Финансовый менеджмент Financial management - 19 -
УДК 338.242
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТНЫХ ГАРАНТИЙ МАЛЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ
О.В. МАДАТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Академия маркетинга и социально-информационных технологий —
ИМСИТ, Краснодар
С.А. КАСЬЯНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,
анализа и аудита E-mail: [email protected] Краснодарский филиал Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова
В условиях экономических санкций стран Европейского союза и США против России, а также принятых ограничений на закупку сельскохозяйственной продукции особую актуальность приобретает решение проблемы обеспечения населения нашей страны продуктами питания.
Целью статьи является рассмотрение возможных упреждающих мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при решении продовольственной проблемы в условиях экономических санкций зарубежных стран.
С помощью эконометрических методов изучен вопрос участия государства в оказании поддержки сельскохозяйственным производителям для решения данной проблемы.
Разработан механизм предоставления государственных кредитных гарантий малым сельскохозяйственным производителям.
Сделан вывод о том, что развитие государственной системы кредитных гарантий малого бизнеса не только позволит снизить напряженность при решении продовольственной проблемы в период экономических санкций со стороны США и стран ЕС, но и качественным образом повысит экономическую
безопасность России. Это также будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, а значит, и увеличению налоговой базы при исчислении налогов и сборов.
Многие задачи могут быть решены в комплексе за счет перехода в государственной финансовой политике от непосредственного финансирования поддерживаемых государством программ развития малого и среднего бизнеса к практике предоставления обеспеченных гарантий по обязательствам реализующих их финансовых структур.
Особенно актуально развитие системы кредитных гарантий на территории Краснодарского края, где одним из основных сегментов реального сектора является агропромышленный комплекс.
Ключевые слова: кредит, кредитная гарантия, малый бизнес, международный, экономическая санкция
В условиях международных экономических санкций в отношении Российской Федерации необходимо принимать все возможные меры, направлен-
Финансовый менеджмент Financial management - 20 -
Динамика импорта продовольственных товаров в Российскую Федерацию
в 2009-2013 гг., т
Товар 2009 2010 2011 2012 2013 Итого
Мясо свежее и мороженое 1 437 776 1 161 228 1 428 888 1 399 557 1 284 693 6 712 142
Мясо птицы свежее и мороженое 985 898 367 743 493 013 527 504 522 829 2 896 988
Молоко и сливки сгущенные 129 116 198 487 179 327 145 694 214 117 866 741
Масло сливочное и прочие молочные 125 280 111 672 135 456 114 928 142 096 629 432
жиры
Чай 182 150 148 553 187 946 180 272 173 230 872 151
Злаки 431 478 308 517 689 631 1 142 027 1 485 873 4 057 527
Пшеница и меслин 94 659 75 880 1 806 206 895 889 140 1 268 380
Ячмень 32 407 23 472 379 502 520 894 290 761 1 247 035
Кукуруза 38 007 31 576 114 248 40 873 55 271 279 975
Масло подсолнечное и их фракции 43 438 60 502 93 745 17 325 18 127 233 137
Готовые или консервированные 40 774 32 024 55 478 46 599 37 855 212 731
продукты из мяса
Сахар-сырец 1 251 760 1 943 163 2 331 631 520 258 530 277 6 577 089
Сахар белый 258 932 231 197 247 309 61 710 79 718 878 866
Сигареты и сигары 7 026 5 691 4 321 3 459 4 739 25 237
Всего... S 0SS 699 4 699 706 6 342 301 4927997 S 72S 726 26 7S7 430
Источник: [5].
ные на обеспечение экономической безопасности нашего государства.
Наиболее острой, по мнению авторов, является продовольственная проблема, которая в наиболее общем виде заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами, хотя природные ресурсы планеты в сочетании с современным экономическим и научно-техническим потенциалом мирового сообщества позволяют это сделать [18].
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что в течение одного года «...в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.» и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» [15] и от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» [10] «... запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» [14].
В среднесрочной и долгосрочной перспективе это благотворно повлияет на развитие сельского хо-
зяйства РФ, но в краткосрочной перспективе (ввиду снижения объема товаров, представленных на рынке) может привести к определенному временному росту розничных цен. Требуются незамедлительные меры по расширению масштабов производства необходимых продуктов. Приведем подтверждающие это цитаты из разных работ.
«В соответствии с исследованиями Минсельхо-за России, проводимыми на ежемесячной основе, цены на рынке продовольствия преимущественно имеют тенденцию к росту, несмотря на более дешевый импорт, который, в свою очередь, «подстраивается» под тренд растущих цен» [16].
«Произошло наибольшее подорожание всех зерновых культур, капусты белокочанной и яиц куриных. При этом. цены производства в России на основные категории сельхозпродукции снизились»1.
На основе данных Федеральной службы государственной статистики проанализированы сведения по импорту важнейших продовольственных товаров (с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь) в 2009-2013 гг. (см. таблицу), увеличение производства которых возможно на территории Краснодарского края.
Анализ данных табл. 1 показывает, что за пять последних лет в Россию было завезено продовольс-
1 О динамике выборочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия: краткий комментарий Минсельхоза России (с 15 марта по 1 апреля 2013 г.).
твенных товаров названной категории в количестве 26,8 млн т на общую сумму 83 195 млн долл.
При этом наблюдается увеличение продовольственной зависимости России от зарубежных поставок (рис. 1). Кроме того, «.. .в результате разрушительного влияния финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. ожидаемый социально-экономический эффект от модернизационных новаций правительства в инфраструктурных отраслях экономики снизился, а объем недофинансирования еще с советских времен увеличился и достиг угрожающих размеров» [1, с. 41].
Одним из направлений решения проблемы увеличения объемов производства продовольственных товаров на территории Краснодарского края для импортного замещения и, следовательно, увеличения экономической безопасности государства видится создание финансовых условий, обеспечивающих доступ малого бизнеса к кредитным ресурсам банковской системы России, чтобы пополнить оборотные средства и повысить эффективность хозяйственной деятельности.
В период перехода от командно-административной экономики к рыночной руководство страны уделяло достаточное внимание поддержке малого предпринимательства, включая сельскохозяйственные предприятия. Так, ст. 8 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривалось создание фонда поддержки малого предпринимательства, одним из направлений деятельности которого являлось «.содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства» [12].
Однако к середине первого десятилетия реформ ввиду успешного развития банковского сектора экономики потребность в государственном регулировании финансирования малых предприятий сущес-
твенно сократилась, в результате чего указанная статья утратила силу [11, ст. 156, п. 25].
Вместе с тем банковская система Российской Федерации в значительной мере ориентировалась на кредиты иностранных банков, что, в частности, обусловило кризис банковской системы 2008 г. и способствовало существенному сокращению возможностей кредитования малых сельскохозяйственных предприятий в случае ухудшения международной обстановки.
«В то же время по условиям ВТО поддержка сельхозпроизводства должна осуществляться через субсидирование именно предприятий сельхозперера-ботки, а не через прямые субсидии сельхозпроизводителям... Процентные ставки по долго-краткосрочным кредитам в странах с переходной экономикой, включая Россию, находятся в прямой зависимости от ставок рефинансирования центральных банков, которые весьма высоки. При этом во всех странах идет процесс концентрации банковско-финансо-вых услуг в столицах, что, безусловно, осложняет доступ к кредитованию сельским жителям» [17, с. 49]. Ситуация усугубляется в связи с введением финансовых санкций странами Запада в отношении ведущих банков нашей страны, которые в основном и осуществляли кредитование малых предприятий сельскохозяйственного сектора экономики РФ.
Под эгидой Администрации Президента Российской Федерации был проведен межрегиональный семинар в Санкт-Петербурге на тему: «Роль государства в развитии гарантийных механизмов в поддержке малого предпринимательства» (Проект ТАСИС HRRU 9801) [19], на котором были даны
12 000 000 10 000 000 8 000 000 6 000 000 4 000 000 2 000 000 0
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
IZZI Стоимость импортируемых товаров анализируемой категории, тыс. долл.
Линейный (стоимость импортируемых товаров анализируемой категории, тыс. долл.)
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/vnesh-t/imp-to.htm.
Рис. 1. Динамика стоимости импортируемых продовольственных товаров, производство которых возможно на территории Краснодарского края
рекомендации, направленные на поддержку малого предпринимательства в целях создания новых технологий и рабочих мест. Хотя эти проблемы и важны для развития экономики страны, они не затрагивали аспектов экономической безопасности в части решения продовольственной проблемы. При этом был сделан вывод о необходимости развития системы кредитных гарантий, что, к сожалению, так и не было реализовано.
Рассмотрение вопросов поддержки малого бизнеса государством, включая сельскохозяйственных производителей, нашло отражение в работах И.В. Барановой, А.О. Блиновой, Г.Г. Коробовой, Н.А. Ксенофонтовой, О.А. Оганяна, В.В. Перской, М.О. Степашина [21].
На региональном уровне развитие малого предпринимательства было рассмотрено в трудах В.И. Трухачева, Ю.В. Белолапенко, А.В. Глади-лина, Т.Г. Кардаильской [6], В.В. Кашкина [7, 8], О.П. Рожкова, А.В. Гвоздикова, Д.Е. Давыдянца, М.М. Муртазалиева, Ю.Р. Туманян и др.
На современном этапе развития малого предпринимательства на первый план выходят проблемы, связанные с кредитно-финансовой поддержкой малого бизнеса. Серьезные препятствия на пути увеличения объемов кредитования малого бизнеса -риск и небольшая прибыль, что связано в первую очередь с отсутствием залогов и гарантий у малого предпринимательства, малыми размерами и сравнительно низкой рентабельностью проектов [3].
Как показывают многочисленные исследования, в среднем одно из пяти предприятий, относящихся к среднему и малому бизнесу, считает трудности с финансированием главным барьером на пути к росту. В настоящее время в структуре оборотных средств российских предприятий около 1/3 приходится на дебиторскую задолженность [20, с. 71].
Одна из самых серьезных причин низкого уровня доступности малых сельскохозяйственных производителей (далее - МСП) к финансовым услугам в РФ - отсутствие обеспечения займов. Российские банки мало заинтересованы в клиентской базе, отличающейся высокой степенью риска и незначительностью занимаемых сумм. Кроме того, профессиональные объединения не организованы должным образом и еще не создали обществ взаимного поручительства.
«Банки часто не заинтересованы в кредитовании субъектов промышленного и сельскохозяйственного секторов, что связано с отсутствием
залогового имущества, трудностями в оформлении документов при кредитовании» [4, с. 73].
Неразвитость инфраструктуры вложения и обеспечения возвратности вложенных средств в МСП, его ненадежность в силу отсутствия стартового капитала обусловливают необходимость создания системы гарантирования кредитных вложений.
Агентство «Новые маркетинговые решения» провело изучение условий банковских кредитов, гарантий и овердрафта для предприятий малого и среднего бизнеса. Как показало исследование, дисконт, применяемый к залогу, в разных банках значительно разнится [7, с. 71].
Доктор экономических наук А.З. Шляховой отмечает, что «.на региональном уровне успешность привлечения и использования частных инвестиций, в том числе кредитных источников, для реализации программ развития региона и, соответственно, снижения указанных рисков, связана с. запуском механизмов привлечения в программу кредитных источников, включая предоставление бюджетных кредитов и гарантий» [22].
Система гарантий в этом смысле взяла бы на себя функции отбора наиболее надежных малых предприятий, поддержка которых целесообразна с точки зрения соответствующих администраций, заблаговременного и устойчивого согласования их интересов и участия, предоставления надлежаще обеспеченных поручительств по обязательствам, а также организации успешных финансовых сделок.
В то же время без активной государственной поддержки малые предприятия обойтись явно не могут, и государство в меру своих сил и возможностей им помогает. При этом сложившаяся практика финансовой поддержки нуждается в серьезных преобразованиях по следующим причинам:
- прямое финансирование (как полное, так и частичное) за счет средств бюджета и внебюджетных фондов необходимо обусловливает как невысокую эффективность использования выделенных средств, так и перманентную недостаточность предоставляемого финансирования для реального решения значимых с точки зрения государства задач;
- распыление чисто инвестиционных по своей природе государственных средств по разным каналам их использования без эффективного сведения их в точках роста оказывает на результативность финансовой поддержки столь негативное воздействие, что ее масштабы вряд ли могут быть оценены даже приблизительно;
- зачастую бессистемная, основанная порой на случайных предпочтениях финансовая помощь не позволяет добиться кумулятивного эффекта (взаимного умножения финансовых результатов), преодолеть региональные и отраслевые ограничения и обеспечить эффективный запуск механизмов привлечения средств с участием рыночных финансовых институтов.
Все эти проблемы могут быть в комплексе решены за счет перехода в государственной финансовой политике от идеологии непосредственного финансирования поддерживаемых государством программ развития МСП к практике предоставления надлежаще обеспеченных гарантий по обязательствам реализующих их финансовых структур.
В настоящее время главным источником банковских ссуд для малых предприятий служат коммерческие банки, основными источниками финансирования которых служат международные финансовые институты и организации-доноры, которые наряду с государственными организациями предоставляют также гарантии по кредитам (рис. 2).
Однако в условиях возможного прекращения финансовых взаимоотношений с зарубежными странами взаимодействие с международными финансовыми институтами не только нецелесообразно, но и опасно в плане обеспечения экономической безопасности России, так как может нести в своей
основе обязательства, подрывающие решение продовольственной проблемы (например, требование срочного погашения кредитов в период, когда урожай еще не собран, либо обязанность по реализации продукции за пределами Российской Федерации).
Следовательно, в сложившихся условиях указанный тип финансирования целесообразно исключить.
Как показывает мировой опыт, именно правительство способно запустить и поддерживать в работоспособном состоянии эффективную систему кредитных гарантий для МСП. Кроме того, соответствующая нормативно-правовая база в Российской Федерации еще недостаточно отработана, в связи с чем необходимо устранить слабые места, что обеспечит дальнейшее развитие этого инструмента.
Благополучное решение данной проблемы видится в успешной реализации постановления Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Пункт 5 документа предписывает: «Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием объединений товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных
I Организации,......кредитующие.......МСП
Коммерческие
оанки
Государственные фонды
Организации -доноры
Международные финансовые институты
Местные органы управления
I Поставщики.....кредитных.....гарантий
Источник: составлено авторами.
Рис. 2. Институциональная карта кредитных организаций и поставщиков кредитных гарантий
на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью недопущения роста цен» [13].
Возникновение инструмента кредитной гарантии можно считать своеобразной реакцией на объективную неспособность малых предприятий предоставить достаточное доказательство возвратности кредитов коммерческим банкам. В отсутствие гарантийного фонда банки вынуждены переносить потери риска на кредитный процент через увеличение процентной ставки по займам, предоставленным в отчетный период, чтобы покрыть общую сумму потерь, которые они понесут в случае судебных разбирательств по этим займам.
Таким образом, данную стоимость частично принимает на себя государственный гарантийный фонд, благодаря чему оставшаяся стоимость риска приемлема и для банков, и для предприятий. При этом субсидии, которые предоставляет государство, намного меньше, чем бюджетная выгода, извлекаемая государством из ожидаемого экономического развития предприятий, получивших инвестиции.
Приведенные рассуждения позволяют дать авторское определение кредитной гарантии применительно к МСП: это способ разделения рисков с кредитными учреждениями путем возмещения (части) потерь в случае неспособности погашения кредита и поддержка предпринимателей, имеющих недостаточное обеспечение или кредитную историю, которые не в состоянии удовлетворить требований кредитующего банка.
Рассматривая вопрос гарантий в самом широком смысле этого слова, можно говорить о целом ряде гарантийных инструментов, облегчающих выход малых предприятий на источники финансирования. К числу таковых относятся: гарантии инвестиций через выпуск акций, гарантии экспортных кредитов, страхование политического риска и кредитные гарантии.
Принимая во внимание вопросы, которые в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства интересуют как кредитующие организации, так и поставщиков, авторы ограничились в данном исследовании рассмотрением лишь одной формы гарантий.
Гарантии инвестиций через выпуск акций являются инструментом, стимулирующим инвестиции в акционерный капитал предприятий. Однако отрасль венчурного капитала практически не развита в России, и создание такого гарантийного инструмента
может оказаться преждевременным. Гарантии экспортных кредитов здесь не рассматриваются в связи с тем, что малые предприятия, как правило, не рискуют заниматься экспортной деятельностью.
В большинстве развитых стран, а также в ряде стран с переходной экономикой программы кредитных гарантий, предусматривающие создание с участием государства специализированных финансовых организаций, занимающихся предоставлением кредитных гарантий, служат действенным механизмом поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной помощи, направленными на улучшение финансирования малого предпринимательства, созданные в этих странах системы кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ:
- являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, они требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России при ее жестких бюджетных ограничениях;
- кредитные гарантии опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале; такие программы обеспечивают вовлечение в исполнение проектов большего числа предпринимателей;
- гарантии позволяют банкам снижать проценты по кредитам, выдаваемым ими предпринимателям, так как риск банка при этом снижается за счет его разделения между заемщиком, банком и гарантом, и защищенные созданной с участием государства специализированной организацией займы связывают меньше собственного капитала банка;
- эта форма помощи позволяет в зависимости от спроса приспосабливать гарантийные продукты, предоставляемые специализированной организацией-гарантом, к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала;
- гарантии допускают возможность акцептирования кредита при отсутствии стопроцентного залогового обеспечения у заемщика.
Существует ряд методических рекомендаций для оптимизации схем кредитных гарантий. Важное значение при этом придается отбору, благодаря которому гарантии не выдаются автоматически.
Максимальная первоначальная гарантия на уровне 50% от суммы кредита позволяет, во-первых, не допускать необдуманного кредитования (полной государственной гарантии). Во-вторых, она создает уверенность у финансовых учреждений в том, что отказ заемщика от возврата ссуды действительно будет компенсирован. На рис. 3 представлена общая схема алгоритма функционирования системы государственных гарантий.
Малое предприятие обращается в банк за получением кредита с информацией о своих собственных возможностях по предоставлению залогового обеспечения под запрашиваемую сумму кредита.
Банк в свою очередь обращается в фонд, предоставляющий государственную гарантию, если считает, что его риск слишком велик, и он не может взять его полностью на себя. Фонд решает, предоставлять свою гарантию или нет.
Банк платит государственному гарантийному фонду комиссионное вознаграждение, которое затем включает в кредитную процентную ставку, устанавливаемую им для своего клиента. Это комиссионное вознаграждение в любом случае значительно ниже, чем стоимость риска, который банку в случае отсутствия гарантийного фонда пришлось бы учитывать при начислении своей процентной ставки.
Государственный гарантийный фонд рассчитывается с банком в случае неплатежеспособности предприятия.
На взгляд авторов, успех функционирования приведенной системы основывается на доверии банков к государственному гарантийному фонду. Они должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия им будут возвращены деньги.
Основные принципы взаимоотношений банков и гарантийного фонда состоят в следующем. Юридически гарантия должна быть предоставлена напрямую гарантийным фондом в форме поручительства и не только
за счет собственных гарантийных средств. Банкам необходимо иметь право на полную прозрачность в вопросах управления государственным гарантийным фондом. Если они не могут участвовать в управлении фондом в качестве акционеров и директоров, они по крайней мере должны каким-либо другим образом быть своевременно информированы:
1) об эволюции обязательств, взятых на себя гарантийным фондом;
2) о размере нетто-гарантийных средств после учета непогашенных задолженностей, по которым идет судебный спор;
3) об общем объеме гарантированных кредитов, по которым идут судебные разбирательства.
С банками по мере возможности должны проводиться консультации по общим направлениям деятельности гарантийного фонда, в частности -для определения политики принятия рисков, особенно для установления инвестиционного мультипликатора (соотношения между максимальной суммой обязательств, которую может взять на себя гарантийный фонд, и размером средств в фонде) и максимальной доли гарантируемого кредита в зависимости от типа финансирования.
«При кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса фонды поручительств и гарантийные
Источник: составлено авторами.
Рис. 3. Общий алгоритм функционирования системы государственных гарантий
фонды дают возможность предпринимателю получить кредит при отсутствии собственного достаточного обеспечения путем предоставления банку гарантии по исполнению обязательств субъектов МСБ перед банком» [2, с. 67]. При этом «взаимодействие с органами государственной власти должно иметь качественный характер и вносить вклад в систему поддержки национальной экономики» [9, с. 37].
Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что развитие государственной системы кредитных гарантий малого бизнеса не только позволит снизить напряженность в решении продовольственной проблемы в период экономических санкций со стороны США и стран Европейского союза, но и качественно повысит экономическую безопасность самого государства.
Кроме того, это будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, а значит, и увеличению налоговой базы при исчислении налогов и сборов. Особенно актуально развитие системы кредитных гарантий на территории Краснодарского края, где одним из основных секторов экономики является агропромышленный комплекс.
Список литературы
1. Белухин В.В. Институционально-финансовая составляющая модернизации российской инфраструктуры // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 40-44.
2. Булатов А.Н. Кредитование субъектов МСБ, получающих поддержку в рамках госпрограмм // Банковское дело. № 6. 2014. С. 64-67.
3. Захарченко С.А. Совершенствование экономического механизма кредитования предпринимательства. URL: http://www.creativeconomy. ru/articles/7993.
4. Зиядин С.Т. Некоторые проблемы развития малого предпринимательства в Казахстане // Деньги и кредит. № 6. 2014. С. 72-74.
5. Импорт отдельных товаров. URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/vnesh-t/imp-to.htm.
6. Кардаильская Т.Г. Механизм банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса региона: материалы международной отраслевой научной конференции. Астрахань, Астраханский государственный технический университет, 2010. Т. 2. С. 228.
7. Кашкин В.В. Банковские гарантии: мониторинг рынка // Банковское дело № 6. 2014. С. 44-46.
8. Кашкин В.В. Результаты исследования условий банковских кредитов, гарантий и овердрафта для малого и среднего предпринимательства // Деньги и кредит. 2013. № 12. С. 71-75.
9. Литовкин Ю.И. Системная поддержка экспорта Российской Федерации // Деньги и кредит. № 6. 2014. С. 36-38.
10. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3.
11. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
12. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.06.1995 № 88-ФЗ.
13. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778.
14. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560.
15. О специальных экономических мерах: Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ.
16. Перская В. Россия во Всемирной торговой организации: сельское хозяйство // Экономические стратегии. 2012. № 5. С. 50-56.
17. Перская В.В., Огрызов А.А. О сельском хозяйстве России в условиях членства в ВТО и потенциале кредитной политики // Деньги и кредит. 2014. № 1. С. 47-50.
18. Продовольственная проблема. URL: http:// www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/ prodovolstvennaya-problema.html.
19. Роль государства в развитии гарантийных механизмов в поддержке малого предпринимательства. URL: http://www.nisse.ru/business/article/ article 1281.html?efibrt=#n A.
20. Сафарян В.Р. Факторинг как источник финансирования малых предприятий // Деньги и кредит. 2013. № 2. С. 71-73.
21. Степашин М.О. Европейский рынок факторинга: новые ориентиры. URL: http://www.lawmix. ru/bux/26445.
22. Шляховой А.З. Проблемы реализации региональной инвестиционной политики http://spatial-economics.com/images/spatial-econimics/4_2009/ shlyahovoy2009.pdf.
Finance and credit Financial management
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
DEVELOPING A SYSTEM OF CREDIT GUARANTEES TO SMALL FARMS
Oksana V. MADATOVA, Svetlana A. KAS'YANOVA
Abstract
Importance In anticipation of new economic sanctions of the European Union and the United States, and subject to introduced restrictions on purchasing agricultural products from foreign manufacturers, the problem of providing the country's population with food stuff is particularly relevant. Objectives The aim of this work is to consider possible proactive measures aimed at ensuring economic security of the Russian Federation while solving the food problem in conditions of economic sanctions of unfriendly foreign countries.
Methods In the work, we used econometric methods to study the issue of State involvement in assistance to agricultural producers to solve the said food problem. Results We developed a mechanism of granting public credit guarantees to small agricultural producers. Conclusions and Relevance We conclude that the development of the State system of credit guarantees to small businesses will not only reduce tension in the solution of the food problem during the period of economic sanctions on the part of the US and the EU countries, but also will qualitatively increase the economic security of Russia. In addition, this will contribute to small and medium enterprise development, and thus increase the tax base when assessing taxes and charges. It is possible to solve a set of problems through transition of the government financial policy from direct financing of State-funded programs for small and medium-size business development to the practice of granting properly secured guarantees in respect of fulfillment of obligations of financial structures implementing these programs. It is
particularly important to develop a system of credit guarantees in the territory of the Krasnodar region, where agribusiness is one of the main segments of the real sector.
Keywords: loan, credit guarantee, small business, international, economic sanction
References
1. Belukhin V.V. Institutsional'no-finansovaya sostavlyayushchaya modernizatsii rossiiskoi infras-truktury [An institutional-and-financial component of Russian infrastructure modernization]. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = Economics of Sustainable Development, 2012, no. 11, pp. 40-44.
2. Bulatov A.N. Kreditovanie sub"ektov MSB, poluchayushchikh podderzhku v ramkakh gospro-gramm [Lending to SME receiving support under State programs]. Bankovskoe delo = Banking, 2014, no. 6, pp.64-67.
3. Zakharchenko S.A. Sovershenstvovanie eko-nomicheskogo mekhanizma kreditovaniya predpri-nimatel'stva [Improving economic mechanism of private enterprise lending]. Available at: http://www. creativeconomy.ru/articles/7993. (In Russ.)
4. Ziyadin S.T. Nekotorye problemy razvitiya malogo predprinimatel'stva v Kazakhstane [Some problems of small entrepreneurship development in Kazakhstan]. Den 'gi i kredit = Money and credit, 2014, no. 6, pp. 72-74.
5. Import otdel'nykh tovarov [Imports of certain goods]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/vnesh-t/imp-to.htm. (In Russ.)
6. Kardail'skaya T.G. [A mechanism of bank lending to enterprises of agro-industrial complex of the region]. Materialy mezhdunarodnoi otraslevoi nauchnoi konferentsii, posvyashch. 80-letiyu osno-vaniyaAstrakhanskogo gos. tekhn. un-ta [Proc. Int. Sci. Industry-specific Conf. dedicated to 80th anniversary of the Astrakhan State Technical University]. Astrakhan, Astrakhan State Technical University Publ., 2010, vol. 2, p. 228.
7. Kashkin V.V. Bankovskie garantii: monitoring rynka [Bank guarantees: market monitoring]. Banko-vskoe delo = Banking, 2014, no. 6, pp. 44-46.
8. Kashkin V.V. Rezul'taty issledovaniya uslovii bankovskikh kreditov, garantii i overdrafta dlya malogo i srednego predprinimatel'stva [Research results of bank loans, guarantees and overdrafts for small and medium enterprises]. Den'gi i kredit = Money and credit, 2013, no. 12, pp.71-75.
9. Litovkin Yu.I. Sistemnaya podderzhka eksporta Rossiiskoi Federatsii [System support to the exports of the Russian Federation]. Den'gi i kredit = Money and credit, 2014, no. 6, pp. 36-38.
10. RF Federal Law "On Safety" of December 28, 2010 № 390-FZ. (In Russ.)
11. RF Federal Law "On Amendments to the legislative acts of the Russian Federation and invalidation of certain legal acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal Law "On Amendments and addenda to the Federal Law "On General principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of State power of the constituent entities of the Russian Federation" and "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" of August 22, 2004 № 122-FZ. (In Russ.)
12. RF Federal Law "On State support to small business in the Russian Federation" of June 04, 1995 № 88-FZ. (In Russ.)
13. RF Government order "On Measures aimed at implementing the edict of the President of Russia of August 06, 2014 № 560 "On Application of special economic measures to ensure security of the Russian Federation" of August 7, 2014 № 778. (In Russ.)
14. Decree of the President of the Russian Federation "On Application of special economic measures to ensure security of the Russian Federation" of August 06, 2014 № 560. (In Russ.)
15. RF Federal Law "On Special economic measures" of December 30, 2006 № 281-FZ. (In Russ.)
16. Perskaya V. Rossiya vo Vsemirnoi torgovoi organizatsii: sel'skoe khozyaistvo [Russia in the World Trade Organization: agriculture]. Ekonomicheskie strate-gii = Economic strategies, 2012, no. 5, pp. 50-56.
17. Perskaya V.V., Ogryzov A.A. O sel'skom khozyaistve Rossii v usloviyakh chlenstva v VTO i potentsiale kreditnoi politiki [On Russian agriculture in conditions of the WTO membership and the potential of credit policy]. Den'gi i kredit = Money and credit, 2014, no. 1, pp. 47-50.
18. Prodovol'stvennaya problema [Food challenge]. Available at: http://www.grandars.ru/student/ mirovaya-ekonomika/prodovolstvennaya-problema. html. (In Russ.)
19. Rol ' gosudarstva v razvitii garantiinykh mekha-nizmov v podderzhke malogo predprinimatel 'stva [The role of the State in developing guarantee mechanisms to support small businesses]. Available at: http://www. nisse.ru/business/article/article_1281 .html?effort=#II_ A. (In Russ.)
20. Safaryan V.R. Faktoring kak istochnik finan-sirovaniya malykh predpriyatii [Factoring as a source of small business financing]. Den'gi i kredit = Money and credit, 2013, no. 2, pp. 71-73.
21. Stepashin M.O. Evropeiskii rynok faktoringa: novye orientiry [European market of factoring: new objectives]. Available at: http://www.lawmix. ru/bux/26445. (In Russ.)
22. Shlyakhovoi A.Z. Problemy realizatsii regional 'noi investitsionnoi politiki [Challenges of regional investment policy implementation]. Available at: http://spatial-economics.com/images/spatial-econ-imics/4_2009/shlyahovoy2009.pdf. (In Russ.)
Oksana V. MADATOVA
Academy of Marketing and Socially-Information Technologies - IMSIT, Krasnodar, Russian Federation [email protected]
Svetlana A. KAS'YANOVA
Krasnodar Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar, Russian Federation [email protected]