного специалиста готового к жизни и самореализации в быстро изменяющихся условиях.

По данным исследования система профессионального воспитания развивается активными темпами. Используя статистические материалы стоит обратить внимание на рост заинтересованных лиц в изучении воспитательного процесса. Возраст слушателей разработанного курса становится ниже, следовательно, интерес молодежи растет не только к участию в воспитательных мероприятиях, но и к участию в их разработке.

Литература:

1. Ваганова, О.И. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, Н.С. Абрамова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 1(26). - С. 277-280. - DOI 10.26140^3-2019-0801-0073. - EDN VQEKHK.

2. Ким, О.М. Профессиональное образование и воспитание: система, принципы и методы / О.М. Ким // Русский язык глазами молодого исследователя: Сборник статей по материалам городской студенческой межвузовской конференции (18 декабря 2019 г.), Нижний Новгород, 18 декабря 2019 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. - С. 24-30. - EDN VNBQDT.

3. Маркова, С.М. Развитие системы социального партнерства в вузе / С.М. Маркова, А.М. Петровский // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия, Нижний Новгород, 10 ноября 2015 года / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2015. - С. 225-228. - EDN ЦЪЦЪВ^.

4. Маркова, С.М. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема / С.М. Маркова, А.М. Петровский // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2016. - Т. 5, № 2(15). - С. 99-102. - EDN WFIPYZ.

5. Оганян, Т.Б. Педагогическое единство индивидуального и коллективного опыта в воспитании молодёжи в системе профессионального образования / Т.Б. Оганян // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIV международной научно-практической конференции, Иркутск, 06-07 июня 2019 года / ВосточноСибирский институт МВД России. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. - С. 354-356. - EDN AGISGB.

6. Огнев, А.С. Сочетание воспитания и обучения в технологиях личностного развития для системы профессионального образования / А.С. Огнев, Э.В. Лихачева. - 2017. - № 1-4. - С. 132-137. - EDN XQOCDL.

7. Петровский, А.М. Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования / А.М. Петровский, О.В. Голубева, Д.В. Седых // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6, № 4(21). - С. 64-67. - EDN YPDQZC.

8. Петровский, А.М. Технологии социального партнерства в образовании / А.М. Петровский, О.Н. Абрамов, О.И. Ваганова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 4(29). - С. 137-140. - DOI 10.26140/bgz3-2019-0804-0028. - EDN ICWJHG.

9. Профессиональное воспитание в системе среднего профессионального образования как средство формирования компетентного выпускника / Н.В. Быстрова, А.М. Воронцов, П.А. Грашина, Н.В. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. - С. 50-53. - EDN XEKZJA.

10. Прохорова, М.П. Особенности проектирования планируемых результатов обучения в условиях инновационного развития профессионального образования / М.П. Прохорова, А. М. Петровский. - 2016. - Т. 4, № 1. - С. 23. - EDN VSZJND.

11. Соколова, И.Г. Развитие профессионально-личностного потенциала педагога в современной системе образования и воспитания / И.Г. Соколова // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 ноября 2019 года. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена., 2019. - С. 91-94. - EDN YGRIYA.

12. Тарарай, Ю.С. Актуальные вопросы воспитания в системе профессионального образования / Ю.С. Тарарай // Академическая публицистика. - 2021. - № 1. - С. 268-272. - EDN DMUUPL.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Соловьев Геннадий Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Кашин Сергей Николаевич Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Петренко Дмитрий Андреевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В КОНТЕКТЕ НАУЧНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ

ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

Аннотация. На основе научных представлений о смысловой сути понятия «Мировоззрение» дана его авторская трактовка и обозначены с позиции психических явлений личности его свойства и состояния. В отражении социальных проблем сформулировано и определение понятия «физкультурное мировоззрение», его социальная, политическая и личностная ценность, а также вскрыты причинно-следственные связи его формирования и определены социальные и педагогические направления. Авторы приходят к выводу о том, что физкультурное мировоззрение у детей, молодежи и в целом населения России есть не только зеркальное отражение профессионализма учителей, преподавателей, тренеров, но и состояния всех основных составляющих государственной системы образования, а также состояния физической культуры Российской Федерации в целом.

Ключевые слова: мировоззрение, идея, духовно-нравственные ценности, физическая культура личности, система физической культуры и спорта, идеология, политика, прогностическое мышление.

Annotation. On the basis of scientific ideas about the semantic essence of the concept of "Worldview", its author's interpretation is given and its properties and states are indicated from the position of mental phenomena of personality. In the reflection of social problems, the definition of the concept of "physical culture worldview", its social, political and personal value is formulated, as well as the causal relationships of its formation are revealed and social and pedagogical directions are determined. The authors come to the conclusion that the physical culture worldview of children, youth and the general population of Russia is not only a mirror reflection of the professionalism of teachers, teachers, coaches, but also the state of all the main components of the state education system, as well as the state of physical culture of the Russian Federation as a whole.

Key words: worldview, idea, spiritual and moral values, physical culture of the individual, system of physical culture and sports, ideology, politics, predictive thinking.

Введение. Все что делает человек, к чему стремится и в результате чего достигает в своей жизни, является проявлением не только влияния содержания направленности семьи, социума, системы образования, воспитания, профессии, государственной политики, но и его личностных интересов, ценностей, убеждений, мотивов и потребностей.

Сформированное мировоззрение может носить не только личностный, но и социальный, национальный и даже транснациональный характер, когда оно овладевает умами народных масс, определенных групп людей, национальности или общественно-политических партий. Оно основано на системе ценностей каждой отдельно взятой личности.

А они, в обобщенном виде, представляют собой ничто иное, как интерес к чему-либо, трансформированный через призму мировоззрения в осмысленную и убежденную значимость. С другой стороны, ценности формируют мировоззрение, а оно в свою очередь определяет отсев других, приходящих или уже сложившихся ценностей.

Данная закономерность очевидна, но не абсолютна, а именно, в силу того, что интерес есть также произвольное мировоззрения и потребностей индивидуума, а в итоге и того, что сам собой представляет человек как личность. А он, точно также как и его жизненный путь (дорогу, которую он выбирает) является для окружающих лабиринтом тайн и загадок. Может иметь и текст, и подтекст в своих мыслях, поступках и поведении. В чем и заключается одна из причин того, что до настоящего времени ученые многих научных дисциплин (философы, педагоги, психологи, историки, социологи, психофизиологии и др.) не могут дать однозначный ответ на, казалось бы, простой вопрос, что из себя, по сути, представляет человек, его смысл и предназначение. Например, почему человек заранее зная, делает то, что приносит вред его здоровью. Рационален ли он (следует логики рассуждений, разума, анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщению, конкретизации, наблюдения, опыта и выводам) или иррационален (неоднозначен, нелогичен, дуалитичен, импульсивен, непредсказуем, спонтанен и т.д.).

Изложение основного материала статьи. В основе поступков и поведения человека в целом лежат и врожденные генетические предпосылки и влияние социальной среды. Или, в зависимости от ситуации, его поведение определяется доминантой одного психического явления над другим. И вообще, на сколько качественно и до какого уровня человек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.