Научная статья на тему 'Развитие системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 1992 по 2011 гг. (на примере смены образовательных стандартов)'

Развитие системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 1992 по 2011 гг. (на примере смены образовательных стандартов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусмамбетова Л. А.

В статье рассмотрено развитие системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 1992 по 2011 гг. (на примере смены образовательных стандартов) как условия перехода от реформ к модернизации и инновационному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусмамбетова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 1992 по 2011 гг. (на примере смены образовательных стандартов)»

2. Республика Кабардино-Балкария. Законы. Об образовании: от 22.07.94 № 4-НР [ред. от 18.05.2011] [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантП-люс». - М., 2011. - Загл. с экрана.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2011 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ)

© Урусмамбетова Л.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

В статье рассмотрено развитие системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 1992 по 2011 гг. (на примере смены образовательных стандартов) как условия перехода от реформ к модернизации и инновационному развитию.

Проблемы формирования и реализации образовательной государственной политики приобрели особую актуальность на рубеже XX и XXI вв., когда ведущей идеей ее развития стала модернизация образования. Основным документом, определявшим концептуальные подходы к совершенствованию образования на современном этапе после принятия в 1992 году «Закона об образовании РФ» являлась «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» [1], в которой были выделены и четко сформулированы закономерности и характерные особенности процесса модернизации, направленные на создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. На современном этапе концепция модернизации развивается посредством реализации национального проекта «Образование», Комплексного проекта модернизации образования и инициативы «Наша новая школа».

В соответствии с поставленной задачей в период с 1992 по 2011 гг. в образовании были произведены системные реформы, под которыми подразумевается переустройство, направленное на качественное изменение основ системы и включающее коренные изменения форм и условий функционирования общего образования. Ключевые принципы системных реформ образования, которые заключались в демократизации, регионализации образовательных систем, многовариантности и многоукладности образования, учете

* Аспирант.

национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразии и дифференциация образования, гуманизации его содержания и др. были заложены в принятом в 1992 году Законе «Об образовании» РФ.

Характер изменений, произошедших в системе общего образования республики в период с 1992 г. напрямую зависел от влияния внешних факторов, к которым относятся государственная политика в области образования; политическая, экономическая и демографическая ситуация в республике. Преобразования 1990-х годов сопровождались общесистемным глубоким экономическим, политическим и социальным кризисом, объемы государственного финансирования российского образования к середине 90-х годов 20 века значительно сократились, некоторая стабилизация в экономике страны стала наблюдаться на рубеже веков.

1200 1000 800 600

0 -I-т-,-,-,-,-,-,-,-,-

1996 г.1999 г.2000 г.2001 г. 2002 2003 2004 2005 2008 2010

Рис. 1. Расходы консолидированного бюджета РФ на образование,

млрд. руб.

В связи с реформированием системы межбюджетных отношений, бюджетного процесса, системы социальной защиты населения в сфере образования, существенно изменилась структура расходов республиканского бюджета. В абсолютном объеме расходы в системе образования увеличились с 2007 по 2011 гг. на 40 % (с 4056 млн. руб. в 2007 г. до 5699,7 млн. руб. в 2010 г.).

Изменения действующего законодательства в области образования на федеральном и региональном уровнях затрагивали все компоненты системы образования Российской Федерации. Результатом изменений в стратегии образования стало изменение образовательных стандартов. Содержание образования на первом этапе диктовалось принятым Базисным учебным планом 1998 г. [2], в котором декларировались новые предметные линии, ориентация на преемственность образовательных программ.

В 2004 г. в соответствии с Законом РФ «Об образовании» были приняты Государственные образовательные стандарты (ГОС) общего образования

первого поколения [3], в которых фиксировался обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню образования. ГОС был направлен на остановку центробежных процессов в образовании.

С сентября 2010 гг. в систему начального образования республики были внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения [4, 5], которые значительно отличаются от предыдущих и регламентируют требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

Изменение содержания современного образования отражалось в образовательных программах и стандартах образования, принятых в период с 1992 по 2011 гг. Внедряемые образовательные программы на практике предусматривали использование в образовательном процессе развивающих методик, с возможностью выбора для ребенка наиболее приемлемой, исходящей из его индивидуальных особенностей. В частности, в рамках дошкольного и начального образования как целостная система развития, воспитания и образования выступали образовательные концепции и технологии Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, которые активно внедрялись в процесс обучения еще в 90-х годах 20 века и с успехом реализуются в настоящее время в школах республики (табл. 1).

Таблица 1

Сведения об использовании образовательных концепции и технологии Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина в учебном процессе школ республики с 1992 по 2011 гг.

Годы Количество школ Количество учителей Количество учеников

1992 10 30 600

2005 31 100 2300

2008 55 200 5000

2011 41 170 3400

С 1992 года в школах республики осуществлялось обучение по различным программам. Их внедрение совместно с появлением принципа преемственности в реализации программ привело к необходимости выравнивания стартовых способностей ребенка при поступлении в школу и появлению «предшкольной подготовки». С 2004 года в программы начальной школы был введен ряд новых предметов, финансируется трехкомпонентная система: федеральная, региональная и школьная. Происходят изменения в предметном содержании, предметное поле разгрузили на 20 %. Появляются новые предметы - иностранные языки и информатика в начальной школе, реализуются новые позиции самих предметов.

Федеральные образовательные стандарты второго поколения, реализация которых в штатном режиме началась с 2011 года имеют ряд принципиальных отличий от стандартов первого поколения. Во ФГОС выделен только федеральный компонент, что позволяет в образовательных программах выделить обязательную (федеральную) и вариативную части. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер. Образовательному учреждению предоставляется право выбирать из трех вариантов планирования, по желанию создавать свои. Усилена воспитательная функция образования, на организацию внеучебной деятельности выделяется 10 часов в каждом классе. Стандарт второго поколения ориентирован на результат образования, выделенных в новых формах -предметных, метапредметных и личностных компетенциях.

Реализация данных принципов потребовала серьезной организационной работы образовательных учреждений и управленческих структур на изучение и введение стандартов как на первом, так и на втором этапе развития образования (табл. 2).

Таблица 2

Сведения о переходе на ФГОС начального образования школ республики

Годы Количество школ, внедряющих ФГОС в начальном образовании Количество учителей Количество учеников

2010 (пилотный режим) 36 54 130

2011 267 442 9000

Анализ воздействия системных реформ на внедрение новых образовательных стандартов в Кабардино-Балкарской республике в период с 1992 по 2011 гг. показал путь изменений в развитии одного из компонентов системы общего образования республики в соответствии с потребностями общества от реформ к модернизации и инновационному развитию, конечной целью которого является существенное повышение качества общероссийского образования до уровня, обеспечивающего его конкурентоспособность на глобальном рынке.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Правительство. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.: распоряжение от 29.12.2001 г. № 1756-р [Электронный ресурс] // Актуальная правовая информация: сайт. -Режим доступа: http://www.lawmix.ru/pprf/52881.

2. Российская Федерация. Министерство образования. Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования: приказ от 19.05.1998 № 1235 [Электронный ресурс] // Сайт Центра образовательного законодательства. - Режим доступа: www.websib.ru/education/norm-basa7pril_1235.htm (дата обращения: 27.10.2010).

3. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ от 5.04. 2004 г. N 1089 // СПС «Консультант Плюс». -М., 2011. - Загл. с экрана.

4. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального компонента государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование: приказ от 6.10.2009 г. № 373 // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах: сб. материалов для слушателей курсов повышения квалификации. - Нальчик: Print Centre, 2011. - 118 с.

5. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального компонента государственного стандарта общего образования. Ч. II. Основное общее образование: приказ от 17.12. 2010 г. №1897 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - М., 2011. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.