Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система долговременного ухода (СДУ) / долговременный уход (ДУ) / родственный уход / социальное обеспечение / социальный пакет долговременного ухода / пенсионеры / инвалиды. / long-term care system (LTCS) / long-term care (LTC) / related care / social security / long-term care social package / pensioners / disabled people.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонов Александр Львович, Некипелова Дарья Валерьевна

Предмет исследования – вопросы долговременного ухода в рамках системы социального и медицинского обеспечения пенсионеров и инвалидов. Цель работы – анализ и оценка демографических и социально-экономических факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие системы долговременного ухода в России. Актуальность исследования обусловлена увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста в структуре общей численности населения и отдельными аспектами их социально-экономического положения. Научная новизна работы заключается в новых подходах к формированию и развитию системы долговременного ухода, которая по мнению авторов должна разрабатываться с обязательным учетом региональных и территориальных различий в предоставлении пенсионерам и инвалидам социальной и медицинской помощи, а также демографических особенностей регионального развития. Исследование проводилось с использованием факторного анализа, сводки и группировки, сравнения и экстраполяции, а также других методов, позволивших определить потенциальную потребность в долговременном уходе с учетом демографических факторов, обосновать необходимость внедрения системы долговременного ухода с государственной поддержкой на основе анализа социально-экономических факторов, выделить аспекты формирования и развития системы долговременного ухода с учетом территориальной и региональной специфики России, а также получить другие научно-практические результаты. Сделан вывод о необходимости учета существующих особенностей территориального и регионального развития, не обеспечивающих равномерный доступ к получению социальных и медицинских услуг, а также социально-экономического положения целевых категорий граждан при формировании и развитии комплексной системы долговременного ухода в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафонов Александр Львович, Некипелова Дарья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONG-TERM CARE DEVELOPMENT: DEMOGRAPHIC FACTORS AND SOCIO-ECONOMIC PREREQUISITES

The subject of the study is the long-term care system in terms of providing healthcare and social security services for pensioners and disabled people. The purpose of the paper is to analyze and assess the demographic and socio-economic factors that influence the formation and development of the long-term care system in Russia. The relevance of the study stems from the rising proportion of the population above working age and specific aspects of their socio-economic status. The scientific novelty lies in the new approaches to building and advancing the long-term care system, emphasizing the need for it to be based on regional and territorial disparities in the provision of social and medical assistance to pensioners and disabled individuals, as well as the demographic characteristics of regional development. The study utilized factor analysis, generalization, grouping, comparison, and extrapolation, along with other methods, to identify the potential need for long-term care. This considered demographic factors and aimed to justify the introduction of long-term care systems with state support. The analysis also focused on socioeconomic factors and emphasized the aspects of formation and development of long-term care, while taking into account the territorial and regional specifics of Russia. The study aimed to provide scientific and practical results. The authors conclude that it is necessary to consider the existing features of territorial and regional development that do not provide equal access to health and social care services and the socio-economic situation of target categories of citizens when forming and developing a comprehensive long-term care system in Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-112-126 УДК 364.04; 369.01 ^ Л1; Л4

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

А.Л. Сафонов, Д.В. Некипелова

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - вопросы долговременного ухода в рамках системы социального и медицинского обеспечения пенсионеров и инвалидов. Цель работы - анализ и оценка демографических и социально-экономических факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие системы долговременного ухода в России. Актуальность исследования обусловлена увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста в структуре общей численности населения и отдельными аспектами их социально-экономического положения. Научная новизна работы заключается в новых подходах к формированию и развитию системы долговременного ухода, которая по мнению авторов должна разрабатываться с обязательным учетом региональных и территориальных различий в предоставлении пенсионерам и инвалидам социальной и медицинской помощи, а также демографических особенностей регионального развития. Исследование проводилось с использованием факторного анализа, сводки и группировки, сравнения и экстраполяции, а также других методов, позволивших определить потенциальную потребность в долговременном уходе с учетом демографических факторов, обосновать необходимость внедрения системы долговременного ухода с государственной поддержкой на основе анализа социально-экономических факторов, выделить аспекты формирования и развития системы долговременного ухода с учетом территориальной и региональной специфики России, а также получить другие научно-практические результаты. Сделан вывод о необходимости учета существующих особенностей территориального и регионального развития, не обеспечивающих равномерный доступ к получению социальных и медицинских услуг, а также социально-экономического положения целевых категорий граждан при формировании и развитии комплексной системы долговременного ухода в России.

Ключевые слова: система долговременного ухода (СДУ); долговременный уход (ДУ); родственный уход; социальное обеспечение; социальный пакет долговременного ухода; пенсионеры; инвалиды.

Для цитирования: Сафонов А.Л., Некипелова Д.В. Развитие системы долговременного ухода: демографические факторы и социально-экономические предпосылки. Социально-трудовые исследования. 2024;55(2):112-126. РО!: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-112-126.

ORIGINAL PAPER

LONG-TERM CARE DEVELOPMENT: DEMOGRAPHIC FACTORS AND SOCIO-ECONOMIC PREREQUISITES

A.L. Safonov, D.V. Nekipelova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the long-term care system in terms of providing healthcare and social security services for pensioners and disabled people. The purpose of the paper is to analyze and assess the demographic and socio-economic factors that influence the formation and development of the long-term care system in Russia. The relevance of the study stems from the rising proportion of the population above working age and specific aspects of their socio-economic status. The scientific novelty lies in the new approaches to building and advancing the long-term care system, emphasizing the need for it to be based on regional and territorial disparities in the provision of social and medical assistance to pensioners and disabled individuals, as well as the demographic characteristics of regional development. The study utilized factor analysis, generalization, grouping, comparison, and extrapolation, along with other methods, to identify the potential need for long-term care. This considered demographic factors and aimed to justify the introduction of long-term care systems with state support. The analysis also focused on socioeconomic factors and emphasized the aspects of formation and development of long-term care, while taking into account the territorial and regional specifics of Russia. The study aimed to provide scientific and practical results. The authors conclude that it is necessary to consider the existing features of territorial and regional development that do not provide equal access to health and social care services and the socio-economic situation of target categories of citizens when forming and developing a comprehensive long-term care system in Russia.

Keywords: long-term care system (LTCS); long-term care (LTC); related care; social security; long-term care social package; pensioners; disabled people.

For titaHon: Safonov A.L., Nekipelova D.V. Long-term care development: Demographic factors and socio-economic prerequisites. Social and labor research. 2024;55(2):112-126. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-112-126.

© Сафонов А.Л., Некипелова Д.В., 2024

ВВЕДЕНИЕ

Важным элементом системы социального обеспечения пожилых лиц и инвалидов является формирование и развитие системы долговременного ухода (далее - СДУ). В отличие от стандартного набора социальных гарантий и обеспечения СДУ предполагает оказание комплексной социально-медицинской помощи людям, испытывающим стойкие ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в сторонней поддержке их здоровья, функциональности и интеграции в социальную жизнь. Как правило, такую помощь и содействие в быту им оказывают родственники и другие близкие люди в рамках так называемого неформального долговременного или родственного ухода, наиболее распространенного в России. Однако ставка на родственный уход в вопросе предоставления услуг ДУ, во-первых, серьезным образом сказывается на материальном благополучии домохозяйств, поскольку для нуждающегося в уходе требуется приобретение дорогостоящего оборудования, медицинских и санитарно-гигиенических расходных материалов, во-вторых, приводит к нарушению психоэмоционального состояния родственников, которые при наличии таких подопечных, не могут ни в полную силу трудиться, ни полноценно профессионально развиваться [1-3].

Начиная с 2018 г. СДУ как комплексная программа прошла апробацию в 5 пилотных регионах. В 2024 г., в соответствии с Приказом Минтруда России от 27.12.2023 № 895 «О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе» она реализуется во всех субъектах РФ. В числе ее основных целей и задач:

• совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе;

• определение их индивидуальной потребности и предоставление соответствующих услуг;

• отлаживание механизмов межведомственного взаимодействия;

• организация помощи и содействия гражданам, оказывающим уход;

• развитие соответствующей инфраструктуры;

• подготовка и обеспечение кадрами;

• взаимодействие и поддержка волонтерских движений;

• информационная поддержка.

Результаты реализации программы в пилотных регионах большинство ее участников оценивает как положительные, в особенности, те из

родственников, кто получил доступ к обучению и необходимой информации по выполнению медицинских, санитарно-гигиенических и других процедур, а также возможность получения технических средств реабилитации в соответствующих пунктах проката. В отдельных регионах родственники, осуществляющие уход, были официально трудоустроены в качестве социальных работников, что позволило им получать заработную плату и формировать необходимые условия для назначения страховой пенсии по старости [4]. Кроме того, в рамках так называемой практики «Передышка» - временного размещения пожилого человека в организации социального обслуживания, они получают несколько дней отдыха.

Вместе с тем, одним из основных направлений программы является развитие стационарных замещающих технологий, таких, например, как предоставление услуг сиделок или приемной семьи для одинокого пожилого человека, организация комплекса реабилитационных мероприятий на дому (технология «стационар на дому») и т. д.1 Всего с 2019 по 2024 гг. на реализацию программы по развитию СДУ было выделено около 26,5 млрд руб., в основном из средств федерального бюджета. Среди субъектов РФ только г. Москва финансирует СДУ полностью за счет средств регионального бюджета, остальные получают средства на условиях софинансирования2. При этом в нормативных и иных документах, регламентирующих порядок и условия реализации СДУ, отсутствуют данные о применяемой модели оценки потребности в услугах ДУ, что затрудняет определение уровня ее эффективности.

В настоящее время СДУ, основу которой составляют системы социального обеспечения и здравоохранения, а также и родственный уход, где каждый выполняет свою часть услуг в соответствии с направлением и полномочиями, пытается объединить эти компоненты с помощью организации межведомственного взаимодействия в интересах лиц-получателей услуг по уходу. Однако, по мнению авторов, дальнейшая реализация программы по созданию и развитию СДУ требует более широкого и комплексного подхода, учитывающего не только демографические факто-

1 Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://mintrud. gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1201-src-1622533941.3368.docx (дата обращения: 25.03.2024).

2 Паспорт Национального проекта «Демография» [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/Z4OMjDgCaeohKWaA0psu6lC

ekd3hwx2m.pdf (дата обращения: 14.03.2023).

Рис. 1 / Fig. 1. Прогнозные значения распределения демографической нагрузки в России в 2024-2046 гг., чел. на 1000 трудоспособных лиц / Forecast values of demographic burden distribution in Russia in 2024-2046, persons per 1000 able-bodied persons

Источник/Source: составлено авторами по данным: Коэффициент демографической нагрузки. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/ Progn_4.xls (дата обращения 28.03.2024) / compiled by the authors based on data: Demographic burden coefficient. Rosstat. (accessed on 28.03.2024).

ры, региональный и территориальный аспекты, а обязательно предусматривающего устойчивую модель финансирования, без которой все поставленные цели и достигнутые ранее результаты будут подвержены существенному риску. К сожалению, сегодня подобная модель финансирования СДУ не определена.

УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ ЛИЦ СТАРШЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЩЕМИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Одной из главных демографических предпосылок создания и развития комплексной СДУ на территории нашей страны является изменение половозрастной структуры, в частности увеличение доли лиц старше пенсионного возраста. При этом следует отметить, что это общемировая тенденция и она наиболее выражена в развитых странах. К наиболее «возрастным» относятся такие страны как Монако, где доля лиц старше пенсионного возраста составляет 36%, а также Япония - 29%, Болгария - 24%, Португалия - 24%, Хорватия - 23%, Греция - 23%, Финляндия - 23%, Германия - 22%, Франция - 21%, Италия - 21%, Швеция - 20%, Эстония - 20%, Австрия - 20%, Бельгия - 20%3. На фоне увеличения численности лиц старше пенсионного возраста в мире растет и средняя продолжительность жизни. Ожидается что к 2075 г. средняя продолжительность жизни увеличится до 90 лет, а численность населения

3 The countries with the largest percentage of total population over 65 years in 2023. URL: https://www.statista.com/statistics/264729/countries-with-the-largest-percentage-of-total-population-over-65-years/ (дата обращения: 28.03.2024).

в возрасте 100 лет и старше к 2050 г. составит 3,7 млн человек по сравнению с 95 тыс. в 1990 г.4.

В России доля лиц старше пенсионного возраста (с учетом его поэтапного повышения, производимого с 2019 г.) является довольно высокой, по итогам 2023 г. она составила 24,4%5, а к 2046 г., согласно прогнозу Росстата, может составить как минимум 27%6. На фоне этого повышается коэффициент демографической нагрузки, при чем не за счет повышения рождаемости и увеличения количества детей, а именно за счет увеличения доли лиц старших возрастов (рис. 1).

Уже сегодня коэффициент демографической нагрузки составляет 70%, а со стороны лиц старше трудоспособного возраста - 40%, что означает: на каждого пенсионера приходится по два работающих. В дальнейшем этот показатель будет снижаться, что, в свою очередь, создаст дополнительную нагрузку на системы пенсионного и социального обеспечения в стране.

Вместе с тем, согласно прогнозам Росстата с 2024 по 2045 гг. ожидаемая продолжительность жизни в России увеличится с 78,9 лет до 83,2 лет для женщин и с 68,5 лет до 75,9 лет для мужчин, т.е. прирост продолжительности жизни составит для

4 World economic forum: How long will people live in the future? URL: https://www.weforum.org/agenda/2021/07/how-long-will-people-live-in-the-future/#:~:text=Global%20life%20expectancy%20at%20birth,from%20 just%2095%2C000%20in%201990 (дата обращения: 01.04.2024).

5 Распределение населения по возрастным группам. Росстат [Электронный ресурс] URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/demo14.xlsx (дата обращения: 28.03.2024).

6 Численность населения по отдельным возрастным группам. Росстат. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Progn_3.xls (дата обращения: 28.03.2024).

ш

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

■ L-L.ll I

J- J- J- J- J- J- J- J- J- J- J- J- J- Л

чК <£> ^ # $ & <<? л* ^

ф ф f ф i ф i> (? (i # # f ^

■ Я испытываю трудности с мытьем или сдеванием

Я не в состоянии сам(а) мыться или одеваться

■ Моя привычная повседневная деятельность для меня несколько затруднительна

□ Я не в состоянии заниматься своей повседневной деятельностью

Рис. 2/ Fig. 2. Распределение численности граждан по возрастным группам по уровню оценки возможности самостоятельного гигиенического ухода (2023 год), в % от общей численности возрастной категории / Distribution of the number of citizens by age groups according to the level of assessment of the possibility of independent hygienic care (2023), as % of the total number of the age category

Источник/Source: составлено авторами по данным: Выборочное наблюдение состояния здоровья населения в 2023 году. Росстат. URL: https://rosstat.gov. m/free_doc/new_site/zdor23/PublishSite_2023/fnes/74_2023_C3H.xlsx (дата обращения: 14.03.2024 г.) / compiled by the authors based on data: Sample observation of the health status of the population in 2023. Rosstat. (accessed on 14.03.2024).

женщин почти 5, а для мужчин более 7 лет. Рост численности граждан старше пенсионного возраста, а также увеличение продолжительности жизни приведет к планомерному повышению спроса на услуги долговременного ухода (ДУ). Ведь с возрастом люди все чаще сталкиваются с функциональными ограничениями в выполнении простых действий по обеспечению жизнедеятельности, что приводит к тому, что они не могут обходиться без сторонней помощи и поддержки. Так, например, по данным доклада Всемирной организации здравоохранения 14% лиц в возрасте старше трудоспособного неспособны самостоятельно одеваться, есть и выполнять иные бытовые функции7. Согласно данным государственной статистической экспертизы в области здравоохранения и социального обеспечения Франции у женщин после 65 лет, инвалидность наступала в 76,8 лет, а у мужчин чуть ранее в 75,2 года. При этом средняя продолжительность жизни без инвалидности для женщин составляла 65,3 года, а для мужчин 63,8 года, что, естественно, снижало их возможности самостоятельного обслуживания8. Согласно отдельным исследованиям в Португалии среди граждан старше 50 лет от 16 до 24% нуждались в постоянном уходе [5].

Оценить точную численность граждан, которым требуется помощь в делах, связанных с обе-

7 Framework for countries to achieve an integrated continuum of long-term care. WHO.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://iris.who.int/ bitstream/handle/10665/349911/9789240038844-eng.pdf?sequence=1 (дата обращения: 14.02.2024).

8 Официальный сайт Управления исследований, оценки и статистики

(DREES) Министерства здравоохранения и социального обеспечения Франции. [Электронный ресурс]. - URL: https://drees.solidarites-sante. gouv.fr/publications-communique-de-presse/etudes-et-resultats/lesperance-de-vie-sans-incapacite-65-ans-1 (дата обращения: 15.02.2024).

спечением жизнедеятельности или услуги ДУ, крайне затруднительно, с этой целью применяются различные подходы и во многих странах проводятся исследования взаимосвязей различных факторов, начиная от медицинских, заканчивая социально-экономическими, которые влияют на спрос на ДУ в будущем [6-11]. Однако согласно данным обследования населения по состоянию здоровья в России после 50-55 лет граждане начинают испытывать трудности с обеспечением процессов привычной повседневной деятельности (7,1% от общей численности возрастной категории) и уже после 75 лет доля таких граждан составляет более 50%, так же трудности с мытьем и одеванием после 75 лет испытывает почти треть граждан пенсионного возраста. После 80 лет доля граждан, которая не в состоянии заниматься повседневной деятельностью составляет более 10% и более 5% из этой же возрастной категории испытывают трудности с мытьем и одеванием, а 1,5% и вовсе не могут это делать самостоятельно9. В целом рис. 2 достаточно наглядно демонстрирует рост функциональных ограничений по мере увеличения возраста.

Функциональные нарушения организма по мере развития процесса старения могут прогрессировать и из-за обострения хронических заболеваний физического и психологического свойства. Нередко люди старших возрастов обладают сразу несколькими такими заболеваниями. В частности, обследования населения показывают, что после 65

9 Выборочное наблюдение состояния здоровья населения в 2023 году Росстат. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_ site/zdor23/PublishSite_2023/files/74_2023_C3H.xlsx (дата обращения: 14.03.2024).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

■ l - l ■ L i L i L i LIJ

& <£r <£>' ^ ъ

& <8-

■<p' ЛСУ л<э'

#

S' r&> t©' Af <£>'

■ Я испытываю умеренную боль или дискомфорт

■ Я испытываю умеренную тревогу или депрессию

■ Я испытываю сильную боль или дискомфорт

□ Я испытываю сильную тревогу или депрессию

с»'

Рис. 3/ Fig. 3. Распределение численности граждан по возрастным группам по уровню оценки физических и психологических ограничений (2023 г.), в % от общей численности возрастной категории / Distribution of the number of citizens by age group according to the level of assessment of physical and psychological limitations (2023), as % of the total number of the age category

Источник/Source: составлено авторами по данным: Выборочное наблюдение состояния здоровья населения в 2023 году. Росстат. URL: https://rosstat.gov. ru/free_doc/new_site/zdor23/PubNshSite_2023/files/74_2023_СЗН.xlsx (дата обращения: 14.03.2024 г.) / compiled by the authors based on data: Sample observation of the health status of the population in 2023. Rosstat. (accessed on 14.03.2024).

лет умеренную боль или дискомфорт испытывают более 50% человек, при этом 1,7% этой же возрастной категории испытывают сильную боль и дискомфорт, а после 80 лет таких уже становится практически в семь раз больше - 11,4% (рис. 3). При этом более 40% старше 65 лет испытывают умеренную тревогу или депрессию, а 3,1% испытывают сильную тревогу или депрессию, после 80 лет эти показатели увеличиваются до 57% в первом случае и до 11,2% во втором. Таким образом, очевидно, что с возрастом увеличивается потребность в медицинском сопровождении (включая медикаментозное) лиц, страдающих от болей и расстройств нервной системы.

МАСШТАБЫ ПОТРЕБНОСТИ В УСЛУГАХ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА В РОССИИ:

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Какова же реальная потребность в услугах долговременного ухода в масштабах России? Оценить крайне трудно, поскольку для этого пришлось бы опросить все домохозяйства страны. Однако для условной, приблизительной оценки потребности РФ в услугах по ДУ можно использовать данные Европейской комиссии, на основе которых рассчитывается среднеевропейский показатель, учитывающий различия в продолжительности жизни и здоровой жизни, состоянии инвалидности, уровне жизни, системах здравоохранения и социального обеспечения в разных странах Европы (табл. 1). Безусловно, такой метод не универсален и имеет свои недостатки, поскольку системы здравоохранения и соцобеспечения (от которых во многом зависит здоровая продолжительность жизни) во

всех европейских странах имеют свои особенности. Вместе с тем можно предположить, что показатели потребности различных возрастных групп в услугах долгосрочного ухода в Европе и России более-менее сопоставимы10.

В то же время корреляционный анализ показателей, отражающих функциональные, физические и психологические ограничения старших возрастных групп, выявил высокую степень взаимосвязи между ограничениями в повседневной деятельности и наличием боли/дискомфорта, тревоги/депрессии (табл. 2). Например, коэффициент корреляции между показателями «боль/дискомфорт» и «тревога/депрессия» составляет 0,992, между показателями «не в состоянии заниматься повседневной деятельностью» и «тревога/депрессия» равен 0,965, между показателями «не в состоянии заниматься повседневной деятельностью» и «боль/дискомфорт» - 0,985.

Если все-таки опираться на данный метод, как наиболее достоверный и при отсутствии возможности получить иные данные, то, согласно расчетам, общая потребность в услугах долговременного ухода среди лиц в трудоспособном возрасте (до 65 лет) составляет 4,4%, тогда как по возрастным группам старше трудоспособного возраста это показатель возрастает более чем в 5 раз и составляет 20,1%. В абсолютных значениях это означает что всего около 4 млн человек в трудоспособном возрасте и почти 5,5 млн человек старше трудоспособного возраста испытывают потребность в услугах

10 Применимость данной методологии доказывает и проведенный далее корреляционный анализ, результаты которого свидетельствуют о высокой степени зависимости расчетных показателей со статистикой ограничений (физических), с которыми сталкиваются граждане.

Таблица 1 / Table 1

Расчетные показатели потребности в ДУ граждан РФ по возрастным группам / Estimated indicators of the need for LTC of Russian citizens by age groups

Возрастной диапазон / Age range % нуждаемости / % of need Численность возрастной группы, тыс. человек / Number of age group, thousand people Расчетная численность нуждающихся в ДУ, тыс. человек / Estimated number of people in need of LTC, thousand people

Младше трудоспособного возраста

15-19 1,5 7 662,7 114,9

Трудоспособный возраст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20-24 1,6 7 291,8 116,7

25-29 2 7 547,5 150,9

30-34 2,4 11 034,9 264,8

35-39 2,7 12 845,2 346,8

40-44 3,6 11464,4 412,7

45-49 4,8 10281,7 493,5

50-54 5,4 9 311,0 502,7

55-59 7,3 8 987,8 656,1

60-64 9,7 10 369,4 1 005,8

Всего 4,4 89 133,7 3 950,0

Старше трудоспособного возраста

65-69 10,5 8 957,7 940,5

70-74 13,5 6 901,3 931,7

75-79 19 3 156,1 599,7

80-84 25,9 2 996,0 776,0

85+ 35,9 6 246,0 2 242,3

Всего 20,1 28 257,1 5 490,2

Все возраста 7,6 125 053,7 9 504,1

Источник/Source: составлено авторами по данным: The 2021 Ageing Report Economic and Budgetary Projections for the EU Member States (2019- 2070). URL: https://ec.europa.eu/info/publications/ economic-and-financial-affairs-publications_en; Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/bul_chislen_ nasel-pv_01-01-2023.rar / compiled by the authors based on data: The 2021 Ageing Report Economic and Budgetary Projections for the EU Member States (2019-2070). URL: https://ec.europa.eu/info/publications/economic-and-financial-affairs-publications_en; Population of the Russian Federation by gender and age. Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/bul_chislen_ nasel-pv_01-01-2023.rar

долговременного ухода в нашей стране ежегодно. Всего это составляет около 9,5 млн человек или 7,6% от всего населения страны, за исключением детей.

Однако если учитывать рост продолжительности жизни и увеличение в структуре населения группы лиц старше трудоспособного возраста, а к 2046 г. Росстат прогнозирует его до 35,3 млн человек только по низкому варианту прогноза, то количество граждан, старше трудоспособного возраста, которые будут испытывать потребность в долговременном уходе может возрасти до 7,4 млн человек, при реализации высокого варианта прогноза эта цифра увеличится до 9 млн человек и это только по группе пенсионного возраста.

Таблица 2/ Table 2

Корреляция расчетной потребности в услугах ДУ с проблемами, которые испытывают граждане / Correlation of the estimated need for LTC services with the problems experienced by citizens

Корреляция расчетного показателя потребности в ДУ в зависимости от возраста с показателями / Correlation of the calculated indicator of the need for LTC depending on age with indicators Коэффициент корреляции / Correlation coefficient

Я испытываю сильную тревогу или депрессию 0,99

Я испытываю сильную боль или дискомфорт 0,97

Я не в состоянии заниматься своей повседневной деятельностью 0,93

Я не в состоянии сам(а) мыться или одеваться 0,92

Я прикован(а) к постели 0,93

Источник/Source: расчеты авторов / authors' calculations.

При этом можно говорить, что, учитывая существующую региональную дифференциацию по показателю ожидаемой продолжительности жизни, субъекты РФ будут испытывать разную потребность в услугах ДУ. Так, субъекты РФ можно сгруппировать по уровню потенциальной востребованности услуг ДУ следующим образом: регионы с умеренной потребностью (с ожидаемой продолжительностью жизни в диапазоне 65-69 лет), регионы с повышенным уровнем потребности (с ожидаемой продолжительностью жизни в диапазоне 70-74 года), регионы с высоким уровнем потребности (с ожидаемой продолжительностью жизни в диапазоне 75-79 лет). К первой группе с диапазоном ожидаемой продолжительности жизни 65-69 лет относятся 20 субъектов Российской Федерации. Во вторую группу с ожидаемой продолжительностью жизни 70-74 года входит абсолютное большинство - 60 регионов. В третью, где продолжительность жизни ожидается в диапазоне 75-79 лет, - всего 7 субъектов: 4 Республики Северного Кавказа, Москва, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ-Югра11.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

В настоящее время система долговременного ухода включает в себя социальное обеспечение, в рамках которого оказываются социальные услуги в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, медицинское обеспечение лекарственными препаратами и ме-дуслугами, в том числе услугами стационаров по линии ОМС, а так же семью получателей услуг ДУ, их родственников и других близких людей.

Несмотря на то, что в России 34,2 млн человек -пенсионеры по старости, согласно данным Росста-

11 Расчеты авторов.

другие причины ■

лечились самостоятельно ■

необходимое лечение можно получить только на платной

основе I

не было времени.

не располагали информацией о том, где можно получить необходимую медицинскую помощь I

было тяжело добраться до медорганизации ■

не могут добраться до медорганизации без посторонней

помощи

не удовлетворяет работа медорганизации ■ не рассчитывают на эффективное лечение >

0 5 10 15 20 25 30 35 40 Лица старше трудоспособного возраста ■ Лица в трудоспособном возрасте

Рис. 4/ Fig. 4. Причины необращения за медицинской помощью среди инвалидов в 2022 г., в % / Reasons for not seeking medical care among persons with disabilities in 2022, %

Источник/Source: составлено авторами по данным: Причины необращения за медицинской помощью в медорганизации и получение медицинской помощи из других источников инвалидов в возрасте 15 лет и более. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2-18_2022. doc (дата обращения 17.04.2024) / compiled by the authors based on data: Reasons for not seeking medical care in medical organizations and receiving medical care from other sources for disabled people aged 15 years or above. Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2-18_2022. doc (accessed on 17.04. 2024).

та социальным обслуживанием лиц старше трудоспособного возраста12 сегодня охвачены лишь 856 тыс. человек (2,5%), т. е. только те, которые состоят на учете и обслуживаются в органах соцзащиты. Объяснение этому очень простое: на предоставление социальных услуг на бесплатной основе могут претендовать только льготные категории пенсионеров, а также те, уровень материального обеспечения которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума. Кроме того, оказание социальных услуг носит заявительный, а не выявительный характер, что также снижает численность граждан, охваченных социальным обслуживанием.

При этом только численность инвалидов, то есть граждан с подтвержденными стойкими функциональными нарушениями в работе организма в возрасте старше трудоспособного составляет около 7 млн человек - почти 20% пенсионеров по старости (по данным 2023 г.). Следует также отметить, что в общей структуре численности инвалидов по полу и возрасту преобладают лица старше трудоспособного возраста, их доля составляет более 60%, из них большая часть (свыше 60%) - женщины13.

Доля инвалидов, состоящих на учете и обсуживающихся в органах социальной защиты населения, составляет всего 5,7%. При этом абсолютное большинство - 91,8% в 2023 г. на социальном об-

служивании не состояли и в органах социальной защиты не обслуживались, хотя многие из них знают о такой возможности14. В то же время данные опросов свидетельствуют о наличии потребности в предоставлении сторонней помощи в повседневных делах, особенно среди одиноко проживающих инвалидов старше трудоспособного возраста. Если доля домохозяйств, состоящих из лиц, имеющих право на социальное обслуживание по возрасту и/ или инвалидности, нуждающихся в помощи в повседневных делах составляет всего 36,8% по данным за 2023 г., то среди одиноко проживающих инвалидов старше трудоспособного возраста она составляет уже 72,8% по данным за тот же период15.

Система медицинского обеспечения (один из трех компонентов СДУ) предусматривает оказание бесплатной (в рамках ОМС) медицинской помощи всех видов, в том числе специализированной, в части оказания медицинских услуг гражданам, нуждающимся в уходе, и обеспечения их лекарственными средствами. Однако результаты многочисленных исследований показывают, что система медицинского обеспечения с учетом действующих регламентов, существующей нагрузки и других особенностей ее функционирования, далеко не всегда отвечает потребностям и запросам лиц старшего поколения и инвалидов, имеющих

12 Охват социальным обслуживанием лиц старше трудоспособного возраста. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/itog_inspect# (дата обращения: 15.04.2024).

13 Распределение инвалидов по полу и возрасту. Росстат. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_1.2.docx (дата обращения: 15.04.2024).

14 Охват социальным обслуживанием, формы его получения и причины неполучения. Росстат. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/pi_2.27_2015-2023.xlsx (дата обращения: 15.04.2024).

15 Получение и нуждаемость в получении помощи в повседневных делах. Росстат. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/pi_2.29_2015-2023.xlsx (дата обращения: 15.04.2024).

14 12 10 8 6 4 2

2018

2019

2020

2021

2022

2023

• Рост ИПЦ по всем группам товаров и услуг

• Услуги больниц, в том числе стационаров

• Лекарственные средства Амбулаторные услуги

Рис. 5/ Fig. 5. Индекс потребительских цен на медицинские товары и услуги, % / Consumer price index for medical goods and services, %

Источник/Source: составлено авторами по данным: Индексы потребительских цен на товары и услуги в группировке КИПЦ (с 2010 г.). Росстат. URL: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ipc-KIPC.xlsx (дата обращения 17.04.2024) / compiled by the authors based on data: Consumer price indices for goods and services in the COICOP group (since 2010). Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ipc-KIPC.xlsx (accessed on 17.04.2024).

0

функциональные ограничения и нуждающихся в помощи или уходе, что может свидетельствовать о социальной эксклюзии таких граждан в сфере здравоохранения [12-14]. Так, пациентам старше трудоспособного возраста и инвалидам может требоваться больше времени на перемещения, они могут испытывать физические и физиологические трудности при ожидании приема специалиста, искаженно воспринимать информацию о диагнозе и требуемом лечении, проявлять повышенную эмоциональность и испытывать психологическую нагрузку, кроме того им может потребоваться дополнительное внимание и индивидуальный подход со стороны медицинского персонала. В результате все эти обстоятельства, а также другие причины (неудовлетворительная работа медучреждения, платные медуслуги, отсутствие надежды на эффективность лечения, фактор транспортной доступности и др.) в большинстве случаев приводят к игнорированию поликлиник даже при наличии такой необходимости и приводит к самостоятельному лечению как наиболее распространенной форме получения медицинской помощи среди инвалидов (рис. 4).

Все более острой становится проблема обеспечения пожилых пациентов лекарственными препаратами, медицинскими и санитарно-гигиеническими расходными материалами и приспособлениями. Дело в том, что бюджет домохозяйств, состоящих из пенсионеров по старости и инвалидности в большинстве случаев ограничен, они испытывают зависимость от социальных и пенсионных

выплат, а большая часть дохода уходит на оплату жизненно важных потребностей и обязательных платежей, к которым относятся приобретение продуктов питания, товаров длительного пользования и оплата услуг ЖКХ16. При этом полностью бесплатно обеспечиваются средствами ухода и/ или медицинской реабилитации только 36,4% инвалидов, 14,6% - частично бесплатно и частично за счет собственных средств, а почти 50% - только за счет собственных средств17.

В текущем году стабилизируется тенденция материального положения отдельных категорий лиц пенсионного возраста: 1 января на 7,5% увеличились страховые пенсии неработающим пенсионерам, людям с инвалидностью и получателям пенсий по потере кормильца; с 1 февраля на 7,4% выросли ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам. К ним относятся, например, люди с инвалидностью, чернобыльцы, ветераны боевых действий; с 1 апреля проиндексируются социальные пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца. Социальную пенсию получают те, у кого нет стажа и пенсионных баллов, или если их страховая пенсия меньше социальной. Доплата к пенсии по достижении 80 лет или при получении инвалидности первой группы составит 8 134,88 рубля.

16 Уровень и структура расходов на потребление домашних хозяйств различных социально-экономических категорий. Росстат [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Doh07_05.xlsx (дата обращения: 17.04.2024).

17 Обеспеченность и нуждаемость в обеспечении необходимыми средствами ухода и/или медицинской реабилитации. Росстат [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_2.21_2015-2023. xlsx (дата обращения: 17.04.2024).

Рис. 6/ Fig. 6. Распределение численности пенсионеров по месту проживания / Distribution of the number of pensioners by place of residence

Источник/Source: составлен авторами по данным: Старшее поколение. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SP_2.5.docx (дата обращения 19.04.2024) / compiled by the authors based on data: Older generation. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SP_2.5.docx (accessed on 19.04.2024).

(D Ю

O) O) (N

2015

■ч-

о en о

CO

2016

2017

■ч-

о

Ю CO

CO

со

CO

2018

Ю

to 00 CO

(D Ч-Ю CO ■4-

2019 2020

O)

2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

(N

(N Ю O)

CN CO О

2022 2023

■ Всего пенсионеров

Из общего числа пенсионеров проживающие:

■ в сельской местности

■ в городской местности

В результате нехватки средств почти 20% граждан старше трудоспособного возраста не обращаются за медицинской помощью потому, что за нее надо платить. При этом постоянно растут цены на лекарства (рис. 5).

Так, рост цен на медикаменты и другую медицинскую продукцию за последние 5 лет с 2018 по 2023 г. по данным Росстата составил в совокупности не менее 43,6%, амбулаторное лечение 39,2%, услуги стационаров на 30,4%, при совокупной годовой инфляции за тот же период 39,9%. При этом только отдельным категориям граждан положено бесплатное обеспечение лекарственными препаратами в рамках набора социальных услуг (НСУ). К таким категориям относятся, например, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды и другие. Однако количество лиц пожилого возраста, воспользовавшихся возможностью обеспечения лекарственными средствами в рамках предоставления НСУ с 2015 по 2020 гг. сократилось на 340 тыс. человек18, что может объясняться несколькими причинами. Во-первых, сокращением численности льготных категорий пенсионеров, ввиду смертности, а во-вторых, ограничением в отпуске (или отсутствием) необходимых лекарств в аптеках, очередями и другими трудностями при выписке бесплатных лекарств, а также ограничениями при выписке бес-

19

платных лекарств19.

Несоразмерными затрачиваемым усилиям и расходам, связанным с ДУ являются и компенса-

18 Численность лиц пожилого возраста, воспользовавшихся правом на получение набора социальных услуг, в Российской Федерации. Росстат [Электронный ресурс] URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ ur3_3.docx

19 Наличие и реализация права на получение бесплатного (или льгот-

ного) лекарственного обеспечения и санитарно-курортного лечения. Росстат [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/pi_2.26_2015-2023.xlsx (дата обращения: 19.04.2024).

ционные выплаты и предусмотренные социальные гарантии лицам, осуществляющим уход, не говоря уже о необходимости с их стороны поступаться своей занятостью на рынке труда и доходом от нее [15].

Вместе с тем граждане, нуждающиеся в уходе, и их семьи могут иметь разный доступ к бесплатной системе социального и медицинского обеспечения ввиду региональной дифференциации в развитии этих систем, географического положения, проживания в сельской местности или отдаленных районах, транспортной доступности.

Согласно данным Росстата 25,6% или 10,7 млн пенсионеров проживают в сельской местности, а 74,4% в городских населенных пунктах (рис. 6). При этом в медицинском обслуживании граждан, проживающих в сельской местности, наблюдаются определенные проблемы, связанные с доступностью и качеством оказания медицинских услуг [16-19]. Отмечается, что из-за низкого качества медицинских услуг на селе снижается продолжительность здоровой жизни граждан. В свою очередь качественная первичная медико-санитарная помощь может приводить к экономии средств системы здравоохрания сокращая количество госпи-20

тализаций20.

При этом в соответствии с Приказом Минздрава России от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» в населенных пунктах с численностью менее 300 человек организация первичной медицинской помощи при удаленности от медицинской организации (больницы) до 6

20 Международный опыт обеспечения доступности медицинской помощи в отдаленной и труднодоступной местности. Экспертный обзор. Е.И. Аксенова, С.Ю. Горбатов М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021. 35 с (с. 11).

Российская Федерация

30000000 25000000 20000000 15000000 10000000 5000000

26679395

5561918

СПСЫ8Л 4117С 98 25214 91 960918

3353603

2940653 ■ 1 1 I .

* ^ ^ ^V

Рис. 7/ Fig. 7. Группировка численности населения, проживающего в сельских поселениях, на 1 января 2023 г. (человек) / Grouping of the population living in rural settlements as of January 1, 2023 (persons).

Источник/Source: составлено авторами по данным: Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_MO_2023.xlsx. (дата обращения 19.04.2024) / compiled by the authors based on data: Population of the Russian Federation by municipalities as of January 1, 2023. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_M0_2023.xlsx. (accessed on 19.04.2024).

км осуществляется мобильными медицинскими бригадами не реже 2 раз в год, а при удаленности свыше 6 км до приезда мобильных бригад на основе привлечения к этому домохозяйств. В населенных пунктах с численностью населения до 1000 человек рекомендуется организация стационарных фельдшерско-акушерских пунктов или фельдшерских здравпунктов. В населенных пунктах с численностью населения до 2000 человек требуется организация фельдшерско-акушерского пункта или фельдшерского здравпункта при условии относительно небольшой удаленности от ближайшей медицинской организации (до 6 км), а при большем расстоянии рекомендовано организовывать центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебные амбулатории.

В то же время исходя из перечня функций фельдшерского здравпункта (ФЗ), к услугам, относящимся к ДУ, из всего перечня относится только 7 видов, в то время как фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) может осуществлять 16 видов таких услуг. При этом штатные нормативы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» как ФЗ так и ФАП предусматривают только 1 должность фельдшера вне зависимости от фактической численности жителей населенного пункта с широким разбросом в диапазоне от 100 до 2000 человек. В то же время данные о численности среднего медицинского персонала по отдельным специальностям свидетельствуют о сокращении численности фельдше-

ров, так, в 1970 г. она составляла 291,3 тыс. человек, в 2001 г. 172,8 тыс. человек, а в 2022 г. 146 тыс. человек, сократившись таким образом только за последние 20 лет на 26,8 тыс. человек или на 15,5%21. Сокращается и количество ФАП, в 2011 г. их было 35043 ед., а в 2022 г. 33458 ед., сократившись на 1,5 тыс. единиц22' 23.

Таким образом, очевидно, что оказание услуг ДУ в части медицинских услуг на ежедневной постоянной основе силами первичного звена не может реализовываться. Что ставит задачу изыскания иных форм организации ДУ либо на основе стационаров, либо с привлечением домохозяйств малых населенных пунктов. Следовательно, в части дифференциации подходов по организации медицинских услуг в системе ДУ должны быть выделены населенные пункты с числом до: 100 человек, 101-300 человек, 301-1000 человек, 1001-2000 человек.

В настоящее время самое большое количество граждан - более 5,5 млн человек проживает в сельских поселениях с численностью от 1 до 2 тыс. человек, 4,1 млн человек в поселениях с численностью от 3 до 4 тыс., 3,3 млн человек в поселениях с численностью от 10 до 20 тыс. человек (рис. 7).

21 Численность среднего медицинского персонала по отдельным специальностям. Росстат [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/zdr1-5.xlsx (дата обращения: 19.04.2024).

22 Число фельдшерско-акушерских пунктов на конец отчетного года Росстат [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/FAP.xlsx (дата обращения: 19.04.2024).

23 По данным Минздрава России, на 01.01.2024 показатель федерального проекта «Укомплектованность фельдшерских пунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий медицинскими работниками» составляет 91,98%. Т. е. даже при наличии ФАП, ФП, ВА остается нерешенной проблема их укомплектованности. Доклад на ежегодной коллегии. «Об итогах работы министерства здравоохранения Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год». Минздрав России. Москва. Апрель. 2024 года. С.33.

120000000

102428092

100000000 80000000 60000000 40000000 20000000

14860698

10220378

142778

3660762

30587

10728663

13803498

35581066

12176123

1223539

Рис. 8 / Fig. 8. Группировка численности населения, проживающего в городах, на 1 января 2023 г. (человек) / Grouping of the population living in urban areas as of January 1, 2023 (persons)

Источник/Source: составлено авторами по данным: Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_MO_2023.xlsx. (дата обращения 19.04.2024) / compiled by the authors based on data: Population of the Russian Federation by municipalities as of January 1, 2023. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_MO_2023.xlsx. (accessed on 19.04.2024)

% 80,0

75,7

70,0

60,0

57,7

50,0

47,2

40,0

32,0

30,0

22,3

20,0

17,8

10,0

0,0

0,2 0,1 0,1

0,0

0,1

14,0

0,4 0,

0,1

1,1

1,6

0,1

5,2

9,4 I

[ a

0,3

0,4

0,7

1,1

3,6

L

4>

^ ^ ^ ^ ** ^ ^ ^ ^ ♦ <T ^ "Г V £ Ф t? & Л* <V

^ 4 <p>

I Я испытываю трудности при ходьбе

Я прикован(а) к постели

2

2

1

0

1

Рис. 9/ Fig. 9. Распределение численности граждан по возрастным группам по уровню оценки подвижности (2023 год) / Distribution of the number of citizens by age group by level of mobility assessment (2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник/Source: составлен авторами по данным: Выборочное наблюдение состояния здоровья населения в 2023 году. Росстат. URL: https:// rosstat.gov. ru/free_doc/new_site/zdor23/PublishSite_2023/files/74_2023_СЗН.xlsx (дата обращения: 14.03.2024 г.) / compiled by the authors based on data: Sample observation of the health status of the population in 2023. Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/zdor23/PublishSite_2023/files/74_2023_SZN. xlsx (accessed on 14.03.2024).

В соответствии Приказом Минздрава России от 27 февраля 2016 г. № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» норматив размещения участковых больниц составляет с учетом обслуживаемого контингента одна на 5-20 тыс. человек, поликлиника для взрослых - одна на 20-50 тыс. человек.

Приказом Минздрава России от 15 мая 2012 г. № 543н также определено, что специализированные отделения (кабинеты) (гериатрическое,

медицинской реабилитации, паллиативной медицинской помощи взрослым, выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым), создаются в поликлиниках в городских поселениях с численностью свыше 50 тыс. человек. При этом, например, число социальных работников в поликлинике определяется в расчете 1 на 25 тыс. человек.

Сегодня около 16 млн человек проживает в городских населенных пунктах с численностью до 5000 тысяч человек (рис. 8), что означает организацию оказания медицинских услуг в системе ДУ на уровне

Таблица 3/ Table 3

Обеспеченность личным автотранспортом домохозяйств в сельских населенных пунктах и имеющих в своем составе лиц старше трудоспособного возраста, % / Availability of personal vehicles for households in rural settlements and those with persons

over working age, %

Наличие транспорта / Availability of vehicles Проживающих в сельских населенных пунктах / Living in rural areas

в сельских населенных пунктах, всего / in rural communities total в т.ч. с численностью населения, человек / including with population size, people

200 и менее/ 200 or less 201-1000 1001-5000 более 5000 / more than 5000

Все домохозяйства 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

из них имеющие в своем распоряжении: - легковой автомобиль 28,5 26,7 27,9 27,1 34,0

- не имеется ничего из перечисленного 69,6 70,9 70,1 70,9 65,0

Источник/Source: составлено авторами по данным: Комплексное наблюдение условий жизни. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/ new_site/GKS_ K0UZH_2022/Files/C78.1.xlsx (дата обращения 19.04.2024) /compiled by the authors based on data: Comprehensive observation of living conditions. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/GKS_K0UZH_2022/Files/C78.1.xlsx (accessed on 19.04.2024).

Таблица 4/ Table 4

Обеспеченность личным автотранспортом домохозяйств, проживающих в городских населенных пунктах и имеющих в своем составе лиц старше трудоспособного возраста, % / Availability of personal vehicles for households living in urban areas and including persons over

working age, %

Проживающих в городских населенных пунктах / Living in urban areas

в городских населенных пунктах - всего / in urban settlements -total в т.ч. с численностью населения, тыс. человек / incl. with population, thousand people

менее 50,0 / less than 50.0 50,0-99,9 100,0-249,9 250,0-499,9 500,0-999,9 1 млн и более/ 1 million or more

Все домохозяйства 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

из них имеющие в своем распоряжении: - легковой автомобиль 25,4 26,2 26,3 24,2 21,9 22,8 26,9

- не имеется ничего из перечисленного 73,7 72,4 73,1 75,1 77,8 76,6 72,3

Источник/Source: составлено авторами по данным: Комплексное наблюдение условий жизни. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/ new_site/GKS_ K0UZH_2022/Files/C78.1.xlsx (дата обращения 19.04.2024) / compiled by the authors based on data: Comprehensive observation of living conditions. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/GKS_K0UZH_2022/Files/C78.1.xlsx (accessed on 19.04.2024).

фельдшерских акушерских пунктов. Следовательно, для проживающих в данных населенных пунктах лиц старшего поколения полный набор медицинских услуг не доступен и требуется обращение в поликлиники и больницы в более крупных городах.

Отдельная проблема - это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, где из-за погодных условий и больших расстояний оказывать вовремя поликлиническую помощь и ДУ не всегда получается. В то же время по данным Росстата на 1 января 2023 г. около 9 млн человек, проживавших в сельской местности, относились к малочисленным народам, часть из которых проживает в труднодоступных районах.

Таким образом, для 16,9 млн человек, проживающих в отдаленных сельских поселениях из общего числа в 26,7 млн человек, практически не доступны ни районные поликлиники, ни больницы, ни геронтологические кабинеты, что свидетельствует о больших различиях при оказании медицинских услуг в системе ДУ24.

24 По данным Минздрава России в 2023 году охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, составил 63,4%. Доклад на ежегодной коллегии. «Об итогах работы министерства здравоохранения Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год». Минздрав России. Москва. Апрель. 2024 года. С.44.

Учитывая дифференциацию доступа к услугам здравоохранения, в частности, к услугам ДУ, а также малую мобильность граждан, которым требуются такие услуги, необходимо оценить обеспеченность домохозяйств личным автотранспортом. В настоящее время только 28,5% домохозяйств, проживающих в сельской местности, имеют личный автомобиль В поселениях численностью от 200 до 5 000 человек автомобили есть у 27-28% жителей, а численностью свыше 5 000 человек - у 34% (табл. 3). Очевидно, что такое положение затрудняет доступ к получению медицинских услуг в том числе, связанных с ДУ, и создает необходимость учитывать этот фактор при разработке комплексной СДУ на территории страны.

Обеспеченность городских домохозяйств личным автотранспортом составляет 25,4%, что на 3,1% меньше, чем в сельских поселениях (табл. 4), Отставание объясняется наличием сети общественного транспорта и нахождением медучреждений в пешей доступности от места проживания пациента. Чем больше город, тем ниже обеспеченность личным автотранспортом. Исключение - города-миллионники, где этот показатель равен 26,9%.

Тем не менее необходимо принимать во внимание, что в разных регионах в городских населенных пунктах имеется разный уровень развития общественного транспорта, в том числе с точки зрения его использования «колясочниками». Кроме того, с возрастом, после 50 лет граждане начинают все больше испытывать трудности с передвижением. Если в возрастной категории 50-54 года таких всего 9,4% и 0,2% тех, кто прикован к постели, то в возрасте 80 лет и старше таких уже 75,7% и 3,6% тех, кто уже не встает с постели (рис. 9). Таким образом учет транспортной доступности оказания всех видов стационарных и амбулаторных услуг в системе ДУ должен основываться в том числе и на данных об оценке собственного самочувствия людей в зависимости от возрастных параметров.

Сложившаяся ситуация призывает к формированию новых подходов к оказанию услуг ДУ, которые бы исключали необходимость значительного передвижения пешком или на общественном транспорте. Приоритетным является способ оказания необходимой помощи и предоставления услуг ДУ на дому. Разумеется, такой подход создает необходимость привлечения дополнительного персонала в социально-медицинскую сферу и обеспечение его подготовки по профилю работы с пожилыми людьми и инвалидами.

ВЫВОДЫ

Необходимость формирования и развития комплексной СДУ, особенно в условиях увеличения численности лиц старше пенсионного возраста, бесспорна. При этом крайне важно учитывать существующие в нашей стране демографические, географические и региональные аспекты. Первостепенно необходимо разработать механизм прогнозирования для оценки потенциальной потребности в услугах ДУ с учетом динамики роста численности населения старше трудоспособного возраста. В настоящее время модель строится на выявительном принципе, однако с его помощью трудно понимать потенциальную потребность в кадровом обеспечении, инфраструктурных объектах и объеме финансирования. В свою очередь базируясь на данных Европейской комиссии, авторы приходят к выводу что такая потребность составляет не менее 9,5 млн человек всех возрастов из них около 5,5 млн граждан старше трудоспособного возраста.

Учитывая региональную дифференциацию, авторы считают целесообразным сгруппировать регионы РФ по степени потенциальной востребованности услуг ДУ. Так, большинство регионов будут

испытывать умеренную и повышенную потребность в системе долговременного ухода.

Особое внимание необходимо уделить значительной доле граждан пенсионного возраста, проживающих в сельской местности и в удаленных районах. Они и сегодня сталкиваются с дефицитом медицинского обслуживания, не говоря о затрудненном доступе к медицинским услугам в рамках СДУ. Что, по мнению авторов, требует в рамках развития СДУ включения в стандарты оказания медицинской помощи гериатрического направления и его организацию с учетом численности проживающего населения в различных населенных пунктах. В частности, в населенных пунктах, численностью до 5 тыс. человек, где порядок организации оказания медицинской помощи предполагает наличие ФЗ или ФАП представляется целесообразным формализация родственного ухода путем предоставления возможности родственникам быть оформленными официально в качестве социально-медицинских работников, определяя ставку исходя из уровня нуждаемости в уходе подопечного лица, поскольку очевидно, что при высокой степени нуждаемости в уходе и медицинском наблюдении, предоставить надлежащую помощь силами одного фельдшера не представляется возможным. Вместе с тем, с целью обеспечения гериатрической помощи пожилым гражданам в таких населенных пунктах необходимо включить в норматив оказания медицинской помощи прибытие мобильных гериатрических бригад не реже 4 раз в год, а при высокой необходимости не реже 6 раз в год, а также возможность получения консультативной помощи дистанционно. В населенных пунктах численностью населения до 20 тыс. человек, где расположены участковые больницы, представляется целесообразным обеспечить на их базе прием врача-гериатра не реже одного раза в месяц, в иных случаях организовать посещение таких населенных пунктов мобильными гериатрическими бригадами не реже одного раза в месяц ввиду низкой обеспеченности граждан, проживающих в сельской местности, личным транспортом. В населенных пунктах численностью до 50 тыс. человек на базе районных поликлиник представляется целесообразным организация приема врача-гериатра не реже одного раза в месяц.

В населенных пунктах численностью более 50 тыс. человек представляется целесообразным организация мобильных гериатрических бригад, поскольку граждане, испытывающие потребность в услугах ДУ могут иметь трудности с передвижением.

Немаловажное значение имеет и устранение обстоятельств, препятствующих охвату социальным обслуживанием все большего числа граждан, которые в нем нуждаются, но по каким-то причинам не обращаются за помощью. Учитывая потенциальную потребность в услугах ДУ среди около 5,5 млн граждан старше трудоспособного возраста, охват социальным обслуживанием должен быть повышен до минимум 20% с текущих 2,5%. В настоящее время с точки зрения нормативных документов, т. е. формально, существует широкий спектр возможностей получения социальных услуг, гарантий, обеспечения и обслуживания для лиц пенсионного возраста и инвалидов. Однако,

как показывают результаты обследований населения, многие из таких граждан знают об этих возможностях, но не пользуются ими. Среди наиболее очевидных и лежащих на поверхности причин -отсутствие необходимого количества среднего и младшего медицинского персонала, сиделок, социальных работников, врачей гериатров и т. д., проблемы в получении необходимых лекарств по соответствующей льготе, низкий уровень достатка граждан, не позволяющий им обращаться за получением социальных услуг на платной основе. По мнению авторов, для полноценной и комплексной реализации программы развития СДУ необходимо устранение указанных препятствий.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

ACKNOWLEDGEMENT

The article was prepared based on the results of the research carried out at the expense of budget funds under the state assignment of the Financial University.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Влияние родственного ухода на занятость, здоровье и материальное положение ухаживающих// Демографическое обозрение. 2020;(2).

2. Миронова А.А. Родственный уход: работать нельзя ухаживать? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023;(2):212-242.

3. Abbing J, Suanet B, Broese van Groenou M. How does long-term care impact the psychological wellbeing of older adults in different care policy contexts in the Netherlands?: A comparison of 1998, 2008 and 2018: A comparison of 1998, 2008 and 2018. Health Soc Care Community. 2022;Sep;30(5):e2750-e2760.

4. Олескина Е. А. Система долговременного ухода: старость не должна быть временем, когда человек остается наедине со своими бедами и болезнями или становится обузой для семьи // Социодиггер. 2022;5-6(18).

5. Paula Cristina Albuquerque, 2020. "Need, unmet need, and shortage in the long-term care market," Working Papers Department of Economics 2020/01, ISEG - Lisbon School of Economics and Management, Department of Economics, Universidade de Lisboa.

6. Zeng L., Xu X, Zhang C, Chen L. Factors Influencing Long-Term Care Service Needs among the Elderly Based on the Latest Anderson Model: A Case Study from the Middle and Upper Reaches of the Yangtze River. Healthcare (Basel). 2019 Dec 3;7(4):157. doi: 10.3390/ healthcare7040157. PMID: 31816957; PMCID: PMC6955999.

7. Belmonte M., Grubanov-Boskovic S., Natale F., Conte A., Belanger A. and Sabourin P. Demographic microsimulation of long-term care needs in the European Union, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2023, doi:10.2760/941182, JRC135303.

8. Harris-Kojetin L., Sengupta M., Lendon JP., Rome V., Valverde R., Caffrey C. Long-term care providers and services users in the United States, 2015-2016. National Center for Health Statistics. Vital Health Stat. 2-29;3(43).

9. Momose A., Yamaguchi S., Okada A. et al. Factors associated with long-term care certification in older adults: a cross-sectional study based on a nationally representative survey in Japan. BMC Geriatr 21, 374 (2021). https://doi.org/10.1186/s12877-021-02308-5

10. Shrestha S., Cummings G., Knopp-Sihota J. et al. Factors influencing health-related quality of life among long-term care residents experiencing pain: a systematic review protocol. Syst Rev 13, 49 (2024). https://doi.org/10.1186/s13643-024-02459-7

11. Martarelli R., Casanova G., Lamura G. The impact of long-term care needs on the socio-economic deprivation of older people and their families: A scoping review protocol. PLoS One. 2022 Aug 31;17(8):e0273814. doi: 10.1371/journal.pone.0273814. PMID: 36044478; PMCID: PMC9432749.

12. Селезнева Е. В., Синявская О. В., Горват Е. С. Интеграция медицинского и социального обслуживания пожилых в России: успехи и барьеры // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022;(1).

13. Патьян Л., Голубева Е. Ю., Семан Ж., Троберт М. А. Риски социального исключения при взаимодействии государства и семьи в системе ухода за пожилыми людьми // Экология человека. 2020;(1).

14. Трофимова А. А., Санников А. Л., Попов В. В. Проблемы организации медицинской помощи пожилым в Российской Федерации // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021;(4).

15. Дзгоева Ф. О. Некоторые этические и правовые вызовы при построении эффективной системы долговременного ухода // LexRussica. 2023;2(195).

16. Козырева П. М., Смирнов А. И. Проблемы медицинского обслуживания в сельской местности // Гуманитарий Юга России. 2018;(4).

17. Блинова В.В., Богданова Т.М., Вологина А.П., Семёнова В.А., Занкин М.А. Удовлетворенность населения сельской местности качеством медицинской помощи. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(3):208-213. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-3-208-213

18. Чернышев В.М., Воевода М.И., Стрельченко О.В., Мингазов И.Ф. Сельское здравоохранение России. Состояние, проблемы, перспективы. Сибирский научный медицинский журнал. 2022;42(4):4-14. doi:10.18699/SSMJ20220401

19. Москвичева М.Г., Полинов М.М. Результаты реализации пилотного проекта по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67(2):5. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1247/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-2-5.

REFERENCES

1. Grishina E. E., Tsatsura E. A. Impact of kinship care on employment, health and financial status of caregivers. Demographic Review. 2020;(2). (In Russ.).

2. Mironova A. A. Kinship care: Work cannot be cared for? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2023;(2):212-242. (In Russ.).

3. Abbing J, Suanet B, Broese van Groenou M. How does long-term care affect the psychological well-being of older people in different care policy contexts in the Netherlands? A comparison of 1998, 2008 and 2018: A comparison of 1998, 2008 and 2018. Health Soc Care Community. 2022;Sep;30(5):e2750-e2760.

4. Oleskina E.A. Long-term care system: old age should not be a time when a person is left alone with their troubles and illnesses or becomes a burden for the family. Sociodigger. 2022;5-6(18). (In Russ.).

5. Paula Cristina Albuquerque, 2020. 'Need, unmet need, and shortage in the long-term care market,' Working Papers Department of Economics 2020/01, ISEG - Lisbon School of Economics and Management, Department of Economics, Universidade de Lisboa.

6. Zeng L, Xu X, Zhang C, Chen L. Factors Influencing Long-Term Care Service Needs among the Elderly Based on the Latest Anderson Model: A Case Study from the Middle and Upper Reaches of the Yangtze River. Healthcare (Basel). 2019 Dec 3;7(4):157. DOI: 10.3390/ healthcare7040157. PMID: 31816957; PMCID: PMC6955999.

7. Belmonte M., Grubanov-Boscovich S., Natale F., Conte A., Belanger A., Sabourin, P., Demographic microsimulation of long-term care needs in the European Union, Publications of the Office of the European Union, Luxembourg. 2023. D0I:10.2760/941182, JRC135303.

8. Harris-Kojetin L., Sengupta M., Lendon JP., Rome V., Valverde R., Caffrey C. Long-term care providers and users in the United States, 2015-2016. National Center for Health Statistics. Vital Health Stat. 2019;3(43).

9. Momose A., Yamaguchi S., Okada A. et al. Factors associated with long-term care certification in older adults: a cross-sectional study based on a nationally representative survey in Japan. BMC Geriatr 21, 374 (2021). URL: https:/doi.org/10.1186/s12877-021-02308-5.

10. Shrestha S., Cummings G., Knopp-Sihota J. et al. Factors influencing health-related quality of life among long-term care residents experiencing pain: a systematic review protocol. Syst Rev 13, 49 (2024). URL: https://doi.org/10.1186/s13643-024-02459-7

11. Martarelli R., Casanova G., Lamura G. The impact of long-term care needs on the socio-economic deprivation of older people and their families: A scoping review protocol. PLoS One. 2022 Aug 31;17(8):e0273814. doi: 10.1371/journal.pone.0273814. PMID: 36044478; PMCID: PMC9432749.

12. Selezneva E.V., Sinyavskaya O.V., Gorvat E.S. Integration of medical and social services for older people in Russia: Successes and barriers. Issues of Publica and Municipal Management. 2022;(1). (In Russ.).

13. Patyan L., Golubeva E. Y., Seman J., Trobert M.A. Risks of social exclusion in the interaction between the state and family in the system of care for older people. Human Ecology. 2020;(1). (In Russ.).

14. Trofimova A.A., Sannikov A.L., Popov V.V. Problems of the organisation of medical care for the elderly in the Russian Federation. Modern Problems of Health Care and Medical Statistics. 2021;(4). (In Russ.).

15. Dzgoeva F.O. Some ethical and legal challenges in building an effective long-term care system. LexRussica. 2023;2 (195).

16. Kozyreva P.M., Smirnov A.I. Problems of medical care in rural areas. Humanitarian of the South of Russia. 2018;(4). (In Russ.).

17. Blinova V.V., Bogdanova T.M., Volologina A.P., Semyonova V.A., Zankin M.A. Satisfaction of the population of rural areas with the quality of medical care. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2021;65(3):208-213. URL: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-3-208-213

18. Chernyshev V.M., Voevoda M.I., Strelchenko O.V., Mingazov I.F. Rural health care of Russia. Condition, Problems, Prospects. Siberian Scientific Medical Journal. 2022;42(4):4-14. DOI:10.18699/SSMJ20220401

19. Moskvicheva M.G., Polinov M.M. Results of the implementation of the pilot project to increase the availability of primary health care for persons over 65 years of age living in rural areas. Social Aspects of Public Health. 2021;67(2):5. URL: http://vestnik.mednet. ru/content/view/1247/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-2-5.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Александр Львович Сафонов - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Alexander L. Safonov - Dr. Sci. (Econ.), Chief Scientific Associate, Institute of Regional Economics and Intergovernmental Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-0262-3968 alsafonov@fa.ru

Дарья Валерьевна Некипелова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Daria V. Nekipelova - Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher, Institute of Regional Economics and Intergovernmental Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/ 0009-0000-8891-009X dvnekipelova@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 01.04.2024; после рецензирования 19.04.2024, принята к публикации 20.04.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 01.04.2024; revised on 19.04.2024 and accepted for publication on 20.04.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.