Из истории государственного управления
Развитие системы государственной гражданской службы Российской империи во второй половине XVIII в. Управление карьерой классных чиновников
В.А. Воропанов
Вступление на престол Екатерины II ознаменовалось началом комплексной «административной реформы» в России. Цель статьи заключается в изучении результатов развития государственной гражданской службы и системы управления ею, что являлось приоритетным направлением реформаторской деятельности верховной власти1.
Высшее управление кадрами государственной гражданской службы осуществлял Правительствующий Сенат. Отбор лиц на высшие в губернии должности проводился из списков, подготовленных специализированным органом Сената — Герольдмейстерской конторой1 2, с учетом их служебного старшинства, качества карьеры, наконец, желания отправиться в провинцию. Монарх разделил с Правительствующим Сенатом ответственность за утверждение кандидатов на престижные должности3. Родственники в состав одной коллегии не назначались на основании именного указа от 5 ноября 1723 г.4
Верховная власть совершенствовала систему управления кадрами государственной гражданской службы, способствуя продвижению по карьере наиболее достойных лиц. 17 февраля 1763 г. Екатерина II распорядилась об обязательном ведении во всех государственных органах «послужных списков», фиксировавших персональные данные и сведения о карьере офицеров и чиновников в связи с тем, что «за недостатком надлежащих известий о верной и безпорочной службе, могут входить в произвождение по старшинству и при отставках такие, которых худыя свойства и худое поведение, если б оныя в вышних местах све-домы были, должны б служить справедливым к тому препятствием, для сохра-
1 См.: Воропанов В.А. Развитие системы государственной гражданской службы Российской империи во второй половине XVIII в. Часть первая. Управление канцелярскими кадрами // Социум и власть. 2014. № 5 (49). С. 106-111.
2 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XV. № 11043, 11121, 11215, 11444. Ст. 7; т. XVI. № 11989. П. 1; т. XIX. № 13596, 13690; т. XX. № 14805.
3 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XX. № 14392. Ст. 59-62.
4 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. VII. № 4342.
90
Выпуск 5 2015
В.А. Воропанов
нения в каждом любочестия и ревности к службе Ея Императорскаго величества», а также о выдаче «аттестатов» («о верной и безпорочной службе») тем, кто был представлен к награждению очередным чином или к отставке5. Указом от 26 декабря 1767 г. Сенат распорядился вести в Герольдии книгу для учета чиновников, привлеченных к уголовной ответственности («кто когда по какому указу и за что под следствие отдан, а по окончании отмечать, что с кем из находящихся под следствием учинено») в целях препятствования их назначению в должности и производству в чины6. Именным указом от 6 февраля 1781 г. Екатерина II предписала учитывать при продвижении по карьере профессиональные и деловые качества лиц («чтоб при определении всяких чинов на случающияся вакансии, разсматривать наперед не только списки, означающие их службу; но в то же время примечать поступки их в бытность при прежних должностях, и с каким рачением исправляли возложенныя на них дела, дабы тем основательнее можно было заключать о способности их к занятию новых мест, что самое наблюдать и при представлениях о награждении чинами»)7.
Законодатель усилил правовое регулирование награждения чинами. Именной указ от 19 апреля 1764 г. установил 7-летний срок выслуги для производства в очередной штаб-офицерский ранг8. Получение чина коллежского асессора, связанного с приобретением прав потомственного дворянства9, лицами недворянского происхождения сдерживалось: «высочайше утвержденный доклад Сената» от 5 сентября 1765 г. предусматривал производство в ранг VIII класса, открывавший доступ в состав коллегий государственных органов («в судейские чины») только для тех канцелярских работников («которые из приказных чинов»), кто «не менее 12 лет с особливою безпорочностию и способностию к судейскому достоинству выслужили»10. Действующие нормы подтвердил именной указ «О правилах производства в статские чины» от 16 декабря 1790 г., допускавший досрочное производство лиц недворянского происхождения в чин VIII класса с согласия монарха. Решения о присвоении чинов принимались в Общем собрании Сената в Санкт-Петербурге11 («в первых четырех департаментах Сената, в генеральном оных Собрании»12).
Важным источником рекрутирования кадров для государственной гражданской службы являлись отставные офицеры13, чьи переходы верховная власть поощряла. Манифест Петра III от 18 февраля 1762 г. предусматривал награж- * 11
5 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XV № 11772; т. XVI. 11769, 12030, 12104, 12287, 12289. Инструкция пехотного полка полковнику. Гл. I. П. 3, гл. VIII. П. 2., Лит. В; т. XVII. № 12476; т. XIX. № 13690, 13991; т. XX. № 14292, 14353, 14574, 14588; т. XX. № 15529; т. XXII. № 16641; т. XXIII. № 16941, 16946. П. 3, № 17041, 17216, 17390; т. XXIV. № 17898; т. XXV. № 18440; т. XXVI. № 19488.
6 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVIII. № 13041; т. XIX. № 14007.
7 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXI. 15117; ГАОрлО. Ф. 826. Оп. 1. Д. 55. Л. 1.
8 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVIII. 12973.
9 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. VI. № 3890. П. 11.
10 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVII. № 12465.
11 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVI. № 11625; т. XIX. № 14040; т. XXIII. № 16930. П. 4, 5, 8, 13, № 16960, 17105; т. XXV. № 19159.
12 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVI. № 12026.
13 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XV. № 11561; т. XVI. № 11690; т. XVII. № 12552.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
91
Из истории государственного управления
дение офицеров, перешедших на гражданскую службу, очередным «статским» чином («если три года в одном ранге состоял»)14.
Специальное внимание монарх уделил областям, наименее обеспеченным кадрами: именной указ от 31 октября 1765 г. предписал представлять к производству лиц, служивших в областях Сибири на классных должностях, в следующий чин особым порядком («в разсуждении отдаленности от великороссийских губерний, провинций и городов... к произвождению в чины по достоинствам и заслугам считать особо»), а также поощрять чином командированных за Урал и вновь повышать их по истечении 6 лет добросовестной службы, отметив потребности края в квалифицированных работниках («что может им служить поощрением, тем более; что увидя особливое по тем губерниям в чины произвождение, могут и они охотно в те места ехать, и там у дел быть»)15. После учреждения Иркутского наместничества монарх подтвердил действие правил в отношении служащих, добровольно выехавших на работу в Восточную Сибирь («чтоб определяемые в сию губернию, в разсуждении предлежащаго им дальняго пути и не малых трудов, воспользовалися особливыми выгодами в произвождении»)16.
В свою очередь, в резолюции на доклад генерал-прокурора от 20 декабря 1783 г. Екатерина II была вынуждена предупредить об ответственности лиц, воспользовавшихся привилегией в чинопроизводстве и не явившихся к должности в установленный срок, предписав открыть уголовное дело против титулярного советника П. Можарова, назначенного в 1779 г. прокурором в Колыван-скую область («за уклонение от службы и неявку к месту, ему определенному по собственному его желанию»)17.
В законодательстве получило развитие правовое регулирование «старшинства» государственных служащих, претендовавших на награждения, их отставки и, наконец, назначения и выплаты пенсий. Первая отставка дворянина, выслужившего год в очередном ранге, или иного лица, прослужившего в чинах коллежского секретаря или титулярного советника 12 лет, сопровождалась присвоением следующего чина18. Содержание после отставки в размере половины оклада жалованья получали лица после 35 лет действительной государственной службы или уволенные вследствие тяжелой болезни, не подвергавшиеся уголовным наказаниям («Кто не был из оных во время службы, будучи уже в офицерских чинах, по приговорам за большия и безчестныя преступления штрафован»). Государственный служащий мог отказаться от пенсии в пользу чина. Акт «О пенсионах статских чиновников» от 7 июня 1764 г. ограничил объем средств специального фонда 25 тыс. руб.19 Отдельные выплаты производились персональным пенсионерам, вдовам или несовершеннолетним детям отставных чиновников.
14 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. IX. № 6836; т. XV. № 11444. П. 2; т. XVII. № 12552, 12465. П. 7; т. XXIII. № 16930. П. 7.
15 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVII. № 12524.
16 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXI. № 15680. П. 7; т. XXV. № 18450.
17 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXI. № 15856.
18 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XV. № 11444. П. 2, 3; XIX. № 13452, 13952, 14200; т. XXIII. № 16930. П. 8, № 16946. П. 2.
19 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVI. № 12175; т. XVII. № 12398; т. XX. № 14811.
92
Выпуск 5 2015
В.А. Воропанов
Именной указ от 22 марта 1779 г. установил общую сумму капитала в их пользу в размере 30 650 руб.20 Дополнительные акты регламентировали порядок выплат пенсий21. В случае привлечения пенсионеров к службе им устанавливался оклад жалованья в размере пенсии22.
Часть классных должностей в государственном аппарате замещались по результатам сословных выборов и прежде всего дворянских. Основой регламентации выборов послужили правила выдвижения депутатов в Уложенную комиссию, изложенные в манифесте от 14 декабря 1766 г.23 Правила реализации «Учреждений о губерниях» законодатель разъяснил в акте от 25 ноября 1778 г. («Высочайшиярезолюции на докладные пункты генерал-губернаторов. О порядке выборов в губерниях должностных людей из дворян и купечества). В ноябре 1782 г. Сенат распорядился о тиражировании («напечатании») и рассылке «пунктов» от 25 ноября 1778 г. во все губернские правления24. Наконец, систему избирательного права развили Жалованные грамоты от 21 апреля 1785 г. Законодатель предписал дворянскому сословию возлагать служебные обязанности на лиц нравственных, старше 25 лет, имевших недвижимую собственность («доход с деревень ниже 100 рублей») и способных в течение трех лет нести публичную службу, отвлекаясь от коммерческих и хозяйственных интересов, наконец, наделенных табельным чином25. Кандидат мог быть выдвинут заочно, но отказ от почетной роли зависел от согласия избирателей26. Монарх поддерживал активную роль сословий. Сословное собрание было вправе лишить права голоса дворянина, наказанного судом или ославленного поведением27. Делая выбор между кандидатами, избиратели не стеснялись иерархией чинов28. Признавая достоинство дворян, не выслуживших чинов, но уже избиравшихся до опубликования Жалованной грамоты, монарх подтвердил их право на полноценное участие в съездах29. Голосование избирателей предваряла обязательная прися-га30. Начальнику и правителю наместничества вмешиваться в дворянские выборы запрещалось31.
Таким образом, с 1775 г. дворянское сословие принимало непосредственное участие в подборе кадров на часть должностей государственной гражданской службы. На основе законодательных актов губернское руководство составляло специальные инструкции, тиражировавшиеся и рассылавшиеся на места. Так, «Обряд к выборам для обновления Ярославского наместничества» 1780 г. состоял из 47 пунктов, детально воспроизводивших порядок проведения дво-
20 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVII. № 12353; т. XX. № 14857.
21 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXI. № 15192, 15221, 15255. П. 5, № 15747; т. XXIII. № 16035, 16570; т. XXIII. № 16772.
22 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVI. № 11898, 12175.
23 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVII. № 12801.
24 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XX. № 14816; т. XXI. № 15588.
25 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXI. № 15590; т. XXII. № 15961, 16187. Ст. 62-65.
26 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XX. № 14816. П. 22.
27 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXII. № 16187. Ст. 65.
28 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XX. № 14816. П. 21.
29 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXII. № 16297.
30 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVII. № 12801. В. Ст. 21.
31 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXII. № 16731. П. 2.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
93
Из истории государственного управления
рянских съездов32. В 1783 г. администрация Ярославского наместничества ограничилась составлением уже «Краткого описания порядка выборов»33. Монарх реагировал на рапорты о специфических ситуациях, совершенствуя правовое регулирование выборов. В 1781 г. был разрешен вопрос о случаях превышения числа наличных избирателей количеством объявленных баллотировочных «шаров»34. Избирательные права унифицировались для всех групп дворянства: казацкой старшины, польской и полонизированной шляхты, немецкого рыцарства, чьи привилегии и корпоративная замкнутость были нарушены зако-нодательством35.
Медленный прирост привилегированного сословия обусловил отсутствие дворянских собраний в ряде периферийных провинций, включая наместничества в Северном Приуралье и Сибири36. Тем не менее по инициативе генерал-губернаторов в 1780-1783 гг. в Вятке, Перми37 и Тобольске38 состоялись выборы должностных лиц дворянами и чиновниками, отчасти оставленных в новом качестве по истечении 3-летнего срока39.
Так, наместник А.А. Ступишин прибыл в Вятку в сопровождении группы из 22 офицеров и чиновников, набранных им для службы в губернии. Для участия в выборах кандидатов на должности в губернский центр явились 6 дворян. На должности, незамещенные посредством выборов, начальник назначил лиц «от короны»40. В 1782 г. только в губернских органах Вятского наместничества числились 56 вакантных классных должностей41. Указом от 11 декабря 1795 г. Екатерина II подтвердила право вятского наместника «заимствовать людей способных и достойных из Казанской и других соседственных губерний» с целью замещения должностей, предоставленных для дворян, о чем наместническое правление уведомило их руководство42. Между тем вятский губернатор А.С. Латышев, назвавший «недостаток в способных и достойных чиновниках» в качестве главной причины нарушений в работе государственных органов, выявленных в ходе ревизий, отметил положительную роль дворянских собраний в отборе кадров на классные должности. По его мнению, сословие обладало возможностями не только оценивать деловые и личные качества кандидатов, 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
32 ГАЯО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 262. Л. 1-14.
33 ГАЯО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 262. Д. 458. Л. 1-8.
34 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXI. № 15220.
35 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXI. № 15265. П. 1, № 15776. П. 1-3; т. XXII. № 15961; т. XXIII. № 17079, 17327. П. 4, 8, № 17459. П. 1.
36 ГАКО. Ф. 1321. Оп. 1. Д. 490. Л. 3; ГАПО. Ф. 316. Оп. 1. Д. 76. Л. 26; д. 112. Л. 151 об.
37 См. подр.: Григорьев В.А. Реформа местного управления при Екатерине II (Учреждение о губерниях 7 ноября 1775 г.). СПб, 1910. С. 323.
38 РГАДА. Ф. 24. Оп. 1. Д. 60. Л. 37.
39 См. подр.: Сибирские и Тобольские губернаторы: исторические портреты, документы / под ред. В.В. Коновалова. Тюмень, 2000. С. 118.
40 См. подр.: Бехтерев Н. Открытие Вятского наместничества // Столетие Вятской губернии. 17801880. Сб. матер. К истории Вятского края. Т. I. Вятка, 1880. С. 16, 21.
41 См. подр.: Бехтерев Н., Андриевский А., Спасский Н. Краткая летопись событий и законоположений, касающихся Вятской губернии за первое столетие с открытия наместничества. 1780-1880 // Столетие Вятской губернии. С. 228-229.
42 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIII. № 17416. П. 2; ГАВО. Ф. 177. Оп. 6. Д. 1831. Л. 108-108 об.
94
Выпуск 5 2015
В.А. Воропанов
но и публично осуждать противоправные действия своих представителей («Все сии пружины, толь благородныя и толь почтенныя, для Вятской губернии не существуют»). Органы же губернского управления испытывали объективные трудности в комплектовании должностей компетентными работниками. «...Открывается какая-нибудь вакансия, к губернатору или в правление является проситель, нередко совсем неизвестный — достоинство его заключается в чине, какой он имеет, а способности в желании занять такое то место, иной представляет при том и аттестаты свои; но кому неизвестно, что их получает и тот, коего за негодностию только с своих рук сжить желают», - напомнил А.С. Латышев43.
Все государственные служащие, исполнявшие обязанности судей, подлежали «аттестации» губернского начальства. Добросовестное прохождение службы по выбору не нарушало темпов карьеры чиновников. Отставные обер-офицеры были наделены при соблюдении определенных условий преимуществом производства в чин титулярного советника («ежели они не менее трех лет при должностях были и добропорядочным исправлением оных приобрели удостоение начальства»)44.
Император Павел I дезавуировал либеральные принципы, внедренные в сферу государственного управления. Монарх поручил губернским правлениям замену выборных лиц, досрочно оставивших должности, и подтвердил их обязанность замещать «достойными чиновниками» выборные должности в случаях нехватки кандидатов, представленных дворянским собранием45. С 1799 г. прекратились губернские съезды дворян46. С 1800 г. все классные вакансии на государственной гражданской службе замещал Сенат47.
Павел I ужесточил требования к отбору кадров на гражданскую службу. Именной указ от 15 ноября 1797 г. не только запретил рассматривать прошения дворян в виде наказания уволенных с военной службы о приеме на гражданскую службу, но и лишил их избирательных прав48. Именные указы от 12 апреля, 1 мая и 9 августа 1800 г. предусматривали прием на «статскую» службу лиц, отставленных с военной службы после 6 ноября 1796 г., с разрешения монарха49. Указом от 17 октября 1799 г. Сенат подтвердил необходимость подробно описывать в представлениях к повышению в рангах чиновников VI-VIII классов («кои имея отличнейшия пред другими способности, при всегдашнем своем к службе усердии и безпорочности окажут по местам их служения и отличнейшия пред прочими каковыя-либо деяния, особеннаго уважения достойныя»), их новые заслуги («какою именно отличностию в производстве дел или особенными по службе деяниями награждение они заслуживают; и таковыя о сих последних представления делать с совершенною ясностию случая и прописав оной в самом существе по 43 44 45 46 47 48 49
43 См. подр.: Бехтерев Н. и др. Указ. соч. С. 317-320.
44 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIII. № 16930. П. 3.
45 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIV. № 18057; т. XXV.№ 18657.
46 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXV № 19154. П. 1; т. XXVI. № 19619.
47 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVI. № 19418, 19271.
48 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIV. № 18245; т. XXV. № 18321.
49 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVI. № 19376, 19408, 19508, 19615.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
95
Из истории государственного управления
производству дела или подвига»)50. При этом для дворян император установил новые сроки выслуги штаб-офицерских чинов: 4 года для производства в коллежские асессоры, 5 лет — в надворные советники, 6 лет — в коллежские советники и 4 года — в статские советники51, а также отличил преимуществами офицеров гвардии52. Наконец, указом от 20 апреля 1797 г. Сенат напомнил требование блюсти при представлениях для замещения должностей «старшинство мест и чинов»53. Павел I существенно увеличил сумму пенсионного капитала в пользу отставных служащих — до 120 тысяч рублей, однако именным указом от 10 ноября 1800 г. лишил пенсий лиц, возвратившихся на государственную гражданскую службу54. Лишение чина в виде наказания, назначенного судом, требовало санкции императора55.
К государственному аппарату монарх применил меры дисциплинирующего воздействия. Чиновники, не явившиеся к должностям в установленные сроки, подлежали увольнению56. Указом от 23 августа 1798 г. Сенат распорядился уведомлять служащих о произведенных им назначениях через столичные газеты57. Судебная ответственность грозила лицам, не явившимся к должности по окончании официально разрешенного отпуска58.
Итак, в законодательстве второй половины XVIII в. систематически совершенствовалось правовое регулирование управления государственной гражданской службой и ее кадрами, создавая условия для обеспечения карьерного роста наиболее квалифицированным и добросовестным служащим. Государственные органы вели строгий учет кадров («послужные списки», «аттестаты»), особо — лиц, подвергшихся уголовному преследованию. Темп карьеры в штаб-офицерских чинах являлся низким: высококлассные должности замещали квалифицированные работники. Сословный строй обусловил неравенство сроков выслуги исключительно чина VIII класса, связанного с приобретением прав потомственного дворянства. Приоритет военной службы над гражданской позволял верховной власти рассматривать офицерский корпус как кадровый резерв для замещения ее вакантных классных должностей. Законодатель уделил специальное внимание проблеме комплектования должностей в областях Сибири, поощрив службу в Азиатской части России особыми материальными компенсациями и преимуществами в чинопроизводстве. Выделению лучших служащих способствовало закрепление принципа их «старшинства». Законодатель усиливал мотивацию чиновников, регулируя порядок их отставки и, наконец, назначения и выплаты пенсий «ветеранам» государственной гражданской службы.
Правительство Екатерины II разработало законодательные основы правового регулирования сословных выборов. Верховная власть установила поло-
50 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXV. № 19159.
51 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXV № 19219.
52 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIV. № 17663, 17745.
53 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIV. № 17926.
54 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIV. № 18276; т. XXV. № 18502. П. 1-4; т. XXVI. № 19643.
55 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXV № 18894.
56 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIV № 18196; т. XXV № 18936; т. XXVI. № 19625, 19626.
57 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXV № 18637.
58 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVI. № 19356.
96
Выпуск 5 2015
В.А. Воропанов
вой, возрастной и имущественный цензы, обозначила морально-нравственные критерии отбора кандидатов на государственную гражданскую службу. Дворянское сословие обязалось выдвигать лиц, наделенных табельными чинами, однако губернское собрание пользовалось правом игнорировать формальные принципы иерархии и субординации. Крайним восточным центром проведения съездов дворян являлась Уфа. В областях с традиционным отсутствием органов дворянского самоуправления подбор кадров на должности осуществляли органы губернской администрации, вынужденные привлекать кандидатов из иных областей империи.
Качество работы государственных служащих, уволенных с должностей, официально оценивалось губернским начальством. Служба по выбору дворянского сословия не нарушала темпов карьеры чиновников.
Павел I сосредоточил управление кадровой политикой в Правительствующем Сенате и усилил требования к отбору лиц на должности государственной гражданской службы, а также к аттестации чиновников, рекомендованных к производству в очередной ранг. Монарх стимулировал труд служащих, сократив сроки выслуги штаб-офицерских чинов, а также увеличив в 4,8 раза пенсионный капитал в пользу отставных работников.
Список используемых источников
1. Андриевский А., Бехтерев Н., Спасский Н. Краткая летопись событий и законоположений, касающихся Вятской губернии за первое столетие с открытия наместничества. 1780-1880 / А. Андриевский, Н. Бехтерев, Н. Спасский // Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Сб. матер. К истории Вятского края. Т I. Вятка: Типография губернского правления, 1880. С. 209-387.
2. Бехтерев Н. Открытие Вятского наместничества / Н. Бехтерев // Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Сб. матер. К истории Вятского края. Т. I. Вятка: Типография губернского правления, 1880. С. 9-33.
3. Воропанов В.А. Развитие системы государственной гражданской службы Российской империи во второй половине XVIII в. Часть первая. Управление канцелярскими кадрами // Социум и власть. 2014. № 5 (49). С. 106-111.
4. Государственный архив Вологодской области. Ф. 177. Оп. 6. Д. 1831.
5. Государственный архив Кировской области. Ф. 1321. Оп. 1. Д. 490.
6. Государственный архив Орловской области. Ф. 826. Оп. 1. Д. 55.
7. Государственный архив Пермской области. Ф. 316. Оп. 1. Д. 76, 112.
8. Государственный архив Ярославской области. Ф. 77. Оп. 1. Д. 262.
9. Григорьев В.А. Реформа местного управления при Екатерине II (Учреждение о губерниях 7 ноября 1775 г.). СПб: Русская скоропечатная, 1910. 396 с.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб, 1830.
11. Российский государственный архив древних актов. Ф. 24. Оп. 1. Д. 60.
12. Сибирские и Тобольские губернаторы: исторические портреты, документы / под ред. В.В. Коновалова. Тюмень: Тюменский издательский дом, 2000. 577 с.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
97