Научная статья на тему 'Развитие систем управления предприятием'

Развитие систем управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2201
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ / ХОЛДИНГОВАЯ СТРУКТУРА / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ERP (ENTERPRISE RESOURSES PROGRAMM) / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ERP (ENTERPRISE RESOURCES PROGRAM) SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGIES / SOCIAL FACTOR OF MANAGEMENT / BUDGET PLANNING / CORPORATE INFORMATION SYSTEM / ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM / HOLDINGS STRUCTURE / OVERALL SYSTEM OF ENTERPRISE MANAGEMENT / CENTRALIZATION OF PLANNING FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Елизавета Сергеевна

Дан анализ развития теорий систем управления промышленными предприятиями, обоснована необходимость развития информационных технологий как наиболее важного критерия успеха в конкурентной борьбе. Рассмотрен процесс внедрения ИТ на российском рынке на современном этапе, конкретно в корпорации Росатом, и связанные с этим проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранова Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managerial systems Development

The article analyzes trends and directions of the theory of managerial systems development and substantiates the necessity of information technologies development as the most important competition criteria. It exemplifies the current process of IT employment in Russian enterprises, «Rosatom» corporation specifically, and the problems involved therein

Текст научной работы на тему «Развитие систем управления предприятием»

Экономические науки

УДК 657.471.65

Баранова Елизавета Сергеевна Elizaveta Baranova

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

MANAGERIAL SYSTEMS DEVELOPMENT

і ** if/

WJ

у

Дан анализ развития теорий систем управления промышленными предприятиями, обоснована необходимость развития информационных технологий как наиболее важного критерия успеха в конкурентной борьбе. Рассмотрен процесс внедрения ИТ на российском рынке на современном этапе, конкретно в корпорации Росатом, и связанные с этим проблемы

The article analyzes trends and directions of the theory of managerial systems development and substantiates the necessity of information technologies development as the most important competition criteria. It exemplifies the current process of IT employment in Russian enterprises, «Rosatom» corporation specifically, and the problems involved therein

Ключевые слова: система управления предприятием; социальный фактор управления; информационные технологии; централизация функций планирования, холдинговая структура, бюджетное планирование; система ERP (Enterprise Resourses Programm); корпоративная информационная система; комплексная система управления предприятием

Key words: information technologies, social factor of management, budget planning, ERP (Enterprise Resources Program) system, corporate information system, enterprise management system, holdings structure, overall system of enterprise management, centralization ofplanningfunctions

История развития мировой промышленности предопределила эволюцию научных взглядов классической школы управления. Теория Тейлора (1911 г.), основателя классической школы управления, основывалась на выработке многочисленных правил, законов и формул, оформленных в виде норм выработки и норм времени, регламентирующих действия индивидуального работника [14]. В последующем Анри Файоль (1916 г.) развил теорию управления на более высоком уровне и очертил сферу деятельности администрации в виде шести направлений: техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, администрирование.

Основной функцией управления Файоль

определил администрирование и создал систему управления — «административную науку» — на основе 14 принципов: 1) разделение труда; 2) полномочия и ответственность; 3) дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство направлений; 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация; 9) скалярная цель; 10) порядок; 11) справедливость; 12) стабильность рабочего места для персонала; 13) инициатива; 14) корпоративный дух [9]. Данные принципы не являются догматическими и в зависимости от конкретных условий допускают введение новых положений.

В настоящее время в некоторой степени изменился подход к пониманию отдельных

положений, и в качестве основных функций управления преимущественно используются планирование, руководство, учет, контроль, анализ. Однако принципиальная основа, созданная представителями классической школы, осталась почти неизменной, и к системе управления определился подход как к целостному понятию.

Существенный теоретический вклад в развитие мировой науки управления внес немецкий социолог Макс Вебер (1930 г.), который развил положения Тейлора и укрепил созданный жесткий порядок управления предприятием, подтвердив созданную систему как наиболее эффективный метод управления. По теории Тейлора-Вебера выполняемая работа должна быть разделена на отдельные функциональные составные элементы — операции, подвергаемые строгой регламентации и контролю. В развитие этой теории Вебер обосновал специализацию персонала и разделение функционирующей организации на составные части с нормированием работы каждой из них. В этом случае организация строится по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. Кроме того, он полагал, что можно регламентировать функции и количество управленцев. Практически было обосновано построение бюрократической системы.

С начала зарождения теории управления и до 60-х гг. прошлого века принципы управления фирмами были построены по закрытому типу. На таких принципах базировалась управленческая деятельность и в нашей стране. Одновременно происходила эволюция системы управления в направлении перехода от рационального фактора к социальному. Рациональный фактор имеет в виду достижение конкретных целей

— прежде всего максимизацию прибыли. Исходя из этого, организовывалась работа компаний. Однако в своем развитии разработчики теории управления пришли к пониманию того, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей, т.е. рабочих и служащих, что,

в свою очередь, привело к существенному смещению рационализма в сторону ориентации на социальный (человеческий) фактор.

В связи с развитием общества, усложнением видов выпускаемой продукции и ростом наукоемких производств управленческая наука преимущественно стала подходить к решению возникающих проблем на основе социальных факторов с приоритетным учетом внешних обстоятельств, т.к. работа компаний во многом обусловлена внешней средой, рыночной конкуренцией, объемами сбыта и некоторыми другими факторами.

В период существования Советского Союза система управления развитием промышленного сектора исключала частную деятельность, все предприятия входили в государственную собственность, за исключением отдельных кооперативов сельхозпредприятий. Система управления государства основывалась на принципе централизации планирования и учета деятельности всех предприятий, которая предполагала выработку оптимальных пропорций производства для самообеспечения потребностей страны в промышленной продукции и в сфере потребительского рынка.

В восьмидесятые годы, в связи с широким внедрением нового поколения ЭВМ в управленческие процессы, вопросам автоматизации стало уделяться значительно большее внимание, что сказалось на появлении соответствующих исследований в данной области. Однако примеры создания и внедрения реальных алгоритмов решения организационных задач являлись редким исключением, поскольку основные исследования по проблемам экономики труда в этот период, как правило, не предусматривали широкого применения вычислительной техники и создания экономически-матема-тических моделей управления предприятиями [8].

Современный уровень управления предполагает использование информационных технологий. Решение в этих условиях задач управления кадрами имеет двойственную природу. Во-первых, усложнение и

развитие системы управления предприятием (СУП), в том числе с учетом функций, выполняемых кадровой службой, требует обязательного применения информационных технологий (ИТ), поскольку иначе нельзя справиться с обработкой больших объемов информации и поддерживать оперативный уровень решения задач и принятия управленческих решений. А во-вторых, постоянное совершенствование и развитие ИТ позволяет непосредственно корректировать СУП.

В начале XXI в. многие крупные отечественные предприятия для повышения устойчивости на рынке сбыта продукции в процессе совершенствования системы управления начали создавать автоматизированные системы бюджетного планирования на базе компьютерной информационной системы (КИС) 2000. Первоначально были разработаны организационные аспекты построения системы бюджетирования на предприятиях, затем сформировалась методология бюджетного планирования, позволяющая с наибольшей точностью и в кратчайшие сроки получать несколько вариантов будущей деятельности предприятия в целях выбора наиболее оптимального. Внедрение на развитых предприятиях ИС существенно способствовало их устойчивому экономическому росту [2].

В настоящее время принципиально изменилась организационная структура промышленного и торгового комплекса в России. Если в конце XX в. сложная экономическая ситуация в стране определила преимущественное развитие направления разукрупнения действующих предприятий с образованием дочерних компаний по отдельным самостоятельным направлениям деятельности или оказываемым услугам, то в начале XXI в. в наиболее развитых отраслях промышленности получило развитие направление корпоративного укрупнения путем скупки государственными компаниями акций ранее приватизированных предприятий, и в результате акционерные самостоятельные предприятия были объединены в большие холдинговые компании. Например, предприятия, производя-

щие продукцию для российской атомной промышленности, объединены по сферам деятельности. В частности, акционерные предприятия, добывающие природный уран, редкие и благородные металлы и занимающиеся геологоразведочными работами на урановых месторождениях, вошли в корпорацию ОАО «Атомредметзолото» (АРМЗ).

На первом этапе вхождения предприятий в крупные корпорации действующая система управления сохранялась в прежнем виде, а холдинги взяли на себя только функции планирования и контроля по основным корпоративным технико-экономическим показателям. Затем, в соответствии с развитием государственной экономической политики, отечественные корпорации начали реформировать свою систему управления в направлении максимальной централизации всех функций планирования, учета и контроля производственной и финансовобюджетной деятельности, используя прогрессивный мировой опыт.

Выбор направления реформирования системы управления в значительной степени был аргументирован созданием надежного метода контроля движения финансовых потоков, блокирующих возможность использования коррупционных отношений между участниками рынка и производителями.

Мировая практика показала, что в системе управления создаваемых крупных холдингов без новых принципиальных усовершенствований методов управления могут возникнуть прежние организационные проблемы, в принципе, подтверждающие известное заключение С.Н. Паркинсона «Чем больше и разветвленнее паутина, тем больше дел стекается в головную контору, а решать их некогда. Вот и принимаются неверные решения, да еще с опозданием, а неотложные проблемы валятся в одну кучу с пустяковыми» [16]. Поэтому, с учетом современных условий интенсивного развития отечественной экономики, в корпорациях и в крупных промышленных компаниях потребовалось создание эффективных систем управления на основе инновационного

развития теории управления с использованием передового международного опыта информационного обеспечения производственных систем. Для решения этой проблемы многие крупные предприятия под угрозой экономического кризиса, опираясь на развитие информационных технологий, как на наиболее важный критерий успеха в конкурентной борьбе, приступили к полномасштабным инвестициям в ИТ, начали разрабатывать и внедрять дополнительные меры по повышению эффективности производства, снижению себестоимости продукции и услуг.

В крупных корпорациях активно ведется реформирование работы отраслевых финансово-экономических блоков и служб информационных технологий, которые нацелены на создание системы оптимизации планирования направлений и объемов производства, а также для осуществления прозрачного контроля над эффективным расходованием инвестиций и оборотных средств по всем технологическим и структурным звеньям.

Достижение высокой экономической эффективности использования новых систем управления ожидается за счет повышения производительности труда и сокращения затрат по следующим статьям: снижение себестоимости производства, объектов капитального строительства; снижение уровня складских запасов и повышение оборотных активов за счет более точного их планирования; сокращение затрат на закупку материалов.

С 2010 г. все предприятия атомной отрасли промышленности перешли на единую систему материально-технического снабжения, выбора подрядчиков для различных работ и услуг, основанную на электронных торгах с полной прозрачностью заключаемых сделок, исключающей возможность коррупции и закупок по завышенным ценам.

В конечном варианте во всей корпорации «Росатом» должно быть не более десяти ИТ-программ. Главенствующую роль в ИТ-программах займет система EBP (Enterprise Besourses Programm). На такую

систему придется более половины разных технологических решений, поскольку она охватывает около 100 % административных процессов в действующих компаниях и около 70 % процессов, связанных с производственной деятельностью. Практически на ИТ возлагается выполнение важнейших базовых функций централизованной системы управления предприятием и холдингом.

В отраслевой программе развития уранодобывающей корпорации «АРМЗ» значительное внимание уделяется обеспечению эффективной работы ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ППГХО), крупнейшего в России уранодобывающего предприятия, использующего передовые способы подземной добычи, обогащения и переработки урановых руд.

До недавнего времени на различных участках системы управления предприятием использовались разнородные программы, требующие сложного сопровождения и не позволяющие оперативно получать информацию о текущем состоянии производства. В целях реорганизации управления предприятием в 2007 г. по инициативе руководства Росатома в ОАО «ППГХО» была начата разработка проекта интегрированной информационной системы, включающего не только создание единого источника информации для управленческого, бухгалтерского и налогового учета, но и модернизацию имеющейся информационной инф-раструктурыпредприятия [5].

Задача создания единой информационной системы заключалась в организации надежной системы управления, позволяющей руководству и специалистам предприятия оперативно получать достоверную информацию, необходимую для принятия управленческих решений, вести бухгалтерский и налоговый учет в режиме реального времени, а также исключить человеческий фактор при подсчете, сортировке и передаче информации.

В единую информационную сеть объединены все подразделения «ППГХО»: урановое горнорудное управление, разре-зоуправление «Уртуйское», гидрометал-

лургический завод, теплоэлектроцентраль, управление ОАО «ППГХО», кустовой вычислительный центр, управление материально-технического снабжения и комплектации и т.д.

Функциональные возможности информационной системы охватывают управление затратами и себестоимостью; финансами; договорами; основными средствами и нематериальными активами; персоналом, включая кадровый учет и расчет заработной платы; бухгалтерский и налоговый учет (формирование бухгалтерской и налоговой отчетности); материально-техническим обеспечением и запасами.

В части модернизации ИТ инфраструктуры предприятия произведено:

— усовершенствование комплекса инженерных систем центра обработки данных, обеспечивающего функционирование центрального узлового сегмента единого информационного пространства;

— создана единая сеть передачи данных, обеспечивающая доступ пользователей подразделений предприятия к серверам системы управления ресурсами и к сети ИНТЕРНЕТ;

— расширено корпоративное программное обеспечение.

В результате проведения этих мероприятий на предприятии введены в промышленную эксплуатацию все рабочие места конечных пользователей (до 2000 ед.), что позволило перейти на качественно новый уровень управления процессами деятельности объединения.

Внедрение НС на предприятии «ППГХО» началось путем полной замены используемого ранее документооборота на цифровой в единой информационной сети, что в начальный период освоения новых методов серьезно усложнило систему планирования, учета и управления производством. Период внедрения и освоения новых информационных систем потребовал значительных дополнительных трудовых затрат на освоение новых информационных программ и на цифровой ввод большого перечня различных исходных данных по всему производственному комплексу, но после освое-

ния системы прогнозируется значительное сокращение промежуточных оперативных звеньев и численности сотрудников.

В качестве основной ИС по критерию минимальной стоимости была выбрана система «Ахар1а», но в связи с тем, что информационная система «Ахар1а» была создана разработчиками для маломасштабных торгово-промышленных предприятий, в начальный период работы внедряемого варианта системы на «ППГХО» потребовалась корректировка ряда программ применительно к условиям крупного уранового горно-химического предприятия. В частности, на первом этапе внедрения были отмечены значительные отклонения вычисленных результатов от фактических данных по различным видам продукции по причине принятого программой метода укрупнения номенклатуры и усреднения цен по хранящимся и поступающим материалам. Поэтому с учетом полученных результатов произведена корректировка программы ввода исходных данных по основным влияющим факторам. Информационная программа также включает систему управления ремонтами, в которой учтен весь перечень эксплуатируемого оборудования. Для каждого работающего механизма в ПС введены графики выполнения капитальных и текущих ремонтов, определен перечень необходимых материалов в соответствии с утвержденными нормами. Движение материальных потоков при реализации графиков ремонта полностью контролируется информационной системой.

Все направления развития ИС отрасли и предприятий предусмотрены принятой за основу программой трансформации финансово-экономического блока, рассчитанной на период до 2011 г. и направленной на повышение эффективности деятельности госкорпорации «Росатом» за счет внедрения единых стандартов и подходов в области политики планирования и оценки деятельности, бюджетирования, инвестиционной, учетной политики, формирования финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО), а также создания единого информационного пространства отрасли на

основе передовых информационных технологий.

В результате внедрения первого этапа единой отраслевой ИС в 2010 г. 100 предприятий «Росатома» впервые сформировали единый консолидированный бюджет госкорпорации. В ближайший период за-

планирована детализация и более глубокая проработка методик, а также автоматизация процессов планирования и бюджетирования, которая позволит значительно уменьшить количество рутинной и бумажной работы, сократить количество ошибок и повысить производительность труда.

Литература

1. Андрианов В. Интеллектуальная модель управления в бизнесе (опыт компании) // Проблемы теории и практики управления, 2001. — №3.

2. Гайфуллин Б., Обухов И. Современные системы управления предприятием // Компьютер Пресс, 2001. — № 9.

3. Галушка И. Управление экономикой. — М.: Политлит, 1985.

4. Головлев A.B. Создание информационной системы в ОАО «ППГХО» // Горный журнал, 2008. — № 8.

5. Иванов В.Г., Култышев В.И., Колесаев В.Б., Литвиненко В.Г. и др. Оптимизация разработки сложноструктурных урановых месторождений. — М.: Горная книга, 2007.

6. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: учеб. пособие для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

7. Кутыркин С.Б., Волчков С.А., Балахонова И.В. Повышение качества предприятия с помощью информационных систем класса ERP // Методы менеджмента качества, 2000. — №4.

8. Любимова Н.Г. Менеджмент — путь к успеху. — М.: Агропромиздат, 1992.

9. Мартынов С.Д. Профессионалыв управлении. — Л.: Лениздат, 1991.

10. Николаев Ю. Оцифровка Росатома // Атом-пресса, 2009. — № 50.

11. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: учеб.-метод. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.

12. Оганесян H.A. Управление персоналом организации. — М.: Амалфея, 2000.

13. Слоан Д.А. Управление горными предприятиями. — М.: Недра, 1987.

14. Тейлор Ф.У. Научная организациятруда. — Изд. 2-е. — М.: Транс. Печать, 1925.

15. Шехватов Д. Управление основными фондами: как автоматизировать ремонты и техническое обслуживание // Журнал СЮ, 2003. —№2.

16. Шим Джей К., Джоэл Г. Сигел. Финансовый менеджмент. — М.: Информационно-изда-тельскийдом«ФНЛПНЪ», 1996.

17. Щиборщ К.В. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий // Аудитор, 2003. — №1.

Коротко об авторе______________________________________________Briefly about the author

Баранова E.C., доцент кафедры экономической Е. Baranova, assistant professor, Department of eco-

теории, Читинский государственный университет nomic theory, Chita State University

(ЧитГУ)

Служ. тел.: (3022) 28-20-18

Научные интересы: теория и практика управле- Research area: theory and practice of management

НИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.