Научная статья на тему 'Развитие систем управления процессами получения крупногабаритных монокристаллов из расплава'

Развитие систем управления процессами получения крупногабаритных монокристаллов из расплава Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
110
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Суздаль Виктор Семенович, Епифанов Юрий Михайлович, Звягинцев Владимир Николаевич, Герасимчук Лариса Ивановна, Тавровский Игорь Игоревич

Рассматриваются основные этапы развития в НТК “Институт монокристаллов” (г .Харьков) систем управления процессами получения сцинтилляционных крупногабаритных монокристаллов из расплава за последние десять лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Суздаль Виктор Семенович, Епифанов Юрий Михайлович, Звягинцев Владимир Николаевич, Герасимчук Лариса Ивановна, Тавровский Игорь Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие систем управления процессами получения крупногабаритных монокристаллов из расплава»

УДК 548.552.24

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПОЛУЧЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ МОНОКРИСТАЛЛОВ ИЗ РАСПЛАВА

СУЗДАЛЬ В.С., ЕПИФАНОВ Ю.М.,

ЗВЯГИНЦЕВ В.Н., ГЕРАСИМЧУКЛ.И., ТАВРОВСКИЙ И.И., СТРЕЛЬНИКОВ Н.И., АРТЕМЕНКО М.П._________________________

Рассматриваются основные этапы развития в НТК “Институт монокристаллов” (г .Харьков) систем управления процессами получения сцинтилляционных крупногабаритных монокристаллов из расплава за последние десять лет.

1. Введение

К системам автоматизации процессов получения крупногабаритных сцинтилляционных монокрис -таллов (КСМ) предъявляют повышенные требования. Это относится, прежде всего, к надежности систем управления (СУ) и воспроизводимости результатов их функционирования. Управляемость технологического процесса в значительной степени зависит от отсутствия существенных колебаний тепловых условий роста КСМ [1].

Разработанные различными отечественными и зарубежными фирмами СУ процессами выращивания монокристаллов из расплава методом Чохраль-ского [2-4] находят ограниченное применение при получении КСМ, что связано с особенностями управления этими технологическими системами.

Первая особенность заключается в ограниченности выбора метода контроля информативного параметра (диаметра монокристалла). Оптические преобразователи не применяют, поскольку измерение, например, телевизионным датчиком [2, 3] диаметра монокристалла более 300 мм возможно только с большими погрешностями. Дополнительные ошибки возникают в связи с продолжительным (до 10 суток) циклом выращивания из-за неизбежного загрязнения оптических элементов. Датчики веса, которые широко используют при получении полупроводниковых монокристаллов средних размеров [4], с повышением массы монокристалла применять нецелесообразно из-за существенного увеличения нестабильности механических приводов весовых преобразователей. Поэтому при выращивании КСМ используют метод косвенного контроля диаметра монокристалла—метод измерения уровня расплава, который лишен этих недостатков [5].

СУ на основе метода контроля уровня расплава разработаны в двух модификациях — непрерывное [4] и дискретно-непрерывное (с подъемом монокристалла на небольшую заданную высоту в течение короткого промежутка времени [6]) вытягивание монокристалла. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки, но используется для выращивания различных КСМ.

РИ, 2001, № 4

Второй особенностью технологических схем выращивания КСМ является обязательное использование подпитки расплава в процессе роста монокристалла [6].

Третья особенность связана с выбором канала управления ростом КСМ. Известно, что помимо температуры расплава, в качестве управляющего параметра при получении монокристаллов из расплава может быть использована скорость вытягивания Увт [7]. Однако теоретически обосновано, что стабилизация диаметра кристалла путем управления только Увт не обеспечивает устойчивости скорости кристаллизации, необходимой для получения кристаллов высокого качества [8], тем более при выращивании КСМ.

В настоящей работе обобщены результаты последовательного повышения качества управления ТП ПМР путем модернизации и развития СУ в НТК “Институт монокристаллов” (г.Харьков) за последнее десятилетие.

2. Постановка задачи

Принцип работы одной из первых СУ [9], учитывающих особенности процесса получения КСМ, заключается в том, что по сигналу датчика уровня расплава формируются корректирующие воздействия на температуру Тд нагревателя дна тигля и параметры подпитки расплава (рис. 1).

Рис.1. СУ процессом выращивания КСМ [9,10]:

1— ростовая печь; 2а,2б — донный и боковой нагреватели;3-тигель;4 — кристалл; 5 — КД; 6 — электропривод КД; 7 — блок подпитки;8-датчик уровня расплава;9—датчик перемещения КД;

10 — вычислительный блок; 11,13 — блоки задания и сравнения временных интерва-лов;12-блок управления подпиткой; 14,15— регуляторы температуры нагрева бока и дна; 16,17,18 — блоки задания v3, определения Уф и их сравнения

Датчик уровня расплава 8 непрерывно выдает информацию на блоки вычислений и управления подпиткой. Когда сигналы задания от блока 11 поступают к вычислителю 10, начинается отсчет времени Дф . После измерения начального уровня расплава h0 подается сигнал на перемещение кристаллодержателя (КД) вверх на величину Ahк. Уровень расплава в тигле падает. По результатам

91

сравнения в блоке 10 Ah с ДЦ за время Ah2 регулятором 15 изменяется значение Тд . По истечении периода (Д^ +ДІ2І осуществляется подпитка расплава исходным сырьем, а по достижении значения h0 в блоке 12 формируется сигнал отключения подпитки.

СУ работает циклически с задаваемым временем цикла Ato (табл.1).

Таблица 1 Характеристики ТП и СУ

Наименование Рабочее значение

Время подъема КСМ на Дй к At1 2 с

Время формирования сигнала коррекции Тд At2 10 с

Время подпитки расплава At3 5-7 мин

Время формирования сигнала коррекции Тб At4 7 мин

Общее время цикла (At1 + At2 + At3 + At4) At0 15 мин.

Изменение уровня расплава за время подъема КСМ (заданное и фактическое) Aho , Дй 1У2 мм

Шаг перемещения КД Ah к 0,5 мм

Средняя скорость роста КСМ при дискретном подъеме КД V 4 мм/час

Средняя скорость роста КСМ при падении уровня расплава (факт и задание) Хф, V р2 3 мм/час

Время измерения Хф Ax 3 мин

3. Разработка новых элементов СУ

Частота корректирующих воздействий на температуру в СУ [9] недостаточна для уменьшения относительных отклонений диаметра монокристалла в процессе его выращивания. Улучшить ситуацию удалось в СУ [10], измеряя, помимо уровня расплава, скорость Хф его изменения и дополнительно корректируя температуру Тб бокового нагревателя. Информация от датчика 8 (см. рис. 1) с началом интервала At4 непрерывно поступает на блок 18 для расчета с шагом Дт значений:

Shi

^ =^

Хф2 --

Sh1

Дт

Хфы -

ShN

Дт ,

(1)

где Sh! - hi2 -h1i;Sh2 - hl3 -hl2;-;ShN - h1(N+1) _h1N .

Эти значения в блоке 17 сравниваются c v р2, после

чего температуру Тб изменяют регулятором 14. Воздействие на боковой нагреватель позволяет осуществить прецизионное управление температурой расплава по изменению величин 5h1 ^ ShN, т.е. по разности заданной и фактической скоростей 92

изменения уровня расплава. Дополнительная коррекция Тб в течение At4 составляет ±(0,5^1,0)°С, а воздействия на расплав не превышают ±(0,25^0,5)°С.

В СУ [10] не учитывается зависимость величины дискретного перемещения КД от таких факторов, как инерционность электропривода, точность механических элементов и узлов. В результате фактическое перемещение отличается от задаваемой величины, что приводит к появлению дополнительной погрешности определения Ah после каждого подъема монокристалла. Для устранения этого недостатка в СУ [11] используется блок контроля величины дискретного перемещения КД (рис.2,а, где блок СУ 1 включает в себя все элементы схемы рис.1, кроме блоков 6, 9,10 и 15).

Рассогласование между заданным и фактическим значениями величины перемещения обрабатывается в вычислителе 10 и учитывается при формировании управляющих воздействий на донный нагреватель.

а

б

Рис.2. СУ с добавлением контуров: а — перемещения КД [11] (19 — блок задания и контроля величины перемещения КД); б — “быстрого реагирования” [12] (20,21 — датчики мощности; 22,23—усилители-сумматоры; 24,25 — усилители мощности с ПИД-контроллера-ми); в — управления ростом на стадии подпит-ки[14] (26 - блок логики; 27— блок определения прогнозного значения сигнала ошибки;

28,29 - элементы “НЕ” и “2И-ИЛИ-НЕ”)

РИ, 2001, № 4

От блока 19 на электропривод 6 поступает сигнал перемещения кристалла на Ah к и в блоке 10 определяется фактическое перемещение КД AhK. Значение | Ahк - AhK | после обработки в вычислителе 10 учитывается при окончательной коррекции разности уровней расплава: h2 = h2 - q-1 Ahк -AhK |, где q -эмпирически заданная константа.

На результаты функционирования СУ [10, 11] оказывают влияние быстроменяющиеся возмущения (например, нестабильности напряжения сети питания). Такие помехи снижают качество прецизионного регулирования относительно медленно меняющихся температур нагревателей и увеличивают отклонения диаметра КСМ.

Эти недостатки устраняет СУ [ 12], которая обеспечивает повышенные точность поддержания диаметра КСМ и надежность управления ТП. В ней используются датчики мощности 20, 21, усилители-сумматоры 22, 23 и цифровые усилители мощности 24, 25 с ПИД-контроллерами (рис.2, б, где все элементы схемы рис.2, а, помимо регуляторов 14 и 15, объединены в один блок СУ2). Возмущения фиксируются малоинерционными датчиками мощности и подаются на инверсные входы усилителей-сумматоров. На прямые входы этих элементов поступают выходные сигналы корректирующих регуляторов 14 и 15, а разностные сигналы усилителей-сумматоров - на ПИД-контроллеры усилителей мощности. Коэффициентами Кпі, К„2 пропорциональности и постоянными времени Тдф1, Тдф2, Тд1, Тд2, Ти1, Ти2 оптимизируют контуры быстрого регулирования для компенсации возмущений в периоды, сравнимые с периодом колебаний переменного тока (20 мс). ПИД-контроллеры с передаточными функциями [13]:

Wu(p)

xвых12 (р) 2

Х ВХі,2(Р) ТДі,2 Р + 1

(1 + ТДі,2 Р +

Т

1

)

1,2

(2)

позволяют произвести настройку каждого из взаимосвязанных контуров регулирования параметров донного и бокового нагревателей с оптимальными для компенсации возмущений коэффициентами (хвых 2 , хвх — изображения выходного и входного сигналов, в долях от номинального диапазона их изменения, р — оператор Лапласа).

Длительность цикла измерения в контурах быстрого регулирования на порядок меньше, чем в обычных контурах коррекции температуры нагревателей. Воздействие на расплав при оптимальной настройке ПИД-контроллеров осуществляется с точностью ±0,2оС. Таким образом, за счет компенсации возмущений в СУ относительные отклонения диаметра КСМ уменьшаются, чем обеспечивается повышение его качества.

В СУ [10-12] корректирующие воздействия по температуре осуществляются только на стадии роста КСМ (т.е. не более чем в течение половины полного цикла выращивания монокристалла). Задача управления ТП не только на стадии роста КСМ, но и на стадии подпитки расплава решена в

СУ [14] (рис .2,в, где блок СУ3 включает в себя все элементы рис.2,б, кроме блоков 14, 17 и 18). СУ содержит блоки логики 26 и определения прогнозного значения сигнала ошибки 27, логические элементы “НЕ” 28 и “2И - ИЛИ - НЕ” 29. В блоке

26 формируются значения индикатора %(t) стадии

5h;

процесса выращивания КСМ: %(t) = 1 при —— ^ 0

Ат

5h;

(рост монокристалла), %(t) = 0 при > 0 (подпитка расплава).

Через интервалы At сигналы ошибки = Уф; - Vp2 (i= 1.. .N) поступают на вход логического элемента 29 и на блок 27. При %(t) = 1 через элемент 29 сигнал ошибки поступает на вход регулятора 14. За время роста КСМ на этот регулятор подается несколько управляющих воздействий. При x(t) = 0 на блок 29 через элемент “НЕ” поступает логическая “1”, а через блок 27 — прогнозное значение сигнала

ошибки Єрасч . Вычисление Єрасч осуществляется на М тактов вперед относительно текущего значения un =є; (оценки линейно меняющегося входного сигнала zn, искаженного помехой) по формулам [15]:

єрасч.М _ un+M _ un ^M' un , (3)

где

n

1-1

^ k0(1,m) • zn _m;k0(1,m)

m=0

2 • (2l-1 + 3m)

ЩЛ) ,

l-1

^ k1(l,m) • zn _m;k1(l,m) m=0

6 • (l-1 - 2m)

(l - 1)l(l +1) ,

l и M — количество измеренных (предшествующих n-му) значений входного сигнала и шаг прогноза, хранящиеся в памяти блока 28.

Для фиксированного числа точек в каждом цикле

(1=5):

а) при M=1

un+m

8zn +5zn-1+2zn-2 zn-3 4zn-4 ;

10 ’

б) при M=2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4)

un+m

5zn ^3zn—1 ^zn-2 zn-3 3zn-4 5

(5)

С выхода элемента 29 на вход регулятора 14 поступает сигнал ошибки Sk . За время подпитки (~6 мин) в СУ [14] на протяжении более 40% времени общего цикла At0 обеспечивается два-три управляющих воздействия, которых не было в СУ [10-12].

Таким образом, корректирующее воздействие дополнительно на боковой нагреватель позволяет

РИ, 2001, № 4

93

осуществить прецизионное управление температурой расплава по изменению величин 5hj + 5hn и

соответственно, по разности заданной Vp2 и фактической v ф скоростей изменения уровня расплава на

протяжении всего цикла выращивания КСМ. Дополнительная коррекция температуры бокового нагревателя находится в пределах ±(0,2ё0,4)°С.

В СУ процессами выращивания КСМ в качестве корректирующих регуляторов температуры бокового и донного нагревателей использованы цифровые программные регуляторы типа РПМ [16].

4. Оценка эффективности СУ

В таблице 2 сопоставлены характеристики, позволяющие судить о положительном эффекте применения разработанных СУ при выращивании КСМ в НТК. Сравнивались параметры крупногабаритных (с размерами 032Ох6ОО мм) сцинтилляцион-ных монокристаллов CsJ(Na), выращенных с использованием различных СУ, а также изготовленных из них детекторов.

Как следует из табл .2, поэтапная модернизация СУ позволила последовательно решать задачи получения КСМ все более высокого качества.

Таблица 2

Характеристики монокристаллов (М) и вырезанных из них детекторов (Д) Типы СУ

1 2 3 4

М Относительное отклонение диаметра образца, % 1,0 0,7 0,6 0,5

Товарный выход образцов, пригодных для изготовления изделий, % 91 92 93 95

Д Собственное энергетическое разрешение, Rc, % 6,2 6,1 6,1 6,0

Световой выход, С, У.Е.С.В. 2,8 2,9 2,9 2,9

Таким образом, необходимость удовлетворить возрастающие требования потребителей сцинтилляци-онных монокристаллов больших размеров явилась стимулом разработки в НТК целой серии устройств и СУ, существенно повысивших показатели качества готовой продукции.

Литература: 1. Суздаль В. С., Герасимчук Л.И., Епифанов Ю.М. и др. Комплекс технических средств для управления тепловым режимом //Тез. докл. IX Нац. конф. по росту кристаллов (НКрК-2000). М,:ИК РАН, 2000. С.213. 2. Пат. Японии N 5059876, С30В 15/26. 3. Пат.

Японии N 5071552, С30В 13/28. 4. Бурачас С.Ф., Стад-ник П.Е., Тиман Б.Л. Автоматизация процессов роста кристаллов//ВНИИ монокристаллов (Хим. пром. Монокристаллы и особо чистые в-ва. Обз. инф.). М.:НИ-ИТЭХИМ. 1984. 69 С. 5. Стадник ПЕ, Суздаль В.С, Заславский Б.Г. Об автоматизации процессов получения кристаллов больших размеров//Получение и свойства кристаллов. Харьков: ВНИИ монокристаллов, 1986. №17. С.91-105. 6. Горилецкий В.И, Радкевич А.В.,Эй-дельман Л.Г. Принципы управляемого вытягивания монокристаллов из расплава (Хим. пром. Монокристаллы и особо чистые в-ва. Обз. Инф.). М.: НИИТЭ-ХИМ. 1977, 54 С. 7. Пат. Японии N 6015435, С30В 15/20. 8. Nalbandyan H.G. Possibility of programming and optimal control of growth in the Czochralski technique// J.Cryst. Growth, 1984. 67, №1. Р.115-118. 9. Пат. РФ №1122014, С30В 15/20. 10. Пат. Украины 29081А. 11. Пол. решение по заявке № 98063101 на патент. 12. Заявка № 2001020889 на патент. 13. Техническое описание и инструкция по эксплуатации прибора регулирующего аналогового Р133, С.23. 14. Коршунов Ю.М. Математические основы кибернетики. М:Энергоато-миздат. 1987. C.431. 15. Тавровский И.И., Суздаль В.С., Епифанов Ю.М. и др. Цифровой программный регуля-тор//Вестник ХГПУ. 2000. Вып.80. С.7.

Поступила в редколлегию 15.06.2001

Рецензент: д-р техн. наук, проф. Тевяшев А.Д.

Суздаль Виктор Семенович, канд. техн. наук, зав. отделом, НТК “Институт монокристаллов”. Научные интересы: автоматизация технологических процессов. Адрес: Украина, 61001, Харьков, пр.Ленина, 60, НИО ЩГК, отд.9.

Епифанов Юрий Михайлович, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник, НТК “Институт монокристаллов”. Научные интересы: автоматизация технологических процессов. Адрес: Украина, 61001, Харьков, пр.Ленина, 60, НИО ЩГК, отд.9.

Звягинцев Владимир Николаевич, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник, НТК “Институт монокристаллов”. Научные интересы: автоматизация технологических процессов. Адрес: Украина, 61001, Харьков, пр.Ленина, 60, НИО ЩГК, отд.9.

Герасимчук Лариса Ивановна, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник, НТК “Институт монокристаллов”. Научные интересы: автоматизация технологических процессов. Адрес: Украина, 61001, Харьков, пр.Ленина, 60, НИО ЩГК, отд.9.

Тавровский Игорь Игоревич, аспирант, НТК “Институт монокристаллов”. Научные интересы: автоматизация технологических процессов. Адрес: Украина, 61001, Харьков, пр.Ленина, 60, НИО ЩГК, отд.9.

Стрельников Николай Иванович, вед. инженер, НТК “Институт монокристаллов”. Научные интересы: автоматизация технологических процессов. Адрес: Украина, 61001, Харьков, пр.Ленина, 60, НИО ЩГК, отд.9.

Артеменко Максим Петрович, инженер, НТК “Институт монокристаллов”. Научные интересы: автоматизация технологических процессов. Адрес: Украина, 61001, Харьков, пр.Ленина, 60, НИО ЩГК, отд.9.

94

РИ, 2001, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.