УДК 33
Бриштен Н.Л.
магистрант 2 курса экономического факультета, Российский государственный гуманитарный университет
(г. Москва, Россия)
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Аннотация: в статье раскрываются теоретические основы стратегического управления, анализируется современное состояние стратегического менеджмента на российских предприятиях. Выявлены основные недостатки в данной сфере: фрагментарный подход к выработке стратегии, слабая интеграция стратегического и оперативного управления, неразвитость организационного обеспечения. Отдельное внимание уделено проблеме низкого уровня автоматизации процессов стратегического планирования. На основе обобщения передовой отечественной и зарубежной практики предлагается комплекс мер по совершенствованию стратегического управления: повышение квалификации персонала, внедрение информационных систем стратегического планирования, использование сбалансированной системы показателей для контроля реализации стратегии, интеграция стратегических задач в общую систему управления предприятием.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, стратегическое управление, предприятие, оперативное управление, организационная структура, адаптивность.
Стратегическое управление является важнейшим инструментом повышения эффективности и конкурентоспособности современных компаний. Эффективная система стратегического управления позволяет предприятиям гибко реагировать на вызовы внешней среды и достигать долгосрочных целей. Однако в российской деловой практике процессы стратегического управления имеют свои особенности и недостатки, что обусловливает необходимость их совершенствования и определяет актуальность предлагаемого материала. Сегодня в практической деятельности компаний применяются различные виды
стратегий управления, в том числе: корпоративные стратегии, деловые стратегии, функциональные стратегии (маркетинга, производства, финансов и пр.). Стратегическое управление представляет собой процесс выработки и реализации стратегических решений, направленный на достижение долгосрочных целей организации с учетом имеющегося потенциала и факторов внешней среды. К классическим принципам стратегического менеджмента исследователи относят: системность, научность, конкретность целей, непрерывность и гибкость. В последние годы акцент делается также на принципах устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, отражающих новые вызовы для стратегического управления [Савельева 2022].
Принцип системности означает рассмотрение организации как целостной системы со сложным набором взаимосвязей между элементами. Принцип научности предполагает принятие управленческих решений на основе глубокого стратегического анализа с применением научных методов. Принцип конкретности требует четкой формулировки стратегических целей и задач. Непрерывность стратегического управления обеспечивает его постоянное совершенствование как процесса. Гибкость позволяет своевременно реагировать на изменения факторов внешней среды. По результатам проведенного нами анализа практики российских компаний, наиболее эффективное стратегическое управление реализуется в тех организациях, которые в полной мере следуют обозначенным принципам. В частности, компании, уделяющие пристальное внимание системному и научному подходу, демонстрируют лучшие финансово-экономические показатели в своих отраслях.
Как правило, в российской практике отсутствует четкое разграничение функций стратегического и оперативного управления. Стратегические задачи не интегрированы в общую систему менеджмента, а это снижает эффективность управления. К традиционным барьерам внедрения стратегического менеджмента в последние годы добавился целый комплекс новых вызовов и ограничений. Одним из ключевых факторов, оказавших негативное воздействие на процессы стратегического планирования российских предприятий, стало введение
западными странами ограничительных мер санкционного характера, которые существенно ограничили доступ отечественных компаний к передовым технологиям, комплектующим и финансовым ресурсам. Дополнительными дестабилизирующими факторами выступили разрыв логистических цепочек поставок и нарушение кооперационных связей, что негативно отразилось на способности хозяйствующих субъектов осуществлять долгосрочное стратегическое планирование своей деятельности.
Инертность организационных структур препятствует внедрению гибких стратегических подходов. Для совершенствования стратегического управления российским компаниям следует уделять больше внимания методологии и обучению персонала, повышать роль стратегического планирования, обеспечивать гибкость оргструктур [Виханский 2021]. Это будет способствовать внедрению системного подхода к формированию и реализации стратегии. Наряду с этим целесообразно создание стратегических аналитических подразделений, отвечающих за сбор данных, анализ, прогнозирование, а также внедрение и сопровождение автоматизированных систем стратегического планирования.
Во-первых, требуется повышение квалификации управленческих кадров в области стратегического менеджмента с акцентом на современные информационные технологии автоматизации стратегического планирования. Это может быть достигнуто посредством реализации специальных долгосрочных образовательных программ, включающих изучение цифровых инструментов и платформ стратегического управления.
Предлагаемая программа должна иметь следующие характеристики:
Цель - получение комплексных знаний и навыков в области разработки, реализации и автоматизации системы стратегического менеджмента. Формат -долгосрочное (1-2 года) обучение с использованием интерактивных форм и цифровых технологий. Ключевые темы - теория стратегического менеджмента, информационные системы стратегического планирования, анализ бизнес-среды, каскадирование стратегии, цифровой стратегический контроль.
Особо важное значение имеет практическая направленность такого обучения через анализ реальных кейсов, разбор практических ситуаций, стратегические деловые игры. Помимо этого, рекомендуется проведение краткосрочных тематических тренингов и семинаров для руководителей по конкретным аспектам стратегического менеджмента [Абрамова 2021]. Необходимо внедрение автоматизированных систем поддержки стратегического планирования, включающих функции аналитики, моделирования, бюджетирования. Еще одним перспективным направлением является автоматизация процессов стратегического планирования на основе специализированных информационных систем. Это позволяет повысить скорость и качество анализа данных, прогнозирования, моделирования сценариев, а также оптимизировать документооборот и отчетность в рамках стратегического управления. По данным исследования TAdviser, в 2022 году рынок программного обеспечения для стратегического планирования в России вырос на 18% по сравнению с предыдущим годом и достиг 6,2 млрд рублей, что свидетельствует о растущем интересе российских компаний к автоматизации этих процессов.
Во-вторых, необходимо внедрение в практику отечественных предприятий сбалансированной системы показателей (BSC) для контроля реализации стратегии. Преимущество подхода BSC заключается в комплексной оценке деятельности компании с учетом финансовых и нефинансовых критериев, во взаимоувязывании оперативных показателей с долгосрочными стратегическими целями. Это позволит значительно повысить обоснованность и эффективность стратегических решений. Основными этапами внедрения BSC могут стать:
Формирование KPI на основе стратегических целей.
Разработка сбалансированной системы показателей по ключевым направлениям.
Установка целевых значений и согласование с руководителями.
Создание системы отчетности по показателям.
Организация мониторинга и анализа выполнения КР1.
Внедрение автоматизированных систем поддержки стратегического планирования, включающих функции аналитики, моделирования, бюджетирования
В-третьих, полезным инструментом является сценарное планирование -метод, предполагающий построение нескольких сценариев будущего развития в зависимости от изменения ключевых факторов внешней среды. Сценарное планирование дает возможность заблаговременно подготовить альтернативные варианты стратегий и скорректировать их по мере прояснения ситуации. Это повышает гибкость и адаптивность стратегического управления. Еще одним перспективным направлением является автоматизация процессов стратегического планирования на основе специализированных информационных систем. Это позволяет повысить скорость и качество анализа данных, моделирования сценариев, а также оптимизировать документооборот и отчетность в рамках стратегического управления.
Что касается развития системы стратегического менеджмента на российских предприятиях, то здесь можно выделить следующие приоритетные направления. Во-первых, необходимо четкое организационное и функциональное разграничение стратегического управления и оперативного (текущего) менеджмента [Виханский 2021]. Это предполагает выделение в организационной структуре компаний специальных стратегических подразделений со штатом квалифицированных сотрудников, осуществляющих разработку стратегии и контроль ее реализации. Также должно быть разграничено распределение функциональных обязанностей топ-менеджеров и линейных руководителей в части стратегических и оперативных задач.
Во-вторых, необходима интеграция стратегических целей, планов и мероприятий в общую систему управления компанией. Стратегический менеджмент должен охватывать все уровни и все функциональные сферы деятельности предприятия. Сформулированная стратегия компании должна конкретизироваться в функциональных стратегиях маркетинга, НИОКР,
производства, финансов и пр. Важно также согласование стратегических и оперативных планов и заданий на всех уровнях управления.
В-третьих, необходима трансформация организационных структур российских предприятий в направлении большей гибкости и адаптивности, способности быстро реагировать на изменения факторов внешней среды. Эффективная реализация стратегии в современных динамичных условиях требует постоянной модификации организационной структуры, оперативной корректировки бизнес-процессов. Для этого можно использовать проектные и матричные структуры вместо жестких линейно-функциональных схем управления.
Реализация обозначенного комплекса мероприятий по совершенствованию процессов и системы стратегического менеджмента будет способствовать значительному повышению эффективности деятельности и конкурентоспособности российских предприятий. Усиление стратегической составляющей в управлении отечественным бизнесом является важным фактором его устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Повышение зрелости и эффективности стратегического управления отечественными предприятиями представляет собой важнейшую задачу совершенствования корпоративного менеджмента в современных динамичных и высококонкурентных условиях ведения бизнеса.
Как показывает анализ текущего состояния данной сферы менеджмента в российских компаниях, наиболее проблемными зонами являются: фрагментарный характер стратегического планирования, слабая увязка стратегических и оперативных процессов, неразвитость систем оценки и мониторинга реализации стратегии, инертность организационных структур.
В этой связи приоритетными направлениями совершенствования стратегического управления должны стать:
комплексная подготовка управленческих кадров в области современной методологии и инструментов стратегического менеджмента,
внедрение сбалансированных систем оценки эффективности, обеспечивающих взаимосвязь оперативных КР1 с долгосрочными целями развития,
четкое разграничение функций и ответственности стратегического и оперативного управления, их согласование и интеграция в рамках общей системы менеджмента,
повышение гибкости и адаптивности компаний за счёт сценарного подхода, вариативных стратегий, развития ключевых компетенций [Парахина 2022, с.43].
Реализация данного комплекса мероприятий позволит значительно активизировать процессы разработки и реализации стратегии в российских компаниях, обеспечив им стратегическое преимущество и долговременную конкурентоспособность. Вместе с тем, результаты современных исследований показывают, что дальнейшее развитие стратегического менеджмента в российских компаниях будет сопряжено с новыми серьезными вызовами. Прежде всего, это последствия антироссийских санкций и разрыва экономических связей, усиливающие неопределенность внешней среды и турбулентность рыночной ситуации. По данным Минфина России, на начало 2024 года против РФ были введены около 19 500 санкций, в санкционные списки включены более 6 300 российских физических и юридических лиц. Эти беспрецедентные ограничительные меры создают серьезные вызовы для стратегического планирования в российских компаниях. В таких условиях им потребуются гибкие адаптивные стратегии, способные обеспечить устойчивость бизнеса.
Прогрессирующий дефицит высококвалифицированных управленческих кадров представляет собой существенный лимитирующий фактор для дальнейшего совершенствования системы стратегического менеджмента в организациях. В этой связи российским высшим учебным заведениям и компаниям корпоративного сектора необходимо акцентировать первостепенное внимание на вопросах подготовки стратегов нового поколения, обладающих
современными компетенциями. Вместе с тем, активная имплементация цифровых технологий стратегического планирования и аналитики, базирующихся на методах искусственного интеллекта и обработке больших данных, открывает новые возможности для повышения качества разрабатываемых стратегических решений. Рост инвестиций бизнеса в такие решения позволит нивелировать кадровый дефицит и обеспечит конкурентные преимущества на турбулентных рынках.
В свете сказанного можно отметить, что перспективы развития стратегического управления в России будут определяться способностью компаний адаптироваться к новым вызовам, развивать человеческий капитал и внедрять современные цифровые инструменты стратегического менеджмента. Выполнении этих условий позволит российскому бизнесу выстроить эффективные стратегии устойчивого роста и упрочить свои конкурентные позиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамов В.С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 435 с;
2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Магистр, 2021. 356 с;
3. Парахина В.Н. Стратегический анализ. М.: ИНФРА-М, 2022. 240 с;
4. Савельева И.П. Стратегический менеджмент. М.: Магистр, 2022. 448 с;
5. Шестопал Ю.Т. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2018. 320 с.
Brishten N.L.
Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)
DEVELOPMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM AT RUSSIAN ENTERPRISES
Abstract: the article reveals the theoretical foundations of strategic management, analyzes the current state of strategic management at Russian enterprises. The main shortcomings in this area are identified: a fragmented approach to strategy development, weak integration of strategic and operational management, underdevelopment of organizational support. Special attention is paid to the problem of the low level of automation of strategic planning processes. Based on the generalization of best domestic and foreign practices, a set of measures to improve strategic management is proposed: staff training, the introduction of strategic planning information systems, the use of a balanced scorecard to monitor the implementation of the strategy, the integration of strategic objectives into the overall enterprise management system.
Keywords: strategic management, strategic management, enterprise, operational management, organizational structure, adaptability.