Научная статья на тему 'Развитие системы гибкого высшего образования в эпоху цифровой экономики'

Развитие системы гибкого высшего образования в эпоху цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибкое образование / гибридные знания / государственный образовательный стандарт / модернизация / непрерывное образование / онлайн-образование / профессия будущего / цифровая экономика / цифровые компетенции. / flexible education / hybrid knowledge / state educational standards / modernization / continuing education / online education / the profession of the future / digital economy / digital competence.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы гибкого высшего образования в эпоху цифровой экономики»

Зеленцова Л. С.

д.э.н., профессор, Институт отраслевого менеджмента ГУУ

zelentsovals@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГИБКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: гибкое образование, гибридные знания, государственный образовательный стандарт, модернизация, непрерывное образование, онлайн-образование, профессия будущего, цифровая экономика, цифровые компетенции.

Keywords: flexible education, hybrid knowledge, state educational standards, modernization, continuing education, online education, the profession of the future, digital economy, digital competence.

Потребность современного общества в гибкой системе высшего образования диктуется появлением множества новых технологий, которые в ближайшем будущем окажут сильнейшее влияние на содержание и формы базовых сфер человеческой жизнедеятельности - экономики и управления, науки и безопасности. Характерной особенностью ближайшего будущего является неминуемое проникновение в нашу жизнь цифровых технологий. «Это обусловлено прогрессом в областях микроэлектроники, информационных технологий и телекоммуникаций. Таким образом, цифрови-зация - процесс объективный, неизбежный и остановить его невозможно»1.

Новые информационные цифровые технологии не только интенсивно меняют нашу жизнь, но и структуру занятости на рынке труда. По различным прогнозам в течение десяти последующих лет появятся такие профессии, которые на сегодняшний день трудно даже представить.

В Microsoft и The Future Laboratory провели исследования, результаты которого опубликованы в британском издании The Independent, с прогнозом десяти наиболее вероятных профессий будущего, которые показывают необходимость формирования новых подходов к определению содержания образования с позиций накопления гибридных знаний, форм передачи обучающимся и скорости их обновления (табл. 1)

Таблица 1

Десять профессий будущего2

До 2025 года После 2025 года

Профессия Области знаний Профессия Области знаний

Дизайнер виртуальной среды обитания Архитектурный дизайн, редакторское дело, психология, геймдизайн Космический гид Астрономия, социо-культурный сервис и туризм, безопасность, менеджмент

Адвокат по робоэтике Коммуникации, философия, этика. Куратор личных данных ^-технологии, психология, социальные сети

Digital-комментатор культуры история искусств, бизнес, PR и маркетинг. Инженер по восстановлению окружающей среды Реабилитация экосистем, биология (восстановление вымерших видов растений и животных)

Биохакер на фрилансе Биологические науки, медицинская методология, анализ данных Разработчик средств постоянного питания Энергетика, химия, материаловедение (энергия солнца и батарей)

Аналитик данных «Интернета вещей» Инженерное дело, решение проблем, коммуникации и предпринимательство Дизайнер человеческого тела Биоинженерия, медицина, материаловедение, функциональное моделирование

В этой связи, наверное, следует согласиться с мнением Брюса Вудкока из Кентского университета Великобритании, который причисляет к профессиям будущего онлайн-преподавателей, поскольку уже сейчас наблюдается устойчивая тенденция предпочтения молодыми людьми обучения в сетях, обучению в университетских аудиториях3.

Очевидны определенные преимущества онлайн-образования - от мобильности курсов до охвата аудитории как по численности, так и по неограниченности географии. Для того чтобы организовать онлайн-обучение (лекции и видео-курсы, семинары и онлайн-курсы, тренинги), требуется лишь доступ в Интернет и подходящая техника. Не случайно спрос на онлайн-преподавателей заметно растет. В последние годы очень популярными стали веби-

1 Введение в «цифровую» экономику / А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - М.: ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Кн. 1).

2 10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже. - https://www.ucheba.ru/article/3229

3 Профессия будущего. Почему преподавателям следует уйти в онлайн. Новое время. - https://postupi.online/journal/novie-professii/professia-budushego-pochemu-prepodavateliam-stoit-uyti-v-online/

нары на самые различные темы. Как и любое обучающее мероприятие вебинар требует «проверки качества». Традиционно это делают сами тренеры, используя различные формы обратной связи и тестирования. Но одно дело, когда вебинары проводятся в рамках образовательных программ университета, где такая проверка предусмотрена на нескольких уровнях. Другое дело, если это инициатива любительская. Здесь трудно говорить о контролируемости процессов, что чревато негативными последствиями.

Очевидно, что базовое высшее образование все-таки остается привилегией классических вузов. Но когда возникает необходимость максимально возможного приспособления системы образования к новым условиям, обеспечения ее релевантности, эффективности и результативности в создании кадрового потенциала для нового гибридного мира, порожденного слиянием реального и виртуального миров, востребованы другие, более мобильные, формы образовательной деятельности. Тем более, когда речь идет о прорывных компетенциях.

Современная система высшего образования в России представляет собой симбиоз директивного и рыночного. Директивная составляющая - это Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) см. рис. 1.

Рисунок 1.

Современная система высшего образования в России

Если ранее ГОСы определяли перечень дисциплин и минимум их содержания, то ФГОСы стали более демократичными. Реализуя компетентностный подход, стандарт 3+, например, задавал общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, давая свободу вузам в выборе дисциплин. Проект ФГОС 3++, появившийся недавно на сайте Министерства образования и науки РФ, задает обязательные требования к универсальным и общепрофессиональным компетенциям, профессиональным задачам, которые должны быть определены профессиональными стандартами, к объемам нагрузки. Работа над профессиональными стандартами ведется несколько лет, но не успевают их утвердить, как необходимо вносить изменения. Кроме того, стандарты разрабатываются для уже сложившейся профессии. Имеют место случаи, когда образовательные стандарты разрабатываются на уже исчезающие профессии. Так, например, в статье Юрия Пахомова приводится курьезный пример разработки образовательного стандарта по профессии <^еЬ-мастер», которая к 2017 году практически прекратила свое существование. Ей на смену пришла другая профессия, наполненная другим содержанием и навыками, «Фронтенд-разработчик»1.

Безусловно, «образование является важнейшим ресурсом развития общества и его значение возрастает ускоряющимися темпами. Быстрое устаревание приобретенных знаний ставит задачу переноса акцента в подготовке на привитие культуры саморазвития и на освоение инструментов непрерывного обучения»2. В рамках ФГОС крайне сложно перестроиться на интенсивно меняющиеся потребности рынка в новых знаниях и компетенциях. Представляется, что не обязательность содержания образования, а развитие способности приобретать профессиональные знания, воспитание гражданской позиции, укрепление нравственных основ личности становятся приоритетами образовательной деятельности. Образовательная сфера - это благоприятная среда для выявления и развития творческих способностей, формирования навыков самообразования и самореализации личности. В этой ситуации необходима такая система образования, которая способна не только предвидеть будущие требования к знаниям, умениям и навыкам, но и превентивно подготовиться к ним.

Принятая в России Госпрограмма «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) ставит целью глобальное технологическое лидерство России к 2035 году. Для решения данной амбициозной задачи необходимы квалифи-

1 Пахомов Ю. Построение цифровой экономики: что может дать система профессионального образования? - https://www. itweek.ru/gover/artide/detail.php?ro=196685

2 Савенкова Т. И. Инновационное развитие системы профессионального образования // Молодой ученый. 2014. - № 21.2. -С. 4-6. - https://moluch.ru/archive/80/14498/

цированные кадры. Возникает острый вопрос: кто в России примет на себя ответственность за подготовку кадров для, например, цифровой экономики. Есть прецедент. Агентство стратегических инициатив (АСИ) в ноябре 2017 г. представило образовательное учреждение нового типа - «Университет НТИ 20.35», который по задумке его организаторов должен стать кузницей образцовых кадров по специальностям цифровой экономики1. В чем его принципиальное отличие? Во-первых, это отказ от образовательных стандартов, государственной аккредитации и государственного финансирования, наличия здания и диплома. Во-вторых, это сетевая организация функционирования университета с использованием возможностей рейтинговых образовательных организаций и цифровых образовательных платформ, лучших курсов и моделей обучения, которые существуют в различных вузах. И такие известные вузы, как Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет, Томский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет, выразили готовность участвовать в реализации одного из главных проектов НТИ «Кадры и образование». Для участия в программе в сотрудничестве с университетом НТИ 2035 будут отбираться лучшие вузы, имеющие лучшие практики.

А что же будет с остальными университетами и институтами? Общее образование с его стандартами базовых знаний и умений, безусловно, будет развиваться. Но включение в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий - это еще не решение проблемы. Необходимо кардинальное изменение форм предложения знаний и содержания образовательного процесса. Важнейшая задача вуза заключается в том, чтобы развивать у студентов способность мыслить, способность учиться и переучиваться в зависимости от изменяющейся среды. Что же касается прорывных компетенций, то это не только забота государства, но и крупных компаний, поскольку освоить их можно только в условиях практической профессиональной работы, в совместных проектах и научных исследованиях. И это касается не только студентов, но и научно-педагогических кадров. Для преподавателей необходимо создать государственную систему повышения квалификации в области новейших технологий реализации образовательной деятельности и инновационных подходов к реализации учебного процесса.

Вселяет некоторый оптимизм утвержденный 25 октября 2017 года Правительством приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», целью которого является обеспечение условий для развития непрерывного образования, повышения качества и доступности образования. Первые ощутимые результаты реализации этого проекта ожидаются к 2025 году2. Отметим, что в Китае реализуемая «Глобальная государственная программа развития Made in China 2025» ставит целью мировое лидерство в цифровой экономике к 2025 г.

1 http://2035.university/news/asi-zapustilo-universitet-nti-20-35-chtoby-gotovit-kadry-dlya-tsifrovoy-ekonomiki.html

2 Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.