Научная статья на тему 'Развитие системного мышления в опережающем обучении'

Развитие системного мышления в опережающем обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
A SYSTEMATIC APPROACH / THE PRINCIPLES OF ASSIMILATION MECHANISM / SYSTEMIC WAY OF THINKING / THE FORMATION OF A SYSTEM OF KNOWLEDGE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА УСВОЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Бейбиткуль Сарсемхановна

В статье рассмотрены возможности развития системного мышления в опережающем обучении. Определены принципы по формированию системного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримова Бейбиткуль Сарсемхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the possibilities of development of systems thinking in advanced training. It sets out the principles for the formation of systems thinking.

Текст научной работы на тему «Развитие системного мышления в опережающем обучении»

Section 5. Pedagogy

References:

1. Bowen M. Bilingualism as a factor in the training of interpreters./M. Bowen/In J. E. Alatis (ed.) Georgetown University Round Table on Languages and Linguistics: Current Issues in Bilingual Education. - Washington, D. C: Georgetown University Press, 1980. - 201 p.

2. Green D. W. Control, activation, and resource: a framework and a model for the control ofspeech inbilinguals./D. W. Green/In L. Wei (ed.) The Bilingualism Reader. - London: Routledge, 2000. - 407 p.

3. De Groot A. and Christoffels I. K. Language control in bilinguals: monolingual tasks and simultaneous interpreting./ A. de Groot, I. K. Christoffels/Bilingualism: language and cognition. - Oxford: Oxford University Press, 2006. - P. 189-201.

4. Grosjean F. The bilingual individual./F. Grosjean//Interpreting. - No. 2. - 1997. - P. 88-163.

5. Lee M. W., Williams J. N. Lexical access in spoken word production by bilinguals: Evidence from the semantic competitor paradigm./M. W. Lee, J. N. Williams//Bilingualism: Language and Cognition. - No.4. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - P. 233-248.

6. Malmkjsr K. Translation Competence and Aesthetic Attitude./K. Malmkjsr/Ed. By A. Pym, M. Schlesinger, D. Sime-oni. Beyond descriptive Translation Studies: Investigations in Homage to Gideon Toury. - Amsterdam: John Benjamins, 2008. - P. 293-309.

7. Metzger M. Sign Language Interpreting: Deconstructing the myth of neutrality./M. Metzger. - Washington, DC: Gal-laudet University Press, 1999.

8. Nicol Janet L. One Mind, Two Languages: Bilingual language processing./Janet L. Nicol. - Malden: Blackwell Publishers, 2001. - P. 1-22.

9. Paradis M. A Neurolinguistic Theory of Bilingualism./M. Paradis/Amsterdam. - Philadelfia: Benjamins, 2004. - 310 p.

10. Roy C. Interpreting as a discourse process./C. Roy. - Oxford: Oxford University Press, 2000.

11. Seleskovitch D. Interpreting for International Conferences./D. Seleskovitch. - Washington, DC: Pen and Booth.

12. Zinukova N. V Integrated methodological model of interpreters’ training in multilingual society./N. V Zinukova//Ino-zemni Movi. - № 4 (80). - Kyiv, 2014. - P. 40-45.

Karimova Beibitknl Sarsemhanovna, Doctor of Philologie, Republican scientifically-practical center "üchebnik”, Republik of Kazakhstan E-mail: nur.oras@mail.ru

Development of systems thinking in advanced training

Abstract: The article describes the possibilities of development of systems thinking in advanced training. It sets out the principles for the formation of systems thinking.

Keywords: a systematic approach, the principles of assimilation mechanism, systemic way of thinking, the formation of a system of knowledge.

Каримова Вейбиткулъ Сарсемхановна, кандидат филол. наук, директор Республиканского научно-практического центра «Учебник», Республика Казахстан E-mail: nur.oras@mail.ru

Развитие системного мышления в опережающем обучении

Аннотация: В статье рассмотрены возможности развития системного мышления в опережающем обучении. Определены принципы по формированию системного мышления.

Ключевые слова: системный подход, принципы механизма усвоения, системный стиль мышления, формирование системы знаний.

Необходимым условием эффективной реализации системного подхода в познавательной, аналитической, практической и иной деятельности является наличие у субъекта соответствующих системных представлений, умений

и навыков системного мышления. Наличие системных представлений, умений и навыков системного мышления является одним из главных условий реализации опережающего обучения [1].

64

Development of systems thinking in advanced training

Опережающее усвоение субъектом знаний, умений и навыков системного подхода, системного мышления может способствовать:

- эффективному формированию системы знаний, адекватной изучаемой науке;

- целостному познанию, эффективному и качественному преобразованию окружающей действительности;

- эффективной реализации целей и задач обучения (включая опережающее обучение), а также целей и задач осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической, практической и иной деятельности при минимизации затрат;

- быстрой адаптации в новой социально-экономической, политической, информационной и т. д. среде;

- повышению конкурентоспособности данного субъекта в современных условиях развития рынка и рыночных отношений и т. д.

Общая установка эксперимента по формированию системного мышления, проведенного под руководством З. А. Решетовой, была направлена на формирование нового механизма усвоения, основу которого составляют следующие принципы [2]:

1. Принцип предметной деятельности, который выражает деятельностный подход к процессу усвоения, деятельностную природу его механизма.

2. Принцип системности в обучении. В указанной работе он выступает методологической базой рассмотрения: во-первых, процесса обучения в целом; во-вторых, способа организации учебно-познавательной деятельности (программы) и построения структуры знаний о предмете: в-третьих, структуры ориентировочной основы усваиваемых умений и процесса постадийного ее формирования; в-четвертых, способа ориентировки формируемого мышления учащегося.

3. Принцип единства теоретической и практической деятельности. Производимые теоретической деятельностью знания о предмете, их характеристики формируются с учетом их ориентирующей функции — как ориентировочная основа практических умений субъекта решать определенный класс задач.

4. Принцип единства внешней и внутренней деятельности. Исходная форма процесса усвоения — внешняя деятельность с предметами (или их моделями). Производной от нее является внутренняя (умственная) деятельность. Способ организации внешней деятельности: содержание, структура, средства, способ выполнения — определяет внутреннюю деятельность как способ мышления. Подобный способ мышления, в свою очередь, регулирует функционирование внешней деятельности как сформированного умения.

5. Принцип управляемого формирования процесса усвоения. Объект управления — формируемая ориентировочно-исследовательская деятельность обучающегося и ее превращение в ориентировочную основу усваиваемых умений. Процесс этот управляется двумя программами,

одна из которых формирует предметное содержание и характеристики ориентировочной основы (полноту, структуру, форму обобщенности, системность, рефлексию), другая — организует последовательные этапы превращения ориентировочно-исследовательской деятельности из внешней формы во внутреннюю — в мысль о предмете.

6. Принцип развивающего обучения — выражает установку обучения на развитие учащегося, в первую очередь его интеллектуальных способностей. Принцип связан с формированием нового способа организации познавательной деятельности, изменяющей тип ориентировки в изучаемых объектах и способы их преобразования.

Всякий мыслительный процесс, являясь по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи, совершается в обобщениях. Эти обобщения выражаются в понятиях как специфическом содержании мышления. В мыслительном процессе, который всегда направлен на разрешение какой-нибудь задачи, различают основные этапы (фазы): этап более или менее отчетливого осознания проблемной ситуации; этап перехода мысли от осознания проблемы к ее разрешению. По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяется [3].

В работе [4] мышление определяется как опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.

По определению Г. К. Селевко, мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего [5].

Характеризуя системный стиль мышления, как объективную интегративную тенденцию научного познания, И. Б. Новик выделяет три его глубоких основания [6]:

1) многосторонность;

2) системность процесса развития;

3) предостережение против абсолютизации отдельных сторон и черточек познания.

Множество теоретических и прикладных проблем могут быть решены только при условии применения целостного, глобального, всестороннего подхода. В контексте таких проблем, по словам В. А. Ганзена [7]:

- существуют различные виды научных и практических задач систематики, построения системных описаний целостных объектов, проектирования и создания систем, тактического и стратегического планирования, принятия и реализации решений и т. д. Поскольку самым общим признаком перечисленных выше и иных задач является системность, то и мышление, являющееся главным инструментом их решения, может быть названо системным;

- человек, владеющий системным мышлением, в любом объекте видит целое, разделенные на части и

65

Section 5. Pedagogy

состоящее из частей, стремится обнаружить упорядоченность частей в целом. А так как почти все можно рассматривать таким образом, то человек, владеющий системным мышлением, приобретает возможности (инструмент) совершенно общие, универсальные и может легко входить в любую область знания и деятельности. В этом ценность системного мышления;

- оно не только вид человеческого мышления, определяемый спецификой предметной области и классом решаемых задач, но и новый этап в развитии мышления человека, ибо реализуется оно на основе особого состава операндов (концептов, конструктов, компактов, моделей и парадигм) и новых технологий, характеризуется высоким уровнем развития как анализа, так и синтеза, а также применением спектра логик и системы языков описания;

- системное мышление — это и особый стиль мышления, противоположный (противостоящий) мышлению локальному, непоследовательному, одностороннему.

Д. О'Коннор и И. Макдермотт определяют системное мышление как подход, который позволяет нам увидеть и понять смысл и закономерность в наблюдаемых последовательностях — паттернах событий, так что мы можем подготовиться к будущему и в определенной степени повлиять на него. Это значит, что мы будем способны в некотором смысле управлять ситуацией. По мнению этих авторов [8]:

- неотъемлемой характеристикой систем является наличие обратной связи: нет обратной связи, нет и систем;

- обратная связь реализуется в контуре, в петле, поэтому мышление в категориях обратной связи является контурным мышлением;

- чем большей динамической сложностью отличается система, тем больше нужно времени на то, чтобы сигнал обратной связи прошел по сети взаимосвязей в ней. Скорость системы определяется самым медленным звеном;

- любую нашу деятельность направляют глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. В литературе они известны как ментальные модели, представляющие собой общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах.

Д. Х. Медоуз рассматривает системное мышление как новый способ описания и познания окружающего мира, учитывающий, что «все связано со всем», что

взаимосвязи могут носить нелинейный характер и образовывать циклы обратных связей, что система в целом представляет собой нечто большее, чем простая совокупность составляющих ее частей [9].

В процессе изучения, конструирования и реализации системы в сознании субъекта отражаются в определенных теоретических понятиях внутренняя природа, характерные черты, свойства и особенности системы, в том числе [10]:

- сущность (присущие системе системные, интегративные свойства);

- состав (количественная и качественная характеристика ее частей);

- структура (внутренняя организация, взаимосвязь элементов);

- функции (активность, жизнедеятельность системы и ее частей);

- интегративные, системные факторы, механизмы обеспечения целостности, взаимодействия, совершенствования и развития;

- коммуникации с внешней средой и связь с большей системой;

- история (начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращение в качественно новую систему).

Как считают авторы работы [11], системное мышление проявляется в способности человека видеть связи между науками, понимать общенаучные законы, лежащие в основе их развития, иметь обобщенные представления о закономерностях развития природы и общества.

Д. В. Чернилевский для поэтапного формирования системного мышления предлагает составлять серии задач, каждая из которых служит формированию познавательных действий [12].

Системный способ организации и осуществления познавательной, теоретической, практической и иной деятельности в процессе интериоризации деятельности становится способом системного мышления.

В целом системное мышление определяется нами как опосредованное и обобщенное на основе принципа системности отражение окружающей действительности, связанное с реализацией системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности человека.

Список литературы:

1. Опережающее обучение: системный подход. Вопросы теории и методологии: Научно-практическое пособие/Б. С. Каримова, Н. О. Жетпеисоваа, А. Т. Галиева; под ред. д-ра пед. наук, проф. Т. Т. Галиева. - Астана: Изд-во РНПЦ «Учебник» МОН РК, 2013. - 300 с.

2. Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для вузов/Под ред. З. А. Решетовой. - М.: Юни-ти-дана, 2002. - 344 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 720 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь./Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

6. Новик И. Б. Системный стиль мышления. - М.: Знание, 1986. - 64 с.

66

Features of psycho-pedagogical support of families that have children with autism spectrum disorders

7. Ганзен В. А. Системное мышление.//Вестник СПГУ - Серия 6, вып. 1. - 1992. - № 6. - С. 78-84.

8. О'Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 256 с.

9. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления: Пер. с англ.; под ред. Н. П. Тарасовой - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 343 с.

10. Разумов О. С., Благодатских В. А. Системные знания: концепция, методология, практика. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 400 с.

11. Сарыбеков М. Н., Сыдыкназаров М. К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. - Алматы: Триумф «Т», 2008. - 504 с.

12. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пос. для вузов. - М.: Юнити-дана, 2002. - 437 с.

Semenova Lyudmila Mikhaylovna, Orel State University, Candidate of Biological Sciences, Professor

E-mail: semenova03@yandex.ru Makarova Olga Valentinovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor

E-mail: remsk@inbox.ru Mishina Yelena Alekseyevna, Senior Lecturer E-mail: elena.mishina2016@mail.ru

Features of psycho-pedagogical support of families that have children with autism spectrum disorders

Abstract: The paper describes an integrated, differentiated approach of the team ofspecialists working with families that have children with autism spectrum disorders, to enhance the effectiveness of their psycho-pedagogical support. Keywords: autism spectrum disorders, psycho-pedagogical support of families.

Семенова Людмила Михайловна, Орловский государственный университет, кандидат биологических наук, профессор E-mail: semenova03@yandex.ru Макарова Ольга Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: remsk@inbox.ru Мишина Елена Алексеевна, старший преподаватель E-mail: elena.mishina2016@mail.ru

Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра

Аннотация: В статье описывается комплексный, дифференцированный подход команды специалистов в работе с семьями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра, способствующий повышению эффективности их психолого-педагогического сопровождения.

Kлючевые слова: расстройства аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение семей.

Согласно статистическим данным, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Детский аутизм — это искаженный вариант первазивного нарушения развития, связанный с дефицитом базальной

потребности в общении, вследствие патологии, прежде всего эмоциональной и интеллектуальной сфер психики [9].

Появление в семье ребенка с такими отклонениями всегда связано с тяжелыми переживаниями родителей и близких родственников. Для них характерно подавленное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.