Научная статья на тему 'Развитие систем вибрационной защиты машин и оборудования'

Развитие систем вибрационной защиты машин и оборудования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
165
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виброзащита / виброизоляция / система с квазинулевой жесткостью / активная виброизоляция / история науки и техники / vibration protection / vibration isolation / system with quasi-zero rigidity / active vibration isolation / history of science and technology

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Валеев Анвар Рашитович, Зотов Алексей Николаевич, Мастобаев Борис Николаевич, Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович

В статье рассматривается развитие вибрационной защиты машин и оборудования на территории России. Рассмотрено появление первых элементов виброзащиты. Изучено появление и развитие амортизаторов в автомобилестроении. Приведено начало использования виброизоляции в машиностроении. Изучены основные текущие направления развития виброзащиты, такие как виброизоляторы с линейной силовой характеристикой, виброизоляционные системы с квазинулевой жесткостью, активная виброизоляция. Рассмотрены основные исторические аспекты развития и становления данных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Валеев Анвар Рашитович, Зотов Алексей Николаевич, Мастобаев Борис Николаевич, Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VIBRATION PROTECTION SYSTEMS FOR MACHINERY AND EQUIPMENT

The article discusses formation of vibration protection of automobiles and equipment in Russia. The appearance of the first elements of vibration protection is considered. The appearance and development of shock absorbers in the automotive industry are studied. The beginning of the use of vibration isolation in mechanical engineering is given. The main current trends in the development of vibration protection, such as vibration isolators with linear force characteristics, vibration isolation systems with quasi-zero stiffness, active vibration isolation, are studied. The main historical aspects of the development and formation of these directions are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие систем вибрационной защиты машин и оборудования»

I

I

УДК: 93/94

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2021-3-4-22-28

Развитие систем вибрационной защиты машин и оборудования

А.Р. Валеев1, А.Н. Зотов1, Б.Н. Мастобаев1, Э.М. Мовсумзаде 1 2

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия

ORCID ORCID ORCID ORCID

https://orcid.org/0000-0001-7197-605X, E-mail: anv-v@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-0250-3739, E-mail: anz21963@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-5379-9520, E-mail: mastoba@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

2 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

Резюме: В статье рассматривается развитие вибрационной защиты машин и оборудования на территории России. Рассмотрено

появление первых элементов виброзащиты. Изучено появление и развитие амортизаторов в автомобилестроении. Приведено

начало использования виброизоляции в машиностроении. Изучены основные текущие направления развития виброзащиты, такие

как виброизоляторы с линейной силовой характеристикой, виброизоляционные системы с квазинулевой жесткостью, активная

виброизоляция. Рассмотрены основные исторические аспекты развития и становления данных направлений.

Ключевые слова: виброзащита, виброизоляция, система с квазинулевой жесткостью, активная виброизоляция, история науки и

техники.

Для цитирования: Валеев А.Р., Зотов А.Н., Мастобаев Б.Н., Мовсумзаде Э.М. Развитие систем вибрационной защиты машин и оборудования // История и педагогика естествознания. 2021. № 3-4. С. 22-28. DOI: 10.24412/2226-2296-2021-3-4-22-28

FORMATION OF VIBRATION PROTECTION SYSTEMS FOR MACHINERY AND EQUIPMENT Anvar R. Valeev1, Alexey N. Zotov1, Boris N. Mastobaev1, Eldar M. Movsumzade1- 2

1 Ufa State Petroleum Technological University, 450064, Ufa, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7197-605X, E-mail: anv-v@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0250-3739, E-mail: anz21963@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5379-9520, E-mail: mastoba@mail.ru

2 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art) 117997, Moscow, Russia ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

Abstract: The article discusses formation of vibration protection of automobiles and equipment in Russia. The appearance of the first elements of vibration protection is considered. The appearance and development of shock absorbers in the automotive industry are studied. The beginning of the use of vibration isolation in mechanical engineering is given. The main current trends in the development of vibration protection, such as vibration isolators with linear force characteristics, vibration isolation systems with quasi-zero stiffness, active vibration isolation, are studied. The main historical aspects of the development and formation of these directions are considered. Keywords: vibration protection, vibration isolation, system with quasi-zero rigidity, active vibration isolation, history of science and technology.

For citation: Valeev A.R., Zotov A.N., Mastobaev B.N., Movsumzade E.M. FORMATION OF VIBRATION PROTECTION SYSTEMS FOR MACHINERY AND EQUIPMENT. History and Pedagogy of Natural Science. 2021, no. 3-4, pp. 22-28. DOI: 10.24412/2226-2296-2021-3-4-22-28

Первые элементы систем виброзащиты начали появляться еще до нашей эры. В I веке до н.э. римляне использовали подрессоренные колесницы для путешествий. Они применяли некое подобие рессоры в виде цепей или кожаных ремней. После распада Римской империи некоторые технологии были утеряны, и к ним вернулись только в XV веке.

В конце XVII века в Берлине были разработаны стоячие рессоры - С-образные пружины, связывающие колесные оси с кузовом. К верхнему концу рессоры на ремне привешивали кузов, а нижний конец рессоры через муфту соединялся с осью, не мешая ей вращаться. Рессоры делались

из нескольких скрепленных воедино деревянных, а позже стальных полос, что придавало конструкции гибкость и прочность (рис. 1).

В 1805 году каретным мастером Эллиотом была изобретена лежачая рессора. Она располагалась между колесной осью и кузовом экипажа и изготавливалась из закаленных полос стали заданной дугообразной формы.

С появлением автомобилей существующие на тот момент принципы виброзащиты для карет уже не справлялись: автомобили были быстрее и тяжелее.

Первые амортизаторы фрикционного типа появились в 1902 году, когда инженеры французской компании Mors

22J

История и педагогика естествознания

3-4 • 2021

Рис. 1. Стоячая рессора: 1 - колесо; 2 - ремень; 3 - рессора

Рис. 2. Конструкция фрикционного амортизатора

установили на гоночный автомобиль MorsType Z 60 HP фрикционные амортизаторы (рис. 2). Фрикционные амортизаторы состояли из пары рычагов с трущимися элементами. Амортизаторы были недорогими и простыми в производстве, однако их ресурс был крайне низок. Тем не менее они встречались на автомобилях вплоть до 50-х годов (фото 1).

В 1906 году французский инженер Морис Худейи запатентовал гидравлические рычажные (лопастные) амортизаторы, однако в то время они не привлекли к себе большого внимания со стороны автопроизводителей. Это был масляный цилиндр, в корпусе которого располагалась ось с несколькими лопатками. В этих лопатках были отверстия, при повороте оси жидкость проходила через них с определенным сопротивлением, тем самым обеспечивая демпфирование.

Дальнейшим развитием этих узлов стали рычажные амортизаторы поршневого типа: вместо оси с лопатками в корпусе устанавливался поршень, приводимый в движение через кривошипно-шатунный механизм. В корпусе располагались клапаны, которые регулировали переток масла из одной полости в другую и обеспечивали демпфирующий эффект. Такая система была удобна с точки зрения унификации: для настройки подвески конкретной модели автомобиля достаточно было установить клапаны с оптимальной пропускной способностью (фото 2).

Амортизаторы телескопической конструкции впервые появились на автомобиле Lancia Lambda еще в 1922 году. Они выглядят достаточно привычно для современного автолюбителя. Преимущества телескопических амортизаторов были очевидны: они были не только проще, дешевле и надежнее своих предшественников, но к тому же были выгодны с точки зрения компоновки внутри - пружины на независимых подвесках. Телескопические амортизаторы получили широкое распространение в конце 40-х, когда

1. Фрикционный амортизатор на Bentley 1929 года

Рычажный амортизатор ГАЗ-21

3-4 • 2021

История и педагогика естествознания

\23

3. Телескопический амортизатор ГАЗ-24 в разборе

4. П.Л. Капица, советский инженер и ученый, лауреат Нобелевской премии, пропагандировавший использование виброизоляции вместо массивных фундаментов

компания Ford начала массовый выпуск моделей с подвеской типа «Макферсон» (фото 3).

В начале ХХ века локомотивами внедрения средств виброзащиты были крупное оборудование и автомобили. При этом если для автомобилей применение виброизоляторов и амортизаторов казалось очевидным, то в оборудовании их внедрение зачастую вызывало споры.

Так, в первой половине ХХ века было четыре основных способа уменьшения вибрации оборудования [1]. Первый -снижение активности самого оборудования, в том числе центрирование вала и т.д. Второй - изменение конструкции оборудования, в том числе увеличение массы фундамента. Третий - добавление динамического гасителя (то есть присоединение к объекту дополнительной механической системы, изменяющей характер его колебаний). Четвертый - виброизоляция (то есть установка между объектом и источником дополнительной системы, защищающей объект от механических воздействий, возбуждаемых источником).

Вначале не практике чаще всего применяли второй способ - увеличение массы фундамента, хотя нередко это вело к увеличению массы, металлоемкости и затрат на сооружение объектов в 3-5 раз. На сегодняшний день общепризнанным методом является виброизоляция, но поначалу ее внедрение происходило с трудностями. Еще в 1939 году П.Л. Капица (фото 4), занимающийся в то время разработкой мощной и огромной турбины с высокой вибрацией, предлагал отказаться от массивных фундаментов [2] в пользу использования амортизаторов.

П.Л. Капица в тот момент отмечал [2], что нет почти ни одного фундамента, который был бы правильно рассчитан. Он заключил, что массу бетона часто загоняют зря под фундаменты, которые не только не нужны, но могут быть даже вредны. Согласно его расчетам, большинство электроагрегатов (динамо-машины, моторы) вообще не требуют никаких фундаментов; они могут стоять прямо на полу, если под них подложить правильно рассчитанные амортизаторы. Но в большинстве случаев инженеры продолжали устанавливать массивные фундаменты, что приводило не только к излишней трате строительных материалов, но и, по существу, облегчает передачу вибрации от машины к стенам здания.

П.Л. Капица вспоминал о компрессоре завода «Борец» и сооруженном для него фундаменте с резиновыми про-

кладками. Когда компрессор был смонтирован и машина запущена, рабочие увидели, что компрессор вместе с фундаментом (общим весом около 20 т) начал прыгать. Им показалось со страху, что амплитуда его колебаний достигает нескольких сантиметров. Не выдержав такого зрелища, они выбежали из компрессорной, по-видимому, решив, что машина должна сейчас рассыпаться на части. Когда выяснилось, что колебания фундамента не превышают 2-3 мм, как это следовало из расчета, никто все еще не мог поверить, что в машине не возникает вредных последствий тряски. «Прыгающий» компрессор продолжал нервировать работников, в особенности комиссию по охране труда. Приехавшая проверочная комиссия не могла опровергнуть теоретических выводов, а также не могла доказать, что такая установка машины опасна. В то же время отсутствие тряски самого здания было очевидно: чашечки с ртутью, стоящие на полу недалеко от компрессора, показывали отсутствие ряби на поверхности, а это довольно чувствительный метод обнаружения тряски. К слову, та машина успешно работа многие годы.

Во второй половине ХХ века развитие средств вибрационной защиты оборудования пошло по четырем принципиальным направлениям:

- виброизоляторы с линейной силовой характеристикой;

- средства виброзащиты, основанные на демпфировании;

- виброизоляционные системы с квазинулевой жесткостью;

- активная виброизоляция.

Виброизоляторы с линейной силовой характеристикой представляют собой широкий перечень средств, таких как пружинные виброизоляторы, резиновые амортизаторы, рессоры, торсионы и т.п. Так, в СССР серийно выпускали резинометаллические виброизоляторы, виброизоляторы типа АП, АЧ, АР, АН, АМ, АКСС, АД, АФД, АПН, ДК, АРМ, АЦП и др. [3]. На сегодняшний день в силу технической простоты виброизоляторы с линейной силовой характеристикой получили всевозможные варианты исполнения и применяются повсеместно.

Однако виброизоляторы с линейной силовой характеристикой имеют ограниченную эффективность виброизоляции и снижают уровень вибрации обычно не более чем на

История и педагогика естествознания 3-4 ■ 2021

Рис. 3. Оригинальная система П.М. Алабужева

5. П.М. Алабужев, предложивший новый принцип виброзащиты на основе систем с квазинулевой жесткостью

Рис. 4. Классификация систем с квазинулевой жесткостью П.М. Алабужева

20-25 дБ. Со временем появились подобные системы с двумя степенями свободы, по сути, представляющие собой две последовательно соединенные системы виброизоляции. Это позволило увеличить эффективность виброизоляции до 45 дБ, но при этом увеличивались сложность и габариты [4].

Ограничением виброизоляторов с линейной силовой характеристикой является соответственно данная линейность. Поэтому логичным развитием систем виброизоляции стало использование нелинейной силовой характеристики, что привело к характеристике с квазинулевой жесткостью. В общем случае в такой характеристике в некоторой точке имеется практически нулевая жесткость. Малая жесткость системы при значительной нагрузке позволяет уменьшить частоту собственных колебаний до значений 1 Гц и менее, что дает возможность изолировать широчайший спектр колебаний, включая низкие частоты. В разных источниках иногда встречаются и синонимы: система с отрицательной жесткостью (system with negative stiffness), система с нулевой жесткостью (zero-stiffness system), system with high static low dynamic stiffness.

Впервые упругие системы с квазинулевой жесткостью были предложены профессором П.М. Алабужевым (фото 5) в 1967 году [5].

Алабужевым П.М. рассматривались и аналитически изучались различные системы с квазинулевой жесткостью, проведена подробная классификация подобных систем [6] (рис. 3-4).

В качестве одного из направлений использования виброзащитных систем с квазинулевой жесткостью были

Рис. 5. Схема виброзащитной рукоятки с квазинулевой жесткостью, предложенная П.М. Алабужевым

Регулировочный винт

Гайка Направляющие

Корпус

Несущая пружина

Шток

Шайба

Корректор жесткости

Сепаратор

Вентиль

Промежуточное звено Футорка

3-4■2021

История и педагогика естествознания

15

Таблица 1.

Сравнение различных типов систем с квазинулевой жесткостью

Свойство Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4

Общее описание Опорный упругий элемент + компенсатор жесткости Один опорный элемент в состоянии, близком к потере устойчивости Эластичный элемент, перемещается по направляющим специальной формы Активные и полуактивные системы

Габариты Большие Маленькие Большие Большие

Ширина зоны с квазинулевой жесткостью Маленькая Маленькая Большая Маленькая

Недостатки Необходимость стабилизации для сжатых пружин, большие габариты Эффекты релаксации и ползучести Большое трение в узлах, большие габариты Сложность, подвод электричества

предложены ручные инструменты, в частности пневмомо-лотки [7] (рис. 5).

В 1993 году в США была основана компания Minus K Technology инженером Dr. David L. Platus, деятельность которой была направлена на коммерческое внедрение систем виброизоляции с квазинулевой жесткостью пассивного типа [8].

На сегодняшний день системы с квазинулевой жесткостью имеют различные варианты реализации, но чаще всего представлены механическими конструкциями пассивного типа, в которых заданные свойства обеспечиваются определенным сочетанием упругих элементов. Каждый из типов систем с квазинулевой жесткостью имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1).

Стоит отметить, что большая часть вариантов получения квазинулевой жесткости характеризуется использованием одновременно нескольких упругих элементов. Это ведет к большим габаритам и огромному количеству запасенной потенциальной энергии, что снижает возможности практического применения, по крайней мере на сегодняшний день их развития. Однако стоит отметить именно тип 2 систем с квазинулевой жесткостью (см. табл. 1), где такое не наблюдается.

Это обстоятельство привело к концепции виброзащитного метаматериала с внутренней структурой, обеспечивающей квазинулевую жесткость. Такие метаматериалы стали появляться в XXI веке. Метаматериал - это конструкция со

специальной внутренней структурой, придающей ему уникальные свойства, отсутствующие в естественной природе. Современные достижения в области аддитивных технологий, трехмерной печати, открывают широкие возможности в области создания метаматериалов. В частности, такой подход можно использовать для создания специальных упругих структур в эластичных конструкциях, иначе говоря, для изготовления новых средств защиты от вибрации и ударов. Синтезируя различные внутренние структуры упругих метаматериалов, можно придавать им разные силовые характеристики, в том числе и нелинейные.

Использование периодических структур на подобии метаматериалов в области ударозащитных и виброизоляционных метаматериалов изучалось авторами A. Carrella [9], D.M. Correa, C.C. Seepersad и M.R. Haberman [10, 11], А.Р. Валеевым, А.Н. Зотовым, А.Ю. Тихоновым [12]. Известны публикации о метаматериалах для широкополосной виброизоляции на низкой частоте авторов Z. Wang, Q. Zhang, K. Zhang, G. Hu [13].Одним из способов получить квазинулевую жесткость оказалось применение сотовой структуры (в оригинале - «honeycomb structure») [10].

Благодаря аддитивным технологиям и 3D-печати, использованию концепции метаматериалов с квазинулевой жесткостью можно создавать средства защиты от ударов и системы виброизоляции, которые по своим геометрическим параметрам могут быть очень тонкими и компактными. Один слой такого материала может быть толщи-

Рис. 6. Принципиальная конструкция виброзащитного метаматериала с внутренней структурой, обеспечивающей квазинулевую жесткость: а - общий эскиз; б - эскиз одной ячейки; 1, 2 - упругие слои; 3 - внутренний слой; 4 - заполнитель; 5 - верхняя опорная стенка одной ячейки; 6 - наклонная стенка одной ячейки; 7 - верхняя опорная стенка одной ячейки

da

История и педагогика естествознания

3-4■2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

ной в несколько миллиметров, а возможность создания метаматериалов с разными слоями позволяет создавать слоеные конструкции с набором специальных свойств (типа «сэндвич»). Это привело к возможности создания многослойных метаматериалов с квазинулевой жесткостью (рис. 6) [14].

Самым большим потенциалом в виброзащите по эффективности обладает активная виброизоляция. Первые идеи активного гашения - патент Lueg'а 1934 года (Германия) [17] и работы Н. О^оп'а 50-х годов (США) [18] относились к шуму. Во время Второй мировой войны активные системы виброзащиты получили сильный импульс, поскольку они были применены к системам обороны. В 1950-х годах разрабатывались системы активного подавления вибрации, в частности применявшейся при изготовлении сидений для вертолетов [19]. В СССР разработка активной виброза-

щиты началась в 60-е годы в Институте машиноведения АН СССР под руководством академика К.В. Фролова и профессора М.Д. Генкина [20].

В промышленности активная виброизоляция начала внедряться в 1990-е годы в области прецизионного оборудования. Развитию активной виброизоляции способствовало появление серьезных теоретических основ активной вибро- и шумозащиты [21, 22]. Решающую роль сыграло появление эффективных цифровых алгоритмов настройки [23].

Вот некоторые важнейшие области, где уже сегодня активные системы находят практическое применение: защита прецизионного - измерительного и технологического оборудования от внешних низкочастотных воздействий; снижение структурного шума, излучаемого наземным транспортом, судами и подводными лодками; снижение вибрации, шума и импульсных нагрузок на транспорте [24].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вибрации в технике: справ. В 6 т. Т. 1. Колебания линейных систем / под ред. В.В. Болотина М.: Машиностроение, 1978. 352 с. Рубинин П.Е. Двадцать два отчета академика П.Л. Капицы // Химия и жизнь. 1985. № 3-5. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/KA-PITZA/KAP_17.HTM (дата обращения 15.08.2021).

Вибрации в технике: справ. В 6 т. Т. 6. Защита от вибрации и ударов / под ред. К.В. Фролова. М.: Машиностроение, 1981. 456 с. 4. Xiong Feng et al 2021 J. Phys.: Conf. Ser. 1820 012009 Doi:10.1088/1742-6596/1820/1/012009

Alabuzhev P.A. Vibration Protecting and Measuring Systems with Quasi-Zero Stiffness / P.A. Alabuzhev, L. Gritchin, L. Kim, G. Migirenko, V. Chon, P. Stepanov - Hemisphere Publishing, New York. 1989. 100 p.

Алабужев П.М., Гритчин А.А. Виброзащитные системы с квазинулевой жесткостью / под ред. К.М. Рагульскиса. Л.: Машиностроение, 1986. 96 с.

Алабужев П.М., Зуев А.К., Кирнарский М.Ш. Использование систем почти постоянного усилия для защиты от вибрации в ручных инструментах // Пути снижения вибрации и шума ручных машин. М.: ЦНИИТЭстроймаш, 1973. С. 70.

About Minus K Technology URL: https://www.minusk.com/content/about vibration isolation passive vibration isolators.html (дата обращения 15.08.2021).

Carrella A. Passive vibration isolators with high-static-low-dynamic-stiffness / A. Carrella. - PhD thesis, University of Southampton, UK. 2008. 187 p.

10.Correa, D.M. Negative Stiffness Honeycombs for Recoverable Shock Isolation / D. M. Correa, T. D. Klatt, S. A. Cortes, M. R. Haberman, D. Kovar, C. C. Seepersad // Rapid Prototyping Journal. 2015. No. 21(2). P. 193-200.

11.Correa, D.M. Mechanical design of negative stiffness honeycomb materials / D.M. Correa, C.C. Seepersad, M.R. Haberman // Integrating Materials and Manufacturing Innovation. 2015. Vol. 4:10. 11 p.

12.Валеев А.Р., Зотов А.Н., Тихонов А.Ю. Виброизоляционная подвеска валов с квазинулевой жесткостью // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. 2010. № 3. С. 68 - 71.

13.Wang, Z. Tunable digital metamaterial for broadband vibration isolation at low frequency / Z. Wang, Q. Zhang, K. Zhang, G. Hu // Advanced materials. 2016. Vol. 28. P. 9857-9861.

14.Valeev A.R. Numerical and experimental analysis of metamaterials with quasi-zero effect for vibration isolation. AIP Conference Proceeding. 2007. No. 1859, 020061 - 4 p.

15.Valeev A.R. Vibration Isolating Metamaterial With Arc-Structure / A. R. Valeev. IOP Conference Proceedings. 2017. No. 225, 012142. 6 p.

16.Патент РФ № 186424 СПК E04B 1/98; B32B 7/02. Виброизоляционная панель / Валеев А.Р., Колчин А.В. Опубл.: 21.01.2019. Бюл. № 3.

17.P. Lueg: Process of Silencing Sound Oscillations. US Patent No. 2043416, 1934.

18.Olsen H.F. and May E.G. Electronic sound absorber // J. Acoustical Society of America, 25, 1130-1136,1953.

19.Active Vibration Isolation Systems. Ametek URL: https://www.techmfg.com/learning/technicalbackgroundindex/activevibrationisolationsystems (дата обращения 15.08.2021).

20.Кирюхин А.В., Тихонов В.А., Чистяков А.Г., Яблонский В.В. Активная виброзащита - назначение, принципы, состояние. История разработок и состояние // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2011. № 3. С. 63-69.

21. Fuller C., Elliott S. and Nelson P. Active control of vibration. Academic Press, 1996.

22.Hansen C. and Snyder S. Active control of noise and vibration, E & FN Spon., 1997.

23.Widrow B. and Hoff M. (1960). Adaptive switching circuits. IRE, V. 4, p. 96-104.

24.Кирюхин А.В., Тихонов В.А., Чистяков А.Г., Яблонский В.В. Активная виброзащита - назначение, принципы, состояние. Назначение и принципы разработки // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2011. № 2. С. 108-111.

REFERENCES

Vibratsii v tekhnike: Spravochnik. V 6 tomakh T. 1. Kolebaniya lineynykh [Vibrations in technology: a Handbook. In 6 volumes. Vol. 1. Oscillations of linear systems]. Moscow, Mashinostroyeniye Publ., 1978. 352 p.

Rubinin P.YE. Twenty-two reports by Academician P.L. Kapitsa. Khimiya i zhizn', 1985, vol. 3-5 (In Russian). Available at: http://vivovoco.astronet. ru/VV/PAPERS/KAPITZA/KAP_17.HTM (accessed 15 August 2021).

Vibratsii v tekhnike: Spravochnik. V 6-ti t. T. 6. Zashchita ot vibratsii i udarov [Vibrations in Technology: A Handbook. In 6 volumes. Vol. 6. Protection from vibration and shock]. Moscow, Mashinostroyeniye Publ., 1981. 456 p. Xiong Feng. Нет названия статьи J. Phys., 2021. doi:10.1088/1742-6596/1820/1/012009.

Alabuzhev P.A., Gritchin L., Kim L., Migirenko G., Chon V., Stepanov P. Vibration protecting and measuring systems with quasi-zero stiffness. New York, Hemisphere Publ., 1989. 100 p.

Alabuzhev P.M., Gritchin A.A. Vibrozashchitnyye sistemy s kvazinulevoy zhestkost'yu [Vibration protection systems with quasi-zero rigidity]. Leningrad, Mashinostroyeniye Publ., 1986. 96 p.

Alabuzhev P.M., Zuyev A.K., Kirnarskiy M.SH. Puti snizheniya vibratsii i shuma ruchnykh mashin [Ways to reduce vibration and noise of hand-held machines]. Moscow, TSNIITEstroymash Publ., 1973. p. 70.

About Minus K Technology Available at: https://www.minusk.com/content/about_vibration_isolation_passive_vibration_isolators.html (accessed 15 August 2021).

Carrella A. Passive vibration isolators with high-static-low-dynamic-stiffness. Dr. sci. diss. UK, 2008. 187 p.

10. Correa, D.M., Klatt T. D., Cortes S. A., Haberman M. R., Kovar D., Seepersad C. C. Negative stiffness honeycombs for recoverable shock isolation. Rapid Prototyping Journal, 2015, no. 21(2), pp. 193-200.

11. Correa, D.M. Seepersad C.C., Haberman M.R. Mechanical design of negative stiffness honeycomb materials. Integrating Materials and Manufacturing Innovation, 2015, vol. 4:10, p. 11.

12. Valeyev A.R., Zotov A.N., Tikhonov A.YU. Vibration-insulating suspension of shafts with quasi-zero rigidity. Problemy sbora, podgotovki i transporta nefti i nefteproduktov, 2010, no. 3, pp. 68 - 71 (In Russian).

13. Wang, Z., Zhang Q., Zhang K., Hu G. Tunable digital metamaterial for broadband vibration isolation at low frequency. Advanced materials, 2016, vol.

История и педагогика естествознания

17

28, pp. 9857-98B1.

14. Valeev A.R. Numerical and experimental analysis of metamaterials with quasi-zero effect for vibration isolation. AIP Conference Proceeding, 2007, no. 1859, 020061 - 4 p.

15. Valeev A.R. Vibration isolating metamaterial with arc-structure. I0P Conference Proceedings, 2017, no. 225, 012142- 6 p.

16. ValeyevA.R., Kolchin A.V. Vibroizolyatsionnaya panel' [Vibration-insulating panel]. Patent RF, no. 186424, 2019.

17. Lueg P. Process of silencing sound oscillations. Patent US, no. 2043416,1934.

18. Olsen H.F., May E.G. Electronic sound absorber. J. Acoustical Society of America, 1953, no. 25, pp. 1130-1136.

19. Active vibration isolation systems. Ametek Available at: https://www.techmfg.com/learning/technicalbackgroundindex/activevibrationisolationsys-tems (accessed 15 August 2021).

20. Kiryukhin A.V., Tikhonov V.A., Chistyakov A.G., Yablonskiy V.V. Active vibration protection - purpose, principles, condition. 2. Development history and state. Problemy mashinostroyeniya i avtomatizatsii, 2011, no. 3, pp. 63-69 (In Russian).

21. Fuller C., Elliott S., Nelson P. Active control of vibration. Academic Press Publ., 1996.

22. Hansen C., Snyder S. Active control of noise and vibration. E S. FN Spon. Publ., 1997.

23. Widrow B., Hoff M. Adaptive switching circuits. IRE, 1960, vol. 4, pp. 96 -104.

24. Kiryukhin A.V., Tikhonov V.A., Chistyakov A.G., Yablonskiy V.V. Active vibration protection - purpose, principles, condition. 1. Purpose and principles of development. Problemy mashinostroyeniya i avtomatizatsii, 2011, no. 2, pp. 108-111 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Валеев Анвар Рашитович, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Зотов Алексей Николаевич, д.т.н., проф. кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Мастобаев Борис Николаевич, д.т.н., проф., завкафедрой транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Anvar R. Valeev, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof, of the Department of Transport and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University. Alexey N. Zotov, Dr. Sci. (Tech.), Prof, of the Department of Construction and Repair of Gas and Oil Pipelines and Gas and Oil Storages. Ufa State Petroleum Technological University.

Boris N. Mastobaev, Dr. Sci. (Tech.), Prof., Head of Department of Transport and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University. Eldar M. Movsumzade, Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector, Ufa State Petroleum Technological University, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

28

История и педагогика естествознания

3-4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.