УДК 372.879.6
РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ
Анна Владимировна Попова, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), Хабаровск; Ольга Сергеевна Шнейдер, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
Хабаровск
Аннотация
В статье представлены материалы по методике развития силовых способностей у юношей 1517 лет с использованием запатентованных тренировочных устройств «Ролик гимнастический» и «Устройство контроля за положением тела человека при выполнении физических упражнений». Определено, что методика использования предложенных тренировочных устройств для развития силовых способностей оказывает эффективное воздействие на развитие силы у старшеклассников. При этом данная методика содействует улучшению показателей морфофункционального развития юношей.
Ключевые слова: физкультурное образование, юноши, физические качества, силовые способности, тренировочное устройство, физическое развитие, контроль за развитием силовых способностей.
DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES OF YOUTH WITH HELP OF
TRAINING DEVICES
Anna Vladimirovna Popova, the candidate of pedagogics sciences, senior lecturer, Far Eastern State Transport University, Khabarovsk; Olga Sergeevna Shneider, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, department chairman, Far Eastern State Academy of Physical
Culture, Khabarovsk
Annotation
The article presents the information connected with the methodology of development of strength abilities of the youth with use of the patented training devices "gymnastic roller" and device for control of the body position of the man at carrying out the physical exercises" and description of these devices. Besides, the results of the pedagogical experiment on approving the carryied out methodology are also presented.
Keywords: physical culture education, youth, physical qualities, strength abilities, training devices, physical development, control for development of strength abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из объективных показателей состояния здоровья населения является физический статус, включающий в себя физическое развитие и физическую подготовленность. Многие специалисты отмечают, что у большинства юношей школьного возраста регистрируется пониженный уровень физической подготовленности, не соответствующий требованиям учебной программы по физической культуре, готовности к воинской службе и нормам ВФСК ГТО. Необходимо заметить, что причинами такой ситуации выступают большие учебные нагрузки, вызывающие дефицит двигательной активности и слабость мышечного корсета.
Между тем специалисты отмечают, что одной из важных задач физического воспитания юношей 16-17 лет является развитие их силовых способностей. Самыми благоприятными периодами для развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 14 до 17-18 лет. Доля мышечной массы в общей массе тела составляет примерно к 14-15 годам -33%, а к 17-18 годам уже 45% [4, 5]. В результате силовой тренировки мускулатура может увеличиваться до половины общей массы тела. Кроме того, обнаружен ряд публикаций, в которых отмечено, что методики по развитию физических качеств у старших школьников
должны предлагать весьма разнообразные средства и мобильные тренировочные устройства для поддержания интереса школьников к занятиям и для повышения эффективности выполнения индивидуальных заданий.
Очевидно, что традиционные средства и подходы к физической подготовке юношей в школах недостаточно хорошо решают задачу развития силовых способностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам обследования школьников г. Лесозаводска были разработаны модельные уровни развития мышечных групп туловища у юношей 15-17 лет. Определено, что вариация данных развития мышц туловища у юношей является высокой, а 25,4% старшеклассников имеют показатели развития силовых способностей ниже среднего уровня. Наиболее значимый средний прирост в развитии этого физического качества наблюдается с 15 до 17 лет (30%), а после 17-ти лет темп его развития снижается до 18%.
На основании полученных данных была разработана методика развития силовых способностей юношей 15-17 лет, направленная на повышение уровня их физической подготовленности и морфофункционального развития. Главной особенностью методики развития силовых способностей юношей явилось использование тренировочных устройств.
С целью сокращения сроков усвоения техники выполнения тренировочных и контрольных упражнений, а также для совершенствования процедуры контроля за развитием силовых способностей было разработано тренировочное устройство, которое определяет правильность положения звеньев тела относительно друг друга при выполнении упражнений [3].
Перед началом выполнения упражнения прибор прикрепляется к какому - либо из звеньев тела обучающегося, так как на корпусе устройства есть манжета с карманами. Крепится она в зависимости от выполняемого упражнения (например, если обучающийся выполняет приседания, то прибор нужно крепить к задней поверхности бедра, если выполняются подъемы туловища из положения лежа в положение сидя, то устройство размещают на груди, если нужно выполнить подъемы ног в висе на перекладине, то прибор крепят на щиколотке, при выполнении сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, устройство устанавливают на плече). Когда манжету закрепят на теле с помощью «липучки», то в один из карманов манжеты устанавливается датчик. После этого упражнение можно выполнять. В ходе выполнения повторений упражнения на цифровом табло появляется информация о количество выполненных упражнений, которые соответствуют необходимым техническим параметрам, то есть повторы упражнения, выполненные с искажением эталонной техники, не засчитываются. Таким образом тренировочное устройство дает срочную информацию о качестве выполненных движений и обеспечивает двигательную наглядность.
Также в данной методике предусмотрено использование тренировочного устройства «Ролик гимнастический», с помощью которого можно выполнять упражнения для развития силы мышц туловища [2]. У данного устройства есть ось, на которой установлены колеса, также на ней размещают кольца (минимум одно и до трех, причем кольца могут быть разной толщины), чтобы изменять диаметр одного из колес.
Колеса жестко закреплены на оси. Для увеличения линии контакта ролика с поверхностью движения они смещены от центра оси на одинаковом расстоянии. Это дает возможность его вращения вокруг оси. Длина линии контакта ролика с поверхностью движения равна ширине двух его колес и расстоянию между ними. Длина оси 30-40 см и выполнена с ручками по концам.
С использованием этого тренировочного устройства можно выполнять различные упражнения. Например, перемещать ролик по прямой из положения упора стоя на коленях до положения лежа руки вверх из исходного положения упор, стоя на коленях, хват руками за ручки оси ролика гимнастического. Относительно поверхности движения продольная ось обучающегося перпендикулярна.
Ролик перемещается по поверхности вперед при выполнении упражнения по прямой в направлении продольной оси занимающегося. По мере выполнения расстояние между опорами увеличивается, и обучающийся переходит из положения упора стоя на коленях в упор лежа на коленях. В силу значительной длины линии контакта ролика с поверхностью движения, при выполнении данного упражнения, тело выполняющего находится в состоянии устойчивого равновесия. Это обеспечивает предотвращение падения на бок и дает возможности многократного количества повторений упражнения. Упражнения с траекторией движения влево и вправо тоже можно выполнять с помощью данного тренировочного устройства.
Важно отметить, что разработанные тренировочные устройства являются компактными и мобильными. Их можно использовать для выполнения как симметричных классических упражнений для укрепления мышц тела, так и ассиметричных упражнений, направленных непосредственно на коррекцию осанки.
Для определения эффективности разработанной методики дополнительных занятий для старшеклассников, с использованием тренировочных устройств, проводился эксперимент в контрольной и экспериментальной группах юношей (по 10 человек в каждой). Все юноши занимались физической культурой на школьных уроках, которые проводили по программе В.И. Ляха (2013) [1]. Дополнительные формы занятий по физической культуре, с целью развития силовых способностей проходили 2 раза в неделю во второй половине дня. Юноши обеих групп занимались развитием силовых способностей по разработанной методике. Но, контрольная группа без использования тренировочных устройств.
Анализ физического развития и физической подготовленности юношей до и после эксперимента выявил значительный прирост показателей. Среди морфофункциональных характеристик юношей достоверно значимые внутригрупповые изменения обнаружены в контрольной и экспериментальной группах по показателям жизненной емкости легких (в среднем на 15%), по времени восстановления частоты сердечных сокращений после нагрузки (на 13%), в силе ведущей кисти (на 14,4%). На основе полученных данных можно констатировать о благоприятном воздействии комплексов для развития силовых способностей на функциональные системы организма школьников.
Эффективность методики с использованием тренировочных устройств определялась по данным прироста силы мышц туловища. Так, в экспериментальной группе, прирост показателей в упражнении «подтягивание на высокой перекладине» оказался более значительным (36%), чем в контрольной (27%). Также в контрольных упражнениях для мышечных групп правого и левого боков у школьников экспериментальной группы обнаружено достоверное значимое преимущество, прирост составил в среднем 33%, а в контрольной группе данные показатели увеличились в среднем на 4%. Такая же тенденция отмечена в показателях мышечных групп живота и спины.
ВЫВОД
Анализируя полученные данные, можно сказать, что методика использования предложенных тренировочных устройств для развития силовых способностей оказывает более эффективное воздействие на развитие силы у старшеклассников. При этом данная методика содействует улучшению показателей морфофункционального развития юношей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лях, В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 10-11 классы / В.И. Лях. - Москва : Просвещение, 2013. - 75 с. - ISBN 978-5-09-068754-6.
2. Патент 173359 РФ. Ролик гимнастический / А.В. Попова, Е.А. Дроздов, М.А. Попов, О.С. Шнейдер ; ДВГУПС (РФ). - № 2016118725 ; заявлено 13.05.2016 ; опубликовано 23.08.2017; Бюл. № 24.
3. Патент 100892 РФ, Устройство для контроля за положением костно-мышечного аппарата человека при выполнении физических упражнений / А.В. Котелевская, О.С. Шнейдер ; ДВГУПС. -№ 2010130379 ; заявлено 20.07.2010 ; опубликовано 10.01.11; Бюл. № 1.
4. Пономарев, А.А. Технология дифференцирования силовой подготовки школьников на основе учета типологических особенностей телосложения и биологической зрелости : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пономарев А.А. - Волгоград, 2006. - 16 с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М. : Академия, 2003. - 480 с. - ISBN 5-7695-0853-1.
REFERENCES
6. Lyakh, V.I. (2013), Physical Culture. Educational programs, Education, Moscow.
7. Popova, A.V., Drozdov, E.A. and O.S. Shneider (23.08.2017), Gymnastic roller, Patent 173359, Far Eastern State Transport University, RF, No. 2016118725.
8. Kotelevskaya, A.V. and Shneider, O.S. (10.01.2011), Device for control of position ofbone -muscle system of a man during performance of physical exercises, Patent 100892, Far Eastern State Transport University, RF, No. 2010130379.
9. Ponomarev, A.A. (2006), Technology differentiation of strength training of schoolchildren on the basis of taking into account typological features ofphysique and biological maturity, dissertation, Volgograd, 16 p.
10. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2003), Theory and method of physical education and sport: a tutorial for the stud. of higher educational establishments, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.06.2019
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ЯКУТСКОМ РЕГИОНЕ
Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент;
Татьяна Александровна Шмальц, студентка, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета
(ТИ (ф) СВФУ), г. Нерюнгри
Аннотация
Авторами представлено исследование состояния физического здоровья студентов 1-2 курсов, будущих специалистов Якутского региона. Выявлено, что показатели физического развития, функциональной подготовленности, адаптационных возможностей организма студентов в основном находятся в пределах здорового нетренированного человека. Обозначились слабые звенья физического развития: низкий показатель силового индекса и у юношей, и у девушек. Среди показателей функциональной подготовленности констатируются затруднения в работе сердечнососудистой системы по коэффициенту экономизации кровообращения у юношей и недостаточная функциональная подготовленность дыхательной системы по пробе Штанге у девушек. По уровню функционального состояния обе категории студентов попали в группу риска. Анализ полученной информации нацеливает на усиление работы по физическому воспитанию в вузе.
Ключевые слова: будущие специалисты, физическое здоровье, физическое развитие, функциональная подготовленность, адаптационные возможности.
RESEARCH OF PHYSICAL HEALTH OF FUTURE EXPERTS IN YAKUTSK
REGION
Larisa Anatolyevna Prokopenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Aleksandrovna Schmalz, the student, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University, Neryungri
Annotation
The authors present the study of the physical health of the 1-2 courses students, future specialists of the Yakut region. It has been revealed that the indicators of physical development, functional readiness, adaptive capabilities of the body of students are mainly within the healthy untrained person. There were