Научная статья на тему 'Развитие сил и средств социального контроля информационной безопасности федеральных государственных унитарных предприятий'

Развитие сил и средств социального контроля информационной безопасности федеральных государственных унитарных предприятий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ И РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗЫ / SOCIAL CONTROL / INFORMATIZATION / INFORMATION SECURITY / INFORMATION TECHNOLOGY / INSTITUTIONAL CONTROL / NON-INSTITUTIONAL FORM / CORRELATION AND REGRESSION ANALYSES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Базелюк Никита Григорьевич

Современные информационные технологии, своевременное решение проблем информационной безопасности во многом определяют эффективность работы и конкурентоспособность ФГУП. В статье приведены формы, основные инструменты, ключевые меры социального контроля. Результаты корреляционного и регрессионного анализа показали зависимость между действиями администрации и мнением сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Базелюк Никита Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RESOURCES AND MEANS OF SOCIAL CONTROL OF INFORMATION SECURITY AT FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES

Modern information technologies and timely resolution of information security issues in many respects determine the efficiency and competitiveness of federal state unitary enterprises. The article describes the main forms, tools and key measures of the social control. Results of the correlation and regression analysis has shown the relationship between the actions of administration and the opinion of employees.

Текст научной работы на тему «Развитие сил и средств социального контроля информационной безопасности федеральных государственных унитарных предприятий»

УДК 316.354:004.056

Базелюк Никита Григорьевич аспирант Современной гуманитарной академии

РАЗВИТИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Bazelyuk Nikita Grigoryevich PhD student, Modern Academy for the Humanities

DEVELOPMENT OF RESOURCES AND MEANS OF SOCIAL CONTROL OF INFORMATION SECURITY AT FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES

Аннотация:

Современные информационные технологии, своевременное решение проблем информационной безопасности во многом определяют эффективность работы и конкурентоспособность ФГУП. В статье приведены формы, основные инструменты, ключевые меры социального контроля. Результаты корреляционного и регрессионного анализа показали зависимость между действиями администрации и мнением сотрудников.

Ключевые слова:

социальный контроль, информатизация, информационная безопасность, информационные технологии, институциональный контроль, общественный контроль, неинституциональная форма, корреляционный и регрессионный анализы.

Summary:

Modern information technologies and timely resolution of information security issues in many respects determine the efficiency and competitiveness of federal state unitary enterprises. The article describes the main forms, tools and key measures of the social control. Results of the correlation and regression analysis has shown the relationship between the actions of administration and the opinion of employees.

Keywords:

social control, informatization, information security, information technology, institutional control, social control, non-institutional form, correlation and regression analyses.

В последнее десятилетие информация приобрела статус одного из важнейших национальных ресурсов, формирующих экономический, научно-технический и оборонный потенциал страны [1, с. 47]. Современные информационные технологии не просто обеспечивают труд ученых, инженерно-технических работников, политических и военных деятелей, представителей искусства и образования, они являются неотъемлемой частью, определяющей эффективность деятельности сотрудников, важным условием прогресса и инновационного развития предприятия [2, с. 134]. Широкое внедрение информационных технологий во все сферы жизни людей влечет новые проблемы, связанные с угрозой утраты ценной информации. Особо актуальным вопросом современности, который носит всеобщий характер и касается отдельного человека, общества, государства, становится решение проблемы социального контроля обеспечения информационной безопасности (ИБ).

Социальный контроль информационной безопасности федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) складывается из решения организационно-технических, правовых и социальных вопросов и основывается на проверке фактически достигнутых результатов деятельности в сравнении с ожидаемыми, то есть запланированными ранее, путем применения властных полномочий и санкций [3, с. 15]. Социальный контроль ИБ включает систему методов и процедур, с помощью которых сотрудники, отвечающие за ИБ ФГУП, согласовывают свою деятельность с социальными предписаниями и ожиданиями администрации. «Контроль, как свидетельствует социальная практика, должен быть регулярным, системным, разносторонним (горизонтальным, вертикальным), внезапным, постоянным, экономичным и т. п.» [4, с. 25].

Социальный контроль на ФГУП имеет два вида: административный и общественный. Административный реализуется посредством специального контролирующего органа какой-либо государственной организации. Госконтроль, как показали результаты анализа научной, правовой литературы, подразделяется на политический, административный (надзорные органы исполнительных органов власти) и судебный (гражданский, арбитражный, конституционный суды). Общественный, по мнению экспертов (Ы = 15), - один из видов саморегулирования, основан на действии нравственно-психологических механизмов, регулирующих поведение сотрудников силой социальных предписаний и ожиданий [5, с. 110]. Одно из его средств - общественное мнение [6, с. 37]. Обязательными принципами подобного контроля над поведением людей являются публичность и гласность. При формальном (государственном) контроле используются силы и средства организации трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), разрабатываются особые правила, выполнение которых проверяется должностными лицами. В процессе

регулирования деятельности производственной компании самая актуальная проблема - совершенствование форм и методов общественного контроля [7, с. 19].

Технология социологического исследования, включающая регрессионный анализ, позволила выявить зависимость осведомленности сотрудников ФГУП о существовании эффективной системы социального контроля за информационной безопасностью от степени информированности данных респондентов о проводимых на предприятии мероприятиях по обеспечению информационной безопасности. Простая линейная регрессия показала, что чем больше администрация ФГУП уделяет внимания информированию своих сотрудников о подобных мероприятиях, тем больше опрошенных считают, что в их учреждении существует эффективная система социального контроля. Как видно из уравнения регрессии у = а + Ьх (а - константа; b - регрессионный коэффициент при значении, которое определяют критерии эффективности системы контроля за информационной безопасностью), у = 25,436 + 0,823х, значение коэффициента регрессии независимой переменной в построенной модели составляет 0,823. То есть показатель информированности о проводимых на предприятии мероприятиях по обеспечению информационной безопасности равняется 0,823.

Регрессионная модель показывает, что если независимые показатели никак не совершенствуются, то эффективность системы контроля над информационной безопасностью рационализируется только на число, равное константе, то есть на 25,436. Рационализация процесса информирования, например, на 10 условных единиц приведет, по мнению респондентов, к повышению эффективности системы контроля над информационной безопасностью на 33,67 ед.; а увеличение на 1000 ед. - соответственно на 848,44 ед. (у = (25,436 + 0,823х)10 = 33,67; у = (25,436 +

0.823.)1000 = 848,44).

Результаты анализа показывают, что чем выше уровень информированности о проводимых на ФГУП мероприятиях по обеспечению информационной безопасности, тем эффективней (по мнению респондентов) система социального контроля за ИБ. В ходе социологического исследования проведен корреляционный анализ для определения близости взглядов сотрудников ФГУП по вопросам «Есть ли необходимость в создании на предприятии отдела по информационной безопасности?» и «Есть ли необходимость введения должности инженера по информационной безопасности на предприятии?» с применением метода ранговой корреляции Спирмена и программы SPSS Statistics 20.0. Высокий уровень корреляции (0,747) по всем группам подтверждает предположение о близости взглядов респондентов на представленные вопросы.

Таким образом, социальный контроль представляет собой комплексную систему процессов и механизмов, которые обеспечивают поддержание социально приемлемых образов поведения администрации, руководителей подразделений и рядовых сотрудников по обеспечению ИБ и функционированию ФГУП в целом. Ключевыми мерами социального контроля с точки зрения законодательства являются обеспечение конфиденциальности персональных данных сотрудников ФГУП, защита учета данных предприятия, право на интеллектуальную собственность.

Мероприятия по управлению информационной безопасностью, подлежащие социальному контролю, включают проверку документов, описывающих политику информационной безопасности ФГУП; распределение обязанностей по обеспечению ИБ; полное информирование всех сотрудников. Важнейшими факторами успеха социального контроля можно считать соответствие задач и мероприятий целям экономической стабильности предприятия; согласованность политики ИБ с корпоративной культурой ФГУП; обучение всех сотрудников в рамках политики ИБ; комплексную систему социологического исследования показателей, используемых для оценки эффективности управления информационной безопасностью.

Ссылки:

1. Гостев А.Н., Демченко Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства : монография. М., 2011. 193 с.

2. Гостев А.Н., Демченко Т.С. Управление информационно-психологической защитой социальной организации : монография. М., 2013. 224 с.

3. Гостев А.Н., Демченко Т.С. Система трудоустройства населения: социологический аспект // Социология образования. 2015. № 2. С. 9-23.

4. Гостев А.Н., Демченко Т.С., Семенова В.Г. Муниципальное управление трудоустройством населения // Там же. С. 23-33.

5. Гостев А.Н. Общественный контроль производственных компаний // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, политология, культурология. 2015. С. 108-116.

6. Общественный контроль производственных компаний: система протестных форм / А.Н. Гостев, В.М. Ананишнев, Т.С. Демченко, С.С. Демидова // Системная психология и социология. 2015. № 16.

7. Алтухова О.А., Гостев А.Н. Общественный контроль деятельности мировых судей: образовательный аспект // Социология образования. 2015. № 9. С. 17-27.

References:

1. Gostev, AN & Demchenko, TS 2011, Civil society: control over the activity of the state: a monograph, Moscow, 193 p.

2. Gostev, AN & Demchenko, TS 2013, Office of Information and psychological protection of social organization: a monograph, Moscow, 224 p.

3. Gostev, AN & Demchenko, TS 2015, 'Public employment system: sociological aspect', Sociology of Education, no. 2, p. 9-23.

4. Gostev, AN, Demchenko, TS & Semenova, VG 2015, 'Municipal management employment population', Sociology of Education, no. 2, p. 23-33.

5. Gostev, AN 2015, 'Public control of production companies', Herald of Adygeya State University. Series: Regional Studies: philosophy. History, sociology, political science, cultural studies, p. 108-116.

6. Gostev, AN, Ananishnov, VM, Demchenko, TS & Demidova, SS 2015, 'Public control of production companies: the system of protest forms', Systemic psychology and sociology, no. 16.

7. Altukhova, OA & Gostev, AN 2015, 'Public control over the activities of magistrates: educational aspect', Sociology of Education, no. 9, p. 17-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.