Научная статья на тему 'Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования'

Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / IT / GENERAL EDUCATION / TEACHER / DIGITAL SKILLS / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы непрерывного педагогического образования в Ленинградской области в условиях цифровизации образования, внедрения современных информационных технологий. Трансформация системы непрерывного педагогического образования способствует реализации ключевых программных требований к развитию общего образования, а также совершенствованию профессионального мастерства педагога, «учителя будущего» в соответствии с современными вызовами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

This article presents the issues of improving the system of continuous pedagogical education in Leningrad region in conditions of digitalization of education, introduction of modern IT. Systematic transformation of continuous pedagogical education contributes to the implementation of key program requirements for the development of general education, as well as improvement of the modern teacher/s professional skills, the “teacher of the future” in accordance with contemporary challenges.

Текст научной работы на тему «Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования»

В.И. Колыхматов

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы непрерывного педагогического образования в Ленинградской области в условиях цифровизации образования, внедрения современных информационных технологий. Трансформация системы непрерывного педагогического образования способствует реализации ключевых программных требований к развитию общего образования, а также совершенствованию профессионального мастерства педагога, «учителя будущего» в соответствии с современными вызовами.

Ключевые слова: цифровизация образования, информационные технологии, общее образование, педагог, цифровые навыки, непрерывное педагогическое образование.

This article presents the issues of improving the system of continuous pedagogical education in Leningrad region in conditions of digitalization of education, introduction of modern IT. Systematic transformation of continuous pedagogical education contributes to the implementation of key program requirements for the development of general education, as well as improvement of the modern teacher/s professional skills, the "teacher of the future" in accordance with contemporary challenges.

Key words: digitalization of education, IT, general education, teacher, digital skills, continuous pedagogical education.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа над глобальными проектами цифровизации образования («Современная школа», «Цифровая школа», «Цифровая образовательная среда») по оснащению школ необходимой инфраструктурой, развитию доступа к Интернету, широкому внедрению электронных ресурсов и современных информационных технологий (ИТ) [1, 6].

Использование современных ИТ позволяет повысить технологичность, индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка, интерес и мотивацию современного поколения к обучению в школе, обеспечивая достижение нового качества образования в условиях цифровой экономики.

Изучение существующих программных документов Российской Федерации по циф-ровизации экономики и проектных разработок по реализации ведущих федеральных проектов в сфере образования предусматривает последовательное решение задач по развитию общего образования: уточнение требований к базовым компетенциям цифровой экономики, совершенствование механизмов профессиональной ориентации обучающихся на основе атласа новых профессий; актуализацию ФГОС общего образования с учетом формирования компетенций цифровой экономики; обновление образовательных программ с учетом требований к компетенциям цифровой экономики, основанных на системном использовании ИТ (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, проведение

процедур итоговой аттестации); создание условий для реализации обучающимися персональных образовательных маршрутов, формирования базовых компетенций цифровой экономики [2].

Результаты мониторинга глобальных направлений цифровизации центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» [5] позволяют говорить о том, что ключевыми направлениями развития образовательной среды, форм и технологий организации образовательного процесса являются: расширение образовательных компьютерных игр («геймификация образования»); использование облачных технологий; внедрение решений дополненной реальности; развитие социальных сетей в образовании; применение дистанционного образования, развитие массовых открытых онлайн-курсов, новых технологий визуализации.

Технологии беспроводной связи, интернет вещей, робототехника, сенсорика и др. получат наибольшее развитие в образовании в ближайшем будущем, а технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальностей станут зоной перспективного развития в ближайшем десятилетии [2].

Эффективность и качество реализации масштабных проектов цифровизации образования в Ленинградской области, национального проекта «Образование», предусмотренных программой «Цифровая экономика Российской Федерации», государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», напрямую связаны с повышением квалификации педагогов в работе с современными информационными технологиями (ИТ), развитием непрерывного педагогического образования для совершенствования ключевых цифровых навыков современного педагога по эффективному использованию новых ИТ (интерактивных средств обработки информации, мобильных технологий, электронных ресурсов, цифрового общения); ориентации в Интернете, умению искать и обрабатывать новые знания, различные формы и виды данных, необходимые сведения и информацию; созданию новых образовательных

продуктов, учебного материала посредством использования современных ИТ [4].

Мотивация педагогического сообщества на развитие профессиональных цифровых навыков в условиях реализации проектов по формированию современной цифровой образовательной среды школы определяет ключевую задачу региональной системы дополнительного профессионального образования, направленную на повышение профессионального мастерства, эффективное научно-методическое сопровождение формирования цифровых компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций.

При этом важным условием, обеспечивающим необходимое качество формирования современных профессиональных навыков руководителей, является интеграция ресурсов общего, высшего и дополнительного профессионального образования. Успешным примером такого сотрудничества в Ленинградской области является совместная деятельность ГАОУ ДПО «ЛОИРО» с ведущими федеральными университетами Санкт-Петербурга (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) по следующим направлениям:

- реализация программ дополнительного профессионального образования для руководителей образовательных организаций, организаций дополнительного образования в очно-дистанционном формате с участием представителей высшей школы;

- совместное проведение выездных интерактивных занятий с муниципальными командами управленцев;

- научно-методическое сопровождение развития модельной Школы-технопарка на базе МОБУ СОШ «Центр образования "Ку-дрово"», а также лаборатории «Фаблаб» в Муринском центре образования Всеволожского района Ленинградской области;

- экспертиза разнообразных образовательных программ дополнительного образования («Технология», «Бионика», «Интернет вещей», «Наномир», «Прототипирова-ние» и др.);

- проведение совместных научно-прак-

тических конференций, педсоветов, интерактивов в рамках проекта «Лаборатория эффективных управленческих практик»;

- совместное участие в работе регионального координационного совета по инновационной деятельности.

С 2016 года в Ленинградской области реализуется региональный инновационный проект по развитию современной социокультурной информационно-образовательной среды на основе внедрения современных образовательных технологий. Данные мониторинговых исследований свидетельствуют, что электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, технологии смешанного и мобильного обучения используют более трети образовательных организаций Ленинградской области.

В каждом муниципальном образовании созданы современные школьные информационно-библиотечные центры, более 34% образовательных организаций используют электронные учебники в образовательном процессе.

Повышается доступность и скорость подключения к Интернету, приобретаются новые персональные компьютеры и планшеты, интерактивные доски, другие современные средства обработки информации, развиваются электронные сервисы.

При этом особенное внимание в Ленинградской области отводится и профилактике возможных негативных факторов цифро-визации образования, связанных с широкой доступностью и неограниченностью информации.

Реализация регионального проекта по формированию психологически безопасной и комфортной образовательной среды современной цифровой школы способствует качественному развитию ее образовательных и воспитательных возможностей.

Разработка и реализация стратегических инновационных проектов, внедрение цифровых ресурсов «Российской электронной школы» требуют развития региональной системы непрерывного педагогического образования в опережающем режиме на основе известных принципов образования взрослых, актуальность которых в данных

условиях только возрастает - опережающего обучения; использования жизненного опыта; элективности обучения; актуализации результатов обучения; приоритетности самостоятельного обучения.

Повышение уровня профессионального мастерства, освоение новых профессиональных навыков современного руководителя и педагога в Ленинградской области осуществляются в интерактивном режиме:

корпоративное обучение региональных и муниципальных команд управленцев, педагогов образовательных организаций (обучение прошли более 700 чел. из всех муниципальных образований Ленинградской области);

- образовательные выезды, обмен делегациями;

- обучение в формате «летних» и «зимних» школ с «глубоким погружением», организация и проведение авторских мастер-классов, использование проектных технологий и приемов игротехники;

- увеличение доли дистанционного обучения до 50% от общего количества курсов, применение интерактивных форм (вебина-ров, квестинаров, виртуальных стажировок и т.п.) с подключением представителей образовательных организаций Ленинградской области.

Новые практикориентированные программы повышения квалификации педагогов по использованию ИТ в школе, интерактивные формы работы со слушателями, реальные и виртуальные стажировки, обмен опытом, наставничество позволяют учитывать реальные запросы слушателей, создавать необходимые развивающие условия, работать на опережение.

Актуальность проводимой работы подтверждают результаты социологического опроса более 2500 руководящих и педагогических работников из 280 образовательных организаций Ленинградской области [3]: более 60% педагогов и руководителей имеют достаточный опыт использования современных ИТ, обладают необходимыми ИКТ-компетенциями. Но вместе с тем 5% никогда не использовали ИТ на своих уроках, а 4% опрошенных считают себя экспер-

тами в данной области и активно помогают своим коллегам.

Более 67% опрошенных (две трети всех респондентов) отметили высокое значение современных ИТ в образовательном процессе, при этом четверть педагогического сообщества Ленинградской области отметили необходимость их внедрения в современной школе.

В то же время только треть респондентов (35%) отметили большую эффективность современных ИТ, используемых в образовательных организациях Ленинградской области, по сравнению с традиционными средствами обучения, а половина респондентов (48%) не выявили различий.

Возможной причиной сложившейся ситуации явилось то, что только пятая часть респондентов (18%) имеют необходимые знания, прошли специализированные курсы повышения квалификации по использованию современных ИТ, а половина респондентов (47%) прослушали учебный модуль по совершенствованию ИКТ-компетенций

в рамках традиционных курсов повышения квалификации.

Результаты исследования подтверждают, что успешное решение задач по циф-ровизации образования невозможно без системного профессионального развития педагога, «учителя будущего», трансформации непрерывного педагогического образования в соответствии с современными вызовами.

Качественная перестройка системы дополнительного профессионального образования Ленинградской области, направленная на создание условий, в которых слушатель курсов повышения квалификации становится активным участником образовательного процесса, включается в решение реальных профессиональных задач, обеспечивает развитие цифровых навыков современного педагога, управленца в условиях цифровизации образовательной среды, становление системы непрерывного развития профессионального мастерства педагогов.

Литература

1. Девять заданий министра Васильевой. Как Россия планирует войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования // Российская газета - Федеральный выпуск №7629 (166), 31.07.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html (дата обращения: 08.08.2018).

2. Колыхматов В.И. Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2018. - №8 (162). - С. 82-87.

3. Колыхматов В.И. Современные цифровые образовательные технологии в школах Ленинградской области в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2018. - №8 (162). - С. 87-92.

4. Колыхматов В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровиза-ции образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2018. - №9 (163). - С. 152-158.

5. Мониторинг глобальных трендов цифровизации, Центр стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.company. rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf (дата обращения: 25.07.2018).

6. «Цифровая школа» изменит роль педагогов в образовательных организациях, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/пресс-центр/12933 (дата обращения: 08.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.