Научная статья на тему 'Развитие системы краткосрочного кредитования в аграрном секторе как приоритетное направление обеспечения источниками оборотных средств'

Развитие системы краткосрочного кредитования в аграрном секторе как приоритетное направление обеспечения источниками оборотных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Незванкина Юлия Анатольевна

Современное состояние отечественного аграрного сектора характеризуется острым дефицитом собственных оборотных средств. Как следствие этого одним из актуальных аспектов поиска оптимальных источников формирования оборотных средств является привлечение краткосрочных кредитов. Однако возможности сельхозорганизаций в части привлечения кредитных ресурсов ограничены, что отражается на результатах производственной деятельности. В решении данной проблемы большое значение имеет государственная поддержка, направленная на создание льготных условий привлечения кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы краткосрочного кредитования в аграрном секторе как приоритетное направление обеспечения источниками оборотных средств»

УДК 631.16:631.162

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КРАТКОСРОЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСТОЧНИКАМИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Ю. А. Незванкина

ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА», г. Пенза

Современное состояние отечественного аграрного сектора характеризуется острым дефицитом собственных оборотных средств. Как следствие этого одним из актуальных аспектов поиска оптимальных источников формирования оборотных средств является привлечение краткосрочных кредитов. Однако возможности сельхозорганизаций в части привлечения кредитных ресурсов ограничены, что отражается на результатах производственной деятельности. В решении данной проблемы большое значение имеет государственная поддержка, направленная на создание льготных условий привлечения кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

На современном этапе развития экономики, как показывает практика, собственные средства сельскохозяйственных организаций не обеспечивают нормальные условия воспроизводства. Значительная их часть идет на возмещение материальных затрат производства и оплату труда. А для развития устойчивого воспроизводственного процесса в АПК необходимо обеспечение его достаточными источниками финансирования. Поэтому становится очевидным, что без привлечения в оборот дополнительных средств отечественному сельхозтоваропроизводителю не представляется возможным эффективно вести текущее производство.

Вопрос об источниках формирования оборотных средств важен еще и потому, что конъюнктура рынка постоянно меняется, а значит, потребность организации в оборотных средствах нестабильна. Покрыть их только за счет собственных источников зачастую практически невозможно. Опыт показывает, что в большинстве случаев эффективность использования заемных средств оказывается более высокой, чем собственных. В таких условиях основной задачей управления процессом формирования оборотных средств стано-

вится обеспечение эффективности привлечения заемных средств.

Между тем, как показали исследования, использование сельскохозяйственными организациями Пензенской области при формировании оборотных средств такого источника, как краткосрочный банковский кредит, является недостаточным. Его удельный вес в общей сумме источников формирования активов за 1997-2005 гг. увеличился лишь на 11,3 процентных пункта. Так, в 2005 г. доля задолженности по кредитам краткосрочного характера в общей сумме заемных источников составила 19,3%, это при том, что задолженность только поставщикам и подрядчикам отвлекала 18,1 %, а кредиторская задолженность - всего 34,2 % общей суммы заемных источников.

В целом по сельскохозяйственным организациям Пензенской области задолженность по кредитам и займам краткосрочного характера в 2005 г. составила 1363,3 млн. руб., в том числе в расчете на 1 хозяйство - 3277,3 тыс. руб., что на 85,4% больше, чем в 2004 г. При этом на каждые 100 руб. оборотных средств было привлечено 26,1 руб. краткосрочных кредитов и займов, то есть в 4 раза меньше, чем в целом стоимость оборотных средств. Если учесть, что собственные оборотные средства у сельхозорганизаций Пензенской области отсутствовали, то становится очевидным, что на 74% оборотные средства были сформированы главным образом за счет кредиторской задолженности, что говорит о неудовлетворительной структуре источников.

В ходе исследования было установлено, что использование краткосрочного банковского кредита в качестве источника формирования оборотных средств в обоснованных рамках является существенным рычагом повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства в целом. С целью анализа влияния использования кредитных средств на показатели эффективности производства была произведена группировка сельскохозяйственных организаций I экономической зоны Пензенской области. В основу группировки положен критерий размера кредитных средств, привлеченных в расчете на 100 руб. оборотных средств. Результаты расчетов представлены в таблице.

Данные таблицы показывают, что наибольшая эффективность производства наблюдается в третьей группе хозяйств, где на 100 руб. оборотных средств в среднем было привлечено 88,0 руб. кредитов. Уровень рентабельности по данной группе

составил 18,7 %, что в 6,5 раза больше, чем в хозяйствах первой группы, которые совсем не привлекали кредитные средства, и в 3,8 раза больше, чем в среднем по изучаемой совокупности. Кроме того, в третьей группе лучшими оказались и значения показателей, характеризующих эффективность использования оборотных средств: коэффициент рентабельности оборотных средств составил 0,19, а коэффициент оборачиваемости - 1,12, что соответственно в 9,5 раза и на 0,41 пункта выше, чем в первой группе, и в 4,8 раза и на 0,10 пункта выше, чем по совокупности в среднем. Отметим, что в хозяйствах, в которых задолженность по кредитам составила более 150 руб. на каждые 100 руб. оборотных средств, в среднем по результатам деятельности был получен убыток (четвертая и пятая группы).

Таким образом, можно сказать, что оптимальный предел участия кредитных ресурсов в обороте в сельскохозяйственных организациях Пензенской области составляет 88,0 руб. на 100 руб. оборотных средств, при этом на 100 руб. материальных ресурсов - 444,0 руб.

В целом краткосрочный кредит, как один из экономических рычагов воздействия на процесс воспроизводства, играет особую роль в переводе сельскохозяйственного производства на интенсивный путь развития, а также укреплении финансового состояния хозяйств и экономии материальных ресурсов. При этом роль кредита повышается в условиях самофинансирования производственной деятельности [1]. Основными направлениями привлечения кредитов для формирования оборотных средств являются: кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производст-

ва в сельском хозяйстве; временное восполнение недостатка собственных оборотных средств; осуществление расчетов и опосредование платежного оборота.

Как показывает практика, аграрный сектор всегда испытывал недостаток в привлеченных средствах. Так, самый острый дефицит краткосрочных заемных средств наблюдался в 1999 г., когда кредитование организаций агропромышленного комплекса должно было осуществляться на льготных условиях за счет средств специального фонда, который начал действовать в 1997 г. Однако ввиду того, что размеры этого фонда были абсолютно недостаточны для удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей в заемных средствах, получила распространение такая практика: банки отказывали сельскохозяйственным организациям в предоставлении кредитов из фонда льготного кредитования, а выдавали их через посредников по завышенным ставкам, что делало заемные средства абсолютно недоступными [2].

Анализируя в целом современную систему кредитования сельхозтоваропроизводителей, можно выделить ряд этапов в развитии инвестирования в период перехода к рынку. Так, в 1991-1992 гг. государство выделяло кредиты сельскохозяйственным организациям для пополнения оборотных средств на льготных условиях под пониженную процентную ставку - до 28 % годовых при учетной ставке ЦБ РФ 50...80 %. С 1993 г. была введена единая процентная ставка - 28 для всех хозяйств. В конце 1993 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ была поднята до 210 % годовых без выплаты компенсаций, в связи с чем процентная ставка по кредитам выросла и стала определяться рыночной конъюнктурой. В 1994 г. в результате либерализации

Группировка сельскохозяйственных организаций I экономической зоны Пензенской области по размеру кредитов на 100 руб. оборотных средств, 2005 г.

Показатель Группы ор на 100 ганизаций по размеру кредитов руб. оборотных средств, руб. Итого в среднем

не привлекали кредитные средства до 50 51-150 151-250 свыше 250

Число организаций в группе 25 69 41 5 13 153

Привлечено кредитов на 100 руб., руб.: оборотных средств - 24,5 88,0 203,6 579,9 61,3

материальных ресурсов - 110,9 444,0 493,8 1875,1 280,9

Приходится на 100 руб. кредитных средств, руб.: выручки - 416,9 108,1 20,4 17,3 160,7

прибыли (+), убытков (-) - 10,4 18,8 -27,4 -28,8 6,3

Уровень рентабельности (+), убыточности (-) всей деятельности, % 2,9 4,6 18,7 -21,3 -52,8 4,9

Коэффициент рентабельности оборотных средств 0,02 0,03 0,19 -0,51 -0,58 0,04

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 0,71 1,08 1,12 0,38 0,35 1,02

экономики сельхозтоваропроизводителям предоставлялись краткосрочные кредиты под высокие проценты из централизованных источников. В результате проблема погашения кредитов обострилась, и государство было вынуждено их пролонгировать. К 1995 г. роль льготного кредита в поддержке сельского хозяйства снизилась до 4 %.

В связи с этим в 1995 г. в качестве альтернативного источника формирования материальной базы применялось товарное кредитование сельского хозяйства. Товарный кредит не был денежным кредитом и представлял собой поставки горючего, кормов, удобрений, топлива, за которые сельскохозяйственные производители расплачивались продукцией (в основном зерном) после уборки урожая. Уже в 1995 г. товарный кредит не дал ожидаемых результатов. Из-за убыточности производства и невозмещаемых потерь от стихийных бедствий (так как отсутствовало страхование) погашение основной части этих кредитов было отсрочено. Кроме того, в ряду общих причин несостоятельности системы товарного кредитования особое место занимают факты завышения в договорах товарного кредита цен на поставляемые горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения и другие материальные ресурсы промышленного производства и занижения цен на сельскохозяйственную продукцию, принимаемую в погашение кредита. В результате реальная стоимость товарного кредита на порядок превосходила номинальную процентную ставку (10 % годовых). В 1996 г. товарный кредит также оставался основной формой поступления централизованных краткосрочных кредитов в сельское хозяйство, однако, как и в 1995 г., значительная часть этого кредита не была возвращена.

В поисках эффективных мер финансового обеспечения сельского хозяйства 26 февраля 1997 г. было принято постановление Правительства РФ № 224, которым было утверждено «Положение о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях». На основании принятых постановлений за счет средств федерального бюджета был создан специальный фонд кредитования АПК на льготных условиях, с взиманием 25 % учетной ставки ЦБ РФ. Средства специального фонда выделялись, в первую очередь, успешно функционирующим сельскохозяйственным то-

варопроизводителям, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, на приобретение семян, запасных частей, минеральных удобрений, средств химической защиты растений, горюче-смазочных материалов и топлива на срок до 1 года. Однако, как уже было отмечено, на практике эффективность льготных кредитов оказалась недостаточно высокой. По данным Минсельхоза РФ, в 2000 г. на проведение весеннее-полевых работ из фонда льготного кредитования АПК было выделено всего 2 млрд. руб., а общая сумма задолженности банков и ссудозаемщи-ков фонду за 1997-1999 гг. составила 6,9 млрд. руб.

В целях совершенствования работы фонда льготного кредитования было решено ввести новый механизм, в соответствии с которым распределение государственного льготного кредита через Спецфонд АПК с 2000 г. было заменено субсидированием процентных ставок по кредитам сезонного характера. В 2001 г. впервые была апробирована новая схема финансирования в отношении кредитования сезонных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящее время также действует механизм субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам. Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 878 средства на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются из бюджетов субъектов РФ по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства РФ. Целевые средства предоставляются заемщикам в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (с 29 января 2007 г. в соответствии с телеграммой ЦБ РФ от 26.01.2007 г. № 1788-У ставка рефинансирования установлена на уровне 10,5 %), но не более двух третьих фактических затрат на уплату процентов по кредиту, при условии своевременных погашения кредита и уплаты заемщиками процентов, начисленных в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком [3].

Кроме того, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. № 190 приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 66 утверждены нормативы (методика) определения размера субсидий по субъектам Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Так, расчет размеров субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным субсидированным краткосрочным кредитам субъекту Российской Федерации определяется в два этапа по формуле

М/1 = № + Ш, (1)

где W1 - размер субсидии субъекту Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным субсидированным краткосрочным кредитам;

W2 - размер субсидии, определенный исходя из стоимости валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в среднем за три предыдущих года;

W3 - размер субсидии, определенный исходя из объемов привлеченных субсидированных кредитов в среднем за три предыдущих года.

Этап I. Расчет размера субсидии субъекту РФ исходя из стоимости валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в среднем за три предыдущих года, определяется в размере 50 % от объема субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным субсидированным краткосрочным кредитам в соответствии с распределением, утвержденным Министром сельского хозяйства, по формуле

W2 = W х 50 / 100 х йп, (2)

где W - объем субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным краткосрочным кредитам в соответствии с распределением, утвержденным Министром сельского хозяйства;

йп - удельный вес субъекта Российской Федерации в общем объеме стоимости валовой продукции сельского хозяйства РФ, произведенной в среднем за три предыдущих года, на основании данных Росстата «Продукция сельского хозяйства в фактических ценах» по всем категориям хозяйств.

Этап II. Расчет размера субсидии субъекту РФ исходя из объемов привле-

ченных субсидированных кредитов в среднем за три предыдущих года:

- распределяемый общий объем субсидий определяется по формуле

X = W - БШУ^, (3)

где X - распределяемый общий объем субсидии;

SUMW2 - сумма субсидии по РФ исходя из стоимости валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в среднем за три предыдущих года;

- размер субсидии субъекту РФ исходя из объемов привлеченных субсидированных кредитов определяется по формуле

W3= X х с1, (4)

где С - удельный вес, занимаемый субъектом РФ в объеме привлеченных субсидированных кредитов по РФ в целом в среднем за три предыдущих года [4].

В настоящее время одним из лидеров на сельскохозяйственном рынке кредитных ресурсов области является Пензенский региональный филиал ОАО «Россельхоз-банк». В 2005 г. им было выдано кредитов на общую сумму 667 млн. руб., из них сельхозтоваропроизводителям - 387 млн. руб., или 58 %. На базе ОАО «Россельхоз-банк» формируется государственная национальная система финансового обслуживания товаропроизводителей аграрного сектора.

В целом можно сказать, что в условиях острого дефицита собственных средств краткосрочный кредит призван занять ключевое положение среди источников формирования материальной базы села. При этом очевидно, что развитие кредитных отношений в аграрном секторе и, что самое главное, на выгодных для аграриев условиях, необходимо, а возможно это только при соответствующей поддержке со стороны государства.

Литература

1. Факторы и условия перехода сельского хозяйства к стабильному и устойчивому развитию / под ред. Н. А. Борхунова.

- М.: ВНИИЭСХ, 2005. - 90 с.

2. Лишанский, М. Л. Краткосрочное кредитование сельскохозяйственных предприятий / М. Л. Лишанский, И. Б. Маслова.

- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 287 с.

3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 878 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату про-

центов по кредитам, полученным в 20062007 годах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и агроснабженческими организациями в российских кредитных организациях».

4. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21 апреля 2005 г. № 66 «Об утверждении нормативов (методики) определения размера субсидий по субъектам РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.