84
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Д.Д. ВЛАДИМИРСКИЙ
Денис Дмитриевич ВЛАДИМИРСКИЙ — аспирант кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
В 2012 г. окончил Санкт-Петербургский университет управления и экономики.
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности.
^ ^ ^
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ*
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в целом по России и в отдельных регионах в значительной степени определяется степенью развития инфраструктуры, на которую опирается бизнес в процессе своего функционирования. Современное состояние инфраструктуры российской экономики характеризуется низким уровнем развития и недостаточной степенью привлекательности для инвесторов. В рамках настоящего исследования соотносится степень развития транспортной инфраструктуры (как элемента рыночной инфраструктуры) и уровень развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в различных муниципальных районах Чувашской Республики.
В составе регионального инфраструктурного комплекса Чувашии можно выделить производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.
Производственная инфраструктура в узком смысле слова включает в себя материальное производство (железные и автодороги, канализация, водоснабжение, системы энергоснабжения и т. д.), а в широком смысле учитывает также процесс управления предприятием и финансовые потоки — составляющие, необходимые для осуществления производства, но технологически в него не входящие.
Под понятием социальной инфраструктуры подразумевается совокупность отраслей и предприятий (сфера и объекты жилищно-коммунального хозяйства; объекты социально-культурного назначения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения и т. д.), деятельность которых направлена на обеспечение нормального уровня жизнедеятельности населения.
Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность экономических единиц, обеспечивающих эффективное функционирование рынка и процесс его развития: инфраструктура товарного рынка — организации оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, системы связи, специальные государственные органы регулирования рынка и пр.; инфраструктура финансового рынка — банковская система, валютные и фондовые биржи, небанковские учреждения; инфраструктура рынка труда — биржи труда, переподготовки кадров, регулирование миграции, дотаций населению и др. В состав рыночной инфраструктуры включается также транспортная система, обеспечивающая скорость и эффективность товародвижения и во многом определяющая процесс функционирования производственной сферы, доставки ресурсов и готовых товаров [3].
В таблице проведен сравнительный анализ степени развития транспортной системы Чувашии с уровнем развития малого и среднего предпринимательства на территории республики. В таблице
ГРНТИ 06.71.11 © Д.Д. Владимирский, 2014
Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
85
приняты следующие сокращения: ОГЗ — общегосударственное значение; РЗ — республиканское значение; МЗ — местное значение.
Таблица
Сравнительный анализ степени развития транспортной системы с уровнем развития малого
и среднего предпринимательства (МСП) в Чувашской Республике
Административные районы Участок железной дороги (ЖД) Автодорога (АД) Уровень развития МСП Количество субъектов МСП / количество МСП / количество индивидуальных предпринимателей Объем отгруженных товаров собственного производства
2006 г. 2012 г.
Алатырский Основной вид транспорта — автомобильный ЖД ОГЗ «Казань — Канаш — Саранск» АД «Алатырь — Ибреси — Канаш»; АД РЗ «Алатырь — Порец-кое — Шумерля» 54/43/11 15,4 млн руб. 58/58/0 58,4 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 3,8 раза)
Аликовский Основной вид транспорта — автомобильный Плотность АД — 22,3 км на 100 км2. Протяженность АД — 310,93 км АД РЗ «Никольское — Ядрин — Калинино»; АД МЗ: «Аликово — Ишаки», Аликово — Яндоба», «Аликово — Раскильдино» и др. 357/49/308 нет данных 605/61/544 164,7 млн руб.
Батыревский район Основной вид транспорта — автомобильный АД ОГЗ «Нижний Новгород — Чебоксары — Ульяновск» 1275/121/1154 105,5 млн РУб 1333/164/1168 440 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,2 раза)
Вурнарский район Протяженность АД — 170 км Протяженность ЖД — 28 км ЖД ОГЗ «Москва — Казань» Основные АМ РЗ «Чебоксары — Вурнары — Ибреси», «Шумерля — Калинино — Шихаза-ны» 618/111/507 81,7 млн руб. 721/123/598 235,0 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 2,9 раза)
Ибресинский район Протяженность ЖД — 38 км ЖД РЗ «Канаш — Ибреси — Алатырь — Красный Узел» АД РЗ: «Канаш — Ибреси — Алатырь», «Чебоксары — Вурнары — Ибреси — Яльчики» 520/63/457 155,0 млн руб. 604/139/465 292,0 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 1,9 раза)
Канашский район ЖД ОГЗ «Нижний Новгород — Канаш — Казань»; ЖД РЗ «Канаш — Красный Узел»; «Канаш — Чебоксары» АД ОГЗ «Цивильск — Ульяновск — Сызрань»; АД РЗ «Урмары-Канаш — Алатырь», «Шихаза-ны — Шумерля», «Ка-наш — Чебоксары» 907/107/800 15 млн руб. 963/185/778 68,7 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,6 раза)
Козловский район Протяженность ЖД — 23 км Протяженность речного пути по Волге — 30 км ЖД РЗ «Канаш — Юдино» АД ОГЗ «Нижний Новгород — Казань»; АД РЗ «Козловка — Тюр-лема», «Первое Чура-шево — Андреево-Базары» 403/63/340 82,9 млн руб. 438/108/330 321 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 3,9 раза)
86
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Продолжение табл. 1
Комсомольский район Единственный вид транспорта — автомобильный АД ОГЗ «Цивильск — Ульяновск — Сызрань», «Чебоксары — Ибре-си — Батырево — Яль-чики» и ряд дорог МЗ 741/87/654 215,7 млн руб. 693/127/566 1030 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,8 раза)
Красноармейский район На долю автомобильного транспорта приходится 98 % грузовых и 84 % пассажирских перевозок ЖД РЗ «Канаш — Чебоксары» АД РЗ «Красноармейское — Чебоксары» (через Ишаки), «Красноармейское — Чебоксары» (через Цивильск), «Красноармейское — Батырево» 301/77/224 73,5 млн руб. 1555/112/1443 262,5 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 3,6 раза)
Красночетайский район Основной вид транспорта — автомобильный. На р. Сура пристаней нет (только остановочные пункты) ЖД ОГЗ «Нижний Новгород — Казань» (нет железнодорожных станций) АД РЗ «Сурское — Шумерля»; Ад ОГЗ «Нижний Новгород — Казань»; сеть АД МЗ, имеющих выход на главные АД РЗ 234/33/201 25,3 млн руб. 348/52/296 67,5 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 2,7 раза)
Мариинско-Посадский район Протяженность АД — 129 км (94 км АД с твердым покрытием). На долю автомобильного транспорта приходится 47 % грузовых и 87 % пассажирских перевозок. Протяженность судоходных речных путей — 45 км АД РЗ «Йошкар-Ола — Мариинский Посад — Цивильск»; АД МЗ «Первое Чурашево — Андреево — Базары» 413/93/320 88,0 млн руб. 631/121/510 605,96 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 6,9 раза)
Моргаушский район Протяженность АД 418,15 км 948/113/835 62 млн руб. 938/135/795 348,4 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 5,6 раза)
Порецкий район В навигацию в Порецком функционирует пристань АД РЗ «Сурское — Шумерля»; АД МЗ 235/39/196 нет данных 720/91/629 нет данных
Урмарский район Основной вид транспорта — автомобильный. На автомобильный транспорт приходится 80 % грузовых и 20 % пассажирских перевозок ЖД ОГЗ «Москва — Казань — Екатеринбург» АД РЗ «Андреево — Базары — Урмары — Ка-наш»; АД МЗ «Урмары — Шоркистры — Янти-ково», «Урмары — Ковали — Нурлаты» 720/91/629 62 млн руб. 122/757/879 323,2 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 5.2 раза)
Цивильский район Протяженность ЖД — 31 км Протяженность АД — 310 км Плотность сети АД и ЖД на единицу площади вдвое выше, чем в среднем по Чувашии ЖД РЗ «Канаш — Чебоксары» АД ОГЗ: «Нижний Новгород — Казань», «Цивильск — Ульяновск — Сызрань», АД «Йошкар-Ола — Цивильск», «Мариинский Посад — Цивильск», «Цивильск — Краноармейское» 940/138/802 65,3 млн руб. 1002/175/820 350,9 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 5,4 раза)
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
87
Окончание табл. 1
Чебоксарский район Основной вид транспорта — ЖД. Главная водная транспортная магистраль — р. Волга ЖД РЗ «Красный Узел — Канаш — Чебоксары» АД ОГЗ «Нижний Новгород — Чебоксары — Казань», «Чебоксары — Цивильск — Ульяновск — Сызрань» 347/346/1 350 млн руб. 1944/547/1347 5 75 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 1,6 раза)
Шемуршинский район Весь объем грузовых и пассажирских перевозок в районе осуществляется автомобильным транспортом. Плотность АД — одна из самых низких в Чувашии АД ОГЗ «Цивильск — Ульяновск — Сызрань» 370/32/338 37,28 млн руб. 380/41/339 176 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,7 раза)
Шумерлинский район Общая протяженность АД с твердым покрытием составляет 184,2 км ЖД ОГЗ «Москва — Казань» АД ЛГЗ «Сурское— Шумерля — Чебоксары», «Нижний Новгород — Казань» и ряд АД РЗ 286/17/269 22,2 млн руб. 341/41/300 125,7 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 5,7 раза)
Ядринский район Общая протяженность автомобильных дорог составляет свыше 350 км Протяженность судоходных путей — 50 км АД ОГЗ «Нижний Новгород — Казань»; АД РЗ «Шумерля — Нижний Новгород — Казань», «Никольское — Ядрин — Калинино», «Ядрин — Канаш» 543/116/427 90 млн руб. 811/161/650 169,0 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 1,9 раза)
Яльчикский район Весь объем грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом АД РЗ «Чебоксары — Ибреси — Яльчики», «Комсомольское — Яльчики — Буинск» 585/78/507 95,1 млн руб. 718/106/612 393,5 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,1 раза)
Янтиковский район Весь объем грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Протяженность АД с твердым покрытием превышает 100 км АД РЗ «Урмары-Янтиково — Канаш»; ряд АД МЗ. Связь с другими районами республики осуществляется через Канаш, Урмары, Шоркистры 429/34/395 149 млн руб. 386/66/320 404,3 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 2,7 раза)
Составлено автором по данным официальных сайтов муниципальных образований Чувашской Республики [1; 4]
С 2006 г. в республике осуществлена большая работа по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. № 68 «О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики», а также по развитию опорной сети автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации республиканской целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года» [2]. За этот период за счет всех источников финансирования построено и реконструировано 996,5 км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 862,8 км — к 485 сельским населенным пунктам, построено 8 мостовых сооружений общей протяженностью 398,5 пог. м. В настоящее время 1660 сельских населенных пунктов (98 % от их общего количества) имеют подъезды с твердым покрытием и обеспечены автотранспортным сообщением, что положительным образом отразилось на развитии предпринимательства практически во всех районах республики, особенно сельскохозяйственных.
88
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Однако проведенное в 2012 г. обследование автодорожной сети продемонстрировало качественное ухудшение дорог республиканского и местного значения и необходимость их реконструкции в Ала-тырском, Аликовском, Вурнарском, Порецком и Шумерлинском районах.
Анализ таблицы демонстрирует, что уровень развития предпринимательства значительным образом возрос в районах, где в период с 2006 по 2012 г. было проведено ускоренное завершение строительства дорог республиканского и местного значения. Объем отгруженной субъектами малого и среднего предпринимательства продукции в этих районах возрос в период с 2006 по 2012 г. следующим образом: Мариинско-Посадский район — в 6,9 раза, Моргаушский район — в 5,6 раза, Цивиль-ский район — в 5,4 раза, Комсомольский район — в 4,8 раза.
Таким образом, предпринимательство Чувашии стабильно развивается. Увеличивается его доля во внутреннем региональном продукте. Развитие транспортной инфраструктуры вносит значительный вклад в развитие предпринимательства в сельскохозяйственной сфере, строительстве, торговле, в относительно новой для малого и среднего предпринимательства республики сфере деятельности — добыче полезных ископаемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный портал органов власти Чувашской Республики. URL: http://gov.cap.ru/Organization.aspx7Bran ch=government
2. Республиканская целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года». URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=786&id= 1292834
3. Симонина С.В. Формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры // Вестник академии. 2011. № 3. С. 70-72.
4. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. URL: http://gov.cap.ru/ SiteMap.aspx? gov_id=24&id= 1204013