Научная статья на тему 'Развитие системы управления инновационным обеспечением системы здравоохранения на современном этапе'

Развитие системы управления инновационным обеспечением системы здравоохранения на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATION / HEALTH CARE / INNOVATIVE SOFTWARE / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ястребова Марина Викторовна

Показана необходимость использования инновационного подхода в здравоохранении; определена сущность инновационного обеспечения; рассмотрены основные стадии развития инновационного обеспечениея в здравоохранении в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of innovative software management system health care system

The article shows the need for innovative approaches in health care, the essence of innovative software, the main stages of the development of innovative software in the health sector at present.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления инновационным обеспечением системы здравоохранения на современном этапе»

МЕДИЦИНА И РЕКРЕАЦИЯ

М.В. Ястребова 1

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Здоровье человека составляет неотъемлемую часть общественного богатства, и от общества зависит, как это богатство охраняется, используется и воспроизводится. Важнейшим компонентом, характеризующим человека, делающим его экономически активным, является его здоровье. Состояние здоровья человека нуждается в постоянной поддержке (воспроизводстве), а в случае его ухудшения (при заболевании) - восстановления. Решение этой задачи осуществляется на основе, проводимой в стране государственной социально-экономической политики. Сокращение численности населения, количества женщин репродуктивного возраста Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию 30.11.10г. назвал угрозой, вызовом для всей нашей нации. Положение в здравоохранении остается сложным и в настоящее время. В интересах улучшения состояния здравоохранения, расширения его возможностей по представлению медицинских услуг населению, улучшению качества этих услуг в нашей стране только в последние годы был разработан и внедрен в действие национальный проект «Здоровье», принят ряд мер по поддержке семей, использован материнский капитал. Только в 2011 году на модернизацию здравоохранения запланировано потратить 190 млрд. руб. В то же время, следует отметить, что модернизация здравоохранения невозможна без ее инновационного обеспечения. Наша страна имеет высокий научно-технический и инновационный потенциал, соответствующую инфраструктуру и другие составляющие национальной инновационной системы. Инновационная политика государства стала частью национальной инновационной стратегии.[4, с.4]

Создание условий для внедрения в производство национальных технологий, торговли передовыми технологиями и национальными товарами одна из главнейших задач государство в настоящее время. Процесс направленный на реализацию результатов исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованной технологии , используемой в практической деятельности[10, с.63], называется инновационной деятельностью, а последовательная смена ее состояния (этапы) - инновационным процессом. [5, с.64]

Несомненно, что в различных видах экономической деятельности инновационный процесс имеет свою специфику, особенности, которые имеются и в системе здравоохранения. Модель инновационного развития системы здравоохранения представлена на рис.1.

Продуктовые и процессные инновации в системе здравоохранения выражаются в том, что к инновациям следует отнести инновационные медицинские технологии, которые охватывают как систему предупреждения и лечения заболевания, реабилитации больных, создания принципиально новых лекарственных препаратов, новой медицинской техники и оборудования, новых информационных, учетных, управленческих и других услуг, способствующих повышению качества медицинских услуг и т.д. Но, специфика инноваций как товара такова, что потребность в них формируется под воздействием спроса и предложения [3, с.5]. Спрос ЛПУ, как свидетельствуют практики, их исследования и разработки в системе здравоохранения пока не велик

Инновационные результаты в системе здравоохранения станут возможными, если в обществе будет сформирована система инновационного обеспечения развития здравоохранения, повышения качества медицинских услуг, как в городе, так и в сельских поселениях

1 Марина Викторовна Ястребова, аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики, e-mail: svetlana@tsareva.me

Совершенно ясно, что нельзя в каждой деревне построить медицинский центр, предоставляющий такое же количество и качество услуг, как в городе, но можно использовать новые технологии и технические средства, позволяющие нивелировать отрицательные моменты жизни в селе. Вполне реально, используя современные системы связи создать консультационно-лечебные медицинские. Аналогичные уже начинают функционировать в городах [7, ^64]. По нашему мнению, система инновационного обеспечения должна включать создание благоприятных условий, стимулов, мер поддержки, методов управления, согласования действий, информационного, инфраструктурного, интеллектуального, материально-технического, финансового и др. видов обеспечения развития системы здравоохранения, включая и сельские территории.

Инновационное развитие экономики, прежде всего, связывают с реализацией приоритетных (критических) технологий (нанотехнологии и наносистемы, информационно-телекоммуникационные системы и технологии, биотехнологии и др.), которые являются системообразующей базой, обеспечивающей динамичный рост экономики в целом и системы здравоохранения в частности.

Трудность реализации инновационного развития и критических технологий обусловлена множеством объективных и субъективных причин, однако доминирующей среди них является недостаточный организационный потенциал экономики, поэтому в первую очередь необходимо обеспечить опережающее организационное развитие субъектов инновационных процессов, которое должно оказывать упреждающее воздействие на формирование научно-инновационного потенциала, соответствующего требованиям инновационного развития страны. Глубина и интенсивность инновационных преобразований определяется масштабом организационного развития. Организационное развитие базируется на концепции «трех состояний»: настоящее состояние, переходное состояние, будущее состояние. [2, с!9]

Рис. 1. Модель инновационного развития системы здравоохранения

Длительное время управление системой отечественного здравоохранения основывалось на прямом администрировании, а роль экономических регуляторов практически игнорировалась, что привело к снижению качества медицинской помощи. Финансирование

отрасли традиционно основывалось на показателях ресурсного обеспечения (коечный фонд, число медицинских работников и проч.), а не конечных результатах работы медиков.

Экстенсивный путь развития системы здравоохранения, погоня за количественными показателями, попытки удешевления медицинской помощи привели к появлению серьезных проблем, среди которых снижение качества медицинской помощи, недостаток оборудования, диагностической аппаратуры, инструментария и лекарственных средств. Следствием недостаточности экономических стимулов явились низкая эффективность использования ресурсов, недостаточный профессионализм медиков, невнимание к пациентам и поборы с них и пр. Попытки реформирования системы управления здравоохранением предпринимались неоднократно. Одной из первых было внедрение в конце 80-х годов в ряде регионов России нового хозяйственного механизма. Поликлиника стала центральным звеном в системе экономических отношений, действуя на основе метода взаиморасчетов со стационарами и другими звеньями оказания медицинской помощи. Однако сфера действия этого механизма ограничилась лишь несколькими регионами России. Система не получила как поддержки большинства территориальных органов управления здравоохранением и медицинской науки, так и ожидаемой финансовой поддержки. Слабые стороны реформы были использованы для ее полной дискредитации и сдерживания распространения положительного опыта. При этом многие отечественные и зарубежные исследователи отмечали и до сих пор признают оригинальность идеологии и достаточно высокий уровень ее методической подготовки.

В 1993 г. начался новый этап реформы, связанный с переходом на систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Результатом этого перехода стала постепенная смена прямого администрирования договорными отношениям между страховщиками и медицинскими учреждениями, получили распространение новые методы оплаты и независимая экспертиза качества медицинской помощи. Однако оказались утраченными некоторые позитивные характеристики прежней системы управления и финансирования. Органы управления отказались от стратегического и текущего планирования, слабо использовались многие практические наработки первого этапа реформы здравоохранения. Среди причин, обусловивших непоследовательность реформы, следует назвать недостаточную научную проработку вопросов управления и финансирования здравоохранения. К моменту принятия закона «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» отсутствовала четкая концепция реформы. Закон разрабатывался без четкого понимания механизмов регулирования процесса формирования структур ОМС и их взаимодействия с системой здравоохранения, следствием чего стала необходимость срочного внесения изменений и поправок к закону. Тем не менее, переход на ОМС способствовал активизации научных исследований в области управления и финансирования здравоохранения, теоретических вопросов реформы здравоохранения.

Главной целью проводимых в здравоохранении реформ является переход от принципа содержания ЛПУ к принципу договорных отношений между потребителем и поставщиком медицинских услуг на основе государственного регулирования и планирования объемов медицинской помощи. Первые результаты перехода на «бюджетно-страховую» модель управления здравоохранением показали, что ожидания, связанные с переходом на ОМС, оказались не полностью реализованными. Проявились негативные тенденции в системе управления и финансирования здравоохранения, и, прежде всего: -вертикальная и горизонтальная дезинтеграция управления, -ослабление роли функций стратегического и текущего планирования, -слабое влияние страховых медицинских организаций на эффективность использования ресурсов здравоохранения и качество медицинских услуг,

-непоследовательность в использовании договорных отношений.

По-прежнему основная часть ресурсов здравоохранения распределяется на неэкономической основе, не выработана методика определения рационального соотношения бесплатной и платной медицинской помощи. Истинные масштабы платности медицинской помощи намного превышают официальные и личные платежи населения за медицинские услуги и товары медицинского назначения. Они примерно сравнялись с государственными расходами на здравоохранение

Все чаще выдвигается идея перехода от бюджетно-страховой к преимущественно страховой модели формирования финансовых ресурсов, рассматриваются варианты семейного страхования, медико-социального страхования, повышения доли бюджетных средств, направляемых в систему ОМС и другие. Такой подход может способствовать повышению экономической эффективности системы здравоохранения, однако социальные последствия результатов внедрения этой модели могут быть непредсказуемыми.

Полный переход системы здравоохранения на рыночные отношения социально нецелесообразен. Наибольшую потребность в медицинской помощи имеют лица с низким доходом. У них худшие условия жизни и труда, соответственно показатели их здоровья ниже, чем обеспеченных слоев населения. Эмпирически доказана обратная зависимость между уровнем личного дохода и потребностью в медицинской помощи.

В современных условиях, наряду с технологическими инновациями наиболее важными становятся вопросы организационно-управленческих инноваций[8, с.53] в системе здравоохранения, обладающие рядом характеристик, которые должны быть учтены в процессе организационных изменений, в том числе:

а) часть медицинских услуг обладает свойствами «общественных товаров», они являются объектом коллективного потребления и на них не распространяется принцип исключения других лиц из процесса потребления. Например, санитарно-гигиенические мероприятия, связанные с предотвращением инфекционных заболеваний;

б) недостаточная информированность потребителя в отношении цены, объема и качества приобретаемых благ, с другой, - независимость действий производителей и потребителей, то есть их свободное взаимодействие на рынке. Больной человек, как потребитель медицинских услуг, не обладает теми знаниями, которые позволяли бы ему оценить объем, цену и качество приобретаемых услуг и в отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель определяет объем предоставляемых благ. Это таит в себе значительный потенциал структурных диспропорций и злоупотреблений в здравоохранении. Из этого следует вывод о необходимости целенаправленного управления объемами и структурой оказания медицинской помощи;

в) особая роль принципа равенства в получении медицинской помощи.

Объем потребления медицинских услуг не может определяться только уровнем платежеспособности человека. Это особенно очевидно в тех случаях, когда для уменьшения страданий и спасения жизни человека требуется экстренная медицинская помощь.

Обеспечение равных возможностей в потреблении медицинских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения в пользу наиболее нуждающихся — детей, лиц с низким доходом, хронических больных и т.д. Основой современной социальной политики России стал заимствованный у зарубежных государств принцип субсидарной ответственности, который подразумевает следующее: забота о здоровье человека в первую очередь лежит на нем самом и его семье. Все, что им объективно не по силам, делегируется на уровне общины, сообщества. В свою очередь, то, что не может сделать общество, делегируется выше, вплоть до уровня верховной власти страны [1, с.52]. Перечисленные факторы ограничивают возможности развития рыночных отношений в сфере здравоохранения. Отсюда возникает необходимость в использовании более сложных механизмов управления по сравнению с другими видами экономической деятельности.

В процессе формирования и развития системы управления инновационным обеспечением здравоохранения необходимо учитывать и специфику рынка медицинских услуг. К специфическим свойствам рынка услуг здравоохранения можно отнести:

- значительное влияние на динамику спроса на медицинские услуги оказывает сезонный фактор;

- территориальная сегментации рынка услуг здравоохранения;

- относительно высокая скорость оборачиваемости капитала;

- изменчивость рыночной конъюнктуры в зависимости от природно-климатических катаклизм;

- большое влияние на спрос и предложение медицинской услуги оказывают личные контакты производителя (мед. работника) и потребителя (пациента), что с одной стороны может способствовать увеличению спроса на медицинские услуги, а с другой стороны,

недовольство пациента может уменьшить спрос, подорвать имидж учреждения здравоохранения и создать трудности на рынке;

- сложная структура спроса на услуги здравоохранения, связанная с необходимостью их персонификации и индивидуализации;

- специфика результата медицинской деятельности;

- асимметричность информации на рынке медицинских услуг - недостаток медицинских знаний делает пациента как потребителя уязвимым по отношению к врачу, и врач может диктовать условия экономических взаимоотношений;

- риск внедрения новинки значительно более высок и опасен, т.к. при неблагоприятном исходе последствия сказываются на здоровье пациента, а ответственность мед. персонала значительно выше;

- субъективный подход производителя услуг к определению перечня лечебных процедур;

рис.2).

Зависимость спроса от природно -климатических катаклизмов

Сильное влияние межличностных отношений врача и пациента

Персонификация и индивидуализация спроса

Недостаточная мед.

компетенция

пациентов

Рис.2. Специфические черты рынка медицинских услуг

Применительно к рынкам медицинских товаров и услуг представляется целесообразным выделить следующие разновидности рынков: лечебно-профилактических и диагностических услуг (хирургических, терапевтических, стоматологических и др.); санитарно-эпидемиологических услуг; санаторно-лечебных услуг; услуг лечебной физкультуры; услуг скорой медицинской помощи; услуг по медицинскому обслуживанию на дому; консультационных медицинских услуг; лекарственных препаратов; средств лечения и защиты от болезней; медицинского оборудования, аппаратуры, технических средств; научных и проектных разработок в области медицины.

Наряду с этой основной структурой рынка товаров и услуг медицинского назначения, должна существовать инфраструктура такого рынка в виде:

— рынка труда медицинских работников;

— рынка услуг медицинского образования;

— рынка медицинской информации.

Информационная система здравоохранения - это совокупность управленческих, производственных и вспомогательных информационных процессов, распределенных, но

нерациональное потребительское поведение и другие (см.

Сезонные колебания спроса

Высокая степень риска внедрения новшеств

Субъективизм производителя в определении перечня услуг

Непредсказуемость

потребительского

поведения

взаимосвязанных в рамках целей функционирования социально-экономического объединения [10, с.31] и системы здравоохранения в целом.

Учитывая специфику здравоохранения как особой сферы, непосредственно влияющей на формальные и нравственные состояния общества [2], где применение рыночных отношений ограничено и не может дать того эффекта как в материальном производстве, в управлении данной сферой должны грамотно сочетаться плановые и рыночные механизмы, использоваться различные источники финансирования, в том числе и финансирование инновационного обеспечения системы здравоохранения [6].

Новой ступенью реформирования системы управления здравоохранением явился национальный проект «Здоровье» (2006 г.), который совершенствовался, и в настоящее время перерос в «Концепцию развития здравоохранения РФ до 2020года». Кроме того, разрабатывались и реализовывались десятки специальных программ, а в регионах в рамках национального проекта и Концепции - региональные программы. К примеру, в Санкт-Петербурге принята «Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы».

Указанные документы являются комплексными, системными. Они охватывают значительный пласт вопросов укрепления здоровья населения: формирования здорового образа жизни, профилактики и лечения заболеваний, реабилитации; материально-технического, финансового, информационного и др. видов обеспечения; инновационного развития здравоохранения. Все это свидетельствует об усилении роли и ответственности государства в данном вопросе. По нашему мнению, все эти направления должны приобрести законченный вид в форме нормативно-законодательных актов, конкретных планов и носить обязательных характер.

Список литературы

1. Андреев, С. И. Государственное регулирование качества жизни населения/ С. И. Андреев, И. Н. Вячина // Экономическое возрождение России. - 2005. - 3 (5). — . 50—52.

2. Анискин, Ю. П. / . . // .-2005.- 2(4).- . 19-20.

3. Асаул, А. Н. / . . //

.- 2009.-4(22).- . 3-6.

4. Асаул, А. Н. / . . //

.- 2010.- 1(23).- . 3-7.

5. :

« », 2010.-280 .

6. Гордеев, Д. А.

.- 2009.- 3(21).- . 52-58.

7. Лаврешкина, С. А.

8.

« », 2008. - 606 .

9. Морев, М. В. -

/

//

//

- 2008.- 1(15).- . 62-64.

/

[

//

10.

2010. - 2(24). - . 120-134. « », 2010.-254 .

/

/

The list of the literature:

/

/

1. Andreev, S. I. State regulation of quality of a life of the population/ S. I. Andreev, I. N. Vjachina // Economical revival of Russia. - 2005. - 3 (5). - P. 50-52.

2. Aniskin, Ju. P. Organizational aspects of innovative development of economy/ Ju. P. Aniskin // Economical revival of Russia. - 2005. - 2(4). - P. 19-20.

3. Asaul, A. N Problems of innovative development in domestic economy/ A. N. Asaul // Economical revival of Russia. - 2009. - 4(22). - P. 3-6.

4. Asaul, A. N The national strategy of innovative development/ A. N. Asaul // Economical revival of Russia. - 2010. - 1 (23). - P. 3-7.

5. Introduction into innovation: Tutorial / A. N. Asaul, V. V. Asaul, N. A. Asaul, R. A. Faltinskiy. - SPb.: ANO «IPEV», 2010.-280 p.

6. Gordeev, D. A. Problems of development new institutional forms and attitudes in innovational activity in the Russian Federation / D. A. Gordeev // Economical revival of Russia. - 2009. - 3(21). - P. 52-58.

7. Lavreshkina, S. A. Demography: Problems and solutions / S. A. Lavreshkina // Economical revival of Russia. - 2008. - 1 (15). - P. 62-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Modernization of the economy through technological innovation / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008.-606 p.

9. Morev, M. V Socio-economic aspects of the moral state of society/ M. V. Morev, V. I. Popova // Economical revival of Russia. - 2010. - 2(24). - P. 120-134.

10. Creation of knowledge and information infrastructures of businesses / A. N. Asaul, E. I. Rybnov, O. A. Egorova, T. M. Levchenko. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 254 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.