БЕЗЗУБКО Лариса Владимировна
Доктор наук по государственному управлению, профессор кафедры менеджмента организации
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
86123, Украина, г. Макеевка, ул. Дзержинского, 2 Контактный телефон: (+3806232) 4-29-40 e-mail: bezzubkol@mail.ru
НЕХОДА Евгения Владимировна
Доктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства
Томский государственный университет
634050, РФ, г. Томск, пр. Ленина, 36 Контактный телефон: (3822) 78-37-66 e-mail: sheyna@sibmail.com
Развитие системы социального партнерства на региональном уровне: опыт межстранового исследования (на примере России и Украины)
Ключевые слова: социально-трудовые отношения; социальное партнерство; региональные соглашения; эффективность социального партнерства; роль государства.
Аннотация. Система социального партнерства как неотъемлемый институт развитого гражданского общества характеризуется с позиции основных элементов: уровни, субъекты, предмет, правовое обеспечение, форма функционирования. Анализируются системы социального партнерства России и Украины; предлагаются направления его развития.
Развитие системы социального партнерства (СП) как одной из форм регулирования социально-трудовых отношений на постсоветском пространстве является одной из самых актуальных проблем. Сама идея социального партнерства занимает важнейшее место в научном анализе эволюции трудовых отношений и законодательных практик многих стран. Как известно, концепция социального партнерства утвердилась в ряде европейских государств (Германия, Австрия, Скандинавские страны) в 1960-е годы как результат многолетнего поиска эффективных форм регулирования социально-трудовых отношений и одно из важнейших направлений их социализации.
Эксперты Международной организации труда (МОТ) определяют социальное партнерство как механизм, с помощью которого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных и многосторонних вопросов для решения социально-экономических проблем в сфере труда путем нахождения компромисса. Другими словами, социальное партнерство предполагает согласование интересов основных субъектов трудовых отношений путем социального диалога. Социальный диалог (социальный договор) представляет собой механизм согласования интересов, а социальное партнерство - механизм регулирования трудовых отношений на макроуровне, а также на уровне регионов и отдельных предприятий.
Можно определить двухвекторное направление социального партнерства - дальнейшее развитие и социальная защита его субъектов. Система социального партнерст-
© Беззубко Л. В., Нехода Е. В., 2011
ва связана с реализацией идеологии, существованием ценностных ориентаций и приоритетов. Теория и идеология социального партнерства основаны на признании:
• необходимости мирного сосуществования в обществе разных социальных групп с их специфическими, часто противоположными интересами;
• объективности проявления конфликта интересов, борьбы социальных групп;
• возможности решать существующий конфликт интересов цивилизованно, в виде взаимоприемлемого компромисса, который отвечает перспективным задачам общественного прогресса.
Эффективная модель социального партнерства позволяет реализовать три его функции: защитную, организационную и «миротворческую». Но при этом на всех трех уровнях (государственном, отраслевом и региональном) в переговорах должно принимать участие государство в лице различных органов управления. В общем виде система социального партнерства представлена в табл. 1 [1. С. 28].
Таблица 1
Система социального партнерства
Уровни СП Субъекты СП Предмет СП Нормативно-правовое обеспечение Формы функционирования
Между- народный (мегаэконо- мический) Государства и международные организации Гарантии и защита прав человека в сфере труда, содействие коллек-тивно-договор-ному процессу Конвенции и рекомендации МОТ, ВОЗ Общие консультации; заключение коллективных договоров и соглашений; согласование социальноэкономической политики на высшем уровне; обмен необходимой информацией
Национальный (макро-экономический) Представители правительства, организаций работодателей и профсоюзов Условия, принципы, нормы реализации социальноэкономической политики и трудовых отношений Государственные законы, нормативные акты Общее решение коллективных трудовых споров, предотвращение их; контроль за выполнением общих договоренностей
Отраслевой и региональный (мезоэконо-мический) Представители организаций работодателей и профсоюзов, органов регионального самоуправления Отраслевые (региональные) тарифные условия оплаты труда, занятости, норм труда и др. Межотраслевые и отраслевые (региональные) нормативно-правовые и методические материалы Участие нанимаемых работников: а) в управлении производством; б) в доходах; рассмотрение претензий и расхождений, которые возникают между сторонами
Производст- венный (микроэко- номичес- кий) Работодатель, профсоюзный комитет, работники Кадровая и социальная политика предприятия в целом и ее элементы Нормативные материалы, уставы, регламенты, положения, трудовые соглашения и договоры Участие представителей сторон в работе органов СП; общее управление фондами социального страхования; организация примирительных и арбитражных процедур; участие наемных работников в управлении предприятием; участие представителей сторон в работе органов СП
Распространенная и в России, и в Украине система трипартизма предполагает сотрудничество между основными сторонами трудовых отношений: наемными работ-
никами, интересы которых представляют профсоюзы (или иные уполномоченные органы); работодателями, их интересы представляют союзы работодателей или другие уполномоченные органы; государством в лице органов исполнительной власти, выступающих в качестве представителей общегосударственных интересов.
К особенностям развития социального партнерства в постсоветских странах, в частности России и Украине, относят следующие.
1. Продолжительное время обе страны были охвачены социально-экономическим кризисом, поразившим не только экономику, но и социальные и политические институты. Пока социальная ориентация рыночной экономики является скорее пожеланием.
2. Рыночные отношения и институты как необходимое условие широкого развития социального партнерства находятся на стадии формирования.
3. Отличительными признаками социального партнерства являются поляризованная социальная структура и имущественное расслоение общества. Существенным препятствием на пути цивилизованного социального партнерства выступают коррупция, преобладание корпоративных интересов и настроений.
4. Наличие общих проблем: «монополизация» государством принятия решений в сфере социальной и экономической политики; несовершенство законодательного обеспечения урегулирования отношений «государство - профсоюзы - работодатель» на основе социального диалога; низкий уровень координации институтов социального партнерства, в том числе на региональном уровне; недоверие бизнеса относительно обеспечения государством целевого назначения социальных инвестиций; недостаточный уровень знаний участниками социального диалога своих прав и механизмов регулирования спорных ситуаций.
Особую роль в социальном партнерстве обеих стран играет заключение коллективных договоров и региональных соглашений. Установленные на региональном уровне стандарты трудовых прав и социальных гарантий граждан (закрепленные в Трудовом кодексе РФ и соответствующих законах) могут дополняться и конкретизироваться с учетом специфики региона, предусматривая дополнительные гарантии для работников без снижения общего уровня социальной защищенности их трудовых прав.
Россия. Для регулирования социально-трудовых отношений посредством коллективно-договорной системы постоянно функционирует Российская трехсторонняя комиссия. В рамках ее деятельности осуществляются согласование социальноэкономических интересов сторон, готовится и заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателями и Правительством РФ. Несмотря на кажущуюся статичность, содержание основных разделов и обязательств этого важнейшего документа отражает сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране и определяет круг проблем, решение которых необходимо для улучшения социальной обстановки. Региональные соглашения заключаются на уровне территорий (субъектов РФ) и устанавливают приоритеты решения социально-экономических проблем, в том числе с учетом территориальных возможностей и особенностей социально-экономического развития.
Критический анализ заключения региональных соглашений позволяет сделать следующие выводы.
1. В большинстве регионов распространена практика заключения соглашений в отрыве от других соглашений и коллективных договоров, заключаемых на уровне предприятий. Это, прежде всего, касается основного вопроса всех соглашений - регулирования оплаты труда. К тому же во многих соглашениях этот вопрос даже не рассматривается, а опросы представителей работников и работодателей свидетельствует о том, что заинтересованные стороны не знают о их существовании [2. С. 65].
2. Анализ структуры региональных соглашений позволяет констатировать совпадение по названиям разделов с отраслевыми тарифными соглашениями: уровень жизни
и оплата труда, социальные гарантии, занятость населения, охрана труда, совершенствование социального партнерства. Однако содержательно разделы в региональных соглашениях, в отличие от отраслевых, разграничены по субъектам, отвечающим за их исполнение: администрация региона, работодатели, профсоюзы.
3. Анализ региональных соглашений подтверждает необязательность их выполнения, особенно для работодателей. Как правило, основные положения носят рекомендательный характер. Это касается опять же главного вопроса - минимального уровня оплаты труда. За основу ответа на него рекомендуется использовать бюджет прожиточного минимума.
4. Анализ показывает, что в ряде регионов (Тверская и Самарская области) администрации предоставляют налоговые льготы предприятиям, которые направляют свободные финансовые средства на социальную защиту, пенсионное обеспечение, содержание объектов здравоохранения и спорта. Работодатели также выделяют средства профсоюзам на санаторно-курортную деятельность, и последние несут ответственность за оздоровление членов профсоюзов и их семей. Во многих региональных соглашениях (например, в Республике Дагестан) вообще отсутствует раздел о социальных гарантиях.
5. Региональные соглашения различаются по кругу решаемых вопросов, связанных с регулированием социально-трудовых отношений. Это связано с отличиями в развитии российских регионов. Например, в Северных районах ставятся вопросы о компенсационных выплатах работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы или переводимым на неполный рабочий день. В Дальневосточном районе администрация устанавливает показатель предельно допустимого уровня безработицы, дифференцированный по районам края.
Украина. Согласно Закону Украины «О коллективных договорах и соглашениях» региональные соглашения являются составляющей системы документов, которые регулируют социально-экономические отношения [3]. Они начали заключаться с 1993 г. Если на уровне предприятия коллективное сотрудничество между социальными партнерами было урегулировано в законодательстве Украины, то на региональном, отраслевом, национальном уровнях необходимо установить новую для государства правовую модель. Возникла проблема представительства, т. е. создания полноправных представительных органов, как наемных работников, так и работодателей. Сторонами регионального соглашения являются областные объединения профсоюзов, работодателей и преимущественно областная государственная администрация.
С помощью региональных соглашений регулируются нормы социальной защиты наемных работников предприятий, включаются более высокие, в сравнении с Генеральным соглашением, социальные гарантии, компенсации, льготы с учетом территориальной специфики. Законом четко не установлено отличие структуры отраслевого соглашения от регионального, в связи с чем в большинстве случаев они рассматривают одинаковые вопросы: нормирование и оплата труда; установление минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости; условия и охрана труда; жилищно-бытовое, медицинское, культурное обслуживание; организация оздоровления и отдыха; условия роста фондов оплаты труда.
Рассмотрим наиболее важные положения региональных соглашений (на примере регионального соглашения по Донецкой области, которое является одним из передовых в Украине).
1. По инициативе профсоюзной стороны в обязательства работодателей включаются положения об обеспечении ими участия работников в лице профсоюзов в управлении предприятиями. В связи с этим в учредительных документах и коллективных договорах определяются конкретные формы участия профсоюзов в принятии решений, касающихся социально-экономических прав и интересов работников. Реализация
данного положения позволяет профсоюзам своевременно получать необходимую информацию о происходящих на предприятиях в этом направлении процессах, активно участвовать в них, отстаивать интересы трудового коллектива, проводить работу по недопущению нарушений прав работников при приватизации, реорганизации, ликвидации предприятий.
2. Для того чтобы профсоюзы смогли вовремя проанализировать возможные негативные последствия вступления Украины в ВТО и риски для предприятий и трудовых коллективов (сокращение объемов производства, прекращение существования ряда отечественных товаропроизводителей, рост числа безработных), а также выработать тактику действий по их недопущению или смягчению, в региональные соглашения включена норма, регламентирующая обязанность облгосадминистраций и органов местного самоуправления информировать профсоюзы о возможных социальных последствиях в разрезе отраслей промышленности каждые полгода и проведении мероприятий по предотвращению отрицательных социально-экономических последствий.
3. В течение ряда лет в некоторых областях (например, Донецкой) проводится оптимизация сети медицинских, дошкольных, внешкольных учреждений, школ, учреждений культуры и искусства. Согласно норме их ликвидация и реорганизация не допускаются, если это приводит к снижению уровня и качества оказания данных услуг населению, а также к сокращению численности работников этих учреждений.
Наш обзор позволяет сформулировать основные направления совершенствования социального партнерства на уровне регионов как для России, так и для Украины.
Первое направление - целесообразность разработки программ развития системы социального партнерства в регионах России сроком на 3-5 лет. Для их эффективной реализации может быть разработана типовая методика. Примерный перечень разделов программы может выглядеть следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Структура и содержание программы развития социального партнерства
Раздел Содержание раздела
Раздел 1 Анализ социально-экономического положения региона (с выделением ключевых проблем в социально-трудовой сфере)
Раздел 2 Состояние и тенденции изменений в развитии системы социального партнерства. Оценка действующих мер по регулированию социально-трудовых отношений в регионе
Раздел 3 Приоритетные направления развития системы социального партнерства. Система программных мероприятий
Раздел 4 Ресурсное обеспечение реализации программы и общая потребность в финансировании
Раздел 5 Механизмы реализации программы, в том числе организация управления и оценка программы
Раздел 6 Оценка последствий реализации программы в системе социально-трудовых отношений (оплата труда, занятость, социальные гарантии)
Второе направление - повышение правового статуса заключения договоров и соглашений; разработка правового механизма ответственности за невыполнение социальными партнерами принятых на себя обязательств. Кроме правового обеспечения, повышение ответственности связано с информационным обеспечением. Необходимо, например, раз в год освещать итоги работы администраций регионов по выполнению принятых на себя обязательств в СМИ, сети Интернет. Подобная информация должна быть по требованию доступна всем участникам соглашений. Это касается и освещения деятельности профсоюзов и работодателей, а также итогов деятельности рабочих групп по заключению региональных соглашений.
Третье направление - ежегодное проведение региональными администрациями информационно-аналитических обзоров деятельности работодателей по регулированию социально-трудовых отношений. При этом допустимо называть лучшие предприятия и те, которые не выполняют принятых на себя обязательств. Все это может влиять и на размещение государственных заказов при проведении тендеров.
Четвертое направление - необходимость привлечения к разработке соглашений на региональном уровне не только заинтересованных сторон (государства в лице региональных властей, работодателей и работников в лице профсоюзов), но и широкой общественности, в том числе СМИ. Так, опыт привлечения общественности апробирован и используется в Томской области при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований. В частности, в «муниципальном образовании Асиновский район» при разработке программы социально-экономического развития было проведено несколько заседаний фокус-групп. Учитывая специфику района (ведущие отрасли специализации - сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая) и основные социальные проблемы, выявленные на стадии анализа социально-экономического положения «МО Асиновский район», такие заседания были проведены с участием работников лесной отрасли, работников культуры, образования и здравоохранения; заседания фокус-групп были организованы в двух сельских поселениях. Результаты легли в основу разработки Концепции социально-экономического развития «МО Асиновский район» и системы программных мероприятий.
Пятое направление - совершенствование организационно-методической работы (проведение семинаров, конференций, «круглых столов», издание методической литературы); разработка и внедрение форм статистической отчетности по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений.
Шестым направлением развития и совершенствования социального партнерства на уровне региональных соглашений можно считать наиболее содержательное и полное отражение социального партнерства в региональном законодательстве. Лидерство Москвы по этом вопросу состоит в том, что законом предписаны порядок учета содержащихся в соглашениях обязательств при рассмотрении и принятии городского бюджета, а также стимулирование заключения коллективных договоров на предприятиях.
Для создания и развития системы социального партнерства государство может взять на себя и эффективно выполнять функции регулирования, а именно:
1) развитие и стимулирование переговорного процесса;
2) уменьшение количества и смягчение остроты социальных конфликтов путем развития, совершенствования практики применения согласительных процедур;
3) формирование реальных отношений социального партнерства на государственных предприятиях;
4) поощрение работодателей и работников к развитию отношений социального партнерства;
5) содействие распространению идеологии и культуры социального партнерства.
Итак, эффективность социального партнерства зависит от того, насколько полно
оно встроено в систему управления социально-экономическим развитием на региональном и государственном уровнях.
Источники
1. Немченко О. Проблема развития отношений социального партнерства в Украине // Бюллетень Национальной службы посредничества и примирения. 2008. № 11-12.
2. Ильина Н. Взаимодействие социальных партнеров на региональных рынках труда // Федеративные отношения и социально-экономическая политика. 2005. № 3.
3. Режим доступа: http://otvety.com.ua/documents.