Научная статья на тему 'Развитие системы управления образованием России в конце XX начале XXI В. С точки зрения теории организации'

Развитие системы управления образованием России в конце XX начале XXI В. С точки зрения теории организации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
141
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕСС / СТРУКТУРА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА / SYSTEM OF MANAGEMENT / THEORY OF ORGANISATION / MANAGEMENT DEVELOPMENT / PROCESS / STRUCTURE / STRUCTURAL FUNCTIONAL SUBSYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Темрюкова С. Н.

Опираясь на системный подход теории организации, в статье рассматривается развитие системы управления образованием России в конце XX начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM OF RUSSIA IN THE LATE 20TH EARLY 21ST CENTURIES FROM THE POINT OF VIEW OF THE THEORY OF ORGANIZATION

Based on the system approach of the theory of organisation, the article discusses the development of the system of management of education of Russia in the late 20th early 21st centuries.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления образованием России в конце XX начале XXI В. С точки зрения теории организации»

УДК [371.11:351.85]:303.725.35(470)

Темрюкова Светлана Николаевна

аспирант кафедры педагогики Астраханского государственного университета, учитель средней общеобразовательной школы № 71 Б1етгуи коуа@таМ. ги

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Опираясь на системный подход теории организации, в статье рассматривается развитие системы управления образованием России в конце XX - начале XXI в.

Ключевые слова: система управления, теория организации, развитие управления, процесс, структура, структурно-функциональная подсистема.

Последние десятилетия стали периодом глобальных изменений в сфере образования России, которые не могли не затронуть систему управления им. Не случайно в конце ХХ столетия усиливается интерес многих ученых к различным вопросам и аспектам управления образованием.

Так, внутришкольному управлению и управлению школой посвящены работы М.М. Поташника, В.С. Лазарева, Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибановой, Ю.А. Ко-наржевского, П.В. Худоминского и др.; Вопросы управления территориальной системой образования исследованы Н.Н. Петровым, Л.И. Фишман, В.В. Дудниковым, В.А. Прудниковой и др.; теория и практика управления образованием на региональном и муниципальных уровнях проанализированы С.Ф. Жилкиным, Р.А. Баскаевым, И.П. Тарасовой, Г.И. Оглоблиной, М.В. Артюховым, В.А. Некрасовым и др.; вопросы государственнообщественного управления рассмотрены в работах Д.М. Вердиева, Т.А. Степановой, Г.Г. Ечкаловой и др., организационно-правовые аспекты управления образованием - Д.Н. Ер-маченко и др.; организационно-экономические

- Г.Х. Шидловской, В.А. Мясоедовой и др.; организационно-педагогические - Л.Д. Храпко и др.

Между тем система управления образованием есть одна из социальных организаций, для нормального функционирования которой в современных условиях России особое значение имеет изучение закономерностей её развития, что делает актуальным наше обращение к проблеме развития системы управления образованием России в конце ХХ - на-

Temryukova Svetlana Nickolaevna

Postgraduate Student of the Department of Pedagogy of Astrakhan State University, Teacher of Secondary School № 71 stemryukova@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM OF RUSSIA IN THE LATE 20th - EARLY 21st CENTURIES FROM THE POINT OF VIEW OF THE THEORY OF ORGANIZATION

Based on the system approach of the theory of organisation, the article discusses the development of the system of management of education of Russia in the late 20th - early 21st centuries.

Key words: system of management, theory of organisation, management development, process, structure, structural functional subsystem.

чале ХХ1 в.

Полученные результаты исследования могут быть использованы для повышения уровня управления, а также помогут избежать ошибок в выборе структур управления образованием при осуществлении крупномасштабных преобразующих мероприятий.

Любая система управления представляет собой совокупность нескольких подсистем: структурно-функциональной, информационно-поведенческой и подсистемы саморазвития [1, с. 41]. Однако мы остановимся лишь на развитии структурно-функциональной подсистемы, так как она является «остовом» системы управления и подвержена наибольшим изменениям.

Обратимся к такому понятию, как «развитие управления». Развитие управления -это «разворачивающийся во времени процесс его перехода из одного состояния в другое...» [2, с. 46]. Тогда с точки зрения теории организации развитие структурно-функциональной подсистемы системы управления образованием можно представить как некую организацию или «процесс упорядочения частей и элементов системы в пространстве и во времени под воздействием внутренних и внешних факторов» [3, с. 18].

Согласно системному подходу теории организации система управления образованием есть часть более крупной системы. Следовательно, изменения в более крупных системах не проходят бесследно для системы управления образованием.

Например, распад политической системы России в конце ХХ столетия оказал сильное дезорганизующее воздействие на рос-

сийскую систему управления образованием. По Конституции СССР 1977 г. политическая система страны строилась «в соответствии с принципом демократического централизма» [4, с. 6], который сочетал «единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах» [5, с. 8].

В Конституции 1993 г. закреплялось осуществление государственной власти народом «через органы государственной власти и местное самоуправление» [6, с. 4]. Кроме того, Российская Федерация состоит «из равноправных субъектов, имеющих свой Устав и законодательство» [7, с. 5]. Федеративное устройство России «основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» [8, с. 6].

В конце ХХ столетия по-иному начинает строиться и экономическая система России. Если по Конституции 1977 г. экономическую основу СССР составляет «социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности» [4, с. 8], в 1992 г. государство «создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности» [8, с. 5], то Конституция 1993 г. «закрепляет и защищает в РФ равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности» [6, с. 6].

Меняющиеся внешние условия повлекли преобразования в крупных системах. Так, повышение роли региональных и муниципальных органов власти привело к разделению полномочий в сфере управления образованием между федеральными и региональными уровнями управления [9, с. 8].

Законодательное закрепление различ-

ных форм собственности позволило осуществить передачу ряда учебных заведений в ведение регионов и муниципалитетов. Например, с 1993 по 1995 г. в собственность города Астрахани и Астраханской области были переданы некоторые общеобразовательные школы, вспомогательные школы-интернаты, детские дома [10, с. 40-41, 126-127].

До 1990-х гг. в России были созданы единые органы управления народным и профессионально-техническим образованием,

которые осуществляли руководство на региональном уровне через главные управления, комитеты народного образования (например, в Астраханском регионе через отдел народного образования Астраханского областного исполкома, областное управление профтехобразованием и отдел народного образования городского исполкома). В начале XXI столетия на региональном уровне управление образованием осуществляется сначала Департаментом образования, а затем Министерством образования и науки Астраханской области.

Таким образом, представляя развитие как упорядочение частей и элементов системы в пространстве и во времени под воздействием различных факторов, и опираясь на системный подход теории организации, можно выделить основные закономерности развития системы управления образованием в России:

- изменение общей цели системы управления образованием напрямую зависит от цели более крупных систем;

- новая цель влечет за собой процессы дезорганизации и организации, применительно к структурно-функциональной подсистеме

- процесс упорядочения частей и элементов в системе управления образованием, которые приводят к построению иной соответствующей новым условиям функционирования организационной структуры системы управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

2. Там же.

3. Подлесных В.И. Теория организации: учебник для вузов. СПб., 2003г.

4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом СССР от 1 декабря 1988 г. М., 1988.

5. Там же.

6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2003.

7. Там же.

8. Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России: принята 12 апреля 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г. и Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г.). М., 1992.

9. Общее среднее образование России: сб. нормативных документов 1992-1993 гг.: в 2 кн. М., 1993. Кн. 1.

10. Сборник нормативных правовых актов Астраханской области с 1994 по 1997 г. Астрахань, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.