Научная статья на тему 'Развитие системы корпоративного образования и кадровая безопасность России'

Развитие системы корпоративного образования и кадровая безопасность России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ипатов О. С.

В статье лауреата Премии правительства РФ 2009-го года в области образования за комплект учебно-методических разработок по системе непрерывного дополнительного профессионального образования работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и по подготовке специалистов и обслуживающего персонала для подъемных сооружений для образовательных учреждений дополнительного образования предлагается концепция развития системы корпоративного образования для подготовки кадров в области промышленной безопасности, анализируются новые формы интеграции промышленности и высшей школы и подходы по созданию организационно-правовой формы участия учебных заведений в жизни корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы корпоративного образования и кадровая безопасность России»

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

Развитие системы корпоративного

образования

и кадровая безопасность России

О.С. Ипатов,

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова (Санкт-Петербург)

В статье лауреата Премии правительства РФ 2009-го года в области образования за комплект учебно-методических разработок по системе непрерывного дополнительного профессионального образования работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и по подготовке специалистов и обслуживающего персонала для подъемных сооружений для образовательных учреждений дополнительного образования предлагается концепция развития системы корпоративного образования для подготовки кадров в области промышленной безопасности, анализируются новые формы интеграции промышленности и высшей школы и подходы по созданию организационно-правовой формы участия учебных заведений в жизни корпораций.

Ключевые слова: корпоративное образование, кадровая безопасность, некоммерческое партнерство, государственные образовательные стандарты

Реформирование системы образования в России, происходящие на фоне демографического спада, вынуждает технические университеты страны искать новые формы сотрудничества с ведущими производственными предприятиями. Они касаются, как целевого набора абитуриентов, так и использования материально-технического потенциала корпораций.

Последних, в свою очередь, к сотрудничеству подвигает острый дефицит профессиональных кадров молодого возраста, а также конкурентная среда, особенно в рамках ограниченной территории.

В условиях дефицита бюджетных средств и объективного уменьшения базы платного обучения будущее большинства учебных заведений связано с нахождением прочных связей с работодателями выпускников.

Возможные формы сотрудничества здесь широко известны: это и производственная практика на предприятиях, и целевой набор абитуриентов, и квалификационные работы по заказу работодателей. Однако темпы меняющейся экономической обстановки, темпы обновления материальных активов, темпы обострения кадрового дефицита диктуют необходимость появления новых форм сотрудничества, которые можно разделить на три группы.

Первая обуславливает полноту подготовки учебным заведением кадров всех уровней: от работников до профессора. Это и особо важно для прикладных технических вузов. И идущий уже несколько лет процесс включения в состав ведущих вузов колледжей и техникумов — тому подтверждение.

Снижение уровня среднего общего образования, введение ЕГЭ, падение интереса молодежи к техническим специальностям приводит к тому, что на бюджетное место в области техники не может поступить только ленивый. И идея образовательных кредитов здесь не поможет, ибо инженером может стать лишь тот, кто способен все 4-5 лет осваивать сложные технические дисциплины, а таких немного.

Выходом здесь могла бы быть разработка системы вложенных Государственных образовательных стандартов, когда стандарт начальника профессионального образования является обязательной частью стандарта среднего профессионального образования, который, в свою очередь, является частью высшего образования. В этом случае вузы могли бы принимать на обучение всех желающих с аттестатом зрелости. После второго курса — выдача всем документа о рабочей профессии и проведение конкурса. Прошедшие конкурс учатся дальше. После третьего курса — диплом техникума и опять конкурс на право получения высшего образования. В таком виде прикладные вузы готовили бы для профильных предприятий кадры всех уровней, опираясь на современную материально-техническую базу, и являлись бы частью корпоративной системы подготовки кадров.

Другая идея состоит во введении конкурса в вузы на бюджетные места после каждого года обучения. Почему троечник должен занимать бюджетное место все пять лет обучения, если очевидно, что специалист из него вряд ли получится? Это создало бы дух соревновательности между студентами и способствовало бы более вдумчивому освоению сложных дисциплин.

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

Вторая группа включает в себя развитие форм дополнительного профессионального образования, в том числе подготовку кадров для эксплуатации опасных производственных объектов.

Традиции советской школы образования предусматривали наличие в ведущих вузах СССР факультетов переподготовки кадров по профильным отраслям промышленности. Раз в пять лет инженерный состав предприятий проходил повышение квалификации на таком факультете за счет бюджетных средств, планируемых отраслью.

За рубежом — другой подход. Каждая корпорация имеет свое учебное заведение. Молодой специалист после работы обязательно проходит там повышение квалификации, от результатов которой зависит и его карьерный рост, и денежные выплаты в конце года. Рано или поздно наши корпорации придут к такому же стимулированию процесса непрерывного образования у себя на предприятии. Однако создавать «с нуля» такое корпоративное учебное заведение — дорого. Гораздо дешевле использовать потенциал существующих вузов и ссузов.

В этой связи уже сейчас является перспективным переподготовка на базе университетов конструкторов, технологов, управленцев низшего звена. Особенно актуальным является обучение в области эксплуатации опасных производственных объектов. Это подъемные сооружения и экологическая безопасность, котлы и электробезопасность, охрана труда и пожарная безопасность и так далее. Важность этого подтверждает и тот факт, что группа ученых и управленцев была удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 2009 год за комплект учебно-методических разработок по системе непрерывного дополнительного профессионального образования работников, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Это большая работа, выстраивающая системный подход к дополнительному профессиональному образованию, реализация которого в вузах позволит без существенных затрат, планово повышать квалификацию персонала, обеспечивая при этом безопасность производства. Будущее — за подобными системами и в других предметных областях.

Третья группа включает в себя подходы по созданию организационно-правовой формы участия

учебных заведений в жизни корпораций. Здесь есть несколько вариантов.

Самое распространенное — создание некоммерческого партнерства с участием учебных заведений и профильных предприятий. Эта форма обеспечивает возможность координации учебных планов учреждений, где подготовка ведется по схожим направлениям, что позволяет организовать внутрикорпоративную мобильность учащихся на один или два семестра в другом вузе. Очень перспективна в такой форме организация подготовки по системе «Завод — втуз», когда учащийся часть курсов проходит на заводе. Сложность некоммерческого партнерства — в отсутствии финансовых обязательств сторон. Попытки создания саморегулирующихся организаций на базе таких партнерств пока не реализованы, так как эта форма может касаться только негосударственных учебных заведений.

Другой организационной формой может являться единый учебно-научно-производственный комплекс, возможность создания которого появилась после выхода закона об автономных учреждениях. В соответствии с ними в вузах, перешедших в эту категорию, образуется Наблюдательный совет, который не только назначает ректора, но и активно влияет на деятельность учебного заведения. В состав совета могут войти представители профильных предприятий и районной администрации. Представители вузов, в свою очередь, могут осуществлять и научно-производственную деятельность внутри предприятия. Такое взаимное проникновение обеспечивает создание своеобразного кластера, основной задачей которого является подготовка и переподготовка кадров всех уровней, а также решение научно-технологических проблем предприятия. Будущее — за такими образованиями.

Успешность возникновения и развития системы корпоративного образования в России — залог ее кадровой безопасности. Без системного подхода к решению этой задачи, как со стороны ученых, так и со стороны производственников у высокотехнологических производств нет будущего, а, значит, реформирование системы профессионального образования является не только важной государственной, но и всенародной задачей!

Development of the corporative education system and personnel safety in Russia

O.S. Ipatov, D.E., professor, head of department BSTU «Voenmeh» D.F. Ustinov (Sankt-Petersburg)

In this article the laureate ofRF Governmental Prize in the field of education for his educational methodology development, O.Ipatov suggests his own development conception of corporative education for training of personnel in the field of industrial security. He analyses new forms of industry and Higher education integration and also new approaches for business participation form of educational institutions in corporation life.

Keywords: corporative education, personnel safety, non-commercial partnership, State Education Standards.

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.