Научная статья на тему 'Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности'

Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММЕРЦИЯ / INTERNET-COMMERCE / РЫНОК / MARKET / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОДАЖ / SALES AUTOMATION / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙНПОКУПАТЕЛЬ / ONLINE CUSTOMER / ОНЛАЙН-ПОТРЕБЛЕНИЕ / ONLINE CONSUMPTION / ELECTRONIC COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов Михаил Владимирович

Глобальный финансовый кризис стал переломным моментом для развития бизнеса. В современных условиях человеческая деятельность тесно связана с Интернетом. Такая связь является основанием для появления новых отношений и в социальной, и в экономической сфере. Запад лидирует в развитии Интернета. В России доля интернет-коммерции составляет меньше 2% от ВВП, однако и в нашей стране Интернет станет важной частью экономики. Проведенный в статье анализ показал, что рынок интернет-коммерции в России условно можно разделить на столичный и региональный. Совместный рост интернет-коммерции в Москве, Санкт-Петербурге и регионах должен привести к тому, что уже в 2011 г. объемы торговли вырастут до 290 млрд руб., а средний ежегодный рост будет составлять не менее 20%. В будущем отечественный рынок выйдет на один уровень с онлайн-коммерцией стран Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of entrepreneur activity infrastructural support system

Global financial crisis has become a turning point in business development. In present-day conditions human activity is closely related to Internet, such connection is a base for new relationship both in social and especially in the economic sphere. The West occupies leading positions in Internet development. In Russia the share of Internet commerce is less than 2% of GDP, however, in this country Internet shall also become an important part of the economy. The analysis provided in the article has shown that Internet-commerce market in Russia can be provisionally divided into metropolitan and regional. Joint growth of Internet-commerce in Moscow, SaintPetersburg and regions should lead to the situation when already in 2011 trade volume shall grow up to 290 bln. rub., and average annual growth shall be not less than 20%. Thus, there are no doubts that in the future home market shall reach the same level as electronic commerce in the West.

Текст научной работы на тему «Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности»

Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности

Development of entrepreneur activity infrastructural support system

УДК 338.24

Горяинов Михаил Владимирович

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Goryainov Mikhail Vladimirovich

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А

Глобальный финансовый кризис стал переломным моментом для развития бизнеса. В современных условиях человеческая деятельность тесно связана с Интернетом. Такая связь является основанием для появления новых отношений и в социальной, и в экономической сфере. Запад лидирует в развитии Интернета. В России доля интернет-коммерции составляет меньше 2% от ВВП, однако и в нашей стране Интернет станет важной частью экономики. Проведенный в статье анализ показал, что рынок интернет-коммерции в России условно можно разделить на столичный и региональный. Совместный рост интернет-коммерции в Москве, Санкт-Петербурге и регионах должен привести к тому, что уже в 2011 г. объемы торговли вырастут до 290 млрд руб., а средний ежегодный рост будет составлять не менее 20%. В будущем отечественный рынок выйдет на один уровень с онлайн-коммерцией стран Запада.

Global financial crisis has become a turning point in business development. In present-day conditions human activity is closely related to Internet, such connection is a base for new relationship both in social and especially in the economic sphere. The West occupies leading positions in Internet development. In Russia the share of Internet commerce is less than 2% of GDP, however, in this country Internet shall also become an important part of the economy. The analysis provided in the article has shown that Internet-commerce market in Russia can be provisionally divided into metropolitan and regional. Joint growth of Internet-commerce in Moscow, Saint-Petersburg and regions should lead to the situation when already in 2011 trade volume shall grow up to 290 bln. rub., and average annual growth shall be not less than 20%. Thus, there are no doubts that in the future home market shall reach the same level as electronic commerce in the West.

Ключевые слова: интернет-коммерция, рынок, автоматизация продаж, электронная торговля, онлайн-покупатель, онлайн-потребление

Keywords: internet-commerce, market, sales automation, electronic commerce, online customer, online consumption

Глобальный финансовый кризис стал не только потрясением для мировой экономики, но и переломным моментом для развития новых направлений бизнеса. В современных условиях человеческая деятельность неотделима от Интернета, что является основанием для появления новых отношений и в социальной, и особенно в экономической сфере.

В некоторых европейских странах на долю электронной торговли уже приходится более 7% от уровня ВВП [1], а ежегодный ее прирост составляет не менее 20% [2]. Игнорировать этот тренд уже никак невозможно.

В России доля интернет-коммерции в ВВП составляет менее 2% [3]. По сравнению с развитыми странами, этот показатель нельзя назвать высоким, однако нет ни малейших сомнений в том, что и в нашей стране Интернет станет важной частью экономики. Современные мировые тенденции во многом обуславливают исследовательский интерес к теме интернет-коммерции, а также к текущей ситуации на российском рынке и перспективам его развития [4].

Западный опыт развития интернет-коммерции. В период становления рыночной экономики в России наш бизнес постоянно обращался к западному опыту как к источнику устоявшихся правил и новых идей работы в условиях свободной конкуренции. Не стал исключением и Интернет, в развитии которого Россия равняется на страны Западной Европы и Северной Америки, так как именно они были пионерами в развитии электронной сети и торговли. Так, первые шаги по созданию системы обмена данными между компьютерами [5] и автоматизации продаж [6] были осуществлены в США и впоследствии были подхвачено другими государствами с развитой экономикой.

И сегодня Запад продолжает лидировать в развитии Интернета. Так, по данным на начало 2011 г., уровень проникновения в крупнейших странах Западной Европы и Северной Америки колеблется в диапазоне от 46,2 до 94,4% со средним значением 74,7%, а общая численность пользователей достигла 558,3 млн чел. (рис. 1).

На общем фоне выделяются такие страны, как США (245 млн пользователей при проникновении 78,2%), Германия (8,1 млн пользователей при проникновении 79,7%) и Великобритания (5,1 млн пользователей при проникновении 82%). Эти государства имеют наиболее развитые рынки интернет-коммерции.

Согласно данным на конец 2010 г., объем электронной торговли в США составил 172,9 млрд долл., в Великобритании — 75,4 млрд долл., в Германии — 56,8 млрд долл. Общий объем интернет-коммерции в Европе достиг 211,1 млрд долл. [3].

США остаются неизменным лидером по объемам интернет-коммерции, которые, в соответствии с прогнозами, к 2015 г. достигнут порядка 279 млрд долл. Однако, судя по прогнозируемому снижению темпов прироста (до 8-9% в год), крупнейший электронный рынок постепенно выходит на этап зрелости (рис. 2). На его долю приходится около 8,5% от всего объема розничной торговли в стране.

В то же время в Европе интернет-коммерция развивается более высокими темпами. В отдельных странах она составляет заметную часть совокупной розничной торговли, выходя на один уровень или даже превышая показатели долевого соотношения в США. Так, напри-

о

о о

Млн чел,

Степень проникновения, %

о

о о

> <

Население Пользователи - Проникновение

$

/ / / / * / / / у / * " / / J

$ $

& ß f л/ /

/ / / /

/ у

&

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1. Данные по численности пользователей и уровню проникновения Интернета в странах Европы и Америки на 31 марта 2011 г.

Источник: http://www.internetworldstats.com/stats.htm.

Объем - Рост

300

Млрд долл

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Рис. 2. Объемы электронной коммерции в США в 2008-2015 гг.

Источник: Indvik L. Forrester: E-Commerce To Reach Nearly $300 Billion in U. S. by 2015, February 28, 2011. Режим доступа: http://mashable.com/2011/02/28/forrester-e-commerce/.

мер, в 2010 г. в Великобритании доля электронной торговли составила 10,7% от всего розничного рынка, в Германии — 8%. Согласно прогнозам на 2011 г., доля интернет-коммерции в этих государствах достигнет 12 и 9% соответственно (ежегодные темпы роста — 14-15%) [7].

В странах с менее развитой торговлей в Сети, таких как Норвегия, Франция, Швеция, Италия и другие, рост объемов интернет-коммерции в 2011 г. может достичь еще более значительных результатов (19-24%) [Там же].

Следует отметить, что в западных странах отсутствует прямая зависимость между развитостью электронной инфраструктуры и объемами интернет-коммерции. Серьезное влияние на рынок оказывают потребительские привычки населения и восприятие покупок в Сети. В этом закладывается основа раз-

личия между национальными рынками и перспективы их развития в будущем [8].

Согласно исследованию «Allen & Overy», в Европе раз в неделю покупки в Интернете совершают только 6% пользователей, ежедневно — 2%. В то же время во Франции покупки в Интернете несколько раз в неделю и чаще совершают 4% пользователей, в Испании — 6%, в Великобритании — 11% [9].

Национальные рынки интернет-коммерции на Западе различаются не только по активности пользователей, но и по уровню развития отдельных направлений торговли. Например, в Швеции и Норвегии значительную долю электронных продаж занимают турпутевки (38% и 47% соответственно) и электроника (19% и 18% соответственно), в то время как в Великобритании, Германии и Испании торговля более сегментирована (рис. 3).

СИ Электроника Бытовая химия Товары для дома Путешествия | Медиа/развлечения | Одежда и обувь СИ Персональный уход I I Услуги 1 Иное

Германия Испания Великобритания

о

о о

> <

Рис. 3. Электронная торговля в Европе по категориям в 2010 г.

Источник: DIBS. E-commerce survey, 2010. Режим доступа: http://www.inpay.com/files/dibs_ecommerce_survey_europe_2010. pdf.

Таким образом, на Западе электронная коммерция стала неотъемлемой частью жизни (в первую очередь для молодежи), хотя и выражается это в каждой стране по-своему. В Европе темпы ее роста составляют 15-25% в год, в то время как в США рынок электронной коммерции постепенно выходит на этап зрелости. В будущем изменение рынка в данных регионах будет связано не с развитием инфраструктуры, а со сменой потребительских привычек и, соответственно, расширением группы товаров и услуг, приобретаемых в Интернете, ростом частоты покупок и объема среднего чека.

Роль и место России на рынке интернет-коммерции. Россия по-прежнему считается развивающейся страной, что выражается во множестве аспектов политического, экономического, социального и технологического характера. Это оказывает влияние на специфику развития отечественной Сети (Рунета).

Ключевым отличием России от стран Запада по данному направлению можно считать уровень развития инфраструктуры. По данным «Internet World Stats» на 31 марта 2011 г., численность российских пользователей Интернета достигла 60 млн чел., что значительно выше, чем в большинстве стран Европы. Однако по уровню проникновения (43%) РФ находится на уровне Албании, Белоруссии или Турции [10].

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) считает, что численность интернет-пользователей в России несколько ниже — около 52,9 млн чел. Однако общие тенденции указывают, что как количество пользователей, так и общий уровень проникновения Интернета будут продолжать быстро расти со средними темпами 20% в год [11].

Численность пользователей Рунета велика уже сейчас, однако рынок интернет-коммерции в России развит значительно меньше, чем в Великобритании или Германии, где количество людей, использующих Сеть, находится на примерно том же уровне. По оценке «Data Insight», в 2010 г. общий объем интернет-торговли в России составил 240 млрд руб. (8 млрд долл. США) [12], что в 9,5 раз меньше, чем в Великобритании, и в 7 раз меньше, чем в Германии. По долевому соотношению от всего рынка розницы интернет-коммерция в России составляет только 1,6% [9].

Основой российского рынка интернет-коммерции является продажа товаров (около 178 млрд руб., или 74%). Кроме того, продажи цифровых продуктов достигли 16 млрд руб. (6,5%), на авиа- и железнодорожные билеты, а также билеты на зрелищные мероприятия приходится 46 млрд руб. (19%) (рис. 4). В этом смысле структура отечественной торговли в Интернете лишь незначительно отличается от стран Запада.

Особенности инфраструктурного развития России значительным образом отражаются на территориальном распределении электронных продаж. Как и во многих других областях экономики, в интернет-коммерции выделяются такие центры, как Москва и Санкт-Петербург, которые объединяют 40% всех отечественных пользователей Сети и практически 60% рынка электронной торговли (рис. 5).

Две столицы отличаются от регионов и по иным параметрам, как, например, уровень проникновения интернет-торговли, доля покупающих в разных товарных категориях, доля активных пользователей (регулярных покупателей в различных товарных ка-

Авиа

и ж/д 17%

о

о о

> <

Билеты в театр/на концерт 2%

Цифровые товары

7%

Рис. 4. Структура рынка интернет-коммерции в России

Источник: по данным Data Insight. @2011. Режим доступа: http://www.datainsight.ru/files/rif_kib_2011/DataInsight-e-commerce. pdf.

□ Москва и область

□ Санкт-Петербург

□ Северо-Запад

■ Центр

■ Юг и Кавказ

□ Поволжье

□ Урал

□ Сибирь

■ Дальний Восток

Рис. 5. География рынка интернет-коммерции в России

Источник: [13].

тегориях), средний уровень расходов на интернет-покупки.

В целом Москва и Санкт-Петербург по характеристикам рынка интернет-коммерции напоминают страны Запада, с высоким уровнем проникновения Интернета (65% и 70% соответственно) [14], высокой вовлеченностью населения в онлайн-торговлю и постепенно снижающимися темпами прироста объемов интернет-коммерции (менее 15% в год) [15; 16]. В то же время регионы России только начинают входить в фазу активного роста в связи с развитием интернет-инфраструктуры.

Прогноз развития российской интернет-коммерции. Так как рынок интернет-коммерции в России может быть условно разделен на столичный и региональный, то прогнозы развития отрасли также стоит рассматривать с двух позиций.

В Москве и Санкт-Петербурге электронная торговля уже устоялась, поэтому рост количества онлайн-покупателей будет не слишком заметен. Здесь следует говорить о дальнейшем развитии предложения на рынке и росте вовлеченности населения в онлайн-потребление.

По мнению экспертов «Data Insight», основными факторами расширения рынка двух столиц станут: • рост разнообразия онлайн-покупок (количества товарных категорий на одного покупателя);

• рост частоты покупок в каждой из товарных категорий (перенос покупок из офлайнового рынка);

• рост потребления, в том числе появление новых товаров и сегментов [12].

В регионах, напротив, стоит ожидать постепенного развития инфраструктуры, а также роста заинтересованности пользователей Сети в приобретении товаров в Интернете. По прогнозам ФОМ, численность интернет-пользователей в России должна составить 80 млн чел. к концу 2014 г. (суточная аудитория), что на 33,87% больше, чем весной 2011 г. (рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом с ростом стажа интернет-пользователя его потребность в совершении онлайн-покупок растет (рис. 7). Поэтому по мере появления новых региональных обладателей сетевого соединения будет расти и рынок интернет-коммерции.

По этим причинам факторами дальнейшего развития рынка интернет-коммерции в регионах станут:

• приобщение к онлайн-покупкам пользователей, подключившихся к Сети несколько лет назад;

• рост количества пользователей Интернета [Там же]. Совместный рост интернет-коммерции в Москве,

Санкт-Петербурге и регионах должен привести к тому, что уже в 2011 г. ее объем увеличится до 290 млрд руб. При этом средний ежегодный рост будет составлять не менее 20% [Там же]. Поэтому нет сомнений в том,

26 22 □

Ш

28

30 30

□ □

32

35

37

39

41

43

44

50 51 46 □ □

Ж

56 57 52 □ □

65 65 60 60 □ □ м-ш

68 68

73

72

75 75 □

м—ш

о

о о

> <

о

ft 0) ч

л H

о и о

ai S S га

2007

ai о Л ai о Л al ai

M H н H Fi H * H

о a> о ш и

CD Ч о 01 Ч О га a

H о я О m

2008

2009

2010

si О

H F*

о Ш

CD 4

M

2011

ai о

H Ен

о о

о Ч

m

2012

cd S S га

03 о >4

H FH H

и ш а>

ш Ч о

m о

2013

2014

Рис. 6. Прогноз численности интернет-пользователей в России

Источник: ФОМ. К концу 2014 г. численность интернет-пользователей составит около 80 млн чел., или 71% населения страны старше 18 лет. 16.03.2011. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_130611.

Количество покупок

10

СИ активные □ все

6

4

0,5

1,0 2,0 3,0 5,0

6,0 Стаж, лет

Рис. 7. Зависимость частоты покупок от стажа интернет-пользователя

Источник: Data Insight. @2011. Режим доступа: http://www.datainsight.ru/files/rif_kib_2011/DataInsight-e-commerce.pdf.

что в будущем, пусть и с опозданием, отечественный рынок выйдет на один уровень с онлайн-коммерцией стран Запада.

Литература

1. Финам.т. Перспективы рынка электронной коммерции. 24.05.11. Режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/ conf00001003B7/default.asp.

2. Финам.т. Электронная коммерция в России будет расти на 20% в год, 25.05.2011. Режим доступа: http://www. finam.ru/analysis/newsitem5A3B8/default.asp.

3. Centre for Retail Research. Online Retailing: Britain and Europe. Режим доступа: http://www.retailresearch.org/ onlineretailing.php.

4. Голубецкая Н. П., Хорошева О. А. Принципы инновационного управления предпринимательским доходом предприятий реального сектора экономики // Экономика и управление. 2011. № 5. С. 48-51.

m 5. Борн Д. Интернету — 40 лет. Как все начиналось... 3D News. 30.10.2009. Режим доступа: http://www.3dnews.ru/

< news/internetu_40_let_kak_vssh_nachinalos/.

^ 6. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. М.: Горячая линия — Телеком, 2008. 480 с.

< 7. Centre for Retail Research. Online Retailing: Britain and ^ Europe. Режим доступа: http://www.retailresearch.org/ □с onlineretailing.php.

m 8. Грунин О. А., Голубецкая Н. П. Инновационный менед-о жмент корпоративных структур // Экономика и управле-5 ние. 2006. № 5. С. 12-16.

q 9. Allen & Overy. Online consumer research. January 2010.

0 Режим доступа: http://ec.europa.eu/justice/news/consulting_ ш public/0052/contributions/6_en.pdf.

з 10. World Stats. Режим доступа: http://www.internetworldstats. IT com/stats.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< 11. ФОМ. Интернет-аудитория растет быстрее, чем ожида-

1 лось. 15.06.2011. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/ cat/smi/smi_int/pressr_150611.

12. Data Insight. @2011. Режим доступа: http://www.da-tainsight.ru/files/rif_kib_2011/DataInsight-e-commerce. pdf.

13. Data Insight. Электронная торговля в России v.2010. Режим доступа: http://www.datainsight.ru/files/DataInsight-0borot2010.pdf.

14. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития. 2011. Режим доступа: http://www. fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/ item6.html.

15. Data Insight. Электронная торговля в столицах и регионах: Москва, Петербург и далее. Режим доступа: http://www. datainsight.ru/files/spbrif_2011/DataInsight-SPBRIF-2011. pdf.

16. Голубецкая Н. П. Проблемы инновационного менеджмента на рынке образовательных услуг в условиях модернизации экономики // Экономика и управление. 2010. № 12. С. 45-50.

Энергосбережение как фактор экономического роста современной России

Power savings as the factor of economic growth of modern Russia

УДК 330.354

Кухарская Елена Владиславовна

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Kukharskaya Elena Vladislavovna

191023, Saint-Petersburg, ul. Sadovaya, 21

Низкая энергоэффективность и низкий уровень энергосбережения российской экономики служат барьером на пути ее дальнейшего экономического роста. В рамках обеспечения национальной энергетической безопасности разработан ряд документов: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.», «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г.» и «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.», сравнительный анализ которых позволил автору составить рекомендации по оптимизации их осуществления. В статье определены направления дальнейшей модернизации энергетического комплекса и создания эффективной энергетической базы. В рамках снижения показателя энергоемкости ВВП России необходимо осуществить такие меры, как развитие технической и технологической базы, создание мотивационной среды энергосбережения с учетом территориальных особенностей макрорегионов, а также реализация программы энергосбережения путем смещения от материалоемких к энергоэкономичным товарам.

Low power efficiency and low level of power savings of the Russian economy serve as a barrier on a way of

its further economic growth. A number of documents is developed within the limits of maintenance of national power safety: «Power strategy of Russia for the period till 2030», «Strategy of social and economic development of Siberia till 2020» and «Strategy of social and economic development of the Far East and the Baikal region for the period till 2025» where comparative analysis has allowed the author to make recommendations about optimization of their realization.

In the article directions of the further modernization of a power complex and creation of effective power supply sources are defined. Russia it is necessary to carry out such measures within the limits of decrease in an indicator of power consumption of gross national product as development of technical and technological base, creation of the motivational sphere of power savings taking into account territorial features of macroregions, and also realization of the program of power savings by displacement from material-intensive to the power economic goods.

Ключевые слова: энергосбережение, экономический рост, энергетическая стратегия, энергоемкость, потребление, топливно-энергетический комплекс

Keywords: power savings, economic growth, power strategy, power consumption, consumption, fuel and energy complex

В течение XX в. человечество израсходовало на свои нужды свыше 500 млрд тонн условного топлива (т у. т.) — больше, чем за всю предшествующую историю.

По данным журнала «Энергия: экономика, техника, экология», по запасам углеводородного сырья энергетический потенциал планеты достаточно велик и оценивается в 55 ■ €1012 МВт/ч. Если учесть, что в настоящее время ежегодно расходуется 3 ■ €1010 МВт/ч,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.