___________________________19
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 65.012.7
РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
Ю.В. Алексеев
Проведен анализ современного состояния систем внутреннего контроля и контроллинга, указано на перспективы их узкоспецифического развития для вновь создаваемых, в том числе государством, экономических субъектов.
Ключевые слова: система внутреннего контроля, контроллинг, цель стратегического контроллинга, цель оперативного контроллинга.
В современных условиях любой экономический субъект функционирует в жестких условиях конкурентной среды и его деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на конкуренцию, что обеспечивается в известной мере эффективной организацией системы контроля в экономических субъектах. Система внутреннего контроля (далее — СВК) экономических субъектов должна ориентироваться на обеспечение следующих основных параметров эффективности функционирования: на устойчивое положение экономических субъектов на рынках; своевременную адаптацию системы управления экономических субъектов к динамичной внешней среде. В рыночных условиях при высокой неопределенности и нестабильности внешней среды эффективное управление предполагает значительный объем разноплановой контрольной работы. Тем более быстрое развитие экономических субъектов и смена технологий и продукции, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов предъявляют высокие требования к их СВК [3], [4], [6].
В современных условиях внутренний контроль должен присутствовать на всех уровнях управления, поэтому эффективность работы СВК — это гарантия успешной деятельности экономических субъектов.
Основой СВК является информационное обеспечение контрольной деятельности,
включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, унифицированную и специальную документации. Основной для СВК является информация о степени управляемости экономических субъектов, т.е. ее информационная прозрачность для управления. Качество информации СВК определяет оперативность, достаточность, достоверность и возможность принятия эффективных управленческих решений.
Процедуры контроля — составной элемент технологии управления в целом. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных подразделений. Процедуры контроля определяют также порядок и последовательность работ в плановой ситуации и при возникновении отклонения или конфликта во взаимоотношениях работников.
Система внутреннего контроля — это основа управленческой информационной системы, т.е. системы обработки и интеграции разнообразной внутренней и внешней информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления с основными целями эффективного использования ресурсов и потенциалов экономических субъектов со своевременной адаптацией к изменениям внешней среды, с обеспечением их эффективной работы и устойчивости в условиях конкуренции. Достижение целей
СВК обеспечивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и взаимодействия ее элементов требуется достичь конкретных показателей, по ним можно судить об эффективности управления экономических субъектов.
Организация эффективного функционирующей СВК — это сложный многоступенчатый процесс, и среди этапов этого процесса можно выделить следующие:
1. Анализ и сопоставление определенных целей экономических субъектов, курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности и ее возможностями.
2. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. В положении об организационной структуре должны быть описаны все подразделения с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, с направлениями их деятельности, функций, которые они выполняют, и установлен регламент их взаимоотношений. То же и с положениями о структурных подразделениях.
Важнейшее место в системе управления экономических субъектов занимает контроль стратегических решений: в какой мере принятие решений ведет к достижению их целей. Таким образом, появляется новая задача в формировании контроллинга, что объясняется повышением нестабильности внешней среды, повышением задач управления с контроля прошлого на анализ будущего и скорости реакции на изменения внешней среды, непрерывного отслеживания изменений внутри и во внешней среде экономических субъектов. Очевидна необходимость создания плана действий как по избежанию кризисных ситуаций, так и по обеспечению выживаемости. Для этого требуется расширить системы информационного обеспечения управления. Таким образом, контроллинг - это совокупность методов управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели и задачам экономических субъектов. Контроллинг — это организация управления, основанная на экономической системе, системе управления и информационной автоматизированной системе управления. При отсутствии хотя бы одной составляющей система управления не является контроллингом.
Концепция контроллинга основывается на ряде базовых положений [3], [4].
Во-первых, эта концепция управления
основана на представлении экономического субъекта как «сложной открытой социально-технической системы», имеющей определенные цели. Основной целью считается обеспечение долгосрочного существования и рост благосостояния собственника экономических субъектов. В процессе стратегического управления эта цель трансформируется в задачу максимизации такого показателя, как цена капитала.
Во-вторых, в рамках контроллинга управление рассматривается как процесс реализации воли, что реализуется посредством определенных фаз — постановки проблемы, поиска и оценки альтернатив, принятия решения, реализации и контроля. В упрощенном виде его можно представить как взаимосвязанную систему планирования и контроля хозяйственной деятельности экономических субъектов. С помощью контроллинга обеспечивается их интеграция и координация. Следовательно, неотъемлемой частью работы контроллера является планирование хозяйственной деятельности.
Контроллинг является механизмом саморегулирования экономических субъектов, обеспечивающим обратную связь в системе управления, не подменяя управление, а повышая его качественно. Поэтому можно выделить следующее базовое положение концепции планирования и контроля — контроллинг является интегрирующей и координирующей системой. При этом речь идет не только об интеграции фаз принятия решения, о чем говорилось выше, но и об объединении и координации планов различных функциональных отраслей и структурных единиц и проектов.
Ценность контроллинга проявляется по мере роста и усложнения хозяйственных систем, так как при этом возникает проблема несогласованности различных функциональных планов.
Следующее базовое положение современной концепции контроллинга состоит в том, что последний выполняет функцию поддержки процесса управления. Служба контроллинга не определяет, что планировать, а советует, как и когда следует планировать.
Можно выделить три группы концепций контроллинга, которые связаны с его функциональным обоснованием и институциональным представлением: концепции, ориентированные на бухгалтерский учет, информацию и координацию.
При ориентации на учет преследуются информационные цели, которые могут быть
реализованы в первую очередь с помощью данных бухгалтерского учета, с концентрацией внимания на показателях успеха в денежном выражении, обеспечении прибыли всех экономических субъектов. Этот подход ориентирован на прибыль и в основном на информации и только на данных бухгалтерского учета. Базирующийся на учете контроллинг охватывает релевантные состоянию дел данные в денежном выражении. Более перспективны концепции с ориентацией на информацию, выходящие за рамки подхода, ориентированного на бухгалтерский учет и охватывающие всю целевую систему экономических субъектов, включая не только денежные величины. Это расширяет релевантную базу контроллинга; наряду с бухгалтерской используется чисто количественная и качественная информация, причем непосредственно хозяйственных областей экономических субъектов.
Задача контроллинга — в координации информации с потребностями в ней, однако рациональное включение обширных информационных задач в структуру экономических субъектов представляет трудную проблему. Если вся область информационного хозяйства становится функцией контроллинга, то ее включение в общее поле действия экономических субъектов приобретает неопределенный характер, поскольку информационные потребности вышестоящих инстанций слишком многоаспектны и слабо специфицированы, в чем недостаток данной концепции.
Концепции с ориентацией на координацию базируются на различии между системой управления и системой исполнения. Первичная координация исполнения управленческих решений является задачей самой системы управления. Вторичная координация внутри управленческой системы, разбиваемой на ряд подсистем, относится к контроллингу. В отношении объема его координационной задачи различаются две группы концепций — с ориентацией на планирование и контроль и ориентацией на управленческую систему в целом.
Ориентированные на планирование и контроль концепции нацелены на координацию планирования, контроля и информационного обеспечения, но характеризуются более широким спектром задач, чем подходы с информационной ориентацией.
С осознанием того, что координационные проблемы могут возникнуть внутри всех и между всеми подсистемами управленчес-
кой системы (включая организацию и персонал), координационная задача контроллинга была расширена, в результате чего появились концепции с ориентацией на общеуправленческую систему. Выполняемая контроллингом функция — координация. Она охватывает структуры всех управленческих подсистем, все процессы согласования между ними, а также координацию внутри самих подсистем.
Контроллинг включает в себя установление цели предприятия, текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществления функций контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, а также подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления экономических субъектов на достижение цели и задач, контроллинг представляет собой обратную связь в контуре управления за счет выбора организационного, математического и информационного обеспечения и является синтезом планирования, учета, контроля, экономического анализа, организации информационных потоков.
Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.
Цель стратегического контроллинга — обеспечение «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития. Цель оперативного контроллинга
— создание системы управления достижением текущих целей экономических субъектов с принятием своевременных решений по оптимизации соотношения затраты-прибыль.
В рамках данной системы основными областями контроля за достижением целей являются: стратегические и оперативные качественные и количественные цели; «критические» условия внешней и внутренней среды, учитывающиеся при разработке антикризисных мер, например, используя систему индикаторов экономической безопасности и их пороговые значения; «узкие» места на стратегически важных направлениях деятельности.
Применительно к данным областям необходимо определение (в соответствии со стра-
тегическими целями) системы контролирующих параметров, с учетом использования ограниченного объема показателей (целесообразно включение только целеориентированных параметров), обеспечения многофункциональной оценки деятельности корпорации, перспективности индикаторов; обеспечения возможности раннего предупреждения наступления событий и сравнимости параметров (во временных интервалах, межотраслевых и других видах).
В общей конфигурации система управления подконтрольными параметрами состоит из блоков сравнительного анализа фактических значений параметров с плановыми с целью выявления отклонений, а также причин и последствий отклонений и выявления взаимосвязи и взаимозависимости между полученными отклонениями по контролируемым параметрам и конечным результирующим показателям деятельности корпорации.
В общей системе контроллинга экономических субъектов выделяется один из центральных его блоков — финансовый контроллинг, представляющий собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности, со своевременным выявлением отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений. Основные функции финансового контроллинга заключаются в наблюдении за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов, степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных, диагностике отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии экономических субъектов и снижения темпов финансового развития, разработке оперативных управленческих решений по нормализации финансовой деятельности с корректировкой при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка экономических субъектов. Таким образом, финансовый контроллинг осуществляет не только внутренний контроль за финансовой деятельностью и финансовых операций, но и координирует систему обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.
При этом в построение системы финансового контроллинга экономических субъектов входят:
- определение объекта, видов и сферы контроллинга: он подразделяется на стратегический контроллинг, текущий контроллинг и оперативный контроллинг; каждому из этих видов соответствует определенная его сфера и периодичность осуществления его функций;
- формирование системы приоритетов контролируемых показателей; вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового контроллинга, ранжируется по значимости, при формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных типов центров ответственности, отдельных направлений финансовой деятельности предприятия, различных аспектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов; однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдельным направлениям финансовой деятельности;
- разработка систем количественных стандартов контроля и мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг; система мониторинга как «следящая система» — это основа финансового контроллинга, самая активная часть его механизма для постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления их причин;
- установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях, при этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на положительные, отрицательные «допустимые» и отрицательные «критическое» отклонения; для проведения такой градации экономических субъектов определяются критерии «критических» отклонений, с дифференцированием по контрольным периодам;
- выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по экономическим субъектам в целом и по отдельным «центрам ответственности»;
- формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового контроллинга, для принятия решений менеджерами экономических субъектов (ничего не предпринимать, при размерах отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия; устранить отклонение, поиск и реализацию резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей; изменить систему плановых или нормативных показателей, если возможности нормализации аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют).
Контроллинг существенно повышает эффективность работы экономических субъектов. Финансовый контроллинг осуществляет не только внутренний контроль за финансовой деятельностью, но и координирует систему обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем. При принятии стратегических решений контроллинг может оказать помощь в управленческой деятельности, но не может «отслеживать» внешнюю среду, поведение и действия конкурентов. В области контроля могут возникнуть в будущем проблемы не столько процессов производства и обращения, сколько организации управления. Также все актуальней становится проблема «техноструктуры», заключающаяся в том, что все чаще успешные компании «захватываются» своими же топ-менеджерами, которые в своей деятельности руководствуются сугубо личными либо узкогрупповыми интересами. Такие проблемы можно разрешить только при наличии эффективных контрольных систем. В [1], [2] предложена передача
вновь создаваемых государством компаний активным во внедрении новых объектов менеджерам и распродажей с аукционов сторонним акционерам. Аналогично нужно решить проблемы и компаний, вновь создаваемых, в том числе государством, по различным федеральным программам, в частности, по нацпроектам, учесть особенности при внедрении, например, систем менеджмента качества, включающего в себя контроль функционирования системы управления как внутри, так и во внешней среде. [5] Есть и другие области, где СВК и контроллинг необходимо развивать в соответствии со специфическими задачами создаваемых экономических субъектов.
Источники и литература
1. Алексеев В.А., Смирное Е.М., Алексеев Ю.В. К причинам кризиса реального сектора экономики России // Материалы республиканской науч.-практ. конф. «Наука в развитии села». Чебоксары, 2009. С. 266-273.
2. Алексеев Ю.В. Новые подходы к управлению инвестициями в депрессивных отраслях / Ю.В. Алексеев, В.А. Алексеев // Материалы республиканской науч.-практ. конф. «Наука в развитии села». Чебоксары, 2009. С. 261-266.
3. Бурцев В.В. Управленческий контроль как система // Менеджмент в России и за рубежом.
- 2000. - № 5. С. 38-46.
4. Ивашкевич В.Б., Зайцев С.Н. Контроллинг на предприятиях ФРГ / / Бухгалтерский учет. -1996. - № 10. С. 76-80.
5. Краснова П.Б., Алексеев Ю.В. Особенности внедрения систем менеджмента качества в малых строительных организациях // Сб. науч. статей «Проблемы правовой социализации современной молодежи». Чебоксары, 2012. С. 70-71.
6. Полунина Ю.В, Желтов П.А Система внутреннего контроля предприятия. Существование и оценка эффективности // Корпоративный менеджмент: офиц. сайт. 2008. URL: http:// www.ciln.ru/press/afa/97_3_126-131.pdf.
Alekseev Y.V. DEVELOPING INTERNAL CONTROL SYSTEMS OF ECONOMIC ENTITIES
The article is aimed to analyze the modern state of internal control systems and controlling. It shows the prospects of their specific development for newly established, including state-owned, economic entities.
Keywords: internal control system, controlling, the target of strategic controlling, the target of operational controlling.
АЛЕКСЕЕВ Юрий Владиславович, родился в 1989 г., окончил Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (2011), аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 10работ. E-mail: [email protected]