Научная статья на тему 'Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей'

Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Е.В. Сапрыкина, к.э.н., доц. Алтайского

В условиях замедления темпов экономического развития определение резервов повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в аграрной сфере экономики является одним из путей сглаживания негативного влияния мирового экономического кризиса. В этих условиях элементы формирующейся системы информационно-консультационного обслуживания должны своевременно обеспечивать информацией менеджеров сельскохозяйственных организаций, фермеров и, таким образом, оказывать им помощь в принятии оптимальных управленческих решений. Именно информационные ресурсы -знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей, могут быть использованы в производстве и управлении организацией для повышения ее эффективности. Изучение состояния и путей развития информационно-консультационного обслуживания как фактора роста экономики сельскохозяйственных организаций является актуальной задачей, имеющей прикладную направленность.

Цель исследования заключается в анализе уровня информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных организаций Алтайского края и обосновании перспектив улучшения их доступа к информационным ресурсам развития. В ходе исследования был применен анализ нормативно-правовой базы создания и развития информационно-консультационных центов (ИКС) в регионе, аналитический метод, экспертные оценки, интервьюирование.

В настоящее время информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей в Алтайском крае только начинает развиваться, не имеет системного характера и представлено различными государственными и коммерческими структурами информационно-консультационной направленности.

Изучение состояния работы консультационных фирм и организаций, обслуживающих предприятия различных видов экономической деятельности, осуществлено посредством анкетного опроса управленческого персонала групповым методом по специально разработанной анкете (февраль-март 2008 г.). Общая совокупность опрошенных составила 207 человек.

Выявление степени осведомленности управленческого персонала о консультировании в зависимости от вида экономической деятельности показало, что 39% респондентов, работающих в сельском хозяйстве, слабо информированы о возможностях консультационных служб и фирм, а 15% ничего не знают о них. Данные показатели значительно выше средних показателей в целом по совокупности, которые составили 27% и 11%, соответственно. Отрасль сельского хозяйства пережила период глубокого кризиса. Он сопровождался спадом производства, снижением уровня хозяйствования и доходности, что негативно повлияло на информационно-консультационное обеспечение сельскохозяйственных организаций.

На слабое представление информационно-консультационного обслуживания в своей отрасли указывает более половины руководителей и специа-

дарственного аграрного университета

листов, работающих в сельском хозяйстве - 54%. Это самый высокий показатель среди опрошенных из других видов экономической деятельности (промышленности, строительства, транспорта, связи, деловых услуг и других сфер). В целом по совокупности 16% респондентов имеют такое же мнение. В силу низкой доходности отрасли сельского хозяйства, рассредото-ченности предприятий по территории края требуется серьезная финансовая и организационная помощь со стороны государства по созданию сети ИКЦ, максимально приближенных к сельским товаропроизводителям, в том числе на территории сельских административных районов Алтайского края.

Рассматривая применение различных типов консультационной деятельности в сельском хозяйстве, было установлено, что доминирует интеграционный тип (38%). Данный факт обусловлен небольшими размерами предприятий и нецелесообразностью содержания в штате высококвалифицированных специалистов по определенным видам деятельности с высокой оплатой их труда (программистов, профессиональных бухгалтеров, аудиторов, юристов). Просветительский тип консультационной деятельности также довольно широко представлен в сельскохозяйственном секторе - 23%. Он включает разъяснение и помощь служащих органов власти и управления, ученых, преподавателей на безвозмездной основе. Данный тип консультирования, очевидно, сохранится в практической деятельности длительное время.

Таким образом, проведенное исследование состояния консультирования выявило, что отсутствие эффективной профессиональной помощи предприятиям аграрного сектора экономики региона со стороны консультационных служб препятствует быстрому распространению знаний и информации из различных источников. Это обстоятельство в определенной мере сдерживает более динамичное развитие сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских территорий.

В соответствии с Законом Алтайского края от 05.02.2008 г. «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» и Ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы» поставлена задача - обеспечить создание благоприятных условий функционирования сельского хозяйства в регионе посредством создания системы ИКЦ.

Согласно Закону Алтайского края государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства края будет осуществляться путем предоставления бюджетных средств на предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и на развитие системы информационного обеспечения при реализации аграрной политики.

В задачи Ведомственной программы входит улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет улучшения информационного обеспечения отрасли, научного сопровождения внедрения передовых технологий. В Программе предусмотрена поддержка

развития региональной информационно-консультационной службы АПК, которая осуществляется путем предоставления целевого финансирования на субсидирование затрат: на создание на краевом уровне учебно-методического центра информационно-консультационной службы; на развитие сети районных информационно-консультационных центов - филиалов ИКС. Предполагается, что ИКС обеспечит квалифицированное предоставление информационно-консультационных услуг, и будет участвовать в формировании государственных информационных ресурсов в области сельского хозяйства.

В Программе отражены показатели мониторинга реализации мероприятий по развитию информационно-консультационной службы (табл. 1).

Таблица 1 - Осуществление мониторинга реализации мероприятий по развитию информационно-консультационной службы

Наименование показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Количество районных ИКЦ, ед. 1 3 5 10 15

Количество оказанных услуг, тыс. консультаций 4 8 8 8 8

Количество консультантов районных центов по оказанию консультационной помощи, чел. 8 12 20 40 60

К концу 2012 г. в четверти сельских муниципальных районов Алтайского края планируется создать районные ИКЦ, что соответствует пропорциям, заявленным в Государственной программе на 20082012 гг. Количество консультаций за 2008-2009 гг. увеличится в 2 раза, а далее стабилизируется на уровне 8 тысяч. Вероятно, предполагается повысить качество консультирования, наряду с экспертным и обучающим консультированием применять процессный и процессно-обучающий виды консультирования. Средняя численность консультантов в каждом районном ИКЦ составит 4 человека. Значительно возрастет численный состав консультантов - в 7,5 раза. В этой связи важным аспектом организации эффективного консультирования является подготовка профессиональных консультантов, имеющих не только

высокую квалификацию в области профессиональных компетенций, но и знакомых со специфическими чертами консультационной работы, методиками осуществления консультационного проекта.

Для развития информационного и консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей кроме финансовых поступлений из федерального бюджета предусмотрено финансирование данных мероприятий за счет краевого бюджета. Предусмотрено постепенное увеличение планируемых средств на создание информационно-консультационной службы АПК на 2008-2012 гг. с 800 тыс. руб. до 1 млн руб. в год, всего 4600 тыс. руб.

Не менее значима реализация планируемых мероприятий на практике, отсутствие формального подхода, при котором показатели по документам будут достигнуты, а реальная консультационная помощь сельским товаропроизводителем будет осуществляться не на должном уровне.

Учитывая аграрную направленность экономики региона, вызывает оптимизм принятые региональными властями программные документы по улучшению общих условий функционирования сельского хозяйства за счет совершенствования информационного обеспечения отрасли, научного сопровождения при внедрении передовых технологий в АПК. Это позволит повысить доступность к источникам новых знаний и информации руководителей и специалистов аграрных предприятий, фермеров, сельского населения в целом. Данные мероприятия активизируют обратную связь между потребителями консультационных услуг и учеными научно-исследовательских организаций, сотрудниками высших учебных заведений и другими лицами, задачей которых является создание новых знаний и информации.

Необходимо пропагандировать преимущества выявления проблем организации и их решения с использованием профессиональных консультационных служб, поскольку практическая деятельность успешных компаний убедительно доказала высокую эффективность консультирования.

Источники

1. Ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы» // Алтайская правда. 19 февраля 2008 г. № 46-47.

2. Закон Алтайского края «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» №3-ЗС от 4 февраля 2008 г. // Алтайская правда. 5 февраля 2008 г. № 29.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

И.В. Корнева, Д.В. Боровиков, к.э.н., доц.

В условиях мирового финансового кризиса для сельскохозяйственных товаропроизводителей становится особенно актуальной возможность доступа к информационным ресурсам, необходимым для принятия маркетинговых решений. Наиболее значима задача информационного обеспечения субъектов аграрной экономики для территории сельскохозяйственной специализации. Примером такой территории является Алтайский край - один из крупнейших аграрных регионов Российской Федерации. Сельское хо-

Алтайского государственного университета

зяйство занимает приоритетное место в экономике Алтайского края, его доля в валовом региональном продукте составляет более 20%. По состоянию на 01.01.2009 г. число СХО в крае составило 719, К(Ф)Х -4892, ЛПХ - 447639.

Исследователи выделяют ряд факторов, препятствующих развитию современных информационных технологий на региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов: недооценка руководителями различного уровня информационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.