Научная статья на тему 'Развитие системы государственного финансовогоконтроля в России: проблемы и пути решения'

Развитие системы государственного финансовогоконтроля в России: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / РЕВИЗИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Андрей Алексеевич

На основе фактического материала в статье освещены проблемы финансового контроля в РФ и предложены конструктивные пути их решения. Раскрыта роль и показано значение контрольно-ревизионных органов в реализации финансовой политики государства. Проведен анализ экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы государственного финансовогоконтроля в России: проблемы и пути решения»

3. Официальный сайт ОАО «ФСК ЕЭС» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fsk-ees.m/innovatioMntelligent_networl^new_types_of_power_equipment_of_substations_and_overhead_ power_lines/

4. Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2012-2018 годы // Министерство энергетики РФ. - 2012.

A.A. Колесников

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. На основе фактического материала в статье освещены проблемы финансового контроля в РФ и предложены конструктивные пути их решения. Раскрыта роль и показано значение контрольно-ревизионных органов в реализации финансовой политики государства. Проведен анализ экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Ставропольского края.

Ключевые слова: финансовый контроль, счетная палата, ревизия, бюджетные средства, экспертно-аналитические мероприятия.

Государственный финансовый контроль (ГФК) является одним из основных средств осуществления финансово-правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой стратегии и тактики, целесообразном и эффективном распределении и использовании финансовых ресурсов. Высокий уровень законности и дисциплины в сфере формирования, распределения и использования публичных денежных фондов - один из критериев правового государства. Мировые финансовые кризисы со всей очевидностью подтвердили, что действенный, эффективный ГФК - это один из важнейших факторов государственного строительства и мирового правопорядка в целом [8]. Составной частью государственной финансовой политики выступает бюджетная политика, реализация которой невозможна без должного финансового контроля. Концентрация значительных ресурсов в руках государства, их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без правильной организации финансового контроля в бюджетной сфере России. Для этого необходима налаженная система государственных органов на всех уровнях публичной власти с четко определенной компетенцией, необходимым арсеналом организационных, финансовых и правовых средств, координирующих свои усилия в достижении ясно сформулированных задач в рамках единой финансово-экономической политики государства, призванной адекватно реагировать на реалии социально-экономической жизни, обусловливаемые факторами внутреннего и внешнего характера [4].

В настоящее время в правовом регулировании ГФК имеет место целый ряд проблем и противоречий как субъективного, так и объективного характера, которые могут негативным образом сказываться на качестве и эффективности ГФК [1]:

© Колесников A.A., 2013

- ведущим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ. Сегодня Счетная палата РФ не располагает в полной мере собственными региональными структурами в субъектах федерации. Исполнительная и законодательная ветви власти в регионах самостоятельно формируют контрольно-счетные палаты. На муниципальном уровне финансовый контроль до последнего времени не получил должного развития. При этом количество проведенных региональными контрольно-счетными органами контрольных мероприятий и проверенных объектов непрерывно растет [7]. В этой связи в 2012 году Контрольно-счетной палатой Ставропольского края было проведено 278 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Сумма денежных средств, охваченных контрольными мероприятиями, составила 39 237,4 млн руб. Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 101 учреждение и организация Ставропольского края. Общая сумма выявленных финансовых нарушений в 2012 году составила 4 332,5 млн руб., в том числе: нецелевое использование бюджетных средств - 12,5 млн рублей, неэффективное использование -109,8 млн рублей, прочие нарушения - 4 038,3 млн рублей [3]. Вместе с тем по результатам проведенных проверок не всегда принимаются необходимые решения, что снижает эффективность и результативность финансового контроля. Кроме того, не отработано взаимодействие всех элементов системы ГФК. Поэтому требуются разработка единых норм и стандартов деятельности, постановка единых целей и приоритетов. Необходимо создать взаимоувязанную законодательную базу для четкого обозначения рамок деятельности, разделения полномочий каждого звена системы ГФК [9];

- структура финансового контроля Российской Федерации отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования, параллелизма;

- в действиях контролирующих органов нет полной координации, они не увязаны в единую систему, все элементы которой работали бы в одном ритме, преследовали бы одни и те же цели - обеспечение полноты и своевременности формирования ресурсов государства, сохранности, эффективности и целевого расходования государственных средств, законности и высокой результативности их использования [5];

- одной из проблем в рассматриваемой области является то, что до сих пор юридически не определено, что такое ревизия, каковы ее задачи и содержание, функции, обязанности, права, порядок деятельности ревизора. Также юридически отрегулированы не все вопросы во взаимоотношениях финансовых ревизоров, прокуроров, следователей, что вызывает различные затруднения при решении совместных задач. Нет сегодня полной ясности и во взаимодействии органов государственного контроля с институтом аудита, оперирующего вне системы ГФК.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы и предложить мероприятия по совершенствованию системы ГФК в РФ, заключающиеся в следующем [2]. На сегодняшний день назрела потребность в разработке Концепции ГФК, которая должна четко обозначить институты, обеспечивающие ГФК, их полномочия, формы взаимодействия при его осуществлении. Данная концепция одновременно должна быть документом и научным, и политическим: как научный - отражать теоретические и методологические основы контроля,

как политический - формулировать требования к законодательной базе, к политике в области финансового контроля. В ней следует четко прописать властные или административные структуры, осуществляющие ГФК, их функции, механизмы функционирования и взаимодействия, прописать порядок и процедуры принятия мер по результатам контроля.

Анализ деятельности органов внешнего контроля свидетельствует о том, что в последние годы ими накоплен значительный опыт, который позволит уже в ближайшее время внести необходимые изменения в организацию их деятельности. В рамках совершенствования законодательства необходима разработка адекватных правовых механизмов взаимодействия всех элементов системы ГФК Российской Федерации. Все это создаст серьезный стимул к ее совершенствованию, что является и насущной потребностью государства, и важнейшим фактором укрепления экономической безопасности.

Система взаимодействия контрольных и правоохранительных органов должна выйти на новый качественный уровень. Информация о нарушениях финансовой дисциплины, обнаруженных контрольным органом, не имеющим право квалифицировать правонарушения, должна незамедлительно передаваться по отработанным каналам в правоохранительные органы, где она после оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий будет расследована и соответствующим образом квалифицирована [6].

Единая система ГФК в полной мере должна учитывать и принципы бюджетного федерализма, отражать основы единства региона и федерального центра в организации финансового контроля. Таково объективное требование к системе финансового контроля в федеративном государстве.

Таким образом, развитие системы ГФК является одним из важных условий упорядоченного функционирования государственного аппарата, эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности, существенного улучшения качества работы во всех областях общественной жизни. Эффективность работы этих органов будет намного выше, если законодательное, материально-техническое, финансовое, нормативно-информационное обеспечение поставить на должный уровень. В рамках совершенствования законодательства необходима разработка адекватных правовых механизмов взаимодействия всех элементов системы ГФК Российской Федерации. Все это создаст серьезный стимул к ее совершенствованию, что является и насущной потребностью государства, и важнейшим фактором укрепления экономической безопасности.

Библиографический список

1. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации / В.В. Бурцев. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 496 с.

2. Городецкий А., Могуков А. Формирование единой системы государственного финансового контроля // Вопросы экономики. - 2012. - №1. - С. 85-98.

3. Государственный финансовый контроль на защите финансовых прав граждан // Финансы. -2010.-№ 10.-С. 3-7.

4. Данилевский Ю.А. Проблемы становления государственного финансового контроля // Бухгалтерский учет. - 2012. - № 3. - С. 3-6.

5. Жидкова Е.Ю. Экономическая безопасность России в контексте влияния современной системы налогообложения на масштабы теневой экономики // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. - 2007. - С. 78.

6. Колесников A.A. Государственый финансовый контроль в условиях бюджетной реформы // Финансы, 2011. - № 6. - С. 35-42

7. Мстиславский В.А. Ведомственный контроль: состояние и перспективы // Финансы. - 2012. -№3. - С. 46^8.

8. Овсянников Л. Государственный финансовый контроль: кому он нужен? // Президентский контроль. - 2011. -№ 5. - С. 51-57.

9. Пансков В. Концепция системы государственного финансового контроля // Финансовый контроль. - 2010. - №2. - С. 22-24.

Ю.М. Коренко

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития образовательного туризма в России, динамике международных академических обменов, тенденции слияния самостоятельных областей экономики: образования и туризма, анализу исторических традиций международного образовательного туризма.

Ключевые слова: международная академическая мобильность, этапы развития международного туризма, массовый туризм, социальный туризм, глобальный туризм, международный рынок образовательных услуг.

Международный образовательный туризм - явление XXI века, имеющее глубокие исторические традиции. Поездки в другие страны и регионы мира с целью обучения известны с незапамятных времен. Первоначально такие поездки являлись одним из неформальных видов образования. С появлением в Европе специализированных школ и университетов образовательные поездки приняли форму академической мобильности. Анализ развития академической мобильности в европейском высшем образовании на протяжении столетий позволил выявить пять исторических периодов и охарактеризовать динамику международных академических обменов в Европе с XII века по настоящее время.

Первый период (XII-XIV вв.) - возникновение и организационное оформление международной академической мобильности в первых средневековых университетах Европы. Зарождение целенаправленных образовательных путешествий связано со становлением первых университетов на юге Европы и их дальнейшим распространением далее на север, сопровождаемым активной миграцией средневековых преподавателей и студентов.

Второй период (начало XV- конец XIX века) - развитие международных академических поездок в рамках национальных образовательных систем. Численный рост университетов в Европе и выделение национальных систем образования Германии, Испании, Шотландии, Швеции, России и других стран создали предпосылки для сокращения въездной акаде-

© Коренко Ю.М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.