Научная статья на тему 'Развитие системы социального партнерства и ее влияние на формирование оплаты труда работников'

Развитие системы социального партнерства и ее влияние на формирование оплаты труда работников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НОМИНАЛЬНАЯ И РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / САМОЗАНЯТОСТЬ / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / СУБСИДИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Юрий Иванович, Яхутль Саида Казбековна

В статье проанализированы основные закономерности и специфика формирования организационно-экономического и финансового механизмов регулирования занятости, а также приоритетные направления развития сферы трудовых отношений в Республике Адыгея, влияющие на эффективное функционирование регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы социального партнерства и ее влияние на формирование оплаты труда работников»

УДК 331.2 ББК 65.9(2)245 Т 17

Ю.И. Тарасов, С.К. Яхутль

Развитие системы социального партнерства и ее влияние на формирование оплаты труда работников

Аннотация:

В статье проанализированы основные закономерности и специфика формирования организационноэкономического и финансового механизмов регулирования занятости, а также приоритетные направления развития сферы трудовых отношений в Республике Адыгея, влияющие на эффективное функционирование регионального рынка труда.

:

Социальное партнерство, номинальная и реальная заработная плата, прожиточный минимум, самозаня-

, , .

На этапе становления рыночной экономики происходит кардинальное изменение социально-пудовых от. - -дам регулирования трудовых отношений приходят отношения организационно-экономические. Сущность этих методов сводится к воздействию на граждан и организации таких направлений, которые выгодны государству и обществу. Увязка интересов наемного работника, предпринимателя и государства может считаться главной целью регулирования трудовых отношений. И от того как удастся согласовать эти интересы, зависит уровень заня-, , как в регионе, так и в целом в стране.

Одним из инструментов достижения сбалансированности интересов участников рынка труда является соци-,

социально-^удовых отношений, присущий рыночной

,

сотрудничества баланс и реализацию их основных инте.

Правовой основой системы социального партнерства является Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ряд других законов и нормативных правовых актов, которые восполнили и восполняют существующие пробелы в правовой базе социального партнерства И сейчас ведется активная работа по разработке и совершенствованию правового механизма социального партнерства Заклю-, -глашения, а также коллективные договора, доказываю,

для этого имеются все необходимые условия, а именно:

а) осуществляется переход к рыночным отношениям;

б) существует минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства;

) , -щая и защищающая интересы трудящихся;

) ;

)

в качестве напарника в отношениях между наемными работниками и работодателями.

Но это лишь видимая сторона социального партнер. , -дня в России под флагом социального партнерства, существенно отличаются от тех, которые декларируются и . ,

коллективные договора рассматриваются как чисто формальный документ, мало что дающий работникам. И да-

« »,

, , , все его пункты будут выполнены. Хотя Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрены меры ответственности за невыполнение пунктов коллек-, , ли могут представлять серьезную угрозу для стороны, не выполняющей коллективный договор. Так, согласно ст. 26 указанного закона, лица, представляющие работодателя и виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. В ценах 1998 г. это чуть более четырех тысяч рублей. Согласно ст.3 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» коллективные договора и соглашения не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. Однако, как показывает, например, анализ выполнения коллективных договоров в 2005 г. в Республике Адыгея, , , по которым положение работников ухудшается по сравнению с действующим законодательством. Так, в Красногвардейском районе Республики Адыгея коллективными договорами указан перевод на более низкооплачиваемую , . -снижение оплаты труда. Имеет место, когда часть предприятий и организаций не заключает коллективные дого-, .

В России и соответственно в субъектах РФ, в том числе Республики Адыгея до сих пор отсутствует главное условие для развития договорных отношений между наемными работниками и работодателями - нет сильных и

,

силе, с которой нельзя не считаться. Тогда как, в индустриально развитых странах, где основу производства составляет частная собственность, коллективный договор

,

существенных улучшений своего социально-экономи-.

результаты договоренности сторон в области заработной платы, условий труда и занятости. И то, что реально удается добиться работникам через коллективный договор, во многом зависит от их силы и умения «надавить» на ра.

, ,

-

наемным работником и работодателями действительно получила развитие в субъектах РФ, недостаточно одного , -вой базы и некоторой заинтересованности государства. По нашему мнению социальное партнерство как особый механизм регулирования социально-пудовых отношений должен охватывать не только договорные трудовые от, -шений, то есть сферы распределения и занятости, взаимосвязь и взаимное влияние распределительных отношений и отношений в сфере труда. Все они должны рассматриваться в комплексе. Такой подход требует соответствующей корректировки мер и методов воздействия на соци--

сторон: государства, предпринимателей и работодателей, наемных работников, граждан, нуждающихся в социаль-, .

, -дарственное управление социальным развитием общества не принесет ожидаемых положительных результатов, так как пассивность большей части участников социальных отношений не побуждает государство отдавать приоритет .

соблюдения интересов социально незащищенных групп населения обычно неоправдан в условиях приоритетности государственных интересов под всеми иными интересами в обществе. Однако людям, независимо от того, к - -, , том числе и перед лицом государственной власти. До тех , -,

их учета государственной власти при разработке и реализации комплексной экономической политики, социальное партнерство успешно может быть использовано государством в собственных интересах. Только сам носитель конкретного интереса может осознать и наиболее эффективно отстоять его. Человек, занимающий должность в , -ет государственные интересы. Это естественное положе-,

общественные организации должны заявлять о своих интересах и стремиться к их реализации представители всех социальных слоев общества. Только в этом случае реально можно выработать согласованную социально, -сы общества и его граждан.

Немаловажное значение в совершенствовании механизма управления рынком труда и занятостью приобретает на сегодняшний день рыночная функция заработной .

Роль заработной платы на рынке труда обусловлена , - -ной борьбе между работодателями пор поводу привлечения на предприятие наиболее эффективных работников. В свою очередь, заработная плата сама по себе предмет переговоров между работодателями и наемными работниками при установлении условий найма. В ситуации, когда наемные работники конкурируют друг с другом по ,

привлекательности того или иного рабочего места. Безусловно заработную плату следует понимать в широком смысле слова как полное вознаграждение, включающее в себя тарифную заработную плату, дополнительный при, , , предприятие предоставляет своим рабочим.

Заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по регионам, различным видам деятельности и отдельным работникам; как и цена любого товара, она зависит от колебания спроса и предложения труда При этом спрос на рабочую силу определяется целой группой факторов производственного и социально-экономического . -готовленность и обученность людей выполнять конкрет-, , -

стях. Если спрос превышает предложение, цена труда бу-, - . закономерность имеет специфическое проявление на конкретных типах рынков.

, -

месячной номинальной начисленной заработной платы

работников предприятий по отраслям экономики региона ,

платы в Республике Адыгея имеет определенные межотраслевые отличия (см. табл. 1).

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что лидирующее положение по уровню заработной платы начиная с 2001 г. и по настоящее время, занимает финансовая дея. -ним уровнем заработной платы всей экономик Адыгеи и ее уровнем в сфере финансового посредничества Указанная разница возросла с 5,3 тыс. руб. до 5,9 тыс. руб.

Второе место по уровню оплаты труда в Республике Адыгея занимает аппарат органов государственного и хо, -ских и общественных организаций. При фактическом сохранении ранга на протяжении 2001-2005 гг., но с ростом разницы со средним по республике уровнем заработной платы от 1,1 тыс. руб. в 2001 г. до 6,7 тыс. руб. в 2005 г.

В Республике Адыгея на третьем месте находится связь: разница для этой отрасли со средним для экономики уровнем в анализируемом периоде колебалось от 481 руб. в 2001г. до 4,9 тыс. руб. в 2005 г.

Строительство занимает четвертое место по показателю уровней рангов. Степень отклонения от среднего по экономике показателя уровня заработной платы по этой отрасли составила 387 руб. в 2001 г., а в 2005 г. равнялась

- 1,1 тыс. руб.

Таблица 1

Средняя номинальная заработная плата одного работника Республики Адыгея по отраслям экономики, руб.*

Отрасли национальной экономики Год Ранг отрасли в 2005 г.

2001 2002 2003 2004 2005

Промышленность 1973,0 2693,0 3506,0 4579,4 6639,5 6

Сельское хозяйство 981,0 1293,0 1597,0 2288,9 2834,0 12

Строительство 2819,0 3783,0 5333,0 6027,3 7456,0 4

Транспорт 2548,0 3499,0 4369,0 5739,1 6765,0 5

Связь 2313,0 3029,0 4258,0 5160,0 10466,0 3

Оптовая и розничная торговля 1422,0 1718,0 2097,0 2602,5 3876,9 11

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1465,0 2470,0 2777,0 3502,4 5317,0 7

Образование 1154,0 2057,0 2364,0 2960,9 4242,7 10

Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг 1998,3 2612,6 3009,9 3792,1 5191,4 8

Финансовая деятельность 7132,3 8678,4 9588,1 11023,8 15169,7 1

Организация отдыха и развлечений, культуры и спорта 1168,1 2002,5 2127,8 2687,6 4842,2 9

Г осударственное управление 2915,2 3853,2 5378,0 6851,6 12326,2 2

В среднем на одного работника Республики Адыгея (по полному кругу предприятий) 1832,1 2612,6 3317,5 4266,3 5554,7 -

В среднем на одного работника ЮФО 2159,2 2974,4 3699,2 4727,6 5851,0 -

В среднем на одного работника РФ 3240,4 4360,3 5498,5 6831,8 8550,2 -

* Составлено автором по данным Комитета Адыгеястат

На пятом месте в Республике Адыгея по уровню заработной платы находится транспорт. Разница в значениях со средним по республике уровнем заработной платы в анализируемом периоде составила от 716 руб. в 2001 г. до 1,2 тыс. руб. в 2005 г.

Промышленность Республики Адыгея по показате-

2005 . -

, -

ния составили 142 руб. в 2001г. до 1,1, тыс. руб. в 2005 г.

, -

, , культуру, социальное обеспечение, народное образова-,

низким уровнем заработной платы, что и определило их .

низкооплачиваемым. Для Республики Адыгея в анализируемом периоде характерно существенное отставание, уровня оплаты труда в перечисленных отраслях от среднего по экономике показателя. К этой группе отраслей практически примыкает оптовая и розничная торговля характеризующаяся достаточно низким уровнем заработ-. -раслей не превышала среднего уровня заработной платы в среднем по экономике Адыгеи. Однако отраслью с самым низким уровнем заработной платы в Республике Адыгея является сельское хозяйство. В течение всего анализируемого периода сельское хозяйство занимало последнее место по уровню оплаты труда. В 2001 г. уровень заработной платы в сельском хозяйстве составлял 53,5 % среднего по экономике уровня заработной платы предприятий Адыгеи. В 2005 г. он составил - 51,2 %, отрасль заняла последнее двенадцатое место по уровню заработной платы в системе отраслей национальной экономики. Справедливости ради подчеркнем, что сельское хозяйство

во всем мире относится к отрасли самой малооплачивае-

,

,

труд и т.д.

Данные табл. 1 свидетельствуют также, что по уровню заработной платы Республика Адыгея за исследуемый период значительно отстает от средней заработной платы Южного Федерального округа, а тем более от этого показателя по Российской Федерации. В 2001 г. уровень заработной платы в среднем по экономике Республики Адыгея был на 15,2 % ниже среднего уровня заработной платы Южного Федерального округа и на 43,5 % Российской Федерации. Однако за 2005 год он несколько повысился и его рост составил 7,0% в сравнении с ЮФО и 5,0% Рос.

место в Южном Федеральном округе по уровню номинальной среднемесячной заработной платы на одного работника, которая в 2005 г. составила 5554,7 руб. Самая высокая заработная плата по ЮФО в Астраханской области - 6774,0 рубля, Краснодарский край по рангу на втором месте - 6323,0 рубля. Самая низкая среднемесячная заработная плата одного работника в Республике Калмыкия она составила -4321 рубль1.

Проведенный анализ рыночной функции заработной платы дает возможность судить, что ранжирование отраслей национальной экономики не дает раз и навсегда .

рынка товаров и услуг на рабочую силу со стороны отраслей может быть больше или меньше ее предложения на национальном и локальном рынках труда. В результате цена рабочей силы будет колебаться, изменяя позиции отрасли в ранжировании по признаку отклонения уровня

оплаты труда в ней от уровня, среднего по национальной экономике в целом.

Ключевую роль в регулировании заработной платы на рынке труда играет законодательно устанавливаемая минимальная заработная плата. Так как она образует нижнюю границу обязательной базы оплаты труда во всех сферах хозяйственной деятельности субъектов РФ, а также пересчета уровней пенсий и пособий. Хотя законодательное установление минимальной заработной платы на уровне равновесной цены труда снижает спрос на труд, так как предприниматели вынуждены нанимать меньшее число работников из-за повышения издержек на заработ-.

(помощь которым и направлено законодательное установление минимальной заработной платы) могут оказаться без работы. На монопсоническом рынке труда законодательно установленный минимум заработной платы приводит к росту ставок оплаты труда, не вызывая безработицы. Более того, при повышении минимальной заработной платы может произойти даже рост числа рабочих , -к ограничению занятости. Установление эффективного минимума заработной платы может повлечь за собой повышение производительности труда, что перекроит возможный эффект безработицы. Общеизвестен факт о неэффективности труда низкооплачиваемых работников; поэтому минимальная заработная плата формирует базу дифференциации оплаты труда как в рамках отдельной фирмы, так и на уровне отрасли, региона, народного хозяйства в целом. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной платы труда составляет основной элемент государственной «политики доходов» трудоспо-. -глашении предусматривать сокращение ее разрыва с

.

приближения МЗП к ПМ наглядно отражено в принятых решениях Государственной Думы РФ на 2004-2005 гг., где минимальная заработная плата составила соответственно 600-700 руб., а в 2006 г. планируется довести до 1100 руб. Однако наблюдаемый рост МЗП, установлен, -тельской способности заработной платы трудоспособного ,

.

трудоспособного населения составил в 2005 г. 2540 руб. Реальность повышения покупательской способности заработной платы может быть обеспечена в том случае, если будут предусмотрены в государственном бюджете расходы на установку равных соотношений между законодательно минимальной заработной платой и прожиточным минимумом трудоспособного населения. Кроме этого должно пойти развитие повышения минимума тарифной ставки первого разряда рабочих основных профессий предприятий по сравнению с установленной законодательно государством минимальной заработной пла-. -рованных тарифных ставок и окладов по профессиональ-но-квадифицированным группам работников, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы, независимо от результатов деятельности предприятий и ор,

и предложения на рынке труда Чтобы не допускать снижения уровня гарантированных тарифных ставок и окладов низкооплачиваемых категорий работников за счет необоснованно высоких разрывов в оплате труда по катего-, , -вить на государственном уровне ограничения размеров окладов руководителей предприятий в зависимости от , -, -дов различных профессионально-квадифицированных групп работников должен устанавливаться с учетом динамики потребительских цен, развития производительных сил социально-экономической и финансовой политики, проводимой органами местной власти, соотношения спроса и предложения на рынке труда по категориям .

,

право устанавливать фиксированные соотношения тарифных ставок и окладов по профессионально-квадифи-кационным группам работников. Такая комбинация в механизме установления гарантированных ставок заработной платы по категориям персонала позволит реализовать преимущества как отраслевого, так и регионального под.

С целью повышения уровня гарантированных тарифных ставок и окладов, необходимо увеличить их удельный вес вместе с гарантированными компенсационными доплатами за работу в ночное время, за вредные условия труда и т.п. в общем заработке не менее, чем до 7075%. , -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

, , также вынужденных отпусков не только в размере та, -

- 60-80% .

В условиях инфляции важно защитить покупательскую способность заработной платы. Основным методом защиты выступает ее индексация, то есть частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские . -сированных доходов в соответствии с индексом различ-. , -купательной способности заработной платы, приближать, по мере оздоровления экономики, порог индексации к 12%,

.

В современных условиях важное значение приобретает своевременность выплаты заработной платы, которая в значительной степени зависит от усилий органов власти субъектов Российской Федерации. В ряде регионов, в том числе Республике Адыгея правительство приняло на себя обязательства по осуществлению контроля и применению в соответствии с действующим законодательством санкции к работодателям, допускающим задержку выплаты заработной платы в виде приглашения руководителей на , . результате уменьшилось число работодателей, не своевременно выплачивавших заработную плату. Однако сумма денежных средств не дошедшая до потребителей остается на сегодняшний день по Республике Адыгея вы-60 . .

необходим механизм компенсации потерь работникам, связанных с задержками выплаты заработной платы, и одновременного принятия закона, который бы предусматривал компенсацию в случае несвоевременной выплаты заработной платы в размере банковского процента за время задержки.

В системе организационно-экономических мер стимулирования спроса на труд особое значение в новых формах хозяйствования приобретают программы субсидирования занятости, квотирования рабочих мест, которые должны эффективно реализоваться государственными службами занятости населения на местах. Субсидирование занятости включает в себя мероприятия, связанные с поощрением самозанятости и предоставлением субси-, -деленные категории граждан, либо не увольняющих их. Экономический смысл субсидирования занятости связан с предоставлением предпринимателю средств для доплат к заработной плате работникам, которые в связи с пониженным уровнем трудоспособности, не могут демонстрировать необходимый уровень эффективности труда. Фактически субсидирование занятости трансформируется в субсидирование заработной платы за счет средств госу-, -ний организаций, в государственный бюджет, а затем перераспределяются в пользу организаций, участвующих в .

сути примыкает к мерам субсидирования занятости, так как оно связано с предоставлением льгот организациям, нанимающим на работу лиц со сниженным уровнем трудоспособности в количестве, определенном органами государственного управления занятостью.

В Республике Адыгея принято Постановление Кабинета Министров «О квотировании рабочих мест на пред,

Адыгея» от 7 мая 2001 г. № 133. Однако к выполнению этой специальной программы, на сегодняшний день, подключились не все работодатели РА. В результате в 2004 г. в счет квот было трудоустроено всего лишь 152 человека, тогда как численность инвалидов в Адыгее составляет около 30 тыс. чел. или 7% от численности всего населения. Главной причиной этому, по нашему мнению, явля-, , занятости на местном уровне, недостаточно активная их связь с администрацией городов, районов и органами местного самоуправления, но и с другой - отсутствует механизм воздействия к предпринимателям, принимающих

решение о целесообразности принятия лиц с пониженной , , согласно п.5 ст.25 гл.5 Закона «О занятости населения » « -нения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида. Порядок и размеры внесения данной обязательной платы уста»,

Республике Адыгея не разработаны и поэтому в действительности эта норма не выполняется. Хотя средства, аккумулированные через штрафные санкции с предпринимателей не участвующих в программах квотирования ра,

. , -

во Республики Адыгея 25 июля 2005г., во изменения постановления от 7 мая 2001г., приняло постановление «О

», -

вило для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Республики Адыгея, численность работников в которых составляет более 100 чел., квоты для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Принятое постановление возможно и даст позитивные результаты, если будет разработан и осуществлен механизм воздействия Министерства труда и социального развития Республики Адыгея на предпринимателей и организаций по его выполнению. В противном случае, его постигнет такая же учесть, как и предыдущее постановление по этой же проблеме.

,

зависит от действий работодателей, активности профсоюзов, позиции администрации республики. Поэтому необходимо развивать и укреплять социальное партнерство на .

быть сформулирована на всех уровнях: многосторонние соглашения между республиканской администрацией, профсоюзами и работодателями в области оплаты и охра, ; -ные и территориальные соглашения; коллективные дого-.

позволит осуществить защиту трудовых прав и гарантий , -телей за сохранение кадрового потенциала, создание и сохранение рабочих мест, сможет более действенно регулировать оплату труда и решать ряд других проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.