МЕДИЦИНА И РЕКРЕАЦИЯ
М.В. Ястребова 1
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Здоровье человека составляет неотъемлемую часть общественного богатства, и от общества зависит, как это богатство охраняется, используется и воспроизводится. Важнейшим компонентом, характеризующим человека, делающим его экономически активным, является его здоровье. Состояние здоровья человека нуждается в постоянной поддержке (воспроизводстве), а в случае его ухудшения (при заболевании) - восстановления. Решение этой задачи осуществляется на основе, проводимой в стране государственной социально-экономической политики. Сокращение численности населения, количества женщин репродуктивного возраста Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию 30.11.10г. назвал угрозой, вызовом для всей нашей нации. Положение в здравоохранении остается сложным и в настоящее время. В интересах улучшения состояния здравоохранения, расширения его возможностей по представлению медицинских услуг населению, улучшению качества этих услуг в нашей стране только в последние годы был разработан и внедрен в действие национальный проект «Здоровье», принят ряд мер по поддержке семей, использован материнский капитал. Только в 2011 году на модернизацию здравоохранения запланировано потратить 190 млрд. руб. В то же время, следует отметить, что модернизация здравоохранения невозможна без ее инновационного обеспечения. Наша страна имеет высокий научно-технический и инновационный потенциал, соответствующую инфраструктуру и другие составляющие национальной инновационной системы. Инновационная политика государства стала частью национальной инновационной стратегии.[4, с.4]
Создание условий для внедрения в производство национальных технологий, торговли передовыми технологиями и национальными товарами одна из главнейших задач государство в настоящее время. Процесс направленный на реализацию результатов исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованной технологии , используемой в практической деятельности[10, с.63], называется инновационной деятельностью, а последовательная смена ее состояния (этапы) - инновационным процессом. [5, с.64]
Несомненно, что в различных видах экономической деятельности инновационный процесс имеет свою специфику, особенности, которые имеются и в системе здравоохранения. Модель инновационного развития системы здравоохранения представлена на рис.1.
Продуктовые и процессные инновации в системе здравоохранения выражаются в том, что к инновациям следует отнести инновационные медицинские технологии, которые охватывают как систему предупреждения и лечения заболевания, реабилитации больных, создания принципиально новых лекарственных препаратов, новой медицинской техники и оборудования, новых информационных, учетных, управленческих и других услуг, способствующих повышению качества медицинских услуг и т.д. Но, специфика инноваций как товара такова, что потребность в них формируется под воздействием спроса и предложения [3, с.5]. Спрос ЛПУ, как свидетельствуют практики, их исследования и разработки в системе здравоохранения пока не велик
Инновационные результаты в системе здравоохранения станут возможными, если в обществе будет сформирована система инновационного обеспечения развития здравоохранения, повышения качества медицинских услуг, как в городе, так и в сельских поселениях
1 Марина Викторовна Ястребова, аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики, e-mail: svetlana@tsareva.me
Совершенно ясно, что нельзя в каждой деревне построить медицинский центр, предоставляющий такое же количество и качество услуг, как в городе, но можно использовать новые технологии и технические средства, позволяющие нивелировать отрицательные моменты жизни в селе. Вполне реально, используя современные системы связи создать консультационно-лечебные медицинские. Аналогичные уже начинают функционировать в городах [7, ^64]. По нашему мнению, система инновационного обеспечения должна включать создание благоприятных условий, стимулов, мер поддержки, методов управления, согласования действий, информационного, инфраструктурного, интеллектуального, материально-технического, финансового и др. видов обеспечения развития системы здравоохранения, включая и сельские территории.
Инновационное развитие экономики, прежде всего, связывают с реализацией приоритетных (критических) технологий (нанотехнологии и наносистемы, информационно-телекоммуникационные системы и технологии, биотехнологии и др.), которые являются системообразующей базой, обеспечивающей динамичный рост экономики в целом и системы здравоохранения в частности.
Трудность реализации инновационного развития и критических технологий обусловлена множеством объективных и субъективных причин, однако доминирующей среди них является недостаточный организационный потенциал экономики, поэтому в первую очередь необходимо обеспечить опережающее организационное развитие субъектов инновационных процессов, которое должно оказывать упреждающее воздействие на формирование научно-инновационного потенциала, соответствующего требованиям инновационного развития страны. Глубина и интенсивность инновационных преобразований определяется масштабом организационного развития. Организационное развитие базируется на концепции «трех состояний»: настоящее состояние, переходное состояние, будущее состояние. [2, с!9]
Рис. 1. Модель инновационного развития системы здравоохранения
Длительное время управление системой отечественного здравоохранения основывалось на прямом администрировании, а роль экономических регуляторов практически игнорировалась, что привело к снижению качества медицинской помощи. Финансирование
отрасли традиционно основывалось на показателях ресурсного обеспечения (коечный фонд, число медицинских работников и проч.), а не конечных результатах работы медиков.
Экстенсивный путь развития системы здравоохранения, погоня за количественными показателями, попытки удешевления медицинской помощи привели к появлению серьезных проблем, среди которых снижение качества медицинской помощи, недостаток оборудования, диагностической аппаратуры, инструментария и лекарственных средств. Следствием недостаточности экономических стимулов явились низкая эффективность использования ресурсов, недостаточный профессионализм медиков, невнимание к пациентам и поборы с них и пр. Попытки реформирования системы управления здравоохранением предпринимались неоднократно. Одной из первых было внедрение в конце 80-х годов в ряде регионов России нового хозяйственного механизма. Поликлиника стала центральным звеном в системе экономических отношений, действуя на основе метода взаиморасчетов со стационарами и другими звеньями оказания медицинской помощи. Однако сфера действия этого механизма ограничилась лишь несколькими регионами России. Система не получила как поддержки большинства территориальных органов управления здравоохранением и медицинской науки, так и ожидаемой финансовой поддержки. Слабые стороны реформы были использованы для ее полной дискредитации и сдерживания распространения положительного опыта. При этом многие отечественные и зарубежные исследователи отмечали и до сих пор признают оригинальность идеологии и достаточно высокий уровень ее методической подготовки.
В 1993 г. начался новый этап реформы, связанный с переходом на систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Результатом этого перехода стала постепенная смена прямого администрирования договорными отношениям между страховщиками и медицинскими учреждениями, получили распространение новые методы оплаты и независимая экспертиза качества медицинской помощи. Однако оказались утраченными некоторые позитивные характеристики прежней системы управления и финансирования. Органы управления отказались от стратегического и текущего планирования, слабо использовались многие практические наработки первого этапа реформы здравоохранения. Среди причин, обусловивших непоследовательность реформы, следует назвать недостаточную научную проработку вопросов управления и финансирования здравоохранения. К моменту принятия закона «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» отсутствовала четкая концепция реформы. Закон разрабатывался без четкого понимания механизмов регулирования процесса формирования структур ОМС и их взаимодействия с системой здравоохранения, следствием чего стала необходимость срочного внесения изменений и поправок к закону. Тем не менее, переход на ОМС способствовал активизации научных исследований в области управления и финансирования здравоохранения, теоретических вопросов реформы здравоохранения.
Главной целью проводимых в здравоохранении реформ является переход от принципа содержания ЛПУ к принципу договорных отношений между потребителем и поставщиком медицинских услуг на основе государственного регулирования и планирования объемов медицинской помощи. Первые результаты перехода на «бюджетно-страховую» модель управления здравоохранением показали, что ожидания, связанные с переходом на ОМС, оказались не полностью реализованными. Проявились негативные тенденции в системе управления и финансирования здравоохранения, и, прежде всего: -вертикальная и горизонтальная дезинтеграция управления, -ослабление роли функций стратегического и текущего планирования, -слабое влияние страховых медицинских организаций на эффективность использования ресурсов здравоохранения и качество медицинских услуг,
-непоследовательность в использовании договорных отношений.
По-прежнему основная часть ресурсов здравоохранения распределяется на неэкономической основе, не выработана методика определения рационального соотношения бесплатной и платной медицинской помощи. Истинные масштабы платности медицинской помощи намного превышают официальные и личные платежи населения за медицинские услуги и товары медицинского назначения. Они примерно сравнялись с государственными расходами на здравоохранение
Все чаще выдвигается идея перехода от бюджетно-страховой к преимущественно страховой модели формирования финансовых ресурсов, рассматриваются варианты семейного страхования, медико-социального страхования, повышения доли бюджетных средств, направляемых в систему ОМС и другие. Такой подход может способствовать повышению экономической эффективности системы здравоохранения, однако социальные последствия результатов внедрения этой модели могут быть непредсказуемыми.
Полный переход системы здравоохранения на рыночные отношения социально нецелесообразен. Наибольшую потребность в медицинской помощи имеют лица с низким доходом. У них худшие условия жизни и труда, соответственно показатели их здоровья ниже, чем обеспеченных слоев населения. Эмпирически доказана обратная зависимость между уровнем личного дохода и потребностью в медицинской помощи.
В современных условиях, наряду с технологическими инновациями наиболее важными становятся вопросы организационно-управленческих инноваций[8, с.53] в системе здравоохранения, обладающие рядом характеристик, которые должны быть учтены в процессе организационных изменений, в том числе:
а) часть медицинских услуг обладает свойствами «общественных товаров», они являются объектом коллективного потребления и на них не распространяется принцип исключения других лиц из процесса потребления. Например, санитарно-гигиенические мероприятия, связанные с предотвращением инфекционных заболеваний;
б) недостаточная информированность потребителя в отношении цены, объема и качества приобретаемых благ, с другой, - независимость действий производителей и потребителей, то есть их свободное взаимодействие на рынке. Больной человек, как потребитель медицинских услуг, не обладает теми знаниями, которые позволяли бы ему оценить объем, цену и качество приобретаемых услуг и в отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель определяет объем предоставляемых благ. Это таит в себе значительный потенциал структурных диспропорций и злоупотреблений в здравоохранении. Из этого следует вывод о необходимости целенаправленного управления объемами и структурой оказания медицинской помощи;
в) особая роль принципа равенства в получении медицинской помощи.
Объем потребления медицинских услуг не может определяться только уровнем платежеспособности человека. Это особенно очевидно в тех случаях, когда для уменьшения страданий и спасения жизни человека требуется экстренная медицинская помощь.
Обеспечение равных возможностей в потреблении медицинских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения в пользу наиболее нуждающихся — детей, лиц с низким доходом, хронических больных и т.д. Основой современной социальной политики России стал заимствованный у зарубежных государств принцип субсидарной ответственности, который подразумевает следующее: забота о здоровье человека в первую очередь лежит на нем самом и его семье. Все, что им объективно не по силам, делегируется на уровне общины, сообщества. В свою очередь, то, что не может сделать общество, делегируется выше, вплоть до уровня верховной власти страны [1, с.52]. Перечисленные факторы ограничивают возможности развития рыночных отношений в сфере здравоохранения. Отсюда возникает необходимость в использовании более сложных механизмов управления по сравнению с другими видами экономической деятельности.
В процессе формирования и развития системы управления инновационным обеспечением здравоохранения необходимо учитывать и специфику рынка медицинских услуг. К специфическим свойствам рынка услуг здравоохранения можно отнести:
- значительное влияние на динамику спроса на медицинские услуги оказывает сезонный фактор;
- территориальная сегментации рынка услуг здравоохранения;
- относительно высокая скорость оборачиваемости капитала;
- изменчивость рыночной конъюнктуры в зависимости от природно-климатических катаклизм;
- большое влияние на спрос и предложение медицинской услуги оказывают личные контакты производителя (мед. работника) и потребителя (пациента), что с одной стороны может способствовать увеличению спроса на медицинские услуги, а с другой стороны,
недовольство пациента может уменьшить спрос, подорвать имидж учреждения здравоохранения и создать трудности на рынке;
- сложная структура спроса на услуги здравоохранения, связанная с необходимостью их персонификации и индивидуализации;
- специфика результата медицинской деятельности;
- асимметричность информации на рынке медицинских услуг - недостаток медицинских знаний делает пациента как потребителя уязвимым по отношению к врачу, и врач может диктовать условия экономических взаимоотношений;
- риск внедрения новинки значительно более высок и опасен, т.к. при неблагоприятном исходе последствия сказываются на здоровье пациента, а ответственность мед. персонала значительно выше;
- субъективный подход производителя услуг к определению перечня лечебных процедур;
рис.2).
Зависимость спроса от природно -климатических катаклизмов
Сильное влияние межличностных отношений врача и пациента
Персонификация и индивидуализация спроса
Недостаточная мед.
компетенция
пациентов
Рис.2. Специфические черты рынка медицинских услуг
Применительно к рынкам медицинских товаров и услуг представляется целесообразным выделить следующие разновидности рынков: лечебно-профилактических и диагностических услуг (хирургических, терапевтических, стоматологических и др.); санитарно-эпидемиологических услуг; санаторно-лечебных услуг; услуг лечебной физкультуры; услуг скорой медицинской помощи; услуг по медицинскому обслуживанию на дому; консультационных медицинских услуг; лекарственных препаратов; средств лечения и защиты от болезней; медицинского оборудования, аппаратуры, технических средств; научных и проектных разработок в области медицины.
Наряду с этой основной структурой рынка товаров и услуг медицинского назначения, должна существовать инфраструктура такого рынка в виде:
— рынка труда медицинских работников;
— рынка услуг медицинского образования;
— рынка медицинской информации.
Информационная система здравоохранения - это совокупность управленческих, производственных и вспомогательных информационных процессов, распределенных, но
нерациональное потребительское поведение и другие (см.
Сезонные колебания спроса
Высокая степень риска внедрения новшеств
Субъективизм производителя в определении перечня услуг
Непредсказуемость
потребительского
поведения
взаимосвязанных в рамках целей функционирования социально-экономического объединения [10, с.31] и системы здравоохранения в целом.
Учитывая специфику здравоохранения как особой сферы, непосредственно влияющей на формальные и нравственные состояния общества [2], где применение рыночных отношений ограничено и не может дать того эффекта как в материальном производстве, в управлении данной сферой должны грамотно сочетаться плановые и рыночные механизмы, использоваться различные источники финансирования, в том числе и финансирование инновационного обеспечения системы здравоохранения [6].
Новой ступенью реформирования системы управления здравоохранением явился национальный проект «Здоровье» (2006 г.), который совершенствовался, и в настоящее время перерос в «Концепцию развития здравоохранения РФ до 2020года». Кроме того, разрабатывались и реализовывались десятки специальных программ, а в регионах в рамках национального проекта и Концепции - региональные программы. К примеру, в Санкт-Петербурге принята «Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы».
Указанные документы являются комплексными, системными. Они охватывают значительный пласт вопросов укрепления здоровья населения: формирования здорового образа жизни, профилактики и лечения заболеваний, реабилитации; материально-технического, финансового, информационного и др. видов обеспечения; инновационного развития здравоохранения. Все это свидетельствует об усилении роли и ответственности государства в данном вопросе. По нашему мнению, все эти направления должны приобрести законченный вид в форме нормативно-законодательных актов, конкретных планов и носить обязательных характер.
Список литературы
1. Андреев, С. И. Государственное регулирование качества жизни населения/ С. И. Андреев, И. Н. Вячина // Экономическое возрождение России. - 2005. - 3 (5). — . 50—52.
2. Анискин, Ю. П. / . . // .-2005.- 2(4).- . 19-20.
3. Асаул, А. Н. / . . //
.- 2009.-4(22).- . 3-6.
4. Асаул, А. Н. / . . //
.- 2010.- 1(23).- . 3-7.
5. :
« », 2010.-280 .
6. Гордеев, Д. А.
.- 2009.- 3(21).- . 52-58.
7. Лаврешкина, С. А.
8.
« », 2008. - 606 .
9. Морев, М. В. -
/
//
//
- 2008.- 1(15).- . 62-64.
/
[
//
10.
2010. - 2(24). - . 120-134. « », 2010.-254 .
/
/
The list of the literature:
/
/
1. Andreev, S. I. State regulation of quality of a life of the population/ S. I. Andreev, I. N. Vjachina // Economical revival of Russia. - 2005. - 3 (5). - P. 50-52.
2. Aniskin, Ju. P. Organizational aspects of innovative development of economy/ Ju. P. Aniskin // Economical revival of Russia. - 2005. - 2(4). - P. 19-20.
3. Asaul, A. N Problems of innovative development in domestic economy/ A. N. Asaul // Economical revival of Russia. - 2009. - 4(22). - P. 3-6.
4. Asaul, A. N The national strategy of innovative development/ A. N. Asaul // Economical revival of Russia. - 2010. - 1 (23). - P. 3-7.
5. Introduction into innovation: Tutorial / A. N. Asaul, V. V. Asaul, N. A. Asaul, R. A. Faltinskiy. - SPb.: ANO «IPEV», 2010.-280 p.
6. Gordeev, D. A. Problems of development new institutional forms and attitudes in innovational activity in the Russian Federation / D. A. Gordeev // Economical revival of Russia. - 2009. - 3(21). - P. 52-58.
7. Lavreshkina, S. A. Demography: Problems and solutions / S. A. Lavreshkina // Economical revival of Russia. - 2008. - 1 (15). - P. 62-64.
8. Modernization of the economy through technological innovation / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008.-606 p.
9. Morev, M. V Socio-economic aspects of the moral state of society/ M. V. Morev, V. I. Popova // Economical revival of Russia. - 2010. - 2(24). - P. 120-134.
10. Creation of knowledge and information infrastructures of businesses / A. N. Asaul, E. I. Rybnov, O. A. Egorova, T. M. Levchenko. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 254 p.